Афазия речевая детская, афразия у детей и у взрослых

Невролог

СЕМЕНОВА

Ольга Владимировна

Стаж 5 лет

врач-невролог, заведующий кабинетом диагностики и лечения когнитивных расстройств

Записаться на прием

Заболевание, при котором у человека наблюдается снижение словесно-логического мышления и проявляются другие расстройства восприятия речи, получило название сенсорная афазия. В отличие от других форм, сенсорная считается легкой, пациент способен воспринимать отдельные слова и короткие фразы на не во всех случаях. Человек с расстройством такого плана слышит, но не так как надо, слова звучат, будто на другом языке. На этом фоне усиливается тревога, не исключена дезориентация в пространстве.

Признаки и причины сенсорной афазии

Сенсорная афазия может возникнуть в результате широкого спектра причин. К данному заболеванию могут привести как заболевания сердечнососудистой системы, так и травматические повреждения головы и центральной нервной системы. Самыми частыми причинами формирования сенсорной афазии являются:

  • Острые и транзиторные нарушения церебрального кровотока, например, эмболии или геморрагический инсульт. Эмболизация может произойти в результате наличия нестабильной атеросклеротической бляшки в русле одной из сонных артерий или в результате попадания тромба из ушка левого предсердия при артимогенных состояниях.
  • Травматические повреждения головы, чаще всего происходящие при транспортных авариях. Контузии и черепно-мозговые травмы могут приводить к одномоментному повреждения корковых и подкорковых структур или повреждению в отсроченном варианте при развитии отёка головного мозга.
  • Онкологические процессы с локализацией в черепной коробке. Доброкачественные или злокачественные опухоли могут стать значимым фактором в развитии сенсорной афазии.

Важно отметить то, что в формировании поражения чаще всего задействованы следующие ветви, входящие в бассейн средней мозговой артерии:

  • Нижняя ветвь средней мозговой артерии;
  • Задняя височная артерия;
  • Артерия угловой извилины.

Формы сенсорной афазии

Существует несколько значимых клинических форм сенсорной афазии, характерных для сенсорной афазии. При присоединении к поражённой зоне Вернике дополнительных патологических очагов коркового вещества появляются новые симптомы в нарушении речевой функции. В связи с этим специалисты-неврологи выделяют следующие формы афазии:

Семантическая афазия

При этой афазии происходит нарушение опознавания логики и взаимосвязи слов и предметов. Особенно это касается пространственного восприятия.

Акалькулия-афазия

В данном случае ключевым симптомом является формирование локализованного нарушения речевой функции. А именно нарушения счёта. При этом другие формы речи у больного не страдают.

Сенсорно-моторная афазия

Отсутствие осознания речи связано не только с поражением корковой части слухового анализатора, но и с нарушением артикуляционной функции. Иными словами человек не может правильно оценить жестикуляции при произношении конкретного слова как у другого человека. Так и у самого себя. Сам пациент не осознаёт своего заболевания и весьма раздражается в ситуациях, когда его не понимают.

Тотальная афазия

При таком варианте у пострадавшего отмечается комбинация разных видов функционального расстройства речевой функции. У больного отмечаются нарушения письменной и устной речи. В данном случае пациент не воспринимает чужую речь и сам также не может что-либо ответить.

АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

Афферентная моторная афазия возникает при поражении вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной или роландовой борозды.

Различают два типа этой афазии. Первый тип афазии наблюдается при поражении постцентральных отделов левого полушария как у правшей, так и у левшей, и характеризуется полной утратой экспрессивной речи. Второй тип афазии наблюдается у лиц, переученных в дошкольном и младшем школьном возрасте с левой руки на правую.

При первом варианте афферентной кинестетической моторной афазии выраженная апраксия артикуляционного аппарата может привести к полному отсутствию спонтанной речи. Попытки произвольного повторения звуков приводит к хаотичным движениям губ и языка, к литературным заменам. Больные дробят закрытый слог на два открытых, дробят стечения согласных в слоге, опускают согласные звуки. И при этом слова тут, там, вот и т.д. звучат как ту-ть, та-мь, во-ть и т.д.

В процессе комплексного лечения пациентов после инсульта в клинике «Времена года», наблюдается быстрое восстановление понимания ситуативной разговорной речи, понимание значений отдельных слов, возможностью выполнения несложных инструкций. У больных длительно наблюдается специфические особенности нарушения понимания. Это связано с вторичным нарушением фонематического слуха. При данной форме афазии, возникают трудности в распознавании на слух слов со звуками, имеющими общие признаки по месту слов со звуками, имеющими общие признаки по месту и способу артикуляции (грубые — переднеязычные, сонорные — гласные и т. д. Наблюдаются трудности понимания лексических средств языка, передающих различные сложные пространственные отношения.

Трудности в понимании вызывают глаголы с приставками (завернуть, возвращаться и т. д.), в понимании значений личностных местоимений, употребляемых в косвенных падежах, что объясняется отсутствием в них предметной направленности, обилием фонематических изменений (например, мне-меня-мною).

Нарушения чтения и письма зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата. В процессе нейрореабилитации в нашей клинике восстановление внутреннего чтения часто опережает восстановление письменной речи. При записи слов под диктовку, при письменном названии предметов, при попытках письменного общения с окружающими сказываются все артикуляционные трудности, т.е. наблюдаются множественные литературные параграфии, отражающих смешение гласных и согласных фонем, близких по месту и способу артикуляции, пропускаются согласные (сонорные).

При втором варианте афферентной моторной афазии больные с трудом сохраняют порядок букв в слове, представляют их зеркальность, пропускают гласные или же пишут сначала все согласные, а затем уже гласные, и у них сохраняется представление о наличии звука в слове, например, пропуская букву «ё», в слове «ведёт», больной ставит две точки над «д».

Симптомы

Клинические проявления сенсорной афазии имеют ряд специфических признаков, которые помогают провести быструю и эффективную дифференциальную диагностику. К таким признакам относятся:

  • Беглая речь или логорея, изобилующая большим количеством иносказательных выражений и парафраз. Больной пропускает существительные, компенсирую такие дефекты речи большим объёмом глаголов, предлогов и союзов. Речь становится многословной, но малоинформативная.
  • «Жаргнонная афазия» — сплошной поток неологизмов, пословиц, поговорок и парафраз.
  • Сильное возбуждение вплоть до развития параноидального состояния.
  • Нарушение понимания и восприятия речи. Пациент со сложностью или вовсе не воспринимает простых вопросов, например, просьбу представиться или сказать кто он, однако способен выполнять простые команды, например, повернуть голову или представиться. Важно отметить также, что пациент не понимает собственной проблемы и сильно раздражается, когда собеседник плохо воспринимает его речь.
  • Правосторонняя гемианопсия или верхнеквадрантная гемианопсия. Выпадение полей зрения – при прочтении книг пострадавший полностью не заметит левую страницу при прочтении текста.
  • Сглаживание носогубной складки – лицо становится похожим на маску.
  • Нарушение письменной речи.

Выделяют также чистую сенсорную афазию (субкортикальная), когда нарушается только понимание устной речи, однако понимание письменной информации, а значит прочитанного сохраняется. Также выделяют ещё одну форму – транскортикальная сенсорная афазия, которая характеризуется сохранением способности повторять устную речь, несмотря на отсутствие её восприятия и понимания. Основная проблема – то, что больной слышит обращение к своей персоне, однако не может интерпретировать смысловую нагрузку сказанного собеседником. Родной язык воспринимается как будто бы иностранным.

Сенсорная афазия в редких случаях протекает в роли самостоятельного поражения слуховых зон, находящихся в головном мозгу, так как практически в 85% случаев повреждении задействовано несколько участков головного мозга, отвечающих за самые разнообразные функции организма пострадавшего. Например, при инсульте сенсорная афазия часто сочетается с парезом или параличом скелетной мускулатуры на противоположной поражению стороне. В случае инфекционно-воспалительного процесса: абсцесс, менингит, энцефалит, будут присутствовать признаки общей интоксикации организма и лихорадочный синдром, а также общемозговая симптоматика. В случае энцефалита будут добавляться специфические изменения в ликворе – спинномозговой жидкости.

Специфические признаки сенсорной афазии у детей

Сенсорную афазию в детском возрасте можно спутать с алалией – первичным отсутствием речи, однако существует разница: если при алалии речь не сдвигается с исходного уровня развития, т.е. не прогрессирует и не подвергается регрессу, то при афазии заметна резкая деградация развития речевой функции, которая уже сформировалась у человека. Так как в детском возрасте речевая функция ещё не окончательно сформирована, то для афазии имеются специфические признаки:

  • Как правило, наблюдается быстрое развитие заболевания и быстрое восстановление речевой функции. Отсутствие прогресса восстановления на протяжении нескольких недель является плохим прогностическим признаком для дальнейшего выздоровления и говорит о более серьёзных повреждения головного мозга.
  • Восстановление функции речи осуществляется за счёт повышения активности соседних участков коры, которые в некоторой степени способны компенсировать неврологический дефицит. У взрослых восстановление речевой функции осуществляется за счёт формирования новых логических связей и развитому понятийному аппарату.
  • Скудная симптоматика. Очень часто у детей сложно определить конкретный тип афазии, так как речевая функция у них является недостаточно развитой. Вследствие этого не формируются условия для раскрытия полноценной клинической картины сенсорной афазии.

Основные виды афазий: клиническая картина

В соответствии со степенью выраженности патологии различают частичную (когда полноценная речь чередуется с нарушениями) и тотальную (когда речь имеет существенные нарушения) афазию. В зависимости от поражения конкретной мозговой зоны, выделяют шесть основных видов, рассмотрим каждый более подробно.

Семантическая афазия

Такая форма появляется, когда затрагивается теменно-затылочный отдел левого полушария. У людей отмечается полное непонимание речевых формулировок, которые отражают пространственные соотношения, нарушается понимание просматриваемого текста. Также, наблюдаются затруднения в осуществлении заданий, содержащих сложные синтаксические структуры. В этом случае не нарушается понимание при восприятии простых предложений, но человек забывает названия привычных предметов. Речь сохранена, но письмо и чтение значительно замедляются. У многих развивается акалькулия – патология, при которой человек не понимает числа и арифметические действия.

Чтобы диагностировать эту форму болезни, специалисты придумывают задачи, в которых требуется квазипространственный синтез. К примеру, сравнительные предложения: «локоны Иры темнее, чем у Маши, но светлее локонов Даши. У кого самые темные локоны?». Также, прибегают к решению несложных арифметических задач.

Акустико мнестическая афазия

Она появляется при поражении средних отделов височной области, которые находятся вне ядерной зоны слухового анализатора. При данной форме человек страдает сложностями с удержанием в памяти сведений, воспринятых на слух. Объем запоминания существенно снижается, в результате чего человек не в состоянии повторить за врачом-логопедом несложную связку из нескольких слов, уловить смысл речи в затрудненных условиях (например, при быстром темпе, во время разговора с несколькими людьми сразу). Стоит отметить, что сложности с речевой коммуникацией восполняется повышенной речевой активностью. У некоторых искажаются зрительные представления об объекте, появляются сильные проблемы в названии различных предметов. Расстройство памяти протекает с нарушением письма.

Сенсорная афазия

Она проявляется, когда у человека происходит поражение главного органа центральной нервной системы в зоне височных долей. Сенсорная афазия подразделяется на три подвида: корковую, субкортикальную и транскортикальную. Корковый подвид является тяжелым расстройством, при котором поражается речевая зона Вернике (отвечает за восприятие и обработку звуков). В такой ситуации человек не понимает и не произносит звуки. При субкортикальном подвиде у человека происходит искажение трансляции импульсов от центров, которые воспринимают звуковую информацию.

При транскортикальной типе афазии возникает нарушение проведения нервного импульса между центрами Вернике и Брока. Но способность воспринимать легкие речевые конструкции сохраняется. В первые 4-8 недель после повреждений такого типа, речь пациентов состоит из хаотичного набора звуков и слогов, поэтому смысл фраз непонятен для других людей. Вне зависимости от подвида различают следующие симптомы сенсорной афазии:

  • отсутствие способности нормально воспринимать речь (при сохранном слухе);
  • отклонения со стороны нервной системы (тревожность и агрессия, связанные с непониманием происходящего);
  • возможность произносить звуки и слова, но лишенные смысла;
  • судороги (спазмы) в теле;
  • ухудшение зрительной функции.

Моторная афазия

Она бывает двух типов – афферентная и эфферентная. Болезнь может протекать по-разному. В первом случае у пациента отмечается отсутствие инстинктивной речи, речевой эмбол. Из-за того, что сильно нарушена артикуляция, человек не в состоянии определить, что надо сделать, чтобы произнести конкретный звук. Во разговоре пациенты часто переставляют местами отдельные буквы или слова.

Во втором случае у человека сохраняется ситуативная речь, но сильно нарушается повторение. При такой форме диагностировано нарушение понимания устной речи. Характерна неконтролируемая речь, которая часто состоит из случайного набора букв и слов. Речь скудная, многие пациенты не используют предлоги.

Пациентов беспокоит кинетическая апраксия, из-за которой не удается переключиться с одного положения на другое. На фоне этого в речи человека происходят перестановки звуков и слогов. Ключевое отличие этой формы болезни – продолжительные остановки. При этом совсем не нарушается произношение отдельно-взятых звуков. Также, отмечаются грубые нарушения (в частности, дислексия).

Динамическая афазия

Такая форма появляется при поражении отделов левого доминантного полушария. Главный речевой дефект – затруднение или невозможность активного высказывания. Человек без проблем произносит отдельные звуки, повторяет без трудностей фразы, но коммуникативная функция при этом нарушена. При сильной выраженности расстройства диагностируется не только речевой дефект: появляется выраженная эхолалия и эхопраксия (когда человек повторяет за своим оппонентом механически его действия).

У пациента нарушена экспрессивная речь. Есть несколько вариантов динамической афазии, которые отличаются разной степенью нарушения коммуникативной функции: от отсутствия экспрессивной речи до незначительного нарушения речевой коммуникации. Таким пациентам требуется регулярная стимуляция речи. Их речь характеризуется наличием речевых шаблонов. У пациентов нарушено спонтанное развернутое высказывание. К примеру, пересказывая прочитанный рассказ, он произносит вслух отдельные моменты, которые не связаны друг с другом (отсутствует смысловое звено).

Тотальная афазия

При сильных повреждениях коры доминантного полушария, которые захватывают моторные и сенсорные речевые зоны, появляется тотальная афазия. Речь у человека отсутствует полностью, он не воспринимает фразы других. Происходит поражение многих речевых участков мозга. Это наиболее тяжелая степень поражения. Все типы афазий поддаются коррекции, но лечение тотальной проходит дольше всего. Стоит отметить, что иногда встречаются смешанные формы, например, афферентно-эфферентные.

Большое значение уделяют развивающим занятиям. Их составляют для каждого пациента индивидуально, с учетом возрастных и психологических особенностей. В спокойной и привычной обстановке для пациента выполняются комплексы упражнений, которые отлично развивают работу органов чувств и способствуют развитию правильного восприятия информации. Такие занятия практикуют в разных форматах: в форме активных двигательных упражнений в специальной комнате, так и в палате пациента.

Диагностика

Диагностика сенсорной афазии в первую очередь направлена на выявление причины возникновения заболевания. Диагностическое исследование должно быть комплексным и строится на следующих этапах:

  • Консультация и опрос пациента с выяснением анамнеза жизни и заболевания. Также во время первичного приёма врач проводит осмотр пациента и исследование специфических симптомокомплексов. Невролог ищет сопутствующие заболевания, которые проявляются не только внешними признаками, но и при проведении дополнительных тестов и исследований. В ходе осмотра специалист – невролог определяет очаги поражения, характер и течение патологического процесса, оценивает общее состояние больного, а также кровоснабжение мозга. Составляет прогноз и план последующего лечения в соответствии с возрастом пациента. Его индивидуальными особенностями и сопутствующими соматическими заболеваниями. А также уровнем поражения центральной нервной системы.
  • Консультация логопеда, психолога и других специалистов. Они определяют степень выраженности дефекта речевой функции и согласовывают дальнейшую тактику восстановления утраченных функций с лечащим врачом.
  • Проведение дополнительных инструментальных и лабораторных исследований для верификации и уточнения клинического диагноза. Проводятся такие исследования, как компьютерная и магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография, ангиографии церебральных сосудов. Данные исследования проводятся с целью выявления уровня и площади поражения головного мозга, наличия объёмных образований в нервной ткани, аневризм и кровоизлияний в ткани головного мозга, очагов абсцесса, последствий инсульта.

Тесты на определение левши или правши (правшество/левшество)


  1. Определить ведущий глаз. Больному предлагается посмотреть в калейдоскоп или подзорную трубу (к какому глазу поднесет в первую очередь левую, правую).

  2. Переплетение пальцев рук: верхнее положение большого пальца (левой, правой).
  3. Скрестить руки на груди: «поза Наполеона», какая рука лежит сверху – левая, правая.
  4. Определение величины лона ногтя большого пальца.
  5. На какой руке (левой, правой) больше развита венозная система.
  6. Определить, какая кисть руки длиннее на 1-2 мм.
  7. Понаблюдать, какая нога ведущая в спорте.
  8. Какой рукой держит ручку, вилку, ложку, чистит зубы, обувь.
  9. Какой рукой причесывается, с какой стороны пробор на голове.
  10. Какой рукой моет, копает, ввинчивает, режет бумагу, стрижет ногти, отпирает дверь, забивает гвозди, пилит и т.д.
  11. Какой рукой удобнее играть на музыкальном инструменте.

На эти вопросы должны ответить врачу ближайшие родственники больного. По тесту можно определить не только ведущую руку (больше половины ответов), но и скрытое левшество, если на три и более вопроса обнаружен левый тип реакции.

Обычно у левшей-афазиков

перспективы по восстановлению речи лучше, чем у правшей, так как функции правого полушария в основном остаются сохранными. При поражении теменной и височной доли левого полушария восстановление речи происходит с опорой на планирующую функцию лобной доли левого полушария, что позволяет больному получить мотивацию к обучению. Трудности восстановления речи у левшей возникают лишь при акустико-мнестической и семантической афазии. У левшей практически не проявляется динамическая афазия за счет высокой взаимозаменяемости функций заднелобных отделов головного мозга.

Вверх

Лечение

Лечебный процесс, направленный на восстановление последствий возникших в результате афазии требует длительного времени и огромной самоотдачи, как от пациента и его родственников, так и от медицинского персонала и специалистов, которые прошли специальную подготовку. Восстановительная работа такого патологического состояния состоит из следующих пунктов:

  • Фармакологическая (медикаментозная) терапия. Главным образом включает в себя применение препаратов из группы ноотропов, препаратов увеличивающих метаболизм и трофический потенциал головного мозга, витаминотерапию нейропртективными витаминами группы В. Дополнительная терапия подбирается индивидуально и назначается в соответствии с причиной вызвавшей сенсорную афазию. Например, в случае инсульта добавляются тромболитические или кровоостанавливающие препараты, в случае инфекционно воспалительного поражения добавляют антибиотики, нестероидные противовоспалительные препараты или противогрибковые средства.
  • Занятие с логопедом. Основная сложность, возникающая при осуществлении попытки контакта с пострадавшим заключается в непонимании того обращения специалиста к пациенту. Нарушение коммуникативной активности требует длительной коррекции и упорства. Также возникают трудности с интерпретацией сказанного пациентом. Так как его речь малоинформативная. Очень трудно выделить главную мысль. Консультации с логопедом позволяют восстановить словарный запас больного, правильное произношение звуков и осмысленную речь. При помощи специальных упражнений и оборудования можно активно взаимодействовать с пациентом даже в домашних условиях.
  • Хирургические вмешательства. В некоторых случаях при глубоких или грубых повреждениях головного мозга больному требуется проведение экстренного оперативного вмешательства с целью устранения угрозы жизни. При аневризме может быть проведено по рентгенологическим контролем клипирование или склерозирование аневризмы. Если афазия вызвана ростом опухоли, то может быть проведена стереотаксическая операция, направленная на разрушение опухолевого очага.
  • Дополнительные методы лечения позволяют ускорить восстановительные процессы в нервной ткани пострадавшего, а также повышают эффективность основной терапии. В лечении сенсорной афазии применяют такие методы, как: лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические методы, использование компьютерных программ стимулирующих речевой центр и улучшающие речевые способности. Также отмечен положительный эффект при контакте с животными, так что в терапии могут быть использованы: иппотерапия, фелинотерапия и дельфинотерапия.

На базе Клинического Института Мозга работает специализированный реабилитационно-восстановительный центр, который занимается коррекцией нарушений у больных с афазией. Вместе с лечением, нам удаётся добиться быстрого поэтапного восстановительного процесса. Между лечением и реабилитацией существует тесная связь, что помогает ьыстрее провести адаптацию пациента к новым жизненным условиям, тем самым значительно повышая эффективность терапии и восстановления.

Как лечить афазию, избавиться от афазии?

Сарклиник знает, как лечить афазию, нарушения речи, характеризующиеся частичной или полной утратой способности пользоваться словами и фразами, как избавиться от афазии в Саратове. Разнообразные рефлексотерапевтические методы лечения помогли избавиться от афазии у правшей и левшей многим нашим пациентам. Эффективное лечение афазии дает отличные результаты, пациенты (дети и взрослые) восстанавливают утраченные речевые способности, начинают понимать свои мысли, чужую речь. На нашем сайте sarclinic.ru Вы можете бесплатно доктору и получить краткий ответ по лечению афазии.

Реабилитация

Только ежедневные занятия с логопедом и другими специалистами будут способствовать активному реабилитационно-восстановительному процессу. Очень важно правильно выстроить реабилитационный план от простого к сложному. Для начала пострадавший обязательно должен быть садаптирован к новым условиям. Только после курса психотерапии можно приступать к восстановительным мероприятиям, так как у больного должна быть создана мотивация, направленная на выздоровление.

Пациент также может в домашних условиях выполнять следующие упражнения:

  1. Простые вопросы: пациенту сначала задают вопросы с односложными ответами да или нет, в дальнейшем переходят на открытые вопросы.
  2. Практикуются тематические диалоги с постепенным развитием диалога по конкретным темам;
  3. Письмо и чтение. Начинается корректировка написания и произношения букв. Затем слогов, которые затем пациент складывает в слова. В дальнейшем при успешном прогрессе переходят на написание диктантов и чтение небольших текстов. Пациенту предлагается пересказать своими словами прочитанный рассказ и ответить на вопросы по его содержанию;
  4. Задание, направленное на соотнесение картинки и текста. Пациенту предлагается выстроить рассказ, при этом последовательно разложив картинки;
  5. Структурирование картинок по общим свойствам и признакам. Пациенту дают задание расположить картинки соответственно категориям и выделением общих характеристик, например, отделить одних животных от других.

Клинический институт мозга Рейтинг: 4/5 — 12 голосов

Поделиться статьей в социальных сетях

Диагностика и способы лечения афазии в Москве

Решить проблему удастся с помощью квалифицированных специалистов. Болезнь требует устранения главной причины и дальнейшей коррекции. Скорость ее коррекции во многом зависит от степени поражения мозга, поэтому важно не затягивать с визитом к специалисту. Диагностикой и терапией расстройств речевой деятельности занимаются специалисты отделения неврологии.

На первичном приеме врач собирает анамнез, проводит сбор жалоб (в случае с афазией, при невозможности самостоятельно описать состояние к диагностике привлекают ближайших родственников), проводит общий осмотр на предмет наличия внешних отклонений (в частности, опущение уголка губ, снижение тонуса конечностей).

Дополнительно требуется осмотр у врача-невролога в команде с логопедом-дефектологом, чтобы можно было оценить характер нарушения, подобрать подходящие мероприятия по корректировке. Для начала терапии требуется тестирование, включающее оценку следующих симптомов:

  1. Спонтанная речь. Речь оценивают по количеству произносимых слов, наличию спонтанных ошибок, частотности пауз для подбора подходящих слов.
  2. Понимание. Пациента просят указать на объекты, которые называет специалист, ответить на элементарные вопросы («да» или «нет»).
  3. Перечисление объектов. Пациента просят сказать, как называется конкретный объект, на который указывает специалист.
  4. Чтение и письмо. Пациенту дают задачу написать любую фразу и произнести ее вслух. Это позволяет оценить степень понимания и произношения.
  5. Семантическое занятие. Врач требует назвать всех животных, которые пациент вспомнит за одну минуту.

Программы:

Профилактика инсульта

Амбулаторно-диагностические

Реабилитационные программы

Диагностика нарушений глотания и коррекция

Восстановление, коррекция нарушений речи

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]