Социально-психологическая характеристика личностистатья

Социально-психологическая характеристика – это совокупность определенных социально-психологических явлений, которые характеризуют свойства, особенности и качества индивида, различных социальных групп, коллективов и др., обусловленных или факторами социальной среды, ее влиянием, или факторами психологического характера.

На формирование и развитие индивида, социальных групп, коллективов влияют отношения внутри коллективов и индивидов друг с другом, деятельность, политическая обстановка, идеология, культурное наследие, вероисповедание, воспитание и многое другое.

Семейная социально-психологическая характеристика

Понятие «личностной социальной и психологической характеристики» применимо также и к определенной группе, коллективу людей, или даже социальной ячейке, например, семье
Следует обратить внимание, что понятие семьи подразумевает не только общепринятую единицу ячейки в современном обществе, но также и наиболее древний институт в истории человечества

За все время своего существования, независимо от исторической эпохи, национальных, политических и культурных особенностей социума, семья в нем проходит через определенный ряд этапов: это изначальное образование семьи, путем брака между будущими отцом и матерью, последующее рождение первого ребенка, далее следует рождение последнего ребенка и, следовательно, брак последнего из детей. Также отдельно выделяется этап, часто именуемый этапом «пустого гнезда», который характеризуется смертью одного из супругов.

Само собой разумеется, что семейная социально-психологическая характеристика напрямую зависит от взаимоотношения между супругами, то есть старшими в семье. Второстепенное значение имеет особенность их взаимодействий с детьми, а также родителями супругов, их близкими родственниками и друзьями. При этом главенствующую роль играет процесс общения, как основной и уникальный метод обмена информацией. Именно от специфики общения зависит атмосфера в семье и взаимоотношения между мужем и женой.

Выделяют следующий ряд функций, которые должна выполнять полноценная семья:

  • Воспитательная функция, которая основывается на процессах социализации подрастающего поколения и привития им определенных культурных и моральных устоев, ценностей.
  • Бытовая и хозяйственная функция, которая заключается в максимально эффективном поддержании здоровья всех участников семьи как единицы социума. Также в данном случае рассматривается уход за малышами или же пожилыми, больными людьми.
  • Экономическая функция заключается в адекватном использовании финансовых и материальных ресурсов, их распределении и поддержке неблагополучных, старых или же несовершеннолетних членов семьи. Духовная функция. Она подразумевает духовно насыщенное общение, культурное развитие всех членов семьи.
  • Статусная или же социальная функция, которая базируется на принятии всеми членами семьи определенных традиционных социальных статусов относительно своей позиции в семье или обществе.
  • Эмоциональная. Данная функция заключает в себе необходимость оказания любой психологической или чувственной поддержки любому из членов семьи. Ответственность за психологическое благополучие каждого из участников.
  • Функция досуга. Формирование и регуляция свободного времяпровождения всех членов семьи. Совместные отдыхи и свободные развлечения.

Формирование личности

Факторы

На психологическое развитие человека влияют наследственные факторы, с одной стороны, и факторы физического и социального окружения — с другой. Умственное развитие, как и психологическое, продолжается в течение всей жизни человека. Предпосылкой индивидуальности, первопричиной формирования человеческой оригинальности является, прежде всего, среда, где растёт будущая личность. Немаловажную роль играют ассоциации, накопленные человеком в детстве, модель воспитания, прививающая нравственные ориентиры, особенности строения семьи и принципы обращения с ребёнком.

Среди психологов существует мнение, что индивидом рождаются. Личностью становятся. А неповторимость нужно отстаивать в процессе жизни

Гены контролируют развитие человека с рождения, так же, как образ жизни будущей матери влияет на плод. После рождения уход за ребёнком поддерживает его физическую жизнь, но одновременно напрямую влияет на психическое развитие будущей личности.

Различные этапы жизни человека учитывают те или иные задачи умственного развития. Разумеется, регулярно случаются успехи, но часто возникают и проблемы. Психологическая информация используется для поиска решений любых проблем развития ребёнка — например, в аспекте языковых навыков или обучения в школе.

Существует ряд мнений о том, какие возрастные периоды личности наиболее важны для всей жизни. Психология жизни — это подробное изучение человеческого развития на каждом этапе жизни. Индивидуальное развитие можно рассматривать с помощью разных методик и точек зрения.

Этапы психологического развития личности, их особенности и связи с изменением физиологии

Детство. Первая задача ребёнка состоит в том, чтобы узнать, что мир — это безопасное место, и людям можно доверять. Именно поэтому важно, чтобы то, что воспринимается и просматривается малышом в этот период жизни, соответствовало его возрасту.

Детский сенсорный мир, в силу своей незрелости, ещё очень мал. Дети в возрасте до трёх лет наблюдают за всем на подсознательном уровне понимания. К школьному возрасту границы сказки и правды начинают восприниматься уже видимо и ощутимо.

Отрочество. Самое важное в подростковом возрасте — формирование личности: кто я, как я себя веду. Сегодня благодаря технологиям, таким, как социальные сети, даже можно получить реакцию на свои собственные комментарии и фотографии. В то же время всё это становится удивительно хрупким: обратная связь может стать проблемой, если она недостаточно устойчива, чтобы её принять.

Юность. Это период активного самоопределения и поиска самого себя. Часто наблюдается яркая тенденция создания кумиров и негативная самоидентификация с целью стремления к ощущению собственной неотразимости. По окончании данного этапа люди часто приходят к самостоятельности и чёткому определению дальнейшего жизненного пути.

Молодость, продолжающаяся ориентировочно от 20 до 25 лет, имеет такие характерные черты, как стремление к созданию семьи и личностных привязанностей, в том числе и интимной близости. На первое место по значимости выходит такое чувство, как любовь, ощущение привязанности к близкому человеку, забота о нём.

Зрелость — это один из самых продолжительных периодов личностного формирования. За это время человек, уже успевший достичь определённых жизненных успехов, концентрирует внимание уже не на своей личности, а на других. Он стремится делиться накопленным опытом, уникальными знаниями, умениями, наконец, просто жизненной мудростью.

Старение. На протяжении этой фазы развития происходит активное переосмысление своих поступков. Поэтому очень важно для ощущения счастья — уметь находить радостные моменты в прошлом и, конечно, сохранять физическое здоровье, насколько это возможно.

Сегодня всё больше людей способны дожить до глубокой старости. Нужно работать над тем, чтобы сделать старость осмысленным и осознанным этапом жизни

Характер как психологическая характеристика личности

Определение 3

Характер ‒ комплекс устойчивых черт личности, характеризующих отношение человека к себе и находящимся вокруг людям, это сформировавшийся и укрепившийся под воздействием жизненных обстоятельств, стиля воспитания и поведения человека.

Характер человека находится в зависимости от целей, которые дают направленность его деятельности.

Направленность ‒ определяющее человека избирательное отношение к реальности, воздействующее на его деятельность.

Психической характеристикой направленности считается внимательность. Внимательность выявляется как в непроизвольном, так и в произвольном внимании

Когда человек концентрирует внимание на многие вещи, то это внимательность непроизвольная. Внимательность сознательная, преднамеренная ‒ показатель подобных значительных волевых черт характера, как настойчивость и выдержка

Под чертой характера личности подразумевается стабильный и неизменный стереотип поведения. Они распределяются на:

  • ведущие черты, которые определяют проявление личности;
  • второстепенные, которые подчиняются ведущим или не всегда обнаруживаются, менее проявлены.

Как раз ведущие черты характера характеризуют деятельность и отношение человека к оценке окружающего мира. Все же не каждое отношение, которое выражается человеком, говорит об его характере

Необходимо принимать во внимание обстоятельства и силу воли, когда человек сам решает, какую проявлять реакцию

Как определить уровень развития личности

То, на каком уровне находится проблема личности, ее развитие, может определяться ее отношениями. Как правило, неразвитые лица ограничиваются меркантильными интересами. Если она является высокоразвитой, то это говорит о том, что в ней преобладают отношения общественной значимости, а также наблюдаются многочисленные способности личности как к общественным отношениям, также и к саморазвитию. Каждый индивид на протяжении жизни занимается решением достаточно сложных задач, и сущность во многом проявляется в том, каким образом он решает эти самые задачи. Ведь каждый человек решает трудности с помощью различных способов. Понять индивида – означает разобраться в том, какие жизненные ценности у него приоритетные, какими принципами он руководствуется при решении задач. Проблема личности заключается в самосознании и в самосовершенствовании, которые должны быть непрерывными.

Классификация

Социально-психологические явления социальной психологии и их проявления зависят от многого. От общностей, малых и больших групп, в которых они возникают.

Также и от их типа. Общности бывают как организованными, так и неорганизованными. Явления, возникающие в них, называются массовидными (об этом будет рассказано ниже), а поведение – стихийным.

Имеет значение и класс психологических феноменов. Явления могут быть рационально осмысленными (мнение, убеждение, ценности), эмоционально упорядоченными (настроение, социальные чувства), функционирующими в определённых условиях (допустим, в экстремальных или же конфликтных ситуациях). И конечно же, они бывают как осознанными, так и неосознанными.

Способности как индивидуально-психологические особенности личности

Определение 4

Способности – это индивидуально-психологические качества, которые выделяют одного человека от другого и имеющие отношение к эффективности выполнения деятельности.

Говоря о способностях, нужно иметь в виду следующее:

  • это особенности, которые отличают одного человека от другого;
  • способности служат эффективной реализации деятельности;
  • для способностей свойственна возможность переноса выработанных навыков и умений в новую ситуацию.

Специальные способности – способности к установленным типам деятельности (способности в математике, музыке, педагогике и т.д.).

Общие способности – это способности к формированию специальных способностей.

Определение 5

Одаренность – это качественно специфическое соединение способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в исполнении той или иной деятельности.

Основу способностей составляют задатки.

Замечание 3

Задатки – это природные предпосылки, которые представляются обстоятельством формирования способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их формирования, но и в смысле того, что они в известных границах могут предопределять содержательную сторону и воздействовать на степень достижений.

Формирование способностей в существенной мере находится в зависимости от условий, которые дают возможность реализоваться задаткам.

Новое в блогах

ПЕРЕЧЕНЬ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

Все свойства, присущие личности, ипроявляющиеся в той или иной мере на протяжении её жизни, являются связанными попарно, и имеют позитивную и негативную составляющую в их направленности. Направленность проявления, применительно к существованию личности, в данном случае, и называется качеством личности, как определенной тенденции в свойствах личностной структуры, явным образом не наблюдаемых, но отражающих протекающие в окружающем мире и организме человека процессы.

Качества личности можно расположить следующим образом, в соответствии с данными им здесь определениями. (Используемые термины для названия качеств, подобраны по степени наибольшего соответствия их толкования, существующего в обществе, данным им здесь определениям, в соответствии с которыми они и разделяются между собой).

Принадлежность качеств к тому или другому подплану не является произвольной, а отражает взаимосвязи, существующие между ними, что выражается и в данных им определениях.

Общее количество качеств, используемых для описания любой личности, равняется 192. Названия качеств (используемые термины) достаточно условны и служат некоторыми ярлыками для удобства изложения (каждому названию присвоено определение, которое и является «содержанием» конкретного качества, используемого в построении личностной структуры).

Возможная интенсивность проявления данных качеств связана с моментом рождения (началом формирования независимой структуры личности) как потенциальная возможность, той или иной, личности к их формированию и дальнейшему развитию в таких пределах. Будет ли она реализована в полной мере, зависит, главным образом, от воспитательного воздействия со стороны окружающих (в первую очередь — родителей) и состояния окружающей среды.

Качества личности — Духовный план

Внутренняя Сфера (качества, отражающие внутриличностные свойства)

Качества, отражающие позитивное проявление свойств личности в процессе её становления и развития

МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ — способность к восприятию новых духовных состояний, не реализующихся в окружающей обстановке в настоящее время.

ВОЛЯ — способность различать свои духовные состояния, разрешать духовные конфликты, влиять на духовное состояние, мысли и чувства окружающих.

МУЖЕСТВО — способность не бояться воспринимать новое, может быть трагическое, основанная на сильном состоянии духа.

ОТЗЫВЧИВОСТЬ — сопереживание и отклик на состояние окружающих, всего живого, возникновение желания помочь, облегчить страдания несчастных и т.п.

ВЕСЕЛОСТЬ — внутреннее состояние «душа поет» и его проявление в процессе общения с окружающими и внутренней жизнедеятельности.

ЧУВСТВЕННОСТЬ — способность воспринимать духовное состояние окружающих.

ДОБРОТА — стремление и постоянная потребность делать добро окружающим, вызываемая спонтанно возникающим внутренним состоянием.

СОВЕСТЛИВОСТЬ — способность к духовному отклику на происходящее, проявляющемуся, в том числе, как «любовь к ближнему «даже при наличии отрицательных эмоций.

Качества, отражающие негативное проявление свойств личности в процессе её становления и развития

ПАССИВНОСТЬ — стремление к незаметности из-за боязни вызвать неблагоприятный отклик извне, часто связанное с духовной утомленностью или слабостью духа

ЭГОИЗМ — стремление удовлетворить свои духовные потребности за счет или во вред окружающему.

УПРЯМСТВО — невозможность изменений в духовном состоянии при изменении окружающего.

РАЗОЧАРОВЫВАЕМОСТЬ — невозможность воспринимать личностно значимые ценности, внутренняя сиюминутность.

ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТЬ — подверженность внешнему воздействию, приводящему к изменению внутренние «ориентиров».

НЕВОЗДЕРЖАННОСТЬ — стремление к передаче своего духовного состояния окружающим, часто сопровождающееся надеждой на какую-либо помощь или поддержку.

НЕДОВЕРИЕ — духовное невосприятие окружающего из-за боязни показать свои чувства или поделиться мыслями, часто основанное на предыдущем отрицательном опыте.

ИСКРЕННОСТЬ — открытое проявление своего состояния, связанное с желанием самоуспокоения, часто из-за невозможности взять на себя слишком большой груз ответственности за происходящее.

Межличностная Сфера (качества, отвечающие за «взаимный резонанс»)

Качества, отражающие позитивное проявление свойств личности в процессе её становления и развития

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ — безусловное восприятие состояний партнера и возникновение внутреннего духовного отклика.

КОНГРУЭНТНОСТЬ — умение быть самим собой, возможность выражения своего духовного состояния партнеру.

КОНФРОНТУЕМОСТЬ — готовность пойти на выражения своего духовного состояния, с надеждой на установление искренних взаимоотношений.

ЩЕДРОСТЬ — забота о духовном состоянии партнера больше, чем о своем собственном.

АЛЬТРУИЗМ — бескорыстное приятие автономности партнера, способствование расширению его духовных возможностей.

НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ — способность воспринимать духовный мир детей и участвовать в их играх «на равных».

ЭМПАТИЯ — умение воспринимать «на лету» изменяющиеся духовные состояния партнера, и проявлять это в общении.

ОТКРЫТОСТЬ — открытое проявление своего духовного состояния партнеру для улучшения взаимоотношений, но не эксгибиционизм.

Качества, отражающие негативное проявление свойств личности в процессе её становления и развития

ПОДАВЛЕННОСТЬ — стремление «уйти в себя», обычно основанное на неадекватном восприятии действительности и, как следствие — отсутствие надежды что-либо изменить, самоневосприимчивость.

ПРИВЯЗЧИВОСТЬ — стремление ограничить себя поддержанием когда-то установившейся духовной связи с партнером, незамечание изменений в себе и партнере.

САРКАЗМ — стремление отгородиться от партнера, в силу его невосприятия и утраты веры в возможность улучшения отношений.

СУЕТНОСТЬ — проявление внутренней неустойчивости собственного «Я» во взаимоотношениях с партнером.

ОТЧУЖДЕННОСТЬ — проявление закрепощенности духа в общении с партнером, опора на схематичность отношений.

ЗАСТЫВШЕСТЬ — жизнь прошлыми духовными состояниями, часто идеализированными, стремление «подогнать под них» свои взаимоотношения с партнером.

РЕВНОСТЬ — проявление духовного самоистязания, часто основанного на комплексе неполноценности и внутренней неуверенности в себе.

НАВЯЗЧИВОСТЬ — искусственное разыгрывание «ребячества» для обретения внутренней устойчивости, боязнь остаться с самим собой.

Внешняя Сфера (качества, отражающие свойства личности во взаимоотношениях с окружающим)

Качества, отражающие позитивное проявление свойств личности в процессе её становления и развития

НЕЗЛОБИВОСТЬ — умение освобождаться от неприятных духовных состояний, а не переносить их на источник, возможно, их вызвавший.

ОБАЯНИЕ — способность создавать духовный комфорт окружающим.

ДЕЛИКАТНОСТЬ — способность к неконфликтному общению с окружающим, способствование разрешению возможных дисгармоний.

ТЕРПИМОСТЬ — способность воспринимать окружающее таким, как оно есть, а не пытаться сразу его преобразовать.

ЧУТКОСТЬ — умение оказать духовную поддержку в нужный момент тому, кто в ней нуждается.

ЧЕСТНОСТЬ — способность объективно воспринимать окружающее и проявлять это во взаимоотношениях.

ВЕЛИКОДУШИЕ — способность воспринимать несчастья в окружающем мире как свои собственные и «болеть за всех душой».

УЧАСТЛИВОСТЬ — способность воспринимать несчастья других, как свои собственные и оказывать соответствующую помощь.

Качества, отражающие негативное проявление свойств личности в процессе её становления и развития

НАСТОРОЖЕННОСТЬ — боязнь воздействия со стороны окружающего, которое может выбить Вас «из колеи», обычно, основанная на внутренних конфликтах с самим собой.

НЕОБУЗДАННОСТЬ — неумение адекватно вести себя с окружающим, излишнее проявление собственного «Я».

ДИПЛОМАТИЧНОСТЬ — конформизм отношений, освобождающий от каких-либо активных действий, где-то сродни — «моя хата с краю».

ЗАНОСЧИВОСТЬ — самоутверждение через подчеркивание своего, обычно мнимого, превосходства по отношению к окружающему.

ЗЛОРАДСТВО — получение удовлетворения от духовного дискомфорта вокруг, часто, связанное с завистью — жизненный «вампиризм».

ЖЕСТОКОСТЬ — воздействие на окружающее с целью разрушения существующих взаимосвязей для самоудовлетворения.

ВЫСОКОМЕРИЕ — отношение к окружающему, как ко «второму сорту», связанное с собственной внутренней несостоятельностью.

НЕГАТИВИЗМ — проявление неадекватного восприятия окружающего для личного самоутверждения.

Качества личности — Интеллектуальный план

Внутренняя Сфера (качества, отражающие внутриличностные свойства)

Качества, отражающие позитивное проявление свойств личности в процессе её становления и развития

СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ — способность к наблюдению, сопоставлению, анализу явлений и процессов в окружающей действительности и их взаимосвязей.

ПАМЯТЬ — способность к запоминанию и извлечению из памяти необходимой информации в процессе мышления, умение использовать накопленный опыт.

НАСТОЙЧИВОСТЬ — стремление к результату в решении возникающих задач и проблем. Способность не отказываться от полученных выводов под влиянием момента.

МЕТОДИЧНОСТЬ — способность к длительной концентрации, систематичности, скрупулезности. Наличие устойчивых интересов.

ВОСПРИИМЧИВОСТЬ — способность к определению места и значения в жизни для новой информации об окружающей действительности.

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ — наличие осознанного интереса к окружающей действительности стремление к познанию Мира.

УВЛЕЧЕННОСТЬ — способность «отключаться» от окружающего в процессе мышления, умение концентрировать внимание и сосредотачиваться на достижении поставленной цели.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — способность к разрешению противоречий в поступающей информации без опоры на общепризнанное мнение или авторитеты, ее практическое применение.

Качества, отражающие негативное проявление свойств личности в процессе её становления и развития

ПРЕДВЗЯТОСТЬ — подход к возникающим вопросам и проблемам с субъективных, оценочных позиций, невозможность выхода из привычных «рамок», черно-белая альтернатива.

ЗАБЫВЧИВОСТЬ — неспособность к запоминанию и накоплению опыта.

НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ — боязнь делать выводы в процессе мышления, отказываться от несостоятельных решений и принимать новые.

РАЗБРОСАННОСТЬ — одновременное занятие многими вопросами, для решения которых не хватает сил и времени, неспособность определить главное и сосредоточится на нем.

РАССЕЯННОСТЬ — неулавливание поступающей информации, ее сущности, неумение разделить информацию по степени важности.

ЛЮБОПЫТСТВО — стремление к получению новой информации — как самоцель, перемены ради перемен.

УВЛЕКАЕМОСТЬ — перескакивание с проблемы на проблему, невозможность довести до конца решение вопроса, подверженность внешнему воздействию.

БЕСПЕЧНОСТЬ — неспособность к концентрации, самоустранение от попыток повлиять на завтрашний день, жизнь настоящим моментом.

Межличностная Сфера (качества, отвечающие за «взаимный резонанс»)

Качества, отражающие позитивное проявление свойств личности в процессе её становления и развития

САМОПОНИМАНИЕ — понимание собственной сущности и уровня личностной ценности, осознание принимаемых решений и сделанного выбора.

ПОНИМАНИЕ — восприятие сущности и личностной ценности партнера, умение объяснить его действия и поступки.

НАХОДЧИВОСТЬ — умение находить выход из сложных ситуаций, опираясь на накопленный опыт, правильно его толковать и использовать для улучшения взаимопонимания с партнером.

ВЛИЯТЕЛЬНОСТЬ — умение воздействовать на партнера, способствуя его развитию, исходя из понимания объективных законов.

ПРИЯТИЕ — способность принимать причины и мотивы поведения партнера, отсутствие необоснованного стремления угрожать или обороняться.

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ — способность к жертвованию, экспериментированию с самим собой, непретендование на свободу и независимость партнера.

АДЕКВАТНОСТЬ — раскрытие себя и своего понимания происходящего при взаимоотношении с партнером, стремление к диалогу.

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ — умение идти навстречу, показывая свое расположение и симпатию к партнеру, готовность его поддержать.

Качества, отражающие негативное проявление свойств личности в процессе её становления и развития

НЕПОНИМАНИЕ — пристрастие к внутренне закрепощенному способу мышления, невосприятие информации, противоречащей стереотипам взаимоотношений с партнером.

ИЛЛЮЗОРНОСТЬ — надуманное восприятие образа партнера и существующих отношений.

ЗАНУДНОСТЬ — проявление зависимости от текущих стереотипов в планировании совместной деятельности.

НАИВНОСТЬ — стремление к вымышленному, упрощённому идеалу взаимоотношений, выборочное восприятие происходящего и партнера.

САМОЛЮБИЕ — игнорирование партнера с целью самоутверждения, часто основанное на страхе перед развенчанием образа собственного «Я».

САМОСТРАДАНИЕ — осознанное стремление к эмоциональной разрядке, путем определенного толкования поведения партнера.

НЕВОСПРИИМЧИВОСТЬ — неспособность понимать причины и мотивы поведения партнера, отсутствие готовности к поискам, часто из-за неверия в свои силы.

БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ — неприятие чужого мнения, предъявление к партнеру жестких требований (часто завышенных), отсутствие гибкости во взаимоотношениях.

Внешняя Сфера (качества, отражающие свойства личности во взаимоотношениях с окружающим)

Качества, отражающие позитивное проявление свойств личности в процессе её становления и развития

ПРАКТИЧНОСТЬ — умение определить наилучший способ деятельности для достижения личностно важной цели.

УБЕЖДЕННОСТЬ — наличие собственного мнения, невосприимчивость к манипулированию сознанием со стороны окружающих, но не догматизм.

ОБУЧАЕМОСТЬ — способность к восприятию информации и умение пользоваться существующими методами передачи знаний.

ТЕРПЕЛИВОСТЬ — способность «не опускать руки», когда что-то не ладится, умение вести подготовительную работу.

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ — способность к самоорганизации в процессе практической деятельности.

СЕРЬЕЗНОСТЬ — способность к глубокому осмыслению происходящего и её проявление в общении с окружающими.

ТРУДОЛЮБИЕ — способность и получение удовлетворения от процесса интеллектуально-практической деятельности. Постоянная работа ума.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — сознательное взятие на себя обязательств и направление усилий на их выполнение.

Качества, отражающие негативное проявление свойств личности в процессе её становления и развития

ХИТРОСТЬ — манипуляция восприятием окружающих в целях самосохранения или самоудовлетворения, может быть, бессознательная.

ЛЕГКОМЫСЛИЕ — поверхностно-разбросанное восприятие окружающего, часто с целью «незамечания» проблем и необходимости их решения.

РИГИДНОСТЬ — неспособность к концентрации и трудности в «переключении» мышления при появлении новой информации.

АГРЕССИВНОСТЬ — защита внутренней ограниченности в развитии и имеющихся стереотипов путем устранения источника опасности.

АВАНТЮРИЗМ — недостаточное понимание действительности в сочетании с деятельной натурой, опора «на авось».

ЗАВИСТЛИВОСТЬ — ориентация на упрощенные, выдуманные или навязанные ценности.

ЛЕНОСТЬ — неспособность к практической деятельности, обычно основанная на непонимании ее личностно значимого смысла.

ОПРОМЕТЧИВОСТЬ — увлечение моментом, выливающееся в совершение непродуманных действий.

Качества личности — Эмоциональный план

Внутренняя Сфера (качества, отражающие внутриличностные свойства)

Качества, отражающие позитивное проявление свойств личности в процессе её становления и развития

ВООБРАЖЕНИЕ — способность к созданию комплекса ощущений, не вытекающих явно из происходящего и служащих основанием ассоциативного мышления и фантазерства.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ — восприятие окружающего и себя самого по изменению внутренних ощущений и их эмоциональное выражение, подчас, бессознательное.

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ — способность к расширению и изменению своего эмоционального состояния, служащего основой для принятия решений к практической деятельности.

РАСКОВАННОСТЬ — стремление к получению новых эмоциональных состояний, вызываемых внутренними или внешними воздействиями.

ЭСТЕТИЧНОСТЬ — способность к восприятию и созданию законченности, гармоничности и красивости форм.

ИНТУИЦИЯ — способность уяснить картину происходящего и путей его развития по имеющимся отрывочным данным и вызываемому ими эмоциональному состоянию.

НЕЗАВИСИМОСТЬ — восприятие окружающего без опоры на существующие стереотипы или внешнее манипулирование.

УЖИВЧИВОСТЬ — способность к восприятию неожиданных эмоций и чувств, отсутствие «зацикленности» на чем-либо.

Качества, отражающие негативное проявление свойств личности в процессе её становления и развития

УНЫЛОСТЬ — состояние безысходности из-за невозможности разобраться в своих ощущениях и эмоциях или происходящем вокруг.

ТЩЕСЛАВИЕ — честолюбие, развитие до необоснованных размеров.

АМБИЦИОЗНОСТЬ — восприятие окружающего через призму самоутверждения, потребность в котором постоянно возрастает и определяет принятие решений и поведение.

ВЗБАЛМОШНОСТЬ — разрешение внутреннего конфликта, эмоциональная разрядка, путем резкого перехода в другое состояние, ставшее привычной нормой.

ПРИДИРЧИВОСТЬ — стремление «найти соломинку в глазах другого», «сделать из мухи слона», обычно с целью личного удовлетворения или самосохранения.

БЕСПОКОЙСТВО — состояние внутренней неуверенности в правильности оценки окружающего или собственных действий, страх перед неожиданным.

САМОВОЗВЕЛИЧИВАНИЕ — невозможность «посмотреть на себя со стороны», основанное на страхе перед развенчанием собственного, обычно придуманного, образа.

ОБИДЧИВОСТЬ — стремление вызвать чувство самосострадания, в целях эмоционального удовлетворения или разрядки.

Межличностная Сфера (качества, отвечающие за «взаимный резонанс»)

Качества, отражающие позитивное проявление свойств личности в процессе её становления и развития

СДЕРЖАННОСТЬ — бесконфликтное восприятие эмоциональных состояний партнера, принятие его индивидуальности.

ТВОРЧЕСТВО — готовность изменять свое эмоциональное восприятие окружающего в зависимости от состояния и потребностей партнера.

СОСТРАДАНИЕ — эмоциональное единство с партнером, помощь в преодолении тяжелого или беспокойного психического состояния.

НЕЖНОСТЬ — способность создавать партнеру атмосферу, благоприятствующую получению эмоционального удовлетворения.

ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ — умение находить взаимную положительную эмоциональную связь и предчувствовать развитие настоящего и его тенденции.

ИНИЦИАТИВНОСТЬ — стремление к поиску и экспериментаторству, умение свежим взглядом посмотреть на обыденное.

АУТЕНТИЧНОСТЬ — открытая демонстрация своего эмоционального состояния партнеру, способность быть самим собой во взаимных отношениях.

ОБХОДИТЕЛЬНОСТЬ — умение делать комплименты, создавать условия партнеру для эмоционального самовыражения.

Качества, отражающие негативное проявление свойств личности в процессе её становления и развития

НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ — формирование состояния неопределенности, позволяющего отказаться от любого вида ответственности за происходящее.

МАЗОХИЗМ — получение эмоционального удовлетворения или эмоциональная разрядка от страданий любого вида

ГРУБОСТЬ — игнорирование эмоционального состояния партнера или своего собственного и проявление этого в словах действиях, поступках.

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ — экономное расходование своих положительных эмоций путем «огораживания» от партнера.

ВОИНСТВЕННОСТЬ — желание доминировать путем манипулирования эмоциональным состоянием партнера, неприятие права партнера быть самим собой.

ЛЖИВОСТЬ — использование уловок для удержания партнера на безопасной для себя дистанции, приводящее часто к нарушению контакта с самим собой.

ЕХИДСТВО — утонченное нападение на партнера путем создания у последнего определенного эмоционального состояния, обычно как способ самоутверждения или самосохранения.

СТАТИЧНОСТЬ — неприятие нового, конвенциональная корректность, соблюдение четко заданных границ и рамок в проявлении своего состояния и требование того же от партнера.

Внешняя Сфера (качества, отражающие свойства личности во взаимоотношениях с окружающим)

Качества, отражающие позитивное проявление свойств личности в процессе её становления и развития

УРАВНОВЕШЕННОСТЬ — умение сдерживаться, управлять проявлением своих чувств эмоций в зависимости от внешних условий.

ЭНЕРГИЧНОСТЬ — наличие необходимой «жизненной силы» для достижения намеченного и умение ее использовать.

АРТИСТИЧНОСТЬ — умение перевоплощаться, «переходить» в различные состояния человеческой натуры и восприятия происходящего.

ТАКТИЧНОСТЬ — проявление сочувственного отношения к эмоциональному состоянию окружающих.

НАДЕЖНОСТЬ — устойчивость внутренних состояний при значительных изменениях в окружающей действительности, проявление этого в общении и совместной работе.

СМЕЛОСТЬ — неосознанное ощущение своих возможностей, не вытекающее однозначно из предшествующего опыта и их использование в критических ситуациях.

УДАЧЛИВОСТЬ — умение предчувствовать тенденции в окружающем мире и неосознанно их использовать в личностно важных целях.

ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ — умение почувствовать и использовать ситуацию, способствующую реализации внутренних устремлений.

Качества, отражающие негативное проявление свойств личности в процессе её становления и развития

ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ — стремление видеть » задний смысл» в действиях окружающих несущий угрозу внутреннему состоянию, часто связанное с прошлым негативным опытом.

ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ — стремление получить эмоциональную разрядку за счет окружающих, зачастую, связанное с наличием внутренних комплексов.

РОБОСТЬ — стремление обезопасить себя от всех возможных и невозможных последствий своей деятельности, основанное на нежелании или страхе что-либо изменить в себе.

ВЛАСТОЛЮБИЕ — стремление к реализации своих начинаний руками других, часто из-за недостатка собственных сил или времени.

СВОЕНРАВИЕ — неприятие чужого мнения и изменений действительности, противоречащих ранее выработанному отношению к окружающему.

ДИКТАТОРСТВО — желание и практическая деятельность для доминирования над окружающими путем использования своих возможностей в отношении окружающих.

КАРЬЕРИЗМ — прагматичный подход к жизни и самореализации, самоограничение в проявлении своих состояний в связи с выбранным или навязанным образом жизни.

КОНСЕРВАТИЗМ — неприятие нового, требующего изменений в восприятии окружающего.

Качества личности Физического плана

Внутренняя Сфера (качества, отражающие внутриличностные свойства)

Качества, отражающие позитивное проявление свойств личности в процессе её становления и развития

ЗДОРОВЬЕ — устойчивость «физических состояний» организма при внешних и внутренних отрицательных воздействиях, долголетие.

СИЛА — большие физические возможности, выдерживание перегрузок.

РЕАКЦИЯ — способность к «мгновенному» отклику в состоянии организма на внешние или внутренние воздействия.

ВЗРЫВАЕМОСТЪ — способность к физической концентрации.

ВОССТАНАВЛИВАЕМОСТЬ — способность переносить предельные перегрузки без ущерба для организма и возвращаться в нормальное состояние.

ЛОВКОСТЬ — ритмичная работа организма, отсутствие суетности и ненужных движений.

ВЫНОСЛИВОСТЬ — способность подвергаться длительному воздействию извне и монотонности жизни на физическом плане без ущерба для организма.

ТРЕНЕРУЕМОСТЪ — способность к физическому развитию.

Качества, отражающие негативное проявление свойств личности в процессе её становления и развития

БОЛЕЗНЕННОСТЬ — подверженность внешнему или внутреннему воздействию на организм, приводящая к нарушению его жизнедеятельности.

СЛАБОСИЛИЕ — невыдерживание перегрузок, низкий уровень физического развития.

ИНЕРЦИОННОСТЬ — длительный настрой на происходящие изменения в окружающем, невозможность быстрой перестройки в функционировании организма.

ЗАМЕДЛЕННОСТЬ — невозможность сконцентрироваться для резкого изменения физических нагрузок.

УСТАВАЕМОСТЬ — неспособность к восстановлению физических сил в процессе жизнедеятельности.

НЕКООРДИНИРУЕМОСТЬ — невозможность наладить ритмическую работу организма, приводящая, к перерасходу физической и других видов энергии.

УТОМЛЯЕМОСТЬ — неспособность к монотонной жизни и связанных с ней физических нагрузок.

НЕТРЕНЕРУЕМОСТЬ — неспособность к физическому развитию.

Межличностная Сфера (качества, отвечающие за «взаимный резонанс»)

Качества, отражающие позитивное проявление свойств личности в процессе её становления и развития

ШАРМ — миловидность, физическая привлекательность, выраженные в манерах и поведении.

СТРАСТНОСТЬ — эмоционально-физиологическая взаимозависимость, проявляющаяся в поведении и сексуальных отношениях.

ГРАЦИОЗНОСТЬ — легкость и координируемость движений и поведения.

РАСКРЕПОЩЕННОСТЬ — экспериментирование с самим собой, возможность к перестройке взаимозависимости психического и физического.

СЕКСУАЛЬНОСТЬ — способность и потребность в удовлетворении сексуальных запросов.

ВЕДОМОСТЬ — способность к ненасильственному переходу своего организма в состояние, устраивающее партнера.

ИГРИВОСТЬ — способность и потребность в создании сексуального настроя и его удовлетворения, основанная на физических свойствах организма.

АКТИВНОСТЬ — способность потребность к руководству в сексе, основанная на физических возможностях организма.

Качества, отражающие негативное проявление свойств личности в процессе её становления и развития

НЕЗАМЕТНОСТЬ — отсутствие «изюминки» в манерах и поведении.

ХОЛОДНОСТЬ — отсутствие потребности в физических взаимоотношениях.

НЕУКЛЮЖЕСТЬ — неловкость, проявляющаяся в движениях и поведении.

ГЛАВЕНСТВО — неспособность уступить партнеру, подавление на физическом плане во время сексуальных взаимоотношений.

КОМПЛЕКСУЕМОСТЬ — наличие устойчивых психофизических взаимосвязей и невозможность их изменения.

ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ — половая инфантильность, неспособность к игре при сексуальных взаимоотношениях

ПРИХОТЛИВОСТЬ — необходимость в специальных условиях для связи между эмоциональным и физическим состоянием.

ФРИГИДНОСТЬ — отсутствие взаимосвязи через физический план.

Внешняя Сфера (качества, отражающие свойства личности во взаимоотношениях с окружающим)

Качества, отражающие позитивное проявление свойств личности в процессе её становления и развития

СОБРАННОСТЬ — способность к мобилизации организма для выполнения работы, проявляющаяся в трудолюбии и добросовестности.

УСТОЙЧИВОСТЬ — адекватная реакция на внешние воздействия, способность к семейной жизни и взаимоотношениям в коллективе.

ИЗЯЩЕСТВО — утонченная красота, гибкость жизнерадостность, то, что «радует глаз».

ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ — гармоничность, проявляющаяся в мудрости, красноречии и т.д., способствующая увлекать окружающих.

ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ — способность к изменению вида или ритма деятельности, проявляющаяся и в общественном лидерстве.

УПРАВЛЯЕМОСТЬ — способность изменять свои физические и физиологические потребности в различных условиях.

ЭЛЕГАНТНОСТЬ — наличие вкуса, умение вести себя в обществе, быть компаньоном, сексапильность и интеллигентность.

ПРИВЕТЛИВОСТЬ — симпатичность для окружающих, основанная на нормах поведения и методах общения.

Качества, отражающие негативное проявление свойств личности в процессе её становления и развития

РАЗБАЛАНСИРОВАННОСТЬ — неспособность к выполнению работы, подчас, являющаяся причиной паразитизма и личной корысти.

МЕЩАНСТВО — трудности в развитии и творчестве, приводящие, подчас, к мелочности, сутяжничеству, обыденности в жизни.

НЕЛОВКОСТЬ — неумение управлять собой и своим телом в процессе жизнедеятельности

ДИСГАРМОНИЧНОСТЬ — неравномерность в развитии и потребностях, возможно фанатизм.

ЗАЦИКЛЕННОСТЬ — постоянная озабоченность и невозможность изменить способ деятельности, проявляющаяся в консерватизме, цинизме, ханжестве.

НЕУПРАВЛЯЕМОСТЬ — неспособность к самоуправлению, проявляющаяся в гурманстве, эпикурействе, зависимости от похвалы и лести.

НЕПРИВЛЕКАЕМОСТЬ — отсутствие вкуса, необязательность.

НАДОЕДЛИВОСТЬ — капризность, рисовка, нравоучения, приводящие к отрицательным реакциям со стороны окружающих.

Социально-психологическая характеристика группы

Человек не живет обособленно от окружающих. Рано или поздно он относит себя к некой группе – объединению, в которой более двух людей соединены по интересам, общим целям, деятельности, мотивам, задачам и т. д. Группа – единый организм, в который включаются отдельные личности со своими социально-психологическими характеристиками. Это в свою очередь образует характеристику группы своей социально-психологической направленности.

Малые группы занимают важную роль в жизни каждой личности. Малыми группами называются семьи, коллективы, друзья, школьные классы или институтские группы. Все они включают в среднем до 30 человек, которые объединены общим делом и целями, интересами и взглядами. Здесь на каждого индивида имеется большее воздействие.

Группа является ячейкой, к которой примыкает личность. Одной из ее характеристик является общность, на которой и объединяются люди. Сплоченность является второй социально-психологической характеристикой.

Композицией группы называется качественный состав, то есть характеристика ее членов. Размером называется количество членов группы (то есть количественная характеристика).

В группе становятся важными два фактора:

  1. Общение – ее культура, манеры, язык и пр.
  2. Взаимоотношения между ее членами – мораль и нравственность, правила и нормы.

Качества личности

Под качествами личности в психологии понимается уникальный набор черт и характеристик, которые присущи человеку. Они сугубо персональные по своей природе и выражают стороны характера, поведенческие модели в социуме или окружающем мире.

Личностным качествам присуща динамичность и устойчивость. Они оказывают влияние на все аспекты человеческой жизнедеятельности, будь то выбор одежды для выхода «в свет» или карьерные предпочтения и амбиции в профессиональной деятельности.

Личностные черты классифицируются на несколько видов, например:

Социально-психологические. Базовые и вторичные свойства, набор черт и особенностей в структуре индивидуума.

Волевые. К примеру, целеустремлённость, самостоятельность, решительность, выдержка.

Нравственные. Эти свойства корректируются жизнью под влиянием совокупности факторов: положение в семье; влияние образовательного учреждения или дворовой компании; отношения в обществе; индивидуальный жизненный опыт и т.п. Каждый из аспектов работает по конкретным нравственным правилам. Они формируют отношение личности к себе и своему окружению. Исходя из заложенных во внутренний мир ценностей, нравственные качества классифицируются на гуманистические, националистические, расовые, религиозно-фанатические.

Профессиональные, например:

вербальность — языковые навыки, отменное налаживание связей между словами и понятиями любовь и владение числами — способность выполнять стандартные арифметические действия с максимальной точностью и оперативностью корректировка цифр, трёхмерное понимание предметов детализация объектов и графики моторная координация по движению конечностей и глаз, согласование по сигналам ловкость и цветовое восприятие общий интеллект — предрасположенность к обучению, возможность делать правильные выводы из поставленных задач

Понятие и задачи

В современной психологии понятие «социальная группа» — совокупность индивидов, которые имеют схожие черты, выполняют один вид деятельности, осознают себя членами общности. Группа имеет 3 основные качества:

  • обязательное взаимодействие между участниками;
  • единство целей, ради которых создавалась группа;
  • у всех членов есть признак, присущий только этой общности.

Социальная психология групп изучает процесс формирования группы, ее виды, структуру и влияние на индивида. Задача отрасли — оценка и прогнозирование развития группы, выявление характеристик взаимодействия, основных критериев. В течение жизни человек одновременно состоит в нескольких группах и часто переходит из одной в другую. Это связано со сменой деятельности или статуса: например, школьник становится студентом, рабочий — пенсионером. В связи с этим можно выделить основную задачу социальной психологии групп — классификация по определенным критериям.

Индивид, индивидуальность, личность

С понятием “личность” тесно связаны другие два термина: индивид и индивидуальность. Несмотря на схожесть, у них есть ключевые различия.

Индивид – отдельный представитель рода Homo Sapiens. Это “человек вообще”, без акцента на каких-то его индивидуальных особенностях.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Индивидуальность – система уникальных черт, присущих какому-то конкретному человеку.

Каждый человек рождается индивидом, затем происходит формирование его индивидуальности, которая кристаллизуется в личность через взаимодействие с социальной средой.

Значение психологической характеристики в жизни

Психологическую характеристику важно использовать при определении тактики воспитания детей и подростков, прививании навыков практической деятельности. При этом можно формировать интерес к общественно полезным направлениям, важным для общества

Имея представление о предрасположенности у ребенка к какой-либо деятельности, заботливые родители никогда не упустят шанс развить у ребенка творческие либо иные способности.

Руководитель компании, стремящийся сформировать деятельный трудовой коллектив, своевременно должен учесть индивидуальные психологические особенности набираемых сотрудников, получить представление об их психической характеристике. В таком коллективе сформируются правильные коммуникативные связи, общие усилия будут направлены на достижения результата.

Зрелость

Социальная зрелость — способность живущего в обществе человека брать на себя ответственность, принимать решения.

Зрелый человек отличается целостностью характера, предсказуемостью, позитивной направленностью поведения.

Зрелая личность всегда четко осознает свои цели и стремится к их достижению, не нарушая при этом интересов других членов общества. Такие люди предельно объективно оценивают самих себя и окружающих их людей, принимают решения сообразно обстоятельствам.

Достижение социальной зрелости не отменяет потребности в других людях. Зрелый человек продолжает усваивать новый опыт, пересматривать свои взгляды и работать над собой на протяжении всей жизни. Но другие люди для него являются советчиками и собеседниками, а не учителями и наставниками.

История развития

Изучением групп социальная психология занялась только в начале 20 века. До этого объектом изучения был индивид, а не общество. Углубленно рассматривали особенности восприятия, установки, межличностное взаимодействие, но не пытались оценивать человека как составляющую часть формирования.

Некоторые психологи полностью отрицали существование групп как объектов исследования. Такой подход в социальной психологии назвали персоналистским. Но параллельно с ним развивался другой способ изучения — социологический. Его сторонники утверждали, что нельзя полностью понять мотивы поведения человека, если изучать его только как индивид. Группа, как объединение людей, неизбежно оказывает на человека влияние и это нельзя игнорировать.

Изучение групповых процессов активнее развивалось в США. Под руководством К. Левина в лаборатории проводились исследования, изучающие динамику, типы лидерства, сплоченность и другие категории, определяющие поведение формирований.

Уже в середине 20 века персоналистская и социологическая психология объединили усилия. Это произошло под влиянием государственных структур, заинтересованных в появлении новых эффективных методов управления промышленными и военными организациями. Интерес к изучению различных формирований к концу 20 века только возрос. Сейчас методики исследований продолжают расширяться и совершенствоваться.

Каждый ли человек становится личностью

Исходя из определения, на первый взгляд может показаться, что каждый. У всех людей есть свои индивидуальные особенности, которые влияют на его поведение.

Однако дело обстоит сложнее. Личность – продукт социализации индивида. Она формируется только под влиянием общества. Если человек вовремя не интегрируется в социум, не пройдет поэтапно все стадии социализации, то и личностью он, к сожалению, не станет.

Феномен человека без личности можно наблюдать на так называемых людях-маугли. Это индивиды, которые в детском возрасте были вырваны из человеческой среды и воспитывались животными. Даже если их возвращают обратно в общество, полноценными его членами они никогда не станут. У них попросту не сформированы и не развиты функции мозга, отвечающие за социальное взаимодействие, а сензитивные (наиболее благоприятные) периоды для их развития уже прошли. Поэтому личности у таких людей нет.

Явления в массах

Общество – это форма объединения людей. Соответственно, такое понятие, как массовидная психика, касается обсуждаемой темы напрямую. Из него вытекают и другие термины. Массовое сознание, например. Оно является одним из наиболее часто встречающихся. Или массовое настроение. Все мы хоть раз, да слышали эти понятия.

Вот, например, массовидные явления психики. Так называются определённые феномены, которые возникают, существуют и развиваются в довольно-таки больших социальных группах. Таковыми являются массовые настроения. Это – психические состояния, которые охватывают большое количество людей. Предпосылками их возникновения, обычно, являются события политического, социального, экономического и даже духовного характера. Естественно, чаще всего наиболее ярко проявляются отрицательные массовые настроения. Которые способны разрушить социально-политические системы, устоявшиеся в обществе и опостылевшие ему. Бурные события «девяностых» показали, насколько настроения могут быть влиятельными.

Параметры анализа

Социально-психологические параметры анализа личности следующие:

  1. Зрелость. Высшим уровнем зрелости является наличие определенных жизненных установок и взглядов. Зрелый человек в своих действиях руководствуется индивидуальной системой ценностей. Он занимает уважаемое положение в обществе и является объектом для подражания, не отказывается от своих взглядов даже под угрозой применения насилия. Такой человек может содействовать развитию других членов общества, которые берут с него пример. Незрелая личность отличается отсутствием четкой системы ценностей, низким уровнем социальной ответственности.
  2. Адаптация. Это степень приспособления человека к жизни общества. При конфликтной адаптации происходит непринятие общественных норм, что приводит к психологическому напряжению и сложностям с самореализацией. При средней адаптации человек вполне вживается в окружающую действительность и более или менее успешно функционирует в обществе.
    При высоком уровне адаптации индивид не только приспосабливается к окружающей действительности, но и успешно развивается в предложенных условиях.
  3. Адекватность. Это принятие и усвоение человеком существующих в обществе норм и принципов. Индивид не просто внешне подстраивает свое поведение под общепринятые модели, а внутренне преобразовывает себя в процессе социализации. Адекватных с социальной точки зрения людей отличает высокий уровень морали, нравственности.
  4. Идентичность. Это результат самоидентификации человека. Осознав свое «Я», индивид может сопоставлять выдвигаемые обществом требования и предоставляемые возможности со своими способностями и желаниями. В итоге вырабатывается механизм регулирования поведения в обществе с учетом представлений о себе.

Что такое социально-психологическая характеристика?

Что такое социально-психологическая характеристика? Это совокупность явлений социальной и психологической направленности, которые объясняют качества, особенности, свойства индивида, коллектива, семьи, социума и пр. Характеристика личности обусловлена психологическими качествами каждой составляющей или социальными факторами, которая на нее влияет.

Характеристика группы, семьи, коллектива обусловлена психикой каждого члена, их взаимоотношениями, общей деятельностью, вероисповеданием, культурой, воспитанием, политической обстановкой и прочими факторами.

Социальная характеристика семьи

Заключение на ребенка лучше готовить в два этапа. Сначала психолог, проводивший обследование, обрабатывает результаты выполнения заданий, обсуждает их и приходит к определенным выводам об уровне развития познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личности, поведения ребенка и о признаках своеобразия в его развитии, а также решает вопрос о характере коррекционной помощи, которая может быть оказана ребенку. Затем психолог оформляет полученные результаты в виде письменного заключения. Такое заключение пишется в свободной форме, но тем не менее при его написании следует соблюдать определенные правила. Обычно заключение состоит из трех относительно самостоятельных частей.

В первой части указываются причины обследования ребенка, цель обследования, особенности поведения ребенка во время обследования. Обязательно отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта, способы взаимодействия с психологом, способы выполнения заданий, характер деятельности, реакция на поощрение, неуспех, замечание

Особое внимание следует обратить на способность ребенка продуктивно использовать помощь, виды этой помощи, умение переносить найденный совместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Отмечается наличие или отсутствие речевого сопровождения действий, характер высказываний, способность ребенка рассказать о своих действиях

06 Июл 2021 piterurist 4752

Сплочение и достижение результатов

Это – то, что подразумевает совместная деятельность. Сплочением называется процесс, в ходе которого формируется специфическая связь между людьми, за счёт которой они объединяются в «единый организм». Всё, опять-таки, делается ради достижения определённых целей и результатов. Каждый из участников группы в этом заинтересован.

Принято выделять уровни сплочённости. И на первом обычно происходит развитие эмоциональных контактов – проявление симпатии и расположенности людей друг к другу, например. Второй уровень подразумевает процесс убеждения каждого человек в том, что его система ценностей совпадает с другими. И на третьем осуществляется разделение общей цели.

Всё это влияет на образование так называемого социально-психологического климата в коллективе, способствующего поддержанию общего настроения, достойного уровня работоспособности и самочувствия.

Типы

Можно выделить несколько основных типов личности:

  • Социализированные – которые адаптированы к условиям социального бытия.
  • Десоциализированные – которые отклоняются от требований социума. К таким можно отнести маргинальные личности. Проблема личности в данном случае заключается в непринятии обществом.
  • Психически аномальные – это лица, которые имеют некоторые задержки в психическом развитии, психопаты. Здесь проблемой личности является то, что люди стараются избегать таких лиц.

Социализированная нормальная сущность имеет ряд особенностей. Она обладает автономией, утверждением собственной индивидуальности. Если возникают критические ситуации, социализированная натура сохраняет свою стратегию, не меняет своих жизненных принципов и позиций. Если возникают экстремальные ситуации и психологические срывы, такая натура может предупредить последствия посредством переоценки ценностей. Понятие такой личности предполагает сохранение оптимального настроения в любой ситуации.

Если индивид является психически уравновешенным, то он строит доброжелательные отношения с другими людьми, является альтруистичным по отношению к их потребностям. При построении жизненных планов нормальная натура исходит из реальности, обладает чувством чести, справедливости. Она является настойчивой касательно достижения целей и может без труда корректировать собственное поведение. Источники удач или неудач для нее – это она сама, а не внешние обстоятельства.

Если возникают сложные ситуации, хорошо развитый индивид способен взять ответственность на себя и рисковать оправданно. Итак, человеческая сущность – это то, что обладает сознанием собственной обособленности, что позволяет ей быть свободной от диктата власти, оставаться спокойной при любых условиях. Такие способности личности делают ее сильной и способствуют дальнейшему развитию. Ядро составляет духовность, которая представлена высшим проявлением человеческой сущности, приверженность к нравственности.

Темперамент как психологическая характеристика личности

Определение 2

Темперамент ‒ комплекс психодинамических свойств индивида, которые обнаруживаются в особенностях его психической активности.

Темперамент представляется природной базой проявления психологических качеств личности.

Первая типология темпераментов была сформирована древнегреческим врачом Гиппократом, который характеризовал их в зависимости от того, какая жидкость доминирует в организме человека.

  • флегматик ‒ уравновешенный, сильный, тип нервной системы является инертным;
  • сангвиник ‒ уравновешенный, сильный, тип нервной системы является подвижным;
  • холерик ‒ неуравновешенный, сильный, тип нервной системы является подвижным;
  • меланхолик ‒ тип нервной системы является слабым.

К ключевым психологическим характеристикам темперамента принадлежат:

  • сензитивность (чувствительность), которая раскрывает картину того, какая наименьшая сила внешних действий вызывает реакции психики личности и какова скорость данного реагирования;
  • реактивность, демонстрирующая уровень и интенсивность непроизвольных реакций личности на внешние и внутренние раздражители (угрозу, критику и т.д.);
  • активность, определяющая уровень работоспособности, энергичности личности в деятельности, его способности преодолевать препятствия, настойчивость, целенаправленность, концентрированность на деятельности и т.д.;
  • соотношение активности и реактивности, открывающее картину того, от чего находится в зависимости деятельность личности ‒ от случайных внутренних и внешних факторов, настроений, случайных событий или от осознанно установленных целей, жизненных планов, устремлений и т.д.;
  • темп реакций, определяющий скорость движений, действий, скорость речи, быстроту умственных операций т.д.;
  • экстравертированность;
  • интровертированность;
  • пластичность, определяющая легкость приспособления человека к неожиданным и новым обстоятельствам, гибкость поведения;
  • ригидность, демонстрирующая предрасположенность индивида к косному поведению, закоренелым стереотипам и привычкам жизни, проявлениям инертности.

Замечание 2

Таким образом, темперамент принадлежит к так называемым генотипическим сторонам личности, целиком зависит от наследственных факторов и на протяжении жизни не меняется.

Воздействие личности на общества

Роль личности в развитии общества тоже высока. Рассмотрим на пример, как личность влияет на общество:

  1. А. В. Суворов — известный российский полководец, пользовался большим уважением среди солдат. Ему удалось выиграть множество битв, в которых армия противника в несколько раз превосходила русскую. Суворова солдаты настолько любили и уважали, что шли без страха в любой бой, под его руководством. Так, благодаря личным качествам военного деятеля, Россией были одержаны победы во многих войнах.
  2. Известный изобретатель Генри Форд создал конвейерное производство автомобилей, благодаря которому машина стала доступным средством передвижения для многих жителей Америки.
  3. Николай Коперник первым отверг идею о неподвижности Земли, предположив, что она вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Его труды привели, впоследствии, к множеству разных открытий.

Таким образом, влияние личности на общество и общества на личность взаимосвязаны.

Понятие «Семья»

Определение 1

Семья – это базовая ячейка общества, социальный институт, характеризующийся добровольным вступлением в брак, общностью быта, брачными отношениями.

Человек, существо социальное, поэтому всегда стремится быть частью группы. Удовольствие от одиночества мало кто может получить, поэтому люди выстраивают тесные связи с другими людьми. Данное обстоятельство обуславливается устройством психики человека на уровне инстинктов. Таким образом, семья является одним из способов быть с кем-то в этом мире.

Предки человека, как говорят ученые, жили большими общинами, в которых постепенно стали появляться семьи. Со временем первобытная семья изменила свою организацию, обросла новыми условиями существования, внутренними обязанностями.

Современные научные течения по-разному трактуют определение семьи, социологи, например, под семьей понимают объединение нескольких человек, связанных кровным родством или свои отношения узаконивших в ЗАГСе. По их мнению, семья – это муж и жена. Причем, молодая пара вместе с родителями и детьми тоже называется семьей.

Семья в юриспруденции – это люди, состоящие в официальном браке и совместно проживающие.

Замечание 1

Объединив данные определения, можно сказать, что семья – это отдельная ячейка общества, подтвержденная на уровне государства, связанная общим бытом, схожими целями, интересами и мировоззрением.

Семья имеет свои признаки:

  • зарегистрированные отношения между мужчиной и женщиной;
  • совместное проживание и совместный быт;
  • совместно приобретенные материальные ценности;
  • близкие интимные отношения;
  • совместные дети (супруги, не имеющие детей, тоже считаются семьей).

Семья выполняет важные функции и, прежде всего, рождение детей в браке, что обеспечивает продолжение рода. Совместно муж и жена создают и накапливают материальные блага, ведут общее хозяйство, что дает возможность достичь более высокого жизненного уровня.

Очень важной является воспитательная функция, родители должны воспитать в детях морально-нравственные ценности и обучить правилам жизни в обществе. Маленький человек впервые в семье узнает, что значит хорошо и что плохо, учится доброте, справедливости, ответственности, учится ценить поддержку и самому оказывать её

Семья передает ребенку накопленные культурные ценности и семейные традиции, обеспечивая тем самым связь поколений.

Замечание 2

В психике человека заложены стремления любить и быть любимым и если эти важные потребности в семье не удовлетворяются, человек сильно страдает.

Определение личности в психологии

Личность в психологии – совокупность характеристик человека, определяющих его поведение и место в обществе. Общество состоит из множества личностей, каждая из которых индивидуальна и уникальна.

Личность формируется годами из привычек и предпочтений человека, его эмоциональных реакций, социокультурного опыта и накопленных знаний. Базисом для формирования личности служат индивидуальные психофизиологические особенности: строение нервной системы, тип темперамента, наследственные черты. Это то, что дается человеку от рождения и что мы изменить никак не можем.

На этом фундаменте и строится личность под воздействием социального окружения. Социокультурный опыт преломляется через призму индивидуальных особенностей, формируя устойчивую психоэмоциональную систему.

Структура современной социальной психологии

Социально-психологическая структура зависит от сфер деятельности человека, объектов и методов исследований. Один из видов структуры СП выглядит следующим образом:

  • СП индивида;
  • психология общения и отношений (межличностных взаимодействий);
  • психология маленьких групп;
  • СП между группами (межгрупповое взаимодействие);
  • психология общественных явлений и крупных публичных групп.

Кстати! От особенностей деятельности человека зависят протекание и характер любого из перечисленных видов взаимодействия.


Структура СП

Изменение государственного строя, внутренней политики и сложности на рынке труда заставили многих граждан испытывать чувство собственной ненужности и невостребованности. Консультация у социального психолога – это один из шагов для решения индивидуальной проблемы с социальной адаптацией.

Социально-психологические особенности личности

Определение 1

Личность – это сознательный и активный человек, которые имеет возможность самостоятельно выбирать наиболее подходящий ему образ жизни.

Каждой личности присущи определенные качества (психологические и личностные), которые необходимо правильно понимать и учитывать при взаимодействии с человеком.

Основными свойствами личности являются:

  • темперамент,
  • направленность,
  • способности,
  • характер.

Личность каждого человека, как члена определенного социума, находится под влиянием сферы разнообразных взаимоотношений, складывающих в процессе деятельности человека, потребления им материальных благ и личностного развития. То есть, на процесс формирования личности человека оказывают непосредственное влияние политические, социальные, экономические и идеологические факторы.

Особо необходимо отметить влияние на психологию личности отношений между людьми в рамках определенной социальной группы, в условиях которых существует человек. Связано это с тем, что в процессе общения и взаимодействия происходит взаимное влияние одной личности на другую, в результате чего осуществляется формирование общности в социальных установках и взглядах, а так же иных отношений к труду, обществу, людям и своим качествам.

Находясь в группе, личность занимает определенный статус и завоевывает авторитет среди иных членов группы, занимает определенное социальное положение и в соответствии с ним играет роли.

Замечание 1

Таким образом, личность представляет собой не только объект определенных общественных взаимоотношений, но и является субъектом данных отношений, выступая в качестве активного связующего звена.

Процесс формирования и развития личности связан с разнообразными факторами, основными из которых являются:

  • своеобразие и индивидуальность высшей нервной деятельности человека;
  • анатомо-физиологические особенности человека;
  • сфера деятельности человека;
  • природно-географическая среда и общество, в условиях которой существует человек;
  • микросреда и макросреда существования личности;
  • общественно полезная деятельность, в условиях которой формируются и развиваются важнейшие качества личности человека;

Влияние социума на личность

Личность и социальная среда неразрывно связаны меду собой. От того в какой среде формируется личность, зависит ее будущее. Видя перед собой плохие примеры, безответственное поведение, ребенок воспринимает это как образец. Через некоторое время он может начать вести себя так же, как его друзья, близкие ему люди. Он может начать пить, курить, воровать, сам не зная, что такое поведение результат сформировавшихся взглядов на мир, плохого влияния ближнего окружения.

Иногда личность может попасть под дурное влияние социальной среды помимо своего желания. Школьник начинает курить, боясь насмешек его одноклассников, которые уже давно пристрастились к сигаретам. Подросток решается на воровство, из-за навязчивых уговоров друзей раздобыть легкие деньги. Работник обманывает начальство, после долгих уговоров своего коллеги.

Так же проявляется положительное влияние среды на развитие личности. Видя перед собой примеры успешных, счастливых и уважаемых людей ребенок стремится им подражать, копировать их поведение. Поэтому, в школе большое время отводиться изучению биографий народных героев, патриотов, выдающихся личностей. Хороший пример становится вдохновением к труду, творческой деятельности, проявлению активности в обществе.

Разные структуры общества обладают различной степенью влияния на личность.

  1. Родители и близкие родственники оказывают самое сильное воздействие, воспитывая ребенка с младенчества.
  2. Вторыми по степени влияния являются школьные учителя.
  3. За ними следуют друзья, знакомые, коллеги.
  4. Не малую роль играют СМИ (средства массовой информации: интернет, телевидение, печатные издания).

Кроме того, на личность воздействует социально-культурная среда, характерная для государства, местности в которой она проживает. Так в России, США, Индии, Израиле — условия для становления личности существенно отличаются. Благодаря этому, отдельным народам, населению разных стран присущи свои отличительные черты характера, индивидуальные особенности.

Характеристика семьи: особенности, правила составления и образец

  • Физическое и эмоциональное развитие ребенка. Это определяющая роль семьи, которая на ранних этапах развития не может быть замещена образовательными учреждениями.
  • Формирование психологического пола. Это происходит, как правило, в первые три года жизни ребенка. Считается, что именно отец склонен сильнее дифференцировать различия между полами. Поэтому характеристика неполной семьи определяет, что у ребенка в будущем могут возникнуть проблемы с половой социализацией.
  • Умственное развитие ребенка. Американские исследователи выяснили, что коэффициент умственного развития у детей из благополучных и неблагополучных детей существенно отличается. Соответственно, этот же параметр сказывается и на культурном развитии.
  • Овладение социальными нормами.
  • Формирование ценностных ориентаций. Это касается семейных отношений, стиля жизни, стремлений и целей, общения с окружающими.
  • Социально-психологическая поддержка. Именно семья закладывает в сознании ребенка уровень самоуважения, самооценки, а также стремление к самореализации.

Описание структуры семьи. Оно должно быть достаточно кратким и тезисным Внимание стоит уделить защищенности, стабильности, открытости, духовности семьи

Также важно понять и описать роли внутри данной ячейки общества, а также иерархию. Описание психологического климата Для этого вам придется поработать над определением психотипа каждого из членов семьи. В отчете должно содержаться их описание, а также выводы о совместимости. Родительская позиция

Речь идет об описании образа жизни взрослых членов семьи, их социальном положении, роде деятельности. По возможности стоит упомянуть их жизненные цели и способы достижения. Позиция ребенка в семье. Определение степени доверия к родителям и другим взрослым членам семьи, наличие целей и стремлений, соответствующих возрасту, наличие представлений о самореализации, успехи относительно учебы, состояние физического и психического здоровья.

Основные типы личности

Одну из самых популярных типологий личности разработал психолог-аналитик из Швейцарии Карл Густав Юнг. В своей деятельности практикующего психолога Юнг выделяет два основных личностных типа: экстраверты и интроверты. Типология отличается в зависимости от того, на чём больше сфокусирован человек в течение своей жизни: на внешних объектах или на внутренних переживаниях. Часто можно ошибочно причислять себя к противоположному типу из-за существующей особой тенденции, которая нацелена компенсировать односторонность действий.

Следует учитывать и тот факт, что в каждом человеке заложены качества и экстраверта, и интроверта, определённое сочетание которых представляет конкретный тип личности. «Жизнь определяет сознание» — именно так можно сказать в случае с экстравертным типом личности. «Сознание определяет жизнь» — более актуальный принцип для интровертов.

Логичным было бы стремление к уравновешиванию обоих типов, но в реальной жизни этого не происходит: всегда существует определённый «перекос» в мировосприятии и самоотождествлении. Вследствие этого выделяется определённый тип по способу преобладания того или иного механизма взаимодействия с окружающим миром.

Краткая характеристика социально психологической ситуации в семье

Группы различаются по структуре и характеру отношений, которые существуют непосредственно между ее членами, в величине, по субъективному составу, качественным особенностям ценностей, правил и норм взаимоотношений, которые разделяют участники, межличностным отношениям, содержанию и целям деятельности. Состав группы, который характеризуется именно ее членами, называется композицией. А размером называется количественный состав, т.е. композиция – это качественный состав.

В младшем школьном возрасте у детей формируются определенные образования – произвольное поведение. В этом возрасте ребенок становится более самостоятельным. Он начинает впитывать в себя определенные моральные ценности и старается следовать конкретным правилам и законам. Нередко это может быть связано с эгоистическими потребностями, например, привлечение внимания и одобрения со стороны взрослых. Таким образом, поведение младших школьников сводится к одному доминирующему свойству – мотиву достижения успеха. Нужно оценивать, способен ли ребенок произвести адекватную оценку своему поступку, способен ли он победить свои желания. В этом возрасте ребенок стремится вести активные размышления о своих действиях и утаивать личные переживания.

Основные теории исследований личности

Зигмунд Фрейд

Согласно психологической теории Фрейда, личность человека имеет три основных компонента:

1. Ид — «оно», т.е. все заложенные природой и генетикой аспекты, в частности, обусловленные базовыми инстинктами.

2. Эго — ощущение собственного «я», которое находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром.

3. Супер-эго предстаёт своеобразным судьёй деятельности и мыслей. Его функции осуществляет совесть, самонаблюдение и сформированные идеалы.

Карл Густав Юнг

Юнг в своей лечебной практике руководствовался индивидуальным подходом к каждому пациенту. Поэтому работу он начинал с того, что устанавливал черты характера пациента, особенности работы его психики. Этой непростой цели он достигал с помощью уникальной системы — типологии личностей. Она служила ему картой, помогала выявить специфику индивида. Понять превалирующие психологические функции, каково человеческое отношение к внешнему миру и к миру внутреннему. Таким образом, Юнг выделил восемь типов личности и поделил их на две группы — рациональные и иррациональные.

Рациональными типами он считал мыслительный и чувствующий. Люди, принадлежащие к нему, в принятии решений и в суждениях руководствуются заранее сформированными взглядами и убеждениями, воспринимают мир через призму установок сознания.

Иррациональными учёный обозначал ощущающий и интуитивный. Люди данных типов в меньшей мере руководствуются рассудком, они реагируют на раздражители так, как реагируют, не пытаясь втиснуться в рамки своих или чужих взглядов. Для них важны непосредственные переживания.

Уильям Джеймс

Американский психолог-прагматик утверждал, что человек имеет непрерывное мышление и селективное сознание, подчёркивая, что жизнь — это сумма разнообразных привычек. Он анализировал личность с трёх сторон — составных элементов (физических или материальных, социальных и духовных), чувств и эмоций (самооценки), а также поступков, вызванных самосохранением и заботой о самом себе.

Формула личности по Джеймсу гласит, что познание состоит в равной степени из отношения и поведения

Альфред Адлер

По принципам индивидуальной психологии ещё одного учёного, стиль жизни личности демонстрируется посредством установок и поведения. При этом формируется он обязательно под влиянием общества. По мнению Адлера, личность имеет единую структуру, а основополагающий фактор её развития — это естественное стремление к превосходству. Поэтому человек у него делится на четыре основных подтипа: социально-полезный, избегающий, получающий, управляющий.

Роберто Ассаджоли

В соответствии с психосинтезом этого специалиста в основной структуре человеческой психики существует 8 зон. Начинает пирамиду подструктур низшее бессознательное, а завершает субличность. Смысл развития психики состоит в увеличении её единства.

Биологический подход

Так называемая теория типов ключевой акцент ставит на строении человеческого тела. Например, по конституциональной типологии Кречмера есть лептосоматик, алектик, пикник, диспластик. А Шелдон классифицировал личности по телосложению эндо-, экто- и мезомофа.

Эдуард Шпрангер

Ещё одна концепция описывает человеческую личность по форме познания мира и духовным ценностям. Это может быть теоретик, экономист, эстет, политик и так далее.

Гордон Олпорт

Мнение основывается на уникальности каждой личности по конкретным чертам. Автор теории считал, что «своё» во внутреннем мире человека является его уникальной отличительной чертой.

Курт Левин

Источник движущих сил личности по Левину скрывается в тандеме человека с ситуацией и определяется отношением к тем или иным обстоятельствам.

Феноменологические и гуманистические теории

Главный принцип — это положительное начало в каждом человеке, стремление и реализация личностного потенциала по максимуму. Например, один из сторонников подобного подхода — А. Маслоу — на первое место ставил человеческую потребность в самоактуализации.

Эрих Фромм

Ведущей позицией в данной концепции её приверженцы считают самовыражение и проявление личностной индивидуальности.

Виктор Франкл

Ключевые моменты — свобода, ответственность, смысл жизни.

* * *

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что личность человека, как в скептически настроенной науке психологии, так и в разносторонней практике жизни, многогранна и неповторима, словно эксклюзивный узор крохотной снежинки под микроскопом. В нашем изменчивом и далеко не идеальном мире очень важно сохранять собственные уникальные черты и оригинальность, ценности и приоритеты.

Каковы бы ни были внешние обстоятельства, важно помнить одну главную истину: я — личность, целый мир, Вселенная, бесконечный Космос. А настоящая личность не должна подстраиваться под изменчивый мир, как поётся в известной песне, или пытаться подражать кому-то, даже если этот человек настоящая звезда.

Чтобы добиться успеха в любом аспекте жизни, важно осознавать свои желания и стремления, понимать себя и адекватно оценивать свои способности. Никто другой не сможет занять место под солнцем, предназначенное для конкретной личности. Потому что каждая индивидуальность — единственна в своём роде. И поэтому неповторима.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]