Арт-терапия для детей: увлекательные техники
Состояние психического здоровья детей и подростков сегодня является важной задачей не только для родителей, но и для педагогического сообщества. Здоровый ребенок — это, прежде всего, творческий, жизнерадостный, открытый и познающий себя и окружающий мир человек. Расскажем про несколько видов и увлекательных техник арт-терапии, которые отлично подойдут как маленьким детям, так и подросткам.
Классическая арт-терапия первоначально включала в себя такие виды визуального искусства, как живопись, лепку, фотографию, графику. Однако в современном мире появляются новые виды творчества и самовыражения. Сейчас популярны библиотерапия, драматерапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, видео- и аудиотерапия, маскотерапия, песочная терапия и многое другое. Мы остановимся на наиболее доступных и популярных видах творческой терапии.
Простые советы
- Не забывайте, что арт-терапия — это творческий процесс. Главное — получение удовольствия, а не результат.
- Позвольте вашему ребенку самому выбрать методику и материалы для арт-терапии. Как показывает практика, младшие дети чаще выбирают песок, а школьники — гуашь.
- Дети не должны испытывать затруднений во время творческого процесса. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
Изотерапия
Самый популярный вид арт-терапии — это рисование. Для него подойдут самые разнообразные виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, кисти разных размеров и жесткости, пластилин и т.д. Существует несколько техник рисовательной терапии.
- Марания
— это рисунки, выполненные в абстрактной манере, не имеющей никаких правил: рисуем так, как хотим. Марания по внешнему виду порой выглядит как деструктивные действия с красками, мелками, карандашами или пластилином. Однако игровая форма такого формата позволяет ребенку удовлетворить деструктивные влечения.
- Монотипия
— это базовая графическая техника. На гладкой поверхности — стекле, пластмассовой доске, пленке — делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении.
- Рисование на стекле.
Вам понадобится гладкая стеклянная поверхность и краски (подойдут окно, стеклянный стол или зеркало). Детей увлекает сам процесс рисования: краска скользит мягко, ее можно размазывать и кистью и пальцами, так как она не впитывается в стеклянную поверхность и долго не высыхает. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности.
- Рисование сухими листьями и мелкими сыпучими материалами.
При помощи листьев, суховея, сыпучих материалов и клея ПВА создаются различные рисунки. На лист бумаги клеем наносится изображение. Затем сверху рассыпается материал, предварительно измельченный или растертый. Лишние, не приклеившиеся частички, стряхиваются. Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, она способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.
- Рисование пальцами, ладонями, другими частями тела
— это своеобразная игра с красками и новыми тактильными ощущениями, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются через отпечатки на бумаге. Способ очень ценится детскими психологами.
Для более взрослых детей подойдут такие виды изотерапии, как рисование жидким акрилом или в технике алкогольных чернил.
- Жидкий акрил или «Fluid Art»
— это современный вид творчества, чья главная особенность заключается в том, что человеку не нужно иметь какие-либо навыки рисования, чтобы создать произведение искусства. В процессе задействованы такие чувства, как интуиция и креативность, а техника исполнения настолько проста, что новички учатся ей сразу. Рисование жидким акрилом можно порекомендовать тем, кто любит экспериментировать, любит абстрактные картины, мечтает научиться рисовать с нуля и нуждается в релаксации.
- Алкогольные (спиртовые) чернила
— это техника рисования специальными чернилами путем раздувания их феном по поверхности. Создание картин в этой технике похоже на создание причудливых узоров и форм в виде волнообразных геометрических фигур, а переливы краски создаются фактически сами собой. Все, что нужно художнику, — нанести краситель и проявить фантазию.
Цветной мир. Пособие для детей 5-6 лет.
Данное пособие входит в УМК «Ступеньки к школе», в котором представлена уникальная система развития школьно — значимых функций и подготовки детей к школе. Задания данного пособия позволят дошкольнику получить более полное представление о цветах и их сочетаниях, познакомят с приемами смешивания цветов, а также потренируют в нахождении геометрических фигур в сложном рисунке. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (2014 г.). Текст в пособии предназначен для чтения взрослыми детям.
Купить
Песочная терапия
Кто из нас с вами не играл в детстве в песочнице? Детям полезно лепить фигурки из песка, ведь именно так можно развить мышление, фантазию и, что немаловажно, мелкую моторику пальцев. Кроме того в процессе работы с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность.
Работу с песком можно использовать как одному, так и в группе, если песочницу разделить на несколько участков. Таким образом достигается атмосфера доверительности, целостности, налаживается взаимодействие в группе. Для занятий ребенку понадобится небольшая песочница, емкость с водой и множество различных формочек, чтобы малыш мог составив композицию на песке, описать и объяснить свое произведение искусства.
Танцевальная терапия
Эта методика позволяет раскрепостить ребенка не только физически, но и эмоционально. Здесь тело является инструментом, а движение — процессом, помогающим пережить, распознать и выразить свои чувства. В современной танцевальной терапии существуют самые разнообразные танцевальные стили. Их выбор зависит от физических и эмоциональных особенностей и предпочтений ребенка.
Танец может стать сильным терапевтическим средством, которое сможет раскрыть, развить и скорректировать не только физические, но и эмоциональные качества личности. Просто включайте любимую музыку и танцуйте вместе! Не предлагайте ребенку конкретных движений, пусть выбирает их сам.
Музыкальная терапия
На сегодняшний день различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии ребенок прослушивает различные музыкальные произведения, соответствующие определенному психологическому и эмоциональному состоянию.
При активной музыкальной терапии дети сами участвуют в исполнении музыкальных произведений. Они могут петь в хоре, играть на музыкальных инструментах, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.) Особенно действенным методом является совместная музыкотерапия, которая не только раскрепощает ребенка, но и налаживает межличностные взаимодействия между родителем и ребенком.
Коллаж
Такая модель арт-терапии подойдет абсолютно каждому вне зависимости от возраста. А в особенности тем, кто не любит рисовать. Создание коллажа при помощи различных вырезок и иллюстраций помогает детям выразить свои желания и развивает креативность. У ребенка есть возможность разобраться в той теме, которая его волнует и кажется ему важной. Коллаж учит нас понимать себя и свои желания и наглядно их демонстрировать.
Для создания коллажа понадобится большой лист бумаги и разные иллюстрации, вырезки из журналов, фотографии, этикетки, наклейки и все, что поможет образно выразить мысли. Можно определить тему заранее: твои желания, цели, чувства, настроение, мечты, наше лето, воспоминания о школе.
Мы перечислили лишь некоторые виды и техники арт-терапии. Вы можете выбрать именно те, которые подходят вашему ребенку, исходя из его увлечений и интересов. Не забывайте, что использование арт-терапии может быть творческим поиском для ребенка, а также способом социальной адаптации. Помогите ребятам познать себя и окружающий мир при помощи искусства, фантазии и игры.
Какие проблемы решает изотерапия?
Основная цель изотерапии – избавить ребенка от таких проблем, как:
- неспособность выражать чувства и эмоции, психологическая «зажатость», нервозность, агрессивность, страхи;
- неуравновешенность, ревность;
- низкая самооценка, которой подвержены, по статистике, более 70% всех людей;
- неустойчивое поведение;
- хронические стрессы;
- недопонимание в семье;
- отсутствие развития творческого потенциала, скрытых возможностей и ресурсовИсточник: Зауторова, Э.В. Роль искусства и арт-терапии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков / Э.В. Зауторова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2005. №1.
Основные принципы
Занятия по изотерапии организуются с учётом основных принципов, на которых базируется данное направление.
- Нельзя ставить задачу нарисовать красиво или правильно. Чем произвольнее будет изображение — тем точнее оно передаст то, что происходит внутри человека.
- Не давать возможности самооценивания и критики («я не умею рисовать», «художник из меня никакой»).
- Предоставить широкий ассортимент изобразительных инструментов. Их выбор может о многом рассказать: карандаш возьмёт педант или перфекционист, краски — свободолюбивая натура, фломастеры — склонный к неискренности и лжи.
- Никаких линеек, циркулей и прочих чертёжных принадлежностей. Всё — исключительно от руки.
- Создать соответствующую обстановку, чтобы не было отвлекающих факторов.
- Психолог (психотерапевт) не должен вмешиваться в процесс рисования: нельзя ничего комментировать, уточнять, объяснять.
- Обязательно, чтобы рисующий по окончании работы сам прокомментировал то, что он запечатлел. Иногда даже специалист может неправильно интерпретировать изображённое.
- В групповых занятиях нельзя давать остальным участникам комментировать рисунки других без их согласия.
- Чтобы отслеживать происходящие с человеком изменения, специалист собирает рисунки в отдельное портфолио, на основании которого регулярно делает выводы и поправляет курс коррекции или лечения.
При нарушении одного или нескольких принципов занятия по изотерапии могут оказаться совершенно бесполезными и неэффективными.
Как это работает
В психологии есть понятие «сверхконтроля» — это та часть сознания, которая подвергает цензуре все мыслительные формы. Именно из-за него мы говорим вслух далеко не всё, о чём думаем. Но он совершенно бессилен перед образами, в частности — которые создаются в процессе рисования. Поэтому, внимательно изучив то, что человек изобразил, психологи способны понять, что на самом деле происходит с ним и как ему можно помочь. Иногда бывает достаточно просто акта выплёскивания наружу того, что накопилось внутри, — и уже становится легче без привлечения дополнительных терапевтических методик.
Что это такое
В узком смысле слова изотерапия — это направление арт-терапии, использующее методы изобразительного искусства для нормализации психического состояния детей и взрослых. В широком смысле это и есть непосредственно сама арт-терапия, так как изначально она подразумевалась именно как работа с рисунками людей, нуждающихся в помощи психологов и психотерапевтов. Это позднее она обросла новыми течениями (танцевальная, песочная, драматическая, музыкальная и прочие терапии), так что пришлось выделять отдельную нишу и под живопись.
Изначально изотерапия использовалась в психиатрии для диагностики заболеваний душевнобольных (конец XIX века). Затем, оформившись в отдельное направление, она перекочевала в психотерапию как часть лечебного курса некоторых психических отклонений. На сегодняшний день применяется во многих сферах. Например, в психологии это один из методов и тестирования, и коррекции. Активно привлекается в социальной работе не только с детьми, страдающими девиантным поведением, но и с разными проблемными слоями населения, включая пожилых, инвалидов, лиц без определённого места жительства.