Эйдетическая память в психологии: что это такое, определение

Эйдетизм – это способность к точному и максимально детальному воспроизведению образов (зрительных, звуковых, тактильных) отдельных предметов или сцен, после прекращения их непосредственного восприятия. Этим образам характерно отличие от обычных привычных тем, и психика продолжает воспринимать объект при его фактическом отсутствии. Другое определение эйдетизма характеризует его как способность самостоятельно вызывать и удерживать во внимании образы, которые по силе воздействия своих сенсорных характеристик идентичны или же превосходят реальность. Явление и принципы его функционирования изучены не до конца и имеют проявление лишь у незначительного процента взрослого населения, тогда как в детском возрасте эйдетизм считается более популярным явлением. В дальнейшем функции эйдетической памяти утрачиваются или значительно слабеют в процессе развития вербальных навыков.

Эйдетизм это в психологии научное определение, которое в непрофильной литературе и бытовом употреблении называют фотографической памятью. Как одного из мнестических видов фотографической памяти не существует. В результате экспериментов, направленных на установление факта ее бытия как таковой, было выявлено, что никто из группы испытуемых не может полноценно выполнить условия поставленного эксперимента (воспроизвести по памяти текст, перевернутый задом наперед, тогда как при взгляде на фотографию эта задача не составляет особого труда).

Наличие склонностей к эйдетизму обусловлено физиологическими факторами (генетика, развитие мозга, его нейропластичность), но как конституциональный признак сохраняется у сравнительно малого количества взрослых. Отмечено также, что сохранение способностей к эйдетизму связано с характером деятельности человека, и у творческих профессий встречается чаще.

Развитие эйдетизма имеет несколько направлений тренировок, в ходе которых, безусловно, улучшаются мнестические способности, но не всегда развивается именно эйдетический тип памяти.

Понятие эйдетической памяти и ее развитие в психологии

Эйдетическая память в психологии или эйдетизм представляет собой особый вид мышления, при котором человек способен моментально запоминать различные образы с их последующим воспроизведением.


Эйдетическая память в психологии — что это такое.

Характеризуется феномен зрительным впечатлением, а также другими сенсорными модальностями:

  • вкусовыми;
  • тактильными;
  • обонятельными;
  • слуховыми.

Удерживаемые в памяти эйдетические образы отличаются от предметов восприятия тем, что индивид способен воспринимать объект, предмет, или явление в качестве имеющегося в настоящий момент, что позволяет переживать различные феномены в их отсутствие.

Термин образован от латинского слова εἶδος, которое переводится как «образ» или «внешность». Индивиду с такой памятью достаточно всего один раз посмотреть на необходимую картину, после чего он сможет в точности описать увиденный образ. По-другому явление называют фотографической памятью.

История возникновения

По мнению исследователей, эйдетизм впервые описан сербским ученым области психоанализа В. Урбанчичем в 1907 г. Теория образного мышления была развита в немецкой школе психиатрии и психологии имени Э. Йенша, который совместно со студентами провел ряд фундаментальных исследований эйдетического явления.

Годами позднее, в 1933 г. Сторонниками Гитлера создана так называемая «интеграционная типология» — концепция идеологического типа, которая связала эйдетику и национальные идеи.

Это послужило развитию различных социалистических лозунгов, а в последующем — созданию методик для совершенствования фотографического запоминания.

В СССР наиболее значительный вклад внес советский психолог Л.С. Выготский, после чего вопросами эйдетической памяти занимались ученые:

  • П.П. Блонский;
  • С.В. Кравков;
  • А. Р. Лурия;
  • С.Л. Рубинштейн;
  • Б.М. Теплов;
  • Ф.Н. Шемякин.

Впервые эйдетическая теория была упомянута в научном журналах «Педология» П.П Блонского, а также книге «Очерки психологии» С.В. Кравкова, которые издавались в 1925-1930 г.

В описанных работах, прежде всего, делается акцент на значимое практические определение эйдетики в качестве важного и не изучавшегося ранее вида запоминания.

Книга «Психологические очерки» содержала определение эйдетизма, включая перечисление основных проблем теории, выдержки из различных исследовательских протоколов, также оценивались и указывались первоисточники экспериментов.

Эйдетика в СССР развивалась не столько в качестве развивающей технологии для населения, сколько оценивалась с точки зрения идеологически обусловленной теории.

До развития особого вида запоминания в рамках нацисткой науки, эйдетические техники воспринимались советскими учеными точно так же, как и другие — фактология приветствовалась, а логические построения на теории без конкретной практики, критиковались в силу непринятия марксизмом.

Тренировка эйдетических способностей и эйдотехника

И. Шульц описал неоднократные случаи шизофрении с попытками самоубийств, возникшие в итоге неумелых, но настойчивых попыток вызвать эйдетические образы. М. Зощенко описал ряд подобных случаев в писательской среде в своей книге «Перед восходом солнца».

В качестве лечения И. Шульц предложил вновь вызывать эйдетические образы, только делать это грамотно. Этот подход изложен, в частности, в довоенной работе одного из сотрудников Шульца К.Томаса. Подход оказался успешным.

Так, шахматист и психолог А. де Гроот, который заинтересовался эйдетизмом как явлением, утверждал, что развить способности могут многие. В качестве примера он приводил шахматных гроссмейстеров, способных запоминать множество комбинаций и сценариев развития событий во время партии.

Основные характеристики

Как исторически, так и содержательно, подробная характеристика эйдетической теории основывалась на рассмотрении любых взаимосвязей, наследственной составляющей, а также единстве 3-х основных сторон или уровней заданных областей.

Перечень:

  • Эйдетика. Выступает в качестве общепсихологической теории, которая находится на уровне философских, теоретических, а также методологических ошибок психологии как науки.

  • Эйдетизм. Воспринимается как экспериментальный или эмпирический феномен, указывающий на особый вид запоминания, что в последствие привело к развитию эйдетики в роли частной научной теории.
  • Интеграционная типология. Является фашистски идеалистической, по сути — псевдонаучной концепцией, которая включает особенности содержательных, функциональных, или организационно-преобразующих процессов в роли личности сверхчеловека.

В понятии современной психологии принято выделять характеристики эйдетической памяти, опираясь на которые можно поставить оценочное суждение тому или иному типу.

Перечень:

  • Визуализация и сенсорика. Воспроизведение основных зрительных образов, при этом вторичные идут за визуализацией. Так, эйдетик в первую очередь запомнит образную картину, после чего — другие образы. К примеру, сначала речь идет про пляж, потом развиваются мысли о коктейле в руке, других людей, обонятельные ощущения и прочее.
  • Детализация. Максимально подробная прорисовка всех образов, при которой запоминаются такие мелочи, как количество пуговиц на рубашке, завязаны шнурки или нет, и прочее.
  • Непроизвольное удержание объектов. В этом случае индивид не ставит задачу что-либо запомнить, предметы или явления откладываются в памяти автоматически, неосознанно. Непроизвольная разновидность характерна только для прирожденных эйдетиков.
  • Большая вариативность. Хорошо развитая эйдетическая память, в особенности при рождении, указывает на возможность одновременно запоминать более 10 иностранных языков, цитировать всего Шекспира, или знать наизусть пассажиров 3 различных лайнеров, лишь однажды увидев сведения об их именах.

Эйдетическая память в психологии бывает как приобретенной, так и врожденной. Если первый тип относится к практическому развитию техники, то второй указывает на различные аномалии головного мозга. По своей сути, эйдетика представляет собой науку о совершенствовании фотографической памяти.

Что такое эйдетизм или фотографическая память? Немного теории

Люди, имеющие развитую эйдетическую память, в деталях запоминают такие вещи, как, где человек сидел, что он делал, как выглядел, какие именно слова он произнес. Они могут сохранять в памяти каждое слово или символ книг объемом до 500 страниц, или даты фактов, которые случились несколько месяцев и даже лет назад, с минимальным усилием.

Если человеку, который обладает эйдетизмом (или фотографической памятью), вы лишь на мгновение покажете изображение, которое он ранее не видел, он сможет мысленно восстановить в памяти это изображение до мельчайших деталей, как, например, сколько окон было в здании, сколько людей на улице и т.д.

А вы хорошо знаете свои способности? Насколько у вас развита память, внимание, концентрация и другие когнитивные навыки?

Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

Кроме того, характерной чертой людей с эйдетической памятью является то, что их глаза двигаются так, как будто они сканируют изображения или книги, которые видят в данную минуту.

Бывают случаи, в которых этот тип памяти проявляется спонтанным образом, и человек запоминает с удивительной точностью конкретные вопросы, но при этом он не в состоянии сохранить информацию, полученную из другого источника.

В настоящее время нет никакого научного объяснения этому феномену. Более того, в научном сообществе разворачиваются большие дебаты, которые особенно были популярны в последние десятилетия прошлого столетия, относительно того, существует ли на самом деле эйдетизм.

Самое последнее из существующих исследований на тему эйдетизма было проведено исследователями из Университета Малаги. Учёные утверждают, что феномен фотографической памяти или эйдетизм может быть связан с увеличением производства особого белка, который получил название «RGS-14». Этот белок оказывает влияние на область мозга, отвечающую за обработку визуальной информации, увеличивая в значительной мере способности долговременной памяти.

Память, как мы все знаем, является когнитивной способностью, которая отвечает за удержание, хранение и восстановление информации (при обращении к хранилищу воспоминаний). Существуют различные типы памяти. Эйдетизм возникает на основе экстраординарных способностей, как в кратковременной, так и в долговременной памяти.

Дети и взрослые с синдромом Аспергера имеют более развитую фотографическую память, чем остальная часть населения

Типология эйдетиков

Усилиями Э. Йеншема, а также его сотрудников О. Кро, Г. Фишера, и А. Рикеля разработана практическая классификация ступеней, которые дают оценочные суждения выраженности эйдетического запоминания.

Они такие:

  • Наличие послеобраза с естественными признаками, который зачастую характеризуется малой продолжительностью. Отличается различными искажениями в воспоминаниях, такими как: разный цвет одежды, иные слова и т.п.
  • Для создания образа, необходимо подкреплять его при помощи тех или иных техник визуализации. Послеобраз приобретает свойства зрительного объекта.
  • Отличается слабыми зрительными образами, необходимостью фиксации, а также отклонениями величин и форм выявленных объектов.
  • Характеризуется зрительными образами среднего или слабого характера. Сюда входят простые объекты, которые не нуждаются в фиксации. При попытке запомнить сложные предметы, проявляются только некоторые детали.
  • Полноценные ясные образы воссоздаются в сознании от объектов любого типа.
  • Зрительные образы видятся максимально ярко, с наличием всех деталей.

На базе теории классификации, психологами было предложено распределять людей, которые способны к фотографическому типу мышления, из-за чего в психологическую практику были введены термины «Т-тип» и «В-тип».

Если у первой группы, эйдетические переживания максимально стойкие и не исчезают со временем, то вторые способны к произвольным воспоминаниям и осознанному вмешательству в них.

Согласно психологу В. Йеншу, такие типы развиваются благодаря определенным видам мимики, особому развитию гормональной системы, а также наличию травм головы или любых других заболеваний, способных повлиять на нейрофизиологию мозга.

Что такое эйдетическая память

Эйдетическая память – это вид памяти, позволяющий зрительно воспринимать, сохранять и воссоздавать образ во всех деталях. То есть человек не просто вспоминает увиденное, а как бы «продолжает» лицезреть объект перед собой или вновь переживать какое-либо событие.

К зрительному восприятию присоединяются и другие способы познания мира: слух, обоняние, осязание, вкус, моторика. Запоминаются и воспроизводятся также эмоции и переживания. Эйдетическое восприятие – это запоминание преимущественно зрительных образов, по этой причине такой вид памяти ошибочно именуют фотографической. Окружающие люди считают эйдетизм особым даром, психотерапевты трактуют эту разновидность памяти как серьезное отклонение.

Иногда можно услышать выражение «идиотическая память». Как утверждают психологи, такого типа памяти не существует, выражение возникло от созвучности в произношении и непонимания значения термина «эйдетическая память».

Как развить

Эйдетическая память в психологии — это такое явление, которое может быть как врожденным, так и приобретенным.

Если в первом случае, наличие фотографического запоминания объясняется аномалиями в развитии системы головного мозга, то во втором — ориентированной работой над собой. С точки зрения эйдетики, психологи выделяют несколько способов, которые помогут развить эйдетическое запоминание.

Наиболее эффективными являются:

  • метод Айвазовского;
  • нейробика;
  • специальные упражнения.

Метод Айвазовского

Исходя из некоторых исторических справок, у русского художника-мариниста И. Айвазовского в значительной степени была развита эйдетическая память, что позволяло ему переносить любые движения в живопись.

Благодаря этому, он сумел добиться высоких результатов в изображении штормовой погоды, волн, красочности горизонта, и других особенностей маринизма.

Чтобы овладеть методикой Айвазовского, необходимо выполнить ряд несложных действий:

  1. Выбрать желаемый объект, который нужно запомнить.
  2. В течение 5 мин. пристально всматриваться в предмет.
  3. Закрыть глаза и мысленно представлять его, после чего описать в малейших подробностях и деталях: размеры, форма, цвет.
  4. Открыть глаза и провести сравнение реальной и представленной образности. Если было что-то упущено — подметить и записать.
  5. Повторять упражнение до тех пор, пока визуальные очертания полностью не совпадут между собой.

Для того чтобы добиться совершенства в технике, необходимо с каждым последующим разом выбирать все более сложные предметы. Так, для первого упражнения можно выбрать бутылку с водой, а для последнего — сложную картину. Также рекомендуется постепенно уменьшать время, отведенное на наблюдение за предметом.

Немного общей информации

Эйдетики могут удерживать в голове длительное время не только картинки, но и даже создавать, так называемые, видеоролики. Так происходит потому, что подключаются остальные разновидности образной памяти, в состав которой и входит визуальная. И тогда человек может воспроизвести коротенькое видео со звуком, насыщенное тактильными ощущениями. В процессе даже могут возникать определённые эмоции, которые были в момент проживания в реальности этого момента. Вследствие чего воспоминания настолько яркие, что хранятся в течение многих лет. Единственное, некоторые кадры могут подменяться ложными, придуманными. Срабатывают защитные механизмы нашей психики, когда какое-то событие невозможно «усвоить» и принять.

Упражнение на развитие фотографической памяти

Упражнения для совершенствования эйдетической памяти, прежде всего, направлены на развитие всех областей запоминания. Вариативность техник позволяет найти наиболее удобную, отталкивая от определенной ситуации.

Самые популярные упражнения представлены в следующей таблице:

НаименованиеВыполнение
Непринужденное наблюдениеПодсчет количественного числа домов, этажей в них, деревьев, автомобилей, магазинов и прочих мелочей, которые будут интересны. Закрепление образов по дороге обратно. Соединение предметов с их числовым значением, в зависимости от количества этажей, пустых парковочных мест и прочее.
АссоциацияПри запоминании любого вида информации, предметы или явления необходимо представлять в виде изображений.
ТекстологияСделать распечатку текста в формате А4 с незнакомым текстом, после чего максимально тщательно прочесть его и попытаться запомнить. Попросить другого человека добавить до 5 новых слов в текст и еще раз распечатать. Основная цель — как можно быстрее отыскать нововведения.
ПалиндромаЧитать вслух любые вывески или названия наоборот. Со временем совершенствовать технику, прочитывая предложения на таблицах.

Помимо упражнений, совершенствовать эйдетическую память могут также различные настольные игры, такие как «Найти 10 отличий» «Отыскать кота на картинке» «Парные изображения», тесты на реакцию и внимательность, и многие другие.

Нейробика

Эйдетическую память можно развить при помощи техники «Нейробика», которую в практике психологии часто характеризуют как лучшее гимнастическое упражнение для создания новых нейронных связей.

Наиболее эффективные упражнения этой методики:

  • Постоянно приходить в определенное место разными маршрутами, одновременно выполнять технику «непринужденное наблюдение», описанную в таблице.
  • На протяжении всего дня, один раз в неделю делать любые действия другой рукой, не используемой в быту.
  • Несколько раз в день прочитывать высокоинтеллектуальную научную статью с максимальным количеством непонятных терминов. Стараться вникнуть во все слова, улавливая их объективный смысл.
  • Отключить звук при просмотре видео, пытаясь понять, что именно говорит человек. Лучше подходят различные сводки, новости или обычный развлекательный контент с постоянным нахождением человека у камеры. Далее сравнить сказанное с видеоматериалом. Для более удобного выполнения, использовать диктофон.
  • Отвечая на вопросы окружающих людей, пытаться максимально четко проговаривать каждый слог и предложения, ассоциируя себя с героем сочинений или стихотворений. Главное — красивые, необычные речевые обороты.

Поскольку существует множество примеров, при которых люди развивали навык фотографического мышления без каких-либо предпосылок из детства, частое повторение упражнений позволит совершенствовать быстрое запоминание любой информации.

Подготовленные мнемонисты

Чтобы сформировать фотографическую или эйдетическую память, визуальное воспоминание должно сохраняться без использования мнемоники, экспертного таланта или других когнитивных стратегий. Сообщалось о различных случаях, когда полагались на такие навыки и которые ошибочно относились к фотографической памяти.

Пример экстраординарных способностей памяти, приписываемых эйдетической памяти, можно найти в популярных интерпретациях классических экспериментов Адриана де Гроота по способности шахматных гроссмейстеров запоминать сложные положения шахматных фигур на шахматной доске. Первоначально было обнаружено, что эти эксперты могут вспомнить удивительное количество информации, гораздо больше, чем неспециалисты, предполагающей эйдетические навыки. Однако, когда экспертам были представлены расстановки шахматных фигур, которые никогда не могли возникнуть в игре, их запоминание было не лучше, чем у неспециалистов, что свидетельствует о том, что они развили способность систематизировать определенные типы информации, а не обладать врожденными эйдетическими способностями.

Люди, у которых определено состояние, известное как гипертимезия , способны запоминать очень сложные детали своей личной жизни, но эта способность, похоже, не распространяется на другую, не автобиографическую информацию. У них могут быть яркие воспоминания о том, с кем они были, во что были одеты и как они себя чувствовали в определенный день много лет назад. У изучаемых пациентов, таких как Джилл Прайс , результаты сканирования мозга напоминают обсессивно-компульсивное расстройство . Фактически, необычная автобиографическая память Прайса была приписана побочным продуктом навязчивого ведения дневника и дневниковых записей. Пациенты с гипертимеозом могут также страдать депрессией, связанной с неспособностью забыть неприятные воспоминания и переживания из прошлого. Заблуждение, что гипертимезия предполагает наличие эйдетической способности.

Каждый год на чемпионате мира по запоминанию лучшие запоминания соревнуются за призы. Ни один из лучших в мире специалистов по запоминанию не обладает фотографической памятью, и никто с заявленной эйдетической или фотографической памятью никогда не выигрывал чемпионат.

Тренировка фотографической памяти у детей

Поскольку эйдетическая память у детей чаще всего проявляется в дошкольном или младшем школьном возрасте, наиболее благоприятный возраст для ее развития составляет 3-7 лет. Если пропустить этот временной отрезок, память заменяется обычным запоминанием, основанным на причинно-следственных связях.

Другие исследования указывают на проявления фотографического запоминания у лиц в 12-16 лет. В любом случае, чем раньше обучать ребенка эйдетике, тем лучше будет в будущем. Упражнения по развитию памяти для детей несколько различаются, что обусловливается легкой техникой выполнения.

Одной из таких методик является «Зрительная прорисовка», при которой ребенок должен ответить на заданный вопрос о том, на что похожа та или иная буква. К примеру, буква В ассоциируется с парусом судна. После чего он должен нарисовать образ на бумаге. Главное, не ограничивать ребенка и дать волю фантазиям.

«Мысленная прорисовка» — вторая по важности техника развития эйдетики для детей, при которой необходимо запомнить любой стих с одновременным представлением всех описанных образов.

История исследований

Считается, что одним из первых описал феномен эйдетизма сербский учёный В. Урбанчич в 1907 году.

Теория, предметом которой была эйдетическая способность — особый вид образной памяти человека, — разрабатывалась на протяжении 1920—1940-х гг. в Германии, в марбургской психологической школе Э. Йенша. Э. Йеншем совместно с учениками были проведены фундаментальные исследования эйдетизма. После 1933 года в гитлеровской Германии Э. Йеншем и его единомышленниками стала развиваться «интеграционная типология» («Integrationstypologie») — идеологизированная концепция, объединяющая эйдетику и национал-социалистические идеи и лозунги.

Проблема эйдетизма

Учитывая то, что эйдетическая память в психологии относится к еще одному виду запоминания и выступает в роли социального, сенсорного или пространственного контекста, в научных кругах до сих пор не утихают споры о вопросе явления.

Считается, что это еще один простой тип мышления, который ничем не отличается от других.

Иное дело обстоит в психиатрической практике, где рассматривается только врожденный эйдетизм, а не его развитие при помощи тех или иных методик.

В последнее время получила свое развитие теория о том, что данная способность относится к серьезным нарушениям психики, на что указывают риски возникновения шизофрении при попытках развить фотографическое мышление.

Последние исследования ссылаются на факт того, что объем памяти, используемый для сохранения образности объектов, занимает большое место в отдельных участках мозга, из-за чего серьезно меняя его физиологические и химические свойства.

Усилиями М.П. Кононова была выявлена прямая взаимосвязь между врожденной эйдетической памятью и наличием галлюцинаций у детей, вследствие чего эксперимент продолжали, выяснив подобную закономерность у взрослых.

В стенах Калифорнийского университета была обнаружена взаимосвязь между наличием фотографической памяти и развитием эпилепсии.

Как оказалось, эпилептики зачастую перед самим приступом воспроизводят в сознании различные образы гиперреалистичного характера, которые нередко сопровождаются второстепенной сенсорной модальностью.

На основании проведенных экспериментов не в пользу фотографического запоминания, многие специалисты в сфере психологии замечают, что такая врожденная память является патологическим процессом, из-за чего требует постоянного наблюдения у лечащего врача.

Это подтверждается еще и тем фактом, что большинство популярных эйдетиков страдают от тех или иных психических расстройств: аутизм, слабоумие, шизофрения и прочее.

В обществе устоялось мнение о том, что эйдетическая память — это чуть ли не панацея от всех проблем. Ведь, запоминая максимальное количество информации, можно орудовать ею и не лезть в лишний раз учебники, пытаться вспомнить недостающие детали и прочее.

Однако в психологии существует ряд доказательств, указывающих на пагубный эффект для мозга. Применять техники на себе, или воздержаться — решение каждого человека.

Рекомендации

Прежде чем перейти непосредственно к методам, хочу предложить рассмотреть рекомендации, которые помогут достичь большего эффекта во время тренировок. Ведь, как вы понимаете, абсолютно во всем необходим комплексный подход. Итак, приступим:

Стрессоустойчивость

Дело в том, что стресс негативно влияет не только на здоровье человека, но и на его умственные способности. Работа мозга нарушается, происходят изменения в его клетках, разрушаются нейроны. В общем, ничего хорошего. Но невозможно вот так взять и исключить неурядицы и проблемы из жизни. Да и поменять к ним отношение не всегда выходит.

Так что же делать? Сбрасывать накопившуюся негативную энергию, позволять себе отдыхать. Разговаривать с близкими людьми и просить в случае необходимости помощь и поддержку. В конце тяжелого рабочего дня обязательно уделять время своим внутренним переживаниям. То есть, пытаться осознать, что происходит в чувственной сфере и какие мысли тревожат, не дают расслабиться. Разбираться с последствиями стресса сразу и по факту, не доводя себя до нервного срыва, накапливая и игнорируя напряжение.

Кстати, отлично для этих целей подходит йога и медитации, дыхательные техники.

Здоровый образ жизни

Думаю, вы в курсе, к каким негативным последствиям приводит любая форма зависимости. Особенно, если она химическая. В таком случае могут возникать провалы в памяти. Так что ни о каком её развитии и укреплении даже не может быть и речи, пока есть проблемы с алкоголем или наркотиками. Кстати, злоупотребление кофеином также влияет на мнемотехнические способности.

Обзаведитесь полезными привычками. Спорт, прогулки на свежем воздухе, изучение иностранных языков и чтение книг не только сделают вас здоровее, но и счастливее. А это поможет быстрей и качественней запоминать любую информацию, без особых усилий.

И это не просто обычный призыв вести здоровый образ жизни. Физические нагрузки усиливают кровообращение, соответственно, процесс насыщения кислородом клеток мозга более качественный и эффективный. А умственные помогают формировать нейропластичность, особенно, если возникают какие-то необычные задачи для решения. Нейропластичность – это способность наших полушарий «встраивать» в нейронные связи новые знания. Благодаря чему появляются ценности, убеждения, стиль поведения и вообще, опыт.

Мотивация

Не стоит приступать к выполнению упражнений, если у вас возникает масса сопротивления. Вы в таком случае просто потеряете время. Да и силы, потому что энергия будет уходить на попытки преодолеть сопротивление, а не на познание чего-то нового и интересного.

Также уделите внимание обстановке, в которой решили заниматься. Если есть раздражители, подумайте о том, как устранить их. Потому что концентрироваться в момент, когда звонит телефон или вокруг громко разговаривают коллеги, дерутся дети и прочее – смогут только гуру, практикующие медитации не один год. Обычный же человек после ряда неудачных попыток просто остановится.

Так что организуйте процесс таким образом, чтобы вам ничего не мешало.

Помимо прочего важно определить, для чего именно вы решили развивать этот тип памяти. Когда у вас будет мотивация, тогда вас не остановить. Даже если длительный период совсем не будет результатов.

Нарушение зрительной памяти

У некоторых детей наблюдается нарушение работы зрительной памяти. Неполадки эйдетической памяти, в основном, возникает из-за повреждения отделов коры головного мозга на затылочной стороне.

Именно эта зона отвечает за запоминание фотографических образов. Такое случается при травмах либо из-за опухолей различной этиологии.


Какие проблемы бывают со зрительной памятью?

Нарушения проявляются следующими симптомами:

  • Расстройствами визуального восприятия окружающей среды
  • Бывают моменты, когда дети забывают ранее увиденные объекты
  • Ещё, к тревожной симптоматике патологии относится такой процесс — больной не в силах именовать предметы при том, что он их узнает, понимает назначение.


Нарушение зрительной памяти

Какие преимущества дает фотографическая память и как ее легко развивать?

Можно ли развить фотографическую память быстро? И тут возникает вопрос можно ли вообще развить фотографическую память у взрослого? Хорошие новости! Развить можно.
Имея фотографическую память, можно фотографировать увиденное, прочитанное. Все, что необходимо запомнить и воспроизвести со 100% точностью.

С ней в разы успешней учиться, осваивать новую информацию, достигать целей. Ведь достижение целей — это всегда ясное представление того, что хочешь, и в самых ярких красках.

А мысль и создает ту реальность, что существует вокруг нас. Помните? По вере нашей дано будет. Богатые будут еще богаче, а бедные — беднее.

Так как же развить способность фотографировать увиденное?

Содержание статьи:

Что надо знать о фотографической памяти

Секреты фотографической памяти

Как все таки развить фотографическую память быстро? Упражнения

Самое важное условие развития фотографической памяти

Ход конем или эффективные послеобразы

Специальные приемы для развития фотографической памяти

Игры на ходу

Это интересно

Все эти люди обладают уникально эйдентической памятью: — Ким Пик прочитывал и запоминал страницу за 5 секунд. — Стивен Уилтшир после вертолетной прогулки мог нарисовать подробную карту города. — Даниел Таммет известен тем, что воспроизвел наибольшее количество цифр числа Пи за установленный промежуток времени.

Способность к эйдетической памяти у людей врожденная, однако большинство ее теряет с возрастом. Примерно десятая часть детей обладает феноменальной эйдентической памятью, и лишь 0,1% таких людей во взрослом мире. С чем это связано? Развитие соседних участков мозга, отвечающих ха вербальную обработку информации, влечет за собой постепенное отключение участков мозга, отвечающих за так называемую фотографическую память.

Чем фотографическая память отличается от обычной?

Фотопамять отличается от других видов в первую очередь тем, что человек не осмысливает и не анализирует увиденное, он просто запоминает его – делает «фото» в и кладет альбом, а потом при необходимости извлекает и пользуется.

Обычная память основывается на принципах замещения. Информация откладывается в свободные ячейки, более свежие данные замещают устаревшие, поэтому со временем человек многое забывает. Традиционной памяти свойственно уделять особое внимание только эмоционально богатым событиям, значимым.

Фотографическая память же не привязывается к эмоциям, она фиксирует образ, который не зависит от новых событий, не смешивается с ними. Запомненная картинка не всплывает частями – яркими пятнами, а вся целиком и полностью, откуда уже можно выбирать малейшие детали.

Память у ребенка

В современном мире образование играет важнейшую роль. То, насколько качественно человек будет получать его, во многом зависит от возможности продуктивно усваивать получаемую информацию. Так как учиться мы начинаем с раннего возраста, важно с детства развивать память ребенка. Существует несколько ее видов:

  • Зрительная. Ее мы чаще всего используем для получения и запоминания данных об окружающем нас мире. Именно она позволяет нам усваивать большие объемы знаний из книг и электронных носителей. Она является основополагающим фактором для качественного получения и запоминания информации по различным дисциплинам школ и вузов.
  • Слуховая. Возможность воспринимать информацию на слух доступна нам с самого раннего детства. Когда малыш рождается на свет, он еще не способен фокусироваться на окружающих предметах, зато прекрасно запоминает голоса близких людей. Когда ребенок немного вырастает, именно благодаря слуху он запоминает звуки, которые издают животные, природа, транспорт.
  • Двигательная или моторная. Она позволяет человеку знать, как правильно выполнять то или иное физическое действие. Мы не задумываемся, когда пишем в тетради, так как наши мышцы помнят, какие движения необходимо соблюдать для начертания того или иного знака. Благодаря этому мы выполняем множество действий машинально, ведь они отточены и закреплены на практике.
  • Обонятельная, тактильная и вкусовая. Эти виды памяти позволяют нам вспомнить различные приятные и не очень ощущения: как пахнет сирень, каким вкусом обладает арбуз, как больно бывает, если уколоться швейной иглой. Благодаря подобной информации, человеку удается безопасно существовать в окружающем мире, избегать опасностей и стремиться к собственному комфорту.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]