Методики выявления страхов у детей дошкольного возрастаматериал на тему


Повышенная тревожность у ребёнка: признаки

Вторая по распространённости проблема после поведенческих расстройств у детей — это повышенная тревожность. Признаки её встречаются у 8% детей. И к сожалению, это показатель растёт.

Что такое тревожность? Этот эпизодические проявления страха. В каждом возрасте они свои и об этом поговорим ниже. Тревожность абсолютно нормальное проявление, если она вызвана конкретными обстоятельствами. Если же она присутствует в «фоновом режиме» можно говорить о патологии.

Другими словами, любой ребёнок может разволноваться и начать тревожится, если в его жизни происходит какое-либо волнующее событие, пусть даже и приятное, но при этом в обычной жизни он спокоен и радостен. Ребёнок с признаками повышенной тревожности практически не может расслабиться, и постоянно испытывает беспокойство — когда он в знакомой обстановке, при походе в гости, на праздник, в парк, когда к нему обращается незнакомый человек и т.д.

Основная сложность в диагностике повышенной тревожности у детей заключается в том, что пока они маленькие они не могут точно рассказать о проблеме, а ближе к подростковому возрасту могут настойчиво их отрицать. Вот какие признаки повышенной тревожности у вашего ребёнка должны насторожить:

Поведенческие:

  • суетливость;
  • двигательное беспокойство;
  • повторяющиеся навязчивые движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;
  • нарушения сна;
  • скованность;
  • панический страх нового, любых перемен;
  • неуверенность в себе;
  • отказ от новых видов деятельности;
  • серьёзность;
  • нежелание выделяться и стремление к тишине;
  • частые страхи без повода;
  • заниженная самооценка.

Соматические признаки

(о них ребёнок может не рассказывать, а также они могут быть связаны с некоторыми заболеваниями).

Если вы подозреваете повышенную тревожность у вашего ребёнка, стоит ориентироваться на совокупность соматических и поведенческих признаков.

  • приливы жара или озноба;
  • тремор или дрожь;
  • учащённое сердцебиение;
  • дискомфорт или боли в груди;
  • ощущение комка в горле;
  • затруднение дыхания;
  • обморочность или головокружения;
  • мышечное напряжение;
  • онемение или покалывания;
  • ощущение «пустоты в голове»;
  • чувство нереальности предметов или отделённости собственного «Я».

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд советуют обратить внимание на то, есть ли в поведении ребёнка следующие признаки: постоянное беспокойство, трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чём-либо,мышечное напряжение (например, в области лица, шеи), раздражительность, нарушение сна.

Тест на уровень тревожности ребёнка

Если вы заметили у своего ребёнка признаки повышенной тревожности, рекомендуем вам провести небольшой тест, для уточнения.

Опросник

Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М.

Отвечайте да, если согласны с утверждением и нет, если высказывание не относится к вашим сыну или дочери:

1. Ваш ребёнок не может долго работать, не уставая 2. Ему трудно сосредоточиться 3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство 4. Очень напряжён и скован вовремя выполнения заданий 5. Смущается чаще других 6. Часто говорит о напряжённых ситуациях 7. Как правило, краснеет или бледнеет в незнакомой обстановке 8. Жалуется, что ему снятся страшные сны 9. Руки у него обычно холодные и влажные 10. Нередко страдает расстройством стула 11. Сильно потеет, когда волнуется 12. Не обладает хорошим аппетитом 13. Засыпает с трудом, спит беспокойно 14. Пуглив, многое вызывает у него страх 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается 16. Часто не может сдержать слёзы 17. Плохо переносит ожидание 18. Не любит браться за новое дело 19. Не уверен в себе и своих силах 20. Боится сталкиваться с трудностями

За каждый положительный ответ засчитайте 1 балл:

Если общее количество баллов достигает 15-20 баллов, то у вашего ребёнка повышенная тревожность; 7-14 баллов— средняя; 1-6 баллов— низкая

Важная роль психолога в помощь ребенку и родителям

Не стоит думать, что перерастет… Детские страхи редко забываются, они проносятся за нами во взрослую жизнь и затем становятся причинами фобий, паники и другого. Если малышу не помочь справиться со своими состояниями, он будет переживать тяжелую психологическую нагрузку. А она в свою очередь влияет на физическое и умственное развитие.

Не всегда родители могут самостоятельно помочь детям. Ведь недостаточно просто поговорить или успокоить. Поэтому их помощником становится детский психологический центр, где профессиональные психологи с помощью специальных методик помогут ребенку справиться со страхом, понять причину и избавиться от навязчивых состояний. В основном используются методика рисования, сказкотерапии и игры. Но важно помнить, что работа с малышом выстраивается отдельно в каждом случае.

Только с помощью родителей и детского психолога малыш сможет преодолеть свои страхи и перестать бояться.

Страхи в детском возрасте

Д. Икке определяет страх как психическое явление, которое любой человек может наблюдать у себя практически каждый день. Страх — это неприятное эмоциональное переживание, когда человек в той или иной степени осознает, что ему угрожает опасность.

А. Кемпински в своей работе отмечает, что когда речь идет об определении таких понятий, как, например: страх, ужас, боязнь, тревога и т.д., невозможно дать четкое определение. Автор считает, что так происходит всегда, когда речь идет о понятиях, связанных с самыми личными переживаниями. Их можно почувствовать, но трудно определить, утверждает он [10].

По мнению Е. Степановой, страхи — это эмоционально насыщенные чувства тревоги в ответ на реальную или воображаемую угрозу жизни и благополучию. В ситуации явной опасности для жизни, например, обморок, удушье, внезапная потеря равновесия, падения и т.д., страх имеет инстинктивный характер и представляет собой защитную реакцию, средство защиты.

По мнению А.И. Захарова, страх — это одна из фундаментальных человеческих эмоций, возникающая в ответ на угрожающий стимул. Если рассматривать эмоцию страха объективно, то, несмотря на ее негативную окраску, можно констатировать тот факт, что страх выполняет множество функций в жизни человека. На протяжении всего периода развития человечества страх сопровождал людей, проявляясь в боязни темноты, природных явлений, огня. Страх выступал как организатор борьбы людей со стихией. Страх позволяет избежать опасности, так как он играл и играет защитную роль. Поэтому А.И. Захаров считает, что страх можно рассматривать как естественное сопровождение развития человека [6].

A. И. Захаров отмечает, что страх может развиться у человека в любом возрасте: у детей от 1 до 3 лет нередки ночные страхи, на 2-м году жизни наиболее распространены страх неожиданных звуков, страх остаться одному, страх боли и связанный с ним страх медицинских работников. В возрасте 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. С 5 до 7 лет ведущим страхом становится страх смерти. С 7 до 11 лет самый большой страх для детей — «не быть хорошо сказанным, уважаемым, ценимым и понятым».

По мнению Г. Эберлейна, наличие стойких страхов у детей говорит о неспособности справляться со своими чувствами, контролировать их. В таких случаях дети пугаются, вместо того чтобы действовать, и не могут остановить «бушующие» чувства [13, с.29].

Поговорим об особенностях детских страхов. Детские страхи — это нормальное явление в детском развитии. Они имеют разное значение для ребенка. Страх, как и любое переживание, полезен, когда он выполняет свои функции, а потом исчезает, но когда страх не исчезает долгое время или у ребенка большое количество страхов, то можно говорить о предневротическом состоянии ребенка, которое, в свою очередь, может перейти в невроз тревоги, являющийся патологическим состоянием, при котором у ребенка возникает состояние психического напряжения, скованности, поведение становится более пассивным, вместо непосредственности и открытости развивается замкнутость и отстраненность. Если страхи сохраняются длительное время, это является признаком неблагополучия, свидетельствует о нервном расстройстве ребенка, неправильном поведении родителей, возможном наличии самих страхов, конфликтных отношениях в семье. Если страхи сохраняются длительное время, или если есть ярко выраженные страхи, ребенку необходима помощь в их преодолении. Отсутствие своевременной психологической помощи может привести к развитию тревожности как устойчивой личностной черты, неуверенности в себе и сверстниках, агрессивности, что в дальнейшем может стать препятствием для развития поведенческих навыков.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]