Перцептивные действия: определение, виды, свойства характеристика, этапы формирования и развития

Один из важнейших источников познания окружающего мира – его изучение при помощи органов чувств. Научное название этого явления – перцепция. Известно, что основы перцепции, то есть чувственного восприятия, закладываются у человека еще в то время, когда он находится в материнской утробе. С возрастом перцепция начинает играть все большую роль в мировоззрении и формировании картины мира.

Чувственное восприятие мира помогает людям правильно оценивать обстановку

Перцептивные действия: что это?

Перцепция, или восприятие — это способность человека отражать окружающие предметы и ситуации. На основе полученных в процессе восприятия данных осуществляется познание окружающей действительности и формируется индивидуальное (субъективное) ее понимание.

Каждый человек уникален, благодаря этому человеческие культура и искусство настолько разнообразны. Однако, несмотря на различия в восприятии, каждый человек проходит в своем развитии определенные стадии, которые сопровождаются осуществлением конкретных действий. Эти действия были изучены и названы перцептивными.

Перцептивные действия входят в структуру процесса восприятия и структуру деятельности человека. Восприятие является активным процессом, поэтому оно неразрывно связано с деятельностью. С самого раннего возраста человек совершает действия, направленные на познание и научение. Ведь, чтобы жить в этом мире, ему необходимо знать этот мир и уметь с ним взаимодействовать.

Природа процесса восприятия

Внешняя среда и отдельные ее предметы, явления воздействуют на органы чувств через анализаторы. Их комплексное взаимодействие обеспечивает поступление информации в мозговые центры и ее обработку.

Сложный анализ и синтез внешних данных обеспечивают создание целостного образа: определяются внешние и скрытые, внутренние, свойства и качества объекта. То есть, формируется ряд его характеристик.

Процесс восприятия одного и того же объекта уникален, как и его мысленный образ, поскольку они зависят от индивидуальных психических и физиологических особенностей человека. Жизненные принципы, воззрения, мотивы, интересы, предпочтения как результаты воспитания и образа жизни непременно определяют оценку свойств и качеств объекта. Например, одно и то же произведение искусства может эмоционально оцениваться разными созерцателями как «поразительно прекрасное» и… «омерзительное».

Этапы формирования и развития

Формирование перцептивных действий восприятия происходит в процессе обучения. Их развитие делится на три этапа.

На первом этапе происходит само формирование перцептивного действия, которое начинается с выполнения ребенком практических действий с незнакомыми предметами. В результате происходит становление перцептивных задач — формирование адекватного образа предмета, которое впоследствии становится сенсорным эталоном.

На втором этапе происходит перестройка сенсорных процессов (происходящих в органах чувств), которые становятся перцептивными действиями под влиянием практической деятельности. Действия осуществляются с помощью рецепторных аппаратов (тактильного и зрительного), дети знакомятся с пространственными свойствами предметов.

На третьем этапе происходит процесс сокращения и сворачивания внешних действий. Они становятся скрытыми, протекающими на уровне сознания и подсознания. Внешний процесс восприятия становится актом мгновенного усмотрения.

К этому времени у ребенка сформирована система сенсорных эталонов (общественно выработанные системы сенсорных качеств, например, система геометрических форм и т. п.). Благодаря им сенсорно-перцептивные действия меняются. Они превращается из процесса построения образа в процесс опознания.

Значение перцепции

Проводниками, посредниками между человеком и внешним миром являются органы чувств. Именно они (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые) обеспечивают целостное восприятие окружающего, получая на рецепторные поверхности сигналы-раздражители. В результате человек получает полное представление о предметах и явлениях, их свойствах и качествах, и строит свои «отношения» с ними.

Вам будет интересно:Измерение сопротивления изоляции электродвигателя

Кроме ощущений, восприятие мира обеспечивают мышление, речь, память, поэтому перцептивная деятельность индивидуума — сложный совокупный процесс, зависящий от многих индивидуальных свойств его психики.

Уровни

В перцептивном действии можно выделить четыре уровня:

  • обнаружение (характеризуется обнаружением стимула);
  • различение (на этом уровне происходит восприятие с последующим формированием перцептивного образа);
  • сличение или идентификация (на этом уровне воспринимаемый объект отождествляется с образом, который хранится в памяти; или происходит сличение нескольких объектов);
  • опознание (происходит извлечение соответствующего эталона из памяти и категоризация объекта).

Что такое перцептивная сторона общения?

Перцептивная сторона общения (от лат. perceptio — восприятие) — это особый процесс, который проявляется в ходе взаимодействия между индивидами на основании естественного общения, благодаря чему участники коммуникации могут правильно воспринимать действия и поступки друг друга. Говоря простым языком, в рамках перцептивной стороны общения люди «считывают» друг друга, что позволяет получить гораздо больше информации, выйти за пределы простого словесного обмена.

Перцепция характеризует собой восприятие одного человека другим, когда участники коммуникации получают возможность сформировать представление о себе и собеседнике. Это стало возможным благодаря пониманию целевых установок и мотивов, что не менее важно, чем слова, сказанные вслух. Человек в рамках диалога осуществляют объективную оценку собеседника, внутренние качества которого могут не соответствовать его собственным качествам. Такой формат позволяет людям понимать друга и обозначать возможности и перспективы коммуникации на основе совпадения интересов, взглядов и мировоззрения.

В психологии перцепция рассматривается, как способность человека отображать на познавательном уровне предметы окружающего мира, с которыми он сталкивается на протяжении всей своей жизни. Среди проявлений перцепции можно выделить понимание и принятие. Эта особенность позволяет людям находить общий язык и выстраивать прочную коммуникацию.

Игра и развитие

Перцептивные действия у дошкольников — это плодотворная связь действий ориентировки и исследования с действиями исполнения. А единство зрительных и ручных действий обеспечивают точность перцептивного анализа.

Познание окружающего мира дети осуществляют в процессе игры. Играя, они активно обрабатывают и усваивают новую информацию. Таким образом, они принимают социальные нормы и правила для успешной адаптации в обществе.

У детей дошкольного возраста выделяют следующие виды перцептивных действий:

  • действия идентификации (опознание объекта);
  • действия по отношению к эталону (сравнение свойств объекта с эталоном);
  • моделирующие действия восприятия (овладевая продуктивной деятельностью, ребенок учится создавать новые объекты: лепка, рисование, придумывание).

Виды перцепции

В психологии перцептивный это связанный с восприятием. Перцептивные действия это поступки, направленные на чувственное познание окружающего мира. Они могут иметь разный характер, в зависимости от вида восприятия. Специалисты выделяют три разновидности чувственного познания окружающего мира:

  • познание с помощью зрения;
  • познание с помощью слуха;
  • формирование картины мира при помощи тактильных ощущений.

Самоконтроль — что это такое в психологии, определение
Зная ведущий вид чувственного восприятия пациента, психолог сможет легко найти к нему индивидуальный подход. Для этого необходимо максимально задействовать именно ту перцептивную сферу, к которой наиболее чувствителен конкретный человек, используя исключительно слуховые, визуальные или тактильные стимулы, раздражители. Сделать это несложно, в современной практической психологии есть много способов активизировать работу различных органов чувств.

Интересно. Люди, у которых одинаково хорошо развиты все разновидности чувственного восприятия, встречаются крайне редко. Чаще всего лидирует один какой-то вид (например, зрительный), остальные типы отходят на второй план. Человек, у которого совсем не развита перцепция, – также очень редкое явление.

Зрительная

Человек, у которого обостренное зрительное восприятие мира, особенно живо реагирует на любые зрительные стимулы и раздражители. Как правило, такие люди интересуются живописью, любят рассматривать картины, отличаются прекрасной зрительной памятью и запоминают людей по лицам.

Слуховая

Личность, у которой наиболее развит слуховой метод познания окружающего мира, часто обладает абсолютным слухом и с легкостью воспроизводит любую услышанную интонацию. Такие люди часто связывают свою жизнь с музыкой. Основной минус – повышенная чувствительность к громким и негармоничным звукам.

Восприятие звуков играет важную роль в формировании картины мира

Осязательная

Есть люди, которым для запоминания информации надо обязательно потрогать объект руками, пощупать его и запомнить свои тактильные ощущения. В этом случае можно говорить об обостренном чувстве осязания. Этот вид перцепции особенно сильно развивается в раннем детстве, поэтому упражнения с детьми на совершенствование мелкой моторики оказывают самое благотворное влияние на память и интеллект.

Перцептивные системы

В процессе деятельности человеку постоянно нужно решать какие-то задачи, которые требуют от восприятия наиболее адекватного отражения ситуации. Для решения этих задач предусмотрены перцептивные системы человека. К ним относятся:

  • зрительная система;
  • слуховая;
  • кожно-мышечная;
  • обонятельно-вкусовая;
  • вестибулярная.

Все они обеспечивают мозг необходимой информацией, которая используется для нормального функционирования и развития человека как в физическом, так и в психическом плане.

Перцепция в психологии

Перцепция это в психологии отношение человека к миру, которое формируется под влиянием информации, получаемой извне через основные органы чувств. В переводе с латыни это слово означает «восприятие». Противоположное понятие – апперцепция. Человеку необходимо правильно воспринимать мир, потому что перцепция:

  • помогает выработать правильное отношение к людям;
  • способствует активизации когнитивной функции мозга;
  • способствует эффективной коммуникации;
  • дает возможность правильно оценить себя и окружающих.

Данное понятие – одно из самых исследованных в теоретической и практической психологии. Навыки восприятия формируются с раннего детства, поэтому родители должны давать ребенку как можно больше информации, которую можно познавать органами чувств. Это могут быть музыка и различные звуки, красивые изображения, игрушки для развития тактильных навыков.

Сенсорно-перцептивная система человека

Сенсорные процессы — это ощущения. Человек постоянно ощущает воздействия внешнего мира на свой организм: видит, слышит, чувствует запахи и вкусы, чувствует тактильные и температурные воздействия на свое тело. А также ощущает процессы, протекающие внутри организма: голод, боль, возбуждение или слабость и т. п.

Сенсорно-перцептивная система постоянно развивается и совершенствуется в процессе жизнедеятельности человека. Это необходимо для успешной адаптации человека в окружающем мире. От качества работы системы восприятия зависят способности и возможности человека.

Это особенно заметно при сравнении с людьми, имеющими нарушения в развитии восприятия. Жизнь человека с ограниченными возможностями (слепота, глухота, немота и прочие), отличается от жизни абсолютно здорового человека. Перцептивные действия играют здесь значительную роль: чем незначительнее дефект восприятия, тем легче его скорректировать и возможно исправить. Этим занимаются специалисты — дефектологи.

Социальная перцепция

Социальная перцептивность – это восприятие другого человека через призму конкретных социальных установок и стереотипов. Оно далеко не всегда бывает адекватным. Действия перцептивные – это широкое понятие, в которое, в частности, входит оценка окружающих, ориентируясь на существующие в обществе нормы.

Умения перцептивные в социальном плане – это навыки, позволяющие правильно воспринимать окружающих. Они пригодятся и педагогу, и социальному работнику, и сотруднику психологической службы. Овладеть сутью этих умений очень важно. Для этого необходимо:

  • внимательно относиться к окружающим;
  • стараться замечать важные детали;
  • воспринимать внешний и внутренний мир человека как одно целое.

Все это поможет создать правильное преставление о других людях, составе их психики.

Понять другого человека поможет интенсивное общение

Механизмы социальной перцепции

Основными механизмами социальной перцепции являются:

  • мышление при помощи стереотипов:
  • рефлексивные механизмы;
  • эмпатия (проектировочная способность переносить на себя чувства других);
  • идентификация человека с каким-либо типом личности.

При помощи данных механизмов индивид видит окружающих в том или ином свете.

Эффекты социальной перцепции

Социальное восприятие, в отличие от физического, может характеризоваться отношением человека к окружающему миру и другим людям. Значение этого эффекта нельзя недооценивать, так как именно от правильной перцепции во многом зависит простая или сложная социальная адаптация индивида. Также данное явление непосредственно влияет на характер человека и его уровень общительности, открытости.

Значимость системы восприятия для человека

Ученые уже много лет занимаются изучением высших психических функций человека (мышление, память, произвольность действий). Была доказана взаимосвязь системы восприятия и деятельности с развитием мышления человека. В свою очередь, мышление оказывает значительное влияние на состояние человека, на его способности и возможности. Восприятие относится к высшим психическим функциям человека.

Для того чтобы жить, человеку необходимо постоянно отражать окружающую действительность и проявлять ответную реакцию на воспринятую информацию. Восприятие как раз обеспечивает индивидуальное и в то же время адекватное отражение действительности. Особенно это важно для решения перцептивных задач. Перцептивные действия в процессе восприятия играют важную роль, они обеспечивают полноценное развитие психики человека.

Проще говоря, чтобы быть здоровым и счастливым, человеку нужно быть включенным в какую-либо деятельность. Мозг устроен так, что ему постоянно нужно обрабатывать и усваивать новую информацию иначе он начинает «лениться». А «ленивый мозг» — это первый шаг к развитию слабоумия.

Свойства перцепции

Вам будет интересно:Психология. Рассудительность — это…

Восприятие обеспечивает работу разных психических процессов.

Восприятие предмета как конкретного образа независимо от его расположения обеспечивает такое свойство перцепции как предметность.

Одновременно с восприятием образа (натурального или, к примеру, нарисованного) воспроизводятся в сознании и его свойства.

  • Такое свойство как целостность выражается в том, что объект узнается независимо от того, все ли его части присутствуют, искажены они, или их расположение в объекте неправильное.
  • Осмысленность перцепции при нормальном функционировании психики человека прослеживается в том, что наблюдаемый объект соотносится с конкретным классом, категорией (классифицируется).
  • Наблюдаемые объекты (или ситуации) воспринимаются как не измененные, даже если меняются условия их демонстрации. Так, например, ощупывая предмет в полной темноте, человек может правильно определить, что это, назвать его основные характеристики. Это свойство перцептивной деятельности называется константностью.
  • Такое свойство перцепции, как структурность, позволяет воспринимать окружающее достоверно, даже если не подключаются ощущения. Выражение «стеклянная гладь озера» рисует конкретный образ идеально гладкой, блестящей, голубовато-зеленоватой поверхности водоема.
  • Индивидуальное состояние психики обязательно оказывает влияние на восприятие: грозовая погода кого-то восхищает, а кого-то безмерно пугает, порождает паническое состояние. Такое свойство восприятия называется апперцептивностью.
  • Перцепция зависит от условий, в которых она происходит. Восприятие той же грозы в реальной обстановке и, например, при просмотре кинофильма будет происходить по-разному, в чем и проявляется такое свойство перцепции как контекстность.

Влияние культурно-исторического опыта на человека

Современный человек настолько привык свободно получать любую информацию, что даже не задумывается о том, что это результат деятельности огромного количества людей. Их вклад в развитие современного общества колоссален. Все что умеет и знает человек — это не только его заслуга, но и достояние общества в целом.

Восприятие — система перцептивных действий, овладение которыми происходит в процессе специального обучения и практики. Ребенок может освоить сенсорные эталоны только с помощью взрослого, который руководит им и помогает выделить наиболее существенные признаки предметов и ситуаций. Это очень важно для анализа действительности и систематизации личного сенсорного опыта ребенка.

Известны случаи, когда дети были лишены общения с себе подобными. Это так называемые «дети маугли», воспитанные животными. Даже вернув их в человеческое общество, редко удавалось адаптировать их в человеческом социуме.

Проявления в отношениях с окружающими

У всех людей разные перцептивные способности. Это зависит, в частности, от генетики и культуры. Также это качество можно развить, что особенно важно для людей, чья работа связана с общением, педагогической деятельностью. Например, способности перцептивные педагога – это умения наблюдения, найти индивидуальный подход к каждому ученику, вне зависимости от его успеваемости, характера, национальности. В отношениях с окружающими перцептивные личности демонстрируют высокий уровень эмпатии – эмоционального сопереживания собеседнику.

Человек с высоким уровнем развития чувственного восприятия легко находит общий язык с окружающими

Есть ли перцептивная деятельность у взрослого человека?

Так как перцептивные действия — это действия научения и познания, то может показаться, что они присущи только детскому возрасту. Однако это не так: каждый раз, когда взрослый человек осваивает что-то новое (хобби, новая профессия, иностранные языки и т. п.), то включается система перцептивных действий, которая помогает быстрее овладеть новыми знаниями и навыками.

Человек — уникальное существо, его возможности безграничны, и все это благодаря сознанию и психике. Именно они выделяют человека из всего живого на планете. Только человек способен произвольно регулировать свою деятельность в соответствии со своими желаниями. Деятельность человека не хаотична и бессистемна, а входит в структуру сознания и мышления. До сих пор ученые всего мира изучают психику человека, делают новые открытия — и все равно она остается загадкой.

Гендерные особенности перцепции

Среди женщин перцептивных личностей больше, чем среди мужчин. Поэтому женщины более успешны в педагогике. Эту особенность необходимо иметь в виду при построении благоприятного психологического климата в коллективе. У мужчин, по сравнению с дамами, лучше развиты тактильное восприятие мира и познание через осязательный опыт.

Интересно. В России существует поговорка о том, что женщина любит при помощи ушей, а мужчина – при помощи глаз. Это в кратком виде значит, что представительницы сильного пола лучше всего воспринимают вербальную информацию (например, комплименты), а джентльмены – типичные визуалы.

Известно, что внутреннюю перцепцию, полезную в межличностных отношениях, как и интуицию, можно развить при помощи специальных тренингов и духовных практик, а также преподавателя-психолога. Во время некоторых психологических упражнений, особенно в молодом или детском возрасте, например, у дошкольников, основные органы чувств начинают острее воспринимать окружающий мир. В такие моменты обучения перцепция становится ведущим источником познания.

ТолкованиеПереводПерцептивная деятельность

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.

Смотреть что такое «Перцептивная деятельность» в других словарях:

  • восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности (см. рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения … Большая психологическая энциклопедия
  • восприятие — ВОСПРИЯТИЕ форма чувственного познания, субъективно представляющаяся непосредственной и относящаяся к предметам (физическим вещам, живым существам, людям) и к объективным ситуациям (к взаимоотношениям предметов, движениям, событиям). Для… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  • Межличностное познание: способы — Навыки, умения и способы межличностного познания (М. п.) на протяжении длительного времени изучались как когнитивные структурные образования. Так, в 1940 е гг. Дж. Брунер предложил концепцию восприятия, центральное место в к рой занимает понятие… … Психология общения. Энциклопедический словарь
  • Восприятие — – 1) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»); 2) процесс формирования этого образа… … Словарь-справочник по социальной работе
  • Восприятие — способность синтезировать наглядные образы из отдельных ощущений (А.Н.Леонтьев). Сам процесс восприятия протекает, предположительно, с в несколько стадий и с участием таких процессов. Последние таковы: 1. сосредоточение внимания на сенсорном… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • Перцепция — (от лат. perceptio восприятие), процесс непосредственного активного отражения когнитивной сферой человека внешних и внутренних предметов (объектов), ситуаций, событий, явлений и т.п. * * * (лат. perceptio – восприятие) – восприятие (в отличие от… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
  • ВОСПРИЯТИЕ — возникающая в когнитивной системе живых существ непрерывная последовательность внутренних образных репрезентаций, воспроизводящих сенсорно распознаваемые объекты, события, состояния и т.п. Изначально знания человека имеют чувственную природу.… … Философская энциклопедия
  • общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию… … Большая психологическая энциклопедия
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — образ раннее воспринятого предмета или явления (П. памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувств. отражения в виде нагляднообразного знания. В отличие от восприятия П. поднимается над непо средств … Философская энциклопедия

Толкованиеперцептивные действия— структурные единицы процесса восприятия у человека. П. д. обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

перцептивные действия
Этимология.Происходит от лат. рerteрtiо — восприятие.Категория.Основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа.Специфика.Реализуются с помощью различных наборов перцептивных операций.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ(англ. perceptual actions) — основные структурные единицы процесса восприятия у человека. П. д. связаны с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации, а также различного рода преобразованиями сенсорной информации, приводящими к созданию адекватного задачам деятельности и предметному миру образа. Впервые понятие П. д. было выдвинуто А. В. Запорожцем, в школе которого они и были наиболее полно изучены (см. Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий). В настоящее время понимание восприятия как системы П. д. широко распространено в отечественной психологии. Близки к нему высказывания таких видных зарубежных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Гибсон, Р. Хелд, У. Найссер.Исследования онтогенетического (см. Онтогенез) развития процессов восприятия показывают, что вначале они бывают включены во внешние практические действия ребенка. По мере усложнения деятельности и тех требований, которые она предъявляет к предметному отражению ситуации, происходит выделение собственно П. д., осуществляемых в плане чувственного образа. Генетическая связь П. д. с практическими действиями проявляется в их развернутом, внешнедвигательном характере. В движениях руки, ощупывающей предмет (см. Осязание), в движениях глаз, прослеживающих видимый контур, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, происходит непрерывное сравнивание образа с оригиналом, осуществляется его проверка и коррекция.Дальнейшее развитие деятельности сопровождается значительным сокращением моторных компонентов П. д., в результате чего процесс восприятия внешне приобретает форму одномоментного (симультанного) акта «усмотрения». Эти изменения обусловливаются выработкой у ребенка целой системы оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредствующих восприятие и превращающих его из процесса построения образа в более элементарный процесс опознания. Важно отметить, что сенсорные эталоны соответствуют таким общественно выработанным системам сенсорных качеств, как общепринятая звуковысотная шкала музыкальных звуков, «решетка» фонем родного языка или система геометрических форм. Усваивая на протяжении детства системы сенсорных эталонов, ребенок научается пользоваться ими как своеобразными чувственными мерками для систематизации свойств окружающей действительности.Всякое П. д. может реализоваться с помощью значительного числа различных
перцептивных операций. Большое практическое значение имеет исследование операционально-технической стороны специфически-перцептивных (наблюдательных) видов трудовой деятельности операторов радиолокационных станций, дешифровщиков следов элементарных частиц и аэрофотоснимков. В их составе были выделены и изучены такие П. д., как обнаружение сигнала, выделение информационных признаков и ознакомление с ними, идентификация, опознание (категоризация), т. е. отнесение воспринятого объекта к тому или иному классу. Сравнительно мало изучены процесс координации различных П. д. и составляющих их операций в микро- и макроинтервалах времени (см. Метод микроструктурного анализа). Актуальным представляется также исследование смысловых отношений, связывающих П. д. с деятельностью, в контексте которой они осуществляются. Решение этих задач позволит приблизиться к пониманию психологических механизмов эстетического восприятия и визуального мышления.
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Другие книги по запросу «перцептивные действия» >> —>

Конгруэнтность – соответствие переживаний клиента его физиологической реакции и выражения этих переживаний во внешнем плане.

Неконгруэнтность – это отсутствие единства в опыте, не искренность. Информация, которую передает человек, двойственна и не точна. Вызывает напряжение и защиту.

Роджерс разработал клиентцентрированную терапию.

Цель терапии – устранение диссонанса между реальным опытом и я – концепциями.

Условия – феноменологический подход. Важное понятие терапии – внутренний локус оценки (свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним факторам), обеспечивающий автономность клиента. Если внутренний локус оценки сформулирован, то ведущий локус оценки становится мотивом личностного роста.

Мотив личностного роста задает вектор направленности всех жизненных сил личности. Мотив личностного роста Роджерс определяет как самореализацию (самоактуализацию).

Самореализация возможна при умении жить в настоящем, здесь и теперь. Здесь и теперь способна жить личность, у которой актуализирована самость. Понятие самость обозначает актуализированную личность, стремящуюся к самоактуализации и целостности.

Роджерс полагал, что терапия, основанная на феноменологической теории личности, должна быть индирективной. Психотерапевт должен не навязывать своего мнения пациенту, а подводить его к правильному решению, которое пациент принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Он начинает лучше понимать себя, а затем и других. В результате происходит то «озарение» (инсайт), которое помогает перестроить свою самооценку, «переструктурировать гештальт», как говорил вслед за Вертгеймером и Келером Роджерс. Это повышает конгруэнтность и дает возможность человеку принять себя и окружающих, налаживает его общение с ними, уменьшает тревожность и напряжение.

Работы Роджерса оказали существенное влияние на общее представление о потенциале человеческой личности. Его по праву можно считать одним из основателей движения за общую гуманизацию психологии.

В 80-е годы 20-го столетия появилась работа К. Роджерса «Свобода учиться», в которой впервые был психологически обоснован человеко-центрированный подход к образованию. К. Роджерс, отмечая в качестве одного из недостатков традиционной системы обучения недооценку самого учащегося, его активности, предлагает организовать само преподавание как активизацию, облегчение (фасилитацию) процесса обучения.

Три универсальных условия (по К.Роджерсу), которые образуют климат, обеспечивающий рост и развитие:

Первый элемент — это искренность или конгруэнтность. Чем более терапевт является самим собой в отношении с клиентом, чем менее он отгорожен от клиента своим профессиональным или личностным фасадом, тем более вероятно, что клиент изменится и продвинется в конструктивном ключе.Подлинность означает, что терапевт открыто проживает чувства и установки, которые имеют место в данный момент. Существует соответствие или конгруэнтность между тем, что испытывается на соматическом уровне, что представляется в сознании и тем, что выражается клиенту.

Второй по важности установкой является принятие, забота или признание — безусловный позитивный взгляд на клиента. Когда терапевт ощущает позитивную, неосуждающую, принимающую установку по отношению к клиенту безотносительно к тому, кем этот клиент является в данный момент, терапевтическое продвижение или изменение более вероятно. Принятие терапевта предполагает позволение клиенту быть в любом его непосредственном переживании — смущении, обиде, возмущении, страхе, гневе, смелости, любви или гордости. Это бескорыстная забота. Когда терапевт признает клиента целостно, а не обусловленно, продвижение вперед более вероятно.

Третий фасилитирующий аспект отношения — эмпатическое понимание. Это означает, что терапевт точно воспринимает чувства, личностные смыслы, переживаемые клиентом, и коммуницирует это воспринятое понимание клиенту.В идеальном случае терапевт так глубоко проникает во внутренний мир другого, что может прояснить не только те смыслы, которые тот осознает, но даже те, что лежат чуть ниже уровня осознания. Эта особая, активная разновидность слушания — одна из самых мощных известных сил, обеспечиващих изменение.


ТолкованиеПереводперцептивное полеAviation medicine: perceptual field

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

Смотреть что такое «перцептивное поле» в других словарях:

  • СЕНСОРНОЕ ПОЛЕ — 1. См. перцептивное поле. 2. См. область восприятия … Толковый словарь по психологии
  • ТЕЛО — 1) название материальной протяженной вещи как чего то объективно физического; 2) неточное название материального носителя жизни организма, в частности организма человека; 3) название трехмерной фигуры в стереометрии. Философский энциклопедический … Философская энциклопедия
  • Перцептивная организация (perceptual organization) — Для большинства психологов тема перцептивной орг ции служит символом гештальт психологии. Именно Курт Коффка возвестил научному миру о том, что восприятие является организованным процессом. Коффка резко критиковал т. н. «гипотезу константности»… … Психологическая энциклопедия
  • БЕРКЛИ — (Berkeley) Джордж (1685 1753) англ. философ и религиозный деятель, один из наиболее ярких и последовательных представителей имматериализма в Новое время. С 1734 епископ в Клойне (Ирландия). Основные соч.: «Опыт новой теории зрения» (1709),… … Философская энциклопедия
  • КОНДИЛЬЯК — (Condillac) Этьен Бонноде (1715 1780) единственный крупный фр. философ эмпирик. В то же время один из немногих просветителей, занимавшийся логическими исследованиями. Брат Г.Б. де Мабли. С 1752до конца жизни королевский цензор. Воспитатель внука… … Философская энциклопедия
  • ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ — ’ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ’ (‘Phénoménologie de la perception’. Paris, 1945) основное произведение Мерло Понти, в котором исследуются проблемы специфичности существования экзистенции (см. ЭКЗИСТЕНЦИЯ) и ее отношений с миром как ‘жизненной… … История Философии: Энциклопедия
  • ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ — ( Phenomenologie de la perception . Paris, 1945) основное произведение Мерло Понти, в котором исследуются проблемы специфичности существования экзистенции (см. Экзистенция) и ее отношений с миром как жизненной коммуникации , как беспрестанного и… … История Философии: Энциклопедия
  • ВИРИЛЬО (VIRILIO) Поль — (р. 1932) французский философ, социальный теоретик, специалист по урбанистике и архитектурный критик. Изучал философию в Сорбонне, в молодости профессионально занимался искусством, в 1950 х был религиозным активистом. Принимал участие в кампаниях … Социология: Энциклопедия
  • Адлерианская психотерапия (adlerian psychotherapy) — Основы А. п. были разработаны А. Адлером еще в то время, когда он входил в состав группы З. Фрейда. После отделения от кружка Фрейда в 1911 г. Адлер быстро расширил осн. положения своей теории и продолжал развивать ее вплоть до своей смерти в… … Психологическая энциклопедия
  • Восприятие (перцепция) (perception) — Под восприятием, или перцепцией, понимается как субъективный опыт получения сенсорной информации о мире людей, вещей и событий, так и те психол. процессы, благодаря к рым это совершается. Классическая теория Представление о том, что все наши… … Психологическая энциклопедия
  • ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ — (от нем. Gestalt структура, образ, форма, конфигурация) одно из влиятельных направлений в психологии пер. пол. 20 в. Сформировалось под непосредственным влиянием филос. феноменологии (Э. Гуссерль), утверждавшей, что восприятие мира носит… … Философская энциклопедия

Используемые источники:

  • https://srazu.pro/teoriya/percepciya-v-psixologii.html
  • https://psihologiya_cheloveka.academic.ru/268/перцептивная_деятельность
  • https://psychology.academic.ru/3799/перцептивные_действия
  • https://studopedia.ru/10_219653_fenomenalnoe-pertseptivnoe-pole—eto-opit-poluchenniy-individom-v-hode-vsey-zhizni-i-yavlyayushchiysya-unikalnim-dlya-nego-igraet-bolshuyu-rol-v-formirovanii-ya-kontseptsii.html
  • https://universal_ru_en.academic.ru/1980153/перцептивное_поле
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]