«Болезнь Каннера, как одна из разновидностей раннего детского аутизма »


Синдром Каннера

2. Синдром Каннера

Описан в 1943 году. Распространенность аутизма, по разным данным, колеблется от 2 до 20 случаев на 10 000 детей (приводятся и такие данные: 1 на 100–1000 новорожденных). У мальчиков расстройство встречается в 3–5 раз чаще, чем у девочек. Отмечается тенденция к его учащению. Этиология (греч. aitia – причина; logos – наука) не установлена. Некоторые авторы предполагают связь расстройства с шизофренией, другие усматривают его причину в повреждении женской половой хромосомы, аутосомно-рецессивной патологии, внутриутробных инфекциях.

Понятие «аутизм» характеризует значительная степень неопределенности. Так, согласно DSM-4, под аутизмом понимают тяжелые и специфические ограничения в способности к взаимному социальному взаимодействию, общению и фантазированию и особенное, в первую очередь стереотипное поведение. Л. Гиллберг и К. Гиллберг (2014) указывают, что большинство диагностических моделей аутизма укладывается в триаду Уинг (L. Wing):

1) значительное понижение способности к нормальному взаимному социальному взаимодействию, которое рано проявляется неумением контактировать, относительной потерей интереса к окружению, односторонностью в контакте, пониженной способностью регулировать социальное взаимодействие с помощью взгляда, мимики, жестов и языка тела, предпочтением одиночества;

2) значительный недостаток общения с поздним отстающим речевым развитием (различным лепетом), который не заменяется мимикой; недостаток понимания жестов, игры слов; неумение привлечь внимание к себе; повтор последнего услышанного предложения или части его – эхолалия. Если есть понимание речи, то оно конкретное и вначале без понимания ее социального коммуникативного значения. Способность к пониманию символов значительно понижена. Половина всех детей с аутизмом так никогда и не пользуется речью;

3) выраженное ограничение моделей поведения – с ритуалами, сопротивлением всему новому, установкой на определенные вещи, детали, людей. Узкая область интересов, часто – двигательные стереотипии (прежде всего стереотипные движения рук, пальцев) и повторяющиеся, возможно даже самодеструктивные движения тела. Чаще всего возникают также странные реакции на свет, звук, боль, запах, тепло, холод. Гиперактивность сменяется пассивностью либо потерей инициативы. Иногда возникает желание поедать несъедобное (землю, цветы, бумагу).

В настоящее время преобладает точка зрения на аутизм как на своеобразное состояние психического и социального дефицита. Понимание того, что аутизм может быть и продуктивным, с симптоматикой, обратной «пустому аутизму», кажется, теряется или почти утрачено.

Ранние признаки синдрома Каннера обнаруживаются у 2/3 младенцев в первые 3–4 месяца после рождения. Отсутствуют контакт глаз, социальная улыбка, комплекс оживления, коммуникативный лепет, ориентировочный рефлекс, новые впечатления вызывают у ребенка реакцию недовольства или страха. Младенцы не просятся на руки, не гоняются за матерью, плохо берут грудь, рано отказываются от груди. При взятии на руки не принимают удобной позы. Часто выявляются признаки невропатии.

Отмечается, что у трети пациентов развитие в первые 2–3 года жизни после родов может быть нормальным, симптомы аутизма появляются к концу раннего детства.

Наиболее ярко признаки синдрома Каннера проявляются в возрасте пациентов от 2 до 4–5 лет. Выявляются отсутствие интереса к окружающему, погруженность в себя, неспособность формировать привязанности, склонность к уединению. Задерживается развитие эмоций, у пациентов преобладают безразличие, страхи, недовольство, агрессивные и аутоагрессивные тенденции. Обнаруживается обеднение мимики, жестикуляции, эмпатии, пациенты не понимают значения выразительных актов. Отмечаются задержка развития речи, социального мышления, самоосознавания, трудности в овладении местоимениями, наблюдаются странные, однообразные и лишенные социального содержания игры, дети играют преимущественно в одиночку, игры носят манипулятивный характер.

Характерны стереотипные телодвижения, напоминающие гиперкинезы. Типичным является феномен тождества: потребность в неизменности окружающей обстановки. Временами дети становятся возбужденными, сильно кричат, периоды возбуждения сменяются состояниями вялости, аспонтанности, сонливости. Пациенты до 3–4 лет и позже не различают одушевленные и неодушевленные объекты. Выявляются различные симптомы органической неполноценности головного мозга, у 25–40% пациентов наблюдаются эпилептические припадки.

После 4–5 лет симптоматика расстройства постепенно сглаживается. Дети лучше говорят, становятся более общительными, в той или иной степени усваивают навыки самообслуживания, личной гигиены, научаются выражать свои потребности и желания. Однако основные симптомы расстройства, такие как аутизм, эмоциональная блокада, неспособность формировать привязанности, развивать стойкие просоциальные интересы и увлечения, не преодолеваются, нарушения межличностных контактов и трудности социализации сохраняются неопределенно долгое время.

Специфического лечения не существует. Приблизительно 2/3 пациентов остаются с тяжелым дефектом, неспособными к адаптации, зависимыми либо от своих родственников, либо от лиц, заботящихся о них в специализированных учреждениях. Большинству пациентов в возрасте 6–7 лет выставляется диагноз умственной отсталости, в отдельных случаях – шизофрении.

Иллюстрации (Комер, 2002; Карсон и др., 2004):

1. Р., первый ребенок в семье. Роды трудные, с асфиксией (греч. asphyxia – удушье). Последующее физическое развитие, моторика, навыки самообслуживания соответствовали возрасту (со слов родителей). Родителей беспокоило, что у Р. были нарушены общение, а также то, что он не играл в обычные игры. Некоторое время родители думали, что Р. глухой, так как он не обращал внимания на то, что ему говорили. Р. предпочитает одиночество, старается держаться вдали от других людей. Он не приветствует мать или отца по утрам и когда они возвращаются домой, равнодушен к младшему брату. В его лепете отсутствовали интонации разговора с другими. В возрасте 3 лет он научился понимать простые практические просьбы, но до сих пор не может выразить свои нужды. Например, вместо того чтобы сообщить о своей жажде, он спрашивает: «Ты хочешь пить?» В его речи много повторений слов и фраз, которые он слышал ранее, при этом сохранены оригинальные интонации. Он не может общаться посредством жестов и мимики. Р. любит яркие цвета и вращающиеся предметы, подолгу на них смотрит, при этом смеется, хлопает в ладоши, танцует или ходит на цыпочках. То же делает, когда слушает музыку. Ему нравится играть с маленькой машинкой, с которой он не расстается, расставлять на полу кухонную посуду, а также периодически бегать по кругу. Все попытки взрослых изменить или расширить его интересы наталкиваются на его сопротивление. Например, если у него забирают машинку, он сердится, кричит, дерется, старается укусить себя или других. Тестирование показало, что Р. отстает в развитии в том, что связано с речевыми навыками.

2. Обращаясь к прошлому, С., мать Марка, припоминает некоторые вещи, которые уже тогда казались ей странными. Например, вспоминает, что, когда она подходила к Марку, он, казалось, никогда не предчувствовал, что его возьмут на руки. Кроме того, несмотря на его привязанность к соске, он проявлял мало интереса к игрушкам. Всякий раз, когда соску клали не на место, он выражал недовольство. Марк редко указывал на что-нибудь и, казалось, не обращал внимания на звуки. Большую часть времени мальчик проводил, ритмично постукивая по планкам кроватки, и, казалось, был глубоко погружен в собственный мир. Когда Марку исполнилось 2 года, его поведение стало серьезно беспокоить родителей. Марк, рассказывают они, обычно всегда «смотрел сквозь» человека или мимо него, но очень редко прямо на человека. Он мог произносить несколько слов, но не похоже было, чтобы он понимал человеческую речь. Фактически он не реагировал даже на собственное имя. Все свое время мальчик тратил на исследование знакомых предметов, которые он крутил и вертел в руках, держа их прямо перед своими глазами. Особую озабоченность родителям внушали странные движения Марка (он мог внезапно прыгнуть, начать размахивать руками, тискать или крутить свои пальцы, корчил самые странные гримасы, особенно когда был взволнован), а также то, что отец мальчика описывал как ригидность Марка. Марк любил укладывать предметы ровными рядами и громко кричал, когда этот порядок нарушали. Он настойчиво требовал, чтобы все вещи оставались на одних местах, и всякий раз очень расстраивался, когда его мать предпринимала попытку переставить по-новому мебель в гостиной. После 5 лет состояние Марка начало медленно улучшаться.

У Вашего ребёнка синдром Каннера? Мы знаем, как помочь! Позвоните нам

Вернуться к Содержанию

«Болезнь Каннера, как одна из разновидностей раннего детского аутизма »

Автор: Сергеева Анна Сергеевна

Болезнь Каннера, как одна из разновидностей раннего детского аутизма.

Болезнь Каннера, описаная американским детским психиатром в 1943 г., непронессуальный вариант раннего детского аутизма (РДА).

Эпидемиология. Это сравнительно редкое заболевание, распространенность которого колеблется от 0,06 до 0,17 на 1000 детского населения. У мальчиков заболевание встречается чаще, чем у девочек, соотношение составляет, по данным разных авторов, от 1,4:1 до 4,8:1.

Этиология. Основными факторами этиологии болезни Каннера в настоящее время считаются ранние экзогенно-органическне поражения головного мозга, а также генетические (шизоидного спектра) факторы или же их сложные сочетания.

Патогенез. Болезнь Каннера в основном связывается с нейропсихологическими механизмами в рамках телэнцефалической гипотезы специфических расстройств взаимоотношений речи, сенсорного восприятия и мотивации поведения.

При дихотическом прослушивании у детей с болезнью Каннера не обнаружено нормального преобладания правого уха. Кроме того, у них оказались преобладающими невербальные (музыкальные) стимулы в сравнении с вербальными слуховыми стимулами, что может объясняться отсутствием у этих детей интереса к речи.

На ЭЭГ средний вольтаж левого полушария не показал нормального превышения над правым. При измерении во время проведения компьютерной томографии ширины теменно-затылочной области у 16 больных в 9 случаях правая теменно-затылочная область преобладала над левой. Такого типа соотношение встречается только у 23 и 25 процентов соответственно среди больших групп больных олигофренией и неврологических больных.

L.G.Tsai при изучении латерализации по ведущей руке у 34 больных с болезнью Каннера выявил, что у 20 из них латерализация была сформирована, а у остальных отсутствовала.

Известно, что умственная отсталость наблюдается, по меньшей мере, в 3/4 случаев болезни Каннера. Среди многочисленных синдромов, сопровождающихся умственной отсталостью и сцепленных с Х-хромосомой, особое значение при рассмотрении проблемы имеет обнаруженный в 1969 г. Н. Lubs. феномен ломкости или фрагильности Х-хромосомы, обнаруживаемый у части больных, у которых умственная отсталость, судя по генеалогическим данным, наследуется сцепленно с полом. Оказалось, что цитогенетический феномен ломкости Х-хромосомы чаще обнаруживается у умственно отсталых больных со специфическими фенотипическими особенностями в виде своеобразных черепно-лицевых дисплазий, обозначаемых как Мartin-Веl1-sindrоте. В связи с тем, что для умственно отсталых детей с этим синдромом характерны психопатологические особенности в виде аутистической отгороженности, затруднении коммуникативных функции и межперсональных взаимодействий и другая психопатологическая симптоматика, свойственная раннему детскому аутизму, в настоящее время повышенное внимание во всем мире уделяется изучению частоты феномена ломкости Х-хромосомы при раннем детском аутизме.

Клиническая картина. Основными признаками заболевания являются обусловленные слабостью инстинктов , выраженная недостаточность или полное отсутствие стремления к контактам с окружающими, отгороженность от внешнего мира, слабость эмоциональных реакции к близким, вплоть до полного безразличия к ним [«аффективная блокада» по Каннеру , 1943], недостаточная способность дифференцировать людей, животных и неодушевленные предметы (протодиакризис), недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители, придающие детям внешнее сходство со слепыми и глухими, боязнь всего нового (неофобия), однообразное поведение со склонностью к стереотипным регрессивным движениям (атетоидоподобные движения пальцев рук, потряхивания и вращения кистями рук, подпрыгивание, ходьба и бег на концах пальцев). Интеллектуальное развитие в большинстве случаев нарушено. По данным L.Wing (1975), у 55% детей обнаруживается глубокая умственная отсталость, у 15-20% легкая интеллектуальная недостаточность. Вместе с тем в части случаев около 1/3, интеллектуальное развитие оказывается в пределах нормы.

Наиболее очерченные проявления заболевания наблюдаются у детей раннего и дошкольного возраста. В дальнейшем происходит трансформация в другие формы патологии. По данным многих авторов [Мнухин С. С., «1968; Каган В. Е., 19К1; Каппеr L., 1956;], основная часть болезни Каннера с возрастом трансформируется в атипичную умственную отсталость. У больных с нормальным интеллектуальным развитием на основе болезни Каннера возможно становление шизоидной психопатии [Башина В. М., 1977; Каган В. Е., 1981].

Первые проявления раннего детского аутизма обнаруживаются еще в грудном возрасте в виде отсутствия свойственного здоровым младенцам «комплекса оживления» при контакте с матерью и другими близкими. Дети не реагируют на присутствие или удаление матери, не ТЯНУТСЯ к ней, а взятые на руки, остаются пассивными или ригидными. Возможна и негативистическая форма реакции при контакте с матерью, когда ребенок относится к ней недоброжелательно, гонит ее от себя и не только не обнимает и не льнет к ней, а даже стремится ударить. Существует также симбиотическая форма контакта, наблюдаемая у более старших детей, когда ребенок отказывается оставаться без матери, тревожен при ее отсутствии и в то же время никогда не проявляет к ней ласки [Башина В. М., 1974].

Клинико-психопатологическая структура РДА. В.В. Лебединский (1985г.), который относит РДА к искаженному психическому развитию, в качестве основного, стержневого образования, во многом определяющего клинико-психологическую структуру этой аномалии развития, выделяет симптоматику аутизма. Аутизм проявляется в «уходе в себя», в значительном снижении контактов с окружающими или полным отсутствием их, погруженностью в свои внутренний мир. Ребенок избегает раскрывать, содержание своего внутреннего мира, часто вообще не поддерживает беседу, молчит в ответ на задаваемые вопросы. И лишь по неожиданным фразам, случайно произнесенным словам, звукам, жестам можно косвенно догадаться о его страхах, переживаниях, фантазиях.

Избегание контакта при аутизме проявляется в том, что ребенок и в присутствии родных или находясь в коллективе сверстников, как бы игнорирует окружающих, держится отстраненно и изолированно. Он не отвечает на вопросы, смотрит «мимо» детей. Даже если он играет «около» детей, по сути дела остается в одиночестве, молчит или разговаривает сам с собой. У детей характерны отсутствие сопереживания по отношению к близким, черты холодности и отчужденности.

Наряду с отсутствием адекватного эмоционального реагирования на ситуацию, слабостью эмоционального резонанса, для больных характерны гиперестезия к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражителям. Это приводит к тому, что окружающая среда для ребенка с РДА становится источником эмоционального дискомфорта, ее восприятие сопровождается постоянным отрицательным фоном настроения. Дети повышенно ранимы к резкому тону, замечанию в свои адрес. Человеческое лицо также нередко становится чрезмерным раздражителем, чем объясняется отсутствие прямого зрительного контакта.

Болезненная гиперестезия и сопутствующий ей эмоциональный дискомфорт создают, по В.В. Лебединскому (1985), почву для возникновения страхов.

По данным специальных экспериментально-психологических исследовании [Лебединский В.В., Олихеико О. С., 1972], в формировании аутистического поведения детей страхи занимают одно из ведущих мест.

По данным экспериментального исследования Г. Ханиной (1980), аутистические страхи приводят к искаженному восприятию окружающего мира, во время которого дети воспринимают мир на основании отдельных аффективно значимых признаков, а не целостно. Игровая деятельность носит стереотипный монотонный характер (стереотипно перекладывают предметы, включают и выключают свет). Увлеченность такого рода играми носит нередко одержимый характер, и прервать ее почти не удается. В играх, носящих преимущественно манипулятивный характер, предпочтение отдается неигровым предметам: веревочкам, бумажкам, гвоздикам. Нарушение контакта с окружающими отчетливо проявляется и в нарушении коммуникативной функции речи. Речь нередко обращена в пространство, к самому себе, ответы носят характер эхолалий. Типично называние себя во втором и третьем лице. Сами модуляции голоса часто вычурны и неестественны.

Обращает на себя внимание недостаточность моторики этих детей, движения носят угловатый, неловкий характер, с трудом осваиваются простые навыки самообслуживания. На фоне моторной неловкости нередко наблюдаются двигательные стереотипии, вычурность и манерность движении, своеобразные жесты, трудно отличимые от навязчивых ритуалов.

Дифференциальный диагноз. Как рассказывалось ранее, наряду с болезнью Каннера как ядерной формой РДА выделяются синдром раннего детского аутизма при шизофрении, синдром Аспенгера, органический (или соматический) вариант — РДА, а также психогенный РДА.

Психопатологические особенности раннего детского аутизма при шизофрении связаны прежде всею с чем, что основу отгороженности от внешнего мира и слабости контакта с окружающими в отличие от истинного непроцессуального РДА составляют диссоциация психических процессов, стирание границ между субъективным и объективным, погружение в мир внутренних болезненных переживании, патологических фантазий, рудиментарных бредовых образований, галлюцинаторных и псевдогаллюцинаторных, а также других продуктивных психопатологических феноменов [Блейлер, 1927; Семенов С. Ф., 1975;], а не отсутствие потребности в контактах и слабость эмоционального резонанса, обусловленные недостаточностью сферы инстинктов. В связи с этим поведение детей с процессуальным синдромом РДА отличается причудливостью, вычурностью, диссоциированностью. Так, при общей отгороженности, малой контактности и эмоциональной невыразительности в общении с близкими дети могут быть общительными разговорчивыми, необычно доверчивыми к незнакомым людям (садятся к ним на колени, отвечают на вопросы, берут предложенные лакомства» и т.п.). Безразличное или даже враждебное отношение к близким может сочетаться с непонятной привязанностью к соседям и незнакомым людям («аутизм На изнанку»).

В высказываниях детей нередко проявляются вычурность, паралогичность и разорванность мышления. Например, девочка 4,5 лет говорит:

«У меня перчатки холодные, попробую их, но не рукой, а ложечкой», а в возрасте 7 лет заявляет: «Неужели петух тоже может думать? Ведь для этого он должен поднять голову своей желтой лапкой» Однообразное, вялое поведение может временами прорываться немотивированными агрессивными поступками, разрушением предметов, игрушек.

Такое сочетание аутизма с диссоциированным поведением В.Е. Каган (1981) называет «диссоциативным аутизмом». Однако чаще процессуальный (шизофренический) РДА связан с продуктивной психопатологической симптоматикой. В этих случаях дети избегают контактов в связи с разнообразными страхами, часто рудиментано-бредовыми, а главным образом в связи с уходом в мир фантазий, игровым перевоплощением (в животных, машину) как проявлением деперсонализации, отвлеченном от реальности псевдогаллюцинарными переживаниями, состояниями кататонического субступора и депрессии. Подобные варианты процессуального аутизма В.Е. Каган (1981) называет «продуктивным аутизмом».

Важными диагностическими признаками процессуального РДА являются хотя бы кратковременный период нормального психического развития, предшествующий возникновению аутизма, а также признаки прогредиентности в виде нарастания психического дефекта (углубление вялости, аспонтанности, эмоционального снижения, распад речи, регресс поведения с утратой ранее приобретенных навыков).

Среди непроцессуальных, т.е. чисто дизонтогенетических, форм РДА более клинически очерчены синдромы Каннера и Аспергера. Их клинические проявления в раннем и преддошколыюм возрасте весьма близки. Вместе с тем уже в указанных возрастных периодах они имеют ряд отличии. Так, признаки РДА при синдроме Каннера выявляются уже на 1-м году жизни, тогда как при синдроме Аспергера они обнаруживаются на 2-3-м году. Дети с синдромом Аспергера начинают говорить раньше, чем ходить. Интеллектуальное развитие при синдроме Аспергера нормальное или выше нормы. Речь при этом синдроме всегда является средством общения. Синдром Аспергера встречается исключительно у мальчиков.

Прогноз синдромов различен: типичный синдром Аспергера с возрастом становится основой шизоидной психопатии с удовлетворительной социальной адаптацией. В случае синдрома Каннера, чаще наблюдается исход и атипичную умственную отсталость.

Симптоматика «органического» или «соматогенного» РДА малоспецифична. Синдром РДА в этих случаях связывают с последствиями раннего органического поражения головного мозга. Он сочетается с теми или иными проявлениями психоорганического синдрома:

психической инертностью, невысоким уровнем пямяти, моторной недостаточностью. Кроме того, отмечаются рассеянная неврологическая симптоматика, признаки гидроцефалии, изменения на ЭЭГ по органическому типу, эпизодические судорожные припадки. Как правило, имеется более или менее выраженное отставание в интеллектуальном и речевом развитии.

«Психогенный» РДА, по данным западноевропеиских психиатров, возникает преимущественно у детей раннего возраста (до 3- 4 лет) в связи с эмоциональным депривацией, чаще обусловленной отрывом от матери и другого близкого лица. Он характеризуется нарушением контакта с окружающими, эмоциональной индифферентностью, пассивностью, безучастностью, отсутствием дифференцированных эмоций, задержкой развития речи и психомоторики.

В отличие от других вариантов РДА «психогенный аутизм» подвергается быстрому обратному развитию при нормализации условий воспитания. Однако при пребывании ребенка в неблагоприятных условиях воспитания в течение первых 3 лет жизни аутистическое поведение и нарушения психического и речевого развития могут становиться устойчивыми и трудно отличимыми от других вариантов РДА.

Лечение болезни Каннера включает медикаментозную терапию и психокоррекционные воздействия.

Медикаментозная терапия состоит в применении меллерила (сона-пакса) в возрастных дозах в целях ликвидации или сглаживания проявлении гипердинамического синдрома и регрессивных двигательных стереотипии. В целях купирования гипердинамических проявлений применяют также амитриптилин (триптизол). В случаях выраженных нарушении поведения и повышенных влечении показано назначение неулептила (5-20 мг) [Каган В. Е., 1981].

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрианов А.И., Волкова Н.А. «Лучшие психологические тесты», Петразаводск, издательство «Петроком» 1992г.

2. Ананьев Б.Г. «О проблемах современного человека», Москва, 1977г.

3. Божович Л.И. «Этапы формирования личностного опыта», «Вопросы психологии» №4 1978г.

4. Выготский Л.С. «Слепой ребенок», собрание сочинений, т.5, Москва 1983г

5. Гиппенпейтер Ю.Б., Вилюнаса В.К. «Психология эмоций», тесты, Москва, 1984г.

6. Грановская Р.М. «Элементы практической психологии», Санкт-Петербург, 1997г.
comments powered by HyperComments

Гродненская университетская клиника

Что это за диагноз?

Прежде всего, аутизм — это не болезнь, а состояние, с которым человек рождается. Его невозможно вылечить, но со временем можно скорректировать и адаптировать человека к социальной жизни. Аутизм проявляется в задержке развития и нежелании контактировать с внешним миром. Его нельзя диагностировать сразу же при рождении ребенка. Он проявляется позже на физиологическом уровне. Распознать его можно, наблюдая за поведением и реакциями малыша. Однако из-за неправильной диагностики случается, что детям с аутизмом ставят диагноз шизофрения.

Люди с аутизмом — какие они?

Люди с признаками аутизма иначе воспринимают окружающий мир. Человек с аутизмом испытывает трудности в общении и социальном взаимодействии, они отстранены от общественной жизни и предпочитают оставаться в одиночестве. Они могут выполнять раз за разом одни и те же действия или движения. Люди с аутизмом болезненно воспринимают все новое, склонны к ритуализации, неохотно отвлекаются от своего занятия, но порой могут делать что-то неожиданное — к примеру, начать петь в транспорте; часто любят расставлять вещи только в определенном порядке или совершать какие-то действия согласно четкому алгоритму. Иногда у них могут случаться припадки и они могут нанести себе повреждения. Но у каждого человека симптомы проявляются по-разному в зависимости от степени аутичности.

Как правильно говорить о людях с аутизмом?

Чтобы корректно общаться на тему аутизма, о людях с таким состоянием стоит говорить «люди с аутизмом», но не «аутист». Существует правило «people-firstrule», которое гласит, что вначале нужно говорить о человеке, а потом добавлять его особенность. Также не стоит применять фразы «болеет аутизмом» или «страдает от аутизма». Они не болеют, не страдают и они точно не сумасшедшие. Они просто другие.

Мифы и догадки про аутизм

Пока аутизм не принялись вплотную изучать медики, вокруг таинственного состояния детей и взрослых стали появляться легенды и мифы. Считалось, что дети с аутизмом — это дети, оставленные эльфами взамен тех, кого они похитили.

Распространенным мифом о людях с аутизмом является мнение, что они якобы не испытывают чувств, не умеют любить и сострадать. На самом деле их чувства такие же яркие, как и у других, но проявляются иначе.

Несмотря на то, что наука значительно продвинулась вперед и аутизм уже не звучит как приговор, медики до сих пор не уверены, что приводит к проявлениям аутистических расстройств. Есть несколько версий: наследственность, генная мутация, малый вес новорожденного, родовая гипоксия, зрелый возраст родителей. При этом аутизм чаще диагностируют у мальчиков, чем у девочек.

Когда узнали об аутизме?

Упоминания о состоянии, по описаниям похожем на аутизм, появились еще в 18 веке. Людей с такими признаками описывали как замкнутых, неразговорчивых, но с отличной памятью и выдающимися умственными способностями. Всерьез об аутизме заговорил врач-психиатр Эйген Блейлер в начале ХХ века. Он ввел термин «аутизм», описывая шизофрению, а с 1938 года понятие приобрело современное значение благодаря психиатру Гансу Аспергеру. Спустя 40 лет синдром Аспергера стали выносить отдельным диагнозом. Он отличается от аутизма прежде всего тем, что речевые и когнитивные способности в целом остаются сохранными.

Аутизм = гениальность?

Дети и взрослые с аутизмом и синдромом Аспергера нередко могут создавать шедевры искусства, обладать феноменальной памятью и показывать невероятные результаты в обучении. Дело в том, что одной из особенностей проявления аутистического состояния является способность повторять однообразные движения и фокусироваться на каком-либо предмете. Благодаря этому такие люди могут досконально изучить какой-то вопрос, выучить иностранные языки, освоить игру на музыкальных инструментах и прочее. Так, среди знаменитых людей, у которых так или иначе наблюдались признаки аутизма, режиссер Вуди Аллен, один из создателей компании Microsoft Билл Гейтс, музыкант Боб Дилан, писательница Вирджиния Вульф, шестнадцатый президент Соединенных Штатов Авраам Линкольн и художник Леонардо да Винчи — автор самого знаменитого портрета «Мона Лиза».

Методы коррекции аутизма

Возможности социализации данной категории детей прямо пропорциональны времени постановки диагноза: важно, чтобы он был поставлен до пяти лет.

Методика TEACCH – родители создают оптимальные условия для своего ребенка. Все вещи в его комнате постоянно находятся на одних и тех же местах. У ребенка есть неизменный распорядок дня с подсказками в виде карточек, также он регулярно посещает специальные занятия с педагогом.

Анималотерапия (дельфинотерапия, иппотерапия и канистерапия) – данный метод коррекции благоприятно влияет на социальное восприятие, помогает ребенку улучшить ощущение своего тела в пространстве.

Трудотерапия, при которой детей учат элементарным навыкам самообслуживания: как одеваться, чистить зубы и т. п.

Речевая терапия: специально разработанные программы помогут ребенку научиться применять вербальные навыки в общении с людьми.

Предметотерапия, в основе которой лежат упражнения на различные виды сенсорного восприятия. Занятия в затемненной сенсорной комнате, стимуляция зрительного восприятия яркими предметами, развитие вестибулярного аппарата с помощью прыжков, кувырков.

Методики сенсорной интеграции и стимуляции, методика песочной терапии, кинезотерапии, т. е. лечение положением, массажем и активно-пассивной гимнастикой и многое другое.

Не существует медицинских препаратов, способных вылечить аутизм, поэтому на современном этапе главной задачей для медицинских работников и родителей является – своевременная диагностика заболевания, подбор оптимальных и комплексных методов коррекции.

Отделение радионуклидной диагностики УЗ «Гродненская университетская клиника»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]