Оптико-пространственные нарушения у школьников. Особенности коррекционной работы при оптической дисграфии.статья на тему


Виды и классификация

Симптомы агнозии существенно отличаются, в зависимости от поврежденного участка коры головного мозга. Чаще поражается один из видов восприятия, но болезнь может затрагивать одновременно несколько систем. Выделяют несколько основных видов агнозии:

  • зрительная (визуальная);
  • слуховая;
  • обонятельная ‒ нарушение восприятия запахов;
  • тактильная ‒ изменение реакции на касание;
  • вкусовая;
  • другие специфические разновидности.

Специалисты Клинического Института Мозга имеют большой опыт работы с пациентами с агнозией. Важно своевременно определить тип нарушения и приступать к поддерживающей терапии. Кроме того, первые признаки заболевания могут указывать на серьезные патологии нервной деятельности.

Зрительная агнозия

Этот вид агнозии характеризуется нарушением восприятия информации, которая поступает в головной мозг посредством зрительного анализатора. Ее симптомы могут отличаться у каждого пациента, в зависимости от типа и локализации повреждений. Так, можно выделить несколько специфических разновидностей:

  • предметная (развивается при повреждении левой затылочной доли) ‒ пациент хорошо видит объекты, но испытывает сложности с их распознаванием;
  • прозолагнозия (поражение нижней затылочной области справа) ‒ неспособность распознавать даже знакомые лица;
  • цветовая (повреждение в левой затылочной области) ‒ трудности с идентификацией цветов и оттенков, а также с определением их взаимосвязи с определенными объектами;
  • слабость оптических представлений (симметричное поражение затылочно-теменной доли) ‒ неспособность определить цвет, форму и размер объектов, представить и описать их;
  • симультанная (патология затылочной области) ‒ пациент может концентрироваться только на одном объекте;
  • синдром Балинта (поражение затылочно-теменной области) ‒ неспособность направить взгляд и сфокусироваться на предметах, которые находятся в разных направлениях, а также сложности с идентификацией предметов на ближнем и дальнем расстоянии.

При зрительных агнозиях сохраняется нормальная работа остальных органов чувств, также не определяются какие-либо заболевания глаз. После реабилитации в Клиническом Институте Мозга пациент адаптируется в повседневной жизни и может компенсировать зрительные расстройства за счет остальных систем-анализаторов.

Оптические и оптико-пространственные агнозии

У пациентов наблюдается нарушение способности определять расстояние между предметами, ориентироваться в пространстве. В этой категории можно выделить несколько специфических разновидностей агнозии:

  • агнозия глубины (поражение средней части затылочно-теменной доли) ‒ сложности с определением расстояния до предметов, особенно тех, которые находятся в переднем от пациента направлении;
  • нарушение стереоскопического зрения (патология в области левого полушария) ‒ неспособность воссоздать трехмерное изображение;
  • односторонняя (поражение противоположной теменной области) ‒ одна половина пространства выпадает из поля зрения;
  • расстройство топографического ориентирования (теменная и затылочная области) ‒ сложности с поиском знакомых объектов, в том числе домашнего адреса и предметов в собственном доме.

Память и внимание при оптико-пространственных агнозиях сохраняются. Пациенту потребуется помощь в быту и при выполнении новых задач, но грамотная реабилитация позволит испытывать минимальный дискомфорт в повседневной жизни.

Слуховые агнозии

При этом виде агнозий функции слухового анализатора сохраняются. У больного могут возникать различные расстройства восприятия информации на слух, в том числе:

  • простая ‒ снижение способности характеризовать и идентифицировать знакомые звуки;
  • слухоречевая ‒ нарушение распознавания речи, узнавания простых и знакомых слов;
  • тональная ‒ непонимание тембра голоса, эмоциональной окраски и других аспектов.

Все разновидности слуховой агнозии развиваются при поражении височной доли головного мозга. При неспособности распознавать речь пациент испытывает сложности в повседневной жизни, при этом его память, внимание, функции зрительного и других анализаторов компенсируют нарушения.

Соматоагнозия

Соматоагнозией называют расстройство, при котором пациент не способен идентифицировать и узнавать части собственного тела. Это комплексные нарушения восприятия, связанные с поражением различных отделов правого полушария головного мозга. Выделяют два основных типа соматоагнозии:

  1. Анозогнозия ‒ состояние, при котором пациент отрицает наличие болезни. Это может быть игнорирование паралича конечностей, слепоты, речевых расстройств.
  2. Аутотопагнозия ‒ расстройство способности узнавать отдельные части тела. Пациент испытывает сложности при просьбах указать на руку, ногу либо лицо, в некоторых случаях возникает ощущение изменения размера участков тела. К этой группе относится и соматическая аллостезия, при которой у больного возникает чувство увеличения количество конечностей.

Признаки соматоагнозии могут возникать приступами. Так, у некоторых пациентов они являются предвестниками приступа эпилепсии, а при грамотном лечении практически незаметны и не доставляют неудобства в повседневной жизни. Однако, они могут сохраняться и постоянно.

Нарушение осознания пространства и времени

Этот вид считается наиболее редким и связан с поражением затылочной доли коры головного мозга. Пациент испытывает сложности с определением течения времени, а также скорости движения любых объектов. Отдельно выделяют акинетопсию ‒ нарушение способности идентифицировать движущиеся предметы.

3.Симптомы и диагностика

По определению, агнозия – это неспособность идентифицировать объект или какую-либо из его физических характеристик. Разновидностей и вариантов агнозии, соответственно, очень много. Основными классами являются зрительная, слуховая, оптико-пространственная (как правило, в наибольшей степени страдает восприятие глубины пространства по центральной зрительной оси), симультанная и соматоагнозия.

При симультанной агнозии пациент неспособен воспринять группу объектов как единое целое, хотя каждый из элементов воспринимается и идентифицируется адекватно. Классическим примером служит отсутствие осмысления и понимания общего сюжета рисунка при правильном распознавании отдельных персонажей, фона и других объектов. Расстройства этого типа обычно связаны с нарушением взора и зрительного внимания, объем которого не позволяет удерживать в активном поле одновременно несколько объектов.

К зрительным агнозиям относятся также многочисленные специфические формы: прозогнозия (неузнавание лиц), агнозия цвета, синдром Балинта, предметная агнозия Лиссауэра и т.д. Подобно этому, различают несколько типов акустической, слуховой агнозии (неузнавание тона, интонации, звуков определенного тембра, обращенной речи и др.).

Соматоагнозия – большая группа расстройств, связанных с выпадением восприятия собственного тела и/или отдельных его частей.

Как отдельная форма обычно рассматривается анозогнозия – «отрицание диагноза», когда у пациента полностью отсутствует сознание болезни (это может быть как соматическое, так и психическое заболевание, выпадение какой-либо функции или ампутация органа) и, соответственно, критика к собственному состоянию и возможностям.

В диагностике агнозий, прежде всего, тщательно изучается анамнез, жалобы, хронология и динамика возникших нарушений. В зависимости от наиболее вероятных причин, назначаются дополнительные исследования: экспериментально-психологическое, МРТ или КТ, ЭЭГ, лабораторные анализы.

О нашей клинике м. Чистые пруды Страница Мединтерком!

Методы диагностики

В Клиническом Институте Мозга есть все условия для полноценной диагностики пациентов с агнозией. На начальном этапе важно определить, какие именно сложности с восприятием окружающей среды есть у больного. Для этого существуют специальные тесты, в ходе которых пациента просят описывать предметы, звуки, указывать на части тела. После определения типа расстройства важно провести визуализацию головного мозга, с помощью компьютерной либо магнито-резонансной томографии. Этот способ исследования позволит обнаружить новообразования, инфаркты, повреждения сосудов и другие аномалии, которые могут становиться причиной агнозии.

Понятия об оптико-пространственных представлениях

Значимой стороной интеллектуального развития являются оптико-пространственные представления, которые обеспечивают ориентацию в пространстве, усвоение знаний, овладение разными видами деятельности.

Пространственные представления оперируют образами, содержанием которых является воспроизведение и изменение пространственных свойств и отношений объектов, а именно: их формы, величины, взаимного расположения частей. Пространственные соотношения понимаются как соотношения между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов.

Они выражаются понятиями:

ü о направлении («назад — вперед

», «
вниз — вверх
», «
направо — налево
»);

ü о расстоянии («далеко — близко

»);

ü об их отношении («дальше — ближе

»);

ü о местоположении («в середине

»);

ü о протяженности объектов пространства («низкий — высокий

», «
короткий — длинный
»).

По мнению И.С. Якиманской [46], основными качественными показателями пространственных представлений являются:

1. Тип оперирования пространственными образами.

2. Широта оперирования (с учётом используемой графической основы).

3. Полнота образа (преимущественное отражение в нём формы, величины, пространственного расположения объектов).

4. Используемая система отсчёта (пространственная ориентация «от себя», от произвольной точки отсчёта).

Необходимо сказать, что значимыми показателями развития пространственных представлений являются широта оперирования

и
полнота образа
. Широта оперирования определяется как степень свободы манипулирования пространственными образами при использовании разнообразного графического материала. Полнота образа понимается как соответствие его реальному предмету, и характеризует набор элементов образа, их связь и динамичность.

Оптико-пространственные представления являются одними из более сложных по строению психических процессов.

Огромное значение в жизни человека имеет зрение. Это основной сенсорный канал, с помощью которого человек связывается с внешним миром.

Зрительная система человека устроена весьма сложно.

В зрительной системе человека следует подчеркнуть следующие уровни обработки сигналов

(Т.В. Ахутина [2]).

На периферии располагается сетчатка.

В процессе развития нервной системы сетчатка закладывается на начальных этапах развития, поэтому есть все основания считать сетчатку «частью мозга, вынесенного на периферию».

Следующий уровень обработки зрительной информации находится в таламусе


это наружное коленчатое тело
. Аксоны нейронов наружного коленчатого тела проецируются в кору затылочного полюса больших полушарий.

Высший уровень обработки зрительных сигналов совершается в ассоциативных полях коры больших полушарий.

Глазодвигательная система человека осуществляет следующие задачи:

1) оставляет неподвижным изображение внешнего мира на сетчатке в момент движения относительно этого мира;

2) выделяет во внешнем мире какие-либо объекты, размещает их в зоне сетчатки с высоким разрешением (зрительная ямка, fovea) и прослеживает их движениями глаз и головы;

3) скачкообразные (саккадические) перемещения взгляда с целью распознавания (рассматривания) окружающего мира.

Понятие «Саккады» определяется как быстрые содружественные отклонения глаз в начальной фазе реакции прослеживания, когда скачком глаза «захватывается» перемещающаяся зрительная цель, а кроме того при зрительном изучении внешнего мира.

В одном случае оба глаза движутся в одинаковом направлении по отношению к координатам головы, в ином случае, если человек поочерёдно смотрит на близкие и дальние предметы, каждое из глазных яблок выполняет приблизительно симметричные движения по отношению к координатам головы. При этом угол между зрительными осями обоих глаз изменяется: при фиксации далёкой точки зрительные оси практически параллельны, при фиксации близкой точки — сходятся. Такие движения называются конвергентными

.

При разглядывании разноудалённых предметов движения глаз конвергентные (сходящиеся) и дивергентные.

В случае если нейронная система не способна привести зрительные оси обоих глаз к одной точке пространства, появляется косоглазие

(А.Р. Лурия [19]).

При рассматривании всевозможных объектов внешнего мира глаза совершают быстрые (саккады) и медленные следящие движения. Благодаря медленным следящим движениям изображение передвигающихся объектов удерживается на fovea (ямка). При рассматривании хорошо структурированного изображения глаза совершают саккады, чередующиеся с фиксацией взора. В том случае, если человек рассматривает изображение на протяжении какого-то времени, запись перемещений глаза воссоздаёт довольно грубо контур и в наибольшей степени информативные детали рассматриваемого объекта. К примеру, при рассматривании лица наиболее часто фиксируются рот и глаза.

При проведении специальных экспериментов было выявлено, что в момент саккады зрительное восприятие блокируется (О.А. Красовская [16]).

Следует представить несколько механизмов данного явления.

Предполагают, что во время саккады по сильно структурированному фону флюктуации интенсивности в каждой точке превышают частоту слияния мельканий.

Другой механизм, блокирующий зрительное восприятие во время саккады — центральное торможение. В момент, когда движущийся объект появляется на периферии зрительного поля, он порождает рефлекторную саккаду, которая может сопровождаться движением головы.

Фундаментом нейрофизиологического механизма этого рефлекса являются детекторы движения в зрительной системе.

Биологически рефлекс оправдан тем, что благодаря нему внимание переключается на другой объект, который возник в поле зрения (З.А. Меликян [25]).

Высшие гностические зрительные функции обеспечиваются, в первую очередь, работой вторичных полей зрительной системы (18-е и 19-е) и примыкающих к ним третичных полей коры больших полушарий. Вторичные 18-е и 19-е поля находятся на наружной конвекситальной и на внутренней медиальной поверхностях больших полушарий. Они характеризуются хорошо развитым III слоем, в котором происходит переключение импульсов из одного участка коры в другой.

При электрическом раздражении 18-го и 19-го полей появляется активация широкой зоны, что говорит о широких ассоциативных связях этих областей коры.

Благодаря исследованиям, проведенных на человеке, установлено, что при электрическом раздражении 18-го и 19-го полей возникают сложные зрительные образы. Это уже не единичные вспышки света, а знакомые лица, картины, иногда какие-то неопределенные образы. Основная информация о роли этих участков коры больших полушарий в зрительных функциях получена из клиники локальных поражений головного мозга.

Клинические наблюдения указывают на то, что к разнообразным патологиям зрительного гнозиса приводят поражения этих областей коры и подкорковых зон, которые примыкают к ним. Эти нарушения получили обозначение зрительные агнозии.

Этим термином обозначаются расстройства зрительного восприятия, появляющиеся при поражении корковых структур задних отделов больших полушарий и протекающие при относительной сохранности элементарных зрительных функций (остроты зрения, полей зрения, цветоощущения).

При всех формах агностических зрительных расстройств элементарные сенсорные зрительные функции остаются относительно сохранными, то есть больные достаточно хорошо видят, у них нормальное цветоощущение, часто сохранны и поля зрения; говоря по-другому, у них как будто бы есть все предпосылки, для того, чтобы верно воспринимать объекты.

Однако у них нарушен именно гностический уровень работы зрительной системы. В отдельных случаях у больных, помимо гностических, также существуют нарушения сенсорных функций. Однако это, как правило, сравнительно тонкие дефекты, которые не могут объяснить выраженность и характер нарушений высших зрительных функций.

Основными видами оптико-пространственных нарушений считаются:

· односторонняя пространственная агнозия;

· нарушение топографической ориентировки;

· некоторые проявления синдрома Балинта (неспособность охватить взглядом все предметы, которые находятся в поле зрения, из-за нарушений переноса и фиксации взора, что как правило, ведёт к нарушению ориентировки в пространстве).

Становление пространственных представлений начинается уже на ранних этапах онтогенеза, они являются базовыми для развития многих других психических процессов (Э.Г. Симерницкая [37]).

Оценка сформированности пространственных представлений и пространственно-временных представлений производится в той последовательности, что эти уровни не просто «надстраиваются» друг над другом в ходе развития, но пересекаются во времени, перекрывая и «встраиваясь» друг в друга, претерпевают взаимовлияния и, вообще, тесным образом взаимосвязаны между собой. Ровно, как и в случае изучения произвольной регуляции психической активности следует оценить «зрелый», в достаточной мере сформированный уровень пространственных представлений (в соответствии с нормативными либо типологическими представлениями) и ближайшему к нему «дифицитарный» (несформированный целиком или частично) уровень или, соответственно, подуровень (А.Р. Лурия [19]).

Лечение агнозии

Тактика терапии подбирается индивидуально. В Клиническом Институте Мозга работают специалисты с огромным опытом лечения различных видов агнозии. Только некоторые случаи требуют хирургического вмешательства ‒ при обнаружении опухолей, аневризм, абсцессов и других структур, которые необходимо удалять. В остальных случаях лечение заключается в компенсации утраченных функций и адаптации пациента. Для этого применяются:

  • занятия с логопедом ‒ специальные упражнения укрепляют нейронные связи и улучшают восприятие;
  • трудотерапия;
  • курс терапии у нейропсихолога.

Врачи Клинического Института Мозга настаивают на полноценной реабилитации. Она может продолжаться до 10 месяцев и более, но квалифицированная медицинская помощь существенно повлияет на самочувствие пациента. Несмотря на то, что некоторые изменения в структуре коры головного мозга могут быть необратимыми, улучшить качество жизни больного и адаптировать его в быту представляется возможным.

Клинический институт мозга Рейтинг: 3/5 — 1 голосов

Поделиться статьей в социальных сетях

4.Лечение

Как следует из вышеизложенного, было бы неправомерным говорить о лечении агнозий как таковых: в абсолютном большинстве случаев терапии подвергается заболевание головного мозга и устраняются (в той степени, в какой это возможно) причины, обусловившие расстройство узнавания. Так, по результатам диагностического обследования могут быть назначены стимуляторы мозгового кровообращения и тканевого питания, восстановительный курс с участием психолога и/или других профильных специалистов. Прогноз также зависит от этиопатогенеза; предельными случаями являются спонтанные самоизлечения и стойкая, не поддающаяся терапии агнозия с соответствующей социальной дезадаптацией.

Локализация

Оптико-пространственная агнозия возникает при повреждении верхнетеменных и теменно-затылочных отделов коры левого или правого полушарий мозга, которые осуществляют комплексное взаимодействие нескольких анализаторных систем (зрительной, слуховой, тактильной, вестибулярной). Особенно грубо оптико-пространственная агнозия проявляется при симметричных двусторонних очагах поражения. Однако и при одностороннем поражении эти нарушения также выражены достаточно отчетливо.[1]

В основе оптико-пространственной агнозии, и в основе других проявлений поражения теменной системы мозга, лежит нарушение двух факторов: соматосенсорного и пространственного (и квазипространственного) анализа и синтеза.[2] А.Р Лурия рассматривал оптико-пространственные нарушения как дефект синтеза информации различных модальностей.[3]

Проявления

Согласно Е. Д. Хомской[1], у больных с оптико-пространственной агнозией нарушается ориентация в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов. Это такие признаки, как лево-правая ориентировка, ориентировка в верхне-нижних координатах (в грубых случаях). Такие больные не понимают географическую карту, у них нарушена ориентировка в сторонах света.

У больных с оптико-пространственной агнозией нарушаются пространственные способности, в том числе способность рисовать (при этом сохраняется способность копировать изображения). Они не умеют передавать на рисунке пространственные признаки объектов (дальше-ближе, больше-меньше, слева-справа, сверху-снизу). В некоторых случаях нарушается общая схема рисунка — больной изображает части объекта отдельно друг от друга и не может их соединить. Нарушение рисунка происходит чаще при поражении задних отделов правого полушария[1].

В ряде случаев (обычно в случае очагов в правом полушарии) наблюдается односторонняя оптико-пространственная агнозия

(игнорирование левой половины пространства). В этом случае больные изображают только одну сторону предмета (чаще правую) или грубо искажают изображение одной (чаще левой) из них[1].

Оптико-пространственные нарушения могут влиять на навык чтения. В этих случаях возникают трудности прочтения несимметричных букв, имеющих «лево-правые» признаки (к, м, р, ч и др.)[1].

У больных с этой формой агнозии часто нарушается праксис позы (нарушается зрительная афферентация пространственно-организованных движений). Это проявляется в том, что они не могут скопировать позу, потому что не знают, как расположить руку по отношению к своему телу из-за нарушения восприятия пространственных отношений. Диагностируют данное нарушение пробами Хэда. Также у них есть трудности в повседневных двигательных актах, требующих пространственной ориентировки (не могут застелить постель, одеться — апраксия одевания).

Сочетания зрительно-пространственных (агнозий) и двигательно-пространственных расстройств (апраксий) называют апрактоагнозией.

И. Тонконогий и А. Пуанте выделяют следующие типы оптико-пространственной агнозии[4]:

  • Зрительная дезориентация в окружающей обстановке
    — трудности зрительного распознания пространственных отношений объектов в контексте непосредственного окружения, воспринимаемого субъектом.
    агнозия глубины
    — нарушение способности локализации объектов в трехмерном пространстве, особенно в сагиттальной плоскости. У больных есть трудности трудности определения абсолютного расстояние до объекта и относительной локализацию двух объектов (какой из объектов находится ближе, какой из объектов выше), могут быть ошибки в подсчете числа объектов, находящихся на одной линии проекции. В некоторых случаях нарушается локализация объектов в фронтальной (коронарной) плоскости, что вызывает трудности в восприятии расположения объекта справа или слева от наблюдателя. Такие больные допускают ошибки, когда пытаются дотронуться до объекта, соприкоснуться с ним при ходьбе или сравнить размеры двух видимых объектов. Все вышеперечисленной вызывает нарушение ориентации в трехмерном пространстве. Бывают случаи, когда ориентация в реальном трехмерном пространстве сохранна, но при этом есть нарушения переработки зрительно-пространственной информации в двумерном пространстве (на бумаге). Это связано с нарушением оценки пространственных свойств.
  • нарушение стереоскопического зрения
    (редкий тип нарушения). В некоторых случаях сопровождает агнозию глубины
  • зрительная аллоэстезию
    (оптическая аллоэстезия)

    это удвоение или утроение объекта в зрительном поле
  • Топографическая дезориентация
    — утрата человеком способности перемещаться в пространстве к определенному месту назначения, нарушения распознания свойств окружающего пространства или топографических ориентиров. Топографическая дезориентация часто сопровождается прозопагнозией. До сих пор ведется дискуссия о различиях между топографической агнозией и топографической апраксией. Трудно отделить топографическую ориентацию от апраксии (внутренней навигации)
    ,
    потому что ее клинические проявления выглядят как расстройства деятельности передвижений по определенному маршруту к цели. Это похоже на нарушения движений руки при рисовании в случае апрактоагнозии.
      топографическая дезориентация в реальном пространстве:в реальном знакомом пространстве.
      Пациенты утрачивают способность ориентироваться в собственном доме, находить ранее хорошо знакомую дорогу или возвращаться домой с прогулки по окрестностям. В более серьезных случаях пациент не может найти туалет, свою комнату или кровать в собственном доме или больнице. Иногда направление выбирается правильно, но способность ориентироваться в определенных точках маршрута может нарушаться. Пациент может дойти до места, где необходимо повернуть, но при этом он не может понять, откуда он пришел и куда нужно свернуть дальше. В таких случаях пациенты пытаются использовать некоторые признаки объектов, так как распознание объектов обычно остается сохранно.
  • нарушения общей топографической самоориентации
    — неспособность определить свое местоположение в общей топографической системе координат. Пациент не в состоянии определить свое настоящее местонахождение: помещение, здание, местность, город, страну. Эти нарушения также могут являться одним из важных признаков снижения интеллекта со значительными расстройствами памяти.
  • топографическая дезориентация в виртуальном пространстве

    нарушения способности описывать или рисовать планы местности.
    Проявляются в нарушении обозначения севера, юга, запада и востока, в трудностях понимания топографических координат и обозначения относительного расположения географических объектов. Может быть нарушена ориентация по настоящей карте, а если карта повернута неправильно, пациенту трудно найти свое положение на ней. Трудности возникают, когда пациенты пытаются нарисовать или описать дорогу, вспомнить пространственное расположение улиц города, нарисовать или описать план собственной квартиры или комнаты. Во многих случаях эти нарушения могут не сопровождаться дезориентацией в реальном пространстве. Также при нарушениях ориентации в реальном пространстве способность описать или нарисовать местность может оставаться сохранной.
  • Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]