Что такое координация?
Термин координация образован от латинского «coordinatio», что переводится, как «взаимное упорядочивание». Процесс координирования представляет собой согласование мышц организма, направленное на наилучшее исполнение поставленной задачи. По мере развития двигательных навыков, улучшается координация, формируется инертность органов, находящихся в постоянной или промежуточной работе.
Когда человек постоянно находится в движении, системно повторяет определенные движения и упражнения, усложняет нагрузки, разучивает что-то новое, то при этом совершенствуются двигательные навыки и задействуются двигательные центры головного мозга, а также устанавливается устойчивая связь между мозгом и органами. Координация в физкультуре – это возможность соотносить собственные действия, их упорядочивать и согласовать.
Головной мозг отправляет импульсы по сети нервов, а органы под их воздействием выполняют те или иные движения.
Подобное согласование присутствует не у каждого человека. Некоторые взрослые люди, дети младшего возраста иногда двигаются неуклюже, нескладно жестикулируют, их походка непривлекательна, они неустойчивы на земле, имеют проблемы с вестибулярным аппаратом. Поэтому над координацией необходимо работать систематически. Для этого помимо спортивных тренировок будет полезным улучшать индивидуальный эмоциональный фон, упражняться во внимании.
Эффективные занятия для развития координации
Существует множество методик тренировок на координацию и развитие вестибулярного аппарата.
Для начала работы достаточно нескольких простейших упражнений:
- Правая рука выполняет движение пилки, то есть «назад-вперед», а левая проделывает движение топора, что значит «вверх-вниз». В некоторый момент требуется поменять порядок движения: вторая рука должна выполнять действия первой, а первая, соответственно, второй.
- Руки подняты вверх. Левая изображает круг вперед, правая круг назад. Затем конечности совершают движения в обратном направлении.
- Можно устроить проверку своей координации, проделав лёгкое упражнение: протянуть любую руку при раскрытой ладони. Далее нужно прижать к ладони мизинец, другие пальцы при этом должны находиться в развернутом состоянии.
- Требуется совершать вращательные движения рукой влево, и в то же время ногой описывать круг в обратную сторону. Придя к положительному результату, следует постараться это же самое осуществить двумя руками и ногами, расположившись сидя на какой-либо поверхности.
Возрастные особенности координирования
Способности координировать свои движения находятся в прямой зависимости от возрастных возможностей человека:
Возраст (лет) | Состояние показателей |
5 | Неудовлетворительное (за исключением детей, занятых спортом и музыкой). |
8 | Характерна неустойчивые скорость и ритмика двигательной активности. |
14 | Проявляется темп и четкость в деятельности всех групп мышц в связи с завершением формирования всей функциональной системы организма. |
15 | Наблюдается некоторое снижение активности. |
17 | Возраст оптимального развития. Организм готов к продуктивной работе, тренировкам и получению навыков. |
Со временем автоматически гармонизируются все движения, и мышцы согласуются между собой, функционируя сбалансировано и эффективно. Во время уроков физической культуры школьники получают знания по легкой атлетике, гимнастике, участвуют в спортивных играх и получают первичные навыки работы на спортивных снарядах. Без хорошей координации нельзя ожидать успеха в каких-либо упражнениях.
Поэтому учебный процесс направлен на развитие согласования работы мышц с желаниями обучающихся. Самый благоприятный период для работы над координацией в младших классах. Обусловлено это особенностью человеческой психики для детского периода развития. Ребенок в состоянии воспринять и осознать что-либо только увидев и проделав определенный набор движений. В этом заключается наглядно-действенный тип мышления, характерный для детского возраста.
Координационные способности
Основными показателями координационных способностей являются:
- быстрота реакций;
- ловкость;
- равновесие;
- ориентация в пространстве.
Для правильной тренировки вестибулярного аппарата многое значат занятия, предусматривающие элементы акробатики и гимнастики. При этих занятиях увеличивать нагрузки и скорость выполнения упражнений необходимо постепенно. Упражнения должны быть разнообразными, темп со временем нужно повышать. В таком типе занятий ориентирование в пространстве развивается легко, потому что в этом случае задействованы и визуальные ощущения, и мышечная активность.
Такие упражнения проводятся совместно с пояснениями и наставлениями преподавателя. Движение рук и ног происходит: по очереди, синхронно, последовательно. Проще всего координировать движения, когда они производятся синхронно и в одном направлении. Более сложно выполнять поочередные упражнения. Наиболее трудные движения в разном направлении и разноименные. В занятиях для ног и рук нужно принимать во внимание увеличение сложности.
Помимо всего, требуется делать упражнения, где отдельно работают руки или ноги, или тело, а потом добавлять упражнения, соединяющие движение тела, рук и ног.
В координировании и удерживании интереса обучающихся к занятиям требуется всегда что-то новое. При проделывании упражнений нужно использовать оригинальные исходные положения, разноименные движения, зеркальные действия, смену ритмики. Поначалу при изучении ориентирования в пространстве смена положения частей тела осуществляется при зрительном контроле.
Затем возможно доступно обозначать всевозможные направления движения при помощи слов (относительно частей тела). Координация в физкультуре — это также ловкость, которая представляет собой способность в кратчайшие сроки переделывать двигательную активность в условиях изменяющейся неожиданной обстановки. При таких занятиях особые требования к умению сосредотачиваться, ко вниманию; необходима достаточная скорость реакций.
Координация в физкультуре — комплекс разминочных упражнений.
Из общих упражнений наиболее полезны для ловкости следующие тренировки:
- Быстрая перемена позы. К примеру, из лежачего на спине положения необходимо сесть и расправить ноги, затем согнуть в колене правую ногу, потом левую; потом снова вытянуть ноги и лечь в исходную позицию.
- Требуют слаженных действий трех или более человек. К примеру, передача предмета в колонне.
- Несомненным преимуществом в данном плане обладают игровые виды спорта.
Развитие координационных навыков и способностей предусматривает также работу над равновесием. Оно тем более сложно, чем меньше имеется пространства для опоры. Равновесие всегда соотносится с инерцией от предыдущего движения, поскольку в дальнейшем идет мгновенный переход в статику. К примеру, совершая некоторое количество вращений, сложно остаться в равновесии, еще сложнее в завершении сохранить неподвижность.
Для равновесия полезны упражнения:
- Повороты на 360 градусов в одну и другую сторону.
- Поднятие на носки, когда ступни ног размещены вместе. Также эффективны приседания в позе на носках с выпрямленной спиной.
- Одна нога зафиксирована на месте и служит опорой, а вторая отводится вперед, в сторону, назад. Упражнение выполнять поочередно.
- Поднятие ноги, опираясь на вторую. Потом следует повторение, закрыв глаза. В заключении требуется задержаться на 3-4 сек. на одной опорной ноге.
Причины нарушения координации движений
Причин нарушения координаций движения существует немало. Сюда относятся следующие факторы:
- физическое истощение организма;
- воздействие спиртосодержащих, наркотических и других отравляющих веществ;
- травмы головного мозга;
- склеротические изменения;
- дистрофия мускулатуры;
- ;
- ;
- каталепсия – редкое явление, при котором мускулатура ослабевает из-за взрыва эмоций, скажем, гнева или восторга.
Нарушение координации относят к опасным для человека отклонениям, ведь в таком состоянии ничего не стоит получить травму. Нередко это сопутствует пожилому возрасту, а также перенесенным неврологическим заболеваниям, ярким примером которых в данном случае является инсульт. Нарушение координации движений возникает и при болезнях опорно-двигательной системы (при плохой координации мышц, слабости в мускулатуре нижних конечностей и т.п.) Если посмотреть на такого больного, становится заметно, что ему сложно поддерживать вертикальное положение, ходить.
Люди с подобными недугами двигаются неуверенно, в движениях просматривается расхлябанность, слишком большая амплитуда, несогласованность. Попытавшись очертить воображаемую окружность в воздухе, человек сталкивается с проблемой – вместо круга у него получается ломаная линия, зигзаг. Другой тест на нарушение координации состоит в том, что пациента просят дотронуться до кончика носа, и его также постигает неудача. Посмотрев на почерк больного, вы также убедитесь, что с мышечным контролем у него не все в порядке, так как буквы и строчки наползают друг на друга, делаются неровными, неаккуратными.
Основной показатель координации
Следует понимать, какими показателями измеряется координация:
- точность движения;
- разнообразие и сложность движения;
- время;
- точность реагирования на предмет, находящийся в движении;
- ритмичность;
- умение поддерживать равновесие;
- способность к пространственной ориентации;
- рациональность действия (целесообразность и экономичность);
- меткость.
Эти показатели отрабатываются на занятиях по физкультуре. Однако, главным и наиболее комплексным показателем в оценке координации следует считать умения и навыки к быстрой перестройке всей двигательной программы. Для анализа индивидуальных координационных способностей необходимо наблюдать человека в течение 2-3 лет.
Можно с детского возраста предугадать прогноз развития координации в дальнейшем. Благоприятное время для прогнозирования развития координации в категории «телесная ловкость» (гимнастика) 6-7 лет. Категория «предметная ловкость» (игры спортивные) 11-12 лет.
Определение понятия[править | править код]
Межмышечная координация[править | править код]
Рис. 1. Активность мышц (электромиография) у нетренированного человека (слева) и у тренированного пловца при плавании кролем (справа)
Под межмышечной координацией понимают взаимодействие участвующих в движении мышц (Weineck, 2007). Оно основано на сокращении соответствующих мышц (агонистов и синергистов) в оптимальном порядке и с оптимальной интенсивностью. Управление движениями осуществляется центральной нервной системой (ЦНС) — при этом она, посылая сигналы эффекторам (мышцам или группам мышц, выполняющим движение), одновременно активирует синергисты и тормозит антагонисты.
Запомните
: Под координацией в спорте понимают различные явления: внутри- и межмышечная координация, а также так называемые координационные способности, или двигательная координация. При интерпретации этих понятий часто остается неясным, в какой степени они являются синонимичными, в чем они по смыслу пересекаются или же, наоборот, используются взаимозаменяемо без каких-либо на то оснований. Также часто остается неясным, каким образом следует тренировать различные формы координации и правильно ли разграничивать, например, тренировку, направленную на развитие общей физической подготовки (скажем, силы), и тренировку координации или координационных навыков, как это представлено во многих моделях спортивных тренировок.
На рис. 1 показана установленная с помощью электромиографии (ЭМГ) активность мышц, задействованных при плавании кролем. В левой части представлена электромиограмма мышц начинающих спортсменов, справа — опытных спортсменов. Сравнение так называемых моментов On-Set и Off-Set, т. е. начала и прекращения мышечной активности, а также высота амплитуды ЭМГ показывают, что у опытного спортсмена мышцы действуют более согласованно, чем у начинающего. Это особенно видно при сравнении активности дельтовидной мышцы, широчайшей мышцы спины и трапециевидной мышцы. Аналогично скоординированной работе мышц фазы активности агонистов и антагонистов у начинающих спортсменов перекрываются в более широком интервале времени, это явление называют координацией деятельности мышц-антагонистов. Таким образом, у начинающих агонист должен не только справиться с тяжестью той или иной части тела, двигая ее и преодолевая силу гравитации, но еще дополнительно противостоять деятельности антагониста. В то время как на начальных стадиях тренировки нередко разгибатели и сгибатели активируются одновременно и, таким образом, тормозят рабо-ту друг друга, на более поздних этапах тренировки сокращение мышц часто происходит последовательно и с чередованием: сначала сокращаются мышцы одного типа, а потом другого (Schollhorn, 2003). Изучение противодействия мышц-антагонистов приводит к альтернативному подходу к координации. Если рассматривать механическое управление движением с точки зрения того, что мышцы и группы мышц сокращаются в нужный момент с соответствующей интенсивностью, то к этому в качестве необходимого условия следует добавить, что антагонисты таких мышц должны в нужный момент расслабляться (Schollhorn, 2003). Такой подход к межмышечной координации и ее тренировке представляет собой тем не менее не только осмысление данной темы с противоположной точки зрения, но и позволяет предложить некоторые дополнительные виды тренировок. Например, если при беговой или спринтерской тренировке в связи с увеличением подъема колена вверх увеличивается длина шага спортсмена, то помимо укрепления мышц-сгибателей бедра (агонистов) еще происходит улучшение координации движения. Это объясняется тем, что благодаря расслаблению разгибателей бедра (антагонистов) в нужный момент удается минимизировать сопротивление сгибателей бедра.
Внутримышечная координация[править | править код]
Рис. 2. Принцип возрастания по Henneman. Сначала рекрутируются более мелкие моторные единицы, затем более крупные: ME — моторная единица
Если под межмышечной координацией подразумевается взаимодействие агонистов, синергистов и антагонистов, видное невооруженным глазом, т. е. происходящее на макроуровне, то в случае внутримышечной координации речь идет о процессах, наблюдаемых на микроскопическом уровне. Weineck (2007) считает, что понятие внутримышечной координации означает повышенную восприимчивость к нервным импульсам, а именно активацию большего количества моторных единиц. Особое значение при этом имеет синхронность их активации. С точки зрения принципа возрастания (Henneman, Olson, 1965; Henneman et al 1974) развитие силы связано с последовательной иннервацией дополнительных моторных единиц, т. е. постепенно при все более высокой частоте раздражения рекрутируются большие по размеру и более сильные единицы (рис. 2).
За счет последовательного рекрутирования моторных единиц сила достигает аналогичных значений позже, чем при их синхронной активизации.
рис. 3. График развития максимальной силы и процессы нейронной (нейромышечной) и мышечной (гипертрофия) адаптации в ходе силовой тренировки
Улучшение внутримышечной координации вместе с более совершенной межмышечной реакцией представляет собой первую реакцию мышцы или нервно-мышечной системы на неоднократные раздражения. Это наблюдается при разном характере развития максимальной силы и увеличения площади поперечного сечения работающей мышцы на самой начальной стадии силовой тренировки. В то время как рост максимальной силы происходит обычно в течение короткого срока, увеличение площади поперечного сечения работающей мышцы становится заметным только через несколько недель (Friedebold et al. 1957). На рис. 3. представлен график этих процессов.
Рост максимальной силы на графике объясняется улучшением меж- и внутримышечной координации. На основании результатов исследования Fukunaga (1976) можно представить процессы развития силы и увеличения площади поперечного сечения мышцы, а также электромиографической активности более детально (рис. 4).
В первую фазу тренировки сила и электромиографическая активность возрастают, а площадь поперечного сечения мышцы не увеличивается. Одновременный рост электромиографической активности является показателем активации большего количества моторных единиц, что подтверждается, в свою очередь, более интенсивным развитием силы (Coburn et al., 2004; Komi, 1986). Рост силы в самом начале связан, таким образом, не столько с мышечно-физиологическими процессами адаптации, сколько с нервно-мышечной адаптацией, поэтому Fukunaga (1976) важную роль отводит вопросам обучения. Только после того, как исчерпаны внутримышечные резервы организма и силовые возможности мышцы, она начинает реагировать: увеличивается площадь поперечного сечения отдельных моторных единиц, в результате чего происходит увеличение площади поперечного сечения мышцы в целом {см. рис. 4). [[Image:|250px|thumb|right|Рис. 4. Схема процессов развития мышечной силы, увеличения площади поперечного сечения мышц и изменения электромиографической активности в течение определенного периода тренировки]] В исследовании Moritani и de Vries (1979) была изучена взаимосвязь между иннервацией моторных единиц и размером площади поперечного сечения мышцы. В течение 12-недельной силовой тренировки мышц-сгибателей локтя только на одной руке наблюдались повышенная электромиографическая активность, повышение силы и увеличение площади поперечного сечения мышц. Во второй руке были замечены только проявления нервно-мышечной адаптации в виде повышения электромиографической активности и увеличения силы. Во второй половине данной фазы тренировки наблюдалось снижение электромиографической активности, что было вызвано увеличением площади поперечного сечения мышцы тренированной руки вследствие гипертрофии. Объясняется это гем, что отдельные моторные единицы при увеличении площади их поперечного сечения могут развивать больше силы, так что для поддержания постоянной силы достаточно активации их небольшого количества. На нетренированной руке снижения электромиографической активности по причине отсутствия увеличения площади поперечного сечения мышц не наблюдалось. Гипертрофия мышцы и нацеленная на нее тренировка повышают, таким образом, только возможный силовой потенциал мышцы. Для того чтобы его полностью реализовать, дополнительно назначается тренировка на улучшение внутримышечной координации. Для тренировки силового показателя значительную роль играет последовательность процессов адаптации (меж- и внутримышечная оптимизация предшествуют увеличению площади поперечного сечения мышц), поскольку рост силы может проходить без одновременного увеличения массы в виде «утолщения» мышцы. При этом улучшается показатель относительной силы (Letzelter, 1978) и снижается потребность мышц в дополнительных питательных веществах. Что касается относительной силы, данный аспект может играть большую роль в случае необходимости увеличить скорость движения собственного тела. Снижение потребности мышц в дополнительных питательных веществах может быть причиной того, что организм сначала оптимизирует процессы, происходящие в мышцах, и их взаимодействие и только после этого начинает искать неблагоприятное с энергетической точки зрения решение и увеличивать мышечную массу. В современных исследованиях ставится вопрос о том, насколько уже улучшенная нейронная активизация может вызывать гипертрофию. Такую точку зрения проясняют исследования возрастной атрофии, которые показывают, что причиной потери мышечной массы является ослабление нейромышечной активации (Saini et al., 2009; Narici, Maganaris, 2006; Boonyarom, Inui, 2006). Отсюда следует, что тренировка внутримышечной активности должна учитывать определенные требования: если в наиболее короткие сроки необходимо добиться синхронной произвольной активизации наибольшего количества моторных единиц, тренировка должна включать соответствующие раздражители — как правило, в диапазоне от субмаксимальных до максимальных раздражителей в пределах минимально короткого промежутка времени.
Координационные способности[править | править код]
Основная статья:
Координационные способности
Помимо меж- и внутримышечной координации в спортивно-научных исследованиях упоминается понятие «координации», которое подразумевает так называемые координационные способности: «Координация — это собирательный термин, описывающий целый ряд координационных способностей» (Hohmann et al., 2007). Под этими способностями подразумевается некое теоретическое понятие, позволяющее свести всевозможные виды спортивных движений к определенному числу постоянных факторов. Попытки выделить эти постоянные факторы из всего многообразия двигательных навыков человека были впервые предприняты Fleishmann (1953,1956). С помощью методики анализа определенных факторов, с которой проводились разносторонние тесты с сотнями участников (в основном с кадрами ВВС), были определены различные психомоторные и физические способности, лежащие в основе совокупности тех двигательных показателей, которые являлись предметом исследований (Summers, 2004). В немецкоязычных странах понятие координационных способностей в первую очередь основано на концепции способностей Hirtz (1985), включающей следующие пять координационных способностей:
- способность к реагированию;
- ритмическая способность;
- способность к равновесию;
- способность к пространственному ориентированию;
- способность к кинестетическому дифференцированию;
и дополнительно введенные ученым Blume (1978,1981):
- способность к межмышечной координации;
- способность к перестройке двигательной программы.
Как и другие тенденции в науке о спорте, которые приобрели некую самостоятельность развития (например, принципы тренировки, Schollhorn et al, 2005), при рассмотрении координационных способностей также становится очевидным, что эта условная модель, первоначальное применение которой с целью определения основ двигательных функций было вполне оправданно, позже нередко переносилась на практику необдуманно и некритично (Hohmann et al, 2007). Так, концепция, направленная на разработку основополагающих спортивных принципов общего характера, со временем превратилась в мнимое требование для всех других видов движения в спорте. На практике это приводит к тому, что во время подготовительной фазы в некоторых видах спорта сначала тренируются «общие координационные способности», а потом уже переходят к тренировке показателей, связанных с тем или иным видом спорта. При этом возникает так называемый порочный круг, или паралогизм (Mittelstrass, 2004). Многочисленные экспериментальные данные свидетельствуют о том, что вряд ли существуют какие-либо не зависящие от вида спорта координационные способности, речь может идти о координационных характеристиках, специфических для определенных задач и ситуаций, которые связаны с особенностями различных видов спорта. Если бы координационные способности — такие как, например, способность к равновесию — существовали как постоянные поведенческие характеристики (Hohmann et al. 2007), тогда спортсмены, занимающиеся такими видами спорта, в которых удержание равновесия является одним из основных требований, должны были бы без труда справляться с любыми тестами на равновесие. Тесты на равновесие, в которых участвовали такие спортсмены (в том числе занимающиеся серфингом и бегом на лыжах) и спортсмены, занимающиеся видами спорта, не требующими высокоразвитой способности к равновесию (в том числе теннисом, футболом, легкой атлетикой), хотя и показали лучшие результаты первых в сравнении со вторыми, тем не менее результаты первых также значительно отличались друг от друга. Чем ближе при проведении теста были воссозданы типичные для данного вида спорта условия, тем лучше были показатели спортсменов (Busch et al., 2003; Teipel, 1995). Такие результаты тестов, однако, не согласуются с предположением о том, что соответствующие способности присутствуют постоянно, т. е. независимо от ситуации. Также против общего характера понятия координационных способностей говорят и результаты экспериментов: невозможно полностью «перенести» координационные показатели, характерные при занятиях одним видом спорта или полученные при определенных условиях, на другие ситуации (Hohmann et al., 2007). Понятие координационных способностей в большом спорте рассматривалось и в ранних работах недостаточно дифференцированно, что и привело к развитию систематики изучения различных видов спорта на основе специфики каждого из них.
Таким образом, понятие координационных способностей не имеет большой доказательной базы. Скорее данная концепция является — что и было первоначальной целью — практическим руководством для формирования основных двигательных функций в детском возрасте с целью последующего всестороннего развития моторики (Hirtz, 1985; Hohmann et al., 2007). В процессе спортивной тренировки ярко проявляется связь вышеупомянутых способностей со спецификой того или иного вида спорта, что, в свою очередь, ставит вопрос о том, как отличить тренировку координации от тренировки, направленной на совершенствование техники. Этот вопрос будет обсуждаться в следующем разделе книги. При этом предложения по организации тренировки координации рассматриваются как часть теории дифференцированного обучения (Schollhorn, 1999).
Методы развития координирования
Координация в физкультуре — это возможности, представляющие собой готовность к оптимальному регулированию движения.
Методами развития координирования значатся:
- вариативное упражнение;
- игра;
- соревнование.
На занятиях по физической культуре для работы над координацией наиболее действенны игровые методики. Соревновательный дух побуждает к приложению больших стараний для достижения цели. Самым эффективным способом являются коллективные спортивные игры. Они способствуют отработке соразмерности и четкости проделываемых движений. При таких занятиях формируются навыки скорых движений при изменяющихся обстоятельствах.
Важно также проведение эстафет, так как они организуются при определенных временных рамках. Особенно эффективны подобные мероприятия с использованием баскетбольных мячей.
Работа над вестибулярным аппаратом является исключительно значимым фактором для общего развития, а также совершенствования способности к ориентации в пространстве. Она представляет собой базу для изучения новых пространственных навыков движения.
Главные методы исследования способностей координации: тестирование и наблюдение. Достижения в координации, как правило, оцениваются с использованием тестов, привязанных к возрастным показателям и состоянию здоровья.
Комплекс упражнений на координацию
Для тренировки координации существует немало упражнений и целых комплексов, разработанных для тренировки различных групп.
Простейшим комплексом для работы с подростками и группами пенсионеров может являться следующий:
Комплекс упражнений для улучшения координационных способностей | |||
№ | Упражнение | Доза | Рекомендации |
1 | Подбрасывание мяча | 5-6 мин. | — |
2 | Несколько шагов, кувырок вперед | 4 раза | — |
3 | Метание мяча в цель | 15 раз | С каждым разом увеличивать расстояние к обозначенной цели. |
4 | Прыжки с разворотом | 3 мин. | 180° или 360° |
Виды координации
Координация представляет собой врожденную способность. Её, как и все остальные, необходимо развивать и совершенствовать. Она синхронизирует движения, при плохо развитой координации будет затруднительно вести нормальную жизнь. Следует отметить, эта человеческая способность при старении более других ухудшает свои показатели.
При отсутствии координации невозможно движение мышц. Она получает развитие при почти каждом виде спорта. Врожденную природную способность можно улучшить в каждом возрасте.
Координирование бывает:
- Межмышечное: взаимосвязь мышц, участвующих в совершении движения (интенсивность и упорядоченность мышечных сокращений).
- Внутримышечное: мышцы и их нервные импульсы.
Симптомы нарушения координации движений
Существуют следующие симптомы нарушения координации движений:
- Шаткие движения — этот симптом проявляется при ослаблении мышц тела, особенно конечностей. Движения больного становятся несогласованными. При ходьбе его сильно шатает, шаги становятся резкими, имеют разную длину.
- Тремор – дрожание кистей рук или головы. Бывает сильный и почти незаметный тремор. У некоторых больных он начинается лишь в процессе движения, у других – только когда они неподвижны. При сильном беспокойстве тремор нарастает; шаткие, неравномерные движения. При ослаблении мускулатуры тела конечности не получают достаточной основы при движениях. Пациент шагает неровно, прерывисто, шаги имеют разную длину, его пошатывает.
- Атаксия – вызвается поражением лобных отделов головного мозга, мозжечка, нервных волокон, передающих сигнал по каналам спинного и головного мозга. Врачи выделяют статическую и динамическую атаксию. При статической атаксии человек не может поддерживать равновесие в положении стоя, при динамической ему трудно сбалансировано двигаться.
Факторы, влияющие на координирование движений
Двигательные функции нуждаются во многих качествах, которые приобретаются тренировками. День за днем выполняя упражнения, достигается уровень мастерства, увеличивается быстрота и сила.
Факторы, от которых зависит координации:
- адекватный анализ движения;
- трудность двигательного упражнения;
- уровень иных физических возможностей;
- храбрость;
- возраст;
- общая подготовленность и другое.
К координированию также относится чувство времени, восприятие пространства где есть ритмичность и некий темп, которые могут меняться. В ее основе лежит, в свою очередь, способность удерживать внимание, сосредотачиваться, концентрироваться. Для развитой координации требуется сообразительность, находчивость, собранность.
Рекомендации по развитию координирования
Развитие координирования производится в следующих направлениях:
- Выполнение разных упражнений, где присутствует новизна их воспроизведения от занятия к занятию.
- Повышение сложности поставленных задач, работа над точностью.
- Развитие равновесия.
- Тренировка вестибулярных функций.
Методические рекомендации: скорая перемена положений (встать, сесть); оригинальность и неожиданность положения (бег из сидячего положения); изменение быстроты с переменой порядка последовательности; использование в тренировках предметов разного веса, объема.
Практические советы:
- При работе с детьми младшего возраста следует начинать со статических упражнений, развивающих одновременно ориентацию в пространстве, равновесие и визуальную оценку собственных действий.
- Системный подход к периодичности тренировок, поскольку при длительных перерывах наблюдается снижение двигательной активности.
- При организации занятий максимально разнообразить набор упражнений и игр.
- Создание максимально доброжелательной обстановки в группе.
Игра на развитие бега «Догонялки»
Цель: обучение ориентироваться в пространстве, развитие навыков бега на небольшие расстояния, тренировка умения быстро выполнять простейшие команды по ходу игры.
Форма проведения: групповая.
Ход игры: Один ребёнок сидит на стуле, к нему подходит взрослый с другими детьми, они говорят:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть!
Ну, попробуй нас догнать,
Раз, два, три, четыре, пять!
При слове «Пять» все бегут, а ребёнок, сидящий на стуле, встаёт и догоняет. Тот, кого он поймал, садится на стул, и игра повторяется.
Средства развития координирования
Главными средствами тренировки координирования являются новизна и трудность исполнения. Сложность повышается с помощью, например, сокращения времени, увеличения дистанций, утяжеления веса предметов и так далее. Занятия по координированию перестают быть эффективными, когда их выполнение становится автоматическим. Потом их ценность пропадает, как каждое, изученное в полной мере и проделываемое в одних и тех же условиях, не способствует развитию.
Вдобавок необходимо работать над другими двигательными способностями помимо координации. Координационная способность индивида имеет значимое место при регулировании движений. Она способствует согласованию и контролю различных двигательных активностей в зависимости от поставленных задач.
Человеку необходимо взаимодействовать с внешней средой, требуется прогнозировать возможные ее преобразования, предвидеть будущие события; и на основе этого создавать собственную модель действий, ориентированную на достижение поставленных целей.
Совершенствование двигательных функций составляет основную задачу занятий физкультурой. Эта задача естественным образом подразумевает развитие координации во всех ее видах. В первую очередь тренировки необходимы детям и людям старшего поколения. Работа с остальными группами в этом плане зависит от профессиональной ориентации последних.
Компоненты координированного движения
Координированные движения зависят от:
- Волевое усилие: способность инициировать, поддерживать или прекращать действие или движение.
- Восприятие: взаимодействие системы проприоцепции и подкорковых центров для интеграции двигательных импульсов и получения сенсорного ответа. Когда нарушена проприоцепция, она частично компенсируется за счет зрительной обратной связи.
- Энграмма: физическое или биохимическое изменение в нервной ткани, представляющее память пережитых состояний. В исследовании было доказано, что должно быть выполнено высокое число повторений, чтобы сформировалась энграмма. В исследовании от 1980 г.: «Требуются тысячи повторений для начала формирования энграммы и миллионы повторений для ее совершенствования. Координация развивается пропорционально числу повторений, которые практикуются чуть ниже максимального уровня способности к выполнению».