Аутизм – это не одно заболевание, а большой комплекс нарушений развития нервной системы различного происхождения, обозначаемый как расстройства аутистического спектра (РАС). По современным данным, частота встречаемости составляет 5:1000 (источник: Чарльз Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология», 2018 г.). У мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Кажущееся увеличение заболеваемости РАС (по старым данным распространенность составляла 4:10000) связано с улучшением диагностики и расширением ее критериев. Само понятие спектра появилось относительно недавно, в 2013 году, когда было принято новое издание DSM-5, до этого рассматривали лишь отдельные виды аутизма. По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), в настоящее время выделяются детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2), синдром Аспергера (F84.5) и несколько других форм. Однако, в уже принятой во многих странах МКБ-11 (в нашей стране будет действовать с 2022 года) «расстройство аутистического спектра» фигурирует как основная нозологическая единица, а ее формы выделяются, исходя из имеющихся интеллектуальных и языковых дефицитов, например: «РАС с нарушением интеллектуального развития и с мягким или отсутствующим нарушением функционального языка», «РАС без нарушения интеллектуального развития и с нарушением функционального языка» и другие.
РАС могут различаться по степени тяжести и по патогенетическим механизмам, что сильно влияет на клиническую картину, прогноз и социальную адаптацию.
Введение
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это целая группа различных состояний. Для них характерны определенные трудности с социальным взаимодействием и общением. Другими особенностями являются нетипичные модели действий и поведения, такие как трудности с переходом от одного вида деятельности к другому, сосредоточенность на деталях и необычные реакции на ощущения.
Способности и потребности людей с аутизмом различаются и могут со временем меняться. Некоторые люди с аутизмом способны жить самостоятельно и продуктивно, другие же страдают от тяжелых нарушений и нуждаются в пожизненном уходе и поддержке. Аутизм часто влияет на возможности для получения образования и трудоустройства. Кроме того, семьям, обеспечивающим уход и поддержку, часто приходится довольно нелегко. Отношение общества и уровень поддержки, оказываемой местными и национальными властями, являются важными факторами, определяющими качество жизни людей с аутизмом.
Признаки аутизма могут быть выявлены в раннем детстве, однако это состояние часто диагностируется на гораздо более поздних стадиях.
Аутизм часто сопровождается другими нарушениями, в том числе эпилепсией, депрессией, тревожным состоянием и гиперактивным расстройством с дефицитом внимания, а также неадекватным поведением. Люди с аутизмом часто имеют сопутствующие состояния, включая эпилепсию, депрессию, тревожность и синдром дефицита внимания с гиперактивностью, а также расстройство сна и неадекватное поведение, такое как склонность к самоповреждению. Интеллектуальные способности людей, страдающих от аутизма, варьируются в широком диапазоне — от серьезных нарушений до высокого уровня интеллекта.
Симптомы аутизма
Признаки аутизма у детей младше 1 года
В этом возрасте необходимо обратить внимание, соответствует развитие ребенка основным этапам. Вот несколько вещей, о которых стоит побеспокоиться:
- Не проявляет интереса к лицам.
- Не вглядывается в глаза, не улыбается, и может показаться, что малыш смотрит прямо через вас.
- Не всегда реагирует на звуки.
- Не реагирует на свое имя, не поворачивается, чтобы увидеть, откуда идет звук, или не проявляет никакой активности, когда слышит громкий шум. В других ситуациях его слух может показаться прекрасным.
- Не нравится, когда его обнимают или трогают.
- Не проявляет интереса к типичным детским играм.
- Не лепечет и не показывает других ранних признаков разговоров.
- Не использует жестов, как способ общения.
Признаки аутизма у малышей до 2 лет
Среди самых распространенных:
- Не использует жестов.
- Не качает головой: да или нет.
- Не указывает на то, что хочет.
- Не указывает объекты, чтобы проявить интерес к окружающему миру. К 14-16 месяцам большинство здоровых детей обращают ваше внимание на то, чем они заинтересованы, например, щенком или новой игрушкой.
- Не использует одиночные слова в возрасте 16 месяцев или двухсловных фраз в возрасте 24 месяцев.
- Потерял словесные или социальные навыки. Использовал для разговора несколько слов или проявлял интерес к людям, но теперь этого не делает.
- Проблемы с ходьбой.
Признаки РАС у детей 3-летнего возраста
У некоторых детей симптомы аутизма проявляются в первые несколько месяцев жизни. У других не проявляются симптомы до двух лет. Легкие признаки трудно выявляются и могут быть ошибочно приняты за застенчивый темперамент или особенности характера.
Вы можете увидеть некоторые из признаков аутизма у трехлетних детей.
Навыки общения:
- не отвечает на имя;
- избегает зрительного контакта;
- предпочитает играть в одиночку;
- не любит или избегает физического контакта с другими людьми;
- не заинтересован или не знает, как подружиться;
- испытывает трудности с выражением или разговором о чувствах, с трудом понимает чужие чувства.
Языковые и коммуникативные навыки:
- задерживаются речевые и языковые навыки (отстает от сверстников);
- разговор в виде эхо – повторение последних нескольких слов разговора.
Поведенческие навыки:
- выполняет повторяющиеся движения;
- игрушки или другие предметы выстраивают организовано;
- не любят перемен в быту;
- циклические повторения игровых движений;
- частое наблюдение за огнем, водой и крутящимися колесами.
Другие потенциальные признаки аутизма:
- импульсивность;
- агрессивное поведение;
- сильные истерики;
- переборчивость в еде;
- отсутствие чувства страха.
Наличие любого из этих признаков или симптомов может быть нормальным, но наличие нескольких из них, особенно с задержкой речи, должно вызвать дополнительную озабоченность.
Каковы признаки аутизма у 4-летнего ребенка?
Признаки аутизма у детей становятся более очевидными с возрастом.
У вашего ребенка могут проявляться некоторые из следующих признаков аутизма.
Навыки общения:
- не откликается на свое имя;
- избегает зрительного контакта;
- предпочитает играть в одиночку, чем играть с другими;
- не рассказывает истории;
- не заинтересован во взаимодействии или общении с другими;
- не любит или активно избегает физического контакта;
- гримасничает;
- с трудом понимает чужие чувства и плохо проявляет свои.
Языковые и коммуникативные навыки:
- не может создавать предложения;
- повторяет слова или фразы снова и снова;
- не отвечает на вопросы соответствующим образом или руководствуется указаниями;
- не понимает счет или время;
- меняет местоимения (например, говорит «вы» вместо «я»);
- редко или никогда не использует жесты или язык тела, такие как размахивание.
Поведенческие нарушения:
- выполняет повторяющиеся движения;
- строит игрушки или другие объекты в определенной последовательности;
- расстраивается из-за небольших изменений в повседневной жизни;
- играет с игрушками одинаково каждый раз;
- любит определенные части предметов (часто колеса);
- имеет навязчивые интересы;
- повторяет определенные процедуры циклично.
Дополнительные признаки аутизма у 4-летних:
- гиперактивность или короткое время внимания;
- импульсивность;
- агрессия;
- истерики;
- нерегулярная реакция на звуки, запахи, вкусы, взгляды или текстуры;
- неуместные эмоциональные реакции.
Признаки аутизма у детей 5 лет
Красные флаги социальных коммуникаций:
- ребенок не делится наблюдениями или опытом с другими;
- как правило, не смотрит прямо на других людей (иногда называют отсутствием зрительного контакта);
- может быть отсутствие речи или необычные речевые узоры, такие как повторение слов и фраз (эхолалия), отказ использовать «я», заменяет на «ты» и «вы»;
- может не проявлять желания быть обнятым, предпочитает оказываться в кругу знакомых людей и может показаться, что он относится к людям как к объектам и к источнику комфорта;
- избегает социальных ситуаций, предпочитая быть в одиночестве;
- присутствует ограниченное развитие игровой деятельности, в частности, творческая игра;
- повышенная плаксивость или необычное отсутствие плача.
Поведенческие красные флаги:
- частые повторяющиеся движения, такие как дрожание рук или хлопанье, продолжительное раскачивание или вращение предметов;
- наличие навязчивого интереса к некоторым игрушкам или предметам, игнорируя при этом другие вещи;
- наличие чрезвычайной устойчивости к изменениям в процедурах или их окружении;
- сложность в питании – не может пережевывать твердые предметы;
- часто возникают трудности с приучением ходьбы на горшок;
- проблемы со сном;
- раздражение или агрессия во время посещения людных и шумных мест.
Признаки аутизма в возрасте 6 лет
Признаки аутизма с 6 до 15 лет схожи, и при отсутствии полноценной коррекции, могут с каждым годом усугубляться.
Социальные / эмоциональные проблемы:
- трудности в создании и поддержании дружеских отношений;
- изолированные или повторяющиеся игры;
- атипичные интересы по сравнению со сверстниками;
- непослушный или не осознающий, как его действия влияют на других;
- выражает сильное беспокойство, депрессия, гнев или страх.
Речевые навыки:
- монотонная или необычно формальная речь;
- литеральная интерпретация фраз, не понимает сарказма, шуток;
- низкие / плохие навыки невербальной коммуникации;
- может закрыться и не реагировать на просьбы или вопросы.
Поведенческие навыки:
- повышенный интерес / гиперфокус по одной конкретной теме, интересам или объекту;
- интенсивная реакция на изменения бытовой рутины;
- цикличные движения руками, качание или другие жесты при расстройстве или возбуждении;
- чрезмерные реакции на прикосновение, текстуры, боль или звуки;
- плохие двигательные навыки и навыки координации;
- тревога, депрессия, выборочное молчание.
Причины
Согласно имеющимся научным данным, возможно, существует много факторов, повышающих вероятность появления у ребенка РАС, в том числе факторы окружающей среды и генетики.
Имеющиеся эпидемиологические данные однозначно указывают на отсутствие причинно-следственной связи между расстройствами аутистического спектра и вакциной от кори, паротита и краснухи. Было обнаружено, что предыдущие исследования, указывавшие на наличие такой причинно-следственной связи, имели методические недоработки (2)(3).
Точно так же не существует фактов, которые свидетельствовали бы о том, что какая-либо детская вакцина может повысить риск расстройств аутистического спектра. Обзоры фактических данных о потенциальной связи между консервантом тиомерсал и адъювантами алюминия, содержащимися в инактивированных вакцинах, и риском развития РАС убедительно свидетельствуют о том, что вакцины не повышают риск развития РАС.
Психосоматика аутизма у детей
Многие психиатры считают, что причины развития аутизма необходимо искать в раннем младенческом возрасте (от 0 до 8 месяцев). Специалисты уверены, что в большинстве случаев причиной появления заболевания является психосоматика.
Дети закрываются от внешнего мира и теряют навык контактировать на подсознательном уровне, например, когда теряют чувство безопасности и защищенности, когда часто окружены бранью, криками, жалобами и т.д.
В младенческом возрасте психика детей очень слабая и ранимая, и для того чтобы не испытывать стресс, происходит полная отрешенность от внешней среды, от всех раздражительных факторов.
Психотерапевты замечают, что дети в спокойной и тихой обстановке начинают проявлять желание к общению, им комфортно.
Итак, психосоматика аутизма у детей – это своеобразная защитная реакция на стресс.
Оценка и ведение пациентов
Целый комплекс мер вмешательства, принимаемых начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни, может способствовать оптимальному развитию, благополучию и повышению качества жизни людей с аутизмом. Своевременные научно-обоснованные психосоциальные вмешательства в раннем возрасте могут улучшить способность детей с аутизмом эффективно общаться и взаимодействовать с окружающими. Рекомендуется проводить мониторинг развития детей в рамках регулярного оказания медицинской помощи матерям и детям.
Важно, чтобы дети, подростки и взрослые, у которых выявлен аутизм, и те, кто осуществляет уход за ними, имели доступ к необходимой информации, направлялись к специалистам и получали практическую поддержку с учетом их индивидуальных постоянно меняющихся потребностей и предпочтений.
Потребности людей с аутизмом в медицинской помощи сложны, и эти люди нуждаются в оказании комплексных услуг, включая содействие укреплению здоровья, уход и реабилитационные услуги. В этой связи важно сотрудничество с другими секторами, в частности с системой образования, сферой занятости и социальным сектором.
Меры в отношении людей с аутизмом и другими нарушениями развития должны планироваться и приниматься с участием самих этих людей, страдающих такими заболеваниями. Уход за людьми, страдающими аутизмом, должен сопровождаться действиями на местном уровне и на уровне всего общества, с тем чтобы придать физической и социальной среде и взаимоотношениям более доступный, инклюзивный и благоприятный характер.
Новый диагноз охватывает «пограничные области» спектра аутизма
Сходство совокупности симптомов: некоторые дети, не имеющие аутизма, могут подпадать под критерии социально-коммуникативного расстройства. У детей с социально-коммуникативным расстройством (social (pragmatic) communication disorder, SCD) есть сходные черты с детьми с аутизмом, но — согласно большому исследованию, охватывающему оба состояния — только некоторые из них. Результаты исследования показывают, что данное условие может оказаться полезным дополнением для диагностических процедур.
Социально-коммуникативное расстройство было впервые представлено в 2013 году в «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам» пятого пересмотра (DSM-V). Этот шаг вызвал критику со стороны части экспертов, заявивших, что недостаточно свидетельств отличия социально-коммуникативного расстройства от других состояний, например таких, как аутизм.
Социально-коммуникативное расстройство характеризуется социальными трудностями и проблемами общения, являющимися также и особенностями аутизма. Добавление социально-коммуникативного расстройства в DSM-5 стало частью серьёзного пересмотра диагностики, когда также был переопределён аутизм и исключено связанное с ним «Первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений» (PDD-NOS).
Исследователи опасались, что некоторые дети окажутся без диагноза из-за пересмотра классификаций. Но новое исследование показывало, что диагноз «социально-коммуникативное расстройство» может распространяться и на детей с аутизмом, которые не получили бы диагноз «аутизм».
Один из руководителей исследования Уильям Мэнди, старший преподаватель клинической психологии в Университетском колледже Лондона (Великобритания), утверждает: «Этот понятие носит даже более широкий характер и находится на границах спектра аутизма». Оно охватывает «детей, у которых присутствует высокий уровень проблем социальной коммуникации, но которые мало соответствуют другим критериям аутизма».
Полученные данные могут помочь разрешить дискуссию о том, что такое социально-коммуникативное расстройство — отдельное состояние с собственными основными механизмами или просто умеренная версия аутизма. Часть исследователей давно отдаёт предпочтение второй версии.
В 2013 году Хелен Тагер-Флусберг предположила, что социально-коммуникативное расстройство может быть формой нарушения речи. Новые данные показывают, что диагноз «попадает на границу между аутизмом и неаутизмом», — говорит Тагер-Флусберг, профессор психологических наук и наук о мозге Бостонского университета. По её словам, всё же «рассуждения о клинических диагнозах в категоричной форме не состыкуются с тем, что мы знаем о том, как симптомы или черты характера, составляющие эти нарушения, действительно распространены среди людей».
Сравнение состояний
Мэнди и его коллеги проанализировали диагностические записи 1081 детей в возрасте от 4 до 18 лет, посетивших в период с 1999 по 2013 годы лондонскую клинику, специализирующуюся на проблемах социальной коммуникации.
Родители детей заполняли опросник «Developmental, Dimensional and Diagnostic Interview», оценивающий проявления симптомов аутизма. И вместе с ним контрольный список, включающий трудности общения, социальные проблемы и ограниченные интересы.
Исследователи использовали эти данные для разработки алгоритма идентификации детей, попадающих под критерии диагностики аутизма или социально-коммуникативного расстройства в DSM-5. Также они использовали существующие алгоритмы для обозначения детей, которые могли бы подпадать под критерии таких диагнозов как «аутистическое расстройство», «синдром Аспергера» или «PDD-NOS» в последнем пересмотре DSM-IV.
Из 1081 ребёнка 801 соответствовал критериям аутизма из DSM-5 и 88 детей соответствовали критериям социально-коммуникативного расстройства. Остальные 192 ребёнка не подпадали под критерии ни одного из этих состояний.
Кэтрин Лорд, глава Цента Аутизма и Развития Мозга Пресвитерианского госпиталя в Нью-Йорке, считает одной из важнейших сторон исследования алгоритм, отличающий у детей социально-коммуникативное расстройство от других состояний. Но при этом она предупреждает, что выводы основаны исключительно на родительских отчётах, а не на врачебных наблюдениях.
Из детей с социально-коммуникативным расстройством 43 % не получили бы диагноз «аутизм» или аналогичные диагнозы по DSM-IV. Мэнди считает: «Можно сказать, что социально-коммуникативное расстройство предоставляет диагностический дом для этой подгруппы детей». Результаты опубликованы 25 июля в журнале «The Journal of Child Psychology and Psychiatry».
Полученные данные совпадают с результатами исследования детей в Южной Корее в 2014 году. Это исследование показывает, что многие дети, которые могут потерять диагноз «аутизм» в рамках DSM-5, попадут под критерии социально-коммуникативного расстройства.
Непредвзятый подход
«Социально-коммуникативное расстройство не дублёр первазивного расстройства развития без дополнительных уточнений (PDD-NOS), как предполагают некоторые исследователи, — говорит Мэнди. — Из 219 детей, которые подпадали под критерии PDD-NOS в DSM-IV, у 156 диагноз «аутизм» и у 26 диагноз «социально-коммуникативное расстройство» в соответствии с DSM-5; оставшиеся 37 детей не получили ни одного из этих диагнозов».
Исследователи также провели сравнение детей, используя родительские отчёты о гиперактивности и об эмоциональных и социальных проблемах. Доля детей с социально-коммуникативным расстройством, имеющих серьёзные проблемы в соответствии с этим контрольным списком, оказалась больше, чем в контрольной группе, но меньше, чем в группе детей с аутизмом. Данный вывод подтверждает мнение, что cоциально-коммуникативное расстройство — состояние средней тяжести.
Исследователи использовали статистический тест, чтобы проверить, образуют ли симптомы социально-коммуникативного расстройства кластер. Выяснилось, что да, но с такой частотой, которая лишь слегка выше, чем можно было бы ожидать при случайном совпадении, что ставит вопрос о том, является ли социально-коммуникативное расстройство отдельным синдромом.
«Пока ещё не совсем ясно, в каких случаях это расстройство относится к нарушениям речи, а в каких — к спектру аутизма», — говорит Эми Джо Швихтенберг, содиректор Отделения Аутизма в Университете Пердью (не принимала участия в исследовании). По её словам, диагноз «социально-коммуникативное расстройство» может быть полезен для семей, ищущих услуги помощи и поддержки.
Мэнди сообщил, что «всё ещё размышляет» о том, является ли социально-коммуникативное расстройство отдельным от аутизма состоянием. По его словам, учёным следует подробнее изучить распространённость этого состояния и то, как оно может повлиять на терапию аутизма.
Источники:
- Mandy W. et al. J. Child Psychol. Psychiatry Epub ahead of print (2017) PubMed
- Kim Y.S. et al. J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry 53, 500 – 508 (2014) PubMed
Представленный выше материал — перевод текста «New diagnosis covers ‘borderlands’ of autism spectrum».
Права человека
Все люди, в том числе страдающие аутизмом, имеют право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.
Тем не менее люди с аутизмом часто сталкиваются со стигматизацией и дискриминацией: их права несправедливо ущемляются в сфере медицинского обслуживания и образования, а возможности участвовать в жизни общества ограничены.
У людей с аутизмом возникают такие же проблемы со здоровьем, что и у населения в целом. Кроме того, они могут иметь особые потребности в медицинском обслуживании, связанные с РАС и другими сопутствующими состояниями. Они могут быть более уязвимы для возникновения хронических неинфекционных заболеваний из-за таких поведенческих факторов риска, как отсутствие физической активности и неправильное питание, и в большей степени подвергаются риску насилия, травматизма и плохого обращения.
Людям с аутизмом, как и остальному населению, необходимы доступные медицинские услуги для удовлетворения общих медицинских потребностей, в том числе услуги по улучшению состояния здоровья и профилактике, а также лечение острых и хронических заболеваний. Тем не менее по сравнению с населением в целом, среди людей с аутизмом наблюдаются более высокие показатели неудовлетворенных медицинских потребностей. Эти люди более уязвимы в условиях чрезвычайных ситуаций гуманитарного характера. Наиболее распространенной проблемой является то, что медработники не имеют достаточных знаний об аутизме и недостаточно хорошо понимают это заболевание.
Резолюция ВОЗ о расстройствах аутистического спектра (WHA67.8)
В мае 2014 г. на 67-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения была принята резолюция «Комплексные и согласованные усилия по ведению расстройств аутистического спектра», которую поддержали 60 стран.
Эта резолюция призывает ВОЗ сотрудничать с государствами-членами и учреждениями-партнерами в целях укрепления национального потенциала для решения проблем, связанных с РАС и другими нарушениями развития.
- Резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения WHA67.8: Комплексные и согласованные усилия по ведению расстройств аутистического спектра
Деятельность ВОЗ
ВОЗ и ее партнеры признают необходимость расширения возможностей стран для содействия оптимальному состоянию здоровья и благополучию всех людей с аутизмом.
ВОЗ прилагает усилия к тому, чтобы
- содействовать принятию правительствами стран целенаправленных мер с целью повышения качества жизни людей с аутизмом;
- предоставлять рекомендации в отношении мер политики и планов действий, направленных на решение проблемы аутизма в более широком контексте охраны физического и психического здоровья и оказания помощи людям с инвалидностью;
- способствовать расширению возможностей медицинских учреждений и медработников для обеспечения надлежащего и эффективного ухода за людьми с аутизмом; и
- способствовать созданию благоприятных условий для жизни людей с аутизмом и другими нарушениями развития и для их участия в жизни общества.