Акцентуации человеческого характера: классификация по Леонгарду и Личко

Немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году ввел понятие акцентуированная личность и, вместе с ним, создал одну из первых классификаций характера. Ученый выделил двенадцать чистых типов и разделил их на три группы. Знание и понимание этих типов поможет вам лучше разбираться в людях и понять себя. Имея представление о человеке, его характере, вы сможете правильно скорректировать дальнейшее общение, чтобы оно было приятным как вам, так и вашему собеседнику.

Акцентуацией называются индивидуальные черты, которые способны перейти в патологическое состояние. К. Леонгард, называя личность акцентуированной, не считает ее патологической. Иначе любое отклонение от середины, являлось бы патологией. Не стоит забывать про личности с яркими чертами характера, которые не являются душевнобольными.

Оглавление

  1. Четыре типа характера по Леонгарду Демонстративные (истерические) личности
  2. Педантические (ананкасты) личности
  3. Застревающие (параноические) личности
  4. Возбудимые (эпилептоидные) личности
  • Шесть типов темперамента по Леонгарду
      Гипертимические (гипоманиакальные) личности
  • Дистимические (субдепрессивные) личности
  • Аффективно-лабильные (циклотимические) личности
  • Аффективно-экзальтированные личности
  • Тревожные или боязливые личности
  • Эмотивные личности
  • Экстраверты и интроверты
  • Вывод
  • Четыре типа характера по Леонгарду

    Перейдем к первой группе, которая содержит четыре типа, зависящих от социума: демонстративный, педантический, застревающий, возбудимый. То есть это четыре типа характера. Замечу, что в заголовках я указывал названия в скобках – это наименования крайних форм, т.е. если данный тип сильно выражен, то его называют таким образом. В процессе описания типов, эти два понятия, различных по «степени тяжести», я использовал как синонимы, что, вероятно, неправильно. Хотя Карл Леонгард и сам их охотно взаимозаменял и в то же время, их взаимозаменяемость создавала противоречия в его же суждениях.

    Что такое акцентуации характера

    Термин «акцентуация» в 60-х годах 20 века ввел известный немецкий психолог Карл Леонгард. Он занимался разработкой различных методик личностной диагностики. И в конце концов выявил целый список акцентуаций, то есть, типов проявления ярко выраженных черт личности. Как сильных её сторон, так и наиболее уязвимых. В качестве примера Леонгард предложил рассматривать типы акцентуаций на примере литературных героев.

    В теории Леонгарда акцентуация проявляется во время формирования личности человека. Увидеть ее можно чаще всего у подростков. Во зрелом же возрасте для того, чтобы увидеть ту или иную форму проявления акцентуаций нужны особые условия, реакции на определенные жизненные обстоятельства. В этот момент проявляются три основных признака, по которым ее можно отличить:

    • воздействие на все сферы жизни
    • непрерывность во времени
    • социальная дезадаптация.

    В зависимости от темперамента человека, акцентуации можно разделить на явные и скрытые. Латентные почти не проявляются в реальной жизни. А явные можно заметить лишь во время из ряда вон выходящих и форс-мажорных ситуациях. В своей теории Леонгард рассмотрел 12 наиболее часто проявляющихся акцентуаций. Их можно разделить по темпераменту, характеру и личностному уровню.

    Демонстративные (истерические) личности

    При выраженной акцентуации, данный тип называется истерическим. Главная сущность данного характера: способность к вытеснению. Например, истерическая личность способна вкалывать себе в кожу иглы и при этом не чувствовать боль, т.е. истерик способен вытеснить из сознания физические ощущения.

    Что касается умения обманывать, то у них здесь тоже все хорошо. Многих людей во время лукавства выдают внешние проявления. Истерики способны вытеснить из сознания мысль об обмане и поверить в то, что говорят. От чего же они будут краснеть, если ложь для кого-то, считают за истину? Дети могут обманывать, не осознавая себя лгунами, к слову, маленьких врунов и сплетников с большой вероятностью можно отнести к демонстративному типу.

    Демонстративные личности, в отличие от других типов, более приспособляемые. Играя роль, истерик в нее полностью вживается и даже непредвиденное обстоятельство не способно выбить его из колеи.

    Ранее было сказано, что демонстративные личности способны к вытеснению и их поведение может показаться неосознанным и бесцельным. Это не так. Демонстративные личности сначала ставят перед собой цель, причем осознано, а дальнейшие действия уже могут протекать машинально. И от этого заключения вытекает следующая характерная черта: необдуманность поступков. Как далее замечает Карл Леонгард: истерики готовы на все (все методы хороши), чтобы достигнуть поставленной цели. Еще дальше врач Леонгард пишет: «Как известно, истерики весьма озабочены впечатлением, которое они производят. Однако обдумать линию поведения заранее они не способны». По всей видимости, в данном контексте слово «истерики» он использует как форму характера, вышедшего за рамки нормальности. Они хитры на выдумки, но эту хитрость легко разоблачить, так как, стремясь к цели, такие люди без разбора пользуются любыми средствами, – продолжает Карл Леонгард. – Если у истерика и мелькнет мысль о возможности разоблачения, то он тут же ее вытеснит, ведь будущее туманно, а демонстративный тип всегда живет моментом.

    Истерики, как и остальные личности, желают найти выход из хлопотливых ситуаций, уйти от не желаемой работы, заработать материальные средства и так далее. Их отличие от других в достижении этих целей заключается в методах, свойственных им.

    Демонстративные личности любят внимание. Обращенные в сторону взоры людей тешат их тщеславие. Даже неодобрительные взгляды удовлетворяют истериков. Это не означает, что все такие личности жаждут внимания. Такое поведение можно объяснить отсутствием торможения (на что Карл Леонгард далее часто ссылается).

    Истерики по большей части считают, что к ним относятся не справедливо.

    Ранее мы говорили об отрицательной стороне данной личности, теперь перейдем к положительным чертам. Во-первых, без демонстративных личностей не было бы баланса в обществе. Такие личности необходимы во многих профессиях, где требуется подстраиваться под людей, например, в сфере обслуживания (и далеко не только там). В семейной жизни демонстративные личности способны сгладить отношения с тяжелыми людьми в силу своей приспосабливаемости. Не стоит умалять артистических способностей такого рода людей, ведь это тоже положительная черта?

    Отношения

    Как уже упоминалось, данная акцентуация является слишком чувствительной, отчего в отношениях обычно партнёрам некогда скучать.

    Такие люди влюбчивы, страстны и романтичны. Расслабиться и испытать покой, удовлетворение в контакте с ними мешает частая смена настроений. Которую невозможно предугадать, и, тем более, как-то удержать или проконтролировать.

    Но яркие искренние чувства, направленные в адрес возлюбленных, дают возможность закрыть глаза на все вышеуказанные недостатки.

    Те, кому так не хватает внимания и заботы, громких признаний в любви. Кто стремится к драматическим отношениям, бурным ссорам и примирениям, аффективно-экзальтированный тип подойдёт идеально.

    Если же партнёр решит прервать отношения, он может проявлять назойливость. Считая, что в силах всё вернуть на свои места и вновь влюбить в себя. Для этого просто необходимо приложить массу усилий.

    В общем, не каждый способен выдержать частые смены настроений, поэтому экзальтированные люди в основном одиноки, особенно в старости.

    Подростковый период проходит сложно, так как девочки и мальчики в таком возрасте страдают от неразделённой любви.

    Они могут даже отказываться от еды, теряя аппетит на фоне переживаний. Плачут по ночам в подушку и не хотят ни с кем общаться, остро реагируя на любые попытки оказать им поддержку.

    Педантические (ананкасты) личности

    При выраженной акцентуации, данную личность называют ананкастом. В древнегреческой мифологии Ананка, богиня олицетворяющая неизбежность или судьбу. В философии данный термин означает «необходимость». Первое и важное, что отличает ананкастов от истериков, это слабая способность к вытеснению. То есть демонстративные личности, быстро принимают решение, а педантические склоны затягивать с ответом, даже если «вердикт» уже принят. Карл Леонгард объясняет эту заторможенность тем, что ананкасты не способны вытеснять сомнения и именно это тормозит их действия в целом. Педантов можно называть нерешительными, а истериков – легкомысленными.

    Сознание педантических личностей все же способно к вытеснению, если решение не имеет основательного значения.

    По большей части, ущерб наносится в основном только личности и при условии выраженности данной черты. В случае акцентуации, у ананкаста возникают проблемы при принятии решений, сомневаясь, он по несколько раз перепроверяет. Этот чрезмерный контроль приводит к отставанию от своих коллег. Вполне возможна компенсация этого недостатка повышенной добросовестностью, но об этом чуть позже. Такое поведение введет к усложнению профессиональной и бытовой жизни, вследствие чего снижаются радости жизни.

    В трудовой деятельности педанты выказывают добросовестное отношение к делу, что, безусловно, подтверждается фактами. Правда на ананкаста ответственное дело может оказать определенное обременение, ведь в силу его неуверенности, ему будет тяжело принять важное решение.

    В случае отклонения от нормы, педантические личности могут слишком сильно волноваться о своем здоровье. Это, естественно, при умеренных проявлениях, можно считать как позитивную черту. К слову, некоторые ситуации могут привести личность к ипохондрии.

    По наблюдению Карла Леонгарда, педантичные личности являются сверхаккуратными, что, конечно же, можно считать положительной чертой. Педанты не склоны к спонтанной смене работы из-за каких-то мелочей. Зачастую педантические личности работают в одном месте долгое время, а может и всю жизнь. Последнее замечание можно рассматривать как положительное, так и отрицательное.

    Грань между нормой и патологией


    Стараясь самостоятельно оценить степень своей или чужой адекватности, люди нередко задаются вопросом о том, где проходит грань между нормальной и патологической психикой и поведением. Различные акцентуации характера определяются как крайняя степень клинической нормы на границе с патологией.

    Во второй половине прошлого столетия, а именно в 1968 году, немецкий психиатр К. Леонгард ввел понятие «акцентуация». Он определил ее как отклоняющиеся от нормы чрезмерно усиленные индивидуальные черты личности.

    Спустя девять лет, в 1977 году, уже советский ученый А. Е. Личко предложил использовать более точный и узкий термин «акцентуация характера». Именно эти два ученых (К. Леонград и А. Е. Личко) внесли неоценимый вклад в науку психологии, разработав близкие, дополняющие друг друга концепции и классификации акцентуаций.

    Акцентуация характера – чрезмерная выраженность определенных черт. Акцентуация – признак дисгармонии и разбалансировки внутреннего мира человека.

    Когда одни черты характера слишком гипертрофированны и ярко выражены, а другие подавлены, личность становится уязвимой перед определенным психогенным воздействием и испытывает трудности поддержания нормального образа жизни.

    Чрезмерный акцент и заостренность тех или иных черт характера воспринимается человеком и его окружением как некая психологическая проблема, мешающая жить, и потому ошибочно классифицируется как психическое расстройство.

    Застревающие (параноические) личности

    При выраженной акцентуации, данный тип называется параноическим. Его основой является устойчивость аффекта (состояние сильного возбуждения). То есть параноик «застревает» на своих чувствах, мыслях и так далее. Застревающая личность может долгое время находится в состоянии аффекта и любое напоминание о случившемся, возвращает их к начальным эмоциям.

    Из вышесказанного вытекает характерная черта застревающих личностей: мстительность и злопамятность. Так же параноики чувствительные и обидчивые. Поэтому выявив у собеседника такой характер, не трогайте его самолюбие и честь.

    В случае успеха, застревающие личности могут стать заносчивыми и самоуверенными. Как и истерики, параноики представляются тщеславными людьми. Застревающие личности нередко становятся подозрительными, при условии препятствования обществом реализации эгоистических целей.

    Карл Леонгард заметил, что у застревающей личности, в случае постоянных нападок со стороны, увеличивается ненависть к обидчику и в то же время, ослабляется аффект, о котором говорили вначале, т.е. личность «закаляется».

    Любопытны застревающие личности тем, что они равновероятно могут стать как «плохими», так и «хорошими» гражданами. Полюс, в котором будут находиться параноики, зависит от их собственного развития и влияния на них общества. Так, если честолюбивая личность добивается значимых результатов и выделяется на фоне других, то развитие такого характера идет по положительному пути. Если параноик играет не по правилам социума, то против такой личности, последний может поднять бунт, вследствие чего может развиться подозрительность.

    Так как застревающие личности имеют слабую способность к вытеснению, им необходимо завоевывать реальное признание, чтобы гордиться собой. Так появляется честолюбие, которое может быть движущей силой.

    Возбудимые (эпилептоидные) личности

    При выраженной акцентуации, данный тип называется эпилептоидным. Возбудимые личности недостаточно управляемы. Эпилептоиды руководствуются в основном инстинктами.

    Реакции возбудимых личностей порывистые. Они редко скрывают свою раздраженность. Эпилептоиды, в отличие от ананкастов, склоны к частой смене работы. В силу недостаточной развитости уровня мышления, возбудимые личности не предрасположены к обмену мнениями, а в случае споров, к аргументам. А это приводит к аргументированию другим способом: демонстрация физической силы и рукоприкладство.

    Возбудимые личности не «взрываются» по пустякам, они накапливают свой гнев, который в критический момент выходит наружу. Эпилептоиды склоны к накоплению аффекта.

    Карл Леонгард заметил в них неповоротливость и тяжеловесность. Он, в процессе беседы с возбудимыми личностями, заметил, что даже простые вопросы могут вызвать затруднение. Если дать такой личности возможность высказаться, то явно будет заметна их обстоятельность (большая детализация описываемого; в силу расстройства мышления, уход от цели). Под тяжеловесностью понимается затруднение в переключении психики, т.е. возбудимым личностям тяжело строить логические цепочки. Это может привести к педантичности.

    В отличие от других типов, возбудимые личности намного сложнее поддаются воспитанию. Они более склоны к чревоугодию и алкоголю. Нередко среди алкоголиков можно встретить эпилептоидов.

    Поведение возбудимых личностей, как и демонстративных, можно объяснить отсутствием тормозов. Эпилептоидов часто называют бессердечными из-за непонимания этого типа людей. Карл Леонгард, как психиатр, часто встречал таких личностей и на этом опыте объясняет причины их злых деяний: «Хотя возбудимая личность, совершившая грубое насилие, часто характеризуется как бессердечная, бездушная, а причиной преступления считается жестокость, такая оценка основана на непонимании этих людей. Акты насилия у них вызываются не бездушием, а аффективным напряжением (стрессом). В спокойном состоянии эти люди отличаются привязчивостью, заботятся о своих детях, любят животных и нередко готовы оказать любую помощь. Эти добрые чувства социального порядка у них точно так же, как и дурные, не испытывают торможения. Однако социальный долг высшего порядка – для них, в общем, чуждое понятие. Они не осознают, что нельзя прогуливать уроки, что нельзя до безобразия напиваться, что пропустить хотя бы один день на работе разрешается только по весьма уважительной причине, что перед начальником работник обязан отчитываться».

    По мере взросления личности, самоконтроль усиливается, поэтому возбудимые личности становятся более сдержанными. И только при сильном напряжении самоконтроль пропадает.

    Методики диагностики личности

    Леонгард самыми надежными методами диагностики считал наблюдение и беседу. При личной беседе ученый должен изучать не вербальную информацию, идущую от пациента, а акцентуировать внимание на его мимике, изменениях в интонации голоса. Изучение поведения пациента на работе, в непринужденной домашней обстановке, в общении с другими людьми, согласно Леонгарду, дают исчерпывающую информацию об особенностях его личности.

    Однако не всегда есть возможность тщательного наблюдения за пациентами даже в условиях стационара. В этом случае на помощь придет работа с опросником Г. Шмишека.

    Текст опросника, ключ для обработки ответов, подробное описание отдельных шкал и сочетаний можно найти в книге Ю.В.Кортневой «Диагностика актуальной проблемы. Методика Леонгарда-Шмишека».

    По мере взросления человека и становления его личности, яркие акцентуированные черты сглаживаются. Приспосабливаясь к требованиям социальной среды, индивид учится контролировать свой природный темперамент. Как правило, типологию характера Леонгарда используют при работе с подростками, у которых характер еще окончательно не устоялся.

    Шесть типов темперамента по Леонгарду

    Ранее было рассмотрено четыре типа характера. Он (характер) определяет направленность интересов человека и форму реакции. Темперамент — это набор врождённых свойств человека, на его основе формируется и развивается характер, а так же от него (темперамента) зависит темп и глубина эмоциональных реакций. Карл Леонгард не усматривает четкого различия между двумя этими понятиями.

    Гипертимические (гипоманиакальные) личности

    При выраженной акцентуации, данный тип называется гипоманиакальным. Характеризуется приподнятым настроением и говорливостью. Скачка мыслей (постоянная смена мыслей) – это обычное явление для гипертимических личностей. Они всегда смотрят на жизнь оптимистически, жаждут деятельности, которая приводит их к успеху на работе или в творчестве. Благодаря отклонению от главной мысли (из-за скачек идей) у гипертимических личностей возникают множество ассоциаций, а это прямой путь к творческому мышлению.

    Гипертимические личности называют душой компании, они отличные собеседники и умеют говорить без конца.

    Если данный тип сильно выражен, то здесь могут таиться проблемы: легкомысленность, нарушение этических норм. Человек может за многое браться и не доводить дела до конца. А множество идей, возможно, приведет к прожектерству.

    Гипертимический темперамент, при слабых проявлениях, является нормой.

    Аффективно-лабильные (циклотимические) личности

    При выраженной акцентуации, данный тип называется циклотимическим. Лабильный – в контексте заметки: подвижный, неустойчивый. Этот темперамент объединяет два предыдущих. Аффективно-лабильным личностям свойственна смена состояний из одной крайности, в другую, т.е. с гипертимического на дистимическое положение и наоборот. Иногда такая смена настроений спонтанная, что стоит брать во внимание. Хорошее настроение может вызвать желание поболтать, а печальные события могут привести к подавленности и замедленности мышления.

    Циклотимические личности в веселом обществе могут быть в центре внимания и играть на публику, а в серьезном кругу людей, вероятно, замкнутся в себе.

    Карл Леонгард опровергает то, что наследственное совмещение гипертимического и дистимического темперамента дают в сумме аффективно-лабильную личность. При такой совместимости, вероятнее получение синтонного (созвучного, согласованного) темперамента, который характеризуется спокойствием и ровностью настроения. «Это наблюдение представляет интерес в первую очередь для тех, кто склонен усматривать в психопатиях (расстройство психической деятельности) нечто принципиально отрицательное. – Заканчивает свою мысль Карл Леонгард. – Между тем две психопатии, сложенные вместе, могут дать в результате норму».

    Аффективно-экзальтированные личности

    Название, при выраженной акцентуации, в своем труде Карл Леонгард точно не приводит. «Аффективно-экзальтированный темперамент, когда он по степени выраженности приближается к психопатии, – пишет доктор Леонгард, – можно было бы назвать темпераментом тревоги и счастья». Экзальтированность – это восторженность, воодушевленность, возбужденность.

    Аффективно-экзальтированные личности очень бурно реагируют на любые ситуации. Они легко переходят в восторженное состояние, от радостного события и в отчаяние от печальных ситуаций. Я сначала хотел написать, что данный тип слишком чувствительный, но не нашел, чтобы Карл Леонгард употребил данное определение в адрес аффективно-экзальтированных личностей. Это определение будет использоваться для описания эмотивных личностей, о которых будет идти речь дальше.

    Занятия, в которых необходимо раскрытие творческого потенциала, может захватить экзальтированную личность с головой. Жалость к людям, крайняя впечатлительность – этим тоже характеризуется данный темперамент. К экзальтированным личностям можно отнести паникеров.

    Карл Леонгард считает, что для написания стихов и прочей художественной деятельности, необходимо уметь придаваться высокому накалу эмоциональных переживаний. Не имея людей с аффективно-экзальтированным темпераментом, мы бы, возможно, остались без многих представителей творческих профессий.

    Характерные типовые реакции

    Для каждого типа акцентуаций характерен свой способ эмоционального реагирования. Было проведено исследование, которое позволило определить следующие закономерности:

    1. Гипертимный тип использует позитивную перефокусировку, позитивную переоценку, фокусирование на планировании.
    2. Застревающий тип склонен при неудачах обвинять других.
    3. Эмотивный тип прибегает к самообвинению и руминации.
    4. Тревожный тип выбирает руминацию, катастрофизацию, а также обвинение других.
    5. Циклоидный тип прибегает к руминации.
    6. Демонстративный тип выбирает позитивную перефокусировку.
    7. Дистимный тип выбирает руминацию и катастрофизацию.
    8. Остальные типы не имеют выраженных стереотипных способов переживания негативных ситуаций.

    Подробнее о способах эмоционального реагирования (типах поведения в негативной ситуации) я обязательно расскажу в другой статье.

    Тревожные или боязливые личности

    Такие личности не редко становятся «козлами отпущения». Они могут бояться темноты, собак, других детей и еще много чего. Повзрослевшую тревожную личность уже сложнее выделить из толпы, они становятся менее боязливые, но в споре их сущность быстро проявляется, они попросту неспособны отстоять свою точку зрения.

    Карл Леонгард приписывает им ананкастическую робость, т.е. попросту неуверенность в себе.

    Боязливые личности могут попытаться скрыть свою натуру при помощи грубого или вызывающего поведения. Но опять же, такой темперамент быстро проявится.

    Методика Шмишека

    Методика Ганса Шмишека предлагает прохождение опросника для определения типа акцентуаций. Испытуемому нужно ответить на 97 утверждений. Возможны только два варианта ответа: «Да» и «Нет» (относительно того, насколько утверждение верно в отношении испытуемого). Отвечать нужно быстро, без задержек, то есть первое, что придет в голову.

    Вопросы разделены по группам (типам акцентуаций), но в опроснике стоят в разброс. Оценивается результат согласно таблице (описано, какие вопросы какому типу соответствуют). Некоторые утверждения схожи, но это нужно для того, чтобы всесторонне осветить тип. Иногда человек сам не уверен в себе или боится проходить тест. Для этого в ключе отведена специальная шкала «Ложь». Если по ней выходит недопустимое значение (больше 5), значит испытуемый хотел скрыть истинное лицо либо сам запутался в собственном самовосприятии.

    Эмотивные личности

    Эмотивность – центральное понятие в этимологии, а это наука, изучающая эмоции. Эмотивные личности характеризуются чувствительностью и сильными реакциями в сфере эмоций. Здесь может быть путаница с экзальтированной личностью, эмоции которой развиваются намного быстрее. Проще говоря: эмотивные – впечатлительные, чувствительные, экзальтированные – бурные, возбужденные. Эмотивные личности напоминают циклотимичные, но у аффектно-лабильных реакция не так сильно связана с переживанием. Поэтому эмотивные люди не могут заразиться каким-либо настроением, как это способны циклотимические натуры.

    Эмотивные личности больше поддаются растроганности. Они мягкосердечны, слезливы.

    ЭМОТИВНЫЕ ЛИЧНОСТИ

    Эмотивность характеризуется чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Не грубые чувства волнуют этих людей, а те, что мы связываем с душой, с гуманностью и отзывчивостью. С подобными реакциями мы уже встречались, описывая аффективно-экзальтированный темперамент, явно родственный эмотивному. Но эмотивные личности не впадают в такие крайности в области эмоций, как аффективно-экзальтированные, эмоции их развиваются с меньшей быстротой. Аффективно-экзальтированных личностей можно охарактеризовать словами «бурный, порывистый, возбужденный», эмотивных — «чувствительный, впечатлительный». Обычно людей этого темперамента называют мягкосердечными. Они более жалостливы, чем другие, больше поддаются растроганности, испытывают особую радость от общения с природой, с произведениями искусства. Иногда их характеризуют как людей задушевных.

    Мягкосердечие, задушевность людей этого типа связаны с усиленным внешним проявлением их реакций. В беседе с эмотивными личностями сразу видно, как глубоко их захватывают чувства, о которых они говорят, поскольку все это отчетливо отражает мимика. Особенно характерна для них слезливость: они плачут, рассказывая о кинофильме с печальным концом, о грустной повести. Так же легко у них появляются слезы радости, растроганности. Эмотивным детям нередко нельзя читать сказки, так как при печальных поворотах сюжета они сразу же начинают плакать. Даже мужчины часто не могут удержаться от слез, в чем признаются с немалым смущением.

    Особая чувствительность натуры ведет к тому, что душевные потрясения оказывают на таких людей болезненно глубокое воздействие и вызывают реактивную депрессию. Иногда, когда душевный разлад достигает патологической степени, возможны попытки самоубийства. Однако при этом патология развивается несколько иным путем, чем при реактивных депрессиях у дистимических или циклотимических личностей, у которых то или иное переживание как бы «развертывает» заложенную в человеке от природы готовность к депрессии. Это может произойти и без особо тяжелых ударов судьбы; нередко такое состояние вызывается лишь случайным поводом, приводящим в действие некий механизм. У эмотивных же личностей тяжесть депрессии всегда соответствует тяжести события, переживания. У них отсутствует предрасположение к депрессивным реакциям. Они легко поддаются и радости, причем радость также захватывает их глубже, чем других людей.

    Здесь мы сталкиваемся с важным различием между эмотивным и циклотимическим реагированием. В обоих случаях наблюдается лабильность эмоционального уровня: нейтральное состояние с одинаковой легкостью может перейти и в радость, и в печаль. Однако в случае циклотимии реакция по характеру и по глубине непрочно связана с переживанием. Незначительный успех может привести такого человека в бурный восторг, а пустячная неудача — в глубокое депрессивное состояние. Как мы видели, пребывание в весело настроенном обществе может нередко вызвать первое, а пребывание с опечаленными, скучными людьми — второе состояние. На эмотивную личность воздействие оказывает только само переживание, вызывая абсолютно адекватную эмоциональную реакцию без преходящих настроений. Поэтому человек эмотивного склада не может «заразиться» весельем в веселом обществе, не может беспричинно сделаться ни смешливым, ни счастливым.

    Ниже описывается женщина, впавшая в реактивную депрессию после потери мужа.

    Гертруда Ю., 1916 г. рожд., уборщица. Уже в детстве была впечатлительной, часто плакала, никогда не могла отказать в просьбе другим детям. Как-то она подарила сверстнице любимую игрушку, в другой раз отдала нищему мальчику единственную конфетку. Сильно привязана к сестрам и братьям, безутешно рыдала, когда одна из младших сестричек умерла. Крепкая привязанность к семье сохранилась навсегда. Поступив работать домработницей, она с трудом переносила разлуку с близкими. Возвращаясь домой, всякий раз испытывала чувство глубокой радости. Видя плачущего ребенка, не может удержаться от слез. Частенько плачет и в кино. Когда по телевизору показывают сцены человеческих страданий, уходит из комнаты.

    Вышла замуж в 22 года, была исключительно привязана к мужу. Мучительно перенесла годы разлуки с мужем во время войны. Горячо любит своих двух детей, страстно привязана к внуку.

    В 1966 г. муж в возрасте 60 лет без всякой видимой причины покончил жизнь самоубийством. Незадолго до этого несколько раз говорил, что он «уже не работоспособен». Ю. была глубоко потрясена смертью мужа. Она не могла ни есть, ни спать, думала и сама о самоубийстве, но мысль о детях ее останавливала. Постоянно мучила себя упреками: видно, она недостаточно заботилась о муже, вот он и ушел от нее. Объективно Ю., напротив, была женой чрезвычайно заботливой. Незадолго до кончины муж как-то сказал, что другого такого честного и хорошего человека, как Ю., на свете нет.

    Когда Ю. поступила в клинику, со времени смерти мужа прошел почти год. Из-за бессонницы и отсутствия аппетита у нее развилась резкая астения, она похудела на 20 фунтов. Стоило ей напомнить о покойном муже, как она тотчас начинала плакать. Слезы лились и тогда, когда с ней говорили о других печальных событиях ее жизни. В клинике неврастеническое состояние больной удалось преодолеть, вместе с ним прошла и депрессия. Но острую боль потери Ю. все еще ощущала.

    Перед нами типичная эмотивная личность, которая любое жизненное событие воспринимает серьезнее, чем другие люди. Особенно легко она поддается чувству жалости, сострадания. Но и радостные чувства она переживает глубоко, особенно радости, связанные с детьми, их воспитанием, успехами. Исключительно предана семье — сначала семье родителей, затем своей. Смерть мужа стала для Ю. крахом всей жизни. Потерю усугубляло терзающее чувство вины: как же это она упустила, не заметила, ведь он страдал, а она так и не пришла на помощь. У нее появлялись даже мысли о самоубийстве. На этой почве началась острейшая неврастения. Именно поэтому так долго продолжалась у Ю. реактивная депрессия, которая обычно, даже у эмотивных личностей, проходит быстрее.

    К реактивной депрессии близки случаи, когда мягкосердечные личности под влиянием событий испытывают столь острую угнетенность, что теряют силу сопротивляться. Протест против нападок других людей или какие-либо действия наперекор судьбе для них невозможны из-за наличия депрессивного состояния.

    Привожу описание человека, который стал «мишенью» своих учеников.

    Хельмут К., 1911 г. рожд., уже ребенком был боязлив, поэтому дети часто его дразнили, но не били, так как он заранее избегал этого. Он искал Дружбы с детьми спокойными, любил одиночество, природу. В грубых шалостях других детей участия не принимал. Неприятностями делился с матерью. Уже будучи подростком, он нашел сверстников, которые, подобно ему, не хотели принимать участия в грубых выходках, любили совершать прогулки, беседовали о музыке, поэзии. Стал проявлять большой интерес к живописи, с увлечением занимался вопросами, связанными с искусством. В школе у них был строгий учитель, который бил детей, но его эти строгости миновали, особого страха он не испытывал. Однако он часто «плакал за компанию», когда били других детей, что вызывало гнев учителя.

    В дальнейшей своей жизни К. оставался таким же мягкосердечным. Часто грустные фильмы, повести вызывали у него слезы.

    Много лет К. работал картографом, считался хорошим работником. В 1948 г. сдал соответствующие экзамены и стал учителем по картографии в профшколе. В 1963 г. эта школа была ликвидирована, и он начал работать учителем в общеобразовательной школе. Вскоре выяснилось, что он не умеет наладить дисциплину в классе. Он не требовал, а больше просил у учеников послушания, умолял их вести себя подобающим образом, а класс отвечал на это еще большей распущенностью. Например, географическую карту ученики вывешивали вверх ногами, поворачивались к нему спиной; когда он начинал объяснять урок, многие ученики принимались читать вслух. Иногда К. терял терпение и, схватив ученика за шиворот, тряс его. Один мальчик при этом нарочно растянулся на полу и в дальнейшем постоянно это повторял под хохот всего класса. К. часто приходил в отчаяние, плакал перед учениками. Директор школы обвинил его в недисциплинированности класса (К. был классным руководителем). Некоторые родители хотели подать жалобу на К в суд за то, что он «трясет» детей. «А-а-а, вы уже снова на свободе!» — сказал ему однажды маленький мальчик, которому старший брат рассказывал, будто К. отбывает наказание в тюрьме за то, что повалил своего ученика на пол. Только сердобольные девочки иногда защищали учителя, спорили с классом, а учителю говорили, что он «не должен этого терпеть». Наконец, К. был направлен к врачу для выяснения, может ли он продолжать заниматься преподавательской деятельностью. Так К. попал к нам в клинику.

    Он рассказал, что совершенно растерян, не знает, что делать. Его требования к детям почему-то носят характер просьб, а на просьбы дети отвечают издевательством и грубостями. Дело дошло до того, что он плакал перед классом. Надо сказать, что его мягкая и чуть растерянная манера поведения бросилась нам в глаза и при обследовании. Он чуть не плакал, рассказывая нам о своих злоключениях. С другой стороны, К. с глубоким удовлетворением говорил о своей специальности чертежника. С глубоким чувством он рассказал нам и о некоторых других событиях и связанных с ними переживаниях. Мы подвергли его психотерапевтическому лечению и порекомендовали заниматься со взрослыми: учитель он, видимо, хороший, а во взрослой аудитории трудностей с дисциплиной не будет.

    Обследуемый К. еще в детстве отличался большой душевной мягкостью. Он всегда держался вдали от шаловливых и шумливых детей, любил природу, искусство; печальные события очень удручали его. Уже будучи взрослым, тоже нередко плакал. Чувствительность К. была результатом мягкосердечия. В школе он нередко проливал слезы, когда били его соучеников, но сам наказаний не боялся. Сначала его эмотивность не вела к каким-либо жизненным осложнениям, он охотно и успешно работал чертежником. Но когда он начал преподавать и стал не только обучать ребят профессиональным навыкам, но и воспитывать их, все изменилось. Ученики скоро поняли, в чем слабость учителя, и со свойственным детям бездушием стали издеваться над ним. Лишь сердобольные девочки пытались его защищать. Его беспомощность в школе была обусловлена тем, что возмутительное поведение детей подавляло его и он не мог занять энергичную позицию протеста. Бороться с гнусными выходками детей он был не в состоянии, лишь просил пощады, на что дерзкие мальчишки отвечали новой наглостью.

    Эмотивность у детей сопровождается боязливостью. При тщательном обследовании обнаруживается, что эта боязливость связана с общей повышенной чувствительностью ребенка. В этом плане ее и следует здесь рассматривать.

    Привожу пример эмотивного ребенка, описанного Линднер.

    Ханс-Иоахим Р. поступил к нам в клинику в 9 лет. Через длительное время после того, как Ханс начал аккуратно ходить на горшок, он вдруг вновь стал пачкать в штаны. Случилось это как раз к тому времени, когда его младший брат научился проситься на горшок.

    У Ханса прекрасные домашние условия. Он старший из четырех детей. Мать не работает, так как полностью посвятила себя детям и хозяйству. Отец серьезный и выдержанный человек, служит главным бухгалтером, много времени и внимания уделяет семье. Все дети развивались нормально. В общем семья вполне благополучная.

    Ханс родился на три недели раньше срока, аккуратность в отправлениях пришла с некоторым опозданием — в 4 года. Мальчик мечтателен, чувствителен к наказаниям, после них долгое время бывает подавленным, угнетенным. Трудно привыкает к новой обстановке, поэтому неохотно ходит с матерью в гости. Вообще незнакомых сторонится, контакты с ним устанавливаются туго. Любая разлука с членами семьи (отец уезжает с другими детьми в отпуск, мать уходит в родильный дом) проходит болезненно. Мать, например, уходя в роддом, хотела попрощаться с детьми, но Ханса нигде не было: он оказался у себя в постели и горько рыдал, хотя притворялся спящим. Для Ханса характерна скрытность в чувствах: так, перед отъездом отца он сидел за столом, якобы с интересом углубившись в «Жизнь животных» Брема; он не хотел не только проститься с отъезжающими, но даже посмотреть им вслед из окна, т. е. пытался игнорировать ситуацию, которая слишком глубоко его трогала.

    Во время пребывания Ханса в клинике мы узнали его как тихого, приветливого, очень послушного мальчика. Он охотно и старательно выполнял все поручения и предписания, но на самую незначительную критику реагировал крайне впечатлительно, нередко со слезами. Несмотря на застенчивость Ханса, у него установился хороший контакт с другими детьми. Ему было назначено специальное лечение по поводу энкопреза, и он охотно выполнял все предписания. При выписке из клиники все симптомы заболевания исчезли бесследно.

    В том, что ребенок испражнялся в штаны (в дневное время), мы усматриваем желание ребенка вернуть себе заботливость матери. Такой прием явился результатом скрытого «хода» Ханса: младший брат к этому времени как раз научился аккуратно испражняться, у матери «развязались руки», следовательно, она могла «проявить заботу» и о нем, Хансе.

    Боязливости у Ханса мы не наблюдали, однако по натуре он был крайне чувствителен, мягок. Подавленность после наказаний, тяжесть разлуки с близкими, стремление избегать людей малознакомых, слезливость — все это типичные реакции эмо-тивной личности. Стараясь подавить эти реакции, Ханс избегал ситуаций, которые могли бы их спровоцировать. Так как все грубое ему было противно, он рос славным, чутким и правдивым ребенком.

    У взрослых эмотивный темперамент, как мы видели, нередко является причиной болезненных депрессивных реакций на сильные переживания. У ребенка, чувства которого более преходящи, мы реже сталкиваемся с такими проявлениями: он может быть глубоко потрясен в данный момент каким-то событием, но оно быстро улетучивается из его памяти. Поэтому самоубийства в детском возрасте наблюдаются редко. Возможно, это связано и с предварительным продумыванием, которого требует самоубийство и для которого интеллект ребенка еще не созрел. Случаи самоубийства или попытки к самоубийству в детском возрасте происходят в виде импульсивных действий. Какое-либо тяжелое переживание вызывает глубокую депрессию, возможно, в связи с эмотивным темпераментом и ведет к непродуманной и неподготовленной попытке самоубийства, к счастью, в большинстве случаев неудачной. Попытки самоубийства в детском возрасте встречаются чаще всего в связи с острым и тяжелым страхом перед наказанием.

    Личностный уровень по Леонгарду

    Карл Леонгард имел свое представление об экстравертах и интровертах. Данные типы он отнес к личностному уровню.

    Экстравертом является человек восприимчивый к влиянию среды. Такие люди легко поддаются влиянию окружения. Имеют поверхностное суждение, редко анализируют.

    Интроверт – личность с характером, имеющая свои ценности, которая не боится сопротивляться среде. Живет не восприятиями, а представлениями, которые у него в голове. Интроверт более вдумчив, медлителен и нерешителен в поступках.

    Акцентуации личного уровня

    Дополнительно со свойствами темперамента и характера Леонгард выделил отдельную типологию личностного уровня. Всего он рассмотрел два типа – экстровертированную личность и интровертированную.

    • Экстраверт по Леонгарду – это личность, имеющая высокую степень адаптированности в окружающим мире. Это открытые люди, легко меняющие свое мнение и часто попадающие под чужое влияние. Они способны быстро и эффективно усваивать новую информацию и также легко знакомятся с новыми людьми.
    • Интроверт по Леонгарду – это противоположный экстраверту тип личности. Их взгляд устремлён в личный внутренний мир. Такие люди предпочитают опираться на личный опыт, рассуждать, философствовать и лишь за редким исключением – действовать. Такие люди часто проявляют консерватизм во всех жизненных сферах, ведут замкнутый и нелюдимый образ жизни и не позволяют кому-либо вмешаться в свою жизнь.

    Читать далее: Апперцепция

    Вывод

    В этой заметке мы рассмотрели типологию, которую выработал Карл Леонгард для описания характеров и темпераментов людей (чаще всего психически больных). Несмотря на то, что эта классификация применяется в психиатрии (вернее, применялась), знание этих типов может пригодиться любому, кто желает лучше понимать других и себя. Для более подробного ознакомления с понятием «акцентуированная личность» вы можете прочитать одноименный труд Карла Леонгарда, в котором он не только описал типы, то и представил их вероятные комбинации. Кстати, в этой книге представлен анализ 150 произведений, точнее персонажей этих произведений, с использованием этой типологии.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]