Когда слова теряют смысл, или что такое акустико-мнестическая афазия

Среди ряда афатических расстройств акустико-мнестическое занимает особое место.

О том, что собой представляет акустико-мнестическая афазия, отчего и при каких проблемах в организме возникает данное поражение памяти, к каким нарушениям приводит, каковы особенности диагностики и коррекции, пойдет речь ниже.

Что является причиной?

Появление нарушения – результат поражения определенных участков коры головного мозга. Патология возникает в височной части доминантного полушария, в ее средне-задних отделах. Это так называемые 21 и 37 цитоархитектонические поля Бродмана. У большинства людей доминирующим является левое полушарие.

Нарушение работы этих отделов может произойти из-за ухудшения кровообращения в этом месте, воспалительных процессов, травматизации.

В результате последней нарушается целостность или происходит сдавливание структур мозга:

  1. Инсульт. Самый частый фактор афазии данного вида. Инсульт по ишемическому типу приводит к недостаточности снабжения кровью и кислородному голоданию мозговой коры.
    При геморрагческом инсульте кровь, вытекшая из поврежденных сосудов, сдавливает ткани мозга.
  2. Черепно-мозговые травмы. К поражению, полученному во время самой травмы, присоединяется отек, который давит на мозговые структуры. Также может начаться воспалительный процесс.
  3. Внутримозговые опухоли. Любые образования (как злокачественного, так и доброкачественного характера) приводят к нарушению мозговой деятельности из-за увеличивающегося давления на соседние участки и сосуды, от которых они питаются. Если опухоль прорастает в саму структуру мозга, происходит разрушение последней.
  4. Заболевания инфекционной природы. Любые воспаления вещества головного мозга или его оболочек (энцефалиты, менингиты, церебральные абсцессы) становятся причиной нарушения функции нейронов, которые участвуют в процессе речеобразования. Воспаления приводят к отекам, сдавливанию, что влечет нарушение связей между нейронами.
  5. Прогрессирующие дегенеративные процессы. Ряд заболеваний (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, лейкоэнцефалит Шильдера), которым сопутствует поражение определенных большеполушарных долей и разрушение миелиновой оболочки нервных волокон, на начальных стадиях вызывает акустико-мнестическую дисфункцию.

Патогенез

У людей, страдающих акустико-мнестической афазией, нарушается слухоречевая память. Предположительно, это происходит из-за чрезмерной тормозимости слухоречевых следов.

Т.е., следовая деятельность не нарушается (следы фиксируются, не забываются), а притормаживается, заглушается дальнейшей информацией. Повторить отдельное слово больному легче, чем серию. Кроме того, у человека снижается объем слухоречевой памяти, что усугубляет ситуацию.

Часто при поражении 37 поля Бродмана нарушается его связь со структурами затылочной доли, которые несут на себе оптико-гностическую нагрузку, т.е. отвечают за зрительное и познавательное восприятие, отсюда и возникает акустико-мнестическая афазия.

Осложнения

Афазия препятствует нормальной коммуникации больного с окружающими, лишает возможности полноценного чтения, письма, выполнения арифметических действий. Указанные изменения неблагоприятно отражаются на качестве жизни, уровне социальной адаптации. Пациентов раздражает неспособность точно донести свои мысли до окружающих. Присоединяются переживания по поводу сопутствующих неврологических нарушений в двигательной сфере, инвалидности. На этой почве возможно развитие невротических расстройств (ипохондрии, депрессии), акцентуация негативных черт характера. Ситуация усугубляется, если акустико-мнестическая афазия принимается врачами и близкими за когнитивное расстройство. Отсутствие специализированного лечения приводит к стойкому закреплению речевой дисфункции.

Основные симптомы и центральный механизм патологии


Импрессивная речь нарушена, но негрубо, т.е. страдает понимание услышанного. Больному сложно соотнести зрительный образ предмета и его языковую оболочку, появляются трудности в понимании смысла высказывания.

Отличительной чертой акустико-мнестической афазии является следующее: когда человек слышит новые слова, он забывает те, что были услышаны до этого. Это затрудняет понимание общего смысла высказывания.

Больному сложно разгадать скрытый подтекст услышанного, иносказания, аллегорические отсылки. При этом короткие, ситуативные высказывания доступны для понимания. Иначе обстоит дело с осмыслением развернутой речевой продукции.

При грубой акустико-мнестической афазии спонтанная речь — это короткие фразы, запас слов скудный. Больному сложно подобрать нужное слово. При легкой степени речь более развернута, однако тяжело даются высказывания с придаточными конструкциями, причастными и деепричастными оборотами.

Кроме того, для симптоматической картины при акустико-мнестической афазии характерны вербальные парафазии, трудность понимания речи в условиях повышенной сложности (быстрый темп, одновременное предъявление двух речевых сообщений), затруднение письма под диктовку, симптом отчуждения значения слова.

Какие симптомы не относятся к этой патологии:

  • нарушение фонематического слуха;
  • нарушение звукоразличения;
  • литеральные парафазии;
  • бессвязная, непродуктивная разговорная речь.

Читайте о симптомах других расстройств памяти: проявлениях гипертимезии, признаках дежавю, жамевю и прескевю.

Афазия и алалия: нарушение речи и восприятия у детей


Афазия и алалия
Афазия может также поражать детей, пострадавших от несчастных случаев или инфекционных заболеваний, таких как:

  • Корь
  • Оспа
  • Коклюш
  • Грипп
  • Дифтерия
  • Брюшной тиф
  • Тифоидная лихорадка
  • Полиомиелит
  • Менингит

Грипп и коклюш — помимо токсических повреждений мозга — могут вызвать кровоизлияния в мозг. Происходит не только нарушение речи, но и восприятия мира в целом.

Поскольку повреждение корковых нервных структур у детей происходит в период незавершенного психофизического развития, симптомы не так разнообразны, как у взрослых. Речевые нарушения зависят от таких факторов:

  • Возраста ребенка
  • Стадии развития его речи
  • Степени овладения навыками чтения и письма

Благодаря более широким возможностям компенсации в виде новых функциональных систем, афазия у детей восстанавливается быстрее, чем у взрослых. Однако некоторые следы дефекта остаются как в речи, так и в психике ребенка, так как малыш развивается в неблагоприятных условиях. Стоит знать:

  • Если корковые структуры повреждены до того, как ребенок начнет говорить, это не афазия, а алалия.
  • Отличить афазию от алалии может быть сложно и требует тщательного анамнеза и неврологического обследования, а иногда и более длительного логопедического наблюдения за ребенком.

Разница между афазией и алалией, также называемой речевой импотенцией, потерей слуха (audimutitas), заключается в том, что алалия возникает до развития речи. Обычно она характеризуется:

  • Достаточным психическим развитием
  • Хорошей подвижностью речевых органов
  • Нормальным физиологическим слухом

Но ребенок совсем не говорит, использует жесты, крики и ономатопею или несколько слов из собственного словаря, понятных только близкому окружению. Ребенок также не может повторить. Такое речевое бессилие может продолжаться до 7 лет (простые алалии) и даже до 14 лет (сложные алалии). Ребенок постарше выучивает все больше и больше слов, и произношение может становиться все более и более правильным. Алалия, как и другие дефекты и нарушения речи, встречается чаще у мальчиков, чем у девочек.

Как происходит восприятие мира у ребенка с афазией и алалией:

  • С такими детьми иногда трудно сдружиться, они могут быть заторможены или перевозбуждены.
  • Некоторые из них вредоносны и агрессивны по отношению к младшим и более слабым детям, другие избегают контакта с окружающей средой.
  • Бывает, что родители несправедливы к своим детям и не задумываются о трудностях. Им сложно представить, что ребенок не может произнести ни одного простого слова.
  • Они постоянно думают, что ребенок упрям и применяют к нему наказания. Это вызывает у малыша, нормальную в такой ситуации, защитную реакцию в виде плача, агрессии или злонамеренных действий.

Запомните: В такой ситуации, когда родители не могут общаться со своими детьми, когда их крохи не реагируют на вопросы и заявления, адресованные им, родители не должны применять наказания. В этих случаях необходимо наблюдать за ребенком спокойно.

Недостатки в понимании речи часто компенсируются у таких детей хорошей зрительной восприимчивостью и хорошей памятью о месте. Ребенок поддерживает контакт со своим окружением посредством жестов и мимики. Иногда он автоматически повторяет услышанное слово, не понимая его значения. Когда это происходит, с ребенком нужно обратиться к логопеду, который знает, как помочь малышу.

Прочитайте на нашем сайте другую статью, в которой описаны развивающие игры для детей 5 лет для развития речи, внимания, восприятия мира.

Диагностические мероприятия

Диагностика акустико-мнестической формы афазии требует участия разных специалистов и проведения комплекса исследований. Больного должны проконсультировать невролог, психиатр, логопед, афазиолог, нейропсихолог. На основе собранных анамнестических данных ставится диагноз.

Неврологический осмотр

Неврологическую основу постановки диагноза составляет выявление патологии черепных нервов, наличия спастического гемипареза, нарушение рефлексов. Также проводится обследование познавательных возможностей, чтобы исключить психические отклонения.

Обследование речи


Особенности речевой деятельности выявляют логопед и афазиолог. При обследовании у больного с акустико-мнестической дисфункцией обнаружатся вербальная парафазия, дислексия, дисграфия, аграмматизмы в речи.

Также специалисты обратят внимание на уровень слухоречевой памяти. Больному предлагается запомнить и воспроизвести цепочку из десяти коротких слов, не связанных между собой. Часто испытуемый вспоминает только 1 слово из предложенных, последнее.

Еще одно задание: даются 2 группы лексических рядов по 3 слова в каждом. Их нужно также запомнить и пересказать. Чаще всего больные не справляются с заданием: неправильно группируют слова, затрудняются вспомнить, что именно называлось.

Для обследования слухоречевой памяти на текст предлагается прослушать небольшой отрывок, пересказать его и ответить на вопросы. Для фиксирования оптико-гностических нарушений больному предлагают нарисовать, к примеру, чашку или чайник. При наличии патологии на изображениях будут отсутствовать детали: ручка или носик.

МРТ мозга

Магнитно-резонансная томография покажет наличие опухолевых образований, очагов воспаления, дегенеративные изменения, повреждения травматического характера.

Исследования сосудов

Для исследования сосудов назначают УЗДГ, дуплексное сканирование, МР-ангиографию. Эти исследования дают возможность подтвердить или опровергнуть цереброваскулярную патологию. Также показывают особенности мозгового, коллатерального кровообращения, наличие окклюзии сосудов.

Люмбальная пункция

Чтобы проверить подозрение на нейроинфекцию, проводится люмбальная пункция. Во время процедуры у пациента берется цереброспинальная жидкость. Лабораторное исследование материала покажет, присутствует ли воспалительный процесс, определит возбудителя, наличие раковых клеток, признаки кровоизлияния.

Дифференциальная диагностика


Симптомы акустико-мнестического расстройства при поверхностном изучении можно спутать с признаками других речевых нарушений. Поэтому важно уделить особое внимание сбору анамнеза.

Так, отличие афазии данного вида от моторной заключается в активности спонтанной речи. При акустико-гностической афазии, в противовес мнестической, высказывание менее законченное, имеются литеральные парафазии. Также необходимо разграничивать афазию и нарушения познавательной деятельности.

Восстановительное обучение: коррекция в работе понимания речи при афазии, видео

Окружающие и родные люди должны помнить о психическом состоянии больного, у которого из-за длительной неспособности поддерживать контакт с окружающей средой, может возникнуть уныние и даже депрессия. Афатики осознают свою инвалидность, они чувствительны к реакциям окружающей среды. Нужно много такта и терпения, как от логопеда, так и от ближайшего окружения, иначе коррекция в работе понимания речи будет неэффективной. Лучше сделать перерыв в терапии, чем отговаривать пациента, поторопившись.

Речевая терапия и восстановительное обучение должны быть адаптированы к характеру речевых расстройств и их степени. Прямые методы заключаются в выполнении нарушенной функции, чтобы использовать резервы, присутствующие в поврежденной области, если она не была повреждена полностью. Когда эти методы не дают результатов, применяются косвенные методы, которые заключаются во включении дополнительных замещающих функций. Например:

  • В случае сенсорного нарушения положения органов речи, пациент может использовать свое зрение.
  • Достаточно показывать ему диаграммы положения органов речи, соответствующие определенным звукам, и будет постепенное выздоровление.

Невозможно следовать фиксированной терапевтической программе, так как существует большое разнообразие симптомов, и даже в рамках одной и той же формы афазии необходимо адаптировать программу к таким факторам:

  • Типу речевых расстройств
  • Физическим и умственным возможностям пациента
  • Его возрасту, образованию и интересам

Поэтому важно, чтобы с больным работал логопед, который поможет достичь хороших результатов быстрее.

Стоит знать: Молодые люди учат речь намного быстрее, чем пожилые люди. Наилучшие результаты достигаются с образованными людьми, которые понимают необходимость перевоспитания и осознают свои речевые трудности.

Ниже вы найдете серию видео, в которых специалист рассказывает, как нужно заниматься с больными людьми. Можно сказать с уверенностью, что логопед поможет быстро и продуктивно восстановить речевые способности после инсульта, травмы и других состояний.

Лечение и коррекция

Лечение генерального заболевания, явившегося первопричиной афазии, должно проводиться параллельно с коррекционным воздействием на речь пациента.

Последствия инсульта требуют тромболитической либо гемостатической терапии. Хирургическое вмешательство и радиотерапию назначают при опухолевых процессах или гематомах мозга. Антибиотикотерапия проводится для устранения нейроинфекционных заболеваний.

Логопедические занятия, упражнения

Начинать заниматься желательно с момента выявления заболевания. Первоначально больному предлагают опираться на зрительное восприятие, после этого проводят небольшие диктанты на слух. Постепенно должна возрастать сложность предлагаемых упражнений.


На занятиях с логопедом проводится работа по расширению объема восприятия речи. С этой целью даются задания:

  1. Выполнить 2-3-шаговые инструкции (списать слова, предварительно сгруппировав их по темам).
  2. Показать части предметов, которые предъявляются в связке по два, по три.
  3. Прослушать текст и ответить на вопросы.

Страдающему акустико-мнестической формой афазии полезно заучивать и вспоминать речевые ряды, стихи, песни, составлять предложения по опорным словам. Чтобы преодолеть сложность в подборе слов для высказывания, можно проводить сопоставление синонимических рядов, антонимических пар, уточнять смысл лексем.

Экспрессивная речь тренируется в заданиях:

  1. Составить рассказ по сюжетным картинкам.
  2. Пересказать текст по плану.
  3. Написать письмо.

Медикаментозная терапия

Терапевтические мероприятия акустико-мнестической афазии подразумевают восстановление функционирования нейронов и связей между ними. Лечение лучше всего проходит на фоне стимулирования обменных процессов в мозговых структурах.

Врач назначает больному ноотропы (Пирацетам, Ноотропил, Мемотропил, Нооцетам, Ноопепт, Пантогам, Мексидол), нейрометаболические препараты (гамма-аминомасляная кислота), а также средства для улучшения работы сосудов (Винпоцетин, Кавинтон, Бравинтон).

Прогноз и профилактика проблемы


Прогнозы при акустико-мнестическом типе афазии можно ставить, зная генез заболевания и учитывая время, когда было начато лечение.

Нередко после инсультов, черепно-мозговых травм, энцефалита люди восстанавливают речевую функцию. Однако этому предшествует длительный терапевтический период.

Если афазия остается невыявленной, не подвергается коррекционному воздействию, то речевая патология приобретет стойкий характер. Самые неблагоприятные прогнозы даются при афазии, возникшей в результате опухоли или поражения мозговых структур.

Профилактические меры предусматривают своевременно начатое лечение цереброваскулярных заболеваний, выявление онкологического фактора, предупреждение травматизма, укрепление иммунитета.

Акустико-мнестическая форма афатического расстройства не всегда означает окончательный приговор. Если диагноз поставлен правильно и своевременно начато лечение, то больной имеет высокие шансы на сохранение полноценной деятельности.

Таблица классификаций афазии

Изучите таблицу ниже. Она содержит классификацию афазий, области поражения, факторы, центральный симптом, клиническую картину и клинико-психологические характеристики:


Таблица классификаций афазии Таблица классификаций афазии Таблица классификаций афазии Таблица классификаций афазии Таблица классификаций афазии Таблица классификаций афазии Таблица классификаций афазии

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]