Перинатальное поражение центральной нервной системы

Лечение всегда должно искать причины заболевания через логику, понимание и «уважение» структур — Леопольд Бюске.

За последние годы резко возросло число детей с недостатками внимания и памяти, повышенной отвлекаемостью и умственной утомляемостью, с дефектами речи. У многих из таких детей обнаруживаются нарушения социальной адаптации, нарушение письма и чтения, различные дисфункции желудочно-кишечного тракта, дефекты осанки. Об этом свидетельствует практика работы детских неврологов, воспитателей и педагогов дошкольных учреждений и начальных классов школ.

Существующая система диспансеризации детей в возрасте до одного года предусматривает осмотры детским неврологом через 3 месяца, что позволяет выявлять нарушение в развитии ребёнка и проводить соответствующие коррекционные мероприятия.

В дальнейшем большая ответственность ложится на родителей. Если Вы замечаете какие-либо отклонения в двигательном, психическом, речевом развитии у вашего ребёнка, не ждите, пока «всё пройдёт само по себе», обращайтесь к врачам нашего медицинского центра, специализирующихся на восстановлении адаптационных механизмах вашего ребёнка.

Когда родителям на приёме невролог говорит: «У Вашего ребёнка перинатальное поражение центральной нервной системы», сразу возникает вопрос: «С чем это связано и что грозит ребёнку в дальнейшей жизни? Что нам теперь делать?»

Перинатальные поражения центральной нервной системы — это собирательный диагноз, подразумевающий нарушение функции головного мозга или структуры самого мозга различного происхождения, возникающее в период беременности, родов и первой недели жизни ребёнка.

По своему происхождению и течению все поражения головного мозга перинатального периода условно можно разделить на:

  • гипоксически-ишемические, происходящие вследствие недостатка поступления кислорода в организм плода во время беременности (хроническая внутриутробная гипоксия плода) или родов (острая гипоксия плода или асфиксия);
  • травматические, чаще всего обусловленные травматическим повреждением головки плода в момент родов;
  • смешанные: гипоксически-травматические поражения центральной нервной системы

Какие особенности в развитии нервной системы детей

На момент рождения масса головного мозга малыша составляет одну десятую массы тела. К девяти месяцам масса головного мозга удваивается. К трем годам – утраивается. Масса мозга взрослого человека равна 1/40 массы тела. Получается, что на один килограмм массы тела новорожденного приходится примерно 109 грамм вещества мозга, а у взрослого – только 20-25 грамм.
Во внутриутробном периоде отделы головного мозга формируются из пяти мозговых пузырей. Но ко дню рождения ребенка на свет формирование мозга еще не заканчивается. Существуют определенные возрастные особенности анатомии органов центральной нервной системы:

  1. Извилины полушарий головного мозга и крупные борозды между этими извилинами имеют малую высоту, а также глубину. Число мелких борозд невелико. Но их количество увеличивается в первые месяцы жизни;
  2. Малые размеры лобной доли и большие затылочной доли по сравнению с этими же отделами мозга взрослого;
  3. Слабое развитие мозжечка. Его полушария малого размера, кора тонкая, борозды поверхностные;
  4. Относительно большой объем боковых желудочков мозга.

В самом начале жизненного пути серое вещество мозга малыша еще плохо отграничено от белого. Полная дифференцировка коры заканчивается к школьному возрасту. Только к восьми годам жизни кора головного мозга маленького человечка по макро- и микроскопическому строению становится похожей на кору взрослого.

Филогенетически ранние структуры на момент рождения сформированы лучше. Ядра гипоталамуса, продолговатый и спинной мозг в анатомо-функциональном состоянии являются более зрелыми, чем кора головного мозга, пирамидные пути и полосатое тело. Из-за этих факторов на момент рождения жизнеобеспечивающая активность регулируется на подкорковом уровне.

У детей до года сохраняются некоторые рефлексы, которые в процессе взросления утрачивают свою значимость и редуцируются. Например, ладонно-ротовой рефлекс в первые месяца жизни обеспечивает потребность в питании. А рефлекс автоматической ходьбы, который проявляется еще во внутриутробном периоде развития, подготавливает малыша к будущему прямохождению. В дальнейшем формируются условные рефлексы, которые и будут помогать ребенку адаптироваться в новой обстановке и давать оценку изменяющимся окружающим условиям.

В период раннего детства образуются устойчивые условные связи формирующейся личности с социумом. Дети крайне быстро учатся.

С годами скорость формирования когнитивных навыков уменьшается в геометрической прогрессии. А те навыки и модели поведения, которые были получены в возрасте до трех лет, остаются на всю жизнь.

До начала второго месяца жизни у малыша вырабатывается несколько элементарных условных рефлексов. А к концу третьего месяца появляется возможность сформировать уже сложные, дифференцированные рефлексы. Это указывает на стремительное развитие анализаторной функции коры головного мозга.

Новорожденный еще не может дифференцировать сигналы, поступающие с разных органов чувств. В этот период ребенок воспринимает мир генерализовано. И только после двухмесячного возраста начинает выделять определенные моменты окружающей его обстановки (мать, игрушки, питание).

С ростом и развитием маленького человечка отмирает много миллионов нервных клеток – нейронов. Вместе с тем происходит формирование межнейронных связей. С этим процессом развивается память.

Чем младше дитя, тем быстрее происходит развитие нервной системы. Самый интенсивный период развития – первые три месяца жизни малыша.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, благодаря этому орган обеспечивается обильным поступлением кислорода и глюкозы. А вот у детей первого года жизни венозный отток через диплоические вены (как у взрослых) затруднен. Эти вены окончательно формируются только к закрытию родничков. К тому же гематоэнцефалический барьер полностью формируется к трем годам. Поэтому головной мозг детей в этом возрасте особо подвержен интоксикационным факторам (нейротоксикозу).

С двухлетнего возраста мозг ребенка уже достаточно созрел для формирования второй сигнальной системы – речи. Основной вклад в становление лингвистических навыков вносит общение малыша со взрослыми: родителями, родственниками, воспитателями.

Повышенное внутричерепное давление: симптомы

Гипертензионно-гидроцефальный синдром — это чрезмерное скопление спинномозговой жидкости в желудочках и под оболочками мозга. Чтобы выявить данный синдром у младенца, проводится УЗИ головного мозга и регистрируются данные о повышении внутричерепного давления (по данным эхоэнцефалографии — ЭЭГ).

В ярко выраженных тяжелых случаях при данном синдроме непропорционально увеличиваются размеры мозговой части черепа. Как известно, дети рождаются с подвижными костями черепа, которые срастаются в процессе развития, поэтому при одностороннем патологическом процессе данного синдрома будет наблюдаться расхождение черепных швов, истончение кожи в височной доле и усиление венозного рисунка на волосистой части головы.

Если у ребенка повышенное внутричерепное давление, он будет беспокоен, раздражителен, легко возбудим и плаксив. Также малыш будет плохо спать, таращить глазки и запрокидывать голову назад. Возможно проявление симптома Грефе (белая полоска между зрачком и верхним веком). В более тяжёлых случаях может также иметь место симптом так называемого «заходящего солнца», при котором радужная оболочка глаза, как солнце на закате, наполовину погружена под нижнее веко. Также иногда появляется сходящееся косоглазие.

При пониженном внутричерепном давлении, наоборот, ребенок будет малоактивным, вялым и сонливым. Мышечный тонус в данном случае непрогнозируем — он может быть как повышенным, так и пониженным. Малыш может при опоре вставать на цыпочки, при попытке ходьбы перекрещивать ножки, при этом рефлексы опоры, ползания и ходьбы у младенца будут снижены. Также нередко могут случаться судороги.

Как формируется личность ребенка

Формирование личности – сложный и многостадийный процесс, при котором закономерно образуются сложные связи человека как личности с объективным миром. Как мы уже говорили, согласно теории Локка tabula rasa, наша психика (от психос – душа) является «чистой доской». И в процессе жизни все, с чем сталкивается человек, оставляет на этой доске свой отпечаток. В детстве эти следы наиболее яркие.

Чтобы ребенок правильно развивался, ему требуется четкий распорядок дня – режим. Малышу специально и произвольно прививаются хорошие и плохие навыки. Родители должны создать комфортные условия для того, чтобы смогли сформироваться речь, целенаправленная двигательная активность, правильное физическое и психическое развитие.

Имеется несколько подходов к описанию этапов становления личности. Не все они понятны и однозначны.

К примеру, согласно теории психического развития детей Фрейда, ребенок в своем развитии проходит несколько стадий:

  1. оральную;
  2. анальную;
  3. фаллическую;
  4. латентную;
  5. генитальную.

Но как одни из самых подходящих, можно выделить этапы «рождения личности» по Леонтьеву:

  1. Первое «рождение» личности в дошкольном возрасте. В это время ребенок впервые соотносит личные мотивы и потребности с социальными правилами. И подчиняется этим социальным требованиям;
  2. В подростковом периоде происходит второе «рождение» личности. Оно непосредственно связано с качеством воспитания. То, что было вложено в ребенка за предыдущие годы развития, рождается в форме его почти сформированной личности. Маленький человечек осознает свои мотивы, может предпочитать их или подчинять. Появляется саморуководство и самосознание. Из-за этого ребенок начинает нести уголовную ответственность и отвечать за некоторые проступки согласно закону.

С точки зрения этой теории психического развития, личность ребенка переживает два кризисных момента: первый в дошкольном возрасте и второй в подростковом. Однако концепция этой теории не описывает психическое развитие в младенческом возрасте. А это также важно для целостного понимания всего, что может произойти с растущим организмом. Потому что основы для формирования личности закладываются еще когда малыш даже не умеет ходить.

Теории психического развития описывают идеальные последовательные стадии, через которые должен пройти ребенок в свое время.

Аспекты, которые необходимы для успешного формирования здоровой личности:

  • Доверие. Это первое из личностных качеств, чему следует обучать ребенка. Малыш должен научиться отграничивать те ситуации, в которых можно безоговорочно доверять, и те, где следует быть повнимательнее к словам и поступкам окружающих.
  • Безопасность. В грудном возрасте нельзя подвергать детей экстремальным ситуациям. Единственное, что требуется для них в этом периоде жизни, – находиться в спокойной и безопасной обстановке с любящими родителями.
  • Инициативность. Нужно хвалить ребенка за хорошие поступки, побуждая его всегда поступать правильно. Часто родители забывают это делать (хотя наказание они всегда практикуют).

Как оценить нервно-психическое развитие ребенка

Индивидуальность каждого малыша неоспорима. Но темпы развития у всех детей разные. Определенные навыки ребенок может приобретать раньше нормы, а другие – позже. Как бы там ни было, рост и созревание личности должны быть адекватны возрасту, полу, психологическим особенностям маленького человека.При этом играет важную роль и гармоничное развитие нервно-психической сферы.

Отставание в развитии заставляет родителей задуматься о возможных причинах. Какие-то навыки могут опережать возрастные нормы, а другие – не дотягиваться до стандартов. Но если малыш отстает по нескольким параметрам, родителям следует задуматься, все ли они делают правильно в воспитании наследника.

Условно-рефлекторная деятельность детей, развитие эмоций и форм общения

Условно-рефлекторная деятельность начинает формироваться сразу после рождения. Плачущего ребенка берут на руки, и он замолкает, делает изучающие движения головой, предвосхищающие кормление. В первое время рефлексы формируются медленно, с трудом. С возрастом развивается концентрация возбуждения, или начинается иррадиация рефлексов. По мере роста и развития, приблизительно со 2—3-й недели, происходит дифференцирование условных рефлексов. У 2—3-месячного ребенка наблюдается довольно выраженное дифференцирование условно-рефлекторной деятельности. И к 6 месяцам у детей возможно образование рефлексов со всех воспринимающих органов. В течение второго года жизни у ребенка еще более совершенствуются механизмы образования условных рефлексов.

На 2—3-й неделе во время сосания, сделав перерыв для отдыха, ребенок внимательно рассматривает лицо матери, ощупывает грудь или бутылочку, из которой его кормят. К концу 1-го месяца жизни интерес ребенка к матери еще больше повышается и проявляется уже вне приема пищи. В 6 недель приближение матери вызывает у ребенка улыбку. С 9-й по 12-ю недели жизни формируется слух, что отчетливо проявляется при общении ребенка с матерью. Наблюдается общее двигательное возбуждение.

К 4—5 месяцам приближение незнакомого человека вызывает прекращение гуления, ребенок внимательно рассматривает его. Затем появляется или общее возбуждение в виде радостных эмоций, или как результат отрицательных эмоций — плач. В 5 месяцев ребенок уже узнает свою мать среди чужих людей, по-разному реагирует на исчезновение или появление матери. К 6 —7 месяцам у детей начинает формироваться активная познавательная деятельность. Во время бодрствования ребенок манипулирует игрушками, часто негативная реакция на чужого человека подавляется проявлением новой игрушки. Формируется сенсорная речь, т. е. понимание слов, которые произносят взрослые. После 9 месяцев наблюдается целый спектр эмоций. Контакт с незнакомыми людьми обычно вызывает отрицательную реакцию, однако она достаточно быстро становится дифференцированной. У ребенка возникают робость, стеснительность. Но контакт с окружающими налаживается благодаря интересу к новым людям, предметам, манипуляциям. После 9 месяцев сенсорная речь ребенка еще больше развивается, она уже используется для организации его деятельности. К этому времени относят и формирование моторной речи, т.е. произнесение отдельных слов.

Симптомы нарушений

Перечислим симптомы, на которые следует обратить внимание родителям и воспитателям для своевременного выявления нарушений в психическом развитии:

  • Нарушения речи: ребенок не говорит, произносимые слова и фразы не имеют связи между собой и не соответствуют ситуации, нарушения дикции после 5 летнего возраста;
  • Нарушения в общении: не складываются отношения в детском коллективе (в детском саду, на детской площадке во дворе с другими детьми), ребенок замкнут, агрессивен, «нелюдим» или наоборот слишком навязчив в общении, не чувствуя меры.
  • Отсутствие интереса к игрушкам и играм: если ребенок избегает игрушек, использует их не по назначению.

При подозрении на нарушения нормального психического развития у ребенка следует обратиться к детскому психологу, нейропсихологу, врачу неврологу или психиатру (детскому психиатру).

Развитие речи

Формирование речи является этапом становления человеческой личности. Особые мозговые структуры ответственны за способность человека к артикуляции. Но развитие речи происходит лишь при общении ребенка с другим человеком, например, с матерью.

В развитии речи выделяют несколько этапов.

Подготовительный этап. Развитие гуления и лепета начинается в 2—4 месяца.

Этап возникновения сенсорной речи. Под этим понятием подразумевается способность ребенка сличать и связывать слово с конкретным предметом, образом. В 7—8 месяцев ребенок на вопросы: «Где мама?», «Где киса?», — начинает глазами искать объект и фиксировать на нем взгляд. Могут обогащаться интонации, которые имеют определенную окраску: удовольствие, неудовольствие, радость, страх. К году уже имеется словарный запас из 10—12 слов. Ребенок знает названия многих предметов, знает слово «нельзя», выполняет ряд просьб.

Этап возникновения моторной речи. Первые слова ребенок произносит в 10—11 месяцев. Первые слова построены из простых слогов (ма-ма, па-па, дя-дя). Формируется детский язык: собака — «ав-ав», кошка — «кис-кис» и т.д. На втором году жизни словарь ребенка расширяется до 30—40 слов. К концу второго года ребенок начинает говорить предложениями. А к трем годам в речи появляется понятие «я». Чаще девочки овладевают моторной речью раньше мальчиков.

У детей с периода новорожденное формируется механизм мгновенного контакта — импринтинга. Этот механизм в свою очередь связан с формированием нервно-психического развития ребенка.

Материнское воспитание очень быстро формирует у ребенка чувство защищенности, а кормление грудью создает ощущение безопасности, комфорта, теплоты. Мать является незаменимым человеком для ребенка: формирует его представления об окружающем мире, о взаимоотношении между людьми. В свою очередь, общение со сверстниками (когда ребенок начинает ходить) формирует понятие социальных отношений, товарищества, тормозит или усиливает чувство агрессивности. Большая роль в воспитании ребенка отводится и отцу. Его участие необходимо для нормального построения отношений со сверстниками и взрослыми, формирования самостоятельности и ответственности за то или иное дело, образа действий.

Какие бывают разновидности синдромов ППЦНС?

ППЦНС условно делится на несколько периодов, в зависимости от того, на какой стадии было выявлено нарушение и как оно проявилось.

Острый период длится от 7 до 10 дней, крайне редко, но он может растянуться и до месяца.

– Период, в которым происходит восстановление (восстановительный период), может длиться до 6 мес. Если организм ребенка восстанавливается медленно, то данный период может занять до 2 лет.

Детские неврологи выделяют следующие разновидности перинатальных поражений ЦНС в зависимости от сопутствующих симптомов и синдромом:

Нарушение мышечного тонуса. Этот синдром диагностируется согласно отклонениям от нормы в зависимости от возраста грудного ребенка. В начальный период времени жизни ребенка, достаточно сложно диагностировать данный синдром, так как помимо этого встречается физиологический гипертонус (физиологическая скованность мышц новорожденного).

Синдром нервно-рефлекторной возбудимости — синдром, связанный с нарушением сна, дрожанием подбородка, вздрагиваниями ребенка на любой шорох или прикосновение. Данный синдром можно диагностировать только в том случае, когда будет исключены соматические заболевания новорожденного (например, кишечные колики). При осмотре такого ребенка невролог определяет повышение сухожильных рефлексов, а также усиление (оживление) автоматизмов новорожденного (рефлекс Моро).

Синдром угнетения нервной системы. Такой синдром по своим характеристикам противоположен предыдущему. Его диагностируют у детей, которые в первые месяцы своей жизни не активны, они много спят, у них понижен тонус, они не могут удерживать голову, плохо цепляются своими ручками.

– Неблагоприятный прогноз для ребенка, если развился синдром внутричерепной гипертензии. Основными его признаками являются повышенная возбудимость и нервозность, при этом начинает набухать и уплотняться родничок. Появляются частые срыгивания. При осмотре невролог замечает избыточный рост окружности головы, возможно расхождение швов черепа, симптом Грефе (симптом «заходящего солнца»).

– Одним из наиболее опасных и тяжелых состояний при ППЦНС является судорожный синдром, именно он является одним из наиболее серьезных проявлений при перинатальном поражении ЦНС.

Кроме того, любая внимательная мама может заметить отклонения в состоянии здоровья у своего ребенка намного быстрее, чем врач невролог, хотя бы потому, что она наблюдает за ним круглосуточно и не один день.

В любом случае, малыш, живя первый год с любыми (даже минимальными, но не проходящими) отклонениями в состоянии здоровья требует неоднократных консультаций у специалистов медицинского центра, включение его в программу диспансеризации (т.е. пристального наблюдения неврологом и при необходимости — дополнительного обследования, такого как УЗИ головного мозга, электроэнцефалография, исследование крови для определения компенсаторного потенциала нервной системы и т.д.). На основании полученных заключений специалистами центра разрабатывается план развития такого ребенка, подбирается индивидуальная схема профилактических прививок, введения прикормов в рацион питания, а также проведения лечебных мероприятий при необходимости.

Какие симптомы и диагностические критерии у ППЦНС?

– Не каждая мама, которая не имеет медицинского образования, сможет на первый взгляд отличить и определить, что у ее ребенка перинатальное поражение ЦНС. Но, неврологи с точностью определяют заболевание по появлению симптомов, которые не свойственны другим нарушениям.

– при осмотре малыша может быть обнаружен гипертонус или гипотонус мышц;

– ребенок чрезмерно беспокоен, тревожен и возбужден;

– возникновение дрожания в области подбородка и конечностей (тремор);

– появление судорог;

– при осмотре с молоточком заметно нарушение рефлекторной сферы;

– появление неустойчивого стула;

– меняется частота сердечных сокращений; появление неровностей на коже ребенка.

Как правило, после года данные симптомы пропадают, но затем появляются с новой силой, поэтому запускать данную ситуацию просто нельзя. Одним из наиболее опасных проявлений и последствий ППЦНС при отсутствии реакции на симптоматику является приостановка развития психики ребенка. Не развивается речевой аппарат, наблюдается задержка развития моторики. Также одним из проявлений заболевания может стать церебрастенический синдром.

Сон

Для полноценного развития ребенку необходим правильный сон. У новорожденных сон носит полифазный характер. В течение суток ребенок засыпает от пяти до 11 раз, не отличая день от ночи. К концу 1-го месяца жизни устанавливается ритмичность сна. Ночной сон начинает превалировать над дневным. Скрытые элементы полифазности сохраняются даже у взрослых. В среднем потребность в ночном сне с годами уменьшается.

Уменьшение общей длительности сна у детей происходит за счет дневного сна. К концу первого года жизни дети засыпают один — два раза. К 1—1,5 годам продолжительность дневного сна составляет 2,5 ч. После четырех лет дневной сон бывает не у всех детей, хотя сохранять его желательно до шести лет.

Сон организован циклически, т. е. фаза медленного сна завершается фазой быстрого сна. В течение ночи несколько раз происходит смена циклов сна.

В грудном возрасте проблем со сном обычно не бывает. В возрасте полутора лет ребенок начинает засыпать медленнее, поэтому он сам выбирает приемы, способствующие засыпанию. Необходимо создать привычную обстановку и стереотип поведения перед сном.

Лечение ребенка с поражением ЦНС

Точная диагностика и своевременное корректное лечение патологии ЦНС чрезвычайно важно. Детский организм очень восприимчив к внешнему воздействию на начальном этапе развития, и вовремя полученные процедуры могут в корне изменить дальнейшую жизнь ребенка и его родителей, позволив на самых ранних этапах со сравнительной лёгкостью избавиться от проблем, которые в более позднем возрасте могут стать весьма существенными.

Как правило, детям с патологиями раннего возраста назначается медикаментозная терапия в комплексе с физической реабилитацией. Лечебная физкультура (ЛФК) — один из самых эффективных немедикаментозных способов реабилитации детей с поражениями ЦНС. Правильно подобранный курс ЛФК помогает восстановить двигательные функции ребёнка, используя адаптационные и компенсаторные возможности детского организма.

Что такое безусловные рефлексы?

Безусловные рефлексы новорожденного – это прежде всего запрограммированные природой ответные и защитные реакции на внешние раздражители, необходимые для жизни ребенка. Не будь этих рефлексов, ребенок не смог бы найти сосок и взять грудь, осуществить правильные сосательные движения. Практически все безусловные рефлексы сформированы к моменту рождения и сохраняются от 1,5 до 4 – 5 месяцев жизни ребенка, уступая развитию осознанных двигательных навыков. Более длительное сохранение рефлексов новорожденного препятствует формированию этих навыков и является проявлением патологии.

Так какие же безусловные рефлексы свойственны новорожденному? Перечислим

  • поисковый рефлекс (при поглаживании угла рта ребенок поворачивает голову в эту сторону и пытается языком дотронуться до раздражителя);
  • сосательный рефлекс (при попадании в рот ребенка любого предмета, младенец захватывает его губами и начинает ритмичные сосательные движения);
  • ладонно-ротовой рефлекс Бабкина (при надавливании на ладонь ребенок открывает рот);
  • рефлекс Моро (при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок, он сначала разводит руки в стороны, а потом совершает обхватывающее движение и приводит руки к туловищу);
  • хватательный рефлекс (при надавливании на ладонь ребенок сжимает пальцы);
  • рефлекс опоры (при соприкосновении ножек ребенка с опорой он сначала поджимает их, а потом выпрямляет и опирается о поверхность);
  • рефлекс автоматической походки (в вертикальном положении со слегка наклоненным туловищем ребенок начинает переступать ногами по поверхности стола);
  • защитный рефлекс (при выкладывании ребенка на живот он поворачивает голову в сторону);
  • рефлекс ползания Бауэра (в положении лежа на животе при упоре в стопы ребенок начинает ползти вперед, перебирая поочередно руками и ногами).

Оценка состояния безусловных рефлексов новорожденного является одним из основных моментов осмотра новорожденного, особенно если этот осмотр осуществляет врач-невролог. Изменения этих рефлексов, их ослабление или отсутствие, быстрая истощаемость (первый раз рефлекс удается вызвать, при последующих раздражениях он выражен все меньше и меньше) могут отмечаться при недоношенности или незрелости, при родовом повреждении нервной системы, при наличии общего инфекционного заболевания или иной патологии периода новорожденности.

Развитие психических функций

Восприятие. Ребенок рождается с низкой остротой зрения, ему трудно зафиксировать свой взгляд на объекте, но мозг ребенка уже реагирует на зрительные, в первую очередь, движущиеся стимулы. Зрительная система младенца способна к различению только крупных объектов и не воспринимает мелкие детали. Движения глаз осуществляются рефлекторно, и никакого процесса рассматривания пока нет. Самым привлекательным зрительным объектом для младенца является человеческое лицо, а из всех возможных лиц – лицо матери (или того человека, который больше всего заботится о малыше).

Уже в период внутриутробного развития отмечается реакция мозга плода на слуховые стимулы, особенно на речь. Новорожденный проявляет интерес к человеческому голосу и, в особенности, к голосу заботящегося о нем взрослого.

Прикосновения играют особую роль в жизни младенца. По-видимому, это один из основных источников информации о мире в данном возрасте. Информация об объекте, полученная таким путем, транслируется в другие системы восприятия и делает мир привычным и знакомым. Хорошие прикосновения к младенцу оказывают на него успокаивающее воздействие, снижают выработку гормонов стресса и, тем самым, способствуют лучшему физическому и познавательному развитию.

Понимание речи. Новорожденный различает звонкие согласные (например, слоги «ба» и «га») и интонационные характеристики обращенной к нему речи.

Собственная речевая активность. Собственные звуки (крик, плач, кряхтение и т.д.) носят еще рефлекторный характер, но к концу периода в структуре комплекса оживления появляется голосовая реакция на появление взрослого.

Эмоциональное развитие. Новорожденный ребенок выказывает беспокойство, недовольство с помощью крика, плача. В возрасте 1 месяца у ребенка начинает формироваться система эмоционального реагирования на появление взрослого. Эта система не может заработать самостоятельно, для этого нужен стимул: контакт «глаза в глаза», улыбка и голосовое обращение взрослого. Все те реакции, которые возникают у ребенка в ответ (улыбка, звуки, повышение двигательной активности), составляют комплекс оживления. Своего завершенного вида комплекс оживления достигает к 3 месяцам. Далее на его основе развиваются коммуникативные способности ребенка.

Двигательные функции. Преимущественно рефлекторные и генерализованные движения. Сосательный рефлекс, хватательный рефлекс, автоматическая ходьба и т.д. На их основе впоследствии возникают истинные произвольные движения (пищевые, манипулятивные, необходимые для перемещения). Новорожденный вынужден бороться с земным притяжением, поэтому его мышечный тонус в норме слегка повышен (физиологический гипертонус). Ему все время приходится отрывать свои конечности от поверхности, на которой он лежит. Совершая много движений конечностями, он тренирует силу своих мышц и, одновременно, получает много новых ощущений от своих собственных движений. Именно благодаря этим ощущениям, он получает обратную связь, которая потом поможет ему научиться управлять своими движениями.

Внимание и управление поведением. До месячного возраста эти возможности достаточно трудно оценить. Очевидно, у малыша есть ориентировочный рефлекс. Он может поворачивать голову в сторону звука. Громкие звуки или включение света вызывают реакцию пробуждения. Некоторые исследования показывают, что новорожденные дети довольно быстро научаются управлять внешними явлениями, если им доступен инструмент такого управления. Так, например, в экспериментах со специальным прибором в виде соски они научаются с помощью изменения интенсивности сосательных движений регулировать длительность демонстрации на экране человеческих лиц (продлевая демонстрацию лица матери) или продолжительность звучания голоса (также предпочитая слушать голос матери).

Показатели активности. Новорожденный практически все время своей жизни проводит в состоянии сна (около 17-20 часов), просыпаясь фактически только на кормление. 80% всего времени сна занимает так называемый «парадоксальный» или «быстрый» сон.

Первые умения

Нервная система новорожденногоКак уже говорилось выше, к моменту рождения малыша наиболее зрелым является его спинной мозг. Головной мозг, как структура более сложная, к окончанию внутриутробного периода еще не завершает своего развития не только в морфологическом отношении (продолжается формирование извилин коры головного мозга, изменяется соотношение белого и серого веществ мозга), но и в функциональном. Так, очень важным моментом является то, что число нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного ребенка и у взрослого человека одинаково. Но у новорожденного эти клетки еще незрелы по своей структуре, они имеют очень мало отростков, соединяющих клетки коры между собой, а именно наличие этих связей обусловливает многие функции высшей нервной деятельности, такие, как память, эмоции, навыки.

Однако развитие коры головного мозга происходит достаточно быстро, и мы это замечаем по тому, как быстро меняется малыш. Только что родившийся кроха еще не способен удерживать голову и фиксировать взгляд, он различает только яркий свет и видит лицо матери как расплывчатое пятно, все его движения хаотичны и бессознательны. Но проходит месяц – и ребенок делает существенные успехи в своем развитии. Прежде всего, совершенствуются все органы чувств.

На первом месяце жизни малыша движения его глазных яблок еще не координированы, время от времени отмечается сходящееся или расходящееся косоглазие. Но уже к пятой неделе ребенок уже достаточно хорошо фокусирует взгляд на определенном предмете, благодаря чему может хорошо рассмотреть окружающие предметы и лица. К этому возрасту он начинает понимать, что с лицом, которое он видит чаще всего, связаны все положительные эмоции в его жизни – насыщение, тепло, комфорт. Чаще всего это лицо его мамы. Соответственно, между появлением маминого лица и возникновением комфорта, насыщения и тепла малыш видит прямую связь. Это становится началом формирования положительных эмоций.

Орган слуха функционирует уже на последних неделях внутриутробного развития. У плода можно отметить учащение сердцебиения в ответ на резкие звуки и. наоборот, нормализацию сердцебиения и биоэлектрической активности мозга при прослушивании мелодичной музыки, У новорожденного реакция на звук носит характер ориентировочного рефлекса: ребенок в ответ на звуковой раздражитель может закрывать глаза, приоткрывать рот, вздрагивать и задерживать дыхание.

Полностью сформирован к моменту рождения и орган вкуса: новорожденный хорошо отличает сладкое от кислого, горького или соленого. При попадании в рот ребенка сладкого вещества он начинает совершать сосательные движения. Горькие, кислые или соленые вещества вызывают гримасу неудовольствия, закрывание глаз, плач.

К концу первого месяца жизни ребенок приобретает такие навыки, как способность следить глазами за ярким движущимся предметом, узнавать мать и улыбаться ей. реагировать на голос матери. В его повседневном режиме по-прежнему преобладают периоды сна, во время бодрствования же – отрицательные эмоции: таким образом кроха сигнализирует о голоде, дискомфорте, связанном с перевозбуждением или усталостью, мокрыми пеленками. Но постепенно в его эмоциональном состоянии начинают появляться периоды спокойного бодрствования, когда малыш старается рассмотреть окружающие предметы, изучает мамино лицо или прислушивается к ее голосу. Все это – начало становления его психики, его высшей нервной деятельности, которое становится возможным благодаря стремительному развитию коры головного мозга и органов чувств.

Как лечат ППЦНС?

Для восстановления основных функций ЦНС, а также для снижения проявления неврологических симптомов малышу назначаются целый комплекс лечебных препаратов. В лечении могут применяться, например, ноотропные препараты, которые смогут восстановить трофические процессы в работе головного мозга — пирацетам, церебролизин, кортексин, пантокальцин, солкосерил и многие другие. Для того чтобы простимулировать общую реактивность новорожденному ребенку проводят курс лечебного массажа, специальной гимнастики, а при необходимости комплекс физиотерапевтических процедур (напрмер, электрофорез и микротоки).

В случае, если родители обнаружили хотя бы один из признаков поражений ЦНС необходимо срочно обратиться к врачу. Не стоит забывать о том, что развитие каждого ребенка процесс индивидуальный. Такие индивидуальные особенности новорожденного ребенка в каждом конкретном случае играют немаловажную роль в процессе восстановления функций высшей нервной деятельности.

Первая улыбка

Некое подобие улыбки можно наблюдать у малыша в первые дни после рождения (во сне, после еды). Но назвать эту гримасу улыбкой нельзя. В тот момент, когда уже достаточно хорошо координированы движения глазных яблок и малыш может сфокусировать взгляд на мамином лице, когда в коре его мозга сформировалось достаточное количество связей между нервными клетками, обусловливающих способность к запоминанию, происходит истинное чудо – малыш впервые улыбается осмысленно. Это обычно происходит в возрасте около 1 месяца. Ни с чем нельзя сравнить радость матери, впервые увидевшей улыбку на лице своего ребенка!

Откуда берутся срыгивания и склонность к запорам

Синдром вегетативно-висцеральных дисфункций характеризуется нарушением терморегуляции у ребенка (температура тела повышается или понижается без видимых причин), исключительной белизной кожи, связанной с нарушением работы сосудов, и желудочно-кишечными расстройствами (срыгиванием, рвотой, склонностью к запорам, недостаточной прибавкой в весе сравнительно с показателями, принятыми за норму).

Все эти симптомы чаще всего сочетаются с гипертензионно-гидроцефальным синдромом и напрямую имеют отношение к нарушениям в кровоснабжении задних отделов мозга, где расположены все основные центры вегетативной нервной системы, руководящей жизнеобеспечивающими системами организма — пищеварительной, терморегуляционной и сердечно-сосудистой.

Реклама

Особенности нервной системы новорожденного

В первые дни жизни новорожденной возбудимость его нервной системы значительно понижена. Это необходимо для того, чтобы обилие раздражающих факторов, резкое изменение условий внешней среды, интенсивная нагрузка в родах не вызвали повреждения нервной системы. В течение первой недели жизни ребенка возбудимость постепенно повышается.

Одной из особенностей нервной системы новорожденного является то, что ее работоспособность невелика: утомление и истощение нервных функций наступает гораздо быстрее, чем у взрослых, поэтому дети не могут длительно переносить однообразные раздражения, например быстро перестают интересоваться погремушкой и нуждаются в смене впечатлений, например, беседах с мамой, негромкой музыке. Но эти впечатления не должны быть чрезмерными, так как их обилие и большая интенсивность тоже могут вызывать утомление и перевозбуждение. Нервная система новорожденного более чувствительна к недостатку кислорода вследствие высокого уровня обменных процессов, для которых требуется высокое насыщение крови кислородом. С этим связана уязвимость нервной системы плода и новорожденного к гипоксии (недостатку кислорода) в родах и в течение первых дней после родов.

В период внутриутробного развития мышцы плода постоянно находятся в состоянии сгибания, что обеспечивает характерную позу плода. После рождения ребенка в его скелетных мышцах сохраняется преобладание тонуса мышц-сгибателей, то есть малыш постоянно стремится занять так называемую позу эмбриона, но постепенно повышается активность двигательных центров, обеспечивающих тонус мышц-разгибателей. Благодаря этому становятся возможными активные движения.

Все движения плода и новорожденного ребенка имеют характер рефлексов и распространяются на все тело. В этом возрасте малыш еще не способен осуществлять целенаправленных движений – его движения хаотичны и являются ответом на какое-либо раздражение.

Еще одной очень интересной и важной особенностью функции нервной системы новорожденного является то, что все его поведение подчиняется пищевой доминанте: если ребенок голоден, у него тормозятся рефлексы, еще более снижается возбудимость. Ему необходимо только одно – удовлетворение насущной потребности в пище.

Следует особо остановиться на особенности работы нервной системы новорожденного, связанной с незавершенной миелинизацией нервных волокон. Миелинизацией называется процесс образования особой оболочки, покрывающей нервные окончания. Эта оболочка играет роль своеобразной изоляции, обеспечивающей распространение нервного импульса из нервной клетки на орган или мышцу, но не на группу мышц. Поскольку к моменту рождения далеко не все нервные окончания имеют миелиновую оболочку, любой нервный импульс, проходящий по нервному пучку, объединяющему в себе множество нервных волокон, распространяется и на соседние волокна. С этим связано то, что любое возбуждение становится более или менее общим, захватывает соседние мышцы или органы. Так, если новорожденный испытывает дискомфорт или болезненные ощущения, этот сигнал «передается» всему организму. Это является одной из причин столь выраженного беспокойства ребенка вследствие кишечных колик: боль в животе распространяется на соседние органы.

Ярким примером генерализации нервного импульса служат безусловные рефлексы новорожденного. Например, при проведении пальцем вдоль позвоночника происходит разгибание туловища, сгибание рук и ног, резки крик и даже иногда мочеиспускание.

На ранних стадиях развития у растущего организма нервные центры обладают высокой степенью способности к компенсации приспособлению. При нарушении деятельности какого-либо центра его функцию берут на себя другие отделы головного или спинного мозга. Эта способность помогает восстановлению некоторых функций пострадавших в результате неблагоприятного течения внутриутробного периода. Эта поистине счастливая способность мозга дает возможность использовать многие его резервные возможности для обеспечения должного развития ребенка.

Таким образом, нервная система мал: ша к моменту рождения уже во многом сформирована, ее строение практически не отличается от взрослого, но те ее отделы, которые отвечают за высшую и наиболее сложную деятельность, еще весьма незрелы. Созревание их длится на протяжении всего первого года жизни ребенка.

В чем опасность и последствия ППЦНС?

Среди специалистов бытует мнение о том, что в случае, если была поражена центральная нервная система плода, то полностью восстановлена она быть не может. Но неврологи-практики утверждают обратное. Они говорят о том, что если правильно и своевременно лечить заболевание, то можно добиться частичного или полного восстановления функций нервной системы. Но даже несмотря на такой оптимистический прогноз, если смотреть на все возможные заболевания ребенка, связанные с нервной системой, то к инвалидности приводит 50 % от их общего количества, при этом около 80 % от него отведено на перинатальное поражение центральной нервной системы.

Как научить новорожденного разным навыкам

Обучение – это процесс, который приводит к постоянным изменениям поведения, основанным на опыте. Младенцы учатся разными способами.

Чаще всего, процесс обучения выглядит как применение вознаграждений и/ или наказаний. Подкрепления закрепляет желаемое поведение, в то время как отрицательное подкрепление показывает, какая реакция нежелательна.

Например, ребенок, который видит, что улыбка привлекает родительское внимание, больше улыбается своим родителям.

В основном, новорожденные учатся с помощью наблюдения и подражания другим.

Например младенец учится хлопать, наблюдая и подражая старшему брату. Эта форма обучения является самым быстрым и естественным способом, с помощью которого дети приобретают новые навыки.

Наша помощь

На базе КДЦ работают специалисты отдела нейробиологии развития НИИ педиатрии и охраны здоровья ЦКБ РАН:

  • Диагностику, наблюдение и лечение проводят опытные неврологи, кандидаты медицинских наук с 20 летним стажем работы с этой проблемой. Наши специалисты являются авторами книги «Современные нейробиологические аспекты перинатальных поражений ЦНС», выпущенной издательством российской академии наук.
  • К диагностике привлекаются дефектологи и клинические психологи, которые помогают уточнить наличие нарушений в развитии. Оценка развития проводится по унифицированным таблицам развития.
  • При необходимости дети могут получить специализированные лечебно-коррекционные, развивающие занятия со специалистами по раннему развитию, направленные на а стимуляцию сенсорных, зрительных, аудиальных, тактильных, координаторных функций.
  • Имеется возможность комплексного наблюдения детей с перинатальным поражением ЦНС с привлечение квалифицированных специалистов, кандидатов медицинских наук.
  • Сопровождение опытного педиатра, который ответит на все вопросы по уходу, питанию, профилактике рахита и ОРВИ, закаливанию.
  • Отделение вакцинопрофилактики: консультация вакцинолога-иммунолога с целью составления индивидуального календаря прививок и непосредственное проведение вакцинации под его контролем.
  • Привлечение любых других специалистов педиатрического профиля, включая ортопедов и офтальмологов.

Что может делать взрослый, чтобы способствовать познавательному развитию малыша

Важно стараться устранить помехи, препятствующие свободному развитию. Так, если у ребенка своевременно не появляется какой-то из навыков, необходимо проверить, все ли в порядке с его мышечным тонусом, рефлексами и т.д. Это может сделать врач-невропатолог. Если помеха становится очевидной, то важно своевременно ее устранить. В частности, когда речь идет о нарушении мышечного тонуса (мышечной дистонии), большую помощь оказывают лечебный массаж, лечебная физкультура и посещение бассейна. В некоторых случаях требуется медикаментозное лечение.

Очень важно создавать условия, способствующие развитию. Под созданием условий подразумевается предоставление ребенку возможности реализовать свою генетическую программу без ограничений. Так, например, нельзя держать ребенка в манеже, не позволяя ему перемещаться по квартире, на том основании, что в доме живут собаки и пол грязный. Создавать условия также означает обеспечить ребенку обогащенную сенсорную среду. Познание мира в его разнообразии – то, что развивает мозг ребенка и формирует тот задел чувственного опыта, который может лечь в основу всего последующего познавательного развития. Основное средство, которое мы привыкли использовать, чтобы помочь ребенку познакомиться с этим миром – игрушка, причем игрушка, развивающая возможности движения и восприятия. Игрушкой может быть все, что можно схватить, поднять, потрясти, засунуть в рот, кинуть. Главное, чтобы это было безопасно для малыша. Игрушки должны быть разнообразными, отличаясь друг от друга по фактуре (мягкое, жесткое, гладкое, шершавое), по форме, по цвету, по звучанию. Наличие в игрушке мелких узоров или мелких элементов не играет роли. Ребенок пока не способен их разглядеть. Не надо забывать про то, что помимо игрушек, существуют и другие средства, стимулирующие развитие восприятия. Это – различная обстановка (прогулки в лесу и в городе), музыка и, конечно, общение с ребенком взрослых.

Задачи взрослого

Новорожденного еще очень мало чему можно научить. От взрослых полностью зависит запуск систем, связанных с эмоциональной регуляцией поведения. Речевое общение с новорожденным, телесный контакт, взгляд «глаза в глаза» и улыбка — то без чего не «заработают» механизмы привязанности и, соответственно, ребенок не приобретет одного из мощнейших механизмов мотивации поведения, когда человек соглашается на что-то ради ценности отношений. Показано, что заботливое поведение матери по отношению к новорожденному кардинальным образом сказывается на последующем физическом и интеллектуальном развитии ребенка (см. статью «Занятия или объятия»).

Взрослый должен стараться находиться с ребенком в телесном контакте. Даже если мама не кормит новорожденного грудью, кормить из бутылочки нужно, удерживая младенца на руках, прижимая его к себе. Нужно стараться делать младенцу массаж, мягко поглаживая его, избегая резких, неприятных для него прикосновений. Важно говорить с ребенком, петь ему песенки, начиная с первых дней жизни. Важно при общении смотреть ему в глаза, потому что младенцы более внимательны к лицу матери, если ее взор направлен прямо на них. Важно улыбаться младенцу, потому что это «запускает» работу лимбической системы мозга – системы, играющей принципиальную роль во всем последующем эмоциональном и социальном развитии ребенка.

Взрослый может помогать новорожденному, создавая условия для развития у него тех движений, которые должны появиться в этот период: подтягивать его за ручки, когда он лежит на спине, используя его хватательный рефлекс, выкладывать его на животик, чтобы он старался приподнимать голову, помогать ему фиксировать взор на игрушке и следить за ее движением, когда его глаза смогут двигаться содружественно (игрушка должна быть достаточно крупной и яркой), перекладывать его в кроватке так, чтобы он не поворачивался к источнику света только одной стороной. Очень важно не ограничивать ребенка в движениях, если к этому нет специальных медицинских показаний.

Взрослый может ставить новорожденному музыку. Это будет способствовать развитию у него системы слухового восприятия. Ни в коем случае не нужно ограждать ребенка от разных видов информации, когда он бодрствует.

Многих родителей интересует вопрос, нужно ли создавать новорожденному жесткий режим жизни (кормить, класть спать, выгуливать строго по часам). В настоящее время врачи склоняются к тому, что ребенок должен сам устанавливать режим своей жизни. Отчасти это объясняется тем, что навязывая ребенку определенный режим, взрослый перестает быть чувствительным к его потребностям, что дезориентирует малыша и может привести к формированию его личности по тревожному типу (см. статью «Тревожный ребенок»).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]