Классы МКБ-10: Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99)

Эпилепсия (МКБ10- G40.0) является довольно распространенным психоневрологическим заболеванием с хроническим латентным характером течения. Данное заболевание характеризуется внезапными эпилептическими припадками, при которых у больных нарушаются чувствительные, двигательные, мыслительные и вегетативные функции.

Долгое время эпилепсия считалась неизлечимой болезнью. Однако, благодаря развитию современной медицины, на сегодняшний день это мнение считается ошибочным. Применение противоэпилептических препаратов позволяет преодолеть заболевание более чем в 50% случаев. У остальных больных отмечается существенное уменьшение его клинических проявлений.

Качественную диагностику и эффективное лечение эпилепсии предлагает клиника неврологии Юсуповской больницы в Москве. В клинике имеется вся необходимая медицинская аппаратура, применяются новейшие методики, гарантирующие постановку точного диагноза и высокие результаты противоэпилептической терапии.

Основными методами борьбы с эпилепсией являются: длительная, регулярная и постоянная медикаментозная терапия, а также соблюдение здорового образа жизни.

F00-F09 ОРГАНИЧЕСКИЕ, ВКЛЮЧАЯ СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ, ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Этот блок включает в себя ряд психических расстройств, сгруппированных вместе в связи с наличием явных этиологических факторов,а именно причиной этих расстройств явились болезни головного мозга, травма головного мозга или инсульт, ведущие к церебральной дисфункции. Дисфункция может быть первичной (как при болезнях, травмах головного мозга и инсультах, непосредственно или избирательно поражающих головной мозг) и вторичной (как при системных заболеваниях или нарушениях, когда головной мозг вовлекается в патологический процесс наряду с другими органами и системами)

Деменция [слабоумие] (F00-F03) — синдром, обусловленный поражением головного мозга (обычно хронического или прогрессирующего характера), при котором нарушаются многие высшие корковые функции, включая память, мышление, ориентацию, понимание, счет, способность к обучению, речь и суждения. Сознание не затемнено. Снижение познавательной функции обычно сопровождается, а иногда предваряется ухудшением контроля над эмоциями, социальным поведением или мотивацией. Этот синдром отмечается при болезни Альцгеймера, при цереброваскулярных болезнях и при других состояниях, первично или вторично поражающих головной мозг.

При необходимости идентифицировать первоначальное заболевание используют дополнительный код.

Подробнее

Биологические и социальные причины развития задержки речевого развития у детей

Причины задержки речевого развития чаще всего индивидуальны, а сам процесс зависит от целого ряда внешних и внутренних факторов. Наиболее очевидные причины, провоцирующие нарушение развития коммуникативных навыков, можно обозначить следующим образом:

  • Инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности. Фактором риска также могут выступать отравления.
  • Генетическая предрасположенность (некоторые особенности развития речевого аппарата, вызывающие подобные нарушения, передаются наследственно).
  • Длительная гипоксия плода; рождения ребенка раньше срока, либо стремительные роды у матери.
  • Плохо развитые мышцы, отвечающие за произношение и образование звуков (в частности, речедвигательных мышц, мускулатуры рта). В некоторых случаях первопричиной может служить слишком раннее отлучение ребенка от груди.
  • Внутриутробные или родовые травмы.
  • Нарушения слуха, не диагностированные в раннем возрасте. Отсутствие должной коррекции и лечения.
  • Травмы головного мозга различной степени тяжести, полученные ребенком в первый год жизни.
  • Психические заболевания и другие нарушения развития нервной системы.
  • Отсутствие у детей общения с родителями, недостаток внимания с их стороны. Довольно часто это приводит к недоразвитию слухового внимания, речевого слуха.
  • Неврология и психосоматика.
  • Неблагоприятный психологический климат в семье.

Важно! О недостаточном развитии речи у ребенка можно судить в том случае, если словарный запас, звуковые особенности не соответствуют условно-принятым возрастным нормам, актуальным для каждого периода жизни.

Основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста

Эмоциональная чуткость, возможность регулярно общаться с самыми близкими приводит к тому, что уже к пятому или шестому месяцу ребенок переходит от стадии гуления к новой стадии — лепету. Он постепенно учится произносить все больше звуков и уже спустя пару месяцев начинает собирать их в слоги. Со временем элементарные слоги соединяются в цепочки, ребенок учится произносить их с разной интонацией.

Это еще совсем не речь, поэтому ребенку на этой стадии еще не нужен собеседник. Он может гулить и сам по себе, когда рядом никого нет. Тем не менее, именно в этот период родителям как нельзя важно говорить с ребенком. Это даст ему возможность использовать речь близкого человека в качестве образца, повторять за ним.

Важно! Обучать ребенка речи важно во время специально организованных занятий и в течение всего дня, например, при переодевании или кормлении, вербально сопровождая те или иные действия. Для успешного формирования и развития речи ребенок должен все время слышать голоса своих родных — это окажет ему бесценную помощь в овладении речью.

Уже к девяти месяцам начинается стадия словесного лепета. Произносить слова целиком ребенок начинает не сразу, вначале он будет пробовать просто собирать слоги в единое целое. И только со временем слова начинают привязываться к конкретным людям или ситуациям. В этот период родители должны внимательно следить за тем, как пополняется словарный запас ребенка, с какой частотой он учится произносить новые для себя слова.

Сложных формулировок и выражений лучше всего избегать. Малыш все равно не запомнит их, а внимание будет перегружено. В его активный словарный запас постепенно нужно вводить понятия, обозначающие само название предмета, его свойства и качества, например, цвета, формы, размеры и т. д.

Нужно, чтобы ребенок не только слышал речь, но и имел возможность наблюдать за мимикой, движениями губ и лица в целом. Желательно как можно чаще обращаться к ребенку по имени, играть с интонацией. Хороший эффект также дают детские песенки, стишки, потешки.

Важно! Тревожным знаком для родителей должно стать «замирание» словарного запаса — если он не пополняется до наступления второго года.

После того, как ребенок научился произносить отдельно взятые слова, его можно постепенно подводить к произношению коротких фраз и словосочетаний. Они должны быть простыми, понятными и в то же время емкими, содержать описание простых предметов, призыв к какому-либо действию и т. д.

К полутора годам словарный запас малыша насчитывает уже от 50 слов и больше. В это время речевое развитие становится более интенсивным. Ребенок активно слушает и повторяет все, что слышит вокруг себя. А на третьем году уже начинает понимать грамматические конструкции, структуру речи.

В это время исключительно важно поощрять ребенка говорить, рассказывать о различных событиях из его жизни (даже в простейших формах), своих переживаниях, вербально высказывать просьбы. Дошкольный и младший школьный возраст отмечается началом формирования связной речи.

Диагностика речевых нарушений

Если речевое развитие ребенка не соответствует возрастным нормам, родителям желательно обратиться за помощью к профессиональному логопеду-дефектологу. Он сможет провести обследование и объяснить родителям, что представляет собой психология детей с нарушениями речи. Обследование, проводимое специалистом, должно включать в себя следующее:

  • Оценку активного словарного запаса.
  • Оценку качества связной речи.
  • Качество звукопроизношения.
  • Качество мелкой и артикуляционной моторики.

F30-F39 РАССТРОЙСТВА НАСТРОЕНИЯ (АФФЕКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА)

Этот блок включает в себя расстройства, при которых основным нарушением является изменение эмоций и настроения в сторону депрессии (с тревогой или без нее) или в сторону приподнятости. Изменения настроения обычно сопровождаются изменениями общего уровня активности. Большинство других симптомов являются вторичными или легко объясняются на фоне изменений настроения и активности. Такие расстройства чаще всего имеют тенденцию к рецидивированию, причем начало отдельного эпизода нередко может связываться со стрессовыми событиями и ситуациями.

Подробнее

F60-F69 РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ

Этот блок включает различные состояния и модели поведения клинической значимости, имеющие тенденцию к устойчивости и возникающие как выражение характерного образа жизни индивида и его взаимоотношений с окружающими. Некоторые из этих состояний и образцов поведения появляются рано в ходе индивидуального развития как результат одновременного воздействия конституциональных факторов и социального опыта, в то время как другие приобретаются на более поздних этапах жизни. Специфические расстройства личности (F60.-), смешанные и другие расстройства личности (F61.-), длительно сохраняющиеся изменения личности (F62.-) являются глубоко укоренившимися и длительными моделями поведения, проявляющимися как негибкая ответная реакция на самые разные личные и социальные ситуации. Такие расстройства представляют собой чрезвычайные или значительные отклонения от способа, которым обычный человек данного уровня культуры воспринимает, мыслит, чувствует и особенно общается с окружающими. Такие модели поведения имеют тенденцию к устойчивости и охватывают многие области поведения и психологического функционирования. Данные расстройства часто, но не всегда связаны с субъективными переживаниями различной степени и проблемами социального характера.

Подробнее

Кодификация нарушений речи по МКБ 10

Существует несколько разновидностей речевых нарушений. Ниже они рассмотрены подробнее.

Клинические симптомы ЗРР

Сам термин ОНР (общее недоразвитие речи) в свое время ввела Левина Р. Е. Чем раньше родители заметят у ребенка сигналы, свидетельствующие о том, что развитие его речи не соответствует возрастным нормам, тем выше вероятность того, что лечение даст возможность устранить либо свести к минимуму последствия нарушения.

Когда отмечается задержка психоречевого развития (код по МКБ 10), у детей выделяют следующие симптомы:

  • Отсутствие реакции на речь близких, наблюдаемое в возрасте до 9 месяцев.
  • Отсутствие реакции на смену интонации говорящего.
  • Отсутствие попыток начать элементарную речевую деятельность (к ним относятся характерный лепет, гуление и т. д.).
  • Стремление строить общение со взрослыми при помощи элементарных эмоциональных проявлений.
  • Отсутствие звукоподражания.
  • Отсутствие реакции на свое имя.
  • Нарушения глотания и жевания.

На заметку! Исходя из вышеперечисленных симптомов, можно сделать вывод о том, как выглядит клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи.

В возрасте от года до двух лет ребёнок с ЗРР не показывает и не называет изображенные на картинке предметы. Он не способен отвечать на простые вопросы, не реагирует на просьбы, высказанные даже близкими людьми. От двух до трех лет ему тяжело выполнять задания, требующие назвать предметы, он не может выполнить два и более действия подряд друг за другом. Он также не умеет составлять распространенные предложения, а в более сложных случаях — даже простые словосочетания.

Проблемы с речью у ребенка 5 лет и старше выдает то, что он не может разговаривать предложениями, используя лишь словосочетания. Большую часть звуков он произносит неправильно, из-за чего зачастую бывает сложно понять, о чем говорилось. Реакция на обращения взрослых к себе чаще всего отсутствует; ответы на вопросы крайне просты, односложны.

Специфические расстройства развития речи и языка

В целом, специфические расстройства развития речи и языка, в частности ЗПРР обозначены в МКБ под кодом F80. К ним относятся нарушения, которые проявляются уже на ранних стадиях развития речи. И хотя формально, они не соотносятся недостатками сенсорной чувствительности, с нарушениями неврологических или речевых механизмов, умственной отсталостью или факторами окружающей среды, они нередко бывают сопряжены со смежными проблемами: недостатками чтения либо письма, произношения и правописания слов. Страдают и межличностные отношения, эмоционально-волевая и личностная сфера.

Дополнительные факты о ЗРР

Первые попытки звукоподражания у ребенка начинаются в возрасте примерно 1,5-2 месяцев. Он уже почти не плачет и переходит к стадии гуления, когда ребенок еще не произносит звуки как таковые, но пытается с их помощью привлечь к себе внимание взрослых.

Важно! Первое время малыш начинает гулить только если он ощущает комфорт как физический, так и психологический. Ему нужно родительское внимание, забота, быть накормленным и сухим.

F70-F79 УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него.

Степень умственной отсталости обычно оценивается стандартизованными тестами, определяющими состояние пациента. Они могут быть дополнены шкалами, оценивающими социальную адаптацию в данной окружающей обстановке. Эти методики обеспечивают ориентировочное определение степени умственной отсталости. Диагноз будет также зависеть от общей оценки интеллектуального функционирования по выявленному уровню навыков.

Интеллектуальные способности и социальная адаптация со временем могут измениться, однако достаточно слабо. Это улучшение может явиться результатом тренировки и реабилитации. Диагноз должен базироваться на достигнутом на настоящий момент уровне умственной деятельности.

При необходимости идентифицировать состояния, связанные с умственной отсталостью, такие, как аутизм, другие нарушения развития, эпилепсия, расстройства поведения или тяжелый физический недостаток, используют дополнительный код.

Для идентифицикации степени умственной недостаточности рубрики F70-F79 употребляются со следующим четвертым знаком:

.0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения .1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения .8 Другое нарушение поведения .9 Без указаний на нарушение поведения

Подробнее

Признаки заболевания

Симптоматическая эпилепсия может проявляться по-разному у пациентов с различными формами данного заболевания.

При генерализованных приступах больные, как правило, теряют сознание, полностью утрачивают контроль над своими действиями, могут упасть. У них развивается ярко выраженный судорожный синдром.

Симптомы локализованной эпилепсии могут быть разнообразными и зависят от локализации очага поражения. Они бывают психическими, чувственными, вегетативными или двигательными.

По степени тяжести симптоматическая эпилепсия может быть легкой или тяжелой.

Легкие приступы обычно не сопровождаются потерей сознания, однако у больных наблюдается возникновение обманных, непривычных ощущений, они могут терять контроль над частями тела.

При тяжелой симптоматической эпилепсии человек может потерять связь с реальностью, у него судорожно сокращаются определенные группы мышц, утрачивается контроль над собственными движениями.

Лобная симптоматическая эпилепсия проявляется внезапным началом приступа, его короткой протяженностью (от 40 до 60 секунд) и высокой частотой, двигательными феноменами.

У больных с височной симптоматической эпилепсией наблюдается возникновение спутанности сознания, слуховых и зрительных галлюцинаций, лицевых и кистевых автоматизмов.

При теменной симптоматической эпилепсии у пациентов происходит развитие мышечных спазмов, болевых ощущений, приступов сексуального желания, нарушается температурное восприятие.

Затылочная симптоматическая эпилепсия характеризуется появлением зрительных галлюцинаций, неконтролируемым морганием, нарушения поля зрения, подергиванием головы.

F80-F89 НАРУШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Расстройства, включенные в этот блок, имеют общие черты: а) начало обязательно в младенческом или детском возрасте; б) нарушение или задержка развития функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы; в) устойчивое течение без ремиссий и рецидивов. В большинстве случаев страдают речь, зрительно-пространственные навыки и двигательная координация. Обычно задержка или нарушение, проявившиеся настолько рано, насколько возможно было их достоверно обнаружить, будут прогрессивно уменьшаться по мере взросления ребенка, хотя более легкая недостаточность часто сохраняется и в зрелом возрасте.

Подробнее

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]