Особенности формирования невроза у ребенка
Далее рассмотрим происхождение детских неврозов.
Их особенностью у детей является формирование на фоне незрелости личности. Для понимания, личность у детей определяется типом воспитания в семье.
Стоит выделить основные «неадекватные» типы воспитания:
- Недостаточное уделение внимания малышу — «гипоопека».
- Избыточное уделение внимания — «гиперопека».
- Жестокое воспитание.
- Авторитарное воспитание.
Как правило, неправильное воспитание может навредить формированию личности и темперамента малыша. Вследствие чего появляются негативные черты характера, неадекватные реакции со стороны ребенка. Рано или поздно это приводит к чувству неполноценности, на фоне которого любое негативное внешнее воздействие может привести к неврозу. В роли негативного фактора могут выступать: грубое слово, громкое замечание, изменение условий жизни и многое другое.
Учитывая незрелость личности у детей, редко развиваются типичные формы невроза. Чаще у них отмечаются более простые расстройства — системные неврозы. Они могут проявиться со стороны любого органа и системы органов. Считают, что выбор поражения того или иного органа зависит от наследственной восприимчивости (слабости) органа или системы организма. Такими слабыми местами у детей часто является речедвигательный аппарат (формирование заикания) и мочевыделительная система (развитие энуреза).
Существует также другой механизм развития: сочетание повышенного нервного напряжения и выполнение определенного действия или движения в этот момент. Так, данное действие или движение, может привести к формированию тиков у малыша. Таким образом, неврозы в детском возрасте чаще всего проявляются тиками, заиканием и энурезом. При отсутствии лечения системные неврозы с возрастом нередко переходят в «классические», как у взрослых.
При неврозах у детей часто встречается заиканияе.
Черты темперамента впечатлительных детей — детей со слабой нервной системой:
Как ведут себя дети этого типа? Они с ранних лет чрезвычайно чувствительны и восприимчивы: могут быстро и легко замечать незначительные изменения в настроении людей, а также слабейшие шорохи, звуки, оттенки. Они видят даже то, что для многих остается незамеченным: легкую тень досады или искорку радости на лице, незаметные движения, незначительные изменения в костюме или походке.
Эти дети очень сильно переживают, когда читают книги и смотрят фильмы. События настолько захватывают их, что в глазах появляются слезы, хотя они стараются отвлечься от волнующих событий. Воспоминания о них вызывают необъяснимую душевную боль.
Повышенная чувствительность, нервозность проявляются и тогда, когда им приходится что-нибудь самостоятельно решать, делать, особенно в незнакомой и необычной обстановке. На все новое впечатлительные дети реагируют с большой, даже избыточной, тратой сил, часто бывая при этом озабоченным. Какой-нибудь пустяк, а у ребенка уже напряженное лицо, глубокий вздох. Например, отец поручил сыну расплатиться с шофером такси, а тот переживает это как важнейшее событие в своей жизни.
Особенности детей со слабой нервной системой проявляются также в учебной и физической работе. Таких учеников легче приучить к тщательности в повседневных делах, чем детей сильных типов, особенно сангвиников и холериков. Они лучше работают в однообразных условиях, быстро и легко привыкают к режиму дня и работы, так как однообразная деятельность не может вызвать очень большого возбуждения, которое может привести к перерасходу сил и торможению нервной системы. Поэтому и родителям, и учителям приходится считаться с недостаточной выносливостью и с легкой утомляемостью впечатлительных детей.
Длительная напряженная работа, будь то физическая или умственная, для них утомительна. Если на первых уроках они работают хорошо, то дальше — хуже. Особенно быстро устают дети слабого типа в новых условиях. Им осбенно трудно учиться в первом и в пятом классах. Лучше всего им работается дома, когда никто не мешает, или же в укромном уголке библиотеки.
В шумной напряженной обстановке и простые дела кажутся детям со слабой нервной системой сложными, и легкие задачи — тяжелыми. В период экзаменов и других волнующих событий они бывают или пассивными, вялыми, или раздражительными, крикливыми, а если уж случается какое-нибудь несчастье, то и совсем обессиленными, больными.
В отличие от учащихся сильных типов у детей слабого нервного типа обнаруживается быстрая тормозимость, скованность, если им приходится действовать в зависимости от обстановки. Когда перед ними ставят неожиданный вопрос и они затрудняются сразу ответить, у них обычно растерянный вид, напряженное лицо, они не знаю, куда себя деть. На уроках после заданного вопроса робко поднимают руку, а, услышав свою фамилию, вздрагивают и, медленно встав, отвечают.
Во время экзаменов «они настолько волнуются, что это чревато потерей аппетита, бессонницей и ночными кошмарами. Тогда и посильное дело кажется им непосильным и решенная задача — нерешенной. Успешное окончание экзаменов успокаивает чувствительных детей, они говорят: «Зачем надо было так переживать? Больше этого не будет». Но «это» повторяется снова и снова — таковы особенности детей со слабой нервной системой.
Впечатлительный ребенок может обидеться из-за пустяка: заплакать, если перед его появлением закончили беседу или, скажем, не передали шутку, над которой все смеялись (а вовсе не над ним).
Мы остановились на некоторых чертах темперамента впечатлительных детей. Надо сказать и то, что каждый из них может иметь и другие особенности: один быстр, другой медлителен, один уравновешен, другой неуравновешен. Это еще раз свидетельствует о том, что в человеческом обществе нет неизменных, «чистых» нервных типов. Поведение ребенка формируется постепенно, под влиянием общественных воздействий, личного опыта и воспитания.
Виды и симптомы неврозов
Существуют такие виды общих неврозов, как:
- Истерия. У детей данное состояние проявляется избыточной, неадекватной реакцией на неудовлетворенность чем-либо. Дети с истерией нередко «притворяются». Они могут добиваться желаемого путем манипуляции родителями. Манипуляция может заключаться в имитации симптомов заболевания. При этом врач, осматривая малыша, не находит объективных признаков заболевания.
- Неврастения. У детей она проявляется раздражительностью и слабостью. Нередко возникают бурные реакции на незначительные замечания или действия. Характерными симптомами неврастении также являются: изменчивость настроения, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, головная боль, ощущение сердцебиения, нарушение сна. Педиатры, осматривая этих детей, нередко выставляют всем известную вегето-сосудистую дисфункцию.
- Навязчивые состояния. Развиваются у детей с определенными психологическими особенностями: боязливостью, мнительностью, нерешительностью. С раннего возраста характерно образование различных страхов. У большинства больных детей появляются разнообразные защитные реакции в виде навязчивых действий (хлопки руками, частое мытье рук, прыжки и другое). В более старшем возрасте могут появляться навязчивые мысли, сомнения и другое. При этом дети могут осознавать абсурдность своих действий и пытаются бороться с ними.
Ниже рассмотрим наиболее встречающиеся формы неврозов у детей:
- Тики. Нередко предшествуют навязчивым состояниям и действиям. Для них характерны стереотипные сокращения отдельных групп мышц. В раннем возрасте часто возникают частые моргания глазами. При прогрессировании возможно вовлечение в процесс других мышечных групп (дергание носом, заведение глаз, приподнимание бровей, приподнимание плечами и многое другое). После перенесенных ОРВИ у таких детей возможно появление дыхательных тиков: кашель, откашливание, втягивания носом и другое).
После перенесенных ОРВИ у детей возможно появление дыхательных тиков (кашель, откашливание, втягивания носом и другое).
- Заикание. Также можете встретить и другое название — логоневроз. Они являются словами-синонимами. Заикание представляет собой нарушение речи, свзанное с судорожным сокращение отдельных групп мышц речедвигательного аппарата. Более подробно с проявлением и лечением данной проблемы вы можете ознакомиться в нашей статье.
- Энурез. Представляет собой ночное недержание мочи. Энурез является неврозом только в том случае, если развивается на фоне психологической травмы или изменений условий жизни (посещение первый раз садика, рождение брата или сестры и другое). Довольно характерна связь с обстановкой и ситуацией, в которой может находиться малыш. Со временем, из-за своего недуга у детей развивается ощущение неполноценности. В более старшем возрасте могут появиться негативные черты характера: несдержанность, злость, раздражительность. В ряде случаев, энурез может развиваться вместе с энкопрезом (недержание кала).
Невроз, как и другие заболевания, проходит ряд условных этапов. Эффект лечения зависит от своевременности оказания помощи. Довольно простое правило: чем на более ранних этапах оказана помощь, тем более благоприятнее эффект от лечения.
Головная боль напряжения у детей
Середина учебного года — горячая пора для невролога. Если летом никого в поликлинику не заманишь, то осенью открывается новый сезон и активно продолжается зимой.
Как думаете, с какими жалобами приходят дети? Не гадайте, их много.
Но среди всего разнообразия жалоб есть самая популярная — головная боль.
Большинство родителей реагируют на это состояние крайне эмоционально.
Бывает, что придя к врачу, сразу просят немедленно начать глубокую и тщательную диагностику: МРТ, КТ, РЭГ, рентгенографию черепа и обязательно УЗИ сосудов головы и шеи.
Но это требуется не всегда, так как не каждая головная боль представляет опасность.
К счастью, большинство детей, приходящих на прием, описывают всегда один и тот же диагноз — головную боль напряжения. Диагностировать эту болезнь не трудно, у нее достаточно простые и четкие признаки.
Боль возникает почти всегда во второй половине дня, она не приносит страдания ребенку, но создает ощущение дискомфорта.
Для этой головной боли не характерна тошнота и рвота, хотя может раздражать громкий звук или яркий свет.
Она имеет двустороннее распространение и часто возникает в висках и затылке, а по характеру напоминает давление или сжимание.
Многие дети жалуются на болезненность при нажатии на мышцы шеи — это не удивительно, ведь свое название диагноз получил из-за предположения, что боль вызывает напряжение мышц головы и шеи.
Конкретную причину, вызывающую головную боль напряжения, назвать трудно. Чаще всего это целый комплекс факторов. Именно поэтому она обостряется во время учебного года.
Резкое изменение режима дня с ранними подъемами и поздними засыпаниями, нерегулярное и несбалансированное питание, непривычные физические нагрузки, обострение эмоциональных переживаний, большие объемы домашних заданий, дополнительные внешкольные занятия – все это вносит существенный вклад в развитие болезни.
Читайте также: Школа и стресс: когда ребенок не учится, а мучается
Еще одним значимым фактором можно считать длительное нахождение в одной позе — это всегда негативно сказывается на состоянии мышц. Кроме того, большое влияние оказывают цифровые устройства.
Современные дети постоянно взаимодействуют с телефонами, планшетами, компьютером и т.п., внимание часто переключается с одного процесса на другой. Такая многозадачность оказывает негативное влияние на нервную систему, истощая ее, это проявляется нарушением внимания, ухудшением памяти и снижением мотивации.
С чего начинать лечение?
Самое оптимальное решение – вести дневник головной боли. В нем необходимо отражать время возникновения, вероятную причину, характер, интенсивность, продолжительность головной боли.
Обязательно нужно отмечать принятые препараты, их дозировки, достигнутый эффект и время, через которое наступило улучшение. В большинстве случаев, при правильном ведении, дневник позволяет поставить точный диагноз и отслеживать динамику болезни.
Часто родители в качестве основного средства лечения рассматривают обезболивающие препараты. Это не самая лучшая тактика. Дело в том, что истинная головная боль напряжения имеет низкую интенсивность и не создает выраженных ограничений для деятельности ребенка, а препараты часто имеют побочные эффекты, которые могут резко ухудшить состояние.
Некоторые лекарства при частом применении перестают облегчать боль, наоборот, усиливают ее. Такое явление называют абузусной головной болью. Поэтому любое использование препарата должно быть согласовано с лечащим врачом.
В большинстве случаев головная боль напряжения значительно облегчается во время короткого отдыха. Прекрасно помогает легкий массаж головы и задней поверхности шеи.
Остальные мероприятия направлены на снижение интенсивности боли и ее профилактику:
- Пробуждение и отход ко сну должны быть ранними (около 6-7 часов утра и 8 вечера соответственно)
- Пропуски приема пищи недопустимы.
- Необходимо максимально ограничить использование цифровых устройств, особенно за 3-4 часа до сна.
- Регулярная, умеренная физическая нагрузка жизненно необходима любому ребенку (да и взрослому).
- Некоторым детям требуется ограничение продуктов содержащих кофеин: чай, кофе, шоколад, какао, энергетические напитки.
Вредные привычки должны быть исключены, без этого положительная динамика невозможна (я понимаю, что у всех дети не курят и не пьют, но этот пункт здесь необходим.
Помните, грамотная организация учебного процесса в школе и дома значительно снижает частоту головных болей.
В некоторых случаях болезнь возникает на фоне высокой эмоциональной нагрузки: сложные внутрисемейные взаимоотношения, конфликты среди сверстников и прочие причины могут потребовать вмешательства психолога. В некоторых случаях можно обсудить с доктором вариант лечения, основанный на эффекте плацебо, но учтите, что самовольно (без консультации врача) использовать «пустышку» категорически нельзя.
Даже учитывая простоту рекомендаций вылечить ребенка довольно трудно, так как лечение подразумевает изменения образа жизни (иногда всей семьи). К счастью у большинства детей болезнь самостоятельно проходит по мере адаптации к новым условиям, но этот факт не отменяет визита к врачу.
Красные флажки, указывающие на «ненормальность» головной боли:
1. Высокая частота (чаще 15 раз в месяц) и длительность (более 1 месяца).
2. Стойкая боль в одном и том же месте на протяжении продолжительного времени.
3. Усиление головной боли при умственных, эмоциональных, физических нагрузках, которые раньше переносились хорошо.
4. Отсутствие эффекта от препаратов, которые раньше были эффективны.
5. Ухудшение состояния после препаратов, которые раньше были эффективны.
6. Тошнота и рвота, возникающая по утрам. Усиление боли при кашле, чихании.
7. Глазные проявления – косоглазие, разный размер зрачков при равном освещении, двоение, снижение остроты зрения.
8. Головокружение, шум в ушах, ухудшение слуха.
9. Снижения массы тела, лихорадка.
10. Значительные изменения в поведении ребенка (агрессивность, депрессия, эйфория, резкие перепады настроения)
При обнаружении даже одного пункта обязательно покажите ребенка врачу.
Сил Вам и терпения.
Данияр Жураев
Фото depositphotos.com
_______
1. Uptodate — Tension-type headache in children 2. Migraine and Tension Headache Guideline by Kaiser Permanente Washington 3. Tension-type headache in children: the Cinderella of headache disorders! Seshia SS, Abu-Arafeh I, Hershey AD. Can J Neurol Sci. 2009 Nov;36(6):687-95. Review. 4. International Classification of Headache Disorders (3rd edition) by International Headache Society 2018
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции