Синдром саванта (савантизм) — что это за болезнь

Синдром саванта проявляет себя фотографической памятью и необычными способностями. С медицинской точки зрения этот синдром не является болезнью, его описания нет в МКБ-10. Однако савантизм выступает как сопутствующее явление при расстройствах аутистического спектра и при патологиях в работе отделов мозга.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что такое явление, как синдром саванта – это генетическое заболевание, обусловленное мутацией Y-хромосомы, поэтому мужчин-савантов больше, чем женщин.

Что такое синдром саванта

Что же такое савантизм? Это особенность работы мозга, которая была изучена и описана Д. Л. Дауном, и трактовалась им как одаренность человека в той или иной области науки или искусства. Д. Л. Даун полагал, что феноменальное развитие способностей человека с этим синдромом обусловлено образованием в его мозговых структурах центра гениальности. Он появляется как следствие поражения ЦНС.

Гениальность или одаренность обусловлена доминированием правого полушария мозга над левым, в то время как у большинства людей ведущим является левое полушарие мозга.

В современной клинической психологии распространено мнение, что савантизм – это разновидность аутизма. Как и аутизм, синдром саванта характеризуется очень высоким уровнем развития памяти у человека, обостренным чувством времени, выраженными лингвистическими способностями. Но отсутствие баланса в межполушарном взаимодействии не позволяет таким клиентам успешно осваивать традиционную образовательную программу, социализироваться.

В большинстве случаев эффект савантизма является врожденной особенностью, но известны случаи развития синдрома у людей в результате травмы головного мозга.

Симптомы и особенности савантизма

У людей с синдромом саванта обнаруживаются следующие особенности:

  • они имеют очень низкие показатели интеллектуального развития из-за нарушений в работе мозга;
  • отставание от сверстников в физическом развитии;
  • отклонения в развитии психики;
  • расстройства аутистического спектра;
  • запас представлений об окружающем мире у них очень мал;
  • у них слабо развиты навыки самообслуживания;
  • они избегают контакта глаз и телесных прикосновений;
  • двигательные расстройства;
  • патологическая интровертированность;
  • потребность в общении и взаимодействии находятся на низком уровне;
  • слабое речевое развитие, выражающееся в нарушении буквенно-слоговой структуры слов;
  • они обладают скорочтением, способностью к чрезвычайно быстрому выполнению в уме сложных арифметических действий;
  • они испытывают трудности при овладении письмом;
  • у них фотографическая память;
  • им свойственна увлеченность музыкой или живописью.

Первые признаки савантизма

Первые признаки савантизма – это ярко выраженная увлеченность ребенка какой-то сферой деятельности в период раннего детства. Люди с синдромом саванта могут в 2 года наизусть запомнить сказку после однократного прослушивания, самостоятельно научиться выполнению математических действий в уме.

А вот формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентировки у них происходит с большим трудом. Для многих из них представляет серьезные трудности задача самостоятельно одеться или поесть.

Аутист с синдромом саванта в младенческом возрасте болезненно реагирует на попытки взрослых установить с ним эмоциональный контакт.

Формы синдрома саванта

Синдром саванта у людей проявляется в разных формах:

  • Анализаторная форма. При этом типе расстройства люди имеют обостренное обаняние, сверхчеткое зрение и очень острый слух. Их пороги чувствительности анализаторов позволяют им остро ощущать запахи, слышать любой шорох и видеть все в мельчайших подробностях.
  • Мнемоформа. Данный вид болезни проявляется в способности больного быстро запоминать различного рода информацию. При этом материал запоминается настолько прочно, что человек, длительное время не обращаясь к нему, может без труда воспроизвести однажды заученное.
  • Музыкальная форма. В этом случае у человека обнаруживается абсолютный музыкальный слух, он может в детстве самостоятельно научиться играть на разных музыкальных инструментах. В ходе клинических исследований было установлено, что люди с этой формой синдрома саванта с первого раза могут сыграть на музыкальном инструменте мелодию, которую слышали по радио.
  • Изобразительная форма. Если у человека с синдромом саванта выявлена изобразительная форма патологии, то он прекрасно рисует, может вылепить полностью идентичную скульптуру известного мастера. Эта категория больных, занимаясь изобразительной деятельностью, изготавливают необычайно реалистичные произведения искусства.
  • Математическая форма. Люди с этой формой синдрома саванта знают, как получить произведение многозначных чисел. Вычисления в уме они производят за несколько секунд.
  • Лингвистическая форма. Люди с этим видом савантизма в короткие сроки могут выучить любой иностранный язык и свободно на нем говорить, как на родном языке. Такой вид патологии работы мозга встречается реже других.

Лечение


Исскуство при синдроме Саванта

Поведенческая и лекарственная терапия во всех случаях индивидуальна. В большинстве случаев медикаментозное лечение не применяется. Оно показано только при наличии сопутствующих заболеваний, например: эпилепсии, депрессивных расстройствах или нарушениях сна. Тогда назначаются психостимуляторы, нейролептики, витаминотерапия.

Главная задача-это адаптация человека в обществе, улучшение его эмоционального и физического состояния. Родители и педагоги должны помочь в развитии и сохранении уникальных способностей, тогда савант действительно способен реализоваться в жизни.

На пользу пойдут занятия по развитию речи, сказкотерапия, прослушивание классической музыки и игра на музыкальных инструментах. При выраженных двигательных дисфункциях показана лечебная физкультура, массаж.

Как избавиться

Полностью избавиться от недуга невозможно. Своевременная коррекция у психолога, психиатра показывает хорошие результаты.
Психологическая помощь дает возможность почувствовать себя уверенно среди людей, взаимодействовать с ними, найти свое место в обществе.

Стоит отметить, что внедрение савантов в социум должно проходить аккуратно, постепенно. Чтобы не помешать развитию одаренностей, но в то же время дать ощущение значимости.

Профилактика

Профилактики патологии не предусмотрено, так как не известны ее точные причины. Специалисты советуют проходить полное обследование перед планированием ребенка, отказаться от вредных привычек.
Во время беременности регулярно посещать врача, проходить необходимые обследования, чтобы снизить риск преждевременных родов и на ранних стадиях выявить аномалии развития плода.

Причины возникновения савантизма

Ученые, исследуя людей с гениальностью, искали ответ на вопрос: что это за болезнь – синдром саванта? В ходе изучения биографии известных людей с синдромом саванта, ученым удалось составить список причин, провоцирующих формирование островка гениальности в мозге:

  1. Генетическая предрасположенность. Полученные результаты клинических исследований показывают, что заболевание передается по наследству, особенно, если родителям больше 40 лет. Это значит, что если один из родителей — савант, то, скорее всего, у данной пары ребенок тоже будет иметь эту особенность работы мозга.
  2. Преждевременные роды. Как показывает статистика, многие известные личности с синдромом саванта появились на свет раньше срока. Их вес при этом был ниже нормы.
  3. Травмы головного мозга в постнатальный период. У некоторых людей языковые, изобразительные или математические способности проявлялись после черепно-мозговой травмы, которую они получили, например, в автокатастрофе. Этой причиной обусловлено формирование приобретенного синдрома саванта.
  4. Воспалительный процесс в мозговых тканях плода в период внутриутробного развития.
  5. Дефицит витамина D у плода в период внутриутробного развития. Нехватка витаминов считается в медицине главной причиной генетических мутаций. Это значит, что не только синдром саванта, но и другие интеллектуальные проблемы может приобрести ребенок, чьи родители проживают в экологически неблагоприятной местности.
  6. Возникновение синдрома саванта на фоне аутизма, синдрома Дауна, умственной отсталости, психических расстройств.

Неспецифические симптомы аутизма

Аутичные расстройства всегда влияют на социальные контакты, языковые и поведенческие особенности, и часто сопровождаются другими нарушениями в организме, которые могут помочь распознать заболевания:

  • Расстройства пищеварения – люди с аутизмом страдают от диареи и/или длительного запора из-за повреждения слизистой оболочки кишечника и гипертрофии патологической бактериальной флоры.
  • Ослабленный иммунитет – аутичные дети склонны к аллергии и различным типам инфекций из-за повреждения иммунной системы и дисбаланса Т-клеток,
  • Дефицит витаминов и элементов – нередко дети с аутизмом стремятся ограничить свое меню несколькими блюдами, отмечается недостаток витаминов С, В6, В12, А, Е и элементов – магния, селена, цинка и хрома,
  • Отравление тяжелыми металлами – наблюдается ослабление способности к детоксикации.

Факторы риска

Считается, что факторами риска для формирования синдрома саванта являются:

  • появление малыша на свет раньше 35 недели беременности;
  • родовая травма у плода, в результате которой проводились реанимационные мероприятия;
  • вес плода при рождении меньше 2500 г;
  • аномальное физиологическое строение мозга, отсутствие четкого разделения мозга на 2 полушария;
  • опухоль головного мозга в результате удара головой;
  • воздействие радиации на организм;
  • наличие расстройства аутистического спектра.

Диагностика и лечение синдрома

Главным диагностическим методом при этом недуге являются МРТ и КТ, энцефалограмма не только самого больного, но и его ближайших родственников. Для определения формы заболевания используются тесты интеллекта, а также методики, позволяющие оценить эмоционально-волевую сферу личности. Это нужно для того, чтобы исключить другие патологии интеллектуального и психического развития.

Лечением савантизма занимаются клинические психологи и психиатры. При этом обращает на себя внимание тот факт, что лекарств от этого недуга не существует, поэтому цель терапии – научить ребенка общаться, сохранив его таланты.

Главные методы коррекции – сказкотерапия, арт-терапия, массаж, физиотерапия. При необходимости с больными работает логопед, исправляя дефекты звукопроизношения.

Осложнения

Считается, что синдром саванта – это такое расстройство, которое само по себе не приносит серьезного вреда человеку. Однако оно может спровоцировать негативные последствия. Распространенными осложнениями савантизма являются:

  • расстройства психики, депрессии;
  • трудности взаимодействия и социализации;
  • суицидальные наклонности.

Важность дифдиагностики

При выявлении аутизма важно различать, его от других расстройств, например, проблем со слухом или зрением, отставанием развития, или нарушением речи. Есть определенные заболевания, которые могут напоминать аутизм, поэтому их нужно исключить, проведя малышу обследование. Оно может включать:

  • анализ крови и мочи
  • ЛОР-тесты – чтобы исключить проблемы с речью
  • тест на токсоплазмоз и цитомегаловирус
  • проверка слуха – чтобы исключить проблемы со слухом,
  • неврологические тесты – выполняются для исключения других неврологических расстройств
  • офтальмологические исследования – чтобы исключить проблемы со зрением,
  • генетическое или метаболическое тестирование – часто проводится родителями, чтобы исключить наследственный фактор.

Известные люди с синдромом саванта

Синдром саванта диагностирован у таких известных людей, как:

  • Ким Пик, который родился с данной патологией. Он обладал уникальной способностью: читал одновременно 2 страницы книги. Одну страницу он читал левым глазом, а вторую – правым. При этом Ким Пик помнит содержание всех прочитанных им книг. Кроме того, он поражал современников своими вычислительными навыками, умением определить день недели той или иной даты. Типаж феномена данного саванта показан в кинокартине «Человек дождя».
  • Стивен Уилтширк – это человек, у которого савантизм сочетался с аутизмом. Однако это не помешало ему стать талантливым художником-пейзажистом и архитектором. Феноменальная память позволяет запомнить мельчайшие детали чертежа или картины, даже если он лишь мельком взглянул на лист.
  • Дерек Паравичини был известным слепым музыкантом-савантом. Он безошибочно воспроизводил однажды услышанные мелодии. У этого больного была также сопутствующая патология – эхолалия. Показатель интеллекта этого человека соответствовал возрасту ребенка 4 лет, однако это не помешало ему получить всемирное признание в джазе.
  • Дэниел Таммет – савант, страдающий эпилепсией и аутизмом. Он стал известным благодаря своей способности выполнять сложные математические расчеты в уме. Кроме того, Таммет за неделю мог выучить любой иностранный язык.
  • Лесли Лемке – пианист с синдромом саванта, у которого помимо этого недуга были диагностированы слепота и ДЦП. Он появился на свет с врожденной глаукомой, из-за которой стал незрячим. Уже будучи слепым, Лемке освоил игру на фортепиано, научившись по слуху подбирать нужные ноты к известным мелодиям. Выступления Лесли с произведениями собственного сочинения собирают целые концертные залы восторженных зрителей.
  • Бен Андервуд – савант, который ориентируется в пространстве при помощи очень острого слуха: он щелкает пальцами и оценивает расположение предметов в помещении по отражаемому от них звуку. Савантизм у этого молодого человека образовался как компенсаторный механизм в результате травмы зрительного анализатора.

Остеопатия при аутизме

Остеопатия – это безопасная, щадящая и эффективная форма лечения для детей всех возрастов, в том числе от нескольких недель. Важно понимать, что роды являются серьезным стрессом для новорожденного ребенка. При рождении новорожденного уровень адреналина в 20 раз выше, чем у взрослого человека во время сердечного приступа. Во время родов огромная сила сжатия действует на тело ребенка, когда матка толкает его к родовому каналу. При этом голова новорожденного находится под большим давлением, особенно если используются щипцы, вакуумный насос, если малыш крупный или имеет место многоплодная беременность.

Все это повышает риск травматизации ребенка при родах, и как следствие – становится провоцирующим фактором для аутизма, если имеет место генетическая предрасположенность. В подобных случаях мы рекомендуем воспользоваться помощью опытных остеопатов. Краниосакральная терапия (черепная остеопатия) включает очень мягкие манипуляции и сдавливание черепа для расслабления структуры соединительной ткани. Терапия улучшает кровообращение, кровоснабжение органов и работу нервной системы. Остеопатическое лечение у младенцев является мягким и безболезненным, но, тем не менее, отмечено значительной эффективностью. Остеопат использует мануальные методы, с помощью которых он вызывает глубокие изменения в организме ребенка. Благодаря такой обработке, опорно — двигательный аппарат, нервная, пищеварительная и иммунная система работает в максимально оптимальный образе.

Также стоит отметить высокую чувствительность аутичных детей к прикосновениям, что приводит к формированию эмоционального напряжения. Разблокировка такого напряжения позволяет существенно улучшить поведенческие навыки. Если аутизм не связан с отставанием в развитии, можете рассчитывать на весьма заметные результаты.

Мои рекомендации

Основная трудность, с которой сталкиваются родители детей-савантов – это обучение их навыкам самообслуживания и коммуникации. Устные указания взрослых они не воспринимают. Я рекомендую родителям таких детей использовать альтернативные способы общения: картинки, схемы, размещенные на видных местах листы с графическим изображением последовательности действий. Зрительные образы саванты воспринимают лучше, чем устную речь.

Психокоррекционная работа с такими детьми ориентирована на оказание им помощи в социализации. Таких детей нужно научить жить среди людей, вступать с ними в контакт, выполнять совместную деятельность. Серьезное препятствие в этом процессе — слабое развитие у них эмоционально-волевой сферы.

Я отметила, что арт-терапевтические технологии работы в полной мере соответствуют индивидуальным особенностям детей с этим недугом.

Кроме коррекции эмоционально-волевой сферы, я считаю необходимым развивать логическое мышление этих людей и расширять их представления об окружающем мире. В их головах содержатся многотомные энциклопедические знания, которыми они совершенно не умеют использовать. Нужно помочь им свой теоретический базис применить в жизни.

Добиться стойкой положительной динамики в психокоррекции савантизма можно только при условии длительной работы совместно с дефектологом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]