Почему у подростков болит голова и как избавиться от неприятных ощущений


Существует 6 типов головных болей:

  1. Мышечного напряжения
  2. Сосудистая
  3. Невралгическая
  4. Ликвородинамическая
  5. Функциональная или психалгия
  6. Смешанная

Перед вами интересная табличка, основанная на статистических данных амбулаторных обращений к детскому неврологу нашей клиники.

Обратите внимание на то, что жалобы на головные боли появляются у детей в предшкольном возрасте, с последующим увеличением.

Возраст/

Нозология

0-1 год 1-3 года 4-7 лет 8-10 лет 11-14 лет 15-17 лет
Головные боли неуточненные 7% 9% 16% 18%
Головные боли напряженного типа 3% 12% 18% 24%
Сосудистая головная боль 0.3% 0.8% 2% 10% 18%
Мигрень 1% 1% 1% 1%
Функциональная, в том числе

на фоне церебрастении

2% 4% 6% 9%

Головные боли напряженного типа

(психоэмоциональные или мышечные боли) возникают в случае несоответствия психоэмоциональной нагрузки ребенка с его возможностями (эмоционально-волевыми или когнитивными), что в свою очередь повышает тонус «эмоциональных» мышц, которые прикреплены к надкостнице черепа. Эта мышечная боль расценивается как головная. Теперь становится понятно, почему головная боль этого типа характерна для возраста, в котором начинается подготовка к школе, и увеличивается по экспоненте к сдаче ЕГЭ.

Сосудистая головная боль

это боль в ответ на растяжение или воспаление сосудистой стенки. Причин может быть множество, от аномалий сосудов, до банальной сосудистой дистонии. Мигрень также относится к типу сосудистой головной боли, имеет характерные клинические проявления, а её причиной является асептическое воспаление сосудистой стенки.

Невралгическая головная боль

возникает при давлении на ствол нерва, его веточку или узел, а вслед за компрессией возникает ишемия и болезненность. Причиной этого может служить посттравматический или воспалительный отек по ходу нерва, а так же любое объёмное образование. Невралгическая головная боль может быть и центрального генеза, в результате нарушения функции ноцицептивной и антиноцицептивной системы головного мозга.

В возникновении ликвородинамической головной боли

основную роль играет повышение внутричерепного давления. Внутричерепное давление может повышаться при появлении дополнительных образований, как жидкостных, так и плотных, в полости черепа, что в свою очередь сдавливает и/или смещает мозговые оболочки, сосуды и нервы, давая болевой синдром. Это может быть опухоль, воспаление мозговых оболочек головного мозга (менингит). Так же внутричерепная гипертензия может возникнуть в результате появления какого-либо новообразования, препятствующего оттоку ликвора из полости черепа.

Функциональная головная боль

чаще всего имеет психогенный механизм.

Смешанная форма, имеет смешанное происхождение.

Мы с вами проанализировали шесть типов головной боли, которые, в свою очередь, имеют различные причины возникновения.

Чтобы разобраться, что именно вызывает головную боль у вашего ребенка, необходимо обратиться к детскому неврологу, который после неврологического осмотра примет решение, нужна ли вам консультация смежного специалиста и, возможно, назначит дополнительные методы обследования.

В детском корпусе клиники

вы сможете получить консультации опытных специалистов, а также провести все необходимые обследования для выявления причин головной боли у ребенка.

Информацию для Вас подготовила:

Разина Елена Евгеньевна – врач детский невролог, эпилептолог, врач функциональной диагностики, ведущий специалист клиники. Ведет прием в Детском корпусе на Усачева.

Комментарии

Сайт (1) Facebook (0) Одноклассники (0)

1

10.03.2020, 02:34

Последние пять лет у меня начались приступы мигрени. Первый раз все было так, что я подумала, будто инсульт начался. Но вот мыслить могла, потому отмела эту идею. А вообще-то все началось с побаливания в висках, что бывало и раньше. Потом боль разгоралась, перешла только в одну сторону, начало стучать в одном виске, потом боль стала очень сильной и разливалась по всей щеке. А потом уже стала неметь шея, рука, и как будто вся половина туловища. Тогда я и подумала, что это инсульт. Девочки на работе вызвали скорую, увезли меня в неврологию, полностью обследовали. Больше недели лежала там. Но ничего не нашли серьезного, как сказала врач. Это был приступ мигрени. Выписали разные препараты и объяснили, когда их надо принимать. Приступы стали повторяться раз в полтора-два месяца, и были очень похожи. Когда я пыталась справится теми таблетками, что мне в стационаре посоветовали, результат был нулевой. Приступ проходил на следующий день, хоть лечи, хоть нет. И еще после приступа и таблеток день ходила, как зомби. Озадачилась поиском клиники, где на самом деле помогут. Нашла в Киеве клинику хрономедицины « Резонанс». Обещали, что помогут в течение года. Полечилась четыре месяца, уже стало намного лучше. А через полгода или семь месяцев приступы вообще прекратились. Вот прошло уже более двух лет, я о мигрени больше не разу не вспомнила

— Igornej

Комментариев пока не было

Комментариев пока не было

Уважаемые пациенты!

Головная боль — это рефлекторный механизм, выполняющий защитную, охранительную функцию, состоящий из структур головного мозга воспринимающих болевые раздражители и структур, анализирующих эти раздражения.

Что головная боль у детей — весьма распространенное явление и прочно занимает среди болезненных состояний второе место после болей в животе. Они сказываются на настроении детей, поведении, работоспособности, учебе и дальнейшей профессиональной ориентации. Жалобы на головные боли у детей появляются в возрасте 4-5 лет, именно к этому возрасту, ребенок обучается дифференцированно воспринимать, локализовать и правильно описывать свои болевые ощущения. Однако это не означает что дети более младшего возраста не испытывают головных болей. В возрасте до 3-х лет о болях можно косвенно судить по поведению ребенка (повышенная возбудимость, беспричинный плач, нарушение сна, гипереактивность и так далее).

Отмечено 2 пика увеличения частоты головной боли после 3-х лет жизни у детей:

1. У детей в 7 лет (он связан со стрессом первого класса);

2. Подростковый в 13-15 лет (период полового созревания).

Своевременная диагностика и лечение эпизодической головной боли в раннем детском возрасте предупреждает её перерастание в хроническую форму у подростков и взрослых.

В нашей стране эпизодические головные боли являются одной из наиболее частых жалоб среди школьников и подростков. Среди детей 3-5 лет распространенность головных болей составляет около 3%, детей 6 лет уже 15%, а среди школьников до 72% и связывают их с увеличением психических нагрузок. Причём 90% всех видов головной боли составляет головная боль напряжения (ГБН) — собирательное понятие.

Этиология и провоцирующие факторы . Из этиологических причин можно выделить две:

1.Органические (черепно-мозговые травмы и травмы позвоночника, менингиты, эпилепсии, онкологические заболевания, офтальмологическая или лор-патология).

2. Функциональные (родовая травма шейного отдела позвоночника, вегето-сосудистые дистонии и т.д.).

К провоцирующим факторам относят:

1.психосоциальные (уроки в душном помещении, физическое и умственное перенапряжение, взаимоотношения в семье и школе, длительные спортивные перегрузки без смены направленности, длительный просмотр телевизора).

2.длительное напряжение мышц при антифизиологических позах (неудобный рабочий стол; парта, не соответствующая росту; неудобная поза во время сна).

3. метеорологические условия (перемена погоды, сильный ветер).

4. избыточный или длительный прием анальгетиков (болезненные менструации у девочек).

5.не корригированные нарушения зрения (миопия и т.д.).

6.погрешности в организации режима дня (отсутствует или недостаточно продолжителен и спокоен дневной сон, вынужденное голодание).

Клиника головной боли напряжения, т.к. она наиболее часто встречается и включает в себя наиболее частые причины и механизмы возникновения (мышечный, сосудистый и патология позвоночника). В зависимости от ведущего механизма будут преобладать те, или иные жалобы.

Головная боль напряжения чаще носит диффузный характер. Характер боли ноющий, давящий, сжимающий, чаще она возникает во второй половине дня. Провоцируется переутомлением в школе, стрессами и метеорологическими факторами. Боль продолжается от одного до нескольких часов, часто проходит самостоятельно при смене рода деятельности, после отдыха, короткого сна. Иногда, приступы ГБ сопровождаются потемнением в глазах или однократной рвотой. ГБН чаще локализуется в лобной и лобно-височных, реже в теменных областях (место боли дети показывают ладошкой). Большинство детей с ГБН имеют различные проявления патологии вегетативной нервной системы: потеющие ладошки, приступы сердцебиения, колющие боли в области сердца, боли в животе. Особенности ГБН при патологии позвоночника. Ребенок жалуется на простреливающие головные боли в шейно – затылочной области. Она усиливается при неловких быстрых движениях головы и шеи, кашле и чихании. Больные стараются держать голову в фиксированном положении. Эффекта от применения болеутоляющих средств нет, зато хороший результат дают физиопроцедуры и массажа воротниковой зоны.

Особенности мышечной ГБН

1. Дети жалуются на сдавливающую, ломящую головную боль в течение всего дня.

2.Возникает у детей при длительном эмоциональном напряжении, реже после физической нагрузки.

3. Зависти от положения головы и шеи во время уроков (у детей школьного возраста), иногда усиливается после сна и длительного фиксированного положения головы.

4.Головная боль мышечного напряжения характеризуется постоянством и монотонностью, имеет локализацию в лобно-височной или затылочно-шейной областях. Она обусловлена длительным напряжением мышц мягких покровов головы и спазмом сосудов.

5. Упорные головные боли в связи с мышечным напряжением возникают также после травмы головы и сочетаются с повышенной раздражитель-ностью, утомляемостью.

Особенности ГБН связанной со спазмом позвоночной артерии.

Боли в шейно-затылочной области могут быть обусловлены давлением позвонков или мышц на позвоночную артерию. Боли имеют различную характеристику – от стреляющей до пульсирующей. Нередко боль иррадиирует в половину головы, сопровождается головокружением, шумом в ушах, “простыми” зрительными нарушениями, обморочными состояниями и т.д. Наиболее тяжелой формой дисциркуляторных расстройств может быть острое нарушение мозгового кровообращения – прединсультные состояния.

Особенности ГБН связанной с вегето — сосудистой дистонией (ВСД)

В ряде случаев вегетативные расстройства носят преимущественно симпатическую или парасимпатическую направленность. При преобладании симпатических реакций отмечается бледность и сухость кожи, расширение зрачков, иногда «выпученные» глаза.

Конечности холодные, температура тела неустойчива. Снижена переносимость жары, духоты, шума, яркого света, кофе. Могут возникать мышечная дрожь, сердцебиение, запоры. Масса тела нередко снижена при хорошем аппетите. Нарушен сон. Физическая активность повышена, работоспособность лучше в вечернее время. Способность к запоминанию и сосредоточению понижена.

Для преобладания парасимпатических реакций характерны чувство прилива жара и покраснение кожи; повышенная влажность ладоней и стоп, плохая переносимость холода. Могут наблюдаться головокружение, чувство “неполноты вдоха”, тошнота, периодические боли в верхней части живота, повышенное газообразование, понос. Дети склонны к прибавке массы тела (нередко при сниженном аппетите), апатичны, малоинициативны, боязливы. Повышена сонливость, замедлен переход к активному бодрствованию по утрам. Иногда возникают обморочные состояния, часто наблюдаются у детей аллергические реакции, У детей снижена переносимость умственных и физических нагрузок, на фоне которых и возникает приступ.

Диагностика:

1 .УЗИ сосудов шеи и головы (дуплексография) – определяется спазм артерии питающей головной мозг. Этот спазм обусловлен патологией позвоночных артерий (аномалия развития, воздействие на артерию позвонками или мышцами).

2.Рентгенография шейного отдела позвоночника – определяется нестабильность шейного отдела позвоночника и/или признаки остеохондроза.

3.Ядерно-магнитно-резонансная томография – проводится при подозрении на грыжу позвоночного диска (крайне редко в детской практике) или при отсутствии патологии в заключении УЗИ и рентгенографии.

4.При необходимости проводится обследование глазного дна и остроты зрения.

Лечение и профилактика . Лечение ГБН.

1.Лечение эпизодических ГБН – подразумевает профилактические меры: режим дня, полноценный сон, удобные условия работы. Нефармакологические методы лечения — массаж головы и воротниковой зоны, лечебную физкультуру, иглорефлексотерапию, мануальную терапию, сероводородные или морские ванны, физиопроцедуры, психотерапию (с целью повышение социальной адаптации). При головных болях можно посоветовать однократный прием анальгетиков — парацетамол и др.

2.Лечение хронических ГБН — элеутерококк, лимонник (добавлять по утрам в чай). Вообще, чай с лимоном — одно из средств поднятия тонуса жизни ребенка. Полезна в данном случае и аскорбиновая кислота, а также успокаивающие средства (валериана, пустырник, пион). Хронические ГБН помимо стандартного комплекса процедур при эпизодических головных болей практически обязательно предполагает назначение сосудистых препаратов и очень часто – анти-депрессантов. Курс лечения длится не менее 3-4 мес.

Для профилактики требуются разумное чередование труда и отдыха школьника, выбор дополнительных занятий и увлечений, не занимающих времени, отведенного для отдыха. Появление головных болей в подобных случаях говорит о состоянии утомления нервной системы. При этом нет никакой необходимости прибегать к приему болеутоляющих средств, а напротив, весь комплекс лечебных мероприятий должен носить общеукрепляющий характер. Здесь можно использовать занятия лечебной физкультурой на открытом воздухе, водные процедуры (подробнее в статье «О пользе сероводородных ванн»), которые следует начинать с утренних обтираний; массаж и физиопроцедуры, разнообразное витаминизированное питание;

в зимнее время рекомендуется дополнительный прием поливитаминов по 1—2 драже в день.

По статистическим исследованиям частота головных болей у детей (в частности болей напряжения) неуклонно возрастает.

И это понятно, современные психосоциальные условия предъявляют всё более высокие требования к нервной системе детей. Отработанных и применяемых методик чередования смены психических и физических нагрузок в школах в настоящее время нет. Поэтому появление у ребёнка жалоб на головные боли должны иметь соответствующие действия со стороны родителей. В этом случае ребёнок должен быть осмотрен врачом-невропатологом, реабилитологом. При необходимости нужно дообследоваться: окулистом и отоларингологом.

В настоящий момент имеется много схем, техник, методик лечения головной боли.

Степень их эффективности разная. Одни из них целиком медикаментозные, другие полностью отрицают медикаментозную терапию и предлагают решить проблему с помощью альтернативных (остеопатических и физиофункциональных) методов.

Применяются для профилактики разные методы: (физиотерапевтические, рефлексотерапевтические, мануальные, остеопатические, лекарственные) техник и методик лечения очень много.

Нужно вовремя обратиться к врачу и поставить вашему ребенку точный диагноз.

Здоровый ребенок это ваше – спокойствие, радость в семье.

Тошнит – почему? Возможные причины тошноты

Заболевания, при которых наблюдается тошнота, могут относиться к патологиям пищеварительной, нервной, эндокринной, сердечнососудистой и репродуктивной систем. Наиболее часто тошнота является симптомом заболеваний желудочно-кишечного тракта –как хронических (например, гастрита, язвенной болезни, дуоденита, энтероколита, желчнокаменной болезни, панкреатита, гепатита и др.), так и острых (перитонита, аппендицита, острого панкреатита, острого холецистита и др.), требующих немедленного медицинского вмешательства.

Также тошнота может быть вызвана такими причинами, как:

  • беременность (утренняя тошнота часто наблюдается в течение первого триместра. Она обусловлена гормональными изменениями, происходящими в организме будущей матери);
  • побочное действие медицинских препаратов;
  • токсические вещества (отравление);
  • психогенные причины (тревога, сильный испуг, истерика);
  • перегревание (гипертермия), солнечный удар.

Тошнота по ночам

Ещё одна из распространённых жалоб – на тошноту по ночам. Спящий человек долго находится в одном и том же положении, нормальная деятельность систем организма ослаблена. Это приводит к тому, что ощущение дискомфорта накапливается, и, при наличии патологических причин, проснувшись, можно ощутить сильный приступ тошноты.

Такие приступы тошноты (по утрам или ночью) могут наблюдаться при беременности и быть следствием токсикоза. Ещё одной причиной может быть гипотиреоз – заболевание щитовидной железы. Сердечнососудистые заболевания (артериальная гипертония, вегетососудистая дистония) могут также вызывать тошноту утром или по ночам. Частая причина – заболевания желудочно-кишечного тракта (прежде всего, гастриты и холецистит). В этом случае тошнота обычно сопровождается изжогой, болью и жжением в животе.

Принципы лечения

В подавляющем большинстве случаев следует нормализовать режим питания и дня, прежде чем назначать ребёнку лекарственные препараты. Детей нужно приучать к прогулкам на свежем воздухе, к активному образу жизни и, безусловно, к своевременному отходу ко сну. Эмоционально-лабильным детям может помочь мягкое вмешательство психотерапевта, который подберёт для них оптимальный способ работы над собой и обучит несложным приёмам релаксации. Иногда целесообразно назначение физиотерапевтических процедур, особенно после травм головы или приступов мигрени. Как правило, это транскраниальная микрополяризация или аппарат Герасимова. Если у ребёнка диагностирована ВСД, ему могут помочь методы иглорефлексотерапии и массажа.

Нравится материал?

Не забудьте подписаться на наш Яндекс.Дзен!
Комментарии к статье 0

Головная боль у детей и нарушения сна

Человек не может жить без отдыха. Особенно негативно отсутствие полноценного сна сказывается на ребенке, у которого при малейшем недосыпании снижаются интеллектуальные и физические способности, ухудшается успеваемость в школе. При хронической бессоннице у детей могут возникать и другие проблемы, например, частые инфекционные заболевания, депрессивные расстройства.

Головная боль у детей может становиться причиной нарушений сна, и прежде всего бессонницы. Назначение снотворных в таких ситуациях никак не решит проблему, а может даже усугубить состояние. К тому же, детям многие снотворные попросту противопоказаны, особенно это касается тех, кто еще не достиг 12-летнего возраста.

На базе Клиники реабилитации в Хамовниках работает Центр медицины сна, где проводится диагностика и лечение бессонницы. Если вы предполагаете, что причина плохого сна вашего ребенка кроется в головной боли, вы можете обратиться с ним в сомнологическое отделение. Ребенку назначат все необходимые обследования, дадут рекомендации по лечению, а при необходимости направят в профильное учреждение, занимающееся исключительно детскими проблемами. Записывайтесь на консультацию по телефону: +7.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]