Константность восприятия человека. Восприятие цвета объектов.

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при изменении условий восприятия. Она наиболее отчетливо выражена в зрительном восприятии величины, формы и цвета предметов.

Константность восприятия величины предмета состоит в том, что один и тот же предмет, находясь на разных расстояниях от наблюдателя, воспринимается им как одинаковый по величине, хотя величина изображений предмета на сетчатках глаз уменьшается по мере его удаленности.

Степень константности восприятия будет разной на разных расстояниях. Если смотреть на карандаш с расстояния в 25 см, а затем с расстояния в 50 см, то изображение его на сетчатках глаз во втором случае будет вдвое меньше, чем в первом. Но видимая величина его не изменится: карандаш нам кажется предметом тех же размеров. Это случай полной константности. На расстоянии от 3 до 500 м видимая величина предметов постепенно уменьшается, но в меньшей степени, чем величина их изображений на сетчатках глаз. Константность восприятия величины становится неполной. На далеких расстояниях она совсем исчезает. Если видимую величину предметов, удаленных на 1000 м, принять за единицу, то при удалении на 2000 м предмет будет казаться вдвое меньше; при удалении на 10 000 м — в 10 раз меньше и т. д. Иными словами, на далеких расстояниях видимая величина предметов будет соответствовать проекционной величине их изображений на сетчатках глаз. Восприятие величины становится аконстантным.

  • В основе константности восприятия величины предметов лежит условный рефлекс на комплексный раздражитель: к раздражениям, идущих из сетчаток, присоединяются раздражения из глазных мышц. возникающие при их сокращении в момент фиксации взора на предмете. Эта комбинация раздражений, совпавшая несколько раз с осязательным раздражением от предмета известной величины, является сигналом действительной величины предмета (И. П. Павлов).

При небольшой удаленности предметов от наблюдателя приспособительные движения глаз (конвергенция — сведение внутрь зрительных осей и аккомодация — изменение формы хрусталика для лучшего видения на разных расстояниях) увеличиваются, поэтому константность восприятия величины бывает полной или почти полной. При восприятии предметов на больших расстояниях механизм конвергенции и аккомодации выключается. Основным сигналом величины предметов служат изображения на сетчатках. Восприятие величины становится аконстантным. При определении величины предмета на далеком расстоянии человек пользуется сравнением ее с величиной других хорошо знакомых ему предметов, расположенных рядом.

Экспериментально установлено, что при бинокулярном зрении (при видении двумя глазами) константность восприятия величины выше, чем при монокулярном. И это понятно: при наблюдении одним глазом значительно сокращается количество двигательных импульсов, идущих от рецепторов в кору, по причине выключения конвергенции; остается только двигательный рефлекс хрусталика. Доказано также, что степень константности видимой величины хорошо известных человеку вещей выше, чем при восприятии геометрических фигур, величина которых обычно произвольна.

Восприятие формы предмета также обладает в известных пределах свойством константности.

Константность восприятия формы предмета— это относительное постоянство видимой формы при изменении по-положения предмета в пространстве. Изображение плоского предмета на сетчатках глаз меняется в зависимости от положения предмета в пространстве. Но видимая форма предмета или совсем не отличается от действительной его формы (полная константность), или отличается незначительно, если сравнить ее с формой изображения предмета на сетчатках (неполная константность). Так, изображение тарелки будет то кругом, то более или менее вытянутом эллипсом, а сетчаточный обрез тетради будет то прямоугольником, то ромбом, то трапецией в зависимости от угла зрения наблюдателя. Но мы обычно воспринимаем эти предметы такими, какими они являются в действительности; тарелку видим круглой, а тетрадь — прямоугольным четырехугольником.

Константность восприятия формы предмета объясняется так же, как и константность восприятия величины. Смотря на предмет, мы очень быстро и незаметно для себя обводим взором его контуры. Если предмет расположен под углом к линии взора, мы замечаем, что один его край ближе к нам, а другой — дальше. Раздражения из конвергенционных и акомодационных мышц объединяются с раздражениями из сетчаток глаз, образуя комплексный раздражитель, с различными вариантами которого (в зависимости от вариантов положения тела в пространстве) человек уже знаком по прежнему опыту.


Константность восприятия цвета — это относительная неизмененность видимого цвета предметов при изменении освещения. Черный бархат и уголь мы видим черными как при полуденном солнечном освещении, так и в сумерки. А сахар и мел в этих же условиях освещения мы видим белыми. Это случай полной константности видимого цвета предметов. Константность видимого цвета предметов при хроматическом освещении выражена слабее. Мы воспринимаем снег белым как при багряном закате солнца, так и при синем свете неоновых ламп. Однако при очень ярком хроматическом освещении константность восприятия цвета может исчезнуть, и предметы приобретут цвет освещения. Эту особенность восприятия широко используют в театре для создания у зрителей нужного впечатления.

Константность видимого цвета выше при восприятии предмета на фоне других предметов. Изменение интенсивности освещения или его цвета одновременно меняет цвет всех предметов, находящихся в поле зрения. У человека образуется условный рефлекс на отношение цветовых раздражителей, что позволяет ему узнавать цвета предметов независимо от изменения освещения, т. е. константно. Например, он много раз видел лес, поле, песчаный холм, озеро и небо над ними в солнечный полдень, на заре, в туманные сумерки, ночью. Адаптируясь к изменяющемуся освещению, человек не мог не заметить, что цвета всех знакомых ему предметов изменяются каждый раз в определенном направлении (одни темнеют, другие светлеют, розовеют, синеют и т. п.). Так, песчаный берег реки при ярком солнечном свете кажется светлее водной поверхности реки, а в сумерках, наоборот, темнее ее.

Степень константности восприятия цвета зависит от одновременного или раздельного влияния нескольких условий: адаптации к общему уровню яркости зрительного поля, действия светового контраста, восприятия источника освещения. Влияют и такие дополнительные условия, как удаленность предмета, блеск, световые блики, тени и пр.

Содержание

  • Физиологический механизм восприятия
  • Свойства восприятия
  • Принципы восприятия
  • Факторы восприятия
  • Эффекты восприятия
  • Классификация видов восприятия
  • Нарушения восприятия Иллюзии восприятия
  • Галлюцинации Эйдетизм как вид галлюцинаций

Если сравнить определения двух психических процессов, т.е. восприятия и ощущения, то можно заметить некоторые особенности. Так, например, восприятие является более сложным процессом. Если ощущения отражают отдельные свойства объектов, то восприятие — это целостное отражение. Таким образом, результатом восприятия является целостный перцептивный образ объекта, а не отдельное его свойство.

Восприятие как перцептивная деятельность.

Наблюдение и наблюдательность

Восприятие можно рассматривать не только в качестве одного из познавательных процессов, но и как относительно самостоятельную перцептивную деятельность. Восприятие как процесс включено в различные виды практической и умственной деятельности человека в качестве одного из ее компонентов, далеко не всегда ясно осознаваемых. Но оно становится относительно самостоятельной перцептивной деятельностью, если имеет цель, систему мотивов, способы осуществления и определенный результат. Перцептивная деятельность включает в себя ряд перцептивных действии.

Поясним сказанное примером.

Некто, например географ, направляется к реке с целью исследовать особенности ее течении в определенном месте. Он идет по лугу, занятый своими мыслями, плохо замечая окружающие предметы, но тем не менее не сбиваясь с пути и обходя привычные препятствия — куст, камень, лужу. Восприятие в составе его психической деятельности в данный момент выступает как один из процессов чувственного отражения ситуации, без которого деятельность была бы невозможной. Но нот па пут оказался глубокий овраг, который надо пересечь. Восприятие сразу становится произвольным и целенаправленным, переходит в относительно самостоятельную деятельность, предваряющую практические действия: прежде чем перебраться через овраг, надо тщательно осмотреть его склоны и дно, т. е. выполнить некоторую систему ориентирующих действий (перцептивных действий). Эта деятельность в свою очередь подчинена деятельности более широкой по объему: преодолев препятствие и дойдя до реки, географ выбрал удобное место и стал наблюдать за движением воды, характером берегов п пр., несколько раз меняя позицию и что-то записывая в блокноте. Восприятие стало особой деятельностью — наблюдением. К перцептивной деятельности можно отнести также восприятие кинокартины, пейзажа, концерта и т. п.


В настоящее время в области детской и инженерной психологии проводят многочисленные эксперименты с целью изучения перцептивных действий в их генезисе (возникновении и развитии) у ребенка и в производственной деятельности взрослого, например в работе диспетчера или другого оператора. Исследователи указывают на то, что перцептивные действия идут в определенной последовательности, образуют некоторую систему действий, а именно: сначала происходит обнаружение объекта; затем выделение наиболее информативных признаков его, например характерного для данного предмета контура; далее следует ознакомление с выделенными признаками (рассматривание, ощупывание и пр.) и, наконец, опознание объекта, т. е. отнесение его к определенной категории объектов (например, к растениям, животным, механизмам и т. п.). Как указано в начале главы, у взрослых эти ориентировочно-исследовательские действия протекают быстро, в «свернутом» виде. Обнаружение и опознание крайне затруднены при быстром встречном движении объекта и наблюдателя, например летчика, машиниста, шофера. Длительность перцептивных действий измеряется секундами или долями секунды. При таком дефиците времени трудно избежать ошибок.

Одной из задач учителя является обучение детей наблюдению и развитие у них жизненно ценного свойства личности — наблюдательности. Наблюдение — это длительное, целенаправленное восприятие какого-либо объекта, проводимое по определенному плану, с последующим анализом и обобщением полученных данных.

Наблюдение необходимо в любой деятельности человека — учебной, трудовой, творческой. Учащийся, прежде чем самостоятельно выполнить какое-либо задание, наблюдает за тем, как его выполняет учитель. Рабочий, прежде чем приступить к работе на новом или отремонтированном станке, наблюдает за ним, проверяя исправность отдельных частей и механизма в целом. Учитель, обучая и воспитывая детей, постоянно наблюдает за поведением учащихся, процессом усвоения ими знаний, за особенностями работы каждого ученика, за результатами своих воспитательных воздействий. В научной деятельности наблюдение часто выступает как специальный метод исследования, например в естественных науках, в психологии и др.

Наблюдение только тогда дает ценные теоретические или практические результаты, когда соблюдаются следующие условия.

  • Наблюдающий ясно осознает цель наблюдения, практически владеет приемами наблюдения в данной области и имеет некоторые знания об объекте наблюдения. Иногда для наблюдения требуются специальные приборы, их надо изучить предварительно.
  • Имеется план наблюдения, в котором предусмотрены последовательность, время, место и количество наблюдений.
  • Фиксируются данные наблюдения в виде описаний, протоколов, стенограмм, зарисовок, фотографий, фонограмм, кинодокумент, коллекций образцов и т. п. Объективность требует, чтобы отбирались и фиксировались не только те факты, которые соответствуют гипотезе наблюдающего, но и факты, противоречащие ей.
  • Результаты наблюдения тщательно анализируются, сравниваются, а если возможно, подвергаются количественной обработке. Все это необходимо для выявления сущности и закономерности связей изучаемого объекта.

У людей, с ранних лет приученных к целенаправленным и систематическим наблюдениям за явлениями окружающего мира, развивается наблюдательность. Наблюдательность — это стойкая типичная черта психического склада личности, которая проявляется в умении достаточно полно и разносторонне воспринимать и представлять объекты окружающего мира, выделять в них малозаметные, но иногда довольно существенные особенности, подмечать различия в сходных явлениях и объективно истолковывать результаты своих наблюдений.

Некоторые люди обладают всесторонней наблюдательностью, другие — преимущественно в какой-либо определенной области, например в области природы, техники или психологии людей. Наблюдательность — очень ценная способность человека, необходимая для формирования его мышления и для практической деятельности. Ее надо развивать у детей возможно раньше.

Физиологическая основа

Какова психофизиология восприятия? Процессы, которые происходят во время познания окружающего мира человеком (это процесс практически непрерывный), можно зафиксировать на уровне органов чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе, их называют физиологической основой восприятия.

Механизм их действия можно наглядно объяснить так:

  • раздражители на окончаниях нервов органов чувств передают полученную информацию в кору головного мозга;
  • потом оно поступает в проекционные зоны мозга, которые называют сенсорными;
  • создаётся ощущение полученных сведений и их осмысление.

Любая «неисправность» этой цепочки может нарушить целостность восприятия.

Например, потеря зрения, как свойства органа чувств, ограничивает получаемый образ в плане его цвета, объёмности, формы и пр, а сбой на сенсорном уровне приведёт к тому, что увиденное человек будет воспринимать лишь, как набор световых и цветовых пятен.

Нервные связи, с помощью которых и работает процесс восприятия, бывают 2 направлений:

  • образующиеся после воздействия одного анализатора, — например, шум воды в реке, которую мы ещё не видим, воздействует пока только на наш слуховой аппарат;
  • межанализаторные, — образно говоря, они возникают, когда мы к реке подходим, здесь вступает в силу целый комплекс ощущений, в том числе, ассоциативных.

Модальность

Выделяют 4 сенсорных систем восприятия информации, (моделей — отсюда и название) которыми пользуется человек:

  • визуальная система предполагает восприятие цвета и формы, то есть, того, что мы видим;
  • слуховая система использует звуки, их громкость, тембр, ритм, частоту;
  • кинестетическая система воспринимает вкус, запах, температуру;
  • дигитальная использует логические построения.

Функции

За время жизненного существования человека восприятие выполняет несколько основных функций:

  • общее ориентирование;
  • оценку месторасположения отдельных предметов и явлений;
  • познавательная функция уже включает открытие сущности предметов и явлений, их взаимосвязанности;
  • контроль деятельности;
  • регулирование деятельности.

К основным свойствам восприятия относят:

  • предметность, — человек осознаёт увиденный предмет, как отдельное тело;
  • целостность, — отдельные свойства предметов обязательно (если речь идёт об апперцепции) складываются в зрительный образ;
  • структурность, — это не механическая сумма ощущений, а соотношение их в течение некоторого времени: слушая музыку, мы воспринимаем не отдельно ноты, а складывающуюся мелодию;
  • константность, — благодаря этому качеству, человек воспринимает движущиеся предметы, как постоянные по своей форме и свойствам;
  • осмысленность, — на этом этапе происходит окончательное формирование образа предмета и явления и его места в окружающем мире.

Типы людей

Есть и несколько типов восприятия:

  • зрительное: оно происходит с доминированием увиденного;
  • аудиальное — оно, в основном, основывается на звуках;
  • дискретное основывается на числах и символах;
  • есть и более сложное восприятие, основанное и ещё на остальных чувствах.

Равномерно распределяться в нашем сознании эти типы не могут, у кого-то развиты лучше одни, у кого-то — другие.

Соответственно, и люди подразделяются на индивидуумов, обладающих различными доминирующими типами восприятия:

  • визуал быстрее что-то замечает, в его речи преобладают слова: я увидел, посмотел, мнепревиделось;
  • аудиал чаще говорит о том, что он услышал и опирается, прежде всего, на звуковые ощущения;
  • кинестет эмоционален, постоянно говорит об ощущениях;
  • дигитал опирается на логические построения.

Примеры

Конечно, людей, которые пользуются только одной формой восприятия, нет, как нет и чисто выраженных типов, они часто смешиваются. Однако примеры восприятия людей с одним доминирующим определить несложно.

Визуалы ценят красоту в окружающем пространстве, плохо переносят беспорядок, хаотичное расположение вещей, не любят, когда в помещении грязно.

Визуал строит много планов, часто несбыточных, поскольку воспринимают действительность не всегда реалистично. Однако люди такого типа могут быть и генераторами прекрасных идей.

Аудиалы любят звуки и, соответственно, в первую очередь, музыку, часто сами её неплохо сочиняют.

Обладают хорошо развитой слуховой памятью. Могут имитировать речь другого человека, звуки, издаваемые животными и даже механизмами.

Наблюдения показывают, что именно из аудиалов вырастают хорошие ораторы и педагоги.

Кинестеты эмоциональны, чувствительны, переменчивы в настроении. В межличностном общении тонко чувствуют состояние собеседника. При исследовании незнакомой местности и помещения большое значение придают прикосновениям и ощупыванию.

Даже прикосновение к руке собеседника для них — важный элемент общения.

Дигиталы они во всём увиденном и услышанном пытаются выявить какую-то связь и закономерность. Склонны к длительному и очень тщательному анализу воспринимаемых явлений.

Психологи отмечают, что именно люди этого типа в стрессовых ситуациях лучше окружающих сохранят самообладание и находят выход из сложившегося положения.

Уровни

В психологии выделяются 4 основных уровня восприятия:

  • сенсорный — он основан на органах чувств, считается как бы низшим уровнем восприятия, на котором находятся все живые организмы, однако и он зависит от уровня сознания, поскольку человек, скажем, осознанно, может совершать те или иные сенсорные действия;
  • перцептивный — объект классифицируется на начальном этапе;
  • исследование — осмотр какой-то отдельной функции, стороны объекта или явления;
  • деятельностный — взаимодействие с исследуемым объектом, как с целью определённой деятельности.

Теории

Есть несколько научно обоснованных теорий восприятия, которые имеют свои обоснованные доводы:

  1. Ассоциативная, ярким её представителем был Г. Гельмгольц, — согласно этой теории, образ предметов и явлений формируется на основании ассоциативных ощущений.
  2. Гештальт-теория, — её приверженцы, наоборот, считали, что каждый предмет мы воспринимаем, как отдельное целое, без связи с прошлым опытом и ассоциациями.
  3. Теория Гибсона, — её приверженцы были уверены, что восприятие не может быть объективным, оно зависит от степени активности человека, именно движение, по их мнению, — основа восприятия.
  4. Согласно теории Хэбба, восприятие — не врождённый признак и не имеет врождённых элементов вообще, человек обучается познавать мир постепенно, познавая сначала детали, а потом уже целое.
  5. Почти на этом же основана и теория восприятия Ж. Пиаже, который тесно связывал восприятие с развитием интеллекта.

Эффекты и феномены

Отдельную главу восприятия в психологии составляет восприятие человека человеком. Оно обладает рядом эффектов и феноменов, которые наглядно показаны в таблице.

Наименование эффектаПричины возникновенияВ чём выражается
Эффект первичности и новизныВстреча с незнакомым человекомЗа основу берутся первые полученные впечатления
Эффект ореолаО человеке уже есть определённая информацияПолученные впечатления проецируются на ранее известные через ореол слухов, сведений и пр.
Эффект привлекательностиВнешность человекаВнешне привлекательного человека мы воспринимаем лучше
Эффект превосходстваСравнение поведения, внешнего вида и пр.Ощущая своё якобы превосходство над собеседником по некоторым параметрам, мы можем его недооценить, процесс может быть и обратным.
Эффект хорошего отношенияСимпатия к человекуЗавышенная оценка собеседника
Эффект проекцииПовышенное самомнениеПриятному человеку приписываются собственные достоинства, а неприятному — недостатки.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]