Коллектив в психологии. Что это, виды, этапы формирования отношений


Определение коллектива

С латыни collectivus переводится как «собирательный». Поэтому можно сказать, что коллектив это некая группа, состоящая из N-ного количества людей, объединенных общими интересами, идеями, задачами, потребностями.

Любая деятельность человека требует участия в том или ином сообществе. Поэтому понятию коллектив определение дают не только психологи, но и педагоги. Мнения могут несколько разниться, но основная суть трактуется одинаково.

Понятие в психологии

Под группой подразумевают собрание, толпу (сборище) людей и т.п. Чтобы они стали коллективом, должна присутствовать организация. Если «копать» глубже, то в психологии определение коллектив это общность, осуществляющая совместную деятельность через межличностные отношения, где значимым является вклад каждого индивидуума.

Мнение педагогов

Объединение в группы дошкольников, учеников, студентов классифицируется как коллектив воспитанников. Такие сообщества несколько отличаются от производственных. Если коллектив это в психологии люди, объединенные для совместного решения определенных задач и выполняющие конкретные функции, то в педагогике трактовка немного отличается.


Коллектив учеников

Соприсутствие детей в группе – это промежуточная ступенька, подготавливающая для дальнейшей деятельности. Цель трудового коллектива – внести определенный вклад в общество. Тогда как педагогическая группа занимается формированием личности, которая должна стать полезной обществу.

Методы и этапы формирования

Коллектив – это в психологии всегда группа людей, которой управляет организатор. Как описывалось выше, Макаренко утверждал, что любая группу проходит этапы становления. Его методы до сих применяются в разных видах коллективов.

Общение

Для того, чтобы наладить внутренние связи в коллективах любого размера, на руководителя ложится ответственность по сплочению людей. Это важный этап, который поможет избежать напряженной обстановки, снизит риск конфликтов. Сплоченный коллектив больше склонен к самоуправлению, распределению ролей, выбору лидера.

Как наладить общение внутри коллектива:

  • Совместные мероприятия для сплочения, чтобы люди выстаивали связи вне рабочей деятельности.
  • Формирование общей цели.
  • Поощрение групповой работы.

Управления

К психологическим способам управления коллектива можно отнести следующие пункты:

  • Убеждение подразумевает под собой аргументирование и логическое объяснение. Оно применяется для того, чтобы снять психологические барьеры, устранить конфликты, установить цели.

  • Подражание. Еще Макаренко говорил, что нужно показывать участникам коллектива свой личный успешный пример. За таким руководителем пойдут люди, они будут верить в достижении поставленных целей. Образец поведения лидера или организатора становится источником для подражания.
  • Вовлечение. Психологический метод, который также использовался Макаренко. Каждый участник привлекается к поиску решений, происходит совместный выбор лидеров путем голосования или обсуждения. Каждый участник чувствует, что его мнение ценное.
  • Побуждение. Позитивный способ психологического воздействия. Он активно применялся в советское время. Сюда можно отнести такие формы побуждения, как внесение участника на Доску почета, вручение грамот. Это повышает моральную значимость участника коллектива.
  • Принуждение. Психологический негативный прием, которых применяется в критических ситуациях, когда бездействие участника может привести к ущербу для всего коллектива. Участника вынуждают выполнять определенную работу.
  • Требования. Такой способ может применяться только авторитетным руководителем, которого уважают в коллективе. В другом случае такой метод не будет работать.
  • Похвала. Один из методов позитивного психологического воздействия. Он побуждает участника выполнять работу еще лучше, способ прекрасно мотивирует. Негативный противоположным способом является осуждение.

Коллектив, который находится на этапе становления, хорошо принимает советы. Это такой психологический метод, когда более опытный участник, лидер или руководитель рекомендует неопытному товарищу, как поступить в ситуации. Если совет приходит в ответ на просьбу, то вызывает уважение у неопытного участника. Непрошенные советы могут обидеть.

Что понимают под идеальным коллективом

Социальная перцепция — что это такое в психологии

Любое объединение людей – это определенная атмосфера взаимоотношений, на нее влияет человеческий фактор. Об идеальном коллективе можно только мечтать. Реально приблизиться к эталону, если следовать таким принципам:

  • у объединенных в группу людей должна быть совместная значимая цель, направленная на благо общества и не противоречащая государственным нормам;
  • каждый член коллектива, участвующий в совместной деятельности, заинтересован в положительном результате и несет ответственность наравне со всеми;
  • специфика отношений в коллективе просматривается не только в рабочей сплоченности, но и моральной;
  • один из принципов коллектива – демократичность; органы управления являются авторитетом для подчиненных, и в то же время руководители уважают тех, кто стоит на нижних ступеньках иерархии, прислушиваясь к их мнению.

Дополнительная информация. Коллектив это в идеале – высокая организованность, где проявляются такие характеристики, как взаимопонимание, «чувство локтя», бескорыстные отношения, доброжелательность.

В дружном коллективе совершенно иное отношение к труду и обязанностям. Члены идеального сообщества умеют разумно сочетать общественные и личные интересы не в ущерб производству и семье.

Мы такие разные и все-таки мы вместе

Построить здоровые отношения на работе непросто. Все из-за того, что каждый человек индивидуален. Существует несколько видов сотрудников:

  1. Злюки или ворчуны. Неприветливые люди, которые всегда чем-то недовольны и легко выходят из себя. Каждое слово или реакция окружающих для них — возможность выплеснуть негатив. У таких людей нет желания говорить о хорошем.
  2. Завистники. Любимое занятие таких членов коллектива – разносить сплетни, причем как на работе, так и за ее пределами. Они обсуждают все, начиная от новой губной помады и заканчивая профессиональной деятельностью. Таким людям просто скучно. В общении с ними нужно избегать слишком откровенных рассказов о себе и семье.
  3. Ригидные коллеги. Не любят перемены. Даже если новое в разы лучше старого, они не станут ничего менять. Отношения с такими сотрудниками должны строиться на строгом следовании установленным правилам и инструкциям.
  4. Советчики. Постоянно учат окружающих, направо и налево раздают советы. Они безвредны. Самое страшное, к чему приводит их поведение, — ссора на работе. Общаясь с коллегами такого типа, нужно проявлять инициативу и просить совета первыми.
  5. Педанты. Реагируют на малейшие неточности и детали. Умерить их пыл довольно легко. Достаточно переложить часть обязанностей, требующих большого внимания и скрупулезности.
  6. Артисты. Любят быть в центре внимания. Скандалы на работе для них – способ зарядиться энергией. Пара комплиментов и внимание позволят превратить их из врагов в союзники.

Это лишь несколько видов сотрудников. На самом деле их гораздо больше. И если не получается найти способ выстроить с ними отношения, нужно также обратить внимание на себя. Возможно, проблема кроется в вашем характере и поступках

Суть и развитие коллектива по А.С. Макаренко

Креативное мышление — что это такое в психологии

Описанные принципы отлично проецируются на школу, выполняющую роль фундамента, на котором формируются коллективы, объединенные общей целью – учебой. В своей деятельности педагоги руководствуются трудами А.С. Макаренко, в которых описан основной закон жизни коллектива.

Важным пунктом в воспитательном процессе является цель (перспектива). Она может быть близкой или далекой, но вполне понятной каждому ученику. Суть перспективы – мобилизовать силы воспитанников на преодоление трудностей в учебе.

Цель должна соответствовать нуждам коллектива, соизмеряться с его организованностью, уровнем развития и опытом. Постоянная смена перспектив обуславливает прогрессию движения.

Традиции

Рассматривая психологию коллектива, невозможно обойти стороной и этот ее неотъемлемый и важный элемент. В любой группе людей происходит формирование собственных традиций, которые с течением времени неизменно крепнут. Под этим понятием подразумеваются определенные формы жизнедеятельности любого коллектива, которые отражают интересы, нормы и желания каждого его участника.

Традиции являются источником возникновения новых общих правил, а также сопереживания и взаимопонимания людей. При этом они бывают большие и малые. Первые из этих двух видов традиций представляют собой массовые мероприятия и события. При их подготовке и проведении у людей возникает чувство уважения и общей гордости. Малые традиции являются, как правило, ежедневными. Они позволяют выработать дисциплину, соблюдать нормы, поведенческие привычки, а также учат всех участников группы поддерживать порядок.

Основные критерии коллектива

Развитие личности — что это такое в психологии

Чтобы определиться с понятием коллектив что значит, предлагается ознакомиться с критериями взаимоотношений.

Оценочные признаки коллектива

КритерийОписание
НравственностьВ основе лежат нормы и ценности, базирующиеся на общечеловеческой морали
ОтветственностьЧлен коллектива дисциплинирован, добросовестно относится к своим обязанностям и в то же время готов отвечать за судьбу каждого из коллег
ОткрытостьУмение выстраивать дружественные отношения с членами своей группы и другими коллективами
КоллективизмЗабота о членах своей группы и противостояние явлениям, разрушающим коллектив
ОрганизованностьРациональное распределение обязанностей между членами, взаимовыручка и заменяемость, быстрое устранение возникших в процессе деятельности недостатков
ИнформированностьПонимание каждым членом поставленных целей, задач, достигнутых итогов (промежуточных и конечных) совместного труда
ЭффективностьСвоевременное и качественное выполнение задач

Совокупность всех описанных критериев присуща только идеальному сообществу. В реальной жизни подобную модель встретить сложно. Одни группы слабо развиты и не дотягивают по социально-психологическим параметрам до названия «коллектив». Другим – условно присваивается данное понятие, так как они находятся в процессе развития.

Отношения в мужском коллективе: расставим приоритеты

В мужском коллективе, равно как и в женском, часто случаются конфликты. Предотвратить их можно несколькими способами:

  1. Всегда выглядеть безупречно. Лучшая одежда для работы – строгий деловой костюм.
  2. Лишнее внимание со стороны коллег или даже кокетливость удивляют и ставят в тупик. Не нужно в ответ грубить. Лучше промолчать или перевести разговор на другую тему.
  3. Стоит помнить, что каждый член коллектива – такой же сотрудник, как и все остальные. Поэтому требовать к себе особого отношения не красиво.
  4. Не реагировать на провокации слишком эмоционально. Важно оставаться спокойными даже в тех случаях, когда на эмоции выводят специально. Здесь потребуется стойкость.

Самое главное – проявлять уважение ко всем без исключения коллегам на работе. Можно сказать, что это залог хороших отношений.

Виды коллектива

Чтобы управление группами было успешным, необходимо изучить все существующие виды коллективов и их отличительные признаки.

Классификация коллективов

НаименованиеОсобенности
По составу
ОднородныеВ группу собраны люди одного пола, возраста или уровня развития. У них формируются общие взгляды и позиции, но часто могут возникать конфликты на фоне внутренней конкуренции
Разнородные (гетерогенные)Формируются из членов, различных по возрасту, полу, статусу, профессии и т.п. Такой коллектив с легкостью решает сложные задачи
По статусу
ОфициальныеЮридически оформленный коллектив, действующий в правовом пространстве
НеофициальныеДеятельность зиждется только на желании людей сотрудничать друг с другом. Такие организации не имеют юридической основы, их сложно привязать к общественным нормам
По внутренним связям
ФормальныеОпределяющим фактором являются штатное расписание, привязывающее членов коллектива к определенным технологиям работ, материальная заинтересованность
НеформальныеПомимо общественных интересов, людей объединяют эмоциональные связи (иногда дружба), обеспечивающие общение в пределах трудового коллектива
По степени свободы
ПринудительныеПримером такого коллектива является колония заключенных. Выполнение простых видов деятельности под жестким руководством малоэффективно
ДобровольныеСообщества с вольнонаемными сотрудниками создают атмосферу заинтересованности. Это положительно влияет на решение сложных творческих задач

Еще коллективы делят на малые и большие. Классификация по размерам проводится не в зависимости от штатного расписания, а исходя из возможности налаживания межличностных отношений.


Люди, объединенные общими задачами

Обратите внимание! Чем меньшее количество людей, тем легче превратить коллективную группу в отлаженный механизм.

Малые формирования называются первичными, их можно объединить в разветвленную структуру (например, производственные цеха завода или классы в школьном коллективе).

Психологические теории и школы

Так как А.С. Макаренко считается одним из четырех всемирно известных специалистов, которые сформировали педагогическое мышление еще в 20 веке, его теория о коллективах считается самой известной. Принципы педагогического подхода по Макаренко частично используются до сих пор.

Его теория применима в основном для людей с девиацией, но также она подходит и для трудовых коллективов.

По мнению Макаренко, не любая группа людей может стать коллективом.

По его теории общность проходит этапы, которые создают коллектив:

  1. Сначала происходит сплочение людей. За данный этап отвечает руководитель этой группы людей, выбранный лидер. Группа на данный момент носит только формальный характер, люди друг друга не знают, не могут организовать свою деятельность. Задачей организатора (руководителя) является сплочение людей. У них должна появиться общая цель, мотивация работать вместе, похожие интересы. Такой прием часто используется в учебных заведениях. Например, студенты поступают на первый курс университета. Появляются группы людей, которые знакомы друг с другом, им сложно работать в одном месте. Поэтому в начале учебного года проводятся различные турпоходы, соревнования, конкурсы. Их цель – сплотить группу людей, сформировав учебный коллектив.
  2. Выдвижение лидера. Происходит расстановка ролей в коллективе. Появляются сильные люди, готовые вести за собой толпу. Их выбирают лидерами. Они являются главным источником связи между руководителем и остальным коллективом. Активист слушает требования руководителя и передает их коллективу. Таким образом, происходит становление самоуправления.
  3. Рассвет коллектива. Главная цель воспитательного метода Макаренко – становление самоуправления. На данном этапе все роли в коллективе распределены.Сплоченная группа людей имеет общую цель, поэтому им выгодно выполнять свою работу хорошо. Каждый из участников предъявляется требования к остальным и к себе, но они корректны. Больше требований предъявляется к себе. Можно увидеть, что коллектив сформировался по некоторым признакам: единство мнений, у каждого есть право голоса, общий опыт.
  4. Теперь воспитание переходит в процесс самовоспитания. Предъявление требований в первую очередь к себе входит в привычку. Выполнение своих обязанностей становится внутренней потребностью каждого участника коллектива.

По теории Макаренко важную часть коллективизации группы людей, в его случае трудных подростков, являются традиции. Под традициями понимаются устойчивые формы жизнедеятельности коллектива. С их помощью складываются отношения внутри группы людей, появляются общие интересы. Коллектив становится сплоченным. Но традиции могут преобразовываться, меняться в течение времени, подстраиваясь под коллектив.

К традициям по Макаренко можно отнести:

  • Массовые мероприятия, при подготовке к которым участвует коллектив. Мероприятия вызывают общую гордость, уважение.
  • Малые традиции, которые встраиваются в ежедневный быт. Они способствуют выработке дисциплины, режима дня. С их помощью поддерживается порядок, появляются полезные поведенческие привычки. Сюда относятся утренняя зарядка для всего коллектива, совместные перерывы.

Макаренко считал, что для того, чтобы объединить людей в коллектив, им нужно сформировать общую цель. Он выделял 3 типа целей – близкая, средняя и далекая.

В чем они заключались:

  • Близкая перспектива (цель) выставлялась в любой момент времени, на любом этапе развития коллектива (этапы выше). Главное, чтобы каждый участник общины был заинтересован в достижении этой цели.
  • Средняя перспектива подходит для коллективов на их рассвете. Выбирается групповой проект, который подразумевает общее дело.
  • Долгосрочная перспектива. Такой вид подходит для полностью состоявшегося коллектива с налаженной внутренней структурой. Для трудовых коллективов сложных подростков, которыми занимался Макаренко, такой целью могло быть успешное обучение, выбор профессионального пути законным способом.

Жизненный цикл коллектива

Независимо от признаков, по которым классифицируют группы, стадии развития коллектива идентичны, и процесс формирования подчинен определенным законам. При этом состав может частично меняться, что привносит свои корректировки.

Обратите внимание! Как бы ни была хороша организация, в ней наблюдаются «взлеты и падения». Иными словами, развитие происходит не по восходящей динамике, а по синусоиде.

Стадии формирования коллектива

Этап циклаОсобенности
ПритиркаСтадия постепенного знакомства членов коллектива, налаживание личностных и деловых взаимоотношений. Она может быть как краткой, так и длительной
«Дворцовые перевороты»Проявляется борьбой за доминирующие позиции в коллективе. В неформальной группировке возможна смена лидерства
РезультативностьУ коллектива, успешно прошедшего предыдущий этап, возрастает потенциал. Скрытые ресурсы и способности членов работают на повышение производительности
ЭффективностьКоллектив, благодаря полученному опыту, сплачиванию, успешно решает поставленные задачи. Каждый участник проявляет творческий подход к делу
МастерствоДля данного этапа характерны прочные связи между членами сообщества. Люди не просто притерлись друг к другу и адаптировались к условиям, но и научились быстро гасить конфликты. Каждый член коллектива оценивается по достоинствам
СтарениеДостигнув высшей степени развития, коллектив продолжает существовать «по накатанной», успешно выполняя функции. Если методы работы, структура, взаимоотношения перестанут соответствовать изменившимся внешним условиям, развитие коллектива идет на спад
СмертьОтпала необходимость в функциях, выполняемых конкретным коллективом, и его расформировывают. Либо происходят реструктуризация, реорганизация, в результате которых создается новый коллектив


На стадии формирования коллектива

На последнем этапе эффективность работы минимальная. После реорганизации большинство сообществ возрождается, и синусоида плавно ползет вверх. Члены расформированных предприятий вливаются в новые группы, находящиеся на любом из этапов развития.

Преимущества коллективного труда

  1. Работая в трудовом коллективе, можно делиться накопленными знаниями и умениями, а взамен получать новый опыт.
  2. Человек может выполнять куда более серьезные и масштабные задачи, чем он мог бы сделать в одиночку.
  3. Можно получать некоторые советы от своих коллег, ощущать их поддержку. Часто это касается не только трудовой деятельности, но и обычной жизни.
  4. В коллективе люди учатся ответственности. Причем здесь они могут отвечать не только за свою работу, но и за труды своих коллег.
  5. Человек может проявить себя творчески, научиться принимать общие решения, участвовать в различных дискуссиях и обсуждениях, выражать свою точку зрения.
  6. Каждый член коллектива вправе указывать остальным на их ошибки, порицать их, если те не придерживаются норм морали.

Коллектив и личность

В стадиях формирования коллектива есть личный вклад каждого из участников. Действует и обратный принцип – группа является фактором, влияющим на развитие индивида. Все зависит от того, какие взаимоотношения сложатся у субъекта с остальными членами, а также от его личностных претензий.

Модели развития личности в коллективе

Линию поведения в коллективе определяют социальный опыт индивида, ценностная ориентация, манера себя преподнести, черты характера. Насколько эти факторы соответствуют остальным членам, зависит, как сложатся взаимоотношения. Существует 3 модели:

  1. конформизм, когда человек подчиняется устоям группировки;
  2. гармония – коллектив и личность нашли оптимальный уровень общения;
  3. нонконформизм – индивид пытается подчинить себе остальных.

Только 2-ая модель – это развитие коллектива и его членов по возрастающей. В 1-м варианте субъект подавляется как личность. В 3-м – он сам должен быть достаточно развитым, чтобы безболезненно подчинить себе коллектив.


Гармония в коллективе

«Дворцовые перевороты»

И снова название говорит само за себя. В этот период все уже освоились и поняли, чего можно ожидать от других участников, поэтому наступает время, когда активизируется активная борьба за место лидера. Если в коллективе уже есть лидер, то ему важно удержать свою позицию или же, если он чувствует свою слабость, лучше сразу уступить место более сильному кандидату. Это довольно сложный период в жизни любого коллектива, поскольку здесь могут образовываться отдельные группы, которые будут навязывать другим свое мнение. Есть большой риск того, что команда просто развалится.

Психологический климат

Впервые данный термин был использован Н. С. Мансуровым, проводившим изучение психологии на работе в коллективе производственного предприятия. Это понятие включило в себя тот характер эмоций, который возникал при взаимоотношениях сотрудников, и был основан на совпадении характеров, склонностей, интересов и на симпатиях.

В психологии психологический климат в коллективе рассматривается как система, состоящая из трех сфер:

  1. Социального климата. В этом случае имеется в виду осознание участниками группы задач и целей при соблюдении ими обязанностей и прав.
  2. Морального климата. Данная сфера представляет собой те ценности, которые приняты в группе, а также их согласованность, принятие и единство.
  3. Собственно психологического климата. Он представляет собой неофициальные отношения между людьми в коллективе.

Психология климата в коллективе как феномен обладает своими особенностями. Он создается самими людьми, которые способны влиять на него, изменяя и улучшая данную категорию.

Структурные компоненты психологии коллектива

Шириев Айдын Абузар оглы,

диссертант кафедры психологии Бакинского государственного университета.

Психология коллектива как целостное социально-психологическое образование часто фиксируется в понятиях «психологическая а и т.д. Формой целостности психологии коллектива является ее структура, понимаемая как единство и определенная упорядоченная взаимосвязь отдельных компонентов. В совместной деятельности люди неизбежно вступают в контакт, общаются. Контактное общение — неотъемлемый элемент жизнедеятельности любого первичного коллектива и его духовных потребностей [1, с.154]. Здесь возникает непосредственный обмен взглядами и идеями, проявляются различные формы взаимоотношений людей друг с другом — симпатии, антипатии и т.д.

Поскольку предметом нашего рассмотрения являются взаимоотношения военнослужащих, то здесь следует учесть, что в их структуре имеются такие области, как служебная, общественная, бытовая, и в каждой из них имеется своя система межличностных отношений. Известно, что служебные отношения – жизненно необходимая основа взаимодействия личного состава в бою, на службе, в повседневной жизни [2, с.84]. Они предполагают неукоснительное выполнение, прежде всего боевых и прочих служебных, трудовых, общественных обязанностей и ролей. Эти взаимоотношения официально закреплены в организационной структуре воинского коллектива, они задаются, программируются в приказах, уставах, правилах, наставлениях. На их установление, регулирование направлены основные усилия командиров всех степеней. Система служебных взаимоотношений постоянно совершенствуется, поскольку и на службе, и вне ее взаимодействуют люди, обладающие разумом, чувствами, волей, поэтому нельзя отрывать служебные и другие объективные отношения личностного, так же как нельзя личностные отождествлять с неслужебными отношениями.

Межличностные отношения являются одной из сторон психологических отношений, оказывающих исключительно большое влияние на поведение военнослужащих. Система таких отношений в силу своей внутренней обусловленности (симпатия, антипатия, безразличие, дружба, неприязнь и другие чувства между людьми в коллективе) складывается порой стихийно, она менее зрима и организационно не оформлена. Отметим, что в системе управления ей не всегда уделяется должное внимание, хотя система межличностных взаимоотношений весьма и весьма значима и нуждается в более пристальном внимании и систематическом управлении [3, с.136].

В процессе общения возникают и развиваются различные социально–психологические явления и процессы: взаимные требования и внушения, происходят постоянные общие взаимные оценки. Сопереживание и сочувствие, психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение, престиж – таков их неполный перечень. Все они являются стимулами деятельности и поведения, механизмами саморазвития и формирования личности. Рассмотрим некоторые из них.

Так, велика роль подражания в формирования личности. Подражание нельзя рассматривать как самодовлеющий фактор. Само по себе его влияние на личность нейтрально и зависит от того, в каких условиях оно осуществляется, какие идеалы–образцы для подражания формирует общество, государство, класс в соответствии со своими экономическими, идейно–политическими, социальными потребностями, профессиональными целями. Наряду с этими идеалами в каждой социальной (национальной, возрастной, профессиональной) группе создаются свои образцы для подражания. Особенно богата ими воинская профессия. Значение идеала в воспитании воинов нельзя переоценить. Еще А. В. Суворов рекомендовал солдатам: «Возьми себе в пример героя» [4, с.236]. При ведущей зависимости образцов для подражания от общих условий жизни общества, класса, от социальных идеалов, ценностей подражание по своему содержанию во многом зависит и от микроклимата. Бывают случаи, когда внутри той или иной группы, коллектива находится свой идеал, который далек от общепринятого. Задача офицера–воспитателя в этом случае – вовремя разглядеть образец, которому стремятся здесь подражать, понять причины возникновения такого явления, характер и степень влияния и принять в зависимости от этого необходимые меры.

Соперничество весьма действенно как стимулятор активности личности. Уже сам общественный контакт вызывает соревновательный дух и своеобразное повышение жизненной энергии, увеличивающее индивидуальную дееспособность отдельных лиц. Офицеру–воспитателю полезно знать и учитывать социально–психологические закономерности соревнования, распознавать критерии, по которым соревнуются между собой люди, контролировать, направлять этот процесс.

Самоутверждение личности – это ее действенное стремление занять и удерживать в системе психологических отношений в коллективе определенную позицию, которая обеспечивала бы данной личности уважение, признание или доверие, благосклонность или поддержку, помощь или защиту. Это способствовало бы удовлетворению потребности общения с другими людьми, проявлению индивидуальности личности, раскрытию ее наиболее сильных сторон. Самоутверждение личности – активный процесс осознания человеком себя среди других людей, оценки своих достоинств и преимуществ, сравнения и сопоставления себя с другими людьми с тем, чтобы не растерять свою индивидуальность, раскрыть возможности, проявить себя, играть в коллективе значимую роль. Самоутверждение – многоплановый механизм взаимодействия, и потому весьма действенный стимулятор личности. Речь идет здесь как о стремлении достичь официального общественного и профессионального положения, так и о нравственно–психологической позиции, о положении в системе межличностных отношений.

Самоутверждение возникает на основании потребности личности в общении с другими, в самопознании, одновременно оно является одним из психологических рычагов самосовершенствования, развития личности. В связи с самоутверждением личности в среде себе подобных может возникать множество разнообразных ситуаций, отражающихся не только на одной личности, но и на коллективе в целом, на его сплоченности, результативности деятельности. В процессе самоутверждения в коллективе могут, например, стихийно складываться порой мелкие, так называемые неофициальные группы. Работа с ними – задача руководства. Незнание офицером–руководителем закономерностей самоутверждения личности в коллективе приводит, как правило, к промахам и изъянам в работе с людьми.

Система реальных жизненных взаимоотношений в коллективе является для каждого отдельного человека элементом той непосредственной социальной среды, в которой развивается его сознание. А длительное существование определенного способа взаимоотношений человека с окружающими людьми формирует определенные черты его характера. Взаимоотношения в воинском коллективе играют большую роль в его сплочении, организованности, повышении боевой готовности, в укреплении дисциплины [5, с 149].

С учетом весьма значимой роли, которую играют взаимоотношения в воспитании воинов, в развитии их психики, сознания, общевоинские уставы уделяют этому огромное внимание. Достаточно сказать, что Устав внутренней службы начинается с главы «Военнослужащие и взаимоотношения между ними». Всякий воинский коллектив воздействует на каждого индивида, прежде всего путем предъявления к нему определенных требований, постоянным контролем и оценкой его поступков, поведения. Большая роль в этом принадлежит коллективному мнению, которое, выступая в форме оценки, похвалы, одобрения, порицания, осуждения и т. п., контролирует и корректирует поступки и поведение людей в соответствии с требованиями коллектива. Исследователи различают четыре формы проявления коллективного мнения:

1. Коллективное мнение

– один из компонентов морально–психологического климата первичной воинской группы подразделения. Следует однако иметь в виду, что коллективное мнение может оказывать на личность не только положительное, но и отрицательное влияние.

В воинских уставах подчеркивается, что в интересах повышения боеготовности и укрепления организованности и порядка в воинских коллективах офицеры–руководители должны всемерно использовать силу общественности, создавать обстановку нетерпимого отношения к нарушителям воинской дисциплины. Отсюда понятно, что каждый офицер–руководитель, как руководитель коллектива, должен постоянно формировать общественное мнение коллектива, всемерно повышать его идейное содержание, не допускать двойственности, стремиться сделать его единым [6, с. 234].

2. Коллективные (групповые) настроения

– важнейшая составная часть психологии коллектива. Как совместные переживания тех или иных событий, фактов, коллективные настроения усиливают чувства отдельных людей. Поэтому практическое значение коллективных настроений велико. Они влияют на поведение и деятельность, на работоспособность людей [6, с. 423]. При этом одни настроения (энтузиазм, вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего подъема) способствуют успеху коллектива. Другие же (состояние упадка, неверие в свои силы, уныние, скука, обида или недовольство), напротив, резко снижают возможности коллектива.

Коллективные настроения оказывают сильное поведение на воинов, отражаются на уровне дисциплины и организованности мелких воинских группах, на эффективности их труда. Офицер – воспитатель должен всегда учитывать это в своей работе и, опираясь на актив, вести борьбу за хорошее настроение коллектива.

3. Коллективные традиции

– значимый элемент морально–психологического климата коллектива. По меткому замечанию А. С. Макаренко, «традиции являются для коллектива тем социальным клеем, который скрепляет его в единое целое, а вместе с тем придает ему своеобразие и неповторимость» [8, с. 127]. Велика роль традиций в воспитании личности в коллективе, ибо человек усваивает привычки и обыденные представления об общественном бытии, характерные для его социального окружения, естественно и незаметно для самого себя.

4. Управление коллективной дисциплинированностью.

Успех применения коллективного оружия и надежное выполнение боевой задачи зависят от сознательности и безупречной дисциплинированности каждого воина, входящего в боевой расчет, экипаж, дежурную смену. Поэтому в воинских коллективах проблемой номер один является укрепление дисциплины, повышение организованности, личной и коллективной ответственности военнослужащих за совершенствование боевой готовности [9, с.160]. Воинские коллективы, как правило, отличают высочайшая степень организованности и дисциплины, взаимной требовательности, принципиальности, взаимной ответственности и взаимовыручки, войскового товарищества и братства в отношениях, внутренней сплоченности, мобильности, постоянной внутренней готовности к самопожертвованию во имя интересов Родины.

Дисциплинированность – включает себя такие качества, как исполнительность, аккуратность, и т.д. Она должна проявляться у военнослужащего постоянно, войти в привычку. Поэтому офицер–воспитатель должен принять необходимые меры по развитию личности воина в целом, предоставляя ей максимум условий для приобретения положительных привычек и стереотипов поведения.

5. Предупреждение и преодоление конфликтов

. Любой конфликт нарушает нормальное течение жизни воинского коллектива. Вот почему весьма важно уметь предотвращать их, а если они все же возникли, то быстро и эффективно разрешать, стараясь при этом направлять их энергию к сплочению коллектива. Всесторонний анализ конфликтов и конфликтных ситуаций обеспечивает их своевременное предупреждение и оперативное устранение, а вместе с тем способствует улучшению нравственного воспитания личного состава.

Как видим, основные компоненты психологии коллектива весьма сложны и включают в себя большое число элементов. Каждый структурный компонент своеобразен. Он имеет свою характеристику. Поэтому при общей структуре психология каждого конкретного коллектива своеобразна и неповторима. Своим содержанием структурные компоненты питают, наполняют психологию коллектива как целого, определяют его «индивидуально–психологические» особенности.

Таким образом, анализ и управление коллективным мнением и настроением, умение создавать в подразделении единство мыслей и чувств, предупреждать конфликты и устранять эмоциональные противоречия, формировать коллективную требовательность и дисциплину, развивать прогрессивные традиции – вот те направления, которые способствует сплочению личного состава и повышению боевой готовности подразделения.

Литература

1. Шихарев П.Н. Современная социальная психология: Учебное пособие для вузов. СПб.: Речь, 2002.

2. Дисциплина. Коллектив. Боеготовность: Методическое пособие. / Под ред. И.Г.Позднякова. М.: Институт военной истории, 1989.

3. Культура взаимоотношений военнослужащих: Учебно-методическое пособие. / Под ред. Н.Ф.Карасева. М.: Воениздат, 1990.

4. Шапарь В.Б. Психология войн и конфликтов. Ростов, Феникс, 2005.

5. Агеев В.С. Межгрупповые взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990.

6. Военная психология: Учебник для военных училищ / Под ред. В.В.Шеляга, А.Д.Глоточкина, К.К.Платонова. М.: Воениздат, 1972.

7. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Академия, 2007.

8. Макаренко А.С. Соч., т. V. М.: Наука, 1977.

9. Малопурин И.И. Психологические основы обучения воинов Сухопутных войск. М.: Воениздат, 1983.

Поступила в редакцию 14.01.2010 г.

Налаживание отношений

Создание коллектива в социальной психологии рассматривается через прохождение пяти этапов. Каждый из них служит для налаживания отношений между его участниками:

  1. Притирка. На данном этапе люди маскируют свои истинные желания и чувства. Они пытаются оценить заинтересованность каждого человека в общем деле.
  2. Ближний бой. На этой ступени каждый из членов коллектива начинает проявлять свою индивидуальность и особенности, претендуя на ту или иную роль. В этом случае очевидными становятся существующие противоречия, которые участники пытаются тем или иным способом уравновесить.
  3. Эксперименты и совершенствование. На данном этапе все участники коллектива начинают более преследовать общие цели, нежели личные. Ими производится оценка потенциала коллектива, а также возможностей улучшения его работы.
  4. Эффективность. Перейдя на эту ступень, каждый человек начинает испытывать гордость за то, что он является участником коллектива. Все возникающие трудности каждый работник преодолевает, используя свой творческий потенциал.
  5. Зрелость. На данном этапе все конфликты между работниками разрешаются в спокойной обстановке. Цели каждого из участников коллектива совпадают с задачами организации.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]