Понятие асоциальности в том значении, в котором мы все его знаем, сформировалось относительно недавно. Асоциальной личностью в двадцатом веке начали называть тех, поведение и жизнеустройство кого не соответствовало общепринятым нормам этики и морали. Асоциальные элементы это:
- личности без определенного места жительства,
- попрошайки,
- зависимые от алкоголя и наркотиков,
- люди с отличным от социального поведением вследствие проблем со здоровьем психического характера.
Исторически же слово «асоциальность» («а» из древнегреческого – частица, означающая отрицание) означало то же самое, но не было сугубо отрицательным. Им называли монахов и во многих религиях такой образ жизни был положительной чертой, так как подразумевал отдаленность от общества для более близкого служения богу. Сейчас же в обществе понятие приняло сугубо негативную окраску.
Причины асоциального поведения с примерами
Асоциальная личность не становится таковой просто так, этому предшествует ряд разных причин.
Социальные причины. | Медицинские причины. | Педагогические причины. |
Родители или партнер проявляли асоциальность, пытались самоутвердиться или добиться своего за счет человека. | Отклонения в психосоматической сфере (болезни, вызванные негативным эмоциональным состоянием). | Родители и другие родственники предъявляли ребенку завышенные требования, которые не соответствовали его возрасту. |
Человек находился в ситуации социального или материального неравенства. | Инфантильное поведение. | Малыш рос в атмосфере чрезмерной любви, ни в чем не знал отказа. |
Причиной асоциального поведения стали субкультуры, религиозные секты, другие общественные организации. | Развитие в детском возрасте синдрома гиперактивности и дефицита внимания. | У ребенка не было положительного примера для подражания и поддержки. |
Проживание в неблагополучной семье. | Нарушение внутриутробного развития ребенка, наличие инфекций. | Ребенка часто наказывали, делали это несправедливо и незаслуженно, применяли физическую силу. |
Тяжелый опыт физического, сексуального или эмоционального насилия. | Диагностированное шизотипическое расстройство личности, шизофрения. | Родители игнорировали потребности ребенка. |
Буллинг (издевательства, злые насмешки, травля). | Травмы или случай инфицирования головного мозга. | О малыше заботились недостаточно или, наоборот, чрезмерно опекали. |
Нарушение общения с ровесниками, одноклассниками. | В семье не сформировалось атмосферы любви, доверия, тепла. | |
Наличие зависимостей с дальнейшим формированием девиантного (отклоняющегося) поведения. | У ребенка не было эстетического воспитания, взрослые не прививали чувство прекрасного. |
Пандемия — как причина асоциальности, смотрите в видео ниже.
Проявления асоциальности в разном возрасте
Появление асоциальных черт личности может наблюдаться в разном возрасте.
Дети
Детей с асоциальными наклонностями в коллективе заметно сразу. Они практически не интересуются воспитательными мероприятиями, играми, кружками, заданиями. Такие дети проявляют агрессивные и садистские наклонности, могут быть уличены в краже игрушек, сладостей. Также они демонстрируют еще ряд поведенческих черт:
- Неумение находить со сверстниками общий язык.
- Склонность к конфликтному поведению.
- Повышенная истеричность, нередки случаи грубости.
- Жестокое обращение с животными и другими людьми.
Когда асоциальные дети становятся учениками школы, то их ставят на особый учет как тех, кто плохо поддается воспитанию.
Подростки
Если асоциальное поведение в детском возрасте не подвергалось коррекции, то высока вероятность, что оно останется с ребенком на всю его оставшуюся жизнь.
В подростковом возрасте асоциальное поведение углубляется, становится определяющим. Для асоциальных подростков характерно:
- Часто попадают в дурные компании, тяготятся заботой своих родителей.
- Асоциальный образ жизни воспринимают как нечто романтическое.
- Причисляют себя к молодежным субкультурам и заводят себе соответствующих друзей.
- Совершают показательно грубые, некрасивые поступки, испытывают гордость по этому поводу.
- Доказывать окружающим, что асоциальным поведением демонстрируют свою исключительность.
- Отказываются выполнять домашние задания, другие учебные поручения.
- Не признают авторитета учителей, родителей, других взрослых.
- Вступают в беспорядочные половые связи.
- Уходят из дома, занимаются бродяжничеством.
Взрослые
Во взрослом возрасте детские и подростковые асоциальные привычки лишь укореняются. Они могут усугубиться на фоне вредных привычек. Для взрослого асоциального поведения характерно:
- Отсутствие стабильного заработка денег.
- Неуважение к окружающим людям.
- Отсутствие постоянного места жительства.
- Совершение аморальных поступков.
Нередко асоциальными людьми считают так называемых непризнанных гениев, которые выделяются из толпы своими провокационными взглядами, идеями, творениями.
Последствия
Довольно сложно себе представить, чтобы сразу несколько тысяч добропорядочных граждан внезапно начали вести асоциальный образ жизни. Тем не менее можно предположить, какие это будет иметь последствия. Какие-то из них будут ощутимы только в далекой перспективе, а некоторые будут заметны почти сразу. Стоит перечислить хотя бы несколько.
- Снижение общего уровня здоровья, усиление эпидемиологической опасности. Помимо того, что табак, алкоголь и наркотики влияют на человеческий организм разрушительным образом, некоторые люди, вероятно, перестанут тщательно относиться к личной гигиене, что отразится на размножении и распространении опасных бактерий. Беспорядочные половые связи способствуют заражению заболеваниями, передающимися половым путем, а также повышают опасность незапланированной беременности. Такая ситуация часто приводит либо к аборту, либо к отказу от ребенка сразу после рождения.
- Появление на улице большего количества бездомных и безработных усилит криминогенность. Значительно повысится уровень преступлений, в том числе и крайне опасных, таких как убийства и изнасилования.
- В результате снижения числа добропорядочных законопослушных граждан снизится поступление налогов, возрастет доля теневой экономики, что рано или поздно подорвет основы государства.
Как общаться с такими людьми
Асоциальный образ жизни многие не одобряют, но это не означает, что с такими людьми стоит обращаться грубо или неуважительно. Такое поведение вызовет лишь ответную волну агрессии. Вести себя стоит:
- Не вступать в открытые споры, конфликты, выяснение отношений. Лучше обойти острые углы.
- Стараться вести себя тактично и вежливо, тем самым предоставляя положительный пример для подражания.
- Если человек желает измениться или просит помощи, то стоит посоветовать ему обратиться к психологу, ведь проблему асоциальности можно корректировать, даже будучи взрослым.
- Тяжелее всего, когда асоциальный человек – это близкий родственник. Если не получается наладить с ним контакт, то разумнее всего будет свести общение к минимуму.
Может ли такое поведение быть положительным
Людей с асоциальным типом личности в современном обществе не поощряют. Однако, в некоторых религиях и религиозных традициях такое поведение может считаться положительным.
Асоциальность – это приближенность человека к богу, к которой он стремится, отказываясь от обычной земной жизни. Таких людей принято называть блаженными, юродивыми.
Асоциальность поощряется в христианстве, католицизме, буддизме. Именно в контексте приближенности к богу. Эти религии учат помогать другим людям, а не отворачиваться от общества.
А как вы думаете, может ли асоциальность сослужить человеку хорошую службу? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Пример асоциальности у гениальных людей в видео. Почему они одиноки?
Всегда ли это плохо?
Если говорить о классическом научном понимании этого термина, асоциальность не является пороком. Более того, в некоторых условиях это даже благо. Достаточно вспомнить о монахах и отшельниках, добровольно отказывающихся от активного взаимодействия с остальной частью общества. В некоторых религиях асоциальный образ жизни свидетельствует о духовном просветлении человека, уходе от мирского, в результате чего он приобретает совершенно иное мироощущение, а иногда и некий дар. Нечто подобное практикуется и сегодня в некоторых течениях христианства, буддизме и т. д. Но подобный пример — это, скорее, исключение и не имеет ничего общего с тем, что значит асоциальный образ жизни вне каких-либо религиозных практик.
Профилактика асоциального поведения
Чтобы не допустить у ребенка развития асоциального поведения, нужно заниматься профилактикой. Психологи разработали ряд рекомендаций.
Рекомендация. | Как осуществлять. |
Хвалить тогда, когда это уместно. | Беспричинная похвала приводит к развитию эгоизма, вседозволенности и трудностям взаимодействия с коллективом. Хвалить ребенка нужно тогда, когда он действительно это заслужил (помог, сделал доброе дело, справился с чем-то самостоятельно). |
Выстраивать доверительное общение. | У ребенка должна формироваться установка, что родители всегда ему помогут и никогда не осудят. Чтобы формировалось доверие, возникающие проблемы стоит решать в спокойной обстановке. |
Исправлять негативные черты поведения. | Если родители заметили у ребенка неправильное поведение, то не нужно кричать на него, наказывать или бездействовать. Лучше спокойно объяснить, почему такое поведение недопустимо, привести несколько примеров. |
Подавать личный пример. | Важно поддерживать в доме доброжелательную атмосферу, заботу и взаимное уважение, иначе ребенку негде будет этому научиться. |
Почаще проводить время вместе. | Дети очень ценят время, которое можно провести вместе с семьей. Это помогает им расти общительными, контактными, дружелюбными. Стоит почаще устраивать семейные вечера, выбираться за город, придумывать совместные развлечения (чтение по ролям, настольные игры, домашние мастер-классы и соревнования, ассоциативные игры). |
Психика человека формируется именно в социуме, кругом коммуникации, от младенчества до глубокой старости. От общества нельзя отворачиваться, развитие если не останавливается, то сильно замедляется.
Как избавиться от асоциальности – практика
Развить собственную коммуникабельность и социальность можно, начать стоит прямо сейчас. Нужно ежедневно выполнять упражнения, а свои чувства, эмоции или даже опасения записывать в дневник. Это нужно для регулярности, повышения мотивации и отслеживания собственного успеха.
- Поработать над своей самооценкой. Часто асоциальные люди не уверены в себе, поэтому избегают общения.
- Упражнение «Поделись улыбкою своей». Асоциальные люди редко улыбаются, шутят, ведут себя расслабленно. Не стоит бояться делать этого. Если улыбаться людям и вызывать у них ответную улыбку, то и отношения с ними будут складываться лучше.
- Упражнение «Комплимент». Настроить человека на положительный поможет комплимент. Важно, чтобы комплимент подчеркивал достижения человека. Это помогает создать хорошее настроение как сказавшему добрые слова, так и получившему.
- Методика «Проявление интереса». В обществе принято интересоваться другими, искренне сопереживать им. Начать разговор может простой вопрос: «Как ты сегодня добрался до работы?» или «Как себя чувствует твой кот? Ему уже лучше?». Желательно, чтобы интерес к делам другого человека был искренним.
- Отказаться от негативного мышления. Например, не стоит отчаиваться и винить себя за то, что не получилось найти много друзей. Лучше думать о том, что все еще впереди, и ситуацию можно исправить.
- Упражнение «Дайте три». С негативными установками можно побороться необычным способом, к каждой негативной установке придумывать три положительных. Например, «Меня никто не любит, я совершенно никудышный человек». В противовес ей подойдут: «У меня есть хорошие черты и качества», «Скоро у меня будет много друзей» и «Я произвожу хорошее впечатление».
В дневнике напишите на каком уровне вы находитесь сейчас и что вы хотите исправить. Затем напишите план действий, какие упражнения и действия вы будете делать. Поделитесь в комментариях своими планами и успехами. Это поможет вам закрепить материал и замотивирует других участников.
Не всегда с асоциальностью получается работать самостоятельно. Если в жизни человека были серьезные травмирующие события (домашнее насилие, проживание в неблагополучной семье, потеря близкого человека), то за помощью стоит обратиться к психологу.
Спасибо за прочтение статьи. Поделитесь в комментариях, что вы думаете об асоциальных личностях? Часто ли замечали за собой или близкими такие черты?
Делайте репосты статьи, она непременно станет для кого-то полезной и поможет справиться с асоциальностью, полюбить людей и жизнь.
Меры по противодействию
Дети — это будущее мира, в первую очередь, потому, что при правильном воспитании одного-двух поколений можно добиться значительных сдвигов в обществе в какую-либо сторону. Привив неправильные ценности, можно позднее столкнуться с очень неприятным результатом. Именно поэтому так важны эффективные меры профилактики асоциального образа жизни среди молодежи, особенно когда речь идет о так называемых неблагополучных семьях. Антиреклама алкоголя, табака, наркотиков, беспорядочного образа жизни, беседы с психологами, центры помощи, горячие линии доверия, предложение доступной альтернативы в виде занятий спортом. Кроме того, иногда необходимо извлекать детей из этой среды, то есть разлучать их с семьей, чтобы привить им иные ценности, отвечающие общепринятой морали. В менее запущенных случаях достаточно патронажа, регулярных проверок. Впрочем, подобные меры не слишком популярны и могут вызывать неприятие. Также подобная власть может служить почвой для злоупотреблений. Но иногда это просто необходимо.