Что такое невроз
Многие знают о неврозе не понаслышке и испытывали это мучительное состояние на себе не раз. Стрессы и переутомление способны вызвать это негативное состояние, которое подавляет все желание жить, быть активным, работать. Человек становится либо слишком вялым, либо раздражительным. А еще невроз характеризуется сильной усталостью, которая может проявляться без явных на то причин. Невроз — заболевание, которое поражает нервную систему. Иногда его не видно снаружи, и может показаться, что пациент полностью здоров. Но на самом деле в это же время он может чувствовать страх, панику, раздражение, желание заплакать, что может абсолютно не зависеть от внешних факторов.
Иногда невроз не проявляется на фоне стресса или депрессии, большой утомляемости на работе. Симптомы могут появиться по другим причинам, которые кроются в физических заболеваниях внутренних органов. Также невротические состояние нередко терпят люди, которые хоть раз в жизни испытывали нервный срыв или болели недугами щитовидки. Неврозоподобные состояния не возникают от стрессов, как считают специалисты, в отличие от обычных неврозов. И психологические факторы здесь особой роли не играют. Многие считают, что проблема кроется совершенно в другом.
Диагностика
При диагностике невроза важно выявить психотравмирующий триггер. Для этого проводят психологическое тестирование пациента. Затем исследуют структуру его личности, производят патопсихологическое обследование. Для исключения психических расстройств пациента направляют на консультацию к психиатру. При неврологическом осмотре у больного с неврозом не находят признаков очаговой симптоматики.
Присутствует общее оживление рефлексов и тремор пальцев при вытянутых вперед руках. Затем невролог назначает дополнительную диагностику для исключения органических расстройств головного мозга (ЭЭГ, РЭГ, МРТ, УЗДГ сосудов). Для исключения патологии со сторон сердечно-сосудистой системы назначают консультацию кардиолога.
Виды неврозоподобных состояний
Астенический синдром.
Это один из самых распространенных неврозоподобных состояний, какие может испытывать человек. Оно возникает не сразу, развивается постепенно, нарастая и ухудшая самочувствие пациента. Сначала можно наблюдать сильную усталость и постоянное желание прилечь, присесть, отдохнуть после минимальных нагрузок. При этом проявляется эмоциональная нестабильность, когда человек сам не может контролировать свои эмоции. После сильной раздражительности приходит апатичное состояние, когда ничего не хочется и ничего не нужно. У человека может искажаться реальность и возникать неправильная оценка происходящих событий. Такие люди очень тяжело переносят слишком яркие раздражители, как сильный свет, громкий звук и неприятный запах. Ночью не хочется спать, но зато днем постоянно клонит в сон. Могут проявляться даже физические моменты, как сердечные и головные боли. Внутри ощущение постоянной тревожности и ожидания плохого, хотя этому не способствует ни один реальный фактор. Особенно обостряются все эти проявления во время резкой смены погоды и сезона.
Обсессивно-компульсивный синдром.
Проявляется навязчивыми мыслями, движениями, необоснованными страхами, от которых сложно избавиться, даже думая логическим путем. При этом пациент все понимает и может оценивать свое состояние, как странное и глупое, но физически сам не может с этим справиться. Некоторые люди с сильной волей могут, постоянно себя контролируя, избавиться от навязчивых состояний. Но это может длиться недолго, так как без должного лечения нервной системы, все может вернуться заново. Подобные состояния являются предшественниками депрессии, неврозов и различных психопатических заболеваний.
Истерический синдром.
Человек, имеющий такой синдром, будет вести себя ярко, а иногда даже слишком вызывающе. Он станет играть на публику, выражать свои эмоции и демонстративно себя вести, обращая на себя немалое внимание. Его жесты широкие, привлекающие внимание. В эмоциях может наблюдаться громкий смех, плач, восклицания и даже обмороки. На самом деле такие проявления не имеют ничего общего с настоящей истерией, когда человек не может себя контролировать. На самом деле это лишь имитация припадка. К сожалению, этот синдром очень не безобиден: вследствие этих проявлений может даже развиться глухота и слепота, а также паралич.
Ипохондрический синдром.
Пациент может быть полностью здоров и не иметь никаких проблем, кроме как с нервной системой. И при этом он будет постоянно опасаться за свое самочувствие, тревожно прислушиваться к себе и в течение дня не находить покоя, переживая за малейшую боль или неприятное ощущение в организме. Он при этом очень мнителен и придумывает себе множество болезней. Чаще всего такие люди днями проводят в очередях больницы, посещая всех подряд специалистов, чтобы выявить хоть один надуманный недуг. Они проходят диагностику, консультируются и постоянно жалуются на здоровье, хотя настоящих причин для этого может и не быть.
В статье представлены данные об особенностях психических нарушений у детей 3 лет с резидуальными явлениями перинатального поражения ЦНС гипоксически-ишемического генеза. К ведущим нарушениям отнесены невропатический синдром и резидуально-органический психосиндром.
Nonpsychotic psychic disorders of residual-organic genesis in infants with perinatal defeat of the central nervous system
The article presents data of nonpsychotic psychic disorders in children 3 years with perinatal perinatal hypoxic-ischemic defeat of CNS. Major syndromes are neuropathic symptoms and residual-organic psychosyndrome.
Неблагоприятные воздействия в ранние сроки онтогенеза могут явиться причиной возникновения пороков развития, детского церебрального паралича и умственной отсталости, других заболеваний нервной системы. Воздействие патогенных факторов на плод в поздние сроки беременности обусловливает отклонение формирования высших корковых функций [1].
Нарушения внутриутробного развития плода вследствие, прежде всего, хронической внутриутробной гипоксии, увеличивают риск перинатального поражения ЦНС. И если в первом полугодии жизни нарушения со стороны нервной системы имеют медицинский характер, то в дальнейшем они приобретают социальную окраску, представляя угрозу физическому и психическому здоровью [2-7].
Важной задачей, стоящей перед специалистами, работающими в области перинатальной медицины, является создание системы прогноза, ранней диагностики, разработки унифицированных программ профилактики, лечения и реабилитации детей в неонатальном периоде и последующие периоды жизни [1, 8, 9].
С возникновением и улучшением репродуктивных, плодосберегающих и неонатальных технологий наблюдается учащение рождения детей с перинатальной патологией. Кроме того, и сами технологии могут становиться источниками рождения детей с инвалидизирующей патологией [1, 8].
Эпидемиологические исследования последних лет свидетельствуют о росте числа пограничных нервно-психических расстройств в самых разных группах населения мира. По данным экспертов ВОЗ, до 20% детей во всём мире имеют проблемы психического здоровья. Ведущее место среди детско-подростковой пограничной патологии занимают непсихотические психические расстройства резидуально-органического генеза [15, 16, 17].
Знание клинических характеристик начальных проявлений психических расстройств, обусловленных перинатальной патологией, позволяет выделить группу риска для проведения специальных реабилитационных мероприятий с первого года жизни, «у истоков болезни» [11-13].
Современная парадигма биопсихосоциального подхода к диагностике, терапии и реабилитации утверждает, что оказание психиатрической помощи требует более интенсивного развития внебольничных, консультативно-лечебных видов помощи, включающих полипрофессиональный и межведомственный подход, с опорой на первичные звенья общесоматической службы. К сожалению, несмотря на многочисленные исследования [12, 14, 16, 17, 19, 20, 22], недостаточно изученным остается вопрос влияния перинатального поражения ЦНС на последующее психическое развитие ребёнка в раннем возрастном периоде. Наблюдение, диагностика и терапия детей до 3-х лет с указанной патологией осуществляется преимущественно педиатрами с учетом диагностических критериев специальности. Как следствие, нередко недостаточное понимание механизмов возникновения нервно-психических нарушений на данном этапе онтогенеза, их трактовка с соматологической позиции и малоэффективная терапия.
Цель исследования заключалась в установлении характера психических расстройств у детей раннего возраста, перенесших перинатальное поражение ЦНС лёгкой и средней степени тяжести. Настоящее исследование было выполнено на базе ФГБУ Уральский НИИ ОММ МЗ РФ (директор – д.м.н., проф. Ковалёв В.В.). Комплексному исследованию подверглись 153 ребенка обоего пола в возрасте 3-х лет. Отбор детей производился методом случайной выборки.
К критериям включения в исследование были отнесены: 1. Доношенные дети в возрасте 3-х лет, перенесшие ППЦНС гипоксически-ишемического генеза лёгкой и средней степени тяжести. 2. Доношенные дети в возрасте 3-х лет без указаний на церебральную патологию перинатального периода. 3. Общий интеллектуальный показатель выборки не ниже среднего в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными С.Д. Забрамной и О.В. Боровиком [20], и показателями субшкалы Д. Векслера (рисуночный тест, адаптированный для детей от трёх лет). Из исследования исключались дети, имеющие патологию органов слуха, зрения, ДЦП, умственную отсталость, синдром РДА (раннего детского аутизма), дегенеративные заболевания ЦНС, внутриутробные пороки развития (ВПР), TORCH-ассоциированные инфекции, врождённый гипотиреоз, эпилепсию.
Оценка степени перинатального поражения ЦНС проводилась на основании «Классификации перинатальных поражений нервной системы у новорожденных детей» (2000), принятой Российской ассоциацией специалистов перинатальной медицины (РАСПМ). Клиническая интерпретация и дифференцированный диагноз психических нарушений классифицируются в соответствии с синдромальной схемой перинатальных повреждений ЦНС (МКБ-10,1996, РАСПМ, 2005).
Основную группу составили 119 детей, имевших на момент начала исследования признаки резидуально-органической церебральной недостаточности перинатального генеза. Взятые под наблюдение дети были разделены на 2 подгруппы: в 1 подгруппу были включены 88 детей, имевших психические расстройства в 3-летнем возрасте; 2 подгруппу составил 31 ребёнок без психических расстройств в возрасте 3-х лет. Контрольная группа включала в себя 34 ребёнка в возрасте 3-х лет, родившихся здоровыми без психических расстройств.
Методы исследования
Клинический метод исследования являлся основным и включал клинико-анамнестическое, клинико-психопатологическое и клинико-катамнестическое исследование по специально разработанной карте обследования, включая анкетирование родителей. Исследование детей проводилось путём осмотра и их опроса, сбора данных у родителей и ближайших родственников. Тестирование детей проводилось на основании согласия родителей в 9-10 часов утра, не более 1 часа с учётом психофизиологических особенностей данного возраста.
Помимо оценки неврологического статуса учитывалось психомоторное и речевое развитие детей. Психический статус оценивался на основании клинического осмотра психиатра и психологического блока исследований с согласия родителей.
В диагностике использовались не только диагностические рубрики МКБ-10, где игнорируется динамический принцип оценки состояний, но и отечественные принципы определения клинической картины и течения, а также прогноза болезни, используемых в психиатрии. Оценка психического здоровья, психомоторного и речевого развития проводилась детским психиатром и, при необходимости, логопедом.
Статистическая обработка результатов исследования была выполнена с помощью программного пакета Microsoft Excel 7,0 для Windows 98 «STATISTICA 6» (определяли М – математическое ожидание (арифметическое среднее), стандартное отклонение по выборке, ошибку средней арифметической — m). Для оценки достоверности различий между группами использовали критерии Стьюдента для независимых выборок с поправкой на различие дисперсий (различия средних считались статистически достоверными, если уровень значимости не превышал 0,05; при P ≥ 0,05 различия отвергались) [20, 21].
В ходе настоящего исследования был проведен анализ биологических факторов, оказывающих влияние на возникновение нервно-психических нарушений у 119 детей раннего возраста. При этом удалось установить специфические особенности онтогенеза детей, перенесших ПП ЦНС гипоксически-ишемического генеза лёгкой и средней степени тяжести в исследуемых группах. Все дети родились доношенными в ФГБУ НИИ ОММ МЗСР РФ и родильных домах г. Екатеринбурга, среди них 73 девочки (47,7%, n=119) и 80 мальчиков (52,3%, n=119).
В начальной стадии исследования были установлены корреляционные взаимосвязи малой и средней силы между психическими расстройствами у детей и перинатальными факторами (р<0,0001). К ним были отнесены: внутриутробная гипоксия r=0,53; сочетанная (внутриутробная и интранатальная) гипоксия средней степени тяжести – r=0,34; гипоксически-ишемическое поражение ЦНС лёгкой степени тяжести r=0,42; гипоксически-ишемическое поражение ЦНС средней степени r=0,36.
В дальнейшем был проведен анализ частоты и структуры жалоб родителей, предъявляемых в связи с состоянием здоровья их детей в возрасте 3-х лет в изучаемых подгруппах. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Частота и структура жалоб родителей в связи со здоровьем и поведением их детей в возрасте 3-х лет в изучаемых группах
Показатель | Основная группа (n=119) | Контрольная группа (n=34) M±m,% | Р | |||
1 подгруппа,(n=88) M±m, % | 2 подгруппа,(n=31) M±m,% | Р1-2 | Р1-3 | Р2-3 | ||
Повышенная возбудимость | 51,0±5,0 | 32,0±9,0 | 6,0±4,0 | 0,035 | 0,0001 | 0,004 |
Повышенная подвижность | 30,0±5,0 | 13,0±6,0 | 6,0±4,0 | 0,034 | 0,004 | 0,188 |
Метеочувствительность | 33,0±5,0 | 10,0±5,0 | — | 0,006 | 0.0001 | 0,037 |
Нарушенный режим сна-бодрствования | 40,0±5,0 | 13,0±6,0 | — | 0,003 | 0,0001 | 0,018 |
Ночные страхи | 17,0±4,0 | 3,0±3,0 | — | 0,027 | 0,006 | 0,157 |
Бруксизм | 15,0±4,0 | — | — | 0,012 | 0,011 | — |
Нарушения пищевого поведения | 49,0±5,0 | 26,0±8,0 | 19,0±7,0 | 0,013 | 0,001 | 0,254 |
Задержка речевого развития | 7,0±3,0 | 6,0±4,0 | — | 0,467 | 0,065 | 0,074 |
Головные боли | 10,0±3,0 | — | — | 0,032 | 0,03 | — |
Страхи | 39,0±5,0 | 13,0±6,0 | 6,0±4,0 | 0,004 | 0,000 | 0,188 |
Непослушание | 26,0±5,0 | 29,0±8,0 | 19,0±7,0 | 0,378 | 0,204 | 0,173 |
Онихофагия | 14,0±4,0 | 6,0±4,0 | 6,0±4,0 | 0,145 | 0,134 | 0,487 |
Аллергические реакции | 38 (43±5) | 9 (29±8) | 6 (18±7) | 0,084 | 0,004 | 0,142 |
ЗРР | 23 (26±5) | 2 (6±4) | 2 (6±4) | 0,010 | 0,006 | 0,463 |
Как следует из таблицы 1, ведущим нарушением в изучаемых группах определялся неспецифический невропатический симптомокомплекс (синдром врождённой детской нервности, синдром резидуально-органической невропатии по С.С. Мнухину). Его возникновение обусловлено проявлением мозговой дисфункции на соматовегетативном уровне нервно-психического реагирования. Характерным его признаком являлась повышенная реакция на внешние раздражители с непереносимостью резких звуков, яркого света в сочетании с плаксивостью, повышенной капризностью, тревожностью и мнительностью. Среди соматовегетативных расстройств преобладали нарушения функции органов пищеварения (частые срыгивания, рвота, запоры, поносы, снижение аппетита или его избирательность), а также потливость, аллергические реакции, нарушения терморегуляции (склонность к беспричинным колебаниям субфебрильной температуры), метеочувствительность. Частые нарушения сна проявлялись пароксизмальными формами в виде ночных страхов, сноговорения, снохождения, бруксизма. Отмечались частые респираторные заболевания, протекающие «цепочкой», со сменой одного незавершенного эпизода «простуды» наслоением следующего.
Поведение детей характеризовалось вялостью, пассивностью или общим двигательным беспокойством и суетливостью. Такие дети трудно адаптировались к новым условиям и режиму, имели повышенную чувствительность к любым внешним воздействиям, эмоциональную возбудимость, впечатлительность, боязливость, неустойчивость настроения, склонность к возникновению различных, часто неопределённых по содержанию и изменчивых страхов. Проявления невропатического синдрома были наиболее типичны в первые три года жизни. В таблице 2 представлена структура невропатического синдрома у детей в возрасте 3-х лет.
Таблица 2.
Структура невропатического синдрома у детей исследуемых групп в возрасте 3 года
Симптомы | Основная группа (n=119) M±m,% | Контроль(n=34) M±m,% | Р | ||||
1 подгруппа (n=88) | 2 подгруппа (n=31) | Р1-2 | Р1-3 | Р2-3 | |||
Повышенная возбудимость | 45 (51±5) | 10 (32±9) | 2 (6±4) | 0,035 | 0,0001 | 0,004 | |
Нарушения сна | 35 (40±5) | 4 (13±6) | — | 0,003 | 0,0001 | 0,018 | |
Метеочувствительность | 29 (33±5) | 3 (10±5) | — | 0,006 | 0,0001 | 0,037 | |
Аллергические реакции | 38 (43±5) | 9 (29±8) | 6 (18±7) | 0,084 | 0,004 | 0,142 | |
ЗРР | 23 (26±5) | 2 (6±4) | 2 (6±4) | 0,010 | 0,006 | 0,463 | |
Агрессивность | 15 (17±4) | 2 (6±4) | — | 0,072 | 0,006 | 0,074 |
Из таблицы 3 следует, что в возрасте 3-х лет у детей 1 подгруппы невропатический симптомокомплекс, включавший не менее 4 симптомов при наличии неврологических знаков, выявлялся достоверно чаще при сравнении со второй подгруппой и контрольной группой (p<0,05).
Структура резидуально-неврологических знаков, свидетельствующих о перинатальном поражении ЦНС у детей в трёхлетнем возрасте в сравниваемых группах, выглядела следующим образом (см. табл. 3).
Таблица 3.
Структура неврологических признаков резидуально-органической церебральной недостаточности перинатального генеза в сравниваемых группах в 3 года
Признаки | Основная группа (n=119) | Контроль (n=34) M±m, % | Р | |||
1 подгруппа (n=88) M±m, % | 2 подгруппа (n=31) M±m, % | Р1-2 | Р1-3 | Р2-3 | ||
Неврологически здоров | 44 (51±5) | 25 (81±7) | 32 (94±4) | 0,002 | 0,0001 | 0,051 |
Резидуально-неврологические знаки | 56 (64±5) | 11 (36±9) | 6 (18±6) | 0,003 | 0,0001 | 0,053 |
Миатонический синдром | 21 (24±5) | 7 (23±8) | 4 (12±6) | 0,431 | 0,066 | 0,126 |
Пирамидный синдром | 8 (9±3) | — | — | 0,041 | 0,034 | — |
Вегето-сосудистые нарушения | 14 (16±4) | 4 (13±6) | 2 (6±4) | 0,329 | 0,067 | 0,168 |
Из таблицы 3 следует, что у детей 1 подгруппы достоверно чаще регистрировались неврологические признаки резидуально-органической церебральной недостаточности (p<0,01). Причиной указанных нервно-психических расстройств являлась гипоксия и церебральная ишемия в пре- и перинатальный период, подтвержденная документально. Как следствие, развитие невропатического симптомокомплекса и резидуально-органического психосиндрома с явлениями парциальной задержки психического и речевого развития на соматовегетативном этапе нервно-психического реагирования [22]. Для вышеуказанных расстройств была характерна непрогредиентная динамика, связанная с процессами репарации, компенсации и декомпенсации нарушенных функций, возрастного созревания систем мозга. В клинической картине у части детей наблюдалось обратное развитие (регредиентность) и компенсация. Декомпенсация указанных нарушений наблюдалась в возрасте 3-х лет, что было обусловлено первым возрастным критическим периодом [16, 21].
Анализ речевого развития на основании данных амбулаторной карты и логопедического исследования позволил судить об особенностях речевого развития у детей в сравниваемых группах в возрасте 3-х лет (см. табл. 3).
Таблица 4.
Особенности речевого развития в сравниваемых группах детей в возрасте 3 года
Отклонения в речевом развитии | Основная группа (n=119) | Контроль (n=34) | Р | ||||||
1 подгруппа (n=88) | 2 подгруппа (n=31) | 1-2 | Р1-3 | Р2-3 | |||||
Абс | M±m,% | Абс | M±m,% | Абс | M±m,% | ||||
Задержка речевого развития | 11 | 13±4 | — | — | — | — | 0,018 | 0,016 | — |
Нарушение средств общения (фонетико-фонематическое нарушение речи) | 37 | 43±5 | 6 | 19±7 | 2 | 6±4 | 0,009 | 0,0001 | 0,056 |
Заикание | 7 | 8±3 | — | — | — | — | 0,052 | 0,046 | — |
Общее недоразвитие речи (ОНР) | |||||||||
ОНР I уровня | 3 | 3±2 | — | — | — | — | 0,151 | 0,140 | — |
ОНР II уровня | 14 | 16±4 | — | — | — | — | 0,009 | 0,007 | — |
ОНР III уровня | 8 | 9±3 | 2 | 6±4 | 2 | 6±4 | 0,326 | 0,283 | 0,463 |
Из таблицы 4 следует, что у детей 1 подгруппы достоверно чаще наблюдалась задержка речевого развития, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и общее недоразвитие речи (ОНР) I и II уровня, а также заикание. У детей 2 подгруппы без психических расстройств состояние речевого развития достоверно не различалось с аналогичными показателями контрольной группы, соответствуя возрастной норме (р<0,05). При этом общее недоразвитие речи (ОНР) II уровня (умеренно выраженная задержка речевого развития) определялась преимущественно у детей 1 подгруппы (р<0,01).
ОНР 1 уровня (практически отсутствие речи) диагностировано только в 1 подгруппе (р>0,05). Нарушение средств общения в виде фонетико-фонематического нарушения речи наблюдается во всех группах, но преимущественно такие дети наблюдаются в 1 подгруппе (р1-2<0,01, р1-3<0,01). Фонетико-фонематическое недоразвитие речи представлено нарушениями, в которых ведущим является нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата, именуемое функциональной дислалией. При дислалии отмечается неспособность произвольно принимать и удерживать определённые позиции артикуляторных органов, необходимых для произношения звуков. Дислалия может быть обусловлена неумением различать и дифференцировать фонемы. Достаточно часто изолированное употребление звука может быть не расстроено, но изменено в спонтанной речи. Задержка речевого развития и общее недоразвитие речи I и II уровень в исследовании наблюдалось у детей 1 подгруппы с психическими расстройствами. Таким образом, у детей в возрасте 3-х лет без психических нарушений (2 и 3 подгруппы) отсутствовали существенные отклонения в речевом развитии, а задержка речевого развития и общее недоразвитие речи I и II уровня наблюдалось только у детей 1 подгруппы, имеющих психические расстройства.
Резидуально-органический психосиндром, помимо симптомов невропатии, включал церебрастенические жалобы, задержку интеллектуального и речевого развития к исходу 1 года, нарушения внимания в виде повышенной отвлекаемости, трудности в сосредоточении, неврологические знаки (рассеянная неврологическая симптоматика (см. табл. 5).
Таблица 5.
Структура психоорганического синдрома в трёхлетнем возрасте, выявленного у детей 1 подгруппы в возрасте 3-х лет
Показатель | 1 подгруппа (n=88) | Р1-2 | Р1-3 | Р2-3 | |
Абс* | (M±m,%) | ||||
Отставание интеллекта на 1 эпикризный срок | 11 | (13±4) | 0,020 | 0,018 | — |
ЗРР на 1 эпикризный срок | 11 | (13±4) | 0,018 | 0,016 | — |
Нарушения внимания, выявляемые при тестировании | 9 | (10±3) | 0,032 | 0,003 | — |
Колебания настроения | 15 | (17±4) | 0,006 | 0,005 | — |
Головные боли | 9 | (10±3) | 0,032 | 0,030 | — |
Рассеянная неврологическая симптоматика | 17 | (20±4) | 0,004 | 0,003 | — |
*Общее число наблюдений не соответствует 100% из-за выявления нескольких симптомов у одного больного.
Как следует из таблицы 5, в 1 подгруппе резидуально-органический психосиндром был обнаружен у 17 детей. Данный симптомокомплекс не был диагностирован в группах сравнения (p<0,05).
Резидуально-органический психосиндром был обусловлен влиянием патогенных факторов в пре- и перинатальный период (патологически протекающая беременность, родовая травма, асфиксия мозга). Развитие психических расстройств в результате гипоксически-ишемических повреждений мозга определялось компенсаторными возможностями головного мозга в процессе эволюции. Для резидуально-органического психосиндрома была характерна легкая и умеренная задержка речевого развития, повышенная возбудимость, неустойчивость эмоциональных и вегетативных реакций, нарушения сна, плохой аппетит. В возрасте 3-х лет дети отличались повышенной возбудимостью, назойливостью, отсутствием чувства дистанции, колебаниями настроения, двигательной расторможенностью, слабостью активного внимания. Церебрастения являлась стержневым симптомокомплексом, при котором доминировали стойкие головные боли, раздражительная слабость, повышенная утомляемость, непереносимость любого вида нагрузок, от вестибулярных, тепловых, до повышенной метеочувствительности.
Когнитивные нарушения проявлялись легкой и умеренной задержкой развития психических функций с расстройством функции внимания, снижением умственной работоспособности. Отмечалась легкая и умеренная задержка речевого развития, проявляющаяся в виде бедного словарного запаса, низкого уровня выполнения речевых заданий по сравнению с невербальными, слабой выраженности интеллектуальных интересов (к чтению рассказов и сказок, к сюжетным играм и т.д.), в затруднениях при запоминании детских стихов и песен, т.е. в виде парциальных расстройств. Кроме того, выявлялась рассеянная неврологическая симптоматика в 5 и более неврологических знаков.
Психомоторный уровень нервно-психического реагирования, с 3 до 10 лет (по Ковалеву В.В., 1995), определяет динамику психических расстройств [22]. Смена соматовегетативного уровня на психомоторный обусловливает при сохранении проявлений невропатического симптомокомплекса манифестацию психомоторных синдромов. К ним относятся, в первую очередь, гиперкинетический (гипердинамический) синдром, системные нарушения детского возраста (заикание, тики, энурез, и др.). В таблице 6 представлены психические нарушения в возрасте 3,5 лет в 1 подгруппе.
Таблица 5.
Структура психических расстройств у детей в возрасте 3,5 лет, перенесших ППЦНС
Психические расстройства | 1 подгруппа (n=88) | Р1-2 | Р1-3 | |
Aбс | (M±m,%) | |||
Невропатический синдром | 80 | (93±3) | 0,0001 | 0,0001 |
Психоорганический синдром | 17 | (20±4) | 0,004 | 0,003 |
Нарушения сна | 57 | (66±5) | 0,0001 | 0,0001 |
Бруксизм | 12 | (14±4) | 0,015 | 0,125 |
Неврозоподобный энурез, лёгкое течение | 28 | (33±5) | 0,0001 | 0,0001 |
Неврозоподобный энурез | 11 | (13±4) | 0,018 | 0,016 |
Неврозоподобное заикание | 7 | (8±3) | 0,052 | 0,046 |
Специфические расстройства речевой артикуляции (ФФНР) | 37 | (43±5) | 0,009 | 0,0001 |
Нарушение активности и внимания | 29 | (34±5) | 0,0001 | 0,001 |
Смешанные специфические расстройства эмоций и поведения | 15 | (17±4) | 0,006 | 0,005 |
Гипердинамический синдром | 4 | (6±4) | 0,109 | 0,092 |
При исследовании корреляционных взаимосвязей удалось установить, что дети с психическими расстройствами в значительной степени нуждались в лечении (r=0,77, р<0,0001). Психические расстройства имели высокую корреляционную взаимосвязь с невропатическим синдромом r=0,75 р<0,0001.
Следует отметить, что в подгруппе 2 и контрольной группе 3 к 3-3,5 годам не выявлялись нервно-психические расстройства и отклонения в психическом развитии.
Легкие психоневрологические нарушения были скомпенсированы за счет своевременной и долгосрочной нейрометаболической терапии, логопедической, педагогической и психологической коррекции. К детям предъявлялись адекватные возрасту и способностям социальные требования.
Заключение
Патогенное влияние внутриутробной и интранатальной гипоксии лёгкой и средней степени тяжести (гипоксически-ишемическое поражение ЦНС лёгкой и средней степени тяжести) обусловливает формирование психических расстройств в форме невропатического симптомокомплекса у детей в возрасте до 3-х лет.
К профилактическим мерам по предотвращению формирования обозначенных нервно-психических расстройств относятся своевременное лечение матерей во время беременности для редукции гипоксии плода, адекватное ведение родов, непрерывное наблюдение неврологами детей после рождения не менее трёх лет, дальнейшее консультативное наблюдение детским психиатром дошкольного возраста.
В случае диагностики указанных нарушений, как последствий перинатального поражения ЦНС, целесообразно использовать полипрофессиональное воздействие с участием педиатра, невролога, психиатра, логопеда, психолога и психотерапевта.
Л.В. Юсупова, К.Ю. Ретюнский
Уральский научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества, г. Екатеринбург
Уральская государственная медицинская академия, г. Екатеринбург
Юсупова Лилия Вагизовна — заочный аспирант, врач-психиатр, младший научный сотрудник отделения биофизических методов исследований НИИ охраны материнства и младенчества
Литература:
1. Барашнев, Ю.И. Ключевые проблемы перинатальной неврологии / Ю.И. Барашнев // Акушерство и гинекология. — 2007. — № 5. — С. 51-54.
2. Haan, H.H. Experiments in perinatal brain injury: What have we learnt? / H.H. Haan, A.J. Gunn, P.D. Glukman // Prenatol. and Neonatol. Med. — 1996. — № 1. — P. 16-25.
3. Schlighting, R. Defining the hypoxic threshold / R. Schlighting, M.R. Pinsky // Crit. Care Med. — 1991. — № 2. — P. 147-149.
4. Romero, R. Prenatal medicine: the child is the father of the man / R. Romero // Prenatol. and Neonatol. Med. — 1996. — № 1. — P. 8-11.
5. Longo, L.D. Hypoxia ischemia and the developing brain: Hypotheses regarding the pathophysiology of fetal neonatal brain damage / L.D. Longo, S. Pachianathon // Brit. J. Obstet. Gynaec. — 1997. — № 104. — P. 652-662.
6. Volpe, J.J. Brain injury in the premature infant current concepts / J.J. Volpe // Prev. Med. — 1994. — № 23. — P. 638-645.
7. Saxena, Sh. Prevention of mental and behavioural disorders: implications for policy and practice / Sh. Saxena, E. Jané-Llopis, Cl. Hosman // J. World Psychiatry (пер. с англ. в «Обзоре современной психиатрии». — 2005. — № 27. — 1. — C. 14). — 2006. — № 5 (1). — P. 5-10.
8. Володин, Н.Н. Перинатальная медицина: проблемы, пути и условия их решения / Н.Н. Володин // Педиатрия. — 2004. — № 5. — С. 18-23.
9. Филькина, О.М. Перинатальные поражения нервной системы и их последствия у детей: клиника, прогнозирование, диагностика, профилактика и коррекция, соматическое здоровье / О.М. Филькина, Т.В. Чаша, Н.Ю. Сотникова [с соавт.]. — Иваново: Иваново. — 2007. — 240 с.
10. Яцык, Г.В. Реабилитация новорожденных детей с перинатальной патологией — профилактика нарушений здоровья в подростковом возрасте / Г.В. Яцык, Р.С. Зайниддинова // Российский педиатрический журнал. — 2011. — № 5. — C. 4-7.
11. Горюнова, А.В. Подходы к диагностике когнитивного дефицита у младенцев / А.В. Горюнова, О.И. Маслова, В.М. Студеникин [и др.] // Материалы IX Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». — Москва, 10-12 февраля 2004. — Т. 3 (Прилож. 1). — С. 112.
12. Микиртумов, Б.Е. Клиническая психиатрия раннего детского возраста / Б.Е. Микиртумов, А.Г. Кощавцев, С.В. Гречаный. — СПб.: Питер. — 2001. — 256 с.
13. Баженова, О.В. О профилактике психической патологии в раннем возрасте / О.В. Баженова, Г.В. Козловская // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 1993. — № 3 (93). — С. 35-37.
14. Менделевич, Б.Д. Психические расстройства и нарушения поведения детей в Российской Федерации / Б.Д. Менделевич, Р.Н. Терлецкая // Российский педиатрический журнал. — 2009. — № 5. — C. 41-45.
15. Гурович, И.Я. Психическое здоровье населения и психиатрическая помощь в России / И.Я. Гурович // XIII съезд психиатров России (материалы съезда). — М., 2000. — С. 13-14.
16. Буторина, Н.Е. Резидуально-органический психосиндром в клинической психиатрии детского и подросткового возраста / Н.Е. Буторина. — Челябинск: АТОКСО. — 2008. — 192 с.
17. Буторина, Н.Е. Общая психопатология в детской и подростковой психиатрии (справочное пособие) / Н.Е. Буторина. — Челябинск: АТОКСО. — 2007. — 210 с.
18. Дмитриева, Т.Б. Психическое здоровье и общества: новые вызовы и угрозы. // Материалы научно-практической конференции «Психическое здоровье и общественная безопасность» (Екатеринбург, 6 июня 2008 г.) / Т.Б. Дмитриева. — Екатеринбург: ИРА УТК, 2008. — С. 3-8.
19. Зверева, З.В. К вопросу о нервно-психическом здоровье детей раннего возраста. // Материалы IX съезда педиатров России (Детское здравоохранение России: стратегии развития, 19-22 февраля 2001 г., Москва) / З.В. Зверева. — М., 2001. — С. 224.
20. Забрамная, С.Д. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» / С.Д. Забрамная, О.В. Боровик. — М.: Владос. — 2002. — 48 с.
21. Carlberg, C. Business analysis with Excel 2000. – Que Corporation, 1996. (Карлберг К. Бизнес-анализ с помощью Excel 2000 / C. Carlberg // Учебное пособие. – пер. с англ. — М.: Вильямс, 2000. — 480 с.
22. Макарова, Н.В. Статистика в Excel (учебное пособие) / Н.В. Макарова, В.Я. Трофимец. — М., Финансы и статистика, 2002. — 368 с.
23. Гурьева, В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков / В.А. Гурьева. — М.: Крон-Пресс, 1996. — 208 с.
24. Ковалёв, В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей: изд. 2-е, перераб. и доп. / В.В. Ковалёв. — М., Медицина. — 1995. — 560 с.
Причины возникновения неврозов
Причины неврозов могут проявляться еще с детства, когда произошла родовая травма или перенесенная в младенческом возрасте болезнь. Причин проявления неврозов может быть несколько:
- Заболевания нервов и психики. Это может быть эпилепсия с периодическими припадками, шизофрения и прочее. Пациент, имеющий подобные проблемы со здоровьем, постоянно проходит лечение и наблюдается у своего врача.
- Патологии развития мозга. Это могут быть врожденные нарушения или приобретенные вследствие травмы.
- Хронические инфекционные заболевания. Они, как ничто другое, подвергают нервную систему постоянным атакам. Ведь при нарушениях в организме страдают все функции, прилагая массу усилий, чтобы избавиться от постоянного раздражителя.
- Болезни сердца, сосудов, ЖКТ.
- Раннее принятие алкоголя, а также курение в подростковом возрасте. Нередко те люди, которые в детстве баловались спиртным и курили за углами школы, потом всю жизнь страдают от невротических припадков и нестабильных состояний нервной системы, так как она в свой самый важный период развития была нарушена.
Терапия ТР
Лечение ТР у детей и подростков основывается на комплексном подходе с применением методов психотерапии (рациональной, когнитивно-поведенческой, семейной, игровой и др.) и фармакотерапии. Важная роль принадлежит родителям, которые, следуя рекомендациям специалиста, помогают своему ребенку справляться с тревогой. Когда навыки преодоления сложных ситуаций и смелое поведение практикуются и поощряются в домашних условиях, дети и подростки учатся противостоять своим страхам, идти на разумный риск и обретают уверенность в собственных силах.
В фармакотерапии применяются препараты нескольких групп, включая небензодиазепиновые транквилизаторы (гидроксизин), транквилоноотропы (аминофенилмасляной кислоты гидрохлорид), препараты седативного и вегетостабилизирующего действия (антитела к мозгоспецифическому белку S-100 аффинно очищенные), селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (флувоксамин, сертралин), мягкие нейролептические средства (алимемазин), фитопрепараты. Следует отметить необходимость длительного врачебного наблюдения и проведения продолжительной терапии.
Детям и подросткам с различными формами ТР могут быть рекомендованы комплексные препараты, включающие нейрометаболические средства, витамины, макро- и микроэлементы. Таким препаратом является «KidZ сироп с мелиссой и мятой», который назначается курсами по 2 нед. в следующих дозах:
ребенку от 3 до 7 лет — по 5 мл 2 р./день;
ребенку от 7 до 11 лет — по 5 мл 3 р./день;
ребенку старше 11 лет — по 10 мл 2 р./день.
В состав препарата «KidZ сироп с мелиссой и мятой» входят полезные и безопасные компоненты (витамины группы В, аминокислоты, магний, цинк и растительные экстракты), которые нормализуют работу нервной системы, восстанавливая естественный баланс между процессами возбуждения и торможения:
мелисса и мята в форме экстрактов помогают устранять нервное напряжение;
холин (предшественник нейромедиатора ацетилхолина) участвует в образовании компонентов мозговой ткани, способствует улучшению памяти и работоспособности;
глицин благоприятно влияет на моторику и речь, позволяет снизить психоэмоциональное напряжение, агрессивность, конфликтность;
лизин защищает клетки головного мозга от кислородного голодания, замедляет процессы возбуждения;
витамин В1 (тиамин) обеспечивает метаболические процессы в центральной нервной системе (ЦНС), влияет на функции нейромедиаторов (ацетилхолин, ГАМК), процессы проведения нервного импульса;
витамин В3 (ниацин, никотинамид) обеспечивает протекание окислительно-восстановительных процессов в организме, нормальное функционирование ЦНС;
витамин В6 (пиридоксин) участвует в биосинтезе нейромедиаторов (ГАМК, серотонин, катехоламины и др.);
магний является центральным элементом, поддерживающим баланс процессов возбуждения и торможения в ЦНС. Магний необходим для стабилизации активности возбуждающих (глутаматных) рецепторов. Является кофактором аденилатциклаз, участвующих в передаче сигнала от дофаминовых, серотониновых и адреналиновых рецепторов к управляющим внутриклеточным каскадам, а также кофактором катехол-О-метилтрансферазы, инактивирующей избыток моноаминовых нейромедиаторов;
магний и витамин В6 при совместном назначении способствуют улучшению поведения, снижению тревожности и агрессивности, повышению концентрации внимания;
цинк участвует в обеспечении психических процессов, поскольку входит в состав всех известных классов ферментов и участвует в обмене белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот. Цинк необходим для процессов нейроонтогенеза, входит в состав металлопротеинов мозга, обладающих нейропротекторными свойствами, участвует в механизмах обучения и памяти.
Симптомы
Симптомы всех невротических состояний и стабильных неврозов очень похожи, так как все они проявляются подобным образом. Это может быть эмоциональная нестабильность, когда настроение «скачет» от плюса к минусу и наоборот. Наблюдать это у взрослых всегда странно, что и говорит о наличие проблемы, которую нужно лечить медикаментозно. Проявление тревожности, когда все внешне хорошо и спокойно, раздражительность на окружающих людей и обстоятельства говорят о нарушении нервной системы. Взрослым людям становится сложно контролировать не только свои внутренние ощущения, но даже и поведение, так как неоправданная агрессия все больше начинает проявляться и занимать свое место в жизни. Это и страхи, мнительность насчет здоровья, желание плакать без причины.
Из физических симптомов можно выделить проблемы с кишечным трактом, проявления запоров и поносов при нормальном здоровом питании. Также может проявиться нежелание употреблять пищу, бессонница во время ночного отдыха, дневная апатия и вялость, рвота, изменение пульса и нарушения давления. Не обязательно иметь все эти симптомы, чтобы можно было установить явный диагноз. Достаточно иметь несколько в интенсивном проявлении.
Введение
Тревожные расстройства (ТР) являются одним из распространенных поводов для обращения к врачам и часто встречаются в клинической практике педиатра и детского невролога. Следует отметить, что до сих пор некоторые специалисты в процессе наблюдения за детьми и подростками с ТР продолжают пользоваться такими формулировками, как «невротические состояния», «невротические реакции», «неврозоподобный синдром», нередко неправомерно применяют понятия «астения», «неврастения», «астенический невроз». Перечисленные термины не соответствуют дефинициям ТР в классификациях последних лет [1, 2], а также современным представлениям о природе ТР.
По данным эпидемиологических исследований, общая частота встречаемости всех ТР в детской и подростковой популяции варьирует от 9 до 32% и характеризуется возрастанием по мере взросления детей [3]. У большинства взрослых пациентов с эмоциональными и аффективными расстройствами первые симптомы манифестировали в детстве или отрочестве, и это были проявления ТР [4, 5]. Таким образом, формирование клинической картины ТР происходит постепенно. Однако у многих детей и подростков ТР долго остаются неустановленными, что влечет отсутствие специализированной помощи и лекарственной терапии, а вслед за этим — хронизацию ТР.
Остановимся на особенностях проявлений ТР у детей и подростков. Следует отметить, что у ряда пациентов одновременно могут отмечаться симптомы не одной, а нескольких форм ТР. Кроме того, ТР могут выступать в качестве как самостоятельного, так и сопутствующего состояния при многих заболеваниях нервной системы у детей, включая нарушения развития речи и школьных навыков, синдром дефицита внимания и гиперактивности, первичные головные боли (особенно головную боль напряжения), эпилепсию, последствия перинатальных поражений нервной системы, черепно-мозговых травм, нейроинфекций, расстройства аутистического спектра и др.
ТР — группа синдромов эмоциональных нарушений, которые характеризуются интенсивной и длительной тревогой, субъективными ощущениями беспокойства, напряжения, мрачными предчувствиями, переживанием ущерба, а также появлением необычно сильного страха — иррационального и не соответствующего содержанию вызывающих его ситуаций или объектов [4, 6–9].
Чем неврозоподобные состояния отличаются от неврозов
Несмотря на то, что и неврозоподобные состояния, и неврозы очень похожи между собой по проявлениям и симптомам, они все же разнятся. А различия кроются в причине появления, так как в этом-то вся и суть. Неврозы обычно поражают нервную систему после того, как она была полностью истощена частыми ударами по ней, стрессовыми ситуациями и большим физическим и нервным перенапряжением. Все моменты и факторы, которые истощают человека и заставляют его работать на износ, как физически, так и умственно, способствуют проявлению неврозов. Ведь из-за этого и появляется тревожное состояние, нарушение вегетативной системы и прочее.
Неврозоподобные состояния обычно не проявляются из-за психологических нарушений. Они не имеют в своем корне стрессов или проблематичных нервных сбоев. Обычно они проявляются из-за внутренних органических заболеваний, которые могут быть заложены с момента развития в утробе. Это может быть даже церебральное нарушение в легкой форме, которое и дает все различные виды синдромов во время жизни и функционирования человеческого организма после рождения. Иногда неврозоподобные состояния могут быть приобретенными и проявляются на фоне возникших сильных заболеваний, которые имеют инфекционную природу и хроническую форму.
Особенности симптоматики
Заподозрить неврозоподобное состояние у детей можно при наличии таких симптомов:
- гиперактивности, дефиците внимания, повышенной эмоциональной возбудимости;
- ночных кошмаров, страхов, фобий;
- приступов агрессии, плаксивости;
- пониженного тонуса, слабости;
- тиков, заикания, энуреза;
- запора или диареи;
- тошноты, рвоты;
- повышенной потливости, либо сухости кожи.
У взрослых синдром имеет следующие симптомы:
- быстрые перемены настроения, повышенная тревожность и раздражительность, преобладание негативных эмоций;
- появление сложностей с контролем поведения, агрессии, вспыльчивости;
- рвота и тошнота во время стресса;
- диарея и запоры;
- повышенная утомляемость;
- сонливость, бессонница, кошмары;
- отсутствие аппетита;
- резкое повышение и понижение показателей пульса и артериального давления;
- мнительность, тревожность, необоснованные страхи;
- потливость и слезливость;
- энурез.
У пациента не обязательно должны присутствовать все симптомы из списка. В каждом конкретном случае отличается количество и интенсивность проявления симптомов.
Методы лечения
Для того, чтобы эффективно вылечить невроз или неврозоподобное состояние, следует максимально избегать всего, что травмирует нервную систему и психику. Для начала проводят комплексную диагностику, куда включена томография, консультация у невропатолога, электроэнцефалограмма, а также прохождение многих специалистов, как кардиолога, гастроэнтеролога и других. Это нужно для того, чтобы понять истинную причину заболевания и найти, не кроется ли она в заболеваниях других органов. Неврозы лечат медикаментозно. Принимают успокоительные препараты, также те, которые воздействуют на давление и нормализуют его. Помимо лекарств необходимы физические процедуры, без которых общее лечение может стать неэффективным. Это электросон, физиотерапия в виде электрофореза. Невроз можно вылечить с помощью психотерапии, в отличие от невротических состояний, где лечение все должно быть направлено на физиологию. Обязательно стоит включить лечебную гимнастику, так как без спортивных нагрузок невозможно избавиться от многих проблем даже с нервной системой, не говорят уже о заболеваниях тела. Не стоит себя перегружать: следует соблюдать правильный режим, чтобы отдых был полноценным и постоянным. Также стоит питаться здоровой пищей и забыть про перекусы. Иногда есть смысл отправиться на лечение в санаторий, сменив обстановку, что для нервной системы будет очень полезно. Желательно сохранять себя от стрессов и по возможности уволиться с раздражающей работы, изменить круг общения и навсегда забыть о вредных привычках, которые, как ничто другое, негативно воздействуют на нервы.
Влияние спорта на организм при неврозе
Много случаев, когда люди с неврозом попросту боятся создавать для себя спортивные нагрузки, чтобы не вызвать пугающие симптомы и не усугубить течение болезни. Обычно их пугают физические признаки, как ускоренный пульс, частое дыхание, потливость, что на самом деле в спорте — обычное явление даже у вполне здоровых людей. Но те, которые страдают навязчивыми идеями, нередко принимают естественные проявления за признаки панического синдрома. Поэтому спорт становится для невротиков запретным занятием.
На самом деле такое суждение крайне неправильно. Ведь из-за отсутствия малейших нагрузок тело становится слабым и вялым, мышцы теряют форму, а нервная система становится более уязвимой к разного рода стрессам. Естественно, что не каждый вид спорта полезен для невротиков. Сложные, опасные и чрезмерно активные спортивные нагрузки могут повредить психике и регулярно создавать травмоопасные ситуации. Организм станет быстро изнашиваться и будет подвержен стрессам. Поэтому стоит заниматься такими разновидностями, которые не несут никакой опасности, являются несложными и приятными нагрузками. Это катание на велосипеде, лыжах и коньках, игра в теннис, небыстрый бег, а также обязательно плавание, аэробика с облегченной программой.
Не стоит сразу бросаться в большой спорт и перегружать себя непомерными занятиями. Это только усугубить состояние. Для начала вообще можно заниматься обыкновенной зарядкой, но упражнения выполнять каждый день, чтобы выработалась положительная привычка, и тело бы смогло быстрее почувствовать комфорт от подобного образа жизни.