Консультация для педагогов Сказкотерапия. Методы и приёмы работы со сказкойконсультация на тему

Сказкотерапия – это направление практической психологии, дословно означает – лечение сказками. Ее цель — помочь ребенку или взрослому решать внутренние психологические проблемы. Основная особенность — мягкость воздействия и эффективность. В сатье рассмотрим различные методы сказкотерапии, а также варианты практического применения.

Методы сказкотерапии

Сказкотерапия как метод коррекции является очень эффективной и способной решать серьезные психологические проблемы. Причина — положительная реакция людей на сказку не зависимо от возраста. У большинства пациентов не возникает внутреннего отторжения и протеста.

Психологи выделяют четыре базовых направления в данной методике:

  1. Диагностическое. Помогает определить сценарии, которыми пользуется человек при решении жизненных ситуаций. С помощью диагностики он определяет черты характера, сильные и слабые стороны личности, таланты, жизненные позиции и т.д. Проводя диагностику, специалист определяет корень проблем у клиента.
  2. Коррекционное. Помогает человеку создать гармоничный образ себя, настроиться на здоровую модель поведения, скорректировать негативные модели восприятия мира.
  3. Прогностическое. Помогает человеку определить, к каким результатом приведет его поведение и жизненная позиция, имеющаяся на данный момент.
  4. Развивающее. Помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение, снижает тревожность, развивает воображение, облегчает адаптацию к новым условиям.

Эффективность лечения сказками заключается в том, что большинство людей очень позитивно воспринимать сказку, не происходит отторжения и внутреннего конфликта. В тоже время идет глубокое воздействие на духовном и моральном уровне.

Методика сказкотерапии: функция сказок

Каждый родитель может использовать метод сказкотерапии в воспитании собственного ребенка. Есть прекрасные сказки, созданные авторами именно с целью мягкого воздействия. Они не слишком назидательны, но поучительны за счет своей персонализации. Проект skazzzki.ru, например, дает возможность взрослым создать с помощью команды профессионалов собственную именную сказку, где в главных ролях будет сам ребенок, его родные и даже, при желании, домашние питомцы. Подробнее ТУТ.

Направления в сказкотерапии

Методы работы со сказкой очень разные, так как любое явление может быть описано в форме волшебной истории . При этом каждый специалист использует сказку в собственном ключе. Тем не менее есть несколько популярных форм работы со сказкой, которыми пользуется большинство терапевтов.

Диагностика с помощью сказки

Основа методики – реакция пациента. Именно благодаря ей терапевт делает выводы о состоянии человека, его проблемах и жизненной ситуации.

Для этого требуется соблюсти несколько условий:

  • Создать доверительную атмосферу во время сеанса.
  • Выказать пациенту искреннюю заинтересованность его проблемами.
  • Искренность и открытость самого терапевта.

Формы с работы со сказкой:

1. Рассказывание сказки. Суть в том, чтобы именно рассказывать историю, а не читать. Здесь очень важны настоящие чувства и переживания. Во время сеанса психолог наблюдает за реакцией и комментариями ребенка. Иногда ребенок перебивает, задает вопросы, сочиняет другую сюжетную линию и т. д. Это важнейшие моменты в работе, именно они характеризуют психо-эмоциональное состояние пациента.

2. Сочинение сказки. Здесь терапевт и ребенок вместе сочиняют историю, вкладывают туда свои чувства, драматизируют, меняют сюжет. Здесь можно все: переделать старую сказку на новый лад, поменять местами добрых и злых героев, поставить себя на место одного из них. Методика помогает ребенку раскрыться, выявляет скрытые эмоциональные состояния, которые не отражаются в поведении.

3. Рисование сказки. Как правило, эта методика используется как второй этап работы со сказкой. Пациенту предлагают нарисовать, слепить или сделать аппликацию на тему услышанной истории. Здесь он может выплеснуть свои чувства и тревоги, освободится психологически. При плохом состоянии пациент рисует чудовищ мрачные картины, в рисунке преобладают темные цвета. Но при систематическом прохождении сеансов, каждый следующий рисунок становится ярче и позитивнее. Для рисования можно использовать любые подходящие материалы: гуашь, акварель, карандаши, фломастеры и т.д.

4. Изготовление кукол. Основа метода – включение механизма самоисцеления, заложенного в психике каждого человека. Изготавливая куклу, пациент расслабляется, уходит стресс, тревога, страх. Человек входит в легкое медитативное состояние. Он как бы ассоциирует куклу с одним из аспектов своей личности. В сказкотерапии психолог предлагает пациенту создать куклу по мотивам сказки.Это может быть любой герой понравившийся пациенту. Методика может использоваться и как диагностика и как терапия. Результат — осознание проблемы пациентом и поиск решения через расслабление.

5. Постановка сказки. Обычно проходит в несколько этапов: прочтение или рассказ, изготовление кукол-персонажей, придумывание сюжета, постановка. Каждый участник может выбрать себе роль и наделить своего персонажа такими качествами, какими он захочет. Это может быть и положительный и отрицательный герой. Он может быть похож на участника, а может быть его полной противоположностью. Здесь очень важен экспромт и творческая атмосфера. Метод призван снимать напряжение и помогать раскрываться. Участники должны иметь возможность выражать свои чувства и ощущения. Результат – раскрытие потенциала каждого ребенка. Дети становятся боле общительными, более приспособленными к жизни, выходят из своей «скорлупы».
Внимание! При постановке недопустимо выучивание ролей, длительные репетиции, жесткий сценарий. Постановка сказки — это всегда экспромт.

Сказкотерапия, формы и методы организации в ДОО

Сказкотерапия, формы и методы организации в ДОО

Особенность сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласовании с успешным овладением грамотной и связной речью.

Сказкотерапия – психотерапевтический метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направлении на активность, самостоятельность творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний .

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич – Евстигнеева, А. и др.

Обогащение практической психологии новыми средствами эффективной работы с детьми, сказкотерапией – отрадное явление последнего десятилетия по определению Зинкевич – Евстигнеевой, сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Условия и средства сказкотерапии это процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Преимущество сказкотерапевтического метода заключается в том, что он интегрирует множество психотехнических приемов в единый сказочный контекст.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.

Выделяют следующие коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности.

Возможности работы со сказкой:

1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, и затем эти метафоры могут быть обсуждены.

2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке , и дальше возможен анализ полученного графического материала.

  1. Обсуждение поведение и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо – плохо.
  2. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.
  3. Использование сказки как притчи – нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.

Творческая работа по мотивам сказки(дописывание, переписывание, работа со сказкой)

Сказки разделяются на традиционные (народные) и авторские. Народные сказки также делятся на несколько групп: бытовые (например, «Лиса и журавль»); сказки-загадки (история на сообразительность, истории хитреца); сказки-басни, проясняющие какую-нибудь ситуацию или моральную норму; притчи (истории о мудрых людях или занимательных ситуациях); сказки о животных; мифологические сюжеты (в том числе истории про героев); волшебные сказки, сказки с превращениями («гуси-лебеди», «Крошечка-хаврошеска» и т. д.

Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее членом. В свою очередь, освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значение средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений

Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:

  1. Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. Событие сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.
  2. Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей, жизненный выбор, взаимопомощь, любовь, борьба добра со злом.

В программе по сказкотерапии развитие личности и речи дошкольников осуществляется по следующим направлениям:

  1. Активность: от потребности в эмоциональном разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.
  2. Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной точки зрения в речи доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
  3. Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном и выразительном слове – через совместное составления словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпо-ритма, музыкальной композиции – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.
  4. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки – через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове – к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.
  5. Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре – драматизации.
  6. Связная речь: от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.

Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.

Представления в пособии программа по сказкотерапии представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника: словесные методы (режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование), пантомимические этюды, ритмические упражнения, музыкальные зарисовки .

В системе работы по сказкотерапии нами выделено три этапа работы с дошкольниками;

  1. Познавательно – аффективная ориентировка

Цели: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятия музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движении сказочного образа.

Игровые приемы: словесно режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения.

  1. Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.

Цели: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых описаний, полученных ощущений при восприятии тембра, динамики, выполнение выразительных движений. И ритмического рисунка.

Игровые приемы: словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки, упражнение на релаксацию.

  1. Выражение замещающие потребности.

Цели: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний, потребностей в играх, фантазии по сказке.

Игровые приемы: для старшего дошкольного возраста, фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомимические рисования, пантомимические упражнение на преодоление телесных барьеров.

Особое место в данной программе отводится речевым играм. Они широко используются на разных этапах работы в тесной связи с другими методиками и приемами. В словесно режиссерской игре речевые игры помогают детям понять эмоциональные состояния и поступки персонажей, в словесном комментировании – углубляют осознание собственных чувств в пантомимических ритмических этюдах, в словесном рисовании – подводят к употреблению умственных языков средств для создания психологических портретов героев сказки. С одной стороны, это обогащает словарь, с другой – качественно влияет на возникновение интереса к языковому богатству и самостоятельному словесному творчеству. Речевые задачи помогают в решении общей цели каждого из этапов работы, поэтому в качестве самостоятельных в ряде случаев, не выделяются.

Игровые методы и приемы в программе используются в определенной последовательности с учетом возрастания требований к развитию ребенка в каждой группе.

Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность, чтобы не происходило в сказке – все заканчивается хорошо. Испытание, выпавшие на долю героев, помогают им стать умение, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.

  1. Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой – это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.
  2. Ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев – все это позволяет слушателю активно воспринимать и усваивать информацию, содержащеюся в сказках.

Т. Д. Зенкевич – Евстигнеева предложила систему «сказкотеропевтический психокоррекции», которая понимается как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребенка расширения поля сознания и поведения ребенка, поиск нестандартных оптимальных выводов и различных ситуаций, безусловное принятие ребенка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой.

Разработанный автором курс сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, которые позволяют развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движения, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказку можно: анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать.

Психологическая атмосфера занятий. Центральный момент сказкотерапии – добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, частушки, небылицы; в другом – рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение взрослого.

Не все дети сразу включаются в игру. Некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание самим участвовать в занимательном зрелище. С учетом индивидуальных особенностей детей следует начинать сказкотерапию с тем, кто быстрее откликается на приглашение взрослого; при этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического комфорта детей непосредственно зависит их активность, глубина эмоциональной включенности.

До проведение сказкотерапии дети знакомятся со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от ее текста. Кроме того при повторной встрече со сказкой школьникам легче будет сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя, выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа.

В программе большое внимание уделяется двигательной активности. Усталость после многократного выполнения психогимнастических этюдов приводит к непроизвольному расслаблению организма и следовательно, снятию эмоционального напряжения. Лишь небольшую часть времени ребята располагаются на стульчиках: при рассказывании сказки взрослым, фантазировании по музыкальной композиции, роли зрителей в игре драматизации по отдельным эпизодам сказки.

При окончании сказкотерапии осуждение не завязываются сами собой, взрослый должен расспросить детей о том, какие игры и упражнения понравились, запомнились, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно. Если ребенку трудно сформулировать связанное сообщение по памяти, ему предлагается просмотреть видеозапись отдельных игр сказкотерапии. Мнение детей учитывается.

Между сеансами сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым малышам целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера (сильный мышка, смелая Даша, добрый молодец –защитник). Дети, склонные к упрямству, капризам, ябедничеству, в сказкотерапии в этюдах изображает отрицательные черты характера, составляют комментарии, истории о таких персонажах (каприза, цыпленок хвастунишка, кривляки, непослушный Ваня). В дальнейшем можно заметить положительные эффективные, улучшение настроение, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.

Основные приемы работы со сказкой

  1. Анализ сказок. Цель – осознание, интерпретации того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкции сюжета, поведение героев.

Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: «Как вы думаете, о чем эта сказка?», «Кто из героев больше понравился и почему?», «Почему герой совершил те или иные поступки?», «Что произошло бы с героями, если они не совершали бы тех поступков, которые описаны в сказке?», «Что было бы, если бы в сказке были одни хорошие или плохие герои?», а также другие вопросы.

Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых.

Рассказывание сказок.

Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке [18, с. 25].

Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги, лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел колобок».

  1. Переписывание сказок.

    Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравиться сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д.

Это – важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения – в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

  1. Постановления сказок с помощью кукол. Работа с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы.

Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведения куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявлять.

  1. Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета.

Главный герой появляется в доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления развития личности. Совместная словесная импровизация. Взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главным ее героям становятся сами дети.

Таким образом, вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии.

  1. Словесное фантазирование по музыкальной композиции. Подобное творческое задание рекомендовано для старших дошкольников.

К этому возрасту у детей накапливается значительный запас слов, вырабатывается критическое отношение к собственным и чужим грамматическим ошибкам, активно развивается воображение, стимулирование творческие проявления. Ребята с удовольствием придумывают сказочные истории на разные темы, они могут мечтать под музыку, высказываться о возникших поде впечатлением ассоциативных представлениях. Поэтому особое внимание в сказкотерапии уделяется словесному фантазированию по музыкальной композиции. Так, прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки, подходящие к характеру, динамике, методике музыкального образа, и драматизируют придуманную истории.

  1. Словесное рисование. Воссоздание мысленно представляемых эпизодов и эмоциональных состояний героев в проблемных ситуациях требует определенной децентрации (умения стать на позицию другого). Поэтому этот метод рассчитан на старшую группу.

К этому возрасту, ребенок накапливает жизненный и литературный опыт. При этом взрослый помогает применить уже имеющиеся знания в новых условиях. Обсуждая, как можно воссоздать образ героя с помощью красок, ребята проникают в сферу мыслей, чувств и состояний, поднимаются на новый уровень более глубоко понимания эмоционального подтекста сказки.

Состав группы. Программа рассчитана на дошкольников с нормой развития. Сказкотерапия проводится по подгруппам. Состав каждой из них не должен превышать 12 человек. Оптимальное количество участников – 8-10 человек. Именное в этом диапазоне эффекты групповой сказкотерапии могут провялятся особенно ярко.

Участие в играх дошкольников с разными чертами характера, уровнем связной речи динамизируют ход сказкотерапии. Вместе с тем группе не должно быть более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.

Желательно включить в состав каждой подгруппы ребенка, способного составить связное, цельное и грамматически правильно оформленное сообщение, а также умеющего выразительно передать характер сказочного героя в движении, мимике и ритме. Он не только увлекает других собственным артистизмом, но и вместе с взрослым оказывает помощь сверстникам, испытывающим трудности в выборе мимики, движений, ритма, наиболее подходящих эмоциональному состоянию сказочного героя в конкретной проблемой ситуации.

Условие пространства и времени. Наиболее удобное место дляпроведение сказкотерапии – отдельное, небольшое по размерам, хорошо освещенное помещении (комната сказки, психологической разгрузки).

Комната должна быть по возможности освобождению лишней мебели, понадобиться лишь стульчики для группы людей и стульчик для ведущего, мягкий палас в центре комнаты, подставка для проигрывателя или музыкального цента. Не должно быть лишних предметов, атрибутов, отвлекающих внимание ребят.

Желательно, чтобы комната находилась в стороне от музыкального и физкультурного залов и помещений хозяйственного и бытового обслуживания. Снижение шумового фона, а также отсутствие возможности ситуативного отвлечения благоприятного сказывается на эффект сеансе сказкотерапии.

Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В младшей и средней группе рекомендуемая длительность сказкотерапии 15-20минут. В старшем дошкольном возрасте продолжительность сеанса сказкотерапии может достигать 25-30 минут.

Регулярность проведения способствует закреплению продолжительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. Следует также учитывать, что детям нравятся повторения. Поэтому целесообразно иногда повторять сеансы сказкотерапии, особенное направленностью на словесное комментирование частью творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы (покажи героя, придумай окончание и т. д.).после некоторой паузы даже малоактивные дети с удовольствием выполняют хорошо знаковые задания.

В отдельных случаях временные рамки сказкотерапии могут изменится, и это не должно смущать ведущего. В тех случаях когда игра эмоционально захватывает детей, взрослых должен, предоставить возможность удовлетворить их стремление к активности. Можно отвести больше времени на упражнение и расслабление под музыку.

Если у дошкольников возникает утомление, взрослому следует прекратить сказкотерапию и плавно переключить внимание на другой вид деятельности: вылепить из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки, поиграть в кляксы (Посмотри на что из сказки похоже?, Сделай кляксу капризу, доброго молодца, Змея Горыныча, ведьмы, доброй Настеньки и т. д.)

Сказки могут быть подобраны в виде цикла истории, связанных одними и теми же героями, с которыми происходит различные приключения. Это удобно, так как ребенок быстрее привыкает к сказочным героем, легче сравнивает себя с ними и, кроме того, такого цикл историй может содержать определенные ритуальные моменты, команды, повторяющиеся из сказки в сказку и позволяющие успешно руководить каждым сеансом.

План проведения занятия может быть произвольным. Однако удобно, когда сеанс начинается ритуальной песней или игрой, затем происходит небольшое осуждение того, что случилось с детьми за время, прошедшее с предыдущего занятия, их успехов и неудач, после чего происходит ряд психотерапевтических игр, в зависимости от проблем детей, участвующих в группе. Затем дети все вместе слушают сказку, потом рисуют, обсуждают свои рисунки. В конце подводятся итоги того, как прошло занятие и исполняется ритуальная песня или игра.

Список используемой литературы

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. Речь, 2000. 310 с.
  2. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте; М.: Просвещение, 1983. 96с.
  3. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии. М.: СПб, Речь, 2004. 224 с.
  4. Шорохова О. А. Играем в сказку. МТЦ Сфера, 2006. 208 с.
  5. Вачков И. В. Интегративная сказкотерапия как метод реализации субъективного подхода в работе школьного психолога [Электронный ресурс] // Вестник 2010-. №2 (12) Российский общеобразовательный портал (Дошкольное образование). https://www.school.edu.ru/(дата обращение 5.10.2014).

Практическое использование метода сказкотерапии в работе с детьми

Сочинение сказки, практическая методика

Сеанс строится по следующему образцу:

  1. Терапевт вместе с ребенком описывает главного героя похожего на ребенка по внешности, характеру и возрасту.
  2. Ведущий рассказывает о жизни героя так, чтобы ребенок увидел сходство между собой и им.
  3. Герой сталкивается с проблемой похожей на реальную ситуацию ребенка, у него возникают такие же переживания и чувства.
  4. На заключительном этапе сказочный герой ищет выход и ситуацию и с успехом находит его.

В данной практике ведущий обязательно вовлекает ребенка в творческий процесс, интересуется его мнением, задает вопросы, предлагает варианты развития сюжета. но не настаивает на них.
Внимание! Во время сочинения истории не следует называть главного героя именем ребенка, чтобы не навязывать ему готовые модели поведения. Если методика сработала, ребенок сам проведет параллели между собой и главным героем

Медитативная сказкотерапия для детей 5-7 лет

Цель практики — сформировать у ребенка энергетический фундамент личности, компенсировать отсутствие родительского тепла.

Построение занятия:

  1. Ведущий включает легкую медитативную музыку и предлагает ребенку расслабиться и закрыть глаза.
  2. Терапевт обращают внимание ребенка на дыхание, дышать нужно глубоко и медленно. Вдох – через нос, выдох – через рот.
  3. Психолог неторопливо начинать рассказывать сказку. Его задача — включить у ребенка все органы чувств. Через сказку он должен почувствовать образы: с как выглядит голубое небо, как журчит ручей, как пахнет земляника и т.д. Здесь важно включить все виды ощущений (зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые).
  4. На заключительном этапе терапевт постепенно выводит ребенка из медитации с такими словами: «Все что ты для себя нашел в этом прекрасном мире остаётся с тобой, постепенно открываем глаза и возвращаемся». На этом этапе важно чтобы ребенок подольше сохранил ощущения из медитации, запомнил их и научился входить в это состояние самостоятельно.

Такая методика раскрывает в ребенке заложенный потенциал, повышает самооценку, помогает разобраться в различных явлениях. Медитация на сказку часто применяется в работе с детьми из неблагополучных семей.

Постановка сказки для детей 4-5 лет

Цель техники – раскрытие внутреннего «Я» через образ игрушки. Практику проводят как с одним пациентом, так и с группой.

Как проходит сеанс:

  1. Терапевт показывает детям в шкатулку с игрушками и предлагает выбрать главного героя.
  2. Ведущий рассказывает детям о герое: как его зовут, какой у него характер. Так же он предлагает детям описать героя, выразить свое отношение к нему.
  3. Психолог описывает ситуацию, в которую попадает герой и предлагает детям построить сюжетную линию, поиграть за героя, пофантазировать. Ведущий произносить следующие слова: «Представьте, что вы оказались на острове попали в сказочную страну или улетели на другую планету. Что вы будете делать?»
  4. В спектакле может учувствовать и больше одного героя. По желанию дети могут выбрать из шкатулки еще несколько игрушек и расширить сюжетную линию.
  5. По окончании спектакля ведущий задает детям вопросы: Как вы себя чувствовали в роли? Почему вы вели себя именно так? Какие выводы можно сделать?

Главная задача практики — помочь детям проявить себя в творчестве, показать себя настоящего, научится гармонично общаться. Ни в коем случае здесь не должно быть формальности и лицемерия.

Рекомендуем почитать интересную статью: Округляя результат: увлекательная мандалотерапия Мандалотерапия считается безопасным и экологичным методом психокоррекции и психотерапии. В процессе творчества личность обретает целостность и укрепляет собственное «я»

Рассмотрим некоторые примеры сказкотерапии

Допустим, мальчик Ваня сильно боится темноты. И вот ему рассказывается история про то, что жил в одном царстве-королевстве очень храбрый мальчик Даня, который ничего на этом свете не боится: ни драконов, ни Кощея Бессмертного, но есть у него один единственный страх, который всё портит. Тут ребёнку предлагается самому назвать этот страх, а потом придумать несколько способов побороть его и вместе выбрать один, наиболее подходящий.

Другой пример. Девочка играла с детьми, и они её обидели. Она ничего никому не рассказала, не позвала на помощь, всё выяснилось только спустя некоторое время, когда мама девочки обнаружила, что она тихонько плачет, спросила, оказалось, дети в игре несколько раз причинили боль. Маму волнует, что ребёнок скрыл свои переживания, не позвал на помощь, не высказал ничего обидчикам. В таком случае можно обратиться к художественной сказке «Кот, Петух и Лиса». Рассказать сказку, а потом обсудить её вместе с ребёнком, задавая вопросы. Например, каким образом Петух смог спастись (он громко звал на помощь друга), или почему Кот спас Петуха (они друзья, живут вместе, почти что семья).

Итак, сказкотерапия помогает мягко, без насилия корректировать поведение ребёнка, снимать напряжение, расслаблять его, воспитывать, прививать извечные ценности и положительные человеческие качества, учить проживать эмоции и справляться с трудностями. При помощи сказкотерапии детский психолог может максимально корректно и деликатно оказывать ребёнку долгосрочную глубинную психологическую помощь в очень лёгкой и ненавязчивой форме.

Сказки для сказкотерапии

Сказки предоставлены сказочницей Ириной Караваевой. Большой багаж ребенок может накопить в душе, которые в последствии дадут хорошие всходы. Сказки укрепляют духовный стержень ребенка.

Сказка про ангела-хранителя Skazka_pro_angela-_khranitelya

Исцеляющий солнечный зайчик istselyayuschiy_solnechny_zaychik

Сюжет

Среди огромного многообразия сказочных историй можно выделить следующие сюжеты:

  • Сказки о животных и о взаимоотношениях с ними. Интересен тот факт, что дети до 5 лет отождествляют себя с животными и стараются во многом на них походить, поэтому в данном периоде жизни им будут более понятны и близки именно сказки о животных, жизненный опыт, заключенный в историях о зверях.

  • Бытовые сказки. Они часто рассказывают о сложностях в семейной жизни, а также предлагаются решения конфликтов. В этом типе сказок главный упор делается на здоровое чувство юмора и на лидирование здравого смысла относительно неприятностей и невзгод. Они знакомят нас с небольшими семейными хитростями, которые позволяют сделать жизнь лучше. Такие сказки оптимальны при работе с подростками.
  • Сказки о превращениях, трансформациях. Все мы знаем грустную историю о Гадком утенке, который в конце концов завоевал свое место в жизни и коллективе. Такие истории прекрасно подходят для работы с теми, у кого занижена самооценка, или же для работы с приемными детьми.

  • Страшные сказки. В этих сказках присутствует разная нечисть – вурдалаки, ведьмы, упыри и прочие. У всех народов в детской субкультуре отводится особое место сказкам-страшилкам, которые позволяют детям самостоятельно лечиться. Такой метод самотерапии предлагает ребенку множество раз воспроизводить и переживать страшную ситуацию в сказке, благодаря чему дети избавляются от накопленного напряжения и овладевают новыми способами реагирования на проблему. Чтобы повысить стрессоустойчивость ребенка и избавить его от напряжения, рекомендуется рассказывать страшилки группе детей и подростков (не младше 7 лет). Однако, проводя такое занятие, необходимо соблюдать 2 важных правила: рассказ должен производиться «страшным» голосом, а конец истории должен быть очень неожиданным и очень смешным.

  • Волшебные сказки. Эти сказки идеально подходят для детей 6–7-летнего возраста. Именно волшебная сказка помогает создать в подсознании «концентрат» мудрости и усвоиться информации о духовном развитии личности.

Работа с народными сказками должна оканчиваться тщательным анализом и обсуждением. Как только спрятанные смыслы и мораль будут проработаны и привязаны к реальным жизненным ситуациям, можно начать использовать дополнительные способы работы со сказкой: драматизацию, изготовление сказочных кукол, песочную терапию, рисование.

3. Авторская художественная сказка. Для успешной борьбы со внутренними переживаниями лучше всего выбирать авторские сказки. Несмотря на то, что в них находится слишком большое количество собственных проекций и переживаний автора, это позволяет ребенку глубже проникнуться проблемой и найти способ ее решения. Например, сказка «Две лягушки» Л. Пантелеева помогает взрослым и детям, которые потеряли интерес к жизни, силы которых на исходе, которые теряют надежду. Эта сказка учит бороться за свое здоровье и за жизнь, до последнего бороться за цели, потому что у каждого из нас есть хотя бы один шанс и необходимые внутренние силы, которые помогут справиться с любыми встречающимися на нашем пути трудностями.

4. Дидактическая сказка. Нередко в форме этих сказок оформлены различные учебные задания. Например, есть математические задания, написанные в виде дидактической сказки. Решить пример в таком задании – значит пройти испытание, справиться с трудностями. Если решить ряд примеров, это может привести героя к успеху и окончательно справиться с проблемой.

5. Психокоррекционная сказка. Собственно, это сказка, помогающая скорректировать те или иные шаблоны поведения детей. Но для того, чтобы она привела к ожидаемому результату, необходимо придерживаться основных принципов при ее создании:

  • В ее основе должна лежать та же проблема, что и у ребенка, но завуалированная, без прямого сходства с ней.
  • В сказке необходимо предложить ребенку замещающий опыт, с помощью которого ребенок может выбрать тот или иной вариант действий для того, чтобы решить свою проблему.

Сказка должна быть представлена в строгой определенной последовательности:

  • Жили-были – символизирует начало сказки, знакомит с действующими героями. Для ребенка 3-4 лет рекомендуется рассказывать сказки про игрушки, маленьких человечков или зверей. С 5 лет можно рассказать сказку про принцев и принцесс, волшебников и фей, солдат и др. Уже с 5-6 лет дети предпочитают волшебные сказки. Для подростков подойдут бытовые сказки и притчи.
  • И вдруг… Но вот однажды… – происходит столкновение героя с проблемой, которая напоминает проблему ребенка.
  • Из-за этого… – намекает на то, какого достижения не происходит, чего ребенок мог бы добиться без этой проблемы.
  • Кульминация – собственно, непосредственная борьба героев с трудностями.
  • Развязка – обязательно положительная.
  • Мораль сказки – герой извлекает поучительный урок из своего опыта, его жизнь кардинально меняется.

Психокоррекционные сказки предназначены для мягкого, ненавязчивого, не агрессивного воздействия на детей. Коррекция здесь играет роль замещения непродуктивного способа поведения продуктивным. Благодаря им взрослые могут объяснить ребенку, что вообще происходит в его жизни, смысл событий.

Использовать эти сказки рекомендуется до определенного возраста – до 11-13 лет. Также есть некоторые ограничения по типу проблем, встречающихся у детей.

Чтобы создать психокоррекционную сказку самостоятельно, необходимо действовать согласно следующему алгоритму:

a) Выбрать героя. Который будет близок к личности ребенка, но в то же время существенно отличаться. У героя должны быть схожие черты характера, возраст, пол.

b) Описать жизнь сказочного героя таким образом, чтобы ребенку удалось уловить сходства с его собственной жизнью.

c) Создать проблемную ситуацию, в которую попал сказочный герой, при этом она обязательно должна быть схожей с проблемой ребенка, описать чувства и переживания, которые испытывает сам ребенок.

d) Описать процесс поиска героем способа решения проблемы. Здесь необходимо усугубить ситуацию, подвести к логическому завершению поиска, что поможет подтолкнуть героя к нахождению правильного решения и к переменам. Сказочному герою могут попадаться второстепенные герои и существа, которые попали в ту же ситуацию. При этом герой со стороны может наблюдать, как существа находят выход из проблем. Здесь может появиться «мудрый наставник», который объяснит герою смысл происходящих событий. Ваша задача – показать ребенку ситуацию и ее решение с нескольких сторон, предоставить ребенку альтернативу, разные модели поведения, помочь ему отыскать положительные стороны в происходящем.

e) Герой сказки осознает ошибки в своем поведении и становится на правильный путь.

Не обязательно обсуждать с ребенком психокоррекционную сказку, можно ее просто прочитать, предоставив ребенку возможность самостоятельно размышлять над ее смыслом. Таким образом ребенок находится наедине с собственными мыслями. Если у него появятся вопросы или желание обсудить сказку, вы всегда должны быть готовы ответить ему, а при необходимости – проиграть сюжет с помощью рисунков, кукол, фигурок или песочницы.

6. Психотерапевтическая сказка. Этот тип сказок раскрывает для ребенка скрытый смысл происходящих событий. Такие истории помогают ребенку увидеть происходящее под другим углом. Они не всегда могут быть истолкованы однозначно и у них не всегда должен быть счастливый конец, но они обладают удивительной глубиной и проникновенностью. Это своего рода риторический вопрос, обдумывание которого будет стимулировать личностный рост ребенка. Многие сказки этого типа освещают проблемы жизни и смерти, пути и любви, отношение к приобретенному и потерянному.

Психотерапевтическая сказка порой помогает там, где остальные техники психотерапии будут совершенно бессильны. Их используют, если проблема затрагивает философию взаимоотношений и событий.

Книги по сказкотерапии

1. «Авторская сказкотерапия», Гнездилов А.В. В книге известного петербургского врача и сказочника собраны его сказки, помогающие людям справиться с затруднительными для них ситуациями — проблемами в семье, потерей близких, открыть в себе новые силы и обрести внутреннюю гармонию.

2. «Сказки и подсказки», Козлова Е.Г. skazki_i_podskazki

Настоящий сборник содержит 350 задач (с подсказками,решениями и ответами), предлагавшихся на занятиях математических кружков и решенных детьми. Книга будет интересна и полезна школьникам, их родителям, а также преподавателям математики и студентам математических факультетов педагогических институтов.

3. «Практикум по сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. praktikum_po_skaz_ter

Руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам, психотерапевтам, врача, филологам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру.

4. «Сказки и сказкотерапия» Соколов Дмитрий skazki_i_skazkoterapia

Эта книга — одна из первых и самых юрких ласточек сказкотерапии, популярного и быстро развивающегося направления практической психологии. В отличие от «серьезных» учебников она излагает основы подхода легко и красочно.

В книге собраны сказки, имеющие самостоятельную художественную ценность, которые за последние десять лет полюбились многим детям и взрослым, встретившимся с ними через первые издания этой книги, а также через журналы, аудиокассеты и кукольные спектакли.

Сказки обладают несколькими функциональными особенностями:

1. Текст сказок способен вызвать эмоциональный резонанс и у детей, и у взрослых. Сказочные образы воздействуют сразу на 2 уровня психики – сознательный и подсознательный.

2. Как и в истории, основным и наиболее ценным в сказке считается качественно подобранная метафора. Ее идея может заключать в себе описание жизненно важных явлений, постановку целей, жизненно важные ценности или описывать внутренний мир автора, если рассказывается авторская сказка.

3. Сказка несет собой символическую информацию о том, как научиться прощать и как правильно построить отношения с окружающими, как приобрести дружбу и любовь и ценить их, какие этапы придется преодолеть для самореализации девочкам и мальчикам, женщинам и мужчинам, с какими трудностями можно столкнуться по жизни и как научиться их преодолевать, кто создал наш мир и как этот мир устроен, какими ценностями нужно руководствоваться по жизни, а также какие изменения происходят с людьми в разные периоды жизни.

Сказкотерапия

Эмоциональная нестабильность, тревожность, страх и агрессия ребенка могут быть вызваны различными факторами, начиная от отрицательной атмосферы дома или в школе и заканчивая каким-то незначительным с точки зрения взрослых событием. Более того, дети еще не совсем способны распознавать эмоции других и корректировать свое поведение в соответствии с ними. Поэтому поведение дошкольников и младшеклассников часто отличается вспыльчивостью и обидчивостью. Нотации и наказания со стороны учителей или родителей не всегда помогают исправить ситуацию. Здесь на помощь приходит сказка.

Сказка — один из самых древних педагогических способов передачи знаний и воспитания подрастающего поколения. Она влияет на сознательные и бессознательные стороны личности, способствует духовному, социальному и эмоциональному развитию, учит отзывчивости, умению сопереживать, отличать добро от зла, развивает фантазию. Кроме этого, она забавляет и отвлекает от проблем, позволяя эмоционально разрядиться.

Сказкотерапия — это психологический и педагогический метод коррекции эмоционального состояния при помощи фольклорных произведений. Ее использование в школе, а особенно в начальных классах, весьма эффективно, поскольку дети восприимчивы к увлекательным сюжетам и с удовольствием выполняют задания на таких уроках.

Песочная терапия

Сказкотерапия – это огромная свобода для творчества. В ней можно применять техники множества направлений психологии: арт-терапии, гештальт-терапии, психодрамы.

Песочная терапия помогает эффективно влиять на психологическое развитие ребенка, а также корректировать отдельные его поведенческие реакции. Этот метод сказкотерапии подходит для работы с детьми любого возраста.

Ребенку предлагается работать с подносом с сухим ил влажным песком, где он может по своему усмотрению размещать маленькие предметы или создавать картины. При помощи контакта с песком ребенок воплощает в физическую форму свои самые глубинные чувства и мысли.

Основной инструмент ребенка в этом методе – творческая символическая игра и активное воображение. Этот способ занятий помогает ребенку самостоятельно выстроить связь между бессознательным и сознательным, между эмоциями и разумом, между физическими и духовными явлениями, между невербальным и вербальным.

Песочная терапия помогает не только диагностировать проблемы, но и корректировать их, способствовать развитию и проводить терапию. Ребенок учится с ее помощью самопознанию, самовыражению, самоактуализации, учится снимать напряжение.

Виды сказок

Применение сказкотерапии в школе очень удобно. Во-первых, для начальных классов такая форма познания все еще блика в силу возрастных особенностей. Во-вторых, изучение фольклорных текстов входит в школьную программу. Поэтому дополнительные занятия могут проводиться только в том случае, если в это есть острая необходимость.

В сказкотерапии используют различные виды сказок:

  • дидактические;
  • художественные;
  • психокоррекционные;
  • психотерапевтические;
  • медитативные.

Сказки дидактического характера используются в основном во время учебного процесса для изучения материала. В них абстрактные предметы и понятия помещаются в сказочную ситуацию, что повышает заинтересованность и вовлеченность детей в образовательный процесс. Информация, поданная в близкой детям младших классов форме, принимается и запоминается ими быстрее. Такие сказки могут показывать ситуации, в которых раскрывается важность знаний. Это обучает школьника прилежности и пониманию необходимости учиться.

Художественные тексты в сказкотерапии — это народные и авторские сказки, мифы, легенды и былины. Они формируют у ребенка понимание добра и зла, дружбы, любви и ответственности. Дети младшего возраста не просто слушают рассказ, а «проживают» его, отождествляя себя с героями. Именно поэтому сказка имеет большую силу, чем нравоучения.

Работая с конкретной проблемой ребенка, можно выбрать произведение, в котором присутствует подобная ситуация. Малышу, который ведет себя, как жадина, предложите «Сказку о рыбаке и рыбке», врунишке — притчу о мальчике и волках.

Психокоррекционные сказки схожи с художественными, однако более узконаправлены. Их используют в основном для исправления определенных черт характера — неопрятности, агрессивности, застенчивости. Для этого подбирается или сочиняется произведение, в котором герой похож на ребенка. Когда персонаж ищет пути решения возникшей проблемы, это же проделывает малыш. Ему предлагается иная модель поведения, альтернативный выход из положения.

Психотерапевтические сказки применяются в основном для лечения взрослых. Они создаются в процессе работы с психотерапевтом, нередко заканчиваются «открытым финалом» и оставляют человека с вопросами наедине. Их осмысление способствует личностному развитию. Может применяться в старших классах.

Медитативные сказки отличаются отсутствие конфликта и противостоящих друг другу героев. В основном это сказки-путешествие, которые актуализируют приятные образы, ощущения и помогают расслабиться.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]