Понятие восприятия
В предыдущей лекции мы рассматривали процесс отражения отдельных свойств и качеств внешнего и внутреннего мира, который называется ощущением. Однако человек живет не в мире изолированных качеств, световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений. Он живет в мире вещей, предметов, форм, в мире сложных ситуаций и имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами.
Ощущения и восприятие представляют собой чувственное отражение реальности при непосредственном воздействии ее на органы чувств. Однако мы определяем эти процессы как противоположные: если ощущение есть отражение отдельных свойств предметов материального мира. а также внутренних состояний организма, то восприятие есть отражение и явлений целом при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие не является суммой ощущений. Оно требует выделения из комплекса воздействующих признаков основных, ведущих признаков с одновременным отвлечением от несущественных. Восприятие есть результат сложной аналитико-синтетическои работы. выделяющей одни признаки от других, комбинирующей воспринимаемы е детали в одно осмысленное целое. Таким образом, восприятие тесно связано с мышлением.
Процесс восприятия требует также сопоставления образа предмета с прежними зияниями о нем, Если в процессе такого сопоставления гипотеза о предполагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, то происходит узнавание предмета, и процесс восприятия завершается. Например, если я вам сейчас продемонстрирую знакомый предмет, вы мгновенно его узнаете, назовете. Образ этого предмета уже хранится в вашей памяти, вы его видели много раз. Однако, если в поле восприятия попадет незнакомый предмет (например. какой-нибудь экзотический фрукт или незнакомый прибор), то вы будете его рассматривать, выдвигать гипотезы о том, что же это есть на самом деле.
Согласно Л.Н. Леонтьеву, психология восприятия есть научное знание о том. как в жизни мы строим образ мира и как он функционирует в жизни. Функция образа — самоотражение мира. Это функция «вмешательства» природы в самое себя через деятельность субъектов, Образ мира, обогащаясь и изменяясь на протяжении всей жизни субъекта, играет важнейшую роль в регуляции его жизнедеятельности.
Сенсорно-перцептивная система человека
Сенсорные процессы — это ощущения. Человек постоянно ощущает воздействия внешнего мира на свой организм: видит, слышит, чувствует запахи и вкусы, чувствует тактильные и температурные воздействия на свое тело. А также ощущает процессы, протекающие внутри организма: голод, боль, возбуждение или слабость и т. п.
Сенсорно-перцептивная система постоянно развивается и совершенствуется в процессе жизнедеятельности человека. Это необходимо для успешной адаптации человека в окружающем мире. От качества работы системы восприятия зависят способности и возможности человека.
Это особенно заметно при сравнении с людьми, имеющими нарушения в развитии восприятия. Жизнь человека с ограниченными возможностями (слепота, глухота, немота и прочие), отличается от жизни абсолютно здорового человека. Перцептивные действия играют здесь значительную роль: чем незначительнее дефект восприятия, тем легче его скорректировать и возможно исправить. Этим занимаются специалисты — дефектологи.
Восприятие как перцептивная деятельность.
Как же возникает образ восприятия? Образ восприятия является результатом перцептивной деятельности. Ни один сенсорный импульс не может определить возникновение адекватного образа восприятия. Здесь необходима коррекция, направленная на неизбежные ошибки и приводящая образ в соответствие с объектом, нужна экстериоризация отражательного процесса, которая происходит в виде перцептивных действий. Эти действий уподобляются своей внешней формой воспринимаемому объекту (А.Н.Леонтьев).
11 стр., 5143 слов
Образ мира и человека в древнейндийской философии
… с государственным устройством предфилософия сменяется философским познавательным творчеством, первой философией. Понятийные образы предфилософии попадают в философскую разработку и выливаются в абстрактную всеобщность. … рождению философии. Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения, и новым знанием и мышлением. Однако …
Например, когда вы рассматриваете какой-либо предмет, то ваш взор как бы повторяет формы этого предмета.
Наиболее хорошо изучены движения руки и глаза, с помощью которых происходит построение образа. Они делятся на два больших класса:
§ Поисковые, установочные и корректирующие, с помощью которых осуществляется поиск заданного объекта восприятия, установка глаза или руки в исходную позицию, корректировка этой позиции.
§ Движения, участвующие в построении образа, в опознании знакомого объекта и пр. Среди них выделяют:
Таблица № 3
собственно перцептивные действия | опознавательные действия |
действие обнаружения действие различения | действие идентификации действие опознания |
Функция собственно перцептивных действий — это построение образа предмета. Данные действия легче всего исследовать на примере ощупывающего движения руки. При восприятии формы, как я уже говорила ранее, существует соответствие между траекторией движения руки и контуром предмета. Движения глаза, как и движения руки, так же определяются предметом: они обегают контур предмета, и посредством этих движений осуществляется более или менее последовательный осмотр всего предмета различие между операциями обнаружениями различения, которые входят в состав собственно перцептивных действий, состоит, по всей видимости, в том, что наблюдатель, обнаруживая свойства предмета (цвет, величину, форму и т.д.), начинает выделять од по или несколько свойств в качестве наиболее информативных. Например, в данном предмете наиболее информативным являются именно бороздки, а не отверстие, что бы узнать в нем ключ:
Функция опознавательных действии состоит в опознании предмета. В процессе идентификации происходит сличение актуального образа с образами-эталонами, которые хранятся в памяти. В процессе опознания мы называем предмет, то есть, относим его к какому-то классу объектов.
По своей структуре перцептивные и опознавательные действия различны. Перцептивные действия развернуты и последовательны—это не случайно, ведь их функция исследование предмета и построение его образа. Напротив. Опознавательные действия свернуты и совершаются мгновенно.
Перцептивные системы
В процессе деятельности человеку постоянно нужно решать какие-то задачи, которые требуют от восприятия наиболее адекватного отражения ситуации. Для решения этих задач предусмотрены перцептивные системы человека. К ним относятся:
- зрительная система;
- слуховая;
- кожно-мышечная;
- обонятельно-вкусовая;
- вестибулярная.
Все они обеспечивают мозг необходимой информацией, которая используется для нормального функционирования и развития человека как в физическом, так и в психическом плане.
Свойства восприятия
Восприятие обладает следующими свойствами:
Предметность—в образе восприятия мы отражаем не наши субъективные состояния, а явления и предметы объективного мира. Предметность состоит в отнесении наших впечатлений о предмете к данному предмету. Этим свойством восприятие обладает благодаря перцептивным действиям, участвующим в восприятии.
Целостность и структурность—эти свойства восприятия были наиболее подробно изучены гештальтпсихологами. Проблема: как феноменальный мир организован в восприятии. Когда мы смотрим вокруг, то у нас возникает не хаос ощущений (цветовые пятна, линии, отдельные токи), а окружение, четко разделенное на осмысленные предметы, то есть восприятие является целостным, структурно организованным процессом.
В гештальтпсихологии были сформулированы законы восприятия, которым подчиняется восприятие формы. Для восприятия фигуры огромное значение придается фону, который служит тем общим уровнем, на котором выступает фигура. Фигура и фон образуют вместе единую структуру, следовательно, первая не может существовать без второго. Гештальтпсихологами Был сформулирован принцип прегнантности: наше восприятие стремится быть настолько простым и хорошим, на сколько позволяют условия стимула. Назовем некоторые из законов восприятия, которые отвечают данному принципу:
1. Закон близости — чем ближе объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы:
2. 3акон продолжения — если элементы обладают свойством продолжения, выступая как части простого целого, то их легко организовать в связанные единицы:
3. Закон дополнения до целого — если фигура не закончена, то мы стремимся видеть ее как целое.
4. Закон хорошей фигуры — если общая структура лучше, чем её части, то она воспринимается как одна, разделенная линией. Если части лучше, чем целое, то целая фигура начинается делиться на две в оптическом поле: Представители гештальттеории считали, что перцептивные процессы врождены, следовательно, законы, выявленные ими, действуют везде, во всех культурах. Однако. Свойства, описанные ими, распространяются только на представителей определенной культуры, а в других культурах не работают. Достаточно сказать, что то, что в нашей культуре воспринимается как незамкнутый круг, в других культурах воспринимается как браслет.
Кроме того, гештальттеория не затрагивает смысл как средство организации зрительного поля. Например, следующая строчка букв легко распадается на единицы в соответствии со значение слов:
Погодахорошая
Если это же написать на незнакомом языке, то такой организации не происходит:
Theweatherisfine
Смысловая организация не ограничивается словесным материалом. Посмотрите на следующие изображения, по всей видимости, они имеют небольшой смысл для вас: Это просто некое скопление форм и линий. Но как только вам скажут, что рисунки изображают «Солдата и собаку, проходящих за воротами забора» и «Женщину, моющую пол», то они сразу организуются в понятную структуру. Примечательно, что после того, как эти рисунки ассоциируются с конкретными значениями (и поэтому воспринимаются определенным образом), становится трудно воспринять их как что-то другое.
Константность восприятия выражается в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при—изменяющихся, в известных пределах, условиях их восприятия. Если воспринимаемый нами предмет удалить от нас, то отображение его па сетчатке глаз уменьшится, а между тем в восприятии образ сохранит приблизительно туже величину. Точно также форма отображения предмета на сетчатке будет изменяться при каждом изменении угла зрения, под которым мы видим предмет, но его форма будет нами восприниматься как более или менее постоянная. Стоящую передо мной тарелку я воспринимаю как круглую, и соответствии с отображением на сетчатке. Но отображение, которое получается на моей сетчатке от тарелок моих соседей, не круглое, а овальное — это эллипсы. Тем не менее, видимая мною форма предметов остается постоянной: она соответствует объективной форме самих предметов. Легко понять, как велико практическое значение постоянства величины, формы, цвета. Если бы наше восприятие не было константно, то при каждом нашем движении, при всяком изменении
Расстояния, отделяющего нас от предмета, при малейшем повороте головы или изменении освещения изменялись бы основные свойства, по которым мы узнаем предметы. Константность восприятия—необходимое условие ориентировки человека в мире Источником константности являются активные действия перцептивной системы.
Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает константность образа восприятия.
Осмысленность восприятия. Восприятие не сводится к одной лишь чувственной основе, мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение. Практически, для нас существенно именно значение, потому, что оно связано с употреблением предмета. Форма же важна лишь как признак для опознания предмета в его значении. Осмыслить восприятие—значит осознать предмет, который оно отображает. Осмысленность восприятия означает что в него включается мышление. Воспринимая единичный предмет, мы можем осознать его как частный случай общего. Например, называя предмет «часы», мы уже переходим от единичного, отдельного к общему. Таким образом, начальный этап обобщения (а это мыслительная операция) начинается уже на уровне восприятия.
Это положение хорошо иллюстрируется случаем с нарушением обобщенности восприятия. Так, у одного больного была утрачена способность называния цветов: он не мог сам употреблять названия цветов, не понимал их значение, когда их употребляли другие. Цвета ему представлялись как цвета определенных предметов, например, голубой цвет — как цвет незабудки. Однако цветоощущение у него было совершенно нормальным: он различал все оттенки цветов. При испытании этот больной оказался не в состоянии подобрать к данному образцу куски цветной шерсти, если их окраска отличалась насыщенностью или яркостью. То есть у него не было обобщенного восприятия красного, зеленого и других цветов, к которым он мог бы отнести различные оттенки.
Внешние и внутренние факторы восприятия
Вернемся к формуле Субъект-Объект. Итак, в процессе восприятия происходит взаимодействия субъекта и объекта. Проблема: чем детерминируется образ восприятия — внешними или внутренними факторами. Гештальтпсихология изучала, главным образом, детерминированность восприятия со стороны объективных факторов, и. прежде всего, структурных качеств стимуляции.
В теории деятельности проблема соотношения внеш.- них и внутренних факторов в процессе восприятия решается через понятие «перцептивная деятельность». С одной стороны, она есть проявление активности субъекта (действие внутренних факторов), с другой, перцептивные действия подчиняются свойствам объекта (идея уподобления А.Н.Леонтьева).
В исследованиях, направления «New Look» (Д.Брунер, Л.Постмен и др.) было показано, что восприятие также зависит от мотивов, намерений и целей субъекта, то есть от внутренних факторов. В русле этого направления были сформулированы три механизма селективности (избирательности) восприятия.
1. Принцип резонанса — стимулы, отвечающие (соответствующие) потребностям, ценностям личности, воспринимаются правильней и быстрее, чем не соответствующие им.
2. Принцип защиты — стимулы, противоречащие ожиданиям субъекта или несущие потенциально враждебную информацию, узнаются хуже и подвергаются большему искажению.
3. Принцип настороженности или сенсибильности — стимулы, угрожающие целостности индивида, могущие привести к серьезным нарушениям в психическом функционировании. узнаются быстрее всех прочих.
Было также введено понятие перцептивной защиты. То есть искажения восприятия под действием эффективности (эмоциональных факторов).
Являясь функцией «Эго», перцептивная защита призвана оградить личность от травмирующих переживаний. Перцептивную защиту невозможно понять, не обращаясь к фрейдовской модели личности с ее асоциальными тенденциями и цензорными инстанциями, извечным конфликтом между «Оно». стремящимся к удовольствию, суровым цензором «Сверх-Я» и реалистом «Я».
Л.Беллак представил концепцию проективного поведения, которое демонстрирует индивидуальные различия в восприятии под влиянием мотивов и чувств воспринимающих людей. Проекция есть форма апперцептивного искажения. Л.Беллак дает следующий остроумный пример действия этого механизма. Предположим, Жан хочет попросить у Жака машинку для стрижки травы. Направляясь к соседскому двору, он мысленно представляет свой диалог с Жаком. «Жак скажет мне, что в прошлый раз я вернул машинку грязной. Я ему отвечу, что вернул такой, какой взял. Тогда он скажет, что в тот раз. когда я перетаскивал машинку, я попортил его изгородь…» Воображаемый диалог продолжается в таком духе до самого дома Жака. Завидя на крыльце дома приветливого хозяина, Жан неожиданно выпаливает: «Можете оставить при себе вашу драгоценную машинку». Очевидно, что поведение Жана представляет собой реакцию не на актуальную агрессивность соседа, а на собственные воспоминания о ней.
Зависимость восприятия от внутренних условий, опосредованность его личностными факторами (мотивами. эмоциями. интересами) выражается в понятии апперцепция. В качестве факторов, влияющих на восприятие, выступает и установка, то есть готовность воспринимать что-то или действовать определенным образом. Приведу пример. Испытуемым трех групп говорилось, что сейчас в комнату войдет человек, и они должны были оценить приблизительно его рост. В первой группе испытуемых этот человек выдавался за лаборанта, во второй—за преподавателя, в третьей—за профессора (разумеется, во всех трех группах это был один и тот же человек).
Выяснилось, что в первой группе рост человека был самым маленьким.
Значимость системы восприятия для человека
Ученые уже много лет занимаются изучением высших психических функций человека (мышление, память, произвольность действий). Была доказана взаимосвязь системы восприятия и деятельности с развитием мышления человека. В свою очередь, мышление оказывает значительное влияние на состояние человека, на его способности и возможности. Восприятие относится к высшим психическим функциям человека.
Для того чтобы жить, человеку необходимо постоянно отражать окружающую действительность и проявлять ответную реакцию на воспринятую информацию. Восприятие как раз обеспечивает индивидуальное и в то же время адекватное отражение действительности. Особенно это важно для решения перцептивных задач. Перцептивные действия в процессе восприятия играют важную роль, они обеспечивают полноценное развитие психики человека.
Проще говоря, чтобы быть здоровым и счастливым, человеку нужно быть включенным в какую-либо деятельность. Мозг устроен так, что ему постоянно нужно обрабатывать и усваивать новую информацию иначе он начинает «лениться». А «ленивый мозг» — это первый шаг к развитию слабоумия.
Классификация восприятия
Существует две классификации восприятия. В основе первой лежат различия в анализаторах, играющих в восприятии преобладающую роль. Так выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое, кинестетическое восприятие.
Основой второй классификации являются формы существования материи. Выделяют восприятие пространства времени и движения.
Восприятие пространства это восприятие формы, величины. Взаимного расположения предметов, их рельефа, удаленности и направления. В восприятии пространственных свойств вещей определенную роль играют осязательные и кинестезические ощущения, но основой являются зрительные данные.
В восприятии величины существенную роль играют два механизма: аккомодация и конвергенция. Аккомодация—это изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны. При восприятии близких предметов форма хрусталика становится более выпуклой, далеких, наоборот, вогнутой. Конвергенция—это сведение зрительных осей на фиксируемом предмете.
Восприятие глубины и удаленности осуществляется благодаря бинакулярности. Несмотря на то, что мы видим обоими глазами, изображение возникает одно, а не два. Это достигается благодаря наличию корреспондирующих точек на сетчатке, то есть точкам на сетчатке одного глаза соответствуют точки на сетчатке другого глаза.
Восприятие направления, в котором находятся объекты, возможно не только с помощью зрительного, но и с помощью слухового, двигательного и обонятельного анализатора.
Восприятие времени—отражение объективной длительности: скорости и последовательности явлений действительности. В основе этого вида восприятия лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в ц.н.с. Большое значение имеют так называемые биологические часы—циклические явления—биение сердца, ритм дыхания, сон и бодрствование, появление голода и насыщение. В восприятии времени участвуют кинестезические и слуховые ощущения.
Восприятие времени обусловлено тем содержанием, которое его заполняет. Так, занятые интересной деятельностью, мы не замечаем. Как летит время. Бездельничая, мы, наоборот, не знаем, как убить время. Однако, вспоминая, мы оценим первый промежуток как более длительней. по сравнению со вторым. В этом явлении проявляется закон заполненного временного отрезка. В субъективной оценке времени сказываются и индивидуальные различия: так, одни люди обнаруживают стойкую тенденцию недооценивать, другие — переоценивать время.
На восприятие времени также влияют эмоции человека. Время ожидания желательного события томительно, нежелательного—мучительного сокращается. В этом проявляется закон эмоциональной детерминированности оценки времени. Он сказывается и в том, что время, заполненное событиями с положительной эмоциональной окраской, сокращается в переживании, а заполненные событиями с отрицательным эмоциональным знаком, увеличивается: «Грустные часы длинны»—говорит Ромео.
«Счастливые часов не замечают», отмечает Грибоедов
Восприятие движения — это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Существуют два способа восприятия движения:
1. Когда изображение предмета на сетчатке глаза остается более или менее неподвижным.
2. Глаз остается относительно неподвижным, а изображение предмета перемешается на сетчатке.
Различают движения действительные и кажущиеся.
Примером кажущегося движения является стробоскопическос движение, на принципе которого построен кинематограф. Известно, что зрительное ощущение не исчезает сразу, поэтому при мелькании кадров (24 кадра в сек.) мы не видим это мелькание, а видим устойчивое изображение.
С позиций гештальтпсихологии было проведено несколько специальных работ по восприятию движения. К.Дункер поставил перед собой вопрос: в силу каких условий при изменении пространственных отношений в поле нашего зрения одни из воспринимаемых объектов кажется движущимися, другие неподвижными. Так, например, почему нам кажется, что движется луна, а не облака? По Дункеру. движущимся воспринимается тот объект, который явно локализуется на некотором другом объекте: двигается фигура, а не фон. Так, при фиксации луны среди облаков она воспринимается движущейся.
Е. Оппенгеймер показал также, что их двух предметов движущимся кажется обычно меньший. Движущимся также кажется тот предмет, который претерпевает наибольшие качественные и количественные изменения.
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Примеры похожих учебных работ
Факторы и психологические механизмы восприятия
… восприятии. Активность обеспечивает предельно адекватное восприятие предметов. Восприятие … изображение на сетчатке глаз … звуками. При действии многомодального раздражителя … свойство — движение; два позднейших … восприятия различают две формы восприятия: …
Восприятие и научение
… восприятия включены двигательные компоненты: ощупывание предметов и движение глаз; пропевание звуков или проговаривание речевых форм; принюхивание и пр. Направляется восприятие … всей требуемой последовательности действий, дрессировщик выдает поощрение …
Психофизиология восприятия в профессиональной деятельности человека
… работу самих рецепторов. Различают виды восприятия: 1) Восприятие движения окружающих предметов происходит благодаря тому, что перемещение осуществляется на каком-либо фоне. Это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие …
Восприятие, память(псих.ч-к)
… восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов и восприятия положения собственного тела. Объясните зрительные иллюзии. Раскройте основные закономерности восприятия времени и движения. … падающее на сетчатку глаза, выглядит …
Глава 15. Перцептивные процессы
В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
15.1. Понятие перцептивных процессов
Перцепцией,
или
восприятием,
называются процессы отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Выделяют различные виды восприятия в зависимости от того, какой анализатор (орган чувств) играет в нем ведущую роль —
зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные, вкусовые.
В зависимости от формы существования материи различают восприятие
пространства, направления, величины
(где, в свою очередь, выделяют восприятие формы, удаленности, глубины, перспективы и т.д.) и восприятие
времени.
Восприятие разделяют и в зависимости от меры сложности, развернутости самого его процесса:
симультанное
(«одномоментное», мгновенное) и
сукцессивное
(относительно расчлененное на микроэтапы), а также по степени осознанности —
произвольное
и
непроизвольное
восприятие. Восприятие обладает рядом основных свойств:
предметностью,целостностью, структурностью, осмысленностью, избирательностью, константностью, зависимостью
от прошлого опыта человека
{апперцептивностью), ограниченностью объема.
Процесс восприятия включает ряд закономерно сменяющих друг друга стадий (фаз перцепции):
обнаружение, различение,идентификация, категоризация, узнавание, опознание.
Все эти виды, свойства, фазы, закономерности сохраняются и в управленческой деятельности, обеспечивая адекватное и осмысленное, предметное и структурированное отражение внешней информации. Они образуют собой механизмы формирования
чувственного опыта
руководителя. Так, например, большую роль играет свойство избирательности восприятия, обеспечивающее выделение наиболее существенных особенностей внешней ситуации. Не менее значимо свойство структурности, позволяющее целостно (панорамно), но одновременно и внутренне упорядоченно воспринимать ситуации. Свойство апперцептивности обеспечивает постоянную «увязку» воспринимаемой информации с профессиональным и личностным опытом, а также ее «расшифровку» — декодирование.
Определенную роль в управленческой деятельности играют и индивидуально-стилевые различия восприятия. Существуют два основных стиля — аналитический
и
синтетический
и два дополнительных — аналитико-синтетическии и эмоциональный. «Синтетики» характеризуются склонностью к обобщенному отражению явлений и к определению общего, основного их смысла. Для «аналитиков», наоборот, характерна склонность к выделению частей, деталей, подробностей. Аналитико-синтетическии тип характеризуется комбинацией этих особенностей, однако, при меньшей выраженности той и другой. Эмоциональный тип характеризуется повышенной чувственной реакцией на ситуацию, которая, как правило, мешает ее адекватному восприятию. Безусловно, наилучшим для управленческой деятельности является третий, аналитико-синтетическии, тип восприятия; первые два менее эффективны; четвертый выступает как противопоказание к руководству. Наконец, среди общих характеристик восприятия необходимо отметить и такую важную индивидуальную особенность, как наблюдательность. Это — обобщающая характеристика восприятия, производная от всех иных его особенностей. Она состоит в избирательном, произвольном, осмысленном и увязанном с оценкой на основе прошлого опыта фиксированием важных и наиболее существенных особенностей ситуации. По отношению к управленческой деятельности принято говорить не просто о наблюдательности, а об
«изощренной наблюда-техъности»
(Б.М. Теплов) как важном качестве руководителя.
15.2. Специфика перцептивных процессов в управленческой, деятельности
Она определяется двумя главными обстоятельствами. Во-первых, восприятие неразрывно связано со всеми иными когнитивными процессами (прежде всего — с памятью, мышлением), что выражается в его свойстве апперцептивности, его зависимости от профессионального управленческого опыта. Оно, фактически, сливается с ними воедино и выступает не просто как прием информации, но и как ее оценка, осмысление, формирование отношения к ней. Комплексный характер управленческой деятельности в максимальной степени требует синтетического участия в ней всех познавательных процессов. В силу этого восприятие в управленческой деятельности трактуется довольно широко — в его взаимосвязях со всеми иными познавательными процессами. Его очень трудно (да и не нужно) «насильно» выделять из общего информационного взаимодействия руководителя с внешней средой. Например, типичным является подход, согласно которому восприятие определяется как «интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений» [113].
Во-вторых, сами эти стимулы — «материал» восприятия в. деятельности руководителя предельно специфичны. Информацией восприятия являются не столько предметы — объекты
внешнего мира (хотя, конечно, и они тоже), сколько
субъекты
— личности во всем многообразии и противоречивости их качеств, признаков, свойств, намерений. Таким образом, восприятие в деятельности руководителя — это, прежде всего, личностное, субъектное (точнее — межличностное) восприятие. Предметом восприятия выступает такой сложный и специфический объект, идентичный по своим параметрам самому субъекту восприятия, каковым является «другой человек». Поэтому специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности состоит в том, что здесь они выступают в своей особой форме — как межличностное восприятие, как
социалъная перцепция.
Термин «социальная перцепция» был предложен американским психологом Дж. Брунером в 1947 г. для обозначения восприятия «социальных объектов»,
под которыми подразумевались другие люди, социальные группы и даже «большие социальные общности»1. Социальная перцепция охватывает широкий круг явлений — ее разновидностей. Это, во-первых,
индивидуальная
перцепция (восприятие человека человеком). Она зависит от того, принадлежит ли человек к той же группе, что и воспринимающий, или — к другой группе (феномен «своего-чужого»). Это, во-вторых, восприятие индивидом некоторых
групп
в целом, которое также различно в отношении своей и чужой групп. Наконец, в-третьих, это так называемое
межгрупповое
восприятие группами друг друга, а также
самовосприятие
группой себя. Все эти виды социальной перцепции буквально пронизывают содержание управленческой деятельности, составляют основу ее коммуникативной функции. Они, однако, дополняются еще одним важным фактором — специфичностью перцепции в зависимости от того, в какой плоскости — субординационной или координационной они развертываются. Это — различия социальной перцепции по «вертикали» и «горизонтали». При изучении процессов социальной перцепции получен большой массив конкретных результатов, обнаружены многие интересные закономерности. Для характеристики деятельности руководителя наиболее значимы следующие данные.
Во-первых, это характеристика общей структуры процесса
социальной перцепции и его основных компонентов. Ими являются: воспринимающий
субъект
(индивид или группа), воспринимаемый
объеюп
(другой субъект или группа), сам
процесс
перцепции (получения информации),
декодирование
информации и создание образа «другого», активные
действия по поиску
дополнительной информации об объекте восприятия,
коррекция
(при необходимости) первоначального образа. Этот процесс предполагает подключение довольно сложных психологических механизмов — в частности, идентификации, эмпатии, рефлексии, эталонирования, стереотипизации, которые будут рассмотрены ниже.
Во-вторых, это раскрытие связи точности социальной перцепции с эффективностью деятельности руководителя.
Процессы межличностного восприятия являются необходимым
условием
любой совместной, в том числе и управленческой, деятельности. В целом показано, что существует довольно сложная — нелинейная зависимость между точностью, дифференцирован-ностью социальной перцепции и эффективностью групповой деятельности; между этими же параметрами перцепции и успешностью управленческой деятельности. Слишком низкая точность и полнота перцепции так же, как и слишком высокая, сопровождается меньшей успешностью деятельности. Успешность максимальна на некотором — довольно высоком, но все же промежуточном значении точности перцепции. Такого рода закономерности характеризуют отношения оптимума (а не максимума — «чем больше, тем лучше»)1.
На процессы социальной перцепции руководителя, а также на характер их связи с эффективностью его деятельности влияет свойство маргинальности его статуса. При этом различают две группы руководителей: ориентированных на требования вышестоящих уровней организации и ориентированных на управляемую группу (подчиненных). Второй тип характеризуется большей точностью перцепции и более сильным ее влиянием на эффективность деятельности. В целом выделяют следующие основные особенности восприятия руководителем подчиненных [70]: 1) перенесение общего впечатления о подчиненном на оценку его отдельных характеристик — как деловых, так и личностных («эффект генерализации»); 2) завышение оценок тех подчиненных, которые поддерживают руководителя; 3) завышение оценок тех подчиненных, которые высказывают сходные с руководителем мнения; 4) занижение оценок тех подчиненных, которые не поддерживают руководителя и высказывают противоречащие его мнению суждения; 5) руководитель блокирует информацию, поступающую ему от лиц, получивших с его стороны негативную оценку.
В связи с этим встает и еще один важный вопрос: об адекватности восприятия самого руководителя возглавляемой им группой. Он особенно важен для эффективного руководства, поскольку именно от того, насколько «принят» руководитель группой (организацией), решающим образом зависит и эффективность совместной деятельности. В зарубежных исследованиях разработан своеобразный норматив того, как должен восприниматься руководитель своими подчиненными, чтобы его деятельность была эффективной: во-первых, как «один из нас»; во-вторых, как «подобный большинству из нас»; в-третьих, как «лучший из нас»; в-четвертых, он должен «соответствовать экспекта-циям», т.е. оправдывать ожидания членов группы. Наиболее изученной и богатой фактическим материалом является та область социальной перцепции, которая связана с описанием ее основных феноменов,
эффектов, проявлений («феноменологическое направление»). Все эти эффекты и феномены обладают одной общей чертой. Они одновременно являются и своеобразными «ошибками» (проявлением неточностей социальной перцепции), и важнейшими закономерностями, причины которых коренятся в фундаментальных особенностях психики. Отметим те из них, которые представляют наибольший интерес и значимость для характеристики управленческой деятельности.
«Эффект ореола»
(галоэффект) является наиболее известным среди всех «ошибок» межличностной перцепции. Его суть состоит в том, что общее благоприятное впечатление (мнение) о человеке переносится и на оценку его неизвестных черт, которые также воспринимаются как позитивные. И наоборот, общее негативное впечатление также ведет к отрицательной оценке тех черт, которые неизвестны. Этот эффект усиливается при уменьшении общей информированности об объекте восприятия; в этом случае он сам служит своеобразным средством восполнения дефицита информации об объекте.
«Эффект первичности»
состоит в тенденции к сильной переоценке первой информации о человеке, в ее фиксации и высокой устойчивости в дальнейшем по отношению к другой, поступившей позже, информации. Он называется таюке «эффектом знакомства», или «первого впечатления». Как показывают исследования, эта — начальная информация крайне важна субъективно, она получает несоразмерную ее объективной важности субъективную оценку и в дальнейшем очень трудно поддается коррекции. В основе этого эффекта лежат преимущественно неосознаваемые механизмы оценивания. Однако показано, что в существенной части случаев этот эффект отнюдь не является только «ошибкой», поскольку дает хотя и грубый, приблизительный, но все же довольно точный результат1.
«Эффект новизны»,
в отличие от предыдущего, относится не к восприятию незнакомого человека, а к восприятию уже знакомого. Он состоит в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается субъективно наиболее значимой.
«Это
относится не только и далее не столько к информации о внешних признаках субъекта, но и к его, например, речевому поведению. Поэтому существует правило, согласно которому беседу следует заканчивать какой-либо эффектной фразой, поскольку именно она лучше всего запечатлевается собеседником и более всего влияет на его мнение и поведение.
Два последних эффекта обусловлены общим психологическим механизмом — механизмом стереотипизации.
Все феномены, обусловленные им, иногда выделяют в отдельную группу — группу
«эффектов стереотипизации».
Стереотип — это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как средством, своего рода «сокращением», схемой при взаимодействии с этими явлениями. Он возникает на основе сложившихся в быту (или в профессиональной деятельности) «расхожих» представлений о сути тех или иных явлений. Возникает он и на основе ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто эффекты этой группы возникают относительно групповой или профессиональной принадлежности («все бухгалтеры — педанты»), но часто и на основе чисто бытовых представлений («толстяки — добродушны, худые — желчны»)1.
Стереотипизация как механизм и причина для возникающей на ее основе группы эффектов не может быть оценена с позиций «плохо-хорошо». Она двойственна: упрощая процесс восприятия, человек невольно «платит» за это упрощение вероятностью ошибочного восприятия. Одной из относительно самостоятельных разновидностей этого явления выступают так называемые ошибки моделирования.
Это — образ, некоторая модель человека, складывающийся на основе стереотипов и возникающий еще
до начала
межличностного взаимодействия, на базе предварительной информации о нем. Ошибки моделирования возникают, следовательно, на основе не вполне адекватной
до-перцептивной установки.
Она потому и является не вполне адекватной, что формируется под влиянием стереотипизации.
В этом плане хрестоматийными стали эксперименты отечественного психолога А.А. Бодалева. Студентам двух групп показывали одну и ту же фотографию мужчины; одной группе предварительно сообщалось, что это — «закоренелый преступник», а другой, что это — «крупный ученый». Затем их просили описать личность на фотографии. Результаты были диаметрально противоположными и полностью соответствовали доперцептивной установке. Не только в целом, но и в отдельных частях лицо не фотографии интерпретировалось в соответствии с ней. Так, «глубоко посаженные глаза» свидетельствовали либо о «глубоко затаенной злобе», либо о «глубоком уме», а выдающийся вперед массивный подбородок — либо о «решимости идти до конца в преступлении», либо о «силе воли на пути познания».
Частным, но важным именно для управленческой деятельности видом ошибок моделирования является своеобразное «технократическое восприятие»
подчиненных. Руководитель «моделирует» подчиненного на основе его должностной и профессиональной принадлежности и строит образ таким, каким он должен быть, исходя из этой принадлежности, а не на основе особенностей реальной личности. Этот феномен выступает частным проявлением общего технократического,
манипулятивного стиля
руководства. Он часто является источником межличностных конфликтов в вертикали «руководитель-подчиненный». Отсюда следует известное правило гуманистическою управления: в подчиненном надо видеть человека, а не в человеке — подчиненного; руководить не должностями, а людьми.
«Эффект снисходительности»
состоит в необоснованно позитивном восприятии руководителем подчиненных и гипертрофировании их позитивных черт при недооценке негативных; в мнении, что они «еще исправятся». Его основа — стремление обезопасить себя от возможных конфликтов, неизбежно возникающих при объективной оценке негативных черт. Данный эффект чаще наблюдается у руководителей демократического и особенно — попустительского стилей. У руководителей же авторитарного стиля он «оборачивается» и предстает как
«эффект гипервзыскателъности»,
или «эффект прокурора».
Эффект «физиогномической редукции»
состоит в не вполне обоснованном и, как правило, поспешном заключении о внутренних психологических характеристиках человека на основе его внешнего облика [70].
Более сложен и имеет групповую обусловленность следующий феномен, обозначаемый как «эффект отрицательной асиммет-рии начальной самооценки»
(ОАНС) [70]. Вначале именно другая группа («Они») имеет более выраженную качественную определенность при восприятии, чем своя («Мы»). Но в дальнейшем первая оценивается все хуже и менее точно, чем вторая (своя). Это — один из типичных источников поведения руководителя, ставящего в пример подчиненным «других» лиц и «другие» группы, но недостаточно адекватно оценивающего преимущества «своей» группы — «не видящего пророка в своем отечестве».
Своего рода «зеркальным» вариантом этого феномена является противоположный эффект: поляризация со знаком «плюс» оценок членов своей группы («Мы-переоценка») и со знаком «минус» — членов чужой группы («Они-недооценка» ). В основе данного эффекта лежит механизм укрепления самоидентичности группы, подчеркивания ее значимости и ценности, а следовательно, и своей значимости как ее руководителя.
Такая поляризация выступает частным случаем и одновременно одной из причин более общего явления, который получил название феномена «внутригруппового фаворитизма».
Он состоит в тенденции благоприятствовать в восприятии и оценочных суждениях членам собственной группы в противовес- членам некоторой другой группы (или групп). Данный феномен как бы задает «режим наибольшего благоприятствования» межличностным отношениям и восприятиям членов внутри группы (по сравнению с межгрупповыми связями). В плане отношений руководителя группы (организации) с подчиненными он приобретает дополнительные специфические особенности. Во-первых, он может становиться, и чаще всего становится избирательным в отношении отдельных членов группы. Во-вторых, при этом он гипертрофируется, трансформируясь в известное
явление протекционизма,
т.е. переходит из плоскости восприятия в плоскость действий.
Феномен «презумпции взаимности»
(иллюзии взаимности) заключается в устойчивой тенденции человека воспринимать отношения к нему со стороны окружающих его людей подобными его собственным отношениям к ним. Причиной феномена «презумпции взаимности» является то, что именно такое — подобное, т.е. равноправное отношение, субъективно представляется как наиболее «справедливое». Предположение о взаимности — своеобразная «точка отсчета», с которой начинают строиться межличностные отношения. Для руководителя это одновременно и регулятор — сдерживающий механизм. Он заставляет помнить его о том, что несправедливые оценки могут вызвать
«эффект бумеранга»
со стороны подчиненных.
Феномен «предположения о сходстве»
состоит в тенденции субъекта считать, что другие (другой) значимые для него люди воспринимают окружающих так же, как он сам. Он переносит свое восприятие других людей на своих подчиненных. Так, руководитель склонен, как правило, считать, что восприятие подчиненными и других людей, и его самого является именно таким же, как его собственное восприятие. Более того, он так сроит свое поведение и отношения с подчиненными, чтобы культивировать и укреплять это «единство восприятия и оценок». В предельном выражении этот феномен также может выходить за рамки перцепции и трансформироваться в явление навязывания мнений. Еще два феномена — «зеркального образа» и фаворитизма имеют сходное содержание и состоят в следующем. Члены двух групп (как правило, конфликтующих) воспринимают одни и те же личностные черты как положительные у членов своей группы и как отрицательные — у членов другой группы.
Характерной «ошибкой» восприятия, имеющей, правда, своей причиной рке не только мелсличностные, а более общие факторы, является феномен игнорирования информационной ценности «неслучившегося».
Любой руководитель хорошо знает, что чаще значительно более важным является не то, что человек сказал или сделал, а то, что он не сказал и не сделал. На практике, однако, это понимание далеко не всегда подкрепляется действиями в силу указанного эффекта. Причем «информация о неслучившемся» не только недооценивается, но вообще часто игнорируется как не имеющая места и поэтому вообще не принимается в расчет1. Всем известно выражение «молчание — знак согласия» как наиболее простой случай данного феномена. В управлении он, однако, чаще бывает довольно сложным и требует специального осмысления. Недооценка этого очень часто приводит к ошибкам в руководстве. Данное явление в качестве своей причины имеет то, что интерпретация и понимание «информации о неслучившемся» более трудна и, следовательно, усложняет и без того сложную деятельность руководителя. Вместе с тем одной из важнейших черт профессиональной компетентности, «опытности» руководителя как раз и является правильная оценка того, что могло произойти, но не произошло и почему этого не случилось.
Рассматриваемые феномены социальной перцепции раскрывают специфику и сложность перцептивных процессов в управленческой деятельности. Наряду с ними в деятельности руководителя существенную роль играет еще одна категория явлений межличностного восприятия. Она, однако, носит более общий характер и тесно связана с интеллектуальными процессами. Эти явления характеризуют уже не только то, как люди воспринимают и оценивают других, но и то, как они пытаются объяснить причины
воспринимаемых ими поступков, поведения других. В западной психологии это направление получило название
каузальной атрибуции1,
развитое в трудах Ф. Хайдера, Э. Джонса, Л. Росса, Р. Нисбетта и др.
Основной и исходный феномен каузальной атрибуции состоит в том, что люди склонны объяснять свое поведение ситуационными факторами
(т.е. воздействием на них «обстоятельств»), а поведение других —
личностными факторами
(т.е. их психологическими особенностями)2. Эта тенденция носит общий характер, хотя и зависит от «знака» оцениваемою поведенческого события — его успешности или неуспешности. В случае неуспеха она максимально выражена, а в случае успеха может меняться на противоположную. В этом проявляется еще одна фундаментальная особенность атрибуции. Люди склонны объяснять личные успехи своими личностными чертами, своим отношением к делу, а неудачи — обстоятельствами, внешними причинами. В основе всех этих явлений лежит стремление человека не только воспринимать события как таковые, но и пытаться их объяснить, выявить их причины. Поиск и нахождение этих причин происходит, однако, в разных плоскостях в зависимости от того, поступки кого подлежат объяснению — «меня самого», «мои поступки» или «других» и их действия.
Атрибутирование пронизывает буквально всю управленческую деятельность и особенно важно для реализации оценочных функций руководителя. Вместе с тем в его деятельности оно усложняется и приобретает дополнительные черты. Дело в том, что в этой деятельности сталкиваются как бы два различных направления атрибутирования. Руководитель, согласно общему закону атрибуции, склонен объяснять неудачу какого-либо мероприятия внешними по отношению к нему причинами. Но ими как раз и будут «другие» — внешние по отношению к нему люди (подчиненные). Однако и сами подчиненные тоже действуют по этому закону, объясняя общую неудачу также внешними факторами — плохим руководством, неудачной организацией. Подобное столкновение является одной из важнейших и типичнейших причин возникновения конфликтов по линии руководитель — подчиненные, коренящихся в психологических механизмах атрибутирования. На способ разрешения этих конфликтов, равно как и на стиль руководства в целом, существенное влияние оказывает специфическое личностное качество, связанное с процессом атрибутирования, — локус контроля
личности. Оно состоит в общей тенденции субъекта приписывать причины событий и своих поступков преимущественно либо внешним, либо внутренним факторам. Человек может по-разному локализовать эти причины — факторы, определяющие и объясняющие («контролирующие») те или иные явления. Отсюда и сам термин «локус контроля». В зависимости от этого различают два типа личностей — интер-нальный и экстернальный.
Интерналы
характеризуются внутренним локусом контроля; для них характерно стремление объяснять события внутренними факторами (своими личностными особенностями, мотивацией, усердием, знаниями).
Экстерналы
имеют внешний локус контроля; характеризуются тенденцией «выносить» причины во вне себя и объяснять явления внешними факторами. Ими могут быть обстоятельства, влияние других людей, невезение (или везение), отсутствие средств и времени и т.д.
Все рассмотренные закономерности и эффекты социально-перцептивного плана в деятельности руководителя обусловлены спецификой основного объекта его управленческих воздействий — личностей подчиненных ему людей. Вместе с тем как бы ни был сложен и специфичен этот «социальный объект» восприятия, он не исчерпывает содержания всей информации, которую приходится воспринимать руководителю. Главная особенность управленческой информации (или, используя психологическую терминологию — информационной основы деятельности
руководителя) — ее огромный объем. Данная особенность неразрывно связана и с другой важнейшей особенностью управленческой информации — ее принципиальной
-разнородностью, разнокачественностью
содержания. Она включает в себя разнородные категории информационных источников — информацию о подчиненных, о технологии, «о фактах» (событиях), «о мнениях», об актуальном состоянии организации, о прогнозах событий, директивно-нормативную информацию и многом другом. Принципиальная гетерогенность информационной основы обусловлена основным свойством организационных систем управления — их комплексным,
социотехническим типом.
Поэтому информационная основа деятельности руководителя предъявляет особо жесткие и специфические требования к процессу восприятия в целом как средству получения информации.
Суть этих требований связана со следующим противоречием. С одной стороны, руководитель «обязан видеть все», причем желательно не только в целом, но и в деталях (требование «изощренной наблюдательности»). С другой стороны, важнейшая психологическая особенность восприятия — ограниченность его объема не позволяет достичь этого. Выход из положения состоит в том, что информационная основа деятельности руководителя подвергается закономерным трансформациям, специальной организации. Они происходят на основе специфических для процесса восприятия особенностей. Основными среди них являются целостность, структурированность, избирательность, предметность восприятия. Поэтому воспринимаемая информация подвергается структурированию, расчленению на части, выделению главных из них, осмыслению, группировке, систематизации — иными словами организуется
в соответствии с особенностями восприятия. Ведущую роль в этой организации играет свойство апперцептивности восприятия — связи актуально воспринимаемой информации с прошлым опытом человека. Поэтому уже само восприятие информации руководителем неотделимо от его профессионального опыта; оно организуется и направляется им. Мера точности, адекватности и полноты восприятия информации поэтому очень сильно зависит от особенностей профессионального опыта, знаний руководителя1. Такая организованная, наполненная смыслом информационная основа воспринимается легче, адекватнее, полнее и быстрее. В психологии известны два основных средства обеспечения структурирования информационной основы профессиональной деятельности.
Первым из этих средств являются «оперативные единицы восприятия информации» (ОЕВ). Под оперативными единицами понимаются любые объекты или их группы, которые субъективно воспринимаются как целостные
и
осмысленные,
отдельные от других объектов. Это как бы «куски», блоки информации; те структурные элементы, на которые субъект произвольно расчленяет тот огромный информационный поток, который воздействует на него. Оперативные единицы не обязательно включают какой-либо один объект (или признак) или отдельного человека. Оперативные единицы — это «многое, воспринимаемое как единое» — как один смысловой объект. Например, для руководителя высшего звена такой оперативной единицей может быть не каждый отдельный член организации, а группа, подразделение в целом. Но для первичного руководителя это уже не характерно: его оперативные единицы должны быть более дробными. Оперативные единицы подвергаются организации: они упорядочиваются, определяется их сравнительная значимость, строится их иерархия, они уточняются и часто укрупняются. В силу этого вся информационная основа деятельности руководителя представляет собой упорядоченную и организованную систему оперативных единиц. Оперативные единицы могут очень различаться по объему, по их «вместимости», информационной емкости. В предельно минимальном объеме ею может быть, например, та или иная воспринимаемая руководителем личностная особенность подчиненного. В предельно обобщенном виде ею может быть, например, информация о состоянии социально-психологического климата в каком-либо крупном подразделении. Его руководитель воспринимает и учитывает в своей работе как
один
из информационных признаков. От величины оперативных единиц зависит, таким образом, их информационная емкость, ценность — то, насколько они выполняют свою главную роль — организации и структурирования информационной основы. В конечном счете, от величины оперативных единиц зависит и общий объем информационной основы деятельности руководителя1. Величина оперативных единиц — это и есть размер той «упаковки», которая используется для упорядочивания информации об организации. Одновременно оперативные единицы должны быть
адекватны
объективному содержанию внешней информации. Это значит, что они строятся на основе реальных, присущих организации особенностей, отражают ее технологические и структурные особенности. Наконец, оперативные единицы должны быть
динамичными.
Они при необходимости должны допускать либо’ разбиение на более мелкие единицы (декомпозицию), либо укрупнение (синтезирование) в еще более крупные единицы. Тем самым общая структура всех оперативных единиц обеспечивает «общий взгляд» на организацию, панорамность ее видения, а возможность «разукрупнять» эти единицы обеспечивает видение деталей, «тонкостей» («изощренную наблюдательность»). Система оперативных единиц — это средство, позволяющее видеть одновременно «и лес и отдельные деревья» [58]. Чем выше иерархический уровень руководителя, тем оперативные единицы крупнее, обобщеннее, менее детализированы и наоборот. Оперативные единицы не задаются извне, а формируются самим субъектом. Они являются продуктом формирования профессионального опыта в целом, но одновременно — показателем его зрелости.
Вторым средством «борьбы» с информационной избыточностью является механизм формирования оперативного образа управляемого объекта (организации)2. Оперативный образ — это организованная в целостность, осмысленная и упорядоченная система оперативных единиц, в которой представлена обобщенная информация об основных особенностях организации. Оперативному образу как особому психологическому образованию,формирующемуся на основе главных закономерностей перцепции, присущ ряд важных закономерностей и свойств. Главными среди них являются следующие [72].
Целостность.
Оперативный образ — это всегда обобщенный образ организации, отдельные компоненты которого структурированы и синтезированы. Это свойство обеспечивает то «общее видение» организации, которое так необходимо руководителю, —
па-норамность
перцепции руководителя, способность «держать перед умственным взором общую картину происходящего».
Схематизированность.
Оперативный образ — это не только информация об отдельных особенностях организации, но и о связях между ними, т.е. о ее структуре. Поэтому он, во-первых, включает в себя в схематическом, наглядном виде эти структурные взаимосвязи. Во-вторых, его содержание также схематизировано — упрощенно, отвлечено от второстепенных деталей.
Лаконичность.
Оперативный образ в силу его схематизиро-ванности, а также по соображению удобства работы с ним имеет тенденцию становиться все более компактным и, следовательно, легким в работе. Отсюда и сам термин «оперативный» — значит удобный в работе, наиболее пригодный для точного, быстрого и эффективного использования. Он становится все более лаконичным, что, однако, достигается не за счет «информационных потерь», а за счет лучшей организации информации в образе.
Прагматичность.
Оперативный образ формируется под непосредственным влиянием основных задач управления и целей организации. Он изначально подстраивается под них, формируется в том виде, который наилучшим способом соответствует им. В него включается только та информация, которая содействует целям и задачам организации, а вся иная исключается. В связи с этим для характеристики оперативных образов в деятельности руководителя привлекается понятие
деенаправленного восприятия
[М. Арбиб]. Это — восприятие, процесс и результат которого (образ) подчиняется достижению какой-либо цели, конкретным действиям по ее осуществлению [4].
Функциональная деформация.
В структуре оперативного образа те его компоненты, которые наиболее важны для достижения целей организации, выходят на первый план, становятся гипертрофированно рельефными. Все иные субъективно недооцениваются, а часто — вообще игнорируются.
Динамичностъ.
Оперативный образ, будучи достаточно стабильным, одновременно не должен быть «ригидным». Он должен допускать возможность трансформаций при изменении внешних условий. Тем самым оперативный образ приобретает и свойство
адаптивности
— приспособляемости к ситуативным изменениям условий деятельности.
Итак, главные особенности перцептивных процессов в управленческой деятельности определяются своеобразием основного предмета восприятия — человека, а также гетерогенностью и объемом воспринимаемой информации. Возникающие при этом многочисленные феномены и закономерности социальной перцепции раскрывают сущность процесса восприятия в деятельности руководителя. Эти феномены, взаимодействуя с общими перцептивными закономерностями, обусловливают обобщенные средства организации управленческой перцепции — формирование оперативных единиц восприятия и оперативных образов.