Акалькулия – нейропсихический синдром, для которого характерна утрата способности к арифметическим операциям и восприятию чисел. Развивается при поражении доминантного полушария: у правшей левого полушария, у левшей –правого.
Акалькулия является приобретенным заболеванием, и возникает на фоне поражения участков мозга или нейропсихических заболеваний. Возникает на фоне нарушений работы височной, теменной и затылочной области коры головного мозга, которое в свою очередь возникает по причине травм, нейроинфекций, новообразований и т.д.
Также часто акалькулия развивается на фоне основного неврологического или психического заболевания. Так, акалькулия часто сочетается со следующими болезнями: оптическая агнозия, алексия, дислексия, акустико-мнестическая афазия, дефицит внимания, сенсорная афазия, амнезия, деменция, инсульт.
Причины нарушения
Акалькулия возникает по причине поражения теменных, затылочных, височных и префронтальных отделов коры головного мозга. Причины подобного поражения головного мозга могут быть различными:
- значительное количество неврологических нарушений в перинатальный период
- наследственный фактор;
- органические поражения головного мозга;
- нейроинфекции;
- новообразования в головном мозге;
- различные интоксикации;
- дисметаболические отклонения;
- поражение головного мозга инфекционными заболеваниями;
- негативная социальная среда;
- цереброваскулярные болезни;
- черепно-мозговые травмы.
Классификация
Акалькулия, как термин, была открыта в 1919 году Ф. Хеншеном. Исследовательская деятельность о нарушении синтеза и анализа вычислительных операций позволила выделить два вида патологии – первичную и вторичную.
- Первичная акалькулия является результатом нарушений в височной, затылочной и теменной участках коры. Ключевой особенностью является нарушение синтеза и анализа представлений пространственного характера. Пациенту проблематично проводить вычислительные процессы и различать числа. В подавляющем большинстве случаев больной не понимает различия между такими понятиями, как спереди и сзади, вниз и вверх, право и лево.
- Вторичная акалькулия является результатом существующих синдромов нейропсихологического характера.
Разновидности и формы заболевания
Развитие акалькулии происходит при нарушениях различных когнитивных систем. В зависимости от того, какая познавательная функция поражена, выделяют такие виды заболевания:
- Вербальная – отклонения в словесном обозначении понятий математики. Пациент может успешно выполнять математические операции, но не может вербально обозначить название чисел, символов, не в состоянии обозначить количество предметов.
- Апраксическая – человек не возможность исчислять предметы. Пациент не может совершить счет предметов, и выделить их количественные характеристики.
- Дислектиксическая – отсутствие способности прочесть математические символы, выразить количественные термины.
- Графическая – неспособность записывать математические символы и знаки, а также корректно изображать геометрические фигуры.
- Операциональная – утрата способности к выполнению математических операций.
Также случаи акалькулии могут быть подразделены по признаку первичности и вторичности.
Первичная (специфическая) – вызвана поражениями участков коры головного мозга, выделяют следующие ее виды:
- Лобная – вызвана нарушениями функционирования лобной доли головного мозга, которая отвечает за контроль, регуляцию всех психических функций человека. Способность к счету нарушается вследствие отклонений в организации сознательной деятельности.
- Теменная (теменно-затылочная) – возникает при поражении теменно-затылочных участков головного мозга. У пациента нарушено понятие «числа», понимание сути счетных операций, восприятие пространственных координат.
Вторичная (неспецифическая) – возникает по причине нейропсихического заболевания, выделяют такие виды:
- Оптическая – возникает при патологиях долей головного мозга, отвечающих за зрительный анализатор. При оптической акалькулии нарушено зрительное восприятие чисел и математических знаков. Пациент не способен различить похожие арифметические символы, распознать римские цифры.
- Сенсорная – развивается при поражении участков головного мозга, участвующих в акустическом восприятии речи. Проявляется в затруднениях при устном счете и проведении счетных операций на слух.
- Акустико-мнемоническая – также связана с акустическим восприятием речи. Отличие состоит в том, что у пациента нарушена слухоречевая память и снижен объем слухового восприятия.
Отличие от дискалькулии
Акалькулия и дискалькулия являются сходными понятиями, однако между ними есть различие. Оно заключается в том, что дискалькулия – следствие врожденных нарушений развития головного мозга и при ней математические знания полностью не усваиваются. Акалькулия же является приобретенным состоянием, и возникает по причине неврологических травм и нарушений, приобретенных в процессе жизни.
Акалькулия у детей
Рассматриваемая дисфункция является приобретенным недугом, проявляющимся в сбое при произведении арифметических действий.
Причины акалькулии у детей заключаются в поражении мозговых структур. Способность считать являет собой фундаментальный навык, отсутствие которого значительно осложняет существование, препятствует получению образования и овладению профессией. Главенствующее место в формировании счетных процессов принадлежит теменно-затылочным зонам и теменным сегментам коры.
Причины акалькулии обусловлены поражением перечисленных мозговых участков, вследствие чего возникают сбои в пространственном ориентировании и понимании пространственных отношений.
Лурия определил, что большинство малышей, страдающих описываемым дефектом, владеют порядковым счетом, соотнесением количества предметов, могут пересчитывать, но понять принцип разрядности, оперировать обобщенными множествами они не могут. Кардинальными симптомами данной патологии являются: распад понимания числа, расстройство в уразумении разрядной структуры числа, понимании значения знаков. Умение считать являет собой интеграцию нескольких познавательных навыков. Индивид, страдающий акалькулией, испытывает большие сложности в четырех сферах.
Синдром акалькулии и его проявления обусловлены местом локализации аномального очага. Так, при повреждении затылочно-теменных сегментов либо при наличии двухстороннего поражения, можно предполагать первичную акалькулию. При повреждении затылочного сегмента, исчезает визуальный образ цифры, она перестает для больного являться символом, отражающим определенное количество. Индивид распознает цифры, они смешиваются в восприятии. Это особенно относится к цифрам схожим по начертанию. При повреждении височных зон наблюдаются сбои в устном счете, префронтальных сегментов – расстраивается целенаправленная деятельность, больной не может планировать счетные действия и контролировать их выполнение.
Иногда рассматриваемая дисфункция полностью способностей к вычислительным операциям не лишает малыша. Отдельные маленькие пациенты сберегают навыки сложения, однако вычитание для них становится невыполнимой задачей. Описываемому недугу часто может сопутствовать сенсорная афазия. Степень нарушения произведения арифметических операций варьируется от абсолютной неспособности вычислять до возникновения ошибок в счетных действиях и при манипуляциях с цифрами.
Симптоматика нарушения
Симптомы акалькулии варьируются в зависимости от формы заболевания.
При первичной форме нарушения у пациента наблюдаются такие симптомы:
- затруднения в понимании разницы между внешне похожими числами (например, 147 и 174);
- неспособность к восприятию категории числовых разрядов;
- трудности при выполнении простых арифметических действий;
- нарушение понимания понятия «число»;
- отсутствие способности к сравнению числительных значений;
- нарушено восприятие пространственных координат;
- трудности в оценке чисел имеющих цифру «ноль» в своем составе;
- затруднения при вычитании, при этом сложение выполняется относительно легко.
Вторичная форма акалькулии проявляется такими симптомами:
- отсутствует визуальное восприятие чисел, и незнание их названий;
- нарушено восприятие чисел и математических операций на слух;
- проблемы с пониманием математических операций, их планированием и контролем над выполнением.
Осмотр и диагностика
Выявить заболевание может врач дефектолог, психолог, психиатр, специалист в нейропсихологии.
Расстройство счета редко выступает единственным когнитивным нарушением, и зачастую сопровождается другими патологиями. Акалькулия может быть не выявлена при первичном обследовании и диагностике, по причине более интенсивных проявлений других нарушений.
Диагноз может быть поставлен после проведения арифметических тестов и их анализа. Чрезмерно низкие результаты свидетельствуют о патологии. Также необходимо использование таких диагностических мероприятий как тесты на выявление патологий речи, письма, чтения, ориентации в пространстве, праксиса.
Патогенез
Счет – это сложнейшая функция ВНД человека. Центр счета имеет очень тесную связь со многими другими зонами коры. Только совместное участие этих зон позволяет совершать арифметические операции. При нарушения функционировании одной из зон и возникают проблемы со счетом.
Вследствие заболевания, травм или врожденных пороков, нейроны претерпевают дистрофические изменения, а иногда и вовсе погибают. Акалькулия развивается тогда, когда в патологический процесс вовлекаются участки мозга, ответственные за функции счета. Чаще всего, акалькулия является не единственным нарушением у больного, так как первопричины ее появления затрагивают и другие участки мозга.
Лечение и коррекция
При терапии акалькулии основные лечебные мероприятия должны быть направлены на устранение причин возникновения заболевания.
Выбор программы коррекции зависит от формы болезни, и, соответственно, причин ее возникновения. Комплексная терапия осуществляется такими специалистами: клинический психолог, дефектолог, психиатр, специалист нейропсихологии.
Первичное нарушение
При первичной форме акалькулии основная задача состоит в восстановлении у пациента восприятия чисел, их разрядов. Применяются специальные методики, основным принципом которых является работа с визуальной памятью пациента.
Применяются карточки с изображением чисел, предметов и их количества. Предпочтительно использовать яркие и разнообразные цвета, так как это способствует лучшему восприятию и запоминанию. При работе с детьми желательно использовать игровые формы.
Работа с числами заключается в необходимости разложить любое из них на вариации. Вспомогательным инструментом могут быть палочки. К примеру, больному называют число 7 и дают задание разбить его на возможные составляющие.
Пациент выполняет эту задачу, раскладывая палочки в таких комбинациях: 3+4, 2+5, 1+6. Все действия записывают в дневник терапии. При прогрессировании результата добавляют устное комментирование математических действий – все операции сопровождаются проговариванием. Это способствует развитию способности производить счет в уме.
При нарушении восприятия названий чисел и их разрядов, работа специалистов заключается в проговаривании чисел от 1 до 100 вместе с пациентом, и параллельными пояснениями касательно единиц, десятков. Одним из упражнений является записывание чисел цифрами под их буквенными обозначениями. Например, рядом со словами двести сорок один записать 241.
После 3 занятий к наглядным и образным материалам следует присоединять устные формы работы, озвучивание арифметических действий.
Терапия вторичной формы
Лечение вторичной формы акалькулии выбирается в зависимости от области поражения коры головного мозга:
- При поражении затылочной части коры лечение направлено на восстановление правильного написания чисел, и их зрительного восприятия. На это направлены такие методы: упражнения с двигательным образом числа, предметный счет, различные манипуляции с задачами и числами, озвучивание чисел, при одновременном представлении их в уме. Наилучшие результаты достигаются при удовлетворительном уровне развития зрительной памяти, способностей к воображению, слухового восприятия.
- При поражении височных участков коры головного мозга у пациентов нарушается слуховое восприятие чисел. При данном нарушении нет необходимости в специализированной терапии.
- При нарушениях в префронтальных отделах коры терапевтические меры направлены на обучение пониманию чисел, простых арифметических действий, постепенно переходя к более сложным операциям.
Профилактика заболевания
Чтобы преодолеть акалькулию, нейропсихолог и логопед проводят трудоемкую и длительную работу с пациентом. Лечащий врач должен сотрудничать не только непосредственно с пациентом, но и с его близкими. Чем раньше начать подобное лечение, тем лучше будет прогноз восстановления, который определяется размером пораженной области. Кроме того, существенная роль отведена возрасту пациента, степени речевого расстройства. Известно, что пациенты молодого возраста демонстрируют лучшую динамику. Кроме того, если заболевание возникло в младшем возрасте, то в последующем может наблюдаться и грубое нарушение речевого развития, так как акалькулия часто сочетается с афазией.
Профилактические меры в первую очередь заключаются в том, чтобы предупреждать мозговые травмы, не допускать сосудистых катастроф. Если имеются опухолевые новообразования, они должны быть немедленно выявлены. Акалькулия поддается лечению, если своевременно заняться решением данной проблемы, не откладывая на потом посещение специалиста.
Последствия и ограничения
Акалькулия способна вызывать различные осложнения. К таким негативным последствиям относят аграмматизм (затруднения при составлении и восприятии предложений), парафазии (замена звуков, неверное употребление звуков), речевой эмбол (навязчивое повторение слова или словосочетания).
К последствиям акалькулии также относят снижение социальной адаптации индивида из-за сочетания заболевания с другими когнитивными нарушениями. Вследствие этого происходит снижение качества жизни пациента.
При развитии заболевания у детей это вызывает проблемы в обучении, социальной адаптации в школе, ухудшает навык коммуникации и может негативно сказаться на дальнейшем когнитивном развитии ребенка. У детей может развиваться низкая самооценка и депрессия.