Заикание – это нарушение темпа и ритма организации речи, которое связано с судорожным (сокращенным) состоянием мышц, образующих речь. Заикание известно как одно из древних нарушений речи. Сущность данного состояние, механизмы его развития, причины, симптомы и подходы к лечению существенно отличались в различные периоды развития логопедии. Разные взгляды на данную проблему обусловлены различным уровнем науки, учений и школ, занимающихся данным состоянием. В данной статье мы подойдем к рассмотрении данной тематики со стороны современных учений и достижений в области лечения данного состояния.
Заикание известно как одно из древних нарушений речи.
Причины заикания
Есть 2 типа причин заикания. Первые создают предрасположенность, так называемую «почву» для развития болезни. Вторая группа причин представляют из себя «толчки» к развитию, причины.
Предрасполагающие причины
Достаточно стечение одного, из ниже приведенных, неблагоприятных условий и сильного раздражителя (стресса) для развития заикания у ребенка.
Очень много зависит от родителей. Если у родителей имеется, так называемая Невротическая отягощенность, куда входят инфекционные, неврологические и другие заболевания, которые негативно влияют на функции нервной системы, то все эти факторы могут отразиться и на ребенке. Инфекции могут передаться, а повышенная раздражительность негативно повлиять на психическое состояние ребенка.
Очень много зависит от родителей.
Когда мы оцениваем причины развития, важно посмотреть назад, в период до, во время и после родов. Нужно изучить наличие родовых травм, инфекций, асфиксии и других факторов, которые могут повлиять на функционирование головного мозга. Не менее важно изучить и семью ребенка, ведь вполне вероятно, что и среди его кровных родственников могут встречаться люди страдающие заиканием.
Что же касается организма ребенка, то тут необходимо обратить внимание на его неврогенные особенности и конституциональную предрасположенность. К группе этих причин можно отнести повышенную ранимость и раздражительность, ночные кошмары, энурез, заболевания нервной системы. Конечно не стоит забывать и том, что ребенок может проходить этап в котором присутствуют возрастные анатомические и физиологические особенности работы центральной нервной системы.
Ну и конечно одно из самого важного — ребенок не должен чувствовать себя ущемленным в семье, не должен сталкиваться с отчуждением и непониманием со стороны родителей. Важно добиться того, чтобы у малыша было достаточно положительных эмоций, которые он получал бы со своими родителями.
Производящие причины
Довольно часто заикание развивается на фоне органических (физических) заболеваний головного мозга, которые приводят к нарушениям в речедвигательном аппарате.
Часто заикание развивается на фоне инфекционных и физических заболеваний.
Инфекционные процессы, сопровождающиеся развитием энцефалитов и менингитов, могут приводить к истощение нервной системы и ослаблять центры, отвечающие за движения речедвигательного аппарата (корь, коклюш, менингококковая инфекция).
Многие ЛОР-болезни (ларингиты, ангины, синуситы) приводят к изменению тембра и интонации голоса, что также негативно отражается на формирование речи.
Психические травмы, сопровождающиеся сильным страхом либо испугом.
Весомой причиной является неадекватное воспитание ребенка. Сюда можно отнести повышенную требованность от ребенка в обучении, формирование феномена «примерного» поведения.
Отрицательное, негативное отношение родителей к ребенку (суровость, злость, строгость).
Не менее важной причиной является неожиданное потрясение ребенка, которое может быть как положительным, так и отрицательным (“чрезмерное” возбуждение, стрессовые ситуации в школе, стрессовые ситуации в семье).
Одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке
В случае обучения ребенка в раннем возрасте нескольким языкам, что приводит к повышенной нагрузке на различные центры головного мозга.
Подражание людям с заиканием.
Симптомы
Главный симптомом заикания — судороги (ненормальное сокращение мышц речевого аппарата) в процессе речи. Их длительность может занимать от 1-2 до 12-13 секунд, а в отдельных тяжелых случаях достигать 80 и более секунд.
Будьте внимательны к своему ребенку и помогайте ему побороть илл предотвратить развитие заикания.
У детей с заиканием также нарушается последовательность в произношении отдельных слов, дети теряют ход мысли из-за выраженных пауз, испытывают эмоциональные переживания и, как следствие, приобретают черты характера “неполноценного” человека.
Остановимся более подробно на чувстве собственной неполноценности, так как данный симптом во многом определяет дальнейшее развитие и течение заикание у ребенка. Данное чувство еще называют «болезненной фиксацией» заикающегося.
Выделяют три степени «болезненной фиксации»:
- Первая ст. (дети ощущают себя комфортно, при этом у них не отмечаются стеснения, стыд из-за дефекта в речи).
- Вторая ст. (дети теряют чувство комфорта, испытывают умеренное стеснение, стыд из-за дефекта в речи, пытаются замаскировать его)..
- Третья ст. (выраженная концентрация на своем дефекте речи, испытывают выраженное стеснение, стыд. Обычно данная степень отмечается у детей старшего школьного возраста).
Эффективность лечения заикающихся детей напрямую зависит от степени «болезненной фиксации». Чем выше фиксированность, тем менее благоприятный прогноз логопедической работы.
Существуют три степени заикания:
- незначительная — заикание появляется только при возбуждении (выраженных эмоциях), при быстрой речи.
- умеренная — в покое и в обычной обстановке не заикаются; только при выраженных эмоциях появляется заикание.
- выраженная — заикаются постоянно.
Формы заикания у детей
Существует несколько классификаций, которые учитывают различные аспекты расстройств речи.
В зависимости от характера нарушения речи выделяют следующие виды заикания:
- тоническая форма заключается в растягивании звука, ребенок может делать паузы. Ему трудно начать слово или предложение, лицо и шея напрягаются;
- клоническая форма характеризуется повтором слогов, слов, который возникает перед произношением сложных звуков;
- смешанная форма сопровождается и повторами, и паузами.
Клинические формы заикания в зависимости от выраженности судорог:
- Легкая форма — детки заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказываться, в спонтанной речи. Нарушение легко поддается коррекции;
- Средняя — в спокойном состоянии малыши говорят легко и редко заикаются. При эмоционально-стрессовом состоянии, в монологической и диалогической речи появляется заметные запинки;
- Тяжелая форма — маленькие пациенты заикаются постоянно, появляются непроизвольные движения различных частей тела и психопатические реакции. Запинки случаются во всех видах речи. В самых сложных случаях коммуникация становится практически невозможной.
Типы заикания с учетом причины: невротическое и неврозоподобное. Их отличительные характеристики отражены в таблице заикания:
Невротическое заикание | Неврозоподобное заикание | |
Активность речи | Значительно снижена | Чаще повышена |
Тип судорог | Чаще дыхательные и голосовых связок | Чаще артикуляционные спазмы |
Темп речи | Любой | Тахилалия |
Звукопроизношение | Обычная | Часто дислалия, редко дизартрия |
Выразительность речи | Разная | Обычно невыразительная, монотонная |
Моторика | В целом обычная | Неуклюжесть, непонятный почерк, вялая мимика, скованность и однообразные движения |
Раздувание крыльев при разговоре | Типичен | Непостоянен |
Сопутствующие движения | Часто встречаются, их характер различный | Очень часто встречаются и однообразны |
Фиксация на проблемных звуках | Выражена | Меньше, чем при невротическом типе |
Течение заикания | Волнообразное, на выраженность симптомов влияет тяжесть стресса | Практически постоянное, с ухудшением при утомлении, речевой активности |
Дислексия, дисграфия, дискалькулия | Редко встречаются | Встречаются часто |
Мотивация при коррекции | Обычно высокая, порой чрезмерная | Резко снижена |
Кроме того, для неврозоподобного заикания характерны психические нарушения, изменения в рентгенограмме черепа, электроэнцефалограмме.
Следующая клиническая классификация заикания учитывает характер течения болезни:
- волнообразный — болезнь усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но полностью никогда не исчезает;
- постоянный — клинические признаки присутствуют постоянно;
- рецидивирующий тип — болезнь возникает повторно после исчезновения.
Обследование
Обследование таких детей должно включать в себя консультацию узких специалистов:
- логопеда;
- невролога;
- психолога;
- при необходимости консультации иных специалистов..
Главным специалистом, занимающимся лечением заикания у детей, является логопед.
В процессе работы с детьми логопед использует различные учебники, стихи, сказки, подбирает специальные игрушки.
Целью обследования является определение частоты, источника возникновения и формы речевых судорог. Также оценивается степень заикания и речевые возможности пациента. Вторым планом, при наличии, указываются сопутствующие дефекты речи.
В конце беседы с пациентом, логопед формулирует окончательное заключение.
Лечение и прогноз
На сегодняшний день лечение таких детей включает в себя не только медицинское, но и педагогическое воздействие.
- Применение лекарственных препаратов. В лечении заикания могут применяться огромное количество различных групп препаратов. Остановимся на наиболее часто встречающихся из них:
- 1.Ноотропы (пирацетам, пантогам, пантокальцин, фенибут).
- 2.Седативные препараты (валериана, фенибут, глицин, персен, афобазол, адаптол, ново пассит). Стоит отметить, что многие ноотропы совмещают в себе также и седативное действие.
- 3. Витамины, в особенности витамины группы В (комбилипен, комплигам В, ларигама).
Один из методов лечения — занятия с логопедом.
Методик по преодолению заикания у детей огромное количество, как и групп препаратов, которые могут применяться в отдельных случаях. Многих из вас интересует вопрос: «А можем ли мы помочь ребенку самостоятельно, в домашних условиях и не бегая по врачам? Можно ли полностью вылечить заикание у ребенка?». Существуют отдельные методики, позволяющие улучшить произношение и прочее, занимаясь дома, но они также подбираются специалистом. Что касается прогноза, то тут нет однозначного утверждения. Можно считать, что чем младше ребенок, чем жизнерадостнее и позитивнее его поведение, чем меньше сопутствующих психопатологических расстройств, чем слабее проявления судороги, тем прогноз лучше.
Стадии заикания у детей
Заболевание развивается постепенно. В зависимости от течения заикания выделяют 4 стадии.
1 стадия — это начальные проявления, когда запинки в речи появляются периодически, обычно в моменты волнения, они не выраженные и не мешают ребенку разговаривать. Из-за непостоянства симптомов родители не обращаются к врачам, а болезнь переходит в следующую стадию.
При 2 стадии затруднения речи возникают часто — даже в спокойной обстановке. Не только родители, но и сам ребенок начинает осознавать наличие проблемы.
3 стадия характеризуется устойчивой патологией речи, к которой присоединяются характерные навязчивые движения рук, ног или головы. Малыш начинает заменять сложные слоги и слова более простыми, активно использует жестикуляцию, междометия, лишь бы не заикаться. Словарный запас из-за этого ограничен.
При 4 стадии появляется логофобия — боязнь разговаривать. Это заикание высокой степени, при которой у пациента наблюдаются стойкие комплексы, отказ от общения даже с домашними, стремление к одиночеству. Чаще всего он диагностируется у подростков и взрослых, которым вовремя не была оказана помощь.
Чем раньше начать коррекционную программу при различных видах заикания, тем выше вероятность выздоровления. Поэтому важно обратиться к врачу сразу же, как обнаружили патологию: оптимально — в дошкольном возрасте. После терапии дети начинают нормально разговаривать, без пауз, запинок и повторений. В школе они хорошо усваивают школьную программу, и учатся наравне со сверстниками.
Если запустить болезнь, расстройство речи приобретает устойчивый характер: одна степень заикания быстро переходит в следующую, из-за чего малыш не может нормально общаться, учиться, развиваться. А в дальнейшем патология речи становится преградой к успешной профессиональной деятельности, семейному счастью, снижает качество жизни.