Лабильность нервной системы и её влияние на поведение и здоровье человека

Эмоциональная лабильность – это неустойчивость настроения. Она возникает после , потрясений, переживаний и других значимых событий. Для этого явления характерны определенные симптомы, признаки и методы лечения.

Эмоциональная лабильность человека является патологией, которую важно отслеживать и лечить. Запущенная стадия может провоцировать формирование более серьезных заболеваний.

Само слово «лабильность» означает подвижность и нестабильность. Проще говоря, эмоции конкретного человека изменчивы, мечутся из крайности в крайность, раздражая не только нервную систему, но и . В физиологии термин используется для обозначения подвижности клеток и тканей, их реакции на раздражитель.

В психиатрии и психологии эмоциональная лабильность – это свойство психики отвечать неадекватно выраженным аффектом на внешнее событие. Например, личность со здоровой психикой спокойно отнесется к разлитому кофе, а «нездоровая» личность может сильно разозлиться.

Повышенная эмоциональная лабильность свидетельствует о центральном проявлении болезни расстройства личности, а также является симптомом сосудистых болезней мозга и эндокринных заболеваний. Специалисты отмечают, что наиболее подвержены данному явлению пожилые люди и дети.

Синдром эмоциональной лабильности у детей связан с познанием мира. Малыши до 5 лет активно изучают все вокруг: от песка под ногами до содержимого мягкой мебели. Их реакция может быть неадекватно яркой на неожиданные результаты «исследований». Например, мягкий и пушистый кот вдруг укусил или выпустил когти. Для взрослого человека такая ситуация будет обычной, ребенок же испугается и станет кричать. В данном случае повышенная лабильность не свидетельствует о патологиях и расстройствах.

Для взрослых людей со здоровой психикой повышенная эмоциональная лабильность не характерна. Ее признаки говорит о нарушениях в организме. Чаще всего причиной патологии становится стресс.

Неадекватное выражение эмоций характерно для множества людей. Повышенная эмоциональная лабильность, проявляющаяся регулярно, требует вмешательства специалиста и коррекции. К сожалению, люди часто игнорируют такие проблемы и предпочитают называть заболевание особенной .

Неустойчивая эмоциональность может вспыхивать внезапно, выражаться в неадекватном отношении к определенным событиям и так же внезапно исчезать. Такое влияние на нервную систему оказывает кратковременный стресс. При этом похожие случаи не сигнализируют о серьезных проблемах с психическим здоровьем.

Расстройство выраженности эмоций формируется из-за следующих причин:

  • продолжительный стресс;
  • ситуация, травмирующая психику;
  • эндокринный дисбаланс;
  • сосудистые и неврологические заболевания;
  • психические расстройства.

Продолжительный стресс – наиболее часто встречающаяся причина повышенной эмоциональной лабильности. В критических условиях организм испытывает трудности с адекватной оценкой ситуации, в результате чего и возникает нетерпимость к определенным событиям.

Ситуация, травмирующая психику, способна выбить из привычного уклада жизни любого человека. Это может быть смерть близкого, резкая смена места жительства, неудача в личной жизни. Любое событие, важное для конкретной личности.

Эндокринный дисбаланс, психические расстройства, сосудистые и неврологические заболевания – это проблемы в организме, требующие лечения. Ярко выраженная эмоциональная лабильность свидетельствует о том, что пора обратиться к врачу и проверить здоровье.

Понятие о том, что такое эмоциональная лабильность у взрослых, состоит из определения и симптомов. Своевременное выявление признаков заболевания позволит решить проблемы на ранней стадии развития и избежать больших трудностей в будущем.

Эмоциональная лабильность: что это такое у взрослых? Патология сопровождается симптомами, по которым можно определить наличие проблем. Само определение термина говорит о том, что в симптоматике выражена эмоциональная нестабильность. Это проявляется в неадекватной реакции на привычные события.

Чаще всего люди с синдромом чувствительно реагируют на трогательные фильмы и , душевные разговоры, маленьких детей и животных. Они часто плачут, при этом сами не могут объяснить, по какой причине. Да, котята и щенки – это мило, но не до слез.

Агрессия и аутоагрессия также имеют место быть. В большинстве случаев они вспыхивают резко и так же резко утихают. Данный симптом считается защитной реакцией, когда люди пытаются скрыть свои проблемы. Ненавязчивый вопрос о самочувствии или настроении может привести к неадекватному крику и попыткам уйти от ответа.

Частая смена настроения – яркий симптом. Человек может увлеченно играть в игру в течение 20 минут, а через минуту решить, что все это – ерунда и бесполезная трата времени. Может заинтересованно изучать репертуар кинотеатра и планировать посещение сеанса, а позже бросить это дело и расплакаться.

Следующий симптом выражается в увлечении делом. Например, постоянный и быстрая потеря интереса свидетельствуют об эмоциональной лабильности. Погружение в изучение истории Древнего Китая, быстрая смена этого хобби на вышивание крестиком, а после на футбол – все это симптомы патологии.

Выделим основную симптоматику синдрома эмоциональной лабильности:

  • частая смена настроения;
  • неумеренное увлечение;
  • агрессия;
  • аутоагрессия;
  • повышенная плаксивость.

Все эти симптомы характерны для каждой личности в разные периоды жизни. Если вы их заметили, не нужно сразу бить тревогу. Задуматься о помощи стоит тогда, когда они выражены достаточно ярко и повторяются регулярно.

Патология в виде эмоциональной лабильности бывает двух типов:

  • пограничный;
  • импульсивный.

Пограничный тип выражается в , фрустрации, безразличии. Человек, подверженный данному типу лабильности, выражает эмоции слабо и неактивно. Может наблюдаться повышенная тревожность и рассеянность.

Импульсивный тип – антипод пограничному. Для людей, страдающих этой разновидностью патологии, характерно негативное настроение, озлобленность, пристрастие к . Аутоагрессия может выливаться в суицидальные наклонности, поэтому таким людям важно своевременно обращаться к специалистам за помощью в решении проблем.

Любой тип эмоциональной лабильности разрушителен для нервной системы и психического здоровья, что сказывается на всех сферах жизни личности.

Неадекватное проявление эмоций свойственно людям разных возрастных категорий. Если у взрослых – это патология, требующая коррекции, то применительно ли то же к детям?

В первую очередь нужно сказать, что человек подвергается стрессам в любом возрасте. Взрослый может контролировать свое эмоциональное состояние, детям же это дается труднее.

На становление психики и эмоционального состояния ребенка влияют взрослые. Сверстники тоже имеют значение, однако родители и другие близкие люди более важны. Дети подвергаются стрессу в равной степени от чрезмерной опеки и полного безразличия со стороны родителей. Важно уловить баланс, который позволит маленькому человеку вырасти в здоровую личность.

Вне зависимости от воспитания ребенок устраивает истерики с криками и валянием на полу в самых неподходящих местах. В первый раз он проверяет, как поведут себя взрослые. Если же такая ситуация повторяется регулярно – момент упущен. Маленький манипулятор может заиграться и настолько войти в роль, что регулярные истерики приведут к постоянному напряжению нервной системы, которое выливается в эмоциональную лабильность.

Эмоциональная лабильность: что это у детей – отсутствие воспитания, патология или характерность? Регулярное проявление симптомов сигнализирует о проблеме, а разовая «акция» – обычная проверка степени дозволенного.

Что касается подростков, вопрос остается открытым. В период полового созревания и отчуждения от родителей дети испытывают немало стресса из-за изменений в теле и во внешности. В связи с этим многие из них сталкиваются с проблемами в , в выборе хобби, в стратегии поведения. Здесь действует тот же алгоритм: регулярное и яркое проявление симптомов – крик о помощи, редкие проявления – просто период взросления.

Неважно, кто страдает от эмоциональной лабильности – ребенок, взрослый, мужчина, женщина, пожилой человек. Любому может понадобиться помощь, поэтому важно применять методы коррекции и обращаться к специалистам за лечением.

Эмоциональная лабильность и ее лечение – важный аспект в формировании личности детей. Взрослым тоже требуется коррекция, поскольку патология не исчезает сама по себе. Перед началом работы с нервной системой необходимо установить причину симптомов.

Если это регулярный стресс, придется отыскать его первопричину и постараться ее устранить. Если это заболевание коры головного мозга, эндокринной или нервной системы, терапия с психиатром станет лишь малой частью программы лечения. В любом случае стоит пройти обследование организма и обратиться к .

Врачи назначают взрослым специальные препараты, способные контролировать эмоциональное состояние и подавлять вспышки гнева, агрессии, экспрессивности. Лечение детского синдрома происходит иначе. Большинство лекарственных средств предназначено только для взрослых пациентов, однако с ребенком используют другие методы работы.

В большей степени на коррекцию эмоциональной лабильности у ребенка влияют родители. Взрослые должны объяснять, , справляться с неудачами и преодолевать трудности. Именно воспитание способно с раннего детства привить ребенку , спокойствие и адекватность.

Профилактика эмоциональной лабильности реализуется на протяжении всей жизни. Условно разделить ее можно на 4 важных этапа:

  • ребенок;
  • подросток;
  • взрослый;
  • пожилой.

Для каждого жизненного этапа характерны свои особенности. Истерики и неустойчивое эмоциональное состояние ребенка корректируется терпением и личным примером родителей и других взрослых людей. Дети – это зеркальное отражение родителей, поэтому следить нужно прежде всего за собой.

Подростки – это особая категория, поскольку развитию в этот период свойственно бунтарство. Бывают и исключения, но редкие. С подростками, подверженными эмоциональным перепадам, важно разговаривать как со взрослыми и стараться их понять. Крики, угрозы и наказания не приведут к положительным результатам. И снова – личный пример. Когда подросток видит, что родитель спокоен, доверяет своему ребенку и адекватно воспринимает информацию, то и сам он становится таким же.

Взрослый человек должен самостоятельно себя контролировать и отслеживать всплески эмоций. Игнорирование проблемы не способствует ее решению, а только усугубляет ситуацию. Здесь важно прислушиваться к мнению близких людей. Если они замечают эмоциональную нестабильность, перемены настроения и другие симптомы, значит, наблюдать за собой все-таки нужно. Другими словами, для взрослого человека профилактика эмоциональной лабильности заключается по большей части в самоконтроле.

Пожилые люди чаще подвержены психическим заболеваниям, например, старческому слабоумию. Профилактика для этой категории людей должна стать продолжением работы над собой. Отслеживание эмоционального состояния позволит избежать серьезных проблем в будущем, поэтому нужно избегать стрессовых ситуаций и беречь нервную систему.

Жизнь человека наполнена стрессовыми ситуациями, проблемами и трудностями. Преодоление этих трудностей предстоит каждому, однако не все могут адекватно их воспринимать. Если с детства личность привыкает к тому, что все проблемы решают родители, во взрослой жизни ей будет достаточно трудно самостоятельно с ними справляться.

Синдром эмоциональной лабильности знаком большинству людей. Если научиться контролировать эмоции, адекватно оценивать трудности, соизмерять амбиции и возможности – жить становится гораздо легче.

Эмоциональная лабильность – это глубокая сфера познания в психологии. Специалисты постоянно проводят исследования, изучают симптоматику и методы коррекции, разрабатывают лечение. Явление затрагивает как физическое состояние человека, так и его психическое здоровье.

Профилактика эмоциональной лабильности по большей части заключается в рефлексии и самоконтроле. Важно помнить, что главный союзник человека – он сам.

С уважением, Отдел психологического сопровождения и профориентационной работы ПГУ

Общежитие №7 каб.77, 81

Раб. тел.: 053379567

Что такое лабильность

В общем смысле слова лабильность — это подвижность, неустойчивость, изменчивость, мобильность. Термин был введён в 1886 году Введенским Н. Е. (русский физиолог, ученик Сеченова). Он отражает многие характеристики нервной системы:

  • скорость возникновения возбуждающего импульса;
  • скорость, с которой он достигает своей цели;
  • скорость возникновения обратной реакции — тормозного импульса;
  • частота раздражения ткани в ответ на нервный импульс;
  • время, за которое ткань восстанавливается после каждого цикла возбуждения.

Многие разграничивают данное понятие в разных сферах. Например, в психологии лабильность психики — это прежде всего неустойчивость настроения, эмоциональная гипервозбудимость, слишком резкая и порой неадекватная реакция на происходящее. В физиологии это расстройство вегетативной нервной системы, когда вызов извне провоцирует сбой в работе организма.

На самом деле многие учёные говорят, что понятие лабильности должно равноценно рассматриваться и в психологии, и в физиологии, так как отражает пограничное между ними состояние. Чтобы это наглядно продемонстрировать, приведём пример.

Ситуация. Человек неожиданно для себя узнаёт, что его уволили с хорошо оплачиваемой, любимой работы, которой он отдал много лет жизни.

Реакция человека, у которого с нервной системой всё в норме: расстроится, попытается выяснить причины, сделает выводы на будущее и пойдёт искать новую работу. Даже если его уволили несправедливо и в душе затаится обида, он не станет выяснять отношений и устраивать скандалы. Даже если это холерик, он может сказать что-то резкое, обозначить своё мнение, но не более. Объяснение: процессы возбуждения и торможения уравновешены.

Реакция человека с повышенной лабильностью: в зависимости от акцентуации характера начнёт либо истерически рыдать с заламыванием рук, либо устроит скандал. При этом у таких людей всегда будут наблюдаться симптомы расстройства со стороны вегетативной системы: испарина на лбу, скачок давления, тахикардия, тремор рук. Будет видно невооружённым глазом, что он не в состоянии себя контролировать. Несмотря на то, что приступ быстро проходит, последствием зачастую становится затяжная депрессия. Объяснение: скорость возбуждения слишком высокая, а вот процесс торможения за ним не успевает.

Реакция человека с низкой лабильностью: заберёт документы и спокойно уйдёт, не выясняя отношений. Причём это не будет показная демонстрация, ему на самом деле будет всё равно. Объяснение: скорость возбуждающего импульса крайне мала, чтобы последовал какой-то ответ на вызов извне.

В таких пограничных случаях говорят, что у второго человека — лабильная нервная система (моментально реагирующая на всё с низкой скоростью тормозящих импульсов), а у третьего — ригидная (не отвечающая на стимулы или не сопротивляющаяся им).

Основные фазы развития заикания

В своем развитии заикание проходит 4 основных стадии или фазы.

Начальный этап формируется в самые ранние годы

Человек пока еще не осознает сути проблемы, потому не считает, что с ним что-то не так. Симптоматика пока еще скудная, но уже заметна любому наблюдателю. Проблемы списываются на ранний возраст. Но стратегия «авось само пройдет» не работает. Время движется, а самоустранения нарушения так и не наблюдается. Попытки надавить на молодого пациента приводят к еще худшему результату: заикание усугубляется.

2-я фаза формируется спустя несколько лет

Количество речевых ситуаций, которые сложны или нежелательны для человека, увеличивается. Пациент стремится заменять трудные для произнесения конструкции на что-то аналогичное по смыслу. Если словарный запас для возраста достаточен, все в порядке. Удается временно достичь компенсации патологического процесса. В зависимости от этиологии логоневроза, удается справиться с проблемой или же она продолжает прогрессировать. В некоторых случаях ребенок не понимает, что с ним что-то не так, хотя и осознает, что его речь отличается от речи других. Стойкой невротизации пока еще не наблюдается.

3-я фаза развивается в ранний подростковый период

В некоторых случаях — и того раньше. К 9-10 годам. Тут возможны два варианта движения патологического процесса. Одни пациенты так и не испытывают какой-либо неловкости в общении. Стремятся к достаточной коммуникации несмотря на стойкое закрепление аномального состояния. Другие же стесняются своей проблемы, потому стремятся по-возможности отказаться от речевых контактов. Судорожный синдром становится автоматическим. Справиться с ним уже довольно трудно. Особенно, если терапия не проводилась ранее. Предложения о лечении в первом случае пациент воспринимает со скепсисом. Во втором — не стремится к терапии, поскольку боится осмеяния со стороны врача.

4-я фаза, она же конечная

Развивается далеко не всегда. В основном, до нее «добираются те пациенты, которые стесняются своей проблемы. Формируется настоящая личностная проблема. Больной боится говорить. Всеми силами избегает речевых ситуаций. Особенно непривычных для него. Складывается стойкая боязнь говорить. Это серьезно осложняет социальную жизнь пациента. Приводит к изоляции, отказу от общества, взаимодействия с социумом кроме самых элементарных действий: сходить в магазин и прочее. Тут нужна помощь уже не только логопеда-дефектолога, но и психотерапевта. Проблема становится особенно острой в поздний подростковый период и ближе к взрослому возрасту.

Общее правило одно — лечение должно начинаться как можно раньше. Так с патологическим процессом легче справиться. Можно искоренить заикание полностью. Не стоит тянуть с коррекцией.

Виды

В зависимости от скорости процессов возбуждения:

  • низкая лабильность — характерна для ригидной нервной системы, когда реакция на внешний вызов минимальна;
  • высокая лабильность — моментальный ответ на него, причём сдерживающие факторы (импульс торможения, уровень воспитания, тип характера) не срабатывают.

В зависимости от проявлений:

  • импульсивная — ярко выраженная и на психологическом, и на физиологическом уровне;
  • умеренная (пограничная) — в зависимости от ситуации может проявляться достаточно сдержанно.

По степени запущенности:

  • лёгкая — наблюдаются незначительные, но заметные отклонения в поведении;
  • средней тяжести — диагностируются психические, и вегетативные проявления;
  • тяжёлая — развитие различных осложнений.

В зависимости от сферы проявления:

  • эмоциональная — это психическая лабильность, которая характеризуется прежде всего неустойчивостью настроения и слишком яркими реакциями на происходящее;
  • вегетативная — это физиологическая лабильность, при которой на первый план выходит сбой в работе различных систем организма.

Эти два типа отклонения редко существуют в чистом виде: чаще всего их симптоматика переплетается между собой и приводит к диагнозу, который зарегистрирован в МКБ-10. Органическое эмоционально лабильное астеническое расстройство (сокращённо — просто лабильное расстройство) лечится психиатрами, психотерапевтами и неврологами.

Отдельные типы лабильности

Тип 1. Интеллектуальная

Выделяют также интеллектуальную лабильность, которая отличается тем, что является положительной характеристикой нервной системы. Здесь высокая скорость процессов возбуждения играет человеку на руку: он моментально реагирует на поставленную перед ним задачу, быстро и безошибочно решает её и тут же переключается на другое задание. Такая многофункциональность, по мнению специалистов, в современном мире с его бешеным ритмом намного востребованнее и полезнее, чем уровень IQ.

Пример. Человек с высокой интеллектуальной лабильностью едет утром в метро. Со стороны может показаться, что он ничем особенным не занят. На самом деле он:

  • следит за движением электропоезда, чтобы не пропустить свою остановку, и оценивает окружение (когда нужно встать и уступить место);
  • слушает музыку;
  • в мыслях планирует свой день: что он будет делать на работе в первую очередь, а какие дела могут подождать;
  • пролистывает ленты в соцсетях, чтобы быть в курсе последних событий;
  • общается сразу с несколькими людьми в разных мессенджерах.

И всё это одновременно!

По теме: Тесты для определения интеллектуальной лабильности

Тип 2. Социальная

Недостаточно описанный тип, по поводу которого в психологии нет устоявшегося и однозначного мнения. Некоторые считают, что это следствие эмоциональной неустойчивости, а значит, несёт на себе его отпечатки. То есть социально лабильный человек не может выстраивать крепкие и длительные отношения (ни семейные, ни дружеские), так как вытерпеть его перепады настроения могут не все.

Однако другая группа психологов считает, что социальную лабильность нужно рассматривать совершенно в ином ключе — положительном. Человек, обладающий ею, может с лёгкостью заводить знакомства. И если в личном плане это не является достоинством, то в нетворкинге это просто бесценное качество.

Основные причины патологического процесса

Стоит конкретизировать механизмы. Причины важно знать, чтобы с одной стороны разработать грамотную стратегию профилактики. А с другой — помочь справиться с уже существующим заболеванием.

  • Принадлежность к мужскому полу

Как показывает статистика, мальчики более склонны к развитию патологического процесса в сравнении с девочками. По всей видимости, это связано с более поздним становлением речедвигательных функций. Девочки ввиду раннего развития, несут меньшие риски. Хотя вероятность патологического процесса все равно есть. Соотношение, по разным оценкам, составляет 3:1 в пользу представителей мужского пола. Есть некоторые разночтения в этих цифрах: кто-то указывает на большие показатели, пропорции.

  • Лабильность нервной системы

Или, если говорить проще, повышенная подвижность центральной нервной системы. Высшая деятельность характеризуется неустойчивостью. Объективно, лабильная нервная система проявляется резкими переменами настроения. Это заметно чуть ли не с пеленок. Сейчас ребенок улыбается, а уже через секунду — плачет и капризничает. В какой-то мере все дети склонны к такому поведению. Потому определить тип нервной системы до достижения 3-5 лет довольно трудно. Диагностика может быть осложнена.

  • Психотравмы

Психотравмирующие ситуации повышают вероятность патологического состояния в несколько раз. Сюда можно отнести все, что угодно: отсутствие матери в жизненно-важный период, наказание, насилие и прочие факторы. Подобные причины развития заикания не корректируются вообще. Остается бороться с последствием. Согласно медицинской практике, удается это с переменным успехом. Нужен хороший, квалифицированный логопед-дефектолог.

  • Леворукость

Левши мало отличаются от прочих людей. Но на фундаментальном уровне, смена «ролей» структур головного мозга приводит к выраженной дисгармонии во взаимодействии полушарий. Результатом становится недостаточно равномерное перераспределение нервного импульса. Человек, страдающий заиканием, не обязательно левша. Но левша чуть ли не в 30-40% случаев — человек с заиканием. Хотя возможны и латентные, «спящие» формы расстройства, которые ждут своего часа.

  • Позднее начало речи

В первые несколько лет жизни формируются правильные паттерны распределения нагрузки на головной мозг, стимуляции речевого аппарата. Постепенно, движения и артикуляционные позиции становятся автоматизмами, человек принимает их без участия сознания и волевого усилия. Патологический процесс начинается, если в первые три года жизни ребенок не освоил базовые речевые навыки. Чем дальше — тем выше вероятность аномального состояния. И тем труднее будет коррекция в будущем.

  • Раннее развитие навыков говорения

Речь идет о развитии неправильных артикуляционных позиций. Дети, которые начинают говорить раньше сверстников (то есть, примерно к полутора-двум годам) не имеют достаточного опыта говорения. Зато очень любят рассказывать, общаться с родителями. Поспешность как раз и приводит к патологическому процессу.

  • Отягощенный анамнез

О нем уже было сказано ранее. Генетическая предрасположенность, неблагоприятная наследственность. Вероятность развития патологического процесса изначально выше, чем у прочих людей. Нивелировать все риски можно только в том случае, если будет предпринято достаточно мер для профилактики расстройства.

  • Изоляция

В этом случае речь идет о варианте психической травмы. Молодой пациент должен иметь достаточное количество социальных контактов. Родителями дело ограничиваться не может. Нужно общение со сверстниками. Это позволяет развить социальные навыки, обеспечить достаточный речевой опыт. Еще хуже дело обстоит, если и сами родители, взрослые родственники не хотят слушать ребенка, заняты своими делами. С одной стороны, возникает сильная стрессовая ситуация. С другой — не хватает практики говорения, чтобы отработать артикуляционные навыки, натренировать речевой аппарат.

  • Строгость в воспитании

Провоцирует повышенное возбуждение центральной нервной системы. Избыточно строгие, авторитарные родители (особенно токсичная мать), которые давят на свои детей, провоцируют психологические травмы. Находясь в постоянном напряжении, центральная нервная система молодого пациента не справляется с такой непосильной нагрузкой. Заикание начинается в первые несколько лет жизни. Но может развиться и позже. Строгость, императивный подход в воспитании становится тем самым триггером, спусковым механизмом развития нарушения.

  • Органические и структурные поражения головного мозга

Опухоли, воспалительные процессы, врожденные аномалии и анатомические изменения. Счет возможных состояний идет на десятки. Необходимо выявить конкретную причину и устранить ее. Это будет первый шаг на пути к коррекции речевой функции.

  • Пороки речевого аппарата

Психосоматика заикания — это комплекс процессов. Одни касаются работы головного мозга, психики. Вторые — органических расстройств. Но не всегда происходит именно так. Порой всему виной банальная неспособность нормально произносить звуки. Например, при неравномерном развитии челюстей, асимметрии лица, короткой уздечки языка, врожденных пороков развития. Тут имеет место чисто физическое нарушение. Анатомическая аномалия. Устранять ее нужно быстрее. Поскольку потом переучить ребенка на здоровый лад будет трудно.

  • Общее состояние здоровья

Психические, соматические заболевания сами по себе повышают вероятность развития патологического процесса. Но еще не гарантируют, что ребенок будет заикаться. Тут все зависит от компенсаторных факторов: социального окружения, медицинской помощи.

  • Изучение сразу нескольких языков

Билингвы более склонны к развитию заикания, что обусловлено ускоренным развитием речевой коры. Проще говоря, тело, головной мозг ребенка попросту не успевают за его социальной активностью. Потому ученые и логопеды практики настоятельно не советуют изучить с ребенком сразу два языка. Даже, если таковы социокультурные, этнические потребности родителей. Нужно дождаться необходимого момента. Хотя бы переждать первые 5-6 лет жизни.

  • Родовые травмы

Встречаются достаточно часто. В основном обусловлены ятрогенным фактором (действиями врача, акушера, среднего персонала).

  • Избыточное утомление

Особенно в ранние годы, когда центральная нервная система только-только формируется и еще не может выдержать нагрузки, которые переживают взрослые. Особенно часто подобное случается при избытке впечатлений. Например, когда ребенок идет в сад. Заикание может манифестировать в первом классе из-за резкого наращивания объемов нагрузки. За состоянием ребенка нужно внимательно наблюдать. Если что — корректировать его, что называется, «на берегу».

Механизмы заикания, причины патологии у детей дошкольного и школьного возрастов примерно одинаковые.

Развивается ли заикание у пациентов старшего возраста?

Да, взрослые тоже находятся в зоне повышенного риска. Каковы же причины становления патологического процесса:

  • Сильные стрессовые ситуации. Психотравмирующие случаи. Как правило, это не истинное заикание. Потому при достаточной работе с психотерапевтом можно справиться с расстройством и устранить его без следа.
  • Нарушения работы головного мозга. Например, старческие процессы, деменция, предеменция. Сюда же можно отнести склеротические изменения у пациентов любого возраста.

У взрослых пациентов заикание развивается исключительно редко. Причины тому всегда патологические.

Причины

Так как лабильность — пограничное явление, касающееся и психики, и физиологии, то и факторы, провоцирующие её появление, лежат именно в этих плоскостях.

Физиологические (вегетативные)

  • Болезнь Бюргера;
  • гормональная дисфункция;
  • дефицит полезных веществ, необходимых для нормального функционирования нервной системы;
  • интоксикация (медикаментозная, наркотическая, алкогольная, ядохимикатная);
  • нестабильное давление, его постоянные скачки;
  • осложнения во время или после беременности и родов;
  • перенесённые инсульт или инфаркт;
  • последствия неудачного наркоза;
  • раковые опухоли мозга, черепно-мозговые травмы;
  • тиреотоксикоз, гипотиреоз;
  • тяжёлые нейроинфекции: менингит, энцефалит, миелит, полиомиелит, столбняк, ВИЧ-инфекция, церебральная малярия и др.;
  • эпилепсия.

Вегетативная лабильность нередко развивается на фоне таких заболеваний, как:

  • болезнь Крона;
  • диабет;
  • кифосколиоз;
  • красная волчанка;
  • лимфогранулематоз;
  • рак на последних стадиях;
  • язва.

Психологические

  • Дистресс;
  • избалованность;
  • недостаток воспитания (человека с детства не учат держать в себя в руках, и со временем тормозные синапсы у него ослабевают до такой степени, что впоследствии, даже если он захочет остановиться в проявлении своих эмоций, он не сможет этого сделать);
  • психотравмы;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • чрезмерные эмоциональные нагрузки.

Интеллектуальная лабильность, по мнению специалистов, определяется в большей степени наследственностью. Некоторые даже считают, что по этой причине она не поддаётся коррекции, так как заложена на генетическом уровне. Однако тренинги и постоянное развитие памяти и внимания приводят к повышению показателей, что опровергает данную точку зрения.

Симптомы

Как уже было сказано, если нервная система человека лабильна, это будет проявляться на разных уровнях. Клиническая картина обычно заметна невооружённым глазом. В ответ на внешний вызов вегетативная НС активизирует системы организма как защитную реакцию. Так как импульсы торможения не успевают остановить возбуждающую волну, это моментально обозначается на физиологическом уровне.

В то же время на уровне психики происходит примерно то же самое. Центральная НС посылает в мозг задачу справиться с возникшей ситуацией. Он даёт в ответ мощную реакцию, которую тормозные синапсы остановить не успевают. Как результат — эмоциональный взрыв.

Иногда это идёт в едином комплексе, иногда вегетативная симптоматика преобладает над психической (или наоборот). Клиническая картина может быть следующей.

Психоэмоциональные признаки

На стрессовую ситуацию лабильная психика может отреагировать следующим образом:

  • вспыльчивостью, импульсивностью;
  • громким, безудержным, истерическим смехом;
  • истерическими припадками;
  • необдуманными поступками;
  • раздражительностью, злостью, агрессией;
  • резким скачком настроения;
  • речевой дисфункцией (заиканием, например);
  • слезами, плаксивостью, капризностью;
  • спонтанными, неожиданными реакциями;
  • чрезмерной эмоциональностью.

В перспективе частые срывы приводят к бессоннице, невротическим фобиям и паническим атакам. В момент проблемной ситуации всё может закончиться ещё плачевнее: будучи не в состоянии контролировать собственные эмоции, человек становится опасным для окружающих и для себя (возможен суицид).

Такие состояния нужно дифференцировать от психических расстройств. Главное отличие — лабильность настроения. То есть вне таких ситуаций человек совершенно адекватен. И почти всегда — переплетение с физиологическим симптомокомплексом.

Физиологические признаки

Если человек лабилен, в ответ на стрессовую ситуацию, наряду с эмоциями, он будет ощущать, как его организм включает защитные реакции, которые могут быть абсолютно ненужными:

  • давление либо резко подскакивает, либо так же быстро падает;
  • земля уходит из-под ног из-за головокружения и мушек перед глазами;
  • может начаться тремор или онемение конечностей;
  • наблюдается тахикардия до звона в ушах, кажется, что сердце вот-вот выпрыгнет из груди;
  • обнаруживается нехватка воздуха;
  • повышается потоотделение (появляется испарина на лбу, взмокают подмышки, становятся мокрыми ладони);
  • повышается чувствительность: звуки бьют по ушам, свет слепит глаза, едва заметное прикосновение причиняет боль;
  • развивается сильнейшая мигрень;
  • слышатся звуковые галлюцинации.

При этом вне таких ситуаций человек абсолютно здоров. Как только вегетативная НС убеждается, что опасности нет, возбуждающие синапсы затихают, и буквально за 5 минут состояние приходит в норму, словно ничего не было. Слишком частые подобные приступы могут привести к снижению либидо, синдрому раздражённого кишечника, ослаблению иммунитета, цисталгии и другим серьёзным заболеваниям.

Симптомы патологического процесса

Клиническая картина зависит от конкретного случая. Но в целом, всегда присутствуют одни и те же проявления. Плюс-минус. Среди них:

  • Нарушения дыхания

Вдохи становятся частыми. Причина в том, что человек набирает очень много воздуха. Так делать приходится, поскольку у заикающегося наблюдается огромный расход воздуха. Это обусловлено особенностями произношения. Вдох, как правило, шумный. Постепенно человек начинает произносить речевые конструкции и на выдохе, и на вдохе. Это своего рода компенсаторный механизм, чтобы скорректировать функциональную проблему.

  • Осиплость голоса, хрипы

Причина в том, что голосовая щель резко спазмируется. Это происходит при тонической разновидности патологического процесса особенно часто. Осиплость наблюдается как временное явление. Как только тонус локальной мускулатуры восстанавливается, голос тоже приходит в норму. Изменения отмечаются в острый период.

  • Замыкание на одном и том же звуке

Встречается при клонической форме заикания. Человек повторяет один и тот же звук. Обычно — согласный. Переключиться на другой не может, как бы ни хотел, поскольку развивается повторное сокращение одной и той же группы артикуляционных мышц. Затем состояние сходит на нет, Потом снова восстанавливается. И так по кругу.

  • Резкая остановка процесса говорения

Развивается на фоне тонической формы патологического состояния. Наблюдается резкий спазм мимических мышц, структур языка, щек, губ, неба. Всех тканей и органов, которые участвуют в речи. Артикуляционный аппарат «заклинивает». Остается дождаться самоустранения симптома. Затем все сходит на нет. А потом снова повторяется.

  • Объективно отмечаются нарушения нормальной артикуляции

Обнаружить этот симптом может только квалифицированный логопед. Самостоятельно обнаружить проблему невозможно.

  • Стеснительность, робость

Как следствие общественной, социальной составляющей заикания. Человек становится пугливым, боится общаться, сторонится людей. Это может продолжаться бесконечно долго. В отсутствии лечения очень скоро выливается в затворничество.

  • Фобии. Доходит до боязни говорить из-за выраженного дефекта.
  • Склонность к социальной изоляции

Невозможность общаться даже при большом желании. Человек старается отгородиться от мира, не уверен в себе, боится общества и людей. Такое состояние нужно лечить и как можно быстрее. Поможет психотерапевт.

  • Встраивание лишних звуков в слова, предложения

Это так называемая эмболофразия. Какой степени заикания сопутствует эмболофразия? Развивается она как компенсаторный механизм, начиная со второй стадии патологического процесса. Человек составляет лишние звуки в качестве проходных конструкций. Чтобы было проще перейти из одной артикуляционной позиции в другую.

Заикание сопровождается типичными симптомами. Не заметить его невозможно.

Диагностика

Нередко людей, обладающих лабильностью нервной системы, близкие отправляют или к психологу (психотерапевту), или просто к врачу. Это неудивительно, ведь эмоциональные вспышки и физиология, которая проявляет себя в таких ситуациях, могут напугать кого угодно. Обычно подозреваются психические расстройства или скрытые заболевания.

На приёме специалисту мало собрать анамнез посредством беседы с пациентом. Он должен изучить карту болезней, чтобы увидеть, что каких-то хронических или наследственных отклонений у него нет. После этого человек наблюдается в течение 2-3 месяцев, чтобы выяснить, насколько устойчивы его взрывные реакции и как часто они себя проявляют.

Когда выясняется, что всё это происходит спонтанно и не систематично, предполагается диагноз (органическое эмоционально лабильное астеническое расстройство). Он подтверждается с помощью таких диагностических методов, как:

  • анализ сердечно-сосудистых рефлексов;
  • анализы мочи, крови, на гормоны;
  • тестирования;
  • ультразвуковая допплерография;
  • электрокардиография;
  • электроэнцефалография.

Лабильность должна быть подтверждена различными специалистами, так как затрагивает и психику, и функционирование организма. Над её диагностикой и коррекцией работают в единой команде (в идеале) кардиолог, психолог, невропатолог, психиатр, психотерапевт и эндокринолог.

Как можно помочь пациенту

Чтобы избавить пациента от недуга, необходимо в первую очередь подтвердить наличие лабильности. Для этого следует обратиться к узкопрофильному специалисту, который в первую очередь проведет беседу с больным, соберет анамнез и назначит ряд диагностических мероприятий. В такой ситуации самолечение может привести к серьезным последствиям, с которыми потом будет крайне сложно, а порой и невозможно, справиться даже опытному врачу.

Как только диагноз будет подтвержден, специалист назначит пациенту медикаментозное лечение. Стоит отметить, что для каждого случая лекарственные препараты подбираются в индивидуальном порядке. В процессе прохождения медикаментозного лечения больному необходимо будет посещать психолога. Этот специалист будет следить за его состоянием, и при необходимости будет корректировать как дозировку препаратов, так и поведение, и эмоциональное состояние.

Лечение

Устранить лабильность нервной системы — задача крайне сложная, так как затрагивает процессы возбуждения и торможения, которые трудно поддаются коррекции.

Первая задача лечения — устранить возможные причины. Если это неизлечимая хроническая болезнь или наследственный фактор, медицина что-либо сделать бессильна. Здесь помогут только психологи и психотерапевты. Они не могут устранить приступы, но учат людей справляться с ними прямо на месте. Как только человек почувствует приближение криза, он будет знать, что делать:

  • выпить мелкими глотками стакан холодной воды;
  • сделать глубокий вдох и задержать дыхание;
  • выйти на свежий воздух;
  • умыться;
  • уйти от людей;
  • срочно переключиться на другую проблему и т. д.

Иногда причину можно устранить (пролечить болезнь, избегать эмоциональных нагрузок) — и тогда лабильность постепенно исчезает.

В качестве медикаментозного лечения назначают транквилизаторы, антидепрессанты и прочие успокаивающие средства.

Лабильность — многозначное и неоднозначное понятие в психологии и медицине. Специалистам ещё только предстоит выяснить механизм её развития и степень опасности для здоровья человека.
Вам также может быть интересно:
Лаби́льность

(от лат. labilis «скользящий, неустойчивый») в физиологии — функциональная подвижность, скорость протекания элементарных циклов возбуждения в нервной и мышечной тканях. Понятие «лабильность» введено русским физиологом Н. Е. Введенским (1886), который считал мерой лабильности наибольшую частоту раздражения ткани, воспроизводимую ею без преобразования ритма. Лабильность отражает время, в течение которого ткань восстанавливает работоспособность после очередного цикла возбуждения. Наибольшей лабильностью отличаются отростки нервных клеток — аксоны, способные воспроизводить до 500—1000 импульсов в 1 с; менее лабильны центральные и периферические места контакта — синапсы (например, двигательное нервное окончание может передать на скелетную мышцу не более 100—150 возбуждений в 1 с). Угнетение жизнедеятельности тканей и клеток (например, холодом, наркотиками) уменьшает лабильность, так как при этом замедляются процессы восстановления и удлиняется рефрактерный период. Лабильность — величина непостоянная. Так, в сердце под влиянием частых раздражений рефрактерный период укорачивается, а следовательно, возрастает лабильность. Это явление лежит в основе т. н. усвоения ритма. Учение о лабильности важно для понимания механизмов нервной деятельности, работы нервных центров и анализаторов как в норме, так и при различных болезненных отклонениях.

В биологии и медицине термином «лабильность

» обозначают подвижность, неустойчивость, изменчивость: например, психики, физиологического состояния, пульса, температуры тела и т. д.

Лабильность артериального давления

Еще одно выражение, встречающееся в медицине. Характеризуется она постоянным или временным проявлением то повышения, то снижения давления крови. Такие скачки могут себя проявлять через головные боли в затылке, “мушки” и двоение в глазах, нарушение сна, снижение внимания и памяти, онемение конечностей, как беспричинная возбудимость и раздражительность. Этим симптомам нужно уделять внимание и так же постараться определить причину их возникновения. Нужно измерять артериальное давление дважды в день около двух недель и стараться изменить образ жизни – питание, режим сна, больше быть на свежем воздухе, уделить внимание занятиям спортом, уменьшить физические и психоэмоциональные нагрузки.

См. также

Эта страница в последний раз была отредактирована 15 февраля 2021 в 07:42.
Эмоциональная лабильность – это скоротечный процесс психической этиологии, характеризующийся быстрым изменением настроения человека. Так как в переводе с греческого языка labilis – неустойчивость.

Что такое лабильность в психиатрии? Это патологическое состояние, служащее толчком для запуска развития отклонений, когда в психологии – особенность работы ЦНС, определяющая конкретный тип темперамента, а в физиологии лишь быстроту отзывчивости клеток тканей на присутствующие раздражители.

Содержание

Осложнения нарушения

Среди возможных последствий:

  • Трудности в общении.
  • Проблемы в личной жизни, профессиональной деятельности.
  • Трудности в поиске работы, получении образования.
  • Общая задержка интеллектуального и эмоционального развития.
  • Развитие комплекса собственной неполноценности.
  • Формирование сильных и трудно устранимых фобий. Такое тоже возможно.

И это лишь часть осложнений. Потому стоит начинать лечение как можно раньше.

Причины возникновения

В ситуации, когда такое понятие, как лабильность, понимается в психологическом смысле, то следует отметить, что это индивидуальность нервной системы конкретного человека, врождённой природы и характерна для человека с темпераментом присущим холерику.

Для него обычное дело «качели» с настроением. Как правило, даже мало-мальский раздражитель может вызвать бесконтрольное поведение. Данный фактор в будущем может доставить проблемы физиологического и психического генеза.

Эмоциональное лабильное состояние, если рассматривать его как заболевание, нуждающееся в лечении, то его необходимо понимать, как совокупность физиологических и психических признаков.

Основаниями к образованию подобного состояния считают, как соматическую часть организма, так и психическую составляющую.

К физиологическим причинам относятся:

  • Онкологические заболевания мозга.
  • Патологии сосудов.
  • Заболевания мозга.
  • Черепно-мозговые повреждения.
  • Гипотония или гипертония.

Человек эмоционально лабильный – это пациент, имеющий соматические отклонения. Это заболевание выявляют посредством изменений в организме, возникающих вследствие гормональной перестройки или ввиду возраста. Посему лабильность (слабодушие) свойственно людям старшего поколения.

В ситуации, когда присутствует астенический синдром, который напрямую соединён со слабодушием может определяться и как основание, и как следствие.

Как правило, астенический синдром (психическое расстройство) совместно с эмоциональной нестабильностью часто вызывает тревожное и депрессивное состояние.

К психической части отрицательного состояния обычно относят дефицит внимания, негативное воспитание и влияние на ребёнка. Нередко лабильное эмоциональное состояние проявляется на фоне синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Вспомогательными причинами разновозрастной лабильности нередко становятся психотравмирующие условия.

Часто слабодушием может страдать человек с суицидальными наклонностями или после неуспешной пробы самоубийства, а также с невротическими отклонениями.

Как правило, неврозы или психологические заболевания, сопровождающиеся дефицитом сдерживания эмоций, считаются признаком или основой для негативного изменения состояния.

Помимо этого, немаловажным фактором в образовании эмоциональной лабильности служит нехватка витаминов и микроэлементов в организме человека.

Симптоматика патологического состояния

Главный лабильный признак – мгновенная перемена настроения касательно кого-то или чего-то. При этом слёзы с лёгкостью сменяются непонятным смехом, а благодушие переходит в явную агрессию.

Вместе с этим эмоциональная лабильность может выражаться во вспышки аффективного генеза. Люди с такой патологией не могут отвечать за свои поступки, а также притупляется основной инстинкт – самосохранение. Из-за чего такие индивидуумы способны на необдуманные поступки.

Лабильное эмоциональное отклонение органического свойства в основном стыкуют с наличием чувства растроганности на фоне слезливого состояния.

Со стороны физиологии помимо обострения вегетативных отклонений для людей с эмоциональной лабильностью может случиться кратковременная (вазовагальная) потеря сознания, присутствующая под воздействием эмоциональных проявлений, при которых мгновенно расширяются сосуды, но отмечается значительное замедление частоты сокращений сердечной мышцы.

Но патогенность эмоциональной лабильности может проявляться в слабодушии импульсивного и пограничного характера.

Лабильное импульсивное слабодушие характеризуется негативными проявлениями.

Симптомами такой патологии являются:

  • Дисфория (мрачность).
  • Раздражительность.
  • Обидчивость.
  • Мстительность.
  • Патологическое упрямство.

По причине присутствия подобных признаков человеку затруднительно работать или учиться в коллективе, а также ему проблематично создать и удержать семейные отношения.

Помимо этого, человеку с импульсивным складом лабильной патологии нелегко даётся и быт из-за чего нередко происходят аффективные вспышки. Агрессивное состояние может концентрироваться внутрь себя, доводящее до саморазрушения, так и в окружающую среду, выливаясь в асоциальное поведение.

Пограничное слабодушие обуславливается впечатлительностью, беспомощностью в трудных ситуациях, колебаниями между интересами, ярким эмоциональным поведением, эмоциональным и физическим истощением, утратой продолжительности одного рабочего процесса и пренебрежением родительскими наставлениями в детском возрасте.

Медикаментозная терапия

Основой медикаментозного лечения является применение лекарственных средств на устранение физиологической основы заболевания, служащее провокатором отклонений эмоционального значения.

На основании присутствующей патологии доктор может назначить:

  • Транквилизаторы (тревога и панические атаки).
  • Нейролептики в сочетании с чаями из трав (проблемы со сном).
  • Антидепрессанты (депрессия).

В ситуации, когда избавиться от патологии не представляется возможным, то пациенту назначаются препараты, работающие как стопор относительно дальнейшего развития заболевания.

Психотерапевтическая коррекция

Подобная правка служит методом диагностики, определяющим наличие страхов или психологического фактора лабильности. Данный вид терапии обеспечивает ликвидацию трудностей путём их разбора, чувства тревоги, процесс по устойчивости к стрессовым ситуациям с отклонениями в восприятии самого себя.

Помимо этого, ведутся работы по наладке контроля над собственным агрессивным нравом пациента. Если существуют проблемы социального характера с коммуникативными чертами, то нередко проводятся тренинги.

Важно чтобы не только медицинские работники качественно исполняли свои обязанности, но и семья человека с особенностью слабодушия (эмоциональной лабильностью) должны научиться тому, как верно отзываться на частые отклонения в настроении.

Под термином «эмоциональная лабильность» в психиатрии подразумевают патологическое нарушение устойчивости эмоционального статуса. Это состояние характеризуют регулярные колебания эмоционального тонуса, высокая подвижность эмоционально-волевой сферы. При эмоциональной лабильности у индивидуума наблюдается стремительная замена одних переживаний другими чувствами. Фон настроения – крайне неустойчивый. Расположение духа человека меняется в зависимости от ситуации и зависит от несущественных деталей действительности.

При эмоциональной лабильности изменение условий внешней среды или собственного самочувствия приводят к мгновенным, очень бурным и ярким реакциям. Персона с данным расстройством одинаково остро откликается на воздействие как положительных, так и отрицательных факторов. У индивидуума могут легко и быстро возникнуть состояния растроганности, сентиментальности, чрезмерной нежности, сопровождающиеся беспричинной слезливостью. Через время человек может продемонстрировать черты враждебности, гнева, агрессивности. При этом предъявленный раздражитель не всегда вызывает адекватные ситуации реакции. Например, обида на собеседника может вызвать неуместные припадки истерического смеха. Или, получив приятное известие, человек станет бурно рыдать.

Отличительная характеристика эмоциональной лабильности – регулярное чередование непродолжительных по времени эмоциональных состояний. В противоположность таким перепадам настроения описано иное состояние – эмоциональная ригидность, также именуемая «эмоциональная уплощенность». Для такого расстройства характерно минимальное выражение или полное отсутствие эмоций.

Методики лечения заикания или как справиться с патологическим процессом

Есть несколько способов качественного лечения заикания. Задача — синхронизировать речевые центры и артикуляционный аппарат. Способы подразделяются в зависимости от возраста пациентов.

Дошкольники

Методик, которые помогают избавиться от заикания, несколько. Наиболее эффективны следующие:

  • Методика Выгодской. Рассчитана на несколько месяцев плотной работы. В непринужденной обстановке врач создает игровые ситуации. За счет этого, ребенок нарабатывает специальные речевые навыки, не беспокоится. Двигаться может в собственном темпе. Отсутствует какое-либо давление, что благотворно сказывается на результате. Лечение логоневроза включает в себя 36 сеансов в среднем.
  • Способ Смирнова. Комплекс подходит для детей дошкольного возраста. Основан на коррекции речевых навыков и личностных качеств. Рассчитан на полный год коррекции. Занятия проходят каждый день по 15-30 минут.
  • Методика Силивестрова. Курс рассчитан на 4 месяца. Занятия построены по принципу от простого сложному. Терапия проходит в три этапа. Каждый труднее предыдущего. На финальной стадии результат закрепляют.

Коррекционная работа при заикании начинается, примерно с 2-х-3-х лет жизни. Раньше смысла не имеет, поскольку возможны преходящие формы патологического процесса.

Подростки и взрослые пациенты

Можно ли вылечить заикание у взрослого человека и подростка? Да, вполне. Но методики применяются совсем другие.

  • Стационарное лечение по Шкловскому. Это целый комплекс терапевтических мероприятий. Интенсивный курс рассчитан на несколько месяцев. Плюс-минус. Человек находится под наблюдением невролога, психотерапевта и логопеда-дефектолога. Получает качественную коррекцию, после чего избавляется от заикания.
  • По Арутюняну. Примерно 30 дней человек находится в стационаре. Затем проходит еще 30 сеансов терапии амбулаторно с перерывом в неделю между каждыми 5-7-ю занятиями. Результат стойкий. Удается его закрепить за счет более продолжительного и не столь интенсивного воздействия.

Есть и другие способы. Названные распространены особенно широко в России, в Украине и странах бывшего Союза. Они относительно простые и недорогие. Основной минус при лечении пациентов старшего возраста — это риск повторения патологического процесса. Логопедические мероприятия при рецидиве заикания будут примерно такими же: речевая практика, мотивация, психотерапия, дыхательная гимнастика.

Постепенно в логопедическую практику внедряют и инновационные методы лечения. Например:

  • Гипноз. Психотерапевтическое внушение установки на полное спокойствие и контроль над речью. Помогает, если человек достаточно внушаем, а терапевт обладает достаточным опытом.
  • Речевое «протезирование». Методика основана на синтезе голоса пациента. Сначала человек произносит фразу. Затем она обрабатывается. Правильная версия направляется пациенту. Человек слушает ее и усваивает, как надо. Это стимулирует речевые центры и благотворно сказывается на состоянии больного заиканием.

Избавиться от заикания самостоятельно довольно трудно. К тому же, можно привить дополнительные негативные привычки. Рекомендуется сначала обратиться к врачу. Упражнения от заикания, которые пропишет врач, можно выполнять дома. Не стоит заниматься самодеятельностью. Станет только хуже.

Эмоциональная лабильность: причины

Патологическое состояние психики – эмоциональная лабильность – определяется при различных соматических, неврологических и психических расстройствах. Нестабильность эмоционального статуса – типичный симптом:

  • доброкачественных и злокачественных образований головного мозга и прилежащих к нему образований;
  • черепно-мозговых травм;
  • дисциркуляторной энцефалопатии;
  • артериальной гипертензии и гипотензии (гипертонии и гипотонии);
  • астенического синдрома;
  • аффективных (депрессивных) состояний;
  • нарушение активности структур лимбико-ретикулярного комплекса;
  • патологий эндокринной системы.

Причиной эмоциональной лабильности могут быть хронические стрессовые состояния или интенсивная по силе психическая травма. Базой для развития данного состояния является аффективно-лабильный (циклотимический) темперамент. Нередко скачки настроения обнаруживаются у людей с истерическим характером (демонстративных личностей). В данной ситуации фундаментом для перепадов настроения является врожденная психическая слабость и неустойчивость влечений истерика, которая сочетается с навязчивым желанием оказаться в центре внимания.

Нередко эмоциональная лабильность стартует после перенесенных заболеваний вирусной или бактериальной природы, при авитаминозе, в частности, при дефиците витаминов группы В. Типичный провокатор скачков настроения – серотониновый синдром: сбой в обмене нейротрасмиттеров, регулирующих эмоциональную сферу.

Способы профилактики нарушения

Способов профилактики довольно много. Среди них можно назвать:

  • Мягкий стиль воспитания. Минимум грубости, ругани.
  • Дозирование информации. Не нужно перегружать мозг ребенка.
  • Правильный режим сна и бодрствования.
  • Качественное, разнообразное питание. Витаминизированный рацион.
  • Избегание ситуаций, которые могут спровоцировать испуг у ребенка.
  • Достаточное количество общения. Речевая практика должна быть постоянно.
  • Отказ изучать сразу два языка. Дождитесь взросления.
  • Чтение книг, сказок.
  • Социализация ребенка. Он не должен сидеть дома, быть предоставленным сам себе. Достаточное количество контактов со сверстниками — залог успешного развития личности, эмоциональной сферы.
  • Создание спокойной обстановки дома.

Эмоциональная лабильность: симптомы

Основными характеристиками данного патологического состояния выступают необоснованные перепады настроения, импульсивность и спонтанность поступков, невозможность контролировать собственное поведение, неспособность предвидеть последствия своих действий. Изменение эмоционального состояния происходит по ничтожным поводам или вовсе при отсутствии объективных причин. Демонстрация эмоций может достигать размеров аффективных вспышек, когда проявляемая реакция значительно превосходит по силе предъявляемый стимул.

У человека с лабильностью эмоционального фона может возникать без причины злобно-тоскливое настроение, сочетаемое с бурными вспышками агрессии. Спустя короткий период на смену дисфории могут прийти противоположные явления – приподнятое настроение, ощущение легкости с характерным психомоторным возбуждением.

Эмоциональная лабильность соседствует с чрезмерной впечатлительностью, мнительностью и ранимостью личности. Такая персона крайне болезненно реагирует на критику в свой адрес и отличается особой подозрительностью.

Человек с эмоциональной лабильностью легко становится жертвой пагубных пристрастий. Отсутствие прочного внутреннего стержня, неимение четких жизненных ориентиров приводит неустойчивую личность в ряды хронических алкоголиков и наркоманов. Неспособность контролировать эмоции зачастую награждает неукротимым азартом в различных сферах. Эмоционально лабильная личность может стать заядлым посетителем казино, пуститься в бесчисленные любовные похождения, попасть в зависимость от компьютерных игр.

При лабильности настроения человек может пускаться из одной крайности в другую. Сегодня он будет клясться в вечной любви своей избраннице, а завтра попросту подаст заявление на развод. Эмоционально неустойчивая личность под действием сиюминутных желаний часто меняет место работы или оставляет учебу.

Эмоциональная лабильность: методы преодоления

В большинстве случаев удается устранить эмоциональную лабильность у человека. При отсутствии выраженных и стойких изменений личности преодолеть данное состояние возможно с помощью психотерапевтических методик, аутотренинга и техник гипноза. Главная задача врача – установить истинные причины аномалии, подтвердить или исключить органические поражения, ликвидировать триггеры.

Акцент в коррекции эмоциональной лабильности сделан на техниках когнитивно-поведенческой терапии. Во время сеансов психотерапевт обучает клиента способам контроля над своими эмоциями, методам релаксации. В тяжелых ситуациях в лечении эмоциональной лабильности используют фармакологические препараты: седативные средства растительного происхождения, транквилизаторы бензодиазепинового ряда, анксиолитики, антидепрессанты.

Под эмоциональной лабильностью обычно подразумевают состояние нервной системы человека, которое характеризуется высокой возбудимостью, апатией, депрессией. Оно возникает вследствие жизненных трудностей. Состояние бывает как кратковременным, так и постоянным. Оно может возникнуть у любого человека, независимо от пола и возраста. В психологии отмечается, что главным фактором для лиц с этой патологией является поддержка родных и близких. При обнаружении органического эмоционально-лабильного расстройства необходимо как можно быстрее начать лечение.

1 Виды и признаки

Лабильность — это определение, которое используют для обозначения подвижности, в том числе психического состояния. Выделяют следующие виды:

  • интеллектуальный — умение и способность реактивно переключаться от решения одних задач к другим;
  • вегетативный — наличие нестабильной нервной системы;
  • аффективный — переменное настроение;
  • психоэмоциональный, или эмоциональный — разнообразие эмоций;
  • психический — расстройство личности.

Эмоциональная лабильность схожа с астеническим синдромом. Заболевание проявляется одним или несколькими симптомами. Их знание поможет вовремя распознать проблему и начать ее решение.

Самыми распространенными симптомами эмоциональной лабильности являются:

  1. 1. Постоянные смены настроения. Человек, который находится в этом состоянии, впадает то в радость, то в апатию, оказывается на грани нервного срыва. Это сказывается и на его близких.
  2. 2. Вспыльчивость и агрессивность. Пытаясь избавиться от какой-то проблемы, человек, испытывающий эмоциональную лабильность, обычно срывается на окружающих.
  3. 3. Чрезмерная увлеченность. Чтобы отвлечься, человек начинает искать себе какие-то занятия.

У пациентов, страдающих этим расстройством, могут возникать кратковременные обмороки.

Если заболевание не прогрессирует, с годами оно сглаживается. Например, у женщин это происходит из-за гормональной перестройки организма после родов.

РекомендуемБолезнь Альцгеймера — симптомы, стадии, причины возникновения и методы лечения2 Причины возникновения

Эмоциональная лабильность способна возникнуть по целому ряду причин. Наиболее распространенными из них являются:

  • постоянные стрессы, психологические травмы, недостаток внимания;
  • гормональные сбои в организме;
  • физические недуги, авитаминоз.

Продолжительные эмоциональные потрясения ведут к тому, что люди перестают доверять не только окружающим, но и себе. Человек начинает разочаровываться в своей жизни и отказывается стремиться к лучшему.

Лабильная психика может быть временной в период гормональных сбоев. Перед месячными многие девушки и женщины замечают эмоциональную нестабильность.

Опухоли, гипертония, сотрясение мозга могут провоцировать такое заболевание. Также зачастую ему предшествует нехватка в организме микроэлементов и витаминов.

Устойчивая лабильная психика у детей способна привести к их нервному истощению. Такое состояние развивается из-за эмоционального перенапряжения, вызванного потаканием капризам или постоянными наказаниями.

3 Лечение и профилактика

При обнаружении эмоциональной лабильности необходимо сразу же приступить к ее лечению, которое включает психотерапию или специальные медикаментозные препараты.

Если она вызвана другими заболеваниями, их необходимо устранить.

Диагностика проводится за счет изучения анамнеза и на основании жалоб больного. Могут назначаться инструментальное обследование и дополнительные анализы.

При детской терапии необходимо разработать индивидуальный план лечения и постоянно наблюдать за состоянием здоровья пациента. В этом возрасте специалисты назначают медицинские препараты растительного происхождения с незначительным седативным эффектом. К ним относятся сиропы на травах, валериана или пустырник.

Терапия взрослого человека начинается с полной диагностики. Специалист находит причину состояния и устраняет ее.

При эмоциональной лабильности лечащий врач назначает антидепрессанты, ноотропы, укрепляющую терапию и седативные средства.

Методика профилактики подобного состояния заключается в следующем:

  1. 1. Необходимо стараться избегать конфликтов или как можно быстрее решать их, не копя в себе злость и раздражение.
  2. 2. Нужно пытаться удержать свои эмоции и мышление под контролем и устранить все проблемы до того момента, как они начнут превращаться в болезнь.
  3. 3. Следует правильно организовать физическую, умственную нагрузки, распорядок дня и режим сна.

Сильнодействующие средства должен назначать только медицинский специалист. При наличии панических атак, беспричинных тревог нужно обратиться за консультацией к психиатру.

Используемые источники:

  • https://ponervam.ru/labilnost.html
  • https://wiki2.org/ru/лабильность
  • https://psiho.guru/populyarnye-voprosy/chto-takoe/chto-takoe-emocionalnaya-labilnost.html
  • https://depressia.info/emotsionalnaya-labilnost/
  • https://neurofob.com/mental-behavioural/organic/labilnost-eto.html

Механизмы развития заикания

Если говорить о патогенезе нарушения, оно развивается по такому сценарию.

  • За нормальную речь, функцию говорения, построения фраз отвечают две основные структуры. Первая расположена в височной области. Это так называемая зоне Вернике. Она регулирует восприятия чужой и воссоздание собственной внутренней речи. Вторая структура — это центр Брока. Располагается в лобной доле. Отвечает за формирование речи, логику высказываний и прочие фундаментальные особенности. В ходе заикания, поражена именно зона Брока. Она приходит в состояние гипервозбуждения. Чрезмерно интенсивные сигналы передаются и на те области головного мозга, которые регулируют двигательную активность мимических, артикуляционных структур: неба, языка, губ.
  • После передачи сигнала на двигательные центры, они тоже приходят в чрезмерное возбуждение. Передают импульс к самим мышцам, мускулатуре. Развивается конечная фаза патологического процесса.
  • Непосредственно сами мимические мышцы, мускулы неба, языка, губ приходят в хаотичное движение.

В результате, человек начинает удлинять звуки, повторять их по нескольку раз. Темп и ритм речи становится нестабильным. В основном, трудности возникают с согласными звуками.

Это основа патогенеза. Что же касается конкретных механизмов, их может быть несколько. Причем у одного и того же пациента. Если обобщить факторы становления проблемы:

Социальный механизм

Как правило, в изолированной форме не провоцирует заикания. Этот механизм касается особенностей сферы, окружения, в которой растет ребенок. Как правило, наиболее разрушительное влияние оказывают стрессовые ситуации, постоянная ругань, конфликты, наказания. И авторитарно-императивный тип воспитания в целом. Это вредно не только для поведенческой составляющей, но и для психики вообще. В том числе и в таком аспекте как развитие речевой функции молодого пациента.

Органические расстройства работы головного мозга

Патологический процесс подобного рода может быть любым. От гипоксии на фоне родовых проблем до перенесенных инфекционных болезней по типу энцефалита, менингита. Сюда же можно отнести опухолевые процессы, травмы. Интересно, что и эпилепсия порой провоцирует заикание. Причем не обязательно классическая форма с судорогами, припадками. Есть и более мягкие формы заболевания. Часто эти патологии идут рука об руку, это нужно учитывать при обследовании и обращении к врачу.

Органические расстройства функциональной активности артикуляционного аппарата

Например, врожденные нарушения структуры речевого аппарата. Пороки по типу заячьей губы, волчьего неба, даже если они были устранены в самом раннем возрасте. А уж если с лечением заболевания медлили, риски растут многократно. Встречаются и менее заметные проблемы: короткая уздечка языка, незначительные структурные изменения костей черепа, челюстей и так далее. Нужно разбираться на месте.

Особенности центральной нервной системы

Возбудимость церебральных структур у всех разная. Потому одни люди более предрасположены к заиканию, чем другие. Особенности высшей нервной деятельности проявляются в рамках темперамента, акцентуации. Потому довольно просто наперед предсказать, какова вероятность нарушения у конкретного человека. Если риски существенные, настоятельно рекомендуется придерживаться правил профилактики (о превенции речь пойдет далее).

Генетические факторы

Как ни странно, но заикание имеет четко выраженную наследственную составляющую. Это не стопроцентная гарантия того, что патология обязательно разовьется. Но риски такие на самом деле есть. Если отец, мать или старшие родственники восходящей линии страдают заиканием, вероятность повышается в несколько раз. Нужно строго следовать правилам профилактики. В несколько меньшей мере риски присутствуют, когда болеет родственник боковой ветви. Например, брат или сестра. Но определенную долю внимания состоянию уделить все же стоит. Передается ли заикание по наследству? Строго говоря — нет. Но риски — передаются от родителей к детям.

Ни один из названных механизмов не провоцирует патологический процесс сам по себе. Даже в комплексе речи о гарантии развития заикания не идет. Это всего лишь предрасполагающие факторы. Вероятность заболевания повышается. Далее, достаточно триггера, спускового механизма.

Проще говоря, заболевание имеет два аспекта: пациент предрасположен к нарушению. При определенных условиях, оно может актуализироваться или же нет.

Как было сказано, факторы часто встречаются по нескольку сразу. Например, особенности личности плюс социально обусловленные механизмы. Важно сообщить врачу-логопеду или дефектологу все сведения, которые хоть как-то относятся к ситуации. Это поможет собрать по-настоящему полный анамнез, разработать эффективную стратегию терапии патологического процесса.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]