С какими проблемами нужно обращаться к детскому неврологу?

Почему детям вредно смотреть телевизор и играть в компьютер? Нормально ли, если ребенок часто просыпается ночью? Что делать, если ребенок не хочет учиться? На эти и другие вопросы отвечает гость сайта U-mama — детский врач-невролог Анна Малеина в рамках совместного проекта U-mama и МТС.

Разбираемся, с какими симптомами необходимо показать ребенка специалисту и прислушаться к рекомендациям врача.

Анна Малеина принимает маленьких пациентов в московской детской клинике Медси, а также консультирует онлайн через приложение SmartMed*.

Что такое SmartMed?

SmartMed – это приложение для смартфона, разработанное МТС вместе с федеральной сетью клиник Медси, с помощью которого можно консультироваться через интернет с педиатрами, терапевтами, неврологами, гинекологами и другими врачами. Оно пригодится в ситуации, когда требуется консультация врача, но повода вызывать скорую помощь нет, а лишний раз идти с малышом в поликлинику не хочется, особенно в сезон ОРВИ и гриппа. Кроме того, мамочки оценят возможность расшифровать анализы, скорректировать лечение, получить второе мнение не выходя из дома: по видеосвязи или в чате. Подробнее о том, что такое SmartMed, как он работает и как стать его пользователем, можно прочитать тут

Влияние компьютера и просмотра ТВ

U-mama: Окулист и невролог ограничивают просмотр телевизора, а муж (профессиональный компьютерщик со всех сторон — собирает и ремонтирует компьютеры, т.е. знает все изнутри и что как работает, занимается системным администрированием и т.п.) утверждает, что современные мониторы никакой опасности здоровью не несут (понятно, что мы сейчас не говорим об 24- часовом просиживании за компьютером). Говорит, что эти запреты оправданы только по отношению к старым телевизорам, которые были устроены совершенно по-другому, чем современные. А врачи по-старинке и по- накатанной выдают эти рекомендации, совершенно не задумываясь о том, что мир не стоит на месте. Кто прав?

А.М.: В данной ситуации речь идет не об излучении, исходящем от монитора как таковом, а о зрительной нагрузке: как правило, шрифт на компьютере и в телефоне – небольшой, и после длительного просмотра текста или картинок на небольших экранах глаза быстро устают.

К тому же, длительный просмотр ТВ в раннем детском возрасте препятствует речевому развитию.

В раннем возрасте очень важна способность ребенка к активным игровым занятиям без компьютеров. И если у взрослого человека уже сформированы навыки письма, чтения, счета, то в детском возрасте – в ряде случаев письмо — не самая сильная сторона. Во время нажатия клавиш на клавиатуре навык письма самостоятельно не тренируется, а вот излишнее перевозбуждение во время просмотра мультфильмов может усиливать многие детские расстройства: нарушение сна, неусидчивость, эмоциональную лабильность и др.

U-mama: Ребенок 8 лет получил сотрясение мозга легкой степени. Невролог наложила запрет на просмотр ТВ, компьютерных игр, мобильные телефоны на 6 месяцев. Насколько строго нужно выполнять это предписание? Ребенок ходит в школу, друзья все с телефонами, на переменках там зависают вместе. 100% изоляцию от гаджетов обеспечить не могу и потому волнуюсь.

А.М.: Даже само по себе проведение длительного времени за просмотром ТВ и компьютером для любого ребенка не идет во благо. Если же есть обозначенные выше проблемы, то, по возможности, необходимо соблюдать общие в таких случаях рекомендации – ограничить просмотр ТВ, компьютера и использование различных гаджетов до 40 минут в день.

Неврологические патологии у новорожденных — особенности

20 Ноября 2018

Детей, которые рождаются с различными неврологическими проблемами, становится все больше. Иногда эти патологии имеют легкую степень и потому не имеют ярких проявлений, а иногда очевидны невооруженным глазом. Современные технологии позволяют «разглядеть» то или иное отклонение еще в самый момент рождения малыша. Так, большинство диагнозов по части неврологии ставятся еще в роддоме. Однако частью родителей они не рассматриваются, как серьезные, по одной причине — неочевидность симптомов.

Они откладывают или вовсе не проводят предлагаемые врачами методы лечения, упуская время… Такое отношение родителей к диагнозу имеет свои причины. Во-первых, новорожденный младенец, имеющий некоторые неврологические отклонения, действительно может выглядеть как здоровый. Кричать, много плакать, срыгивать, дрыгать ручками и ножками… Но только врач по просмотру анализов и результату УЗИ скажет, что это не плач от коликов, а от сильного давления на мозг, вызванного излишней жидкостью в желудочках… Что это не отрыгивание пищи, а рвота, вызванная тошнотой вследствие высокого внутричерепного давления… И, наконец, что малыш не просто дрыгает ручками и ножками в хаотичном порядке, а у него судороги… Важная особенность любого неврологического заболевания — есть правило, суть которого в том, что чем раньше после рождения малыша начато лечения, тем велика вероятность значительного облегчения симптомов, что дает возможность развития мозга и нервной системы как у здорового человека. А этот момент и упускается родителями, которые отмахиваются от слов врачей.

А ведь слова специалистов не базируются на пустом месте. Как правило есть несколько факторов, на которые всегда обращают внимание. 1. Состояние малыша по шкале Апгар после рождения. Так, если согласно этому показателю, оно равно 7 баллам, то этот ребенок — потенциальный клиент детского невролога в Казани. При подсчете баллов учитывается несколько моментов: длительное нахождение малыша в родовых путях в момент потуг, возможность гипоксии, вызванной обвитием пуповины, цвет кожи сразу после рождения, время первого крика. 2. Узи-снимки головного мозга. Как правило, в случае возможных отклонений, патологии сразу просматриваются, даже если еще нет проявления симптомов. 3. В случае положительных результатов УЗИ, указывающих на наличие неврологического заболевания, проводится еще одна процедура — томография головного мозга. Она является заключительной и именно на ее показаниях делается конечное медицинское заключение. Иногда бывают случаи, когда при, казалось бы, плохих результатах томографии случается чудо. Так, к примеру, может произойти при диагнозе внутренняя заместительная гидроцефалия. На самом деле, это очень серьезное отклонение от нормы. Но случается так, что при этом ребенок с этим диагнозом прекрасно себя чувствует, у него не проявляется никаких симптомов, он развивается как положено и не отстает в развитии. Вот в этом случае, скорее всего, увеличенные желудочки мозга будут не патологией, а нормой именно для этого ребенка. Они так сформировались еще в период внутриутробного развития и никакого давления на мозг не оказывают. Однако чудеса случаются не так уж часто. И важно помнить, что при постановке неврологического диагноза новорожденному, нельзя отмахиваться от слов врачей. Нужно, как можно скорее, приступить к лечению, чтобы дать возможность своему малышу жить полноценной жизнью.

Нарушение сна

U-mama: Подскажите, если ребенок в 4 месяца просыпается в 5 утра — это повод для беспокойства за его здоровье? Какие-то есть способы скорректировать время утреннего пробуждения, чтобы родителям было легче? Укладывать позже не помогает.

А.М.: Причины вашего беспокойства понятны, поэтому прежде чем определить эффективные методы решения вопроса в данной ситуации, для начала обсудите с педиатром, какие причины могут привести к преждевременному пробуждению вашего малыша: прорезывание зубов, проблемы со стулом, потребность в дополнительном приеме смеси. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то пробуждение в утренние часы является нормой.

Сон – это сложная структура, он состоит из циклов, которые меняются в течение ночи, цикл состоит из фаз. В возрасте 4-х месяцев головной мозг и цикл «сон-бодрствование» еще не сформированы, поэтому раннее пробуждение малыша – это его особенность. Она со временем поменяется, для этого требуется немного подождать.

U-mama: А что делать, если ребенок НЕ просыпается? Не просыпается, когда хочет в туалет (и утром мокрые простыни, а пару раз и не только мокрые). Не просыпается, когда его будят. При соблюдении режима сна/бодрствования бывают эпизоды, когда просто падает и засыпает. Иногда может спать 20 часов, 24, 30 часов, да-да полтора суток спит и НЕ просыпается…

Все остальное время бодр, весел, полон энергии, любознателен, прекрасная память, легко учится (не отлично, для «отлично» не хватает добротно выполненных домашек), участковым неврологом защитан в здоровые.

А.М.: В этой ситуации, чтобы определить план дальнейшего обследования коррекции, важно исключать соматические расстройства в ходе очного приема у врача-педиатра. Для этого необходимо сделать общий анализ крови, исключить латентный железодефицит, возможно провести дообследование – как назначит лечащий врач с учетом индивидуальных особенностей здоровья ребенка и анамнеза.

Необходимо заметить: сон длительностью до 30 часов – сомнителен. В таком случае есть смысл провести полисомнографию и проконсультироваться у врача-сомнолога.

U-mama: Ребенок, 2 года 9 мес., не засыпает один, перед сном держится за руку, может поскрести запястье мне, ночью во сне разговаривает, смеется, иногда плачет, может в полудреме попросить подержаться за ручку. Последние месяца два засыпает в 10-11 часов вечера (раньше в 9 уже отбой), днем спит час-полтора. Утром просыпается около 8-ми. Неврологических диагнозов нет. Нужно ли повторное обследование на неврологию?

А.М.: Если ребенок развивается в соответствии с возрастом, то в данной ситуации можно говорить о так называемых навязчивых состояниях, которые характерны для многих детей. Они, как правило, проходят самостоятельно, с возрастом.

Сноговорение, когда ребенок разговаривает в состоянии сна, – это вариант парасомнии, состояние тоже физиологическое, не требует дообследования. Также в этом возрасте у детей характерны ночные страхи. Попробуйте определить причину беспокойства малыша во сне. Это может быть стресс дома, в саду, перенесенное ОРВИ и другие причины, установить которые поможет специалист. Поэтому прежде всего рекомендация – обязательно посетите педиатра. После осмотра ребенка он сможет установить причину такого состояния и показания для проведения дальнейших обследований (ЭЭГ, УЗДГ). Здоровья вашему малышу!

Нарушение памяти и внимания

U-mama: Ребенку 5 лет, мальчик. Диагнозы РЦОН, НДМП, дизартрия. На учёте у невролога, проходит лечение ноотропными, амплипульс, электростимуляции и прочие процедуры, массаж, начали заниматься с логопедом. Проблема, которая меня насторожила плюсом к имеющимся с речью, это плохая память. Он с трудом рассказывает стихи (в основном придумывает), не запомнил счёт, буквы не знает и нет особого желания это все запоминать. Это следствие наших диагнозов? Или самостоятельная проблема, которую надо решать ещё какими-то методами? И какими? Или куда можно обратиться ещё?

А.М.: Как правило, диагнозы, которые вы указали, могут сопровождаться расстройством памяти, внимания у ребенка. В этой ситуации можно порекомендовать занятия с нейропсихологом – педагогом, который поможет ребенку успешно усвоить материал, запоминать информацию, стимулировать речевое развитие. Возможно также проведение нейропсихологического тестирования, во время которого нейропсихолог определяет расположение «очага поражения» и подбирает упражнения, направленные на тренировку той или иной функции. Наряду с этим очень важно соблюдение режима дня у ребенка. В частности, будет полезным ограничение просмотра мультфильмов.

U-mama: Сын 12 лет не хочет учиться. Проблем с запоминанием нет, быстро учит стихи. Но там, где надо прикладывать усилия — математика, история (даты, определения) и т.п. — проблемы. По математике может решать задание, разобрав со мной принцип решения, выучив правило. На следующий день в подобном же задании делает ошибки. Год назад невролог поставила церебростенический синдром, дефицит внимания, пропили глиатилин и нейромультивит (отеч.аналог). Пришли к ней через полгода — ничего больше не назначила. Подскажите, что можно принимать для поддержания внимания, усидчивости?

А.М.: Традиционно вопросы, связанные с обучением, относятся к наиболее сложным. В первую очередь, если имеются проблемы с обучением у ребенка, необходимо исключить причины соматического характера: исключить латентное железодефицитное состояние в ходе приема у врача-педиатра, патологию со стороны сердечно-сосудистой системы, нарушение ритма. Важным является режим дня: сбалансированное питание, достаточная продолжительность сна, дозированная физическая нагрузка, ограничение просмотра ТВ, гаджетов и др.

Наряду с этим необходимо оценить нейропсихологический статус – на приеме у нейропсихолога, педагог проводит тестирование, оценивает особенности развития ребенка, создает индивидуальный план развития памяти, внимания. Значимая роль отводится также занятиям с психологом.

Быстрых очевидных результатов в вопросах решения трудностей в обучении не бывает. На это требуется время. Ноотропная терапия в данной ситуации относится к дополнительным методам лечения, назначается очно.

Непроизвольные движения в теле

U-mama: Ребенку 8 лет, первый класс. Примерно с лета по ночам стала скрипеть зубами. И ещё одна проблема — не спит одна. Вечером укладываю дочку, ухожу к себе, она просыпается ночью, приходит, ложится спать к нам (одна не засыпает никак: включали ночник, свет в коридоре, читали книжки. Она просто начинает реветь, в итоге приходит и стоит возле нашей кровати.

А.М.: Скрежет зубами, как правило, в состоянии сна называется бруксизм. В данном случае рекомендован осмотр ребенка врачом-стоматологом, в ходе которого доктор проверит прикус и осмотрит на предмет стирания эмали.

Причин нарушения сна в детском возрасте может быть много: страхи, навязчивые мысли, эмоциональная лабильность, повышенная тревожность, стресс, переутомление в дневное время. Установить причину и назначить дальнейший план обследования поможет прием у детского психолога.

U-mama: Присоединюсь к вопросу про зубной скрежет по ночам. У меня сыну 15 лет, и временами эта проблема сильно беспокоит. Педиатр направил к неврологу, это было года 3 назад, невролог сказал — а почему пришли ко мне, сдавайте на глисты. Сдали — не нашли ничего. Временами лучше спит, а иногда, аж челюсть утром болит. Кто же всё-таки занимается этим — невролог, стоматолог, педиатр? Как лечить?

А.М.: В состоянии сна у детей может наблюдаться скрежет зубами (бруксизм) – это вариант парасомнии, то есть – расстройства сна. Как правило, эта особенность передается по наследству (наряду со снохождением, сноговорением). В большинстве случаев это проходит самостоятельно с возрастом.

Иногда причины могут быть стоматологического характера: нарушение прикуса, стирание эмали и др.), и тут без очного приема стоматолога не обойтись. Если бруксизм сохраняется – необходимо провести обследование (полисомнография) — для исключения более серьезных заболеваний (например, эпилепсии).

U-mama: Дочке 9,5 лет, учится на отлично, школа искусств полного дня с музыкальным и спортивным уклоном. Начали проявляться лицевые и моторные тики, она не замечает, а я волнуюсь, что могут начать делать замечания в школе, как будто гримасничает. К тому же она очень вспыльчивая и нервная, по ночам бывает сноговорение и дерганья.

При родах была сильная гипоксия, отек мозга, поражение ЦНС, внутриутробная инфекция и риск возникновения эпилепсии, лежали в больнице. Потом год ходили по специалистам и лечились, в дальнейшем не было особых негативных проявлений. Развитие всегда опережало возраст.

В связи с этим хочу спросить, какое лечение можно подобрать? Начала давать Ново-Пассит.

А.М.: Следует помнить, что самолечение, если речь тем более идет о детском здоровье, может быть опасным. Препарат «Ново-Пассит», согласно инструкции, назначается с 12 лет!

Под видом тиков могут «маскироваться» другие, более серьезные заболевания. Поэтому в вашей ситуации необходим очный прием врача-невролога, заочное лечение ни в коем случае не назначается. Можно сделать перед приемом у специалиста видеозапись «тиков, гримас», если они нечастые. На приеме доктор определит план обследований. С ним также можно обсудить возможности дальнейшей диагностики: ЭЭГ, консультация психолога (по показаниям).

Виды заболеваний

Детские неврологические заболевания подразделяются на несколько видов. Они различаются в зависимости от того, что стало причиной нарушения в организме.

  • Инфекционные заболевания нервной системы у детей: менингит (воспаление оболочек головного мозга);
  • энцефалит (болезнь мозга, вызываемая вирусами);
  • полиомиелит (острая инфекция, приводящая к атрофии мышц).
  • Паразитарные заболевания нервной системы у детей:
      альвеококкоз, возникающий при использовании детьми в пищу застойной воды и немытых ягод из леса;
  • гельминтоз, который появляется из-за червей и их паразитирующих личинок, живущих в организме ребенка;
  • некатороз и анкилостомоз провоцируются употреблением фруктов и овощей, которые не мыли.
  • Нервно-мышечные заболевания нервной системы у детей:
      дистрофия;
  • спинальные мышечные амиотрофии;
  • паралич.
  • Наследственные заболевания нервной системы у детей:
      множественный врожденный артрогрипоз, характеризуемый ограничением подвижности, деформациями суставов;
  • врожденная митония, проявляющаяся в скованности мышц, их гипертрофии;
  • родовая травма, проявляющаяся в защемлении нервов, повреждении структур головного мозга.
  • Дегенеративные заболевания нервной системы у детей:
      болезнь Паркинсона;
  • болезнь Альцгеймера;
  • болезнь Галлервордена — Шпатца.
  • Проблемы с речью

    U-mama: Ребёнку 1,5 года. Не говорит. Есть много звуков (у, э, о, и т.д.), протяжные, есть слоги (ма, ба, ня, ля), но ни к чему не относятся, не предметно. Маму мамой не называет и т.д. Есть повод для обращения к специалисту?

    А.М.: В вашей ситуации есть повод для обращения к специалисту. Активная речь у ребенка должна быть с 2-х лет, при этом словарный запас должен составлять 200-250 слов. На осмотре уже в 1,5 года у невролога доктор даст вам рекомендации по стимуляции речевого развития: это, как правило, ограничение просмотра ТВ, мультфильмов, проведение ролевых игр с ребенком, упражнения, игры на развитие мелкой моторики и другие методики.

    В случае отсутствия речи с 2-х лет необходимы занятия с логопедом-дефектологом.

    U-mama: Ребенок 7 лет, с речевыми проблемами. Лет с 4-х усиленно занимались: логопед, дефектолог, нейропсихолог, ноотропы, остеопаты, иглоукалывание, физиопроцедуры.

    В один момент начал заикаться (возможно, я ошибаюсь, но думаю, что от большой нагрузки), обошли многих именитых врачей, выполнили все рекомендации — лучше не стало. В настоящее время никакую медикаментозную терапию не принимаем.

    Вопрос в том, можно ли нам принимать опять курсами ноотропы (для развития речи) на фоне заикания. Доктора на время лечения их исключили, т.к. были назначены финлепсин, антиоксидантные препараты и опасались очагов ЭПИ. Провели исследование УЗДГ (ничего критичного) и видеомониторинг сна — очагов ЭПИ не зарегистрировано.

    А.М.: Проблема заикания, в большинстве своем, логопедическая. Грамотные занятия с логопедом решают проблему. Также есть смысл возобновить занятия с психологом. Дети с расстройством речи должны пройти консультацию у психиатра.

    С учетом того, что вы получали серьезную терапию, говорить о назначении новых препаратов, не видя ребенка в ходе очного приема, невозможно. Этот вопрос может решить только врач-невролог в ходе очного осмотра пациента.

    Оценка психомоторного и речевого развития детей грудного и ясельного возраста (оценка развития)

    По сути появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса. И он может быть сформирован только после созревания структуры головного мозга, ответственной за данный рефлекс. Нет структуры – нет и навыка. Именно поэтому педиатры могут оценивать степень созревания различных отделов головного мозга по наличию или отсутствию соответствующих навыков.

    Появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса.

    Оценить психомоторное и речевое образование у крохи можно и в домашних условиях. Для этого приведем ниже основные пункты при оценке психомоторного и речевого образования, а также укажем средние сроки появления того или иного навыка у здоровых детей:

    Моторно – статическое:

    • Держит голову (2 мес.);
    • Переворачивание на живот из положения на спине (4-5 мес.);
    • Переворачивание на спину из положения на животе (5-6 мес.);
    • Сидит (6 мес.);
    • Ползает (7-8 мес.);
    • Стояние с поддержкой (8-9 мес.);
    • Стоит сам (10-11 мес.);
    • Ходит при поддержке за руку (10-11 мес.);
    • Ходит сам (12 мес.).

    Целенаправленная моторная деятельность:

    • Хватание предмета и простые манипуляции с ним (5-6 мес.);
    • Перекладывание предмета в руках, протягивание рук к близким, хлопает в ладоши (7-8 мес.);
    • Примитивно играет (9-10 мес.);
    • Разные действия с игрушками, контакт со сверстниками (11-12 мес.).

    Зрительный анализатор:

    • Фиксирует взгляд (2 недели);
    • Следит за блестящими, разноцветными игрушками (3 недели);
    • Внимательно рассматривает различные предметы, игрушки (4-5 мес.);
    • Узнает родственников, знакомых лиц (6-7 мес.);
    • Наблюдает за родителями, реагирует на мимику (9-10 мес.);
    • Узнает многие предметы по изображению (11-12 мес.).

    Слуховой анализатор:

    • Позитивная реакция на голос близких (2-3 мес.);
    • Узнавание и реагирование на голоса близких, реакции на интонации голоса (4-6 мес.);
    • Понимание обращенной к нему речи (9 мес.);
    • Выполнение довольно простых словесных указаний (10 мес.).

    Речь:

    • Гуление – произнесение гласных (2 мес.);
    • Свирель – произнесении разных звуков с разной тональностью (4 мес.);
    • Произношение слогов – лепет (7-8 мес.);
    • Произношение слов (9-10 мес.);
    • Связывание нескольких слов во фразы (18-20 мес.);
    • Многословные фразы (3 года);
    • Длинные фразы, монологи (4- 5 лет).

    Такими методами педиатр оценивает развитие.

    Именно так педиатр оценивает развитие. Общаясь с родителями, он выясняет в каком возрасте появились те или иные навыки. Опрос родителей проводиться по указанной схеме. Таким образом выясняется как совершенствовался младенец до момента осмотра. При осмотре доктор оценивает то, что умеет делать пациент. Затем, на основании полученных данных при опросе родителей и осмотре малыша, врач оценивает развитие крохи на момент осмотра. Оценка образования проводится в определенные эпикризные сроки:

    1. В течении первого года жизни ежемесячно.
    2. От 1 года до 3 лет с интервалом 3 месяца.
    3. От 3 до 7 лет с интервалом 6 мес.
    4. Старше 7 лет с интервалом 1 год.

    Проблемы с мочеиспусканием

    U-mama: Ребёнку 2 года 4 месяца, девочка, наблюдались у уролога по поводу ИМВП в 3 месяца. Больше обострений не было. Недавно посещали уролога вновь, и она посоветовала обратиться к неврологу по поводу редких мочеиспусканий (5-6 раз в день, т.е. примерно каждые 3 часа).

    В связи с чем такое может быть? Стоит ли бить тревогу?

    До года стоял диагноз ппцнс, потом сняли, ребенок миотоник, развивается хорошо, речь отличная.

    А.М.: Количество мочеиспускания в этом возрасте напрямую зависит от объема потребляемой жидкости. Проследите за объемом выпиваемой жидкости в сутки и выделяемой мочи.

    В данном случае в первую очередь рекомендован визит вместе с ребенком к нефрологу, который оценивает работу почек и, наряду с урологом, помогает решить вопросы, связанные с мочеиспусканием. Если по данным обследований уролог и нефролог не видят расстройств, только в этом случае направляют на очный прием к неврологу. Невролог исключает как функциональные (наиболее распространенные), так и структурные расстройства мочеиспускания. Если у ребенка нет нарушений чувствительности, движения, координации в конечностях, серьезные расстройства в этом случае маловероятны.

    U-mama: Ребенку 3,5 года. Ночью спим в памперсе, т.к. не просыпается, когда в туалет хочет. Стоим на учете у нефролога в 9 больнице. Увеличены чашечки и лоханки. Пока просто наблюдаем. До какого возраста можно не бить тревогу по поводу памперса ночью?

    А.М.: Непроизвольное ночное мочеиспускание у детей – энурез – относится к возрастозависимым состояниям, которые проходят со временем. В ряде случаев энурез сохраняется до 10-12 лет. В возрасте 3,5 лет энурез – это вариант нормы. Во время глубокого сна ребенок в этом возрасте действительно может не реагировать на позыв к мочеиспусканию. Лучше не будить малыша ночью, а попробовать решить проблему с помощью проведения режимных мероприятий: например, уменьшить объем потребляемой жидкости непосредственно перед сном.

    Причины и последствия

    Среди причин, вызывающих нервные болезни у детей, можно выделить две группы.

    1. Внешние факторы. Это то, с чем сталкивается ребенок в своей повседневной жизни:
        взаимоотношения в семье;
    2. общение с ровесниками;
    3. атмосфера в детском саду, школе, кружках;
    4. экологическая обстановка.
    5. Внутренние факторы. К ним относятся мыслительные процессы, то, что затрагивает ребенка:
        стрессы, депрессии, угнетенное состояние;
    6. генетическая предрасположенность;
    7. склад характера: чрезмерная эмоциональность;
    8. болезни головного мозга, внутренних органов, травмы, инфекции, низкий иммунитет.

    Проблемы с поведением

    U-mama: Сыну 3,5 года. Частые истерики. Ходим в садик. По утрам просыпается часто с капризами, плохим настроением. Бывает агрессия (кидает игрушки, вещи, может стукнуть). Что предпринять? Лекарства, анализы, обследование?

    А.М.: При проявлении указанных расстройств поведения у ребенка, в первую очередь, рекомендован очный осмотр у невролога, психолога, педиатра — для исключения соматических расстройств: анемии, порока сердца и других, необходима и консультация нейропсихолога. На приеме доктор определит план дообследования. У большинства детей с хорошим психомоторным развитием важную роль играет соблюдение режима сна, дозированных нагрузок. Каждый такой случай рассматривается отдельно. В ходе очного приема специалистом оценивается время появления расстройства поведения, устанавливается связь с конкретными событиями.

    Например, это может быть пребывание в детском саду, особенно если ребенок только пошел в сад, ревность к младшему/старшему брату или сестре и другие причины. В ряде случаев психологи отмечают особенности психического развития – возрастного кризиса «3-х лет», и дают рекомендации родителям по общению с детьми в такой непростой для них период жизни. Здоровья вам и вашему малышу!

    U-mama: Присоединяюсь с вопросу, тоже истерики, особенно при одевании на улицу, все не то и не так, по часу собираемся на прогулку. Просит, если не по ее, начинает хныкать, потом реветь все громче. Днём с большим трудом спать укладывается, часов в 16. Раньше только на улице удается уложить. Ко сну вечернему хорошо ложится. Может стукнуть, бросить игрушки…

    А.М.: Возвращаясь к вопросу кризиса психологического развития ребенка, отмечу, что важную роль имеет возраст ребенка. В раннем возрасте с ребенком договориться крайне трудно, к примеру, если ребенок смотрит 15 минут мультфильм, и затем телевизор выключаем. Поэтому важно стараться не доводить ситуацию до конфликта. До 4-х лет ребенок может капризничать, проявлять противоречивые желания, это его особенность в этом возрасте. Необходимо находить компромиссные решения, стараться вести диалог с ребенком, потому что это все же маленькая, но личность.

    К тому же в этом возрасте дети копируют поведение других детей в саду, поведение взрослых. Своим примером демонстрируйте контроль над эмоциями в конфликтной ситуации, например, с помощью дыхательной гимнастики и др. Разобраться в сложных моментах взаимоотношений с ребенком может помочь опытный психолог. Когда ребенку исполняется 5 лет, то тут уже категоричное немотивированное поведение не допускается, и расторможенное поведение неприемлемо. Возможно в этой ситуации потребуется консультация психиатра.

    U-mama: Ребенку на днях исполняется 5 лет. Родился с диагнозом ППЦНС. В 1 год с учета у невролога сняли. Ребенок импульсивный, возбудимый, неусидчивый. Если что-то сразу не получается, начинает психовать. Надо во всем быть первым (первым одеться, первым занять качели и т.д.). Если в детском саду кто-то вперед него что-то сделал — обижается, опять психует. Может под стол залезть и сидеть там во время занятий (редко, но все же). В то же время память хорошая. Считает до тридцати. Знает почти все буквы. В группе один из самых развитых. Проблемы в основном в поведении. Дома ведет себя нормально. Видите ли вы в этом проявления неврологии? Заранее спасибо.

    А.М.: В этом возрасте рекомендованы занятия с психологом, нейропсихологом. Во время занятий тренируется усидчивость, внимание, память. Важна оценка нейропсихологического статуса – оценивает педагог в ходе тестирования. При выявлении проблем по данным тестирования – обращайтесь очно к неврологу. План дополнительного обследования формируется по результатам осмотра.

    U-mama: Ребенку 6,5 лет. Диагнозов, кроме дизартрии, не ставят. С речью проблемы, но занимается у логопеда. Очень эмоциональный и легковозбудимый. Может зареветь на практически ровном месте и потом не успокаиваться (например, хотел сам нажать кнопку, а я уже успела нажать). Причём, если у всех это обычно проходит с возрастом, у моего наоборот усугубляется. Раньше объяснишь, что «ну вот что делать, я уже нажала эту кнопку, теперь обратно её не отжать», он успокаивался и постепенно расслаблялся, но чем дальше, тем дольше он ревёт. Стала появляться агрессия во время таких истерик, может чем-то бросить, ударить, толкнуть. Рычит, кричит. При этом агрессия не бывает направлена на меня. Меня он ни разу не ударил, не сказал «я с тобой не дружу», не оттолкнул. Наоборот «мамочка, мамочка». А вот с другими — запросто. Записались к психиатру, но когда были полгода назад, она ничего не увидела.

    С абстрактными понятиями тоже есть некоторая проблема. Не может запомнить полностью дни недели и месяцы, а какую-то действительно интересную информацию может воспроизвести практически точно и через год.

    Неврологи (разные) списывали это на особенности развития леворуких детей, выписывали тенотен, фенибут, глицин, магний и т.д. Улучшения незначительные. В сентябре в школу, а картина всё хуже и хуже((

    А.М.: В вашей ситуации, поскольку у ребенка отмечен ряд невротических, навязчивых расстройств, обязателен прием у психиатра – специалист проведет осмотр ребенка с целью исключения ряда серьезных заболеваний. Только исходя из жалоб пациента тут сложно определить план обследований, поэтому рекомендую обсудить его с психиатром в ходе очного приема: ЭЭГ-мониторинг (4 часа), общий анализ крови.

    Занятия с психологом не будут лишними, возможно, в данной ситуации причина может быть в ревности, недостатке внимания, что вызывает у ребенка психологический дискомфорт. Специалист поможет вам разобраться в проблеме, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, и успешно ее решить. Удачи вам!

    U-mama: Моему сыну 5,4 года. Родился он недоношенным ребенком в 34-36 недель. Есть диагноз из роддома мцв. Ребенок очень возбудимый и эмоциональный.

    И вот наблюдаю за ним — где-то даже опережает сверстников, говорить начал рано, говорит чисто, речь развитая, память хорошая. А в каких-то моментах отстает, как мне кажется. Например, не может кататься на велосипеде, хотя умеет держать равновесие, на беговеле катается хорошо, но когда три действия одновременно — педали, руль, равновесие — не может.

    Никак не может разобраться с понятиями — вчера, сегодня, завтра. Не знает, что сейчас утро, день или вечер. Когда чем-то увлечен, может и 2 часа сидеть и делать что-то. Когда просто надо подождать, и т.п. и 5 минут не усидит спокойно.

    Не может найти себе друга в садике, общаться на равных, уступать в чем-то не умеет почти.

    Это нормально для 5-летнего ребенка? Или это неврология и ее надо лечить? Надо ждать пока дозреет или активно тренировать (велосипед, усидчивость и т.п.)?

    Ходит в садик, три раза в неделю спорт, английский исключительно потому, что сам хочет, занятия с психологами 2 раза в неделю (сенсорная интеграция).

    Телефон и компьютерные игры — нет совсем, мультфильмы и фильмы — дозировано.

    А.М.: Вы все делаете абсолютно правильно. Развивающие занятия в этом возрасте – залог успеха. Важную роль играет продолжительность занятий, чем их больше – тем они более эффективные.

    Временное пространство не всегда быстро усваивается детьми, иногда требуется время, но к 5 годам у ребенка должно быть четкое понимание, что такое утро, обед, вечер – к этому возрасту обычно формируется понимание времени суток, режима дня.

    У некоторых детей отмечается так называемая социальная дезадаптация, нетерпимость, и это не поддается медикаментозной терапии. Коммуникативные навыки формируются с возрастом и во время проведения специальных занятий с ребенком.

    В вашем случае в первую очередь нужно обязательно пройти очную консультацию у педиатра, невролога, можно порекомендовать пройти нейропсихологическое тестирование, во время которого нейропсихолог оценивает психологическую «зрелость» ребенка, сформированность навыков, при необходимости посоветует упражнения для тренировки.

    Возможна консультация психиатра — для исключения возможных расстройств. Во время осмотра доктор оценивает зрительный контакт, общее развитие речи, бытовые навыки.

    Плановый осмотр у невролога – что это и зачем он нужен?

    Когда идем к доктору?

    Первый раз посетить невролога необходимо, когда крохе исполнится месяц (если педиатр, наблюдающий малыша с первых дней жизни, не посоветует сделать это раньше). Хорошо, если беременность и роды прошли без осложнений. А если нет? В этом случае процессы адаптации могут протекать неправильно и привести к одному из неврологических заболеваний, либо адаптация может идти дольше положенного. Основная задача специалиста на этом этапе – увидеть и правильно диагностировать патологию (если таковая имеется), не дать развиться заболеванию.

    Следующий плановый визит к неврологу должен состояться в 3 месяца, потом – в полгода. Представим, что малыш хорошо кушает, легко засыпает, растет и прибавляет в весе. Может, не стоит мучить ни себя, ни кроху, отстаивая длинные очереди на прием к специалисту? Ответ однозначный: даже абсолютно здоровый малыш должен пройти осмотр у невролога. До годика – посещения практически каждые 3 месяца (в 1 ,3 ,6 месяцев и в 1годик) за это время меняется неврологический статус (как на данный момент функционирует нервная система) ребенка. Врачу важно отследить динамику психомоторного развития малыша. До 6 лет осмотр производится раз в год, если не было ранее поставленных диагнозов.

    Готовность номер один

    На приеме врач смотрит, как малыш реагирует на свет и звук, соответствует ли норме его двигательная и эмоциональная активность, проверяет рефлексы:

    • 1 сосательный (грудничок приступает к ритмичным сосательным движениям при помещении в его ротик любого предмета – соска матери или пустышки;
    • 2 хоботковый (выпячивание губ малыша в виде своеобразного «хоботка» в ответ на быстрое отрывистое прикосновение к ним пальцев взрослого)
    • 3 защитный (попробуйте выложить ребенка на живот — и он тут же «автоматически» повернет голову в сторону)
    • 4 хватательные рефлексы.
    • и многие другие.

    Обращается внимание и на внешний вид ребенка (форма и размер черепа, положение тела и головки, положение глаз, выражение лица, состояние кожи, движение конечностей. Чуть позже невролог будет наблюдать, когда кроха начнет садиться, вставать, делать первые шаги, какие первые звуки и слоги он произнесет.

    Так же, как и педиатр, во время приема невролог беседует с родителями. Вам нужно иметь при себе амбулаторную карту ребенка и результаты обследований (если есть). Родители рассказывают специалисту, как родился малыш (были ли осложнения при беременности и родах), как он развивался в течение первого месяца жизни, есть ли какие-либо особенности в развитии, обращают внимание на «тревожные звоночки», которые могут вызвать беспокойство. Маме желательно заранее вспомнить, были ли у нее во время беременности ОРВИ или другие инфекции, угроза прерывания, гипертонус матки, выделения, какие препараты она получала по этим поводам, в каком триместре беременности это все происходило, сколько раз делали УЗИ (если больше 4 раз, то по каким причинам).

    Перед посещением невролога обязательно понаблюдайте и за своим чадом.

    Вот на что следует обратить особое внимание:

    • возбудимость (легко ли малыш засыпает, насколько спокойно или беспокойно он спит, как ведет себя при бодрствовании, хорошо ли ест – насколько регулярно и достаточно ли по объему). Как повышенная возбудимость, так и чрезмерно угнетенное состояние могут говорить о наличии нарушений в работе нервной системы;
    • срыгивания — обильные срыгивания через 1-2 часа после еды должны насторожить родителей;
    • положение головки – не очень хорошо, если она постоянно наклонена в одну и ту же сторону;
    • положение тела – насколько оно симметрично;
    • движения глаз – опять же, насколько симметричны;
    • движения ручек-ножек – насколько они одинаковы, держит ли он ладошки и стопы распрямленными, либо ручки стиснуты в кулачки, а стопы «загнуты в крючок»;
    • мимика — есть она вообще, активная она или сниженная. Болезненная гримаса на личике ребенка может указывать на то, что у него что-то болит;
    • как ребеночек сосет грудь (как охватывает губами сосок, подтекает ли при этом молоко, запрокидывает ли голову назад);
    • трясется ли у малыша подбородок, ручки или ножки, и если да, то при каких случаях;
    • метеочувствительность – кроха не должен реагировать на малейшие изменения погоды;
    • состояние кожных покровов (насторожить должна «мраморная» кожа)

    Если вы заметили нарушения по одному из пунктов, это еще не повод для паники и тем более для самостоятельной постановки диагнозов. Но вышеперечисленные моменты очень важны для правильной оценки состояния малыша, и невролог обязательно должен о них знать.

    После разговора с родителями и осмотра маленького пациента доктор дает соответствующее заключение и рекомендации. Если врач скажет, что малыш здоров, в следующий раз заглянуть в кабинет невролога нужно через 2 месяца. А как быть, если у ребенка найдены отклонения?

    Доверяй, но проверяй

    Начнем с того, что не всякий диагноз, который участковый врач из районной поликлиники поставит за 10-15 минут (а именно столько времени, как правило, отводится на плановый прием), является на 100% обоснованным. Гипердиагностика (иначе говоря, перестраховывание), как бы мы к этому ни относились, – отличительный знак современной российской системы здравоохранения. После комплексного обследования (УЗИ структуры головного мозга и мозгового кровообращения, исследования глазного дна и др.), процент большинства диагнозов, поставленных детским неврологом, снижается более чем в 20 раз!

    Почему так происходит? Если мама приходит на прием к специалисту со списком жалоб из 100 пунктов (так что постарайтесь трезво оценить, где опасения любящей матери, а где реальные тревожные симптомы), если доктор заметил какие-то отклонения в поведении или во внешнем виде малыша, если беременность и роды проходили с осложнениями, врач захочет осмотреть малыша еще раз. К тому же перед осмотром малыш может перенервничать из-за долгого ожидания в очереди, жары или холода. Может быть, кроха проголодался или время приема совпадает со временем его сна, и ребенок просто не выспался. Отсюда повышенное беспокойство на приеме и нарушения в поведении. Не стоит сразу же обвинять участкового невролога в некомпетентности, ведь неврология – та сфера медицины, где лучше перестраховаться, чем недоглядеть и потом столкнуться с необратимыми последствиями.

    Другое дело, если поставленный диагноз требует медикаментозного лечения. Такое «залечивание» здоровых детей может быть крайне опасно для здоровья. Тут «правильная» мама должна руководствоваться принципом «доверяй, но проверяй» и обратиться как минимум еще к одному специалисту-неврологу.

    NB! Для постановки диагноза не всегда достаточно лишь клинического осмотра. Также не обойтись и без проведения дополнительных обследований: нейросонографии (ультразвукового исследования через родничок) энцефалограммы (сканирования биотоков мозга), компьютерной или магнитно-резонансной томографии. Во многих случаях необходимо прибегнуть к помощи других специалистов – кардиолога, окулиста, эндокринолога. Только комплексное обследование позволяет своевременно и правильно назначить лечение.

    А если есть проблемы?

    Перинатальная энцефалопатия (ПЭП, перинатальное поражение) – поражение нервной системы, ведущее значение в возникновении которой играет гипоксия (кислородное голодание)(или травма!!!) плода. Этого диагноза пугаться не стоит, чаще всего это лишь временное состояние, текущие недостатки «созревания» нервной системы. Но знать об этих особенностях врачам необходимо, так проще наблюдать за состоянием здоровья малыша.

    Нарушения мышечного тонуса – повышенное (гипертонус) или пониженное (гипотонус) напряжение мышц. Гипертонус – очень распространенный диагноз. Это нарушение врач легко определит по многочисленным внешним признакам. Но даже при их наличии диагноз «гипертонус» ставится не всегда, ведь первые 3 месяца жизни у грудничка может быть повышенное напряжение мышц, это вполне допустимо. Гипертонус характеризуется и другими признаками – прижатые к туловищу и/или сильно согнутые ручки, кулачки, постоянно согнутые или разогнутые ножки, особенно перекрест их между собой, запрокинутая длительное время голова.

    Реже можно встретить упоминание о гипотонусе – пониженном напряжении мышц, характеризующимся общей вялостью, пассивностью. К сожалению, этот диагноз гораздо опаснее, и лечение в этом случае назначается куда более серьезное.

    Синдром гипервозбудимости – его можно определить по следующим симптомам: малыш проявляет явное беспокойство, часто и без видимой причины плачет (при этом у него трясется подбородочек), наблюдаются нарушения сна, ребенок часто запрокидывает голову назад и выгибается, обильно срыгивает через час-два после кормления, нервно реагирует даже на слабые звуковые и световые раздражители.

    Внутричерепная гипертензия – повышенное внутричерепное давление. Оно может возникнуть вследствие перенесенной гипоксии плода. Гипоксия плода — это комплекс изменений в организме плода из-за недостаточного снабжения кислородом. Это не самостоятельное заболевание, а следствие различных патологических процессов, протекающих в организме матери, плода и в плаценте. Гипоксия может привести к постепенному увеличению объема спинномозговой жидкости (ликвора) в полостях мозга. Накопление избыточного объема ликвора приводит к повышению его давления на ткани головного мозга. Тошнота и рвота, судороги, выбухание родничка, увеличенный по сравнению с нормой размер окружности головы могут указать на наличие данной патологии. Как правило, внутричерепная гипертензия успешно лечится. Серьезнее обстоит дело, если малышу поставлен диагноз «гидроцефалия».

    Гидроцефалия — динамическое нарастание объемов спинномозговой жидкости, сопровождающееся увеличением желудочков головного мозга. Гидроцефалия требует быстрого и серьезного лечения вплоть до оперативного вмешательства.

    Синдром вегетативных дисфункций (СВД) – нарушение функционирования вегетативной системы организма. Вегетативная система – важнейшая часть нервной системы, регулирующая деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, размножения, а также обмен веществ и тем самым состояние всех тканей организма. Возникает СВД при неблагоприятном течении беременности и родов, травмах центральной нервной системы и шейного отдела позвоночника, передается по наследству.

    У младенцев признаками СВД могут являться «мраморность» кожи, чрезмерное срыгивание, рвота, нарушение сердечного ритма, потливость ладоней, стоп, головы. В дальнейшем вегетативные нарушения могут перейти в психовегетативную стадию.

    Чем это лечится?

    За исключением гидроцефалии, практически все неврологические расстройства, которые может обнаружить врач у грудничка, лечатся без оперативного вмешательства. Во-первых, медикаментозно. Врач может назначить мочегонные препараты (самый распространенный – диакарб), с помощью которых осуществляется отток жидкости из мозга; препараты, улучшающие мозговое кровообращение, комплекс витаминов. Во-вторых, существует целый комплекс нелекарственных способов терапии. Это физиотерапия, рефлексотерапия, массаж, закаливание (назначается детям 3х месяцев и старше). И, что немаловажно, дети с неврологическими расстройствами требуют особенно тщательного соблюдения режима, участия и заботы.

    Не откладывайте визит к неврологу и не бойтесь того, что он может вам сказать. Лучше «захватить» нарушение в самом начале, чтобы потом не столкнуться со страшными последствиями. Любая болезнь отступит, если подойти к делу с умом и ответственностью, любовью и заботой.
    Записаться на приём

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]