Что такое делинквентное поведение: 5 главных признаков


Что такое делинквентное поведение?

Делинквентное поведение – это разновидность асоциального поведения, при котором человек регулярно совершает поступки, приносящие ущерб обществу и считающиеся правонарушениями. При этом целью часто является само противоправное действие, а не получение какой-либо выгоды. Слово «делинквентный» происходит от латинского delinquens (преступник, правонарушитель).

Делинквентное поведение является важным предметом изучения для социологии, педагогики, психологии, криминологии и других наук. Одна из важнейших целей заключается в том, чтобы своевременно пресекать противоправные действия, не ограничивая при этом права личностей, склонных к такому поведению. В частности, большую проблему представляет делинквентное поведение подростков, для многих из которых этот период жизни может стать переломным.

Характерная особенность делинквентного поведения заключается в том, что оно вызывает общественный резонанс и осуждение. Оно осуждается в любом обществе. При этом существуют специальные правовые институты, основная задача которых заключается в том, чтобы создать условия, в которых личности, склонные к делинквентному поведению, не совершали бы правонарушений.

Не следует путать делинквентное и девиантное поведение. Оба понятия подразумевают, что личность нарушает принятые в обществе нормы и правила. Но девиантное поведение обычно не связано с преступлениями и не влечёт за собой уголовного или административного наказания. По сути, делинквентное поведение всегда является разновидностью девиантного, но не наоборот.

Определение

В любом обществе существуют свои традиции и правила поведения. Они могут быть как формальными, так и неписанными. Существуют и механизмы принуждения к их исполнению. Нужно понимать, что это не только правоохранительные органы, но и боязнь осуждения со стороны близких. Человек может сколько угодно говорить о том, что он не принимает общепринятую мораль, но подсознательно ей следовать. Совсем другую ситуацию можно наблюдать в обществе, которое находится в постоянном процессе реформирования. В этот период разрушаются старые нормы, а новые хоть и появляются, но не успевают прижиться и обзавестись механизмами принуждения. Поэтому всякие реформы и революции подразумевают рост уровня делинквентности населения. Этим и объясняется ситуация в современной России, как, впрочем, и разрушительные тенденции во всем мире. Понятие делинквентности подразумевает любое нарушение социальных и правовых норм. Его нужно отличать от девиантности. Последнее подразумевает отклонение, это относительное понятие. Оно имеет отношение к правилам, сложившимся в определенной социальной группе. Делинквентность – это абсолютное понятие. Оно имеет отношение к законам данной страны. Однако делинкветное поведение охватывает не только те поступки, за совершение которых следует формальное наказание.

Признаки делинквентного поведения

Делинквентное поведение проявляется в нарушениях норм права, за которые предусмотрена административная или уголовная ответственность. От обычной преступной деятельности оно отличается мотивами, заставляющими преступника совершать противоправные действия. Чтобы лучше понимать, что такое делинквентное поведение, желательно запомнить ключевые признаки этого явления:

  1. Причинение материального или иного ущерба. Характерная особенность делинквентного поведения заключается в том, что действия направлены именно на то, чтобы причинить вред. Такой человек может разбить окно, бросить непогашенный окурок в урну, проколоть колесо машины. При этом он не получает никакой выгоды, но чувствует удовлетворение от своего поступка.
  2. Сознательное нарушение закона. Совершая делинквентный поступок, человек обычно прекрасно осознаёт, что его действия подразумевают уголовную или административную ответственность.
  3. Антиобщественный характер действий. Такие действия часто выражают протест против существующих норм и правил, принятых в данном обществе.
  4. Демонстративность. Как правило, человек не стремится скрывать свои проступки, а совершает их так, чтобы их видели и те, кто их одобрит, и те, кто осудит.
  5. Желание привлечь внимание. Это одна из основных целей делинквентного поведения. Человек хочет, чтобы его обсуждали, даже если это будет обсуждение в негативном ключе.

Человек, демонстрирующий делинквентное поведение, не обязательно должен быть социопатом. Ему может быть тяжело причинять вред конкретной личности, поэтому его действия обычно наносят вред общественному порядку, государственной или частной собственности. Если же он вредит чьему-то имуществу (например, прокалывает колесо автомобиля), то обычно оправдывает себя тем, что якобы наказывает человека, заработавшего большие деньги нечестным путём.

Определение понятия

Делинквентность является вариантом девиантного поведения. Данный феномен интересен тем, что четких критериев, по которым его можно было бы распознать, не существует. Это социальное явление изучают разные науки:

  1. Педагогика. В педагогике под делинквентным поведением понимают совокупность действий индивида. Ключевым моментом является то, что такое поведение нарушает нормальное функционирование классного или школьного коллектива, угрожает безопасности детей или сотрудников образовательного учреждения.
  2. Психология. В психологии делинквентное поведение – это такие действия человека, которые противоречат правовым, нравственным и этическим нормам. В основе таких действий лежит конфликт интересов отдельного человека и требований общества, государства или малой социальной группы. Психологи разрабатывают методики диагностики отклонений и методы коррекции девиаций.
  3. Обществознание и социология. В этих науках делинквентное поведение — это действия антиобщественного характера. Социологи анализируют причины его возникновения, соотносят их с теми или иными историческими особенностями развития общества.
  4. Право и криминалистика. С точки зрения юриспруденции, делинквентным поведением считают проступки (провинности), правонарушения, социально опасные деяния несовершеннолетнего гражданина. Санкции за них содержатся в нормативно-правовых документах. Это указывает на то, что делинквентное поведения является формой преступного поведения. Другими словами, делинквентность у юристов рассматривается как разновидность действий криминального характера.

Делинквентом называется человек с делинквентным поведением, а его асоциальные поступки – это деликты. Подросток, склонный к нарушению законов, достигнув 18 лет, считается преступником.

В результате комплексного изучения феномена делинквентного поведения подростков, были выявлены его отличительные особенности:

  • в основе формирования такой модели жизнедеятельности лежит конфликт индивидуальных устремлений индивида и интересов общества;
  • противоправные действия индивида нарушают привычный уклад общественной жизни, получают осуждение со стороны социума;
  • такое поведение нарушает положения действующего законодательства;
  • установить меру ответственности делинквента сложно, так как не существует однозначных критериев для классификации данной формы девиации;
  • организациями, осуществляющими борьбу с делинквентным поведением, являются исправительные колонии для малолетних преступников, КДН и ПДН.

Виды делинквентного поведения

Психологи выделяют три основных проявления делинквентного поведения:

1. Дисциплинарные проступки. Человек умышленно нарушает трудовую дисциплину, нанося ущерб организации, на которую работает. При этом для себя он всегда придумывает оправдания, которые обычно основываются на том, что ему мало платят или не обеспечивают надлежащих рабочих условий.

2. Административные правонарушения. К этому виду относятся всевозможные нарушения общественного порядка, подразумевающие административную ответственность: хулиганство, шумное поведение в тёмное время суток, употребление алкоголя и курение в местах, где это запрещено, нецензурные выражения, нарушение ПДД и прочее.

3. Уголовные преступления. В данную категорию попадают деяния, перечисленные в Уголовном кодексе. К преступлениям относятся правонарушения, причиняющие серьёзный ущерб чужой собственности, здоровью или жизни.

Кроме того, признаком делинквентного поведения может служить аддиктивность. Хоть она и относится к девиациям, её стоит воспринимать как тревожный звоночек. К аддиктивному поведению относятся алкоголизм, наркомания, лудомания, а также сексуальная, пищевая и прочие зависимости. Сами по себе привычки не являются преступлениями, но часто провоцируют их.

Причины делинквентного поведения

С точки зрения психологии, делинквентное поведение редко становится следствием единственной причины. Обычно к нему приводит сочетание нескольких факторов разной природы. Психологи делят причины делинквентного поведения на три группы: психофизиологические, семейные и социальные. Рассмотрим каждую группу подробнее.

Психофизиологические факторы:

  • тип личности и характера;
  • наличие зависимостей;
  • переходный возраст;
  • расстройства психики.

Семейные факторы:

  • развод родителей;
  • неблагополучная обстановка в семье (ссоры, домашнее насилие);
  • потеря дорогого родственника или близкого человека;
  • алкоголизм, наркомания, лудомания и прочие вредные привычки одного из членов семьи;
  • гиперопека и чрезмерный контроль со стороны родителей.

Социальные (социально-экономические) факторы:

  • отсутствие образования и хорошей работы;
  • нехватка денежных средств;
  • проблемы социального и материального неравенства;
  • национальные и этнические противоречия;
  • попадание в непривычную социальную среду.

Психофизиологические факторы обычно служат лишь предпосылками, а вот провоцируют делинквентное поведение, как правило, семейные и социальные обстоятельства.

Отличия от девиантного поведения

Для точного понимания того, что такое делинквентное поведение, важно уметь отличить его от девиантного. Прежде всего, нужно запомнить три основных отличия:

  1. Девиантное поведение направлено против общепринятых правил. Делинквентное направлено против закона и правопорядка.
  2. Девиантное поведение определяется общественным мнением, нормами морали и нравственности. Делинквентное поведение определяется уголовным и административным правом.
  3. Девиантное поведение часто подразумевает конфликт с конкретными людьми (родителями, учителями). Делинквентное поведение направлено против общества и общественного порядка в целом.

Как было отмечено выше, делинквентное поведение – это разновидность девиантного поведения, но не наоборот. Главное отличие заключается в том, стремится ли человек причинить ущерб обществу и общественному порядку. Делинквентное поведение обычно подразумевает нарушение уголовного или административного права. Совершаемые при этом поступки называются деликтами (от латинского delictum – «проступок»), а сам преступник – делинквентом.

Причинение вреда

Причинение вреда делинквентом связано с посягательством на человека, его права и свободы, собственность, права юридических лиц, другие общественные и государственные интересы, а также установленный государством правопорядок. Различные виды делинквентного поведения подвергаются не только социальному осуждению. Они формализуются государством в нормах права посредством описания признаков, их характеризующих, и определения их в качестве правонарушений, за которые в законодательстве устанавливаются различные виды ответственности.

Совершаемые делинквентом деяния могут представлять собой гражданско-правовые деликты: причинение имущественного вреда человеку или организации, нанесение морального вреда личности, дискредитация репутации человека или юридического лица и др. Лица, их совершающие, подлежат ответственности, установленной гражданским законодательством.

Делинквентное поведение подростков

Склонность подростков к данному типу поведения – большая проблема современного общества. На фоне общего повышения благополучия граждан и снижения уровня преступности количество преступлений, совершаемых подростками остаётся достаточно высоким. Важно то, что совершение преступления в юном возрасте, как правило, определяет всю дальнейшую жизнь человека.

При этом у подростков ещё не выработались моральные и нравственные ориентиры, они не осознают ответственности за свою будущую жизнь. Поэтому правоохранительные органы, педагоги и психологи должны совместно работать над тем, чтобы подростковая преступность была минимальной.

Основные особенности делинквентного поведения у подростков:

  • основная причина делинквентного поведения – отрицание авторитета взрослых и борьба с навязываемыми ими правилами;
  • правонарушения чаще всего совершаются группами подростков, поскольку воспринимаются ими как способ социализации;
  • в подростковом возрасте у человека самая высокая склонность к аддикциям;
  • психика подростков нестабильна, они склонны к риску и совершению импульсивных поступков без обдумывания последствий;
  • у подростков недостаточно жизненного опыта, нет понимания ответственности.

Недостаток опыта, отсутствие моральных и нравственных принципов складываются у подростков с их импульсивностью, желанием выделиться и продемонстрировать свою значимость. Поэтому они сами не всегда могут объяснить причины и мотивы своих поступков. К примеру, самоутверждаясь через буллинг и другие правонарушения, подросток сам не понимает, для чего это делает. Но при этом он чувствует себя более значимым, ему кажется, что таким образом он укрепляет свой авторитет внутри социальной группы.

Изучение детской преступности

Антиобщественные действия молодёжи отличаются повышенной агрессивностью и представляют особую опасность в силу целого ряда причин психологического и социально-экономического характера. Стремление к независимости, самоутверждению во взрослом мире при отсутствии достаточно развитых чувств самоконтроля, ответственности, сопереживания принимают формы насильственного достижения целей. А в связи с тем, что оценить возможные последствия ребёнок не в состоянии в силу отсутствия необходимого опыта, возникает высокая вероятность нарушения им закона.

Возникновение проблемы

Кризис переходного возраста, когда подросток начинает осознавать себя личностью и бунтовать против «детских», по его мнению, ограничений, неизбежно приводит к конфликту с социумом, в котором он реализуется. Противостояние усугубляется появлением взрослых потребностей и невозможностью удовлетворить их из-за общественных запретов. В РФ социально приемлемой границей для употребления алкоголя, табака и вступления в половые отношения считается восемнадцатилетие, хотя потребность у молодых людей может возникнуть намного раньше.

И ради удовлетворения своих желаний они способны пойти на нарушение запретов, что легко может привести к противоправным и уголовно наказуемым деяниям. Разница будет только в степени агрессивности и размерах наносимого нарушителями ущерба. А это зависит от условий формирования делинквентного поведения каждого индивида и определяется следующими причинами:

  1. Психофизиологическими: тип личности, уровень тревожности, наличие зависимостей (игровой, компьютерной, наркотической), отклонения в физическом развитии.
  2. Социально-экономическими: хронический недостаток средств к существованию, социальные незащищённость и неравенство, межнациональная рознь.
  3. Семейные: недостаток воспитания, домашнее насилие, развод или смерть близкого человека, конфликты в неблагополучной семье, дурной пример старших.

Как пример, можно привести судьбу идола панк-движения Сида Вишеса, бас-гитариста Sex Pistols, девиантность которого использовалась, как элемент пиара группы. Он воспитывался матерью-одиночкой, на примере и с помощью которой рано пристрастился к наркотикам. В своём творчестве выступал против лицемерия и ханжества общества, нарушая все известные табу.

Был склонен к саморазрушению (на сцене бритвой резал кожу на руках и груди). Постоянно участвовал в стычках и драках. Всё это закончилось деликтом — совершением убийства своей подруги и ранним уходом музыканта из жизни (в 1978 г. ему было 21) от передозировки героином.

Типология правонарушителя

Чаще всего стиль поведения подростка возникает под влиянием старших приятелей и морали коллектива, в котором он оказывается. Повышенный гормональный фон толкает его на неоправданный риск, хулиганские, противоправные поступки, чтобы закрепиться в компании и иметь право называться «своим». Склонность к агрессивности, холерический тип, стремление к авантюрам и отрицание различий, принятых в обществе, — особенности, на почве которых развивается девиация любой личности. По степени опасности выделяют 3 группы делинквентов:

  1. Незначительные, которые характеризуются наличием у подростка некоторых моральных устоев, что в случае совершения проступка приводит к нравственным переживаниям.
  2. Бессознательные, лишённые угрызений совести и поводов к внутреннему конфликту. Для них свойственно потакание собственным желаниям и групповой (анонимный) характер действий.
  3. Осознанные, представляющие наиболее законченный тип нарушителя, цинично относящегося к жизни. В угоду своим ярко выраженным потребностям способны легко преступить закон.

Советский психиатр Н. И. Озерецкий исследовал вопрос детской преступности с точки зрения степени выраженности и воздействия на деформацию психики. В 1932 году он определил и предложил градацию, актуальную и по сегодняшний день. Она делит малолетних преступников на следующие категории:

  • случайные;
  • привычные;
  • стойкие;
  • профессиональные.

Изучение психотипа личности способствует диагностике его отклонений и определению способов лечения на ранней стадии заболевания.

Информационное воздействие

Огромное влияние оказывают на формирование детской психологии СМИ, телевидение, кино, компьютерные игры, а в последнее время ещё и контент социальных сетей. Распространение материалов со сценами насилия, роскоши, порнографии, жестокости — мощнейший раздражитель для необладающего критическим мышлением сознания. Подростка влекут примитивные внешние проявления «красивой жизни», а иллюзорная лёгкость их достижения криминальными средствами подталкивает к действиям.

И он абсолютно искренне может считать себя невиновным, даже совершив серьёзное или тяжкое преступление, если видел на экране оправдание такому проступку. В этом случае примером поведения взрослого героя с него сняты моральные и нравственные барьеры, а насилие становится средством достижения ложно понятой справедливости. Достаточно вспомнить сумасшедшую популярность в РФ сериала «Бригада» и массу подражателей его персонажам, создававших криминальные группировки по всей стране.

Способы борьбы с нарушениями

Наиболее общественно опасными являются такие формы делинквентного поведения, как преступность, проституция и наркомания. Длительное исследование этих отклонений показало, что искоренить их в обществе невозможно, но они поддаются контролю и профилактике. Государство выбирает 3 основных метода воздействия:

  1. Полный запрет и наказание за его нарушение.
  2. Проведение разъяснительной и образовательной работы.
  3. Частичное разрешение на официальном уровне при надлежащем медицинском наблюдении.

Последнее распространяется в основном на секс-индустрию и употребление лёгких наркотиков, что с экономической точки зрения приносит определённые выгоды стране. В Голландии, к примеру, разрешение на эти виды деятельности составляет значительный процент налоговых сборов и способствует притоку туристов.

Сходясь во мнении, что только устойчивые моральные принципы способны удержать индивида от совершения преступления, психологи акцентируют внимание на работе с детьми. Взрослого человека с устоявшимися взглядами и сложившейся психикой перевоспитать практически невозможно, а вот ребёнок ещё подвержен коррекции и потому именно на профилактике подростковой делинквентности необходимо сосредоточить внимание как правоохранительным органам, так и воспитательным учреждениям.

Профилактика делинквентного поведения

Как известно, люди далеко не всегда становятся закоренелыми преступниками после первого правонарушения. Но практически всегда они становятся таковыми после тюремного заключения. Особенно справедливо это утверждение для постсоветского пространства. Поэтому профилактика делинквентного поведения у детей и подростков гораздо важнее, чем наказание лиц уже совершивших преступления.

Основные меры профилактики делинквентного поведения:

  • благополучные отношения в семье, мирное решение проблем, отсутствие агрессии и домашнего насилия;
  • отказ от просмотра фильмов, сериалов и передач, романтизирующих преступную деятельность;
  • повышение качества образования, повышение успеваемости;
  • ребенок должен получать больше положительных эмоций от родителей и учителей, чтобы понимать, что они ему не враги.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]