Что делает детский нейропсихолог? Зачем он ребенку?

Ребенок перебивается с двойки на тройку? Он не в силах выучить даже короткое стихотворение? Пишет с ошибками, и вся тетрадь в красных исправлениях?

Если вы проводите весь вечер за домашним заданием, а на следующий день ребенок опять приносит двойку или тройку, это не значит, что он не способен учиться или патологически ленив. Чаще всего причина кроется в недостаточной сформированности высших психических функций, незрелости мозговых структур. Поможет ребенку в этой ситуации специалист, который называется нейропсихолог.

Чем занимается нейропсихология?

Этот раздел медицины и психологии изучает взаимосвязь функционирования мозга и поведения, психики человека. Иными словами, нейропсихолог – это врач, который может объективно оценить состояние высших психических функций и помочь их восстановить (если они утрачены в силу тяжелой травмы или болезни) или развить, когда это необходимо.

Особенности развития головного мозга у каждого человека индивидуальны. Большое значение имеет то, как протекали беременность и роды, раннее детство, были ли перенесены тяжелые инфекции или травмы, соответствовали ли развивающие занятия возрасту ребенка и т. д. Нейропсихолог выявляет сильные и слабые стороны мозга, чтобы привести их к одному уровню, сделать работу обоих полушарий более гармоничной и продуктивной.

Поскольку детский врач оценивает развитие и поведение ребенка с точки зрения законов развития головного мозга, высших психических функций и личности и использует специфические методы диагностики, то именно он может выявить на ранней стадии серьезные заболевания и разработать наиболее эффективную программу коррекции или формирующего обучения с учетом индивидуальных особенностей малыша.

Процесс нейропсихологического вмешательства

Разработка методов терапии:

  1. Оценка и диагностика нейропсихологического статуса человека, а также выявления причин расстройства речи.
  2. Разработка индивидуальных программ терапии.
  3. Проведение проверки достижения целей.

Для оценки и выявления проблемы, врачи используют разные методы:

  • интервью с человеком и членами его семьи;
  • изучение медицинских карт;
  • наблюдение;
  • применение особых тестов.

Затем разрабатываются индивидуальные методы терапии.

В каких случаях следует обратиться к детскому нейропсихологу?

Чаще всего функциональная незрелость структур головного мозга у ребенка, который здоров в неврологическом отношении, проявляется в следующих ситуациях:

  • наступает возрастной кризис;
  • начинается обучение в детском саду, школе;
  • резко возрастает умственная или эмоциональная нагрузка.

Положение усугубляется стрессом или сложной жизненной ситуацией, например, развод родителей, утрата близкого родственника, переезд в другой город и т. д. Функциональная незрелость структур мозга часто возникает из-за того, что детей в раннем возрасте слишком перегружают «развивашками». Бывает, трехлетний карапуз ходит и на китайский, и на музыку, и в театральный. В результате происходит то же самое, когда высотное здание возводят на слабом фундаменте: оно рушится.

Родители удивляются, почему ребенок, формально полностью готовый к обучению, то есть умеющий читать, считать, писать, начинает плохо себя вести, получать неудовлетворительные оценки, испытывает трудности при нахождении в коллективе. Большинство родителей начинают обращаться за помощью к репетиторам или наказывать ребенка, когда как на самом деле настоящая причина кроется вовсе не в детской лени, а в отсутствии прочного «фундамента» для успешного обучения.

Показать ребенка детскому нейропсихологу необходимо в следующих случаях:

  • малыш не может контролировать себя, «не слышит» замечаний взрослых;
  • его поведение взрывное, импульсивное;
  • ему свойственна гиперактивность или излишняя медлительность;
  • плохо координирует свои действия, не ориентируется в пространстве, в возрасте старше 6 лет не знает, где право и лево;
  • у ребенка неразборчивый почерк, он путает написание похожих букв, смешивает глухие и звонкие звуки, пишет «зеркально»;
  • не может выделить основные признаки предмета: цвет, размер, вес, форму, предназначение);
  • он плохо запоминает материал, а потому учеба дается ему тяжело;
  • он не в состоянии самостоятельно выполнить задание в классе или дома;
  • ребенок быстро устает, легко отвлекается, с трудом сосредотачивается на задании;
  • он «не видит» строчку, не понимает простейшие формулировки заданий, не умеет выполнять действия по заданному алгоритму;
  • с трудом овладевает чтением, письмом, счетом.

Кроме того, помощь нейропсихолога необходима, если ребенок давно занимается с логопедом с практически нулевым результатом, или у него выявлено отставание в развитии – умственном, речевом, психическом, психоречевом.

Нейропсихологическая коррекция нарушений речи у детей

Есть определенные методы и процедуры, направленные на коррекцию речи, а также понижение негативного влияния патологии на жизнь человека, что возникла в результате повреждения мозга.

Врач использует следующие нейропсихологические техники:

  1. Дискурсивный метод.
  2. Карандашные, бумажные задания.
  3. Компьютерные программы.

Нейропсихологическое лечение направлено на то, чтобы помочь детям, подросткам и взрослым с различными неврологическими, медицинскими и психологическими состояниями улучшить их повседневное функционирование.

Предоставляемое лечение должно учитывать, как причины, побудившие пациента обратиться за нейропсихологическими услугами, так и возникшие вторичные проблемы. Для детей лечение требует работы с ребенком, чтобы научиться справляться с эмоциями, контролировать поведение, справляться со стрессом. Однако большое внимание уделяется тому, чтобы помочь родителям лучше направлять своих детей, позволяя им изменять неэффективные модели поведения и взаимодействия. Обучение социальным навыкам – важный компонент для детей и взрослых, так как это вмешательство поможет сделать ребенка более эффективным в отношениях с людьми и авторитетными лицами (например, родителями и учителями).

Построение программы занятий.

Построение программы идёт в соответствии с развитием и формированием основных психических функций в онтогенезе. Сначала занимаемся двигательной коррекцией, позволяющей наверстать когда-то упущенное, сформировать недостающие связи, воздействовать на те функции, которые связаны с движением.

На занятии с детским нейропсихологом

Начинаем из положения «лёжа». Глазодвигательные упражнения позволяют развивать зрительное и слуховое внимание. Ребёнок, лёжа на спине, следит глазами за предметом или в этой же позе с закрытыми глазами угадывает, с какой стороны раздался звук. Надо отметить, что эти, казалось бы, простые упражнения удаются далеко не всем детям. Оказывается, очень трудно удерживать взгляд на игрушке. А теперь представьте на минутку такого ребёнка в классе на занятии. Он смотрит на доску и… ничего не видит. Взор скользит, ни на чём долго не задерживаясь. А потом воспитатели удивляются, как это ребёнок не может точно срисовать, списать….

Затем мы обязательно занимаемся дыханием. Эти упражнения учат ребёнка расслаблять своё тело, а так же насыщают головной мозг кислородом, стимулируя его деятельность. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания. Детям очень нравится «катать на лифте» игрушку. На сигнал «Вдох» ребёнок поднимает (плавно!) правую руку, в которой держит игрушку, на сигнал «Выдох» — рука опускается. Для усложнения присоединяем счёт. Счёт обозначает этажи: «Один – два» — это два этажа надо проехать. Так ребёнок учится чувствовать своё тело и управлять им.

Занятия с нейропсихологом

Занятия с нейропсихологом. Упражнение «брёвнышко»

Далее переходим к ползанию, которое также учит ребёнка владеть своим телом. Если ребёнок научился контролировать своё тело, то можно с уверенностью сказать, что он сможет контролировать и своё поведение. Например, упражнение «Брёвнышко»: ребёнок ложится поперёк комнаты и перекатывается в другой конец комнаты, учитывая ориентиры в виде поставленных с двух сторон игрушек так, чтобы они находились на уровне пояса. Это упражнение способствует развитию координации движений. Впоследствии его письмо будет более ровным, строчки не будут «плавать». Упражнения «Кошечка», «Гусеница» позволяют работать над переключением, распределением внимания.

Завершаем эту часть занятия упражнениями обязательно стоя. Так проходим путь от младенца до ребёнка. Особое внимание уделяется формированию пространственных представлений. Их не сформированность приводит к трудностям при обучении счёту, письму, рисованию, чтению. Система упражнений отражает формирование пространственных представлений в онтогенезе: от понимания схемы тела, через понимание положения своего тела в пространстве к «квазипространству». В этом блоке используются такие упражнения, например: «Весёлая зарядка», «Прищепки». Одна из любимых игр детей «Роботы». По сути это двигательный диктант в пространстве. Я прихожу в магазин и собираюсь купить Робота. Предварительно проверяю, как он работает: может ли правильно выполнять мои команды. Сколько радости в глазах детей, которые прошли испытания и верно выполнили все мои команды!

Вторая часть занятия посвящена когнитивной коррекции. Особое внимание требуется коррекции свойств внимания и произвольной регуляции действий, поскольку они являются фундаментом всех психических функций. Игра, вызывающая восторг и просьбы поиграть в неё ещё — «Матрёшкино», великолепно работает на развитие мышления, произвольности деятельности и помогает преодолевать импульсивность. У нас накопился достаточный арсенал игр и упражнений, так что всегда есть выбор.

Выводы

Детский психолог – это специалист, помогающий детям и их родителям гармонизировать отношения, преодолеть жизненные трудности и невзгоды, нормализировать поведение и эмоциональное состояние ребенка. Психолог работает только со здоровыми детьми и их семьями, поэтому речь никогда не идёт о постановке диагнозов или прописывании лекарств, этим занимаются только психиатры и неврологи.

В жизни любой семьи случаются сложности, а занятия с психологом позволяют преодолеть их быстрее и эффективнее. Принципы оказания психологической помощи делают подобные занятия безопасными: специалисты всегда следят за конфиденциальностью данных, применяют только проверенные методы работы, всегда находится на стороне клиента и никогда не работают вне зоны своей компетентности. К тому же психолог никогда не настаивает на единственном верном решении и, тем более, не осуждает членов семьи.

Психолог и нейропсихолог: отличия

Многие родители не знают, чем отличается психолог от нейропсихолога. Между этими специальностями огромная разница. Психолог никакого отношения к медицине не имеет. Это гуманитарий, способный помочь разобраться в себе, выявить истоки проблем в личной жизни.
Нейропсихолог — это клинический психолог, работающий с отклонениями в развитии функций индивидуума. В его задачи входит их выявление и дальнейшая нейрокоррекция без применения лекарственных препаратов.

Иными словами, жалуемся на судьбу психологу, а учимся мыслить с нейропсихологом.

Цены на нейропсихологию детского возраста

Виды занятийСтоимость одного занятия / сеансаДлительность одного занятия / сеансаРекомендуемое количество занятий/сеансов
Индивидуальное нейропсихологическое занятие1000 руб.45 мин.от 2 раз в неделю
Групповое нейропсихологическое занятие800 руб.45 мин.от 2 раз в неделю

активно занимается вопросами нейропсихологии детского возраста. Наши специалисты проводят диагностику малышей, выявляют патологии и разрабатывают индивидуальные коррекционные программы. Мы используем актуальные методики детской нейропсихологии, позволяющие эффективно избавляться от существующих проблем.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]