Заикание – это нарушение темпа и ритма организации речи, которое связано с судорожным (сокращенным) состоянием мышц, образующих речь. Заикание известно как одно из древних нарушений речи. Сущность данного состояние, механизмы его развития, причины, симптомы и подходы к лечению существенно отличались в различные периоды развития логопедии. Разные взгляды на данную проблему обусловлены различным уровнем науки, учений и школ, занимающихся данным состоянием. В данной статье мы подойдем к рассмотрении данной тематики со стороны современных учений и достижений в области лечения данного состояния.
Заикание известно как одно из древних нарушений речи.
Причины заикания
Есть 2 типа причин заикания. Первые создают предрасположенность, так называемую «почву» для развития болезни. Вторая группа причин представляют из себя «толчки» к развитию, причины.
Предрасполагающие причины
Достаточно стечение одного, из ниже приведенных, неблагоприятных условий и сильного раздражителя (стресса) для развития заикания у ребенка.
Очень много зависит от родителей. Если у родителей имеется, так называемая Невротическая отягощенность, куда входят инфекционные, неврологические и другие заболевания, которые негативно влияют на функции нервной системы, то все эти факторы могут отразиться и на ребенке. Инфекции могут передаться, а повышенная раздражительность негативно повлиять на психическое состояние ребенка.
Очень много зависит от родителей.
Когда мы оцениваем причины развития, важно посмотреть назад, в период до, во время и после родов. Нужно изучить наличие родовых травм, инфекций, асфиксии и других факторов, которые могут повлиять на функционирование головного мозга. Не менее важно изучить и семью ребенка, ведь вполне вероятно, что и среди его кровных родственников могут встречаться люди страдающие заиканием.
Что же касается организма ребенка, то тут необходимо обратить внимание на его неврогенные особенности и конституциональную предрасположенность. К группе этих причин можно отнести повышенную ранимость и раздражительность, ночные кошмары, энурез, заболевания нервной системы. Конечно не стоит забывать и том, что ребенок может проходить этап в котором присутствуют возрастные анатомические и физиологические особенности работы центральной нервной системы.
Ну и конечно одно из самого важного — ребенок не должен чувствовать себя ущемленным в семье, не должен сталкиваться с отчуждением и непониманием со стороны родителей. Важно добиться того, чтобы у малыша было достаточно положительных эмоций, которые он получал бы со своими родителями.
Производящие причины
Довольно часто заикание развивается на фоне органических (физических) заболеваний головного мозга, которые приводят к нарушениям в речедвигательном аппарате.
Часто заикание развивается на фоне инфекционных и физических заболеваний.
Инфекционные процессы, сопровождающиеся развитием энцефалитов и менингитов, могут приводить к истощение нервной системы и ослаблять центры, отвечающие за движения речедвигательного аппарата (корь, коклюш, менингококковая инфекция).
Многие ЛОР-болезни (ларингиты, ангины, синуситы) приводят к изменению тембра и интонации голоса, что также негативно отражается на формирование речи.
Психические травмы, сопровождающиеся сильным страхом либо испугом.
Весомой причиной является неадекватное воспитание ребенка. Сюда можно отнести повышенную требованность от ребенка в обучении, формирование феномена «примерного» поведения.
Отрицательное, негативное отношение родителей к ребенку (суровость, злость, строгость).
Не менее важной причиной является неожиданное потрясение ребенка, которое может быть как положительным, так и отрицательным (“чрезмерное” возбуждение, стрессовые ситуации в школе, стрессовые ситуации в семье).
Одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке
В случае обучения ребенка в раннем возрасте нескольким языкам, что приводит к повышенной нагрузке на различные центры головного мозга.
Подражание людям с заиканием.
Как правильно вести себя мамам и папам малышей, страдающих от заикания?
- Сократите любые эмоциональные нагрузки ребенка. Оградите малыша от прослушивания громкой музыки, агрессивных игр, длительного просмотра телепередач
- Приучите ребенка к прослушиванию спокойной классической музыки
- Играйте с малышом, читайте ему добрые сказки, рассказывайте обо всех полученных положительных эмоциях
- ·Контролируйте отдых ребенка. Следите за режимом. Обязательно совершайте прогулки, выезжайте на природу, занимайтесь гимнастикой
- На всем протяжении лечения патологии важно обеспечить ребенку доброжелательную обстановку. Не стоит критиковать и ругать малыша, если у него сохраняется дефект. Напротив, важно поощрять даже тот факт, что ребенок начал лечение, увлекся им, не боится посещать логопеда и другие сопутствующие занятия.
Симптомы
Главный симптомом заикания — судороги (ненормальное сокращение мышц речевого аппарата) в процессе речи. Их длительность может занимать от 1-2 до 12-13 секунд, а в отдельных тяжелых случаях достигать 80 и более секунд.
Будьте внимательны к своему ребенку и помогайте ему побороть илл предотвратить развитие заикания.
У детей с заиканием также нарушается последовательность в произношении отдельных слов, дети теряют ход мысли из-за выраженных пауз, испытывают эмоциональные переживания и, как следствие, приобретают черты характера “неполноценного” человека.
Остановимся более подробно на чувстве собственной неполноценности, так как данный симптом во многом определяет дальнейшее развитие и течение заикание у ребенка. Данное чувство еще называют «болезненной фиксацией» заикающегося.
Выделяют три степени «болезненной фиксации»:
- Первая ст. (дети ощущают себя комфортно, при этом у них не отмечаются стеснения, стыд из-за дефекта в речи).
- Вторая ст. (дети теряют чувство комфорта, испытывают умеренное стеснение, стыд из-за дефекта в речи, пытаются замаскировать его)..
- Третья ст. (выраженная концентрация на своем дефекте речи, испытывают выраженное стеснение, стыд. Обычно данная степень отмечается у детей старшего школьного возраста).
Эффективность лечения заикающихся детей напрямую зависит от степени «болезненной фиксации». Чем выше фиксированность, тем менее благоприятный прогноз логопедической работы.
Существуют три степени заикания:
- незначительная — заикание появляется только при возбуждении (выраженных эмоциях), при быстрой речи.
- умеренная — в покое и в обычной обстановке не заикаются; только при выраженных эмоциях появляется заикание.
- выраженная — заикаются постоянно.
Клиническая картина
Главный признаком логоневроза, который входит в клиническую картину является заикание. В это понятие также можно включить:
- многократное повторение отдельных слов или слогов, контролировать которые человек не в состоянии;
- растягивание либо удлинение слова;
- повышенный тонус лицевых мышц;
- дыхательные спазмы;
- высокая активность мимики.
Одним из явных признаков речевого логоневроза является наличие спастического дыхания. Дыхание напрямую связано с голосом, артикуляцией, движением гортани. Нарушение дыхательной активности приводит к появлению прерывистой речи. Если предпринимаются попытки справиться с этим, заминки становятся только более очевидными и выраженными. Логоневроз по мкб 10 имеет код F-98.5. Это группа расстройств имеющая начало в детском возрасте.
Симптомы и виды
Существует классификация логоневрозов. По протеканию он может быть:
- Постоянным. Проявляется постоянно и во всех формах речи.
- Рецидивирующий. появляется и исчезает без привязки к различным факторам. Нормальная речь может сохраняться длительный период.
- Волнообразный. Речевые нарушение утихает, а затем повторяется вновь.
По типу судорог, логоневроз разделяется на:
- Тонический тип. Сокращение мыщц происходят длительное время и имеют большую силу.
- Клоническая. Чередование коротких судорог.
- Смешанная. Наблюдается оба типа.
По клинической форме, логоневроз у детей классифицируется на невротический и неврозоподобный. Невротический тип возникает при отсутствии внутриутробных или родовых травм и патологий. Причиной такой формы часто является психологическая травма либо введение второго языка в раннем детском возрасте. Такой логоневроз имеет функциональный характер, при которых структура мозга не повреждается. Именно поэтому она легче лечится.
Неврозоподобное заикание часто ставится женщинам во время беременности, которая сопровождается токсикозом, травмах. В этом случае речевые нарушения просиходят из-за поражений мозга, его речевых центром. Четкие проявления заметны в возрасте 3-4 лет, когда ребенок начинает активно разговаривать, строить сложные предложения, общаться с окружающими отдельными структурированными фразами.
Степени заболевания
Существует три степени тяжести логоневроза:
- легкая форма – наблюдаются отдельные судороги в спонтанной речи;
- средняя – судороги появляются при разговоре, но человек может длительное время говорить абсолютно нормально;
- тяжелая – речевые судороги наблюдаются в любых ситуациях, в том числе, если человек разговаривает сам с собой.
Такое деление имеет формальный характер. Большая часть специалистов отмечают данную классификацию несостоятельной, так как она зависит от многих факторов – времени, конкретной ситуации, места.
Обследование
Обследование таких детей должно включать в себя консультацию узких специалистов:
- логопеда;
- невролога;
- психолога;
- при необходимости консультации иных специалистов..
Главным специалистом, занимающимся лечением заикания у детей, является логопед.
В процессе работы с детьми логопед использует различные учебники, стихи, сказки, подбирает специальные игрушки.
Целью обследования является определение частоты, источника возникновения и формы речевых судорог. Также оценивается степень заикания и речевые возможности пациента. Вторым планом, при наличии, указываются сопутствующие дефекты речи.
В конце беседы с пациентом, логопед формулирует окончательное заключение.
Как лечить логоневроз
Логоневроз у детей лечить должны различные специалисты, в первую очередь логопеды и психотерапевты. Последнее является основным залогом эффективной терапии. Вместе с ней, должна проводиться тренировка речи, развития самоконтроля, улучшение интеллектуальных возможностей. Специалистами применяются различные подходы – использование медикаментов, физиотерапия, ЛФК и другие. Наряду с соответствующей психотерапией это будет максимально способствовать устранению данных дефектов речи.
Лечить логоневроз у взрослых и детей – процесс сложный, требующий много усилий, времени. В случае с ребенком, придется пересмотреть свои отношения внутри семьи, устранить все конфликты между родителями, создать благоприятную атмосферу. Ребенок не должен страдать от своего речевого дефекта, иначе у него могут развиться комплекс неполноценности и другие психические расстройства.
Клиническая терапия
Лечить логоневроз у взрослых можно используя седативные препараты, оказывающие на нервную систему успокоительное действие. Как дополнение, можно включить препараты, улучшающие общее функционирование мозга, его кровообращение. Важно помнить, что такие средства должны назначаться исключительно специалистами.
Принципы психотерапии
Если логоневроз или заикание имеет в своей основе психологическую травму, необходимо точно установить его причину. Чтобы определить органические поражения в головном мозгу, необходимо провести МРТ или КТ. Само лечение можно разделить на два типа – коррекция неврологических или психологических проявлений. Любой логоневроз является многокомпонентным нарушением, требующее также комплексное решение. Каждый пациент нуждается в особом подходе, разрабатываемый исключительно для него. Это относится и к детям и взрослым.
Психотерапевт должен работать с устранением психологическим проблем. Специалист проводит индивидуальные занятия чтобы найти самое оптимальное решение. Иногда используется гипноз, аутотренинг, другие приемы. Эти методики направлены на возврат уверенности пациента в своих силах, устранении комплексов, связанных с заиканием. Как показывает практика, для лечение заикания у взрослого человека, хорошую эффективность показывает гипноз. После сеансов пациент получает запись с собственной речью, чтобы он смог убедиться в том, что заикание значительно снижено либо вовсе устранено.
Логопедические занятия
Избавиться от логоневроза могут занятия с логопедом. Эти приемы призваны устранить дефекты речи, поставить четкое и внятное звукопроизношение, сделает речь пациента плавной.
Первичная терапия проводится вместе со специалистом-логопедом. Позже, с ребенком можно заниматься устной речью самостоятельно. Сами занятия могут быть индивидуальными и групповыми. Есть несколько методов лечения логоневроза у детей, доказавшие свою эффективность:
- Метод Выгодской, Успенской и Пеллингер. Данное лечение проводится 2-3 месяца и состоит из 36 занятий. Основой методики является создание ситуаций, формирующие у ребенка самостоятельной речи. Все занятие проводятся в игровой форме, что максимально комфортно и интересно для него. На поздних занятиях специалист должен помочь использовать развернутые фразы.
- Методика Смирновой. Такие занятия проводятся каждый день, примерно по 20 минут. Курс рассчитан на 30 недель или один учебный год. Эта программа призвана развить ритм и темп речи, улучшить мелкую моторику рук, улучшить мышечный тонус, а также сформировать речевую координацию.
- Методика Силивестрова. Лечение логоневроза у детей проводится около 3-4 месяцев и 32-36 уроков. Состоит данный подход из трех этапов – подготовительный, тренировочный, закрепительный. На первом этапе создается комфортная для ребенка обстановка, его речевое общение ссужается. Второй этап – это постпенный переход от тихой к громкой речи. На этом этапе в процесс вовлекаются также родители. На последнем, третьем этапе ребенок может самостоятельно строить длинную беседу, хорошо и понятно читать текст.
- Методика Шкловского. Данный курс длится около трех месяцев. Сам пациент должен находиться в условиях стационара. С ним работают психиатры, логопеды, невропатологи.
- Методика Арутюнян. 24 дня терапии пациент находится в стационаре. Затем проводятся 5 дополнительных курсов в течении одного года.
Какой именно метод выбрать в каждом конкретном случае должен исключительно специалист. Методы, которые будут эффективны с детьми, могут не дать положительных результатов со взрослыми и наоборот.
Лечебная физкультура
Логоневроз у детей лечить можно с помощью комплексной терапии, в которую входит и лечебная физкультура. ЛФК при заикании имеет свои некоторые отличия. Она должна затрагивать все группы мышц, влиять на стимулирование и нормализацию работы головного мозга. Для взрослых рекомендуется заниматься скандинавской ходьбой, лыжами, ездить на велосипеде. Для упражнений можно использовать не силовые тренажеры.
Такие упражнения хорошо снимают нервное перенапряжение, влияют на эмоциональную нагрузку. Для маленьких детей хорошо подойдут упражнения логоритмики. Занятия лучше проводить на улице и свежем воздухе. Витамин D, которые синтезируется под воздействием солнечного света, оказывает положительный эффект на ЦНС.
Дыхательные упражнения
Дыхательная гимнастика оказывает на ребенка следующее воздействие:
- координация ритма, темпа речи;
- учится контролировать свое дыхание, координировать его со своей речью;
- повысить тонус брюшной стенки;
- укрепить мышцы диафрагмы;
- сформировать дыхание диафрагмой.
На лечение логоневроза при помощи дыхания может потребоваться очень много времени, иногда даже несколько лет. Чтобы она оказала максимальный эффект, требуется выполнять упражнения правильно — выполнять нужно минимум два раза в день по 15 минут.
Методы психотерапии
Эти методы включают в себя два типа терапии — рациональная и суггестивная. Дополнительно используется метод проведения аутотренинговых тренировок. Рациональный метод состоит в беседе со специалистом, который призван сформировать адекватное отношение больного к своей проблеме. Суггестивный способ заключается в проведении одного либо нескольких сеансов гипноза. Аутотренинг позволяет пациенту самостоятельно оказать себе помощь. Эти навыки сохраняются в дальнейшем на всю жизнь.
Гимнастика Стрельниковой
Эта система состоит в дыхательных упражнения, которые были разработаны этим специалистом. Этот подход получил большое распространение в медицинской науки. Она нацелена на устранение заболеваний, в том числе и заикания. Она может применяться для взрослых и детей. Главной ее чертой является ее простота, доказанная эффективность. Суть упражнений состоит в чередовании резких вдохов с одновременными движениями отдельных частей тела.
Грамотная помощь логопеда
Любой логопед – в первую очередь именно педагог, выполняющие проведение коррекционной работы с целью компенсации каких-либо речевых нарушений. Терапия должна проводиться только после системного изучения имеющихся физиологических особенностей.
В последнее время лечение лечение логоневроза у детей и заикания заметно изменилось. Это связано с появлением новых методов, увеличения числа специалистов, появления новых знаний. Сейчас можно смотреть на избавление от заикания более оптимистично и перспективнее.
Лечение и прогноз
На сегодняшний день лечение таких детей включает в себя не только медицинское, но и педагогическое воздействие.
- Применение лекарственных препаратов. В лечении заикания могут применяться огромное количество различных групп препаратов. Остановимся на наиболее часто встречающихся из них:
- 1.Ноотропы (пирацетам, пантогам, пантокальцин, фенибут).
- 2.Седативные препараты (валериана, фенибут, глицин, персен, афобазол, адаптол, ново пассит). Стоит отметить, что многие ноотропы совмещают в себе также и седативное действие.
- 3. Витамины, в особенности витамины группы В (комбилипен, комплигам В, ларигама).
Один из методов лечения — занятия с логопедом.
Методик по преодолению заикания у детей огромное количество, как и групп препаратов, которые могут применяться в отдельных случаях. Многих из вас интересует вопрос: «А можем ли мы помочь ребенку самостоятельно, в домашних условиях и не бегая по врачам? Можно ли полностью вылечить заикание у ребенка?». Существуют отдельные методики, позволяющие улучшить произношение и прочее, занимаясь дома, но они также подбираются специалистом. Что касается прогноза, то тут нет однозначного утверждения. Можно считать, что чем младше ребенок, чем жизнерадостнее и позитивнее его поведение, чем меньше сопутствующих психопатологических расстройств, чем слабее проявления судороги, тем прогноз лучше.
Профилактика:
Профилактике заикания способствует создание спокойной обстановки. Устранение факторов, которые могут провоцировать приступы заикания. Создание благоприятной, спокойной обстановки. Отсутствие критики относительно дефекта речи ребенка.
Общие рекомендации профилактики логоневроза у детей от 3 до 5 лет
- При обнаружении дефекта речи у ребенка, следует оградить его от всего, что может вызывать эмоциональное напряжение, в том числе от длительного просмотра телевизора.
- Включайте ребенку классическую, расслабляющую музыку – ее лечебный эффект давно признан даже официальной медициной. Особенно благоприятно на детскую психику влияет музыка Моцарта, Бетховена, Грига, Шопена.
- Не стоит рассчитывать только на свои силы. Не стесняйтесь обращаться к специалистам, чем быстрее удастся победить заикание у ребенка, тем легче ему будет общаться, учиться, познавать мир.
- Занятия с ребенком должны носить систематический характер. Нельзя делать длительных перерывов.
- Организуйте сон ребенку не менее 8 часов в день (при необходимости дневной сон), исключите активные и компьютерные игры в вечернее время. Ограничьте время просмотра мультиков. Таким образом, уменьшится перенапряжение центральных отделов речи.
- Организуйте правильное общение. Разговаривайте с малышом спокойно, не спеша и плавно, выговаривая все слова. Общаясь с ребенком, старайтесь использовать вопросы, ответы на которые простые и односложные. Если малышу трудно выговорить фразу самостоятельно, произнесите её вместе.
- Следите за питанием.В рационе должна преобладать растительно-молочная пища. Следует ограничить шоколад, сладости, острую, соленые и жаренную пищу.
- Профилактика заикания у неврологически и психически здоровых детей довольно проста и заключается она в хороших семейных отношениях. Там, где нет конфликтов, ссор, и есть любовь и понимание, у ребенка гораздо меньше рисков стать заикой. Вылечить заикание куда сложнее, чем предотвратить. Заикание у ребенка порой проявляется для того, чтобы родители поняли собственные ошибки.
- Отучить заикаться нельзя, можно лишь помочь, наладить взаимопонимание и сотрудничество с ребенком. И помните, что любовь и вера в способности малыша творит настоящие чудеса, которые даже традиционная медицина не всегда способна объяснить. Верьте в своего ребенка, и у него все получится.
Прогноз заболевания
При отсутствии адекватного лечения неврозоподобное заикание прогрессирует. Нарушения речи укрепляются, со временем к ним присоединяется другие речевые патологии. Нарушается произношение, из-за чего речь становится невнятной, а предложения — нелогичными и бессмысленными.
Последствием болезни является логофобия — боязнь говорить. Это провоцирует психологические отклонения, формирует комплексы.
Своевременная терапия способна остановить прогрессирование болезни, предотвращает психологические дефекты. Речь становится выразительной, с правильным темпом и паузами. Лечение обычно длительное, курсами. Для хорошего результата важно мотивировать ребенка, заинтересовать его.
В последующем он сможет общаться с ровесниками, получить профессию, уверенно себя чувствовать в социуме. Патология полностью не исчезнет, так как органическое поражение головного мозга никак не устранить. Но при должном усердии пациенты обретают возможность вести обычную жизнь с минимальными речевыми нарушениями. Точный прогноз сможет сказать логопед после очного осмотра и диагностики.
Симптомы неврозоподобного заикания у детей
Симптоматика заболевания начинает проявляться постепенно. Обычно дебют совпадает с периодом активного развития фразовой речи в 3 – 4 года. Типичной характеристикой неврозоподобного заикания является наличие судорог в артикуляционном аппарате: языке, губах, мягком небе. Они наиболее выражены при произношении «б», «п», «г», «к», «д», «т».
Речевая активность у ребенка высокая, при этом он быстро разговаривает. Зачастую болезнь появляется на фоне других речевых расстройств: дизартрии, дислалии, или является одним из компонентов общего речевого развития.
Такие дети, хоть и отличаются речевой активностью, разговаривают невнятно, монотонно и невыразительно. Использует отвлекающие слова. Звуки приглушены. Речь сопровождается стереотипными движениями (тиками), жестикуляцией. В то же время движения скованы, однообразны. Мелкая моторика не развита, мимика бедна. Могут быть проблемы с чтением и письмом.
Внешне ребенок выглядит неуклюжим,суетливым. Еще одна типичная характеристика неврозоподобного заикания — эмоциональность, импульсивность, доходящая до эйфоричности, быстрая утомляемость и истощаемость.
При этом ребенок не критичен к своему состоянию, его ничего не беспокоит: нет страха общения, он легко идет на контакт. Это накладывает свой отпечаток на мотивацию: малыш не стремится вылечиться, не прикладывает усилий.
Внешние симптомы стабильны: их выраженность не зависит от наличия или отсутствия стресса, психоэмоциональных нагрузок. Незнакомая обстановка, новый коллектив такие ребята также переносят спокойно. Обострение могут вызвать большая речевая нагрузка, психомоторное возбуждение, переутомление, сопутствующие заболевания.
В подростковом возрасте, когда пациенты начинают осознавать свое состояние, к неврозоподобной форме заикания присоединяется невротический компонент. Появляется тревожность, страх общения при посторонних.
Неврозоподобное заикание может протекать в разной степени тяжести. Легкая форма характеризуется минимальными симптомами с сохранением грамматики. При средней тяжести страдает статика и динамика движений, строение предложений неправильное. Тяжелая степень сопровождается расстройством двигательной функции, нарушение речи вплоть до недоразвития.