Психические и поведенческие расстройства у детей и подростков

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович

, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»:

Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах детского возраста

.

Речь пойдет о допубертатном возрасте, то есть примерно до 10 – 12 лет, во время которого ребёнок проходит несколько этапов своего психофизического развития. Это очень важный возраст с точки зрения становления его психических функций, его личности, характера. В этом возрасте тоже есть свои наиболее значимые периоды. Они отличаются особой уязвимостью психики ребенка к внешним социальным, иногда патогенным факторам. Эти периоды особой уязвимости называются возрастные кризы.

В детском возрасте возрастные кризы хорошо известны врачам-психиатрам, психологам, педагогам — это возраст 3 года и 7 лет.

Формирование первых коммуникативных связей

В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель», требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы.

Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками. Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности.

Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков.

Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно, и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль.

Невротические расстройства детского возраста

В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез

– недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло.

У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением

в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов. И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами.

Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом.

У детей очень развито психосоматическое реагирование

. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях.

Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром

, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов.

Симптомы нарушения психики

Каждое заболевание психического характера начинается с появления различных симптомов, которые, как правило, по одному не вызывают особых вопросов со стороны окружающих и бывает сложно собрать их все в единую картину. Однако тщательное наблюдение за человеком на протяжении нескольких дней позволит сделать выводы для принятия дальнейших мер.

Симптомы нарушения психики в большинстве случаев тесно связаны с угнетенным состоянием человека, которое мешает ему выполнять ежедневные привычные дела. К таким симптомам относятся:

  • физические (нарушение сна, как в сторону бессонницы, так и наоборот, постоянный упадок сил даже после полноценного отдыха; головная бол и др.);
  • поведенческие (злоупотребление таблетками, сигаретами и другими веществами в больших количествах, неспособность к выполнению работы);
  • когнитивные (невозможность мыслить четко, проблемы с памятью);
  • перцептивные (навязчивые мысли);
  • эмоциональные (постоянные чувства тревоги и печали).

Наличие нескольких симптомов сразу говорит о проблеме и необходимости профессиональной консультации с психологом или психотерапевтом. Выявление причин и возможность установления диагноза на ранних стадиях, поможет быстрее вывести человека из такого нежелательного состояния.

Проблемы школьной дезадаптации

Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним.

В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации

. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие.

Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил.

Нарушение психики у детей

Проходя определенные этапы своей жизни, каждый ребенок сталкивается с большим количеством проблем и испытаний. Некоторые стойко переносят все тяжелые периоды, но есть и те, кто оказывается не готовым к подобным условиям. Нарушение психики у детей может начаться под давлением различных факторов.

  1. Процесс формирования часто сопровождается неприятиям ребенком самого себя и собственного тела. Это вызывает различные поведенческие реакции, как например, переедание или наоборот отказ от еды. Такое расстройство пищевого поведения может привести к анорексии или булимии.
  2. Травля сверстников. Стоит кому-то одному выделиться, и он становится мишенью для остальных. Школьная травля вызывает нервозы, психозы, депрессию. Могут появиться суицидальные мысли.
  3. Напряженная ситуация в семье. Очень частой причиной нарушения психики детей становится нездоровая обстановка. Если на глазах ребенка происходит постоянное насилие, то психическое расстройство гарантировано и в последующем может служить причиной развития шизофрении. В попытках убежать от реальности, дети придумывают себе другую жизнь, и остановить этот процесс, особенно в запущенной стадии. Бывает крайне сложно.
  4. Врожденные психические расстройства детей могут быть вызваны генетической предрасположенностью, а также недопустимым поведением родителей в момент вынашивания малыша.

Ранние психические заболевания. Умственная отсталость

Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста.

Первое заболевание называется умственная отсталость

. К сожалению, встречается достаточно часто. Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала.

Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости.

Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения.

В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения, насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям.

Признаки нарушения психики

Особенностью психических заболеваний является то, что для них нет условий, возрастов, национальностей и рас. Абсолютно каждый человек, особенно в нынешнем мире многозадачности и постоянных стрессов, подвержен угрозе. Распознать признаки нарушения психики можно при определенном тщательном наблюдении за поведением окружающих и своим собственным.

  1. Как бы с ума не сойти. Всем свойственен страх – новизны, забывчивости, горящего дедлайна, стихийных бедствий и других подобных вещей. Постоянные мысли вокруг того, чего боится человек вместе с чередой нервных ситуаций дома или на работе, могут вызвать невроз и панические атаки. А когда ментальное здоровье шаткое, то может подключиться и психосоматика. В таком наборе сложно найти первопричину, а запущенный процесс может вылиться в более серьезное психическое заболевание.
  2. Рассеянность. Условия постоянно сжатых сроков сильно воздействую на нервную систему. Успеть все просто физически невозможно, появляется рассеянность и забывчивость. Нервная система не справляется с перенапряжением и дает сбой. Как следствие – развитие психического расстройства.
  3. Недостаточно хорош. Стандарты красоты, каноны моды, завышенные планки ведут к появлению целого комплекса заболеваний ментального характера. Сюда относятся депрессии, РПП и психозы. Н
  4. Зависимость. Помимо пристрастия к различным алкогольным и психотропным веществам, которые вызывают множество психических расстройств, психологи установили, что трудоголизм также может привести к нежелательным заболеваниям. Постоянное погружение в рабочие дела, нарушения режима сна и эмоциональное выгорание медленно и уверенно готовят еще одного человека, нуждающегося в помощи психотерапевта.

Расстройства аутистического спектра

Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер.

Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера

, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций.

Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста

– это мир его фантазий, установок, известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы.

Люди с нарушением психики

Как уже было сказано, заболеваниям психического характера в разной мере подвержен каждый человек. К сожалению, не всегда правильный здоровый образ жизни и бережное отношение к нервной системе могут гарантировать эффект «вакцинации» от подобных заболеваний. Люди с нарушением психики – это не всегда те, кого можно часто наблюдать в фильмах. Не все носят белые смирительные рубашки, слышат голоса и видят то, чего не замечают остальные. Большинство людей, страдающих расстройствами психики – обыкновенные прохожие, которых можно встретить по пути на работу, соседи за ближайшим столиком в кофейне и даже друзья и родные. Однако есть и более серьезные формы заболеваний.

Атипичный детский аутизм

Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации, или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает» – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы оказываются в конечном итоге обратимыми.

Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста.

Нарушение психики у взрослых

Большинство проблем с ментальным здоровьем у взрослого человека возникают и развиваются на общем фоне неудовлетворенностью жизнью, а также частными стрессовыми ситуациями, которые могут сопровождаться как в семье, так и на работе.

Биполярное расстройство получило свою широкую популярность, так как по количеству пациентов, оно достигает пугающих масштабов. Проявляется заболевание частыми неравномерными перепадами настроения, когда человека от активной деятельности, переносит в период полного бессилия, с невозможностью есть, передвигаться и продолжать полноценную жизнь.

Еще одно наиболее распространенное нарушение психики у взрослых – депрессия. Не смотря на то, что психологи давно трубят об опасности данного заболевания, современное общество по-прежнему не уделяет ему должного внимания и впоследствии специалистам приходится лечить уже более запущенные формы, с которыми сам человек справиться не в состоянии.

Шизофрения. Может проистекать из диссоциативного расстройства идентичности или как отдельное заболевание. Как правило, заболевание развивается на фоне дисгармонии и напряженного нервного состояния на протяжении длительного времени, однако также шизофрения может развиваться на вполне стабильной нервно почве.

Женщины, как отдельная категория больше подвержены расстройствам психического характера, нежели мужчины. В числе наиболее часто встречающихся заболеваний – маниакально-депрессивный психоз, расстройства пищевого и сексуального поведения, делириум и алкогольная зависимость, нервозы и панические атаки.

Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении

Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении

. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом.

С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми.

Благоприятный прогноз лечения

Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра.

Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи. В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы.

Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний.

Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.

Органические заболевания головного мозга (в частности церебрастенический синдром)

Диагноз «органическое поражение головного мозга» в последнее время стал очень распространенным. Это связано с тем, что данная формулировка описывает не одно заболевание, а ряд отдельных патологий. Все они характеризуются изменениями структуры головного мозга. В большинстве случаев органические изменения не оказывают существенного влияния на работу ЦНС, ярко выраженные симптомы начинают проявляться в том случае, если повреждено более 20% головного мозга. При более серьезных повреждениях проявляются стойкие патологические синдромы, одним из них является церебрастенический синдром.

У детей органические повреждения головного мозга чаще всего связаны с перенесенными внутриутробными инфекциями или родовыми травмами. Но привести к развитию органических заболеваний могут и другие причины. Церебрастенический синдром развивается в результате кислородного голодания головного мозга. Больной не может концентрировать внимание и усваивать большое количество информации, быстро устает.

Развиться церебрастенический синдром может в любом возрасте.

При игнорировании проблемы, психика ребенка не развивается нормальными темпами, но современная медицина позволяет проводить успешное лечение. Дети с различными органическими повреждениями головного мозга сегодня получили шанс на выздоровление и ведение полноценной жизни в будущем.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]