Психическое здоровье очень уязвимая тема. Клинические проявления расстройств психики зависят от возраста ребенка и влияния некоторых факторов. Часто, по причине страха за грядущие изменения в собственном раскладе жизни, родители не хотят замечать некоторые проблемы с психикой своего чада.
Многие боятся ловить на себе косые взгляды соседей, чувствовать жалость друзей, менять привычный жизненный порядок. Но ребенок имеет право на квалифицированную своевременную помощь доктора, которая поможет облегчить его состояние, а на ранних стадиях некоторых заболеваний излечить психическое расстройство того или иного спектра.
Одним из сложных психических заболеваний является детский психоз. Под этим заболеванием понимается острое состояние малыша или уже подростка, которое проявляется в неправильном восприятии им действительности, его неспособности отличить настоящее от выдуманного, невозможности им реально понимать то, что происходит.
Особенности детских психозов
Психические расстройства и психозы у детей диагностируют не так часто как у взрослых мужчин и женщин. Нарушения психики бывают разных типов и форм, но как бы расстройство не проявлялось, какие бы симптомы у болезни не были, психоз значительно затрудняет жизнь ребенка и его родителей, мешает корректно мыслить, контролировать действия, строить адекватные параллели по отношению к установившимся общественным нормам.
Для детских психотических отклонений характерны:
- Задержка развития навыков и интеллекта. Эта особенность проявляется в большинстве случаев. Но бывают болезни, например, аутизм, во время которых ребенок имеет яркие и продвинутые способности в какой-то сфере деятельности. Специалисты утверждают, что на ранних стадиях психические расстройства у детей сложно отличить от простой задержки развития, а значит и распознать нарушение в психике невозможно.
- Проблемы с социальной приспособленностью.
- Нарушение межличностных отношений.
- Возвышенное и особенное отношение к невоодушевленным предметам.
- Поддержка однообразия, не восприятие изменений в жизни.
Детский психоз имеет разные формы и проявления, потому сложен в диагностике и лечении.
Причины
Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:
- Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
- Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
- Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.
Почему дети подвержены психическим отклонениям
Развитию психических расстройств у малышей способствуют множественные причины. Психиатры выделяют целые группы факторов:
- генетические;
- биологические;
- социопсихические;
- психологические.
Самым главным провоцирующим фактором является генетическая предрасположенность к психическим расстройствам. К другим причинам относятся:
- проблемы с интеллектом (олигофрения и(иже) с ней);
- органические поражения мозга;
- несовместимость темперамента малыша и родителя;
- семейные разлады;
- конфликты между родителями;
- события, которые оставили психологическую травму;
- лекарственные препараты, которые могут вызвать психотическое состояние;
- высокая температура, которая может вызвать галлюцинации или бредовое расстройство;
- нейроинфекции.
На сегодняшний день все возможные причины не изучены в полной мере, но проведенные исследования подтвердили, что у детей с шизофренией почти всегда присутствуют признаки органических нарушений мозга, а у пациентов с аутизмом часто диагностируют наличие церебральной недостаточности, которая объясняется наследственными причинами или травмами во время родов.
Психозы у детей раннего возраста могут возникать по причине развода родителей.
Группы риска
Таким образом, в зоне риска находятся дети:
- у которых у одного из родителей были или есть душевные расстройства;
- которые, воспитываются в семье, где между родителями постоянно возникают конфликты;
- перенесшие нейроинфекции;
- перенесшие психологическую травму;
- у которых кровные родственники имеют психические болезни, при чём, чем ближе степень родства, тем больше риски возникновения болезни.
Продолжительность
Кризис не начинается ровно тогда, когда малышу исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе. На самом деле все гораздо сложнее.
Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория деток, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.
Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Психологи утверждают, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей малыша.
Разновидности психотических отклонений среди детей
Заболевания детской психики делят по некоторым признакам. В зависимости от возраста выделяют:
- ранний психоз;
- поздний психоз.
К первому типу относятся пациенты с психическими расстройствами грудного (до года), дошкольного (от 2 до 6 лет) и раннего школьного возраста (от 6-8). Ко второму типу относятся пациенты предподросткового (8-11) и подросткового возраста (12-15).
В зависимости от причины развития заболевания психозы могут быть:
- экзогенными – расстройства, вызванные воздействием внешних факторов;
- эндогенными – нарушения, спровоцированные внутренними особенностями организма.
В зависимости от типа течения психозы могут быть:
- реактивными, которые возникли вследствие продолжительных психотравм;
- острыми – возникшие моментально и неожиданно.
Разновидностью психотического отклонения является аффективное расстройство. В зависимости от характера течения и симптоматики расстройства аффекта бывают:
- депрессивные;
- маниакальные;
- шизоаффективные;
- органические.
Симптоматика в зависимости от формы сбоя
Различная симптоматика психических заболеваний оправдана разными формами болезни. Обычными симптомами болезни являются:
- галлюцинации – кроха видит, слышит, ощущает то, чего на самом деле нет;
- бред – человек видит существующую ситуацию в своей неверной интерпретации;
- снижение ясности сознания, сложность ориентации в пространстве;
- пассивность, не инициативность;
- агрессивность, раздражительность, грубость;
- синдром навязчивости.
- отклонения, связанные с мышлением.
Часто у детей и подростков возникает психогенный шок. Реактивный психоз наступает вследствие перенесенной психологической травмы.
Эта форма психоза имеет признаки и симптомы, которые отличает ее от других расстройств психического спектра у детей:
- причина его в глубоком эмоциональном потрясении;
- обратимость – симптомы слабеют по предшествию времени;
- симптомы зависят от характера травмы.
Ранний возраст
В раннем возрасте нарушение психического здоровья проявляется в аутистическом поведении малыша. Малыш не улыбается, ни каким образом не проявляет радость на лице. До года расстройство выявляется в отсутствии гуления, лепета, похлопывания в ладоши. Кроха не реагирует на предметы, людей, родителей.
Возрастные кризисы, в периоды которых дети наиболее подвержены психическим расстройствам от 3 до 4 лет, с 5 до 7, с 12 до 18 лет.
Психические расстройства раннего периода проявляются в:
- фрустрации;
- капризности, непослушании;
- повышенной утомляемости;
- раздраженности;
- дефиците общения;
- дефиците эмоционального контакта.
Более поздний возраст вплоть до подросткового
Психические проблемы у ребенка 5 лет должны обеспокоить родителей, если малыш теряет уже приобретенные навыки, мало общается, не хочет играть в ролевые игры, не следить за своим внешним видом.
В 7 лет ребенок становится неустойчивым в психике, у него появляется нарушение аппетита, появляются лишние страхи, снижается работоспособность, появляется быстрое переутомление.
В 12-18 лет родителям необходимо обратить внимание на подростка, если у него появляются:
- резкие перепады настроения;
- меланхолия, тревога;
- агрессивность, конфликтность;
- негативизм, противоречивость;
- сочетание не сочетаемого: раздражительности с острой застенчивостью, чувствительности с черствостью, желания полной независимости с желанием быть всегда рядом с мамой;
- шизоидность;
- отказ от принятых правил;
- склонность к философии и крайним позициям;
- непереносимость опеки.
Более болезненные признаки психоза у детей старшего возраста проявляются в:
- попытках суицида или само повреждения;
- беспричинном страхе, который сопровождается сердцебиением и быстрым дыханием;
- желании навредить кому-то, жестокости по отношении к окружающим;
- отказе от принятия пищи, приеме таблеток-слабительных, сильном стремление похудеть;
- повышенном чувстве тревоги, которое мешает жить;
- неспособности к усидчивости;
- принятии наркотиков или алкоголя;
- постоянных перепадах настроения;
- плохом поведении.
Признаки депрессивной фазы
БАР начинается у большей части пациентов без заметных ярких проявлений. В типичном случае МДП отмечаются едва заметные колебания фона настроения с циклами в несколько дней-недель. Исследователи проблемы подчеркивают, что неблагоприятное течение БАР — начало расстройства с первого депрессивного эпизода. В период депрессивной фазы совершается 89% суицидов или суицидальных попыток.
Депрессия наступает, когда высокая продуктивность психических процессов резко сменяется ее упадком. Конкретные проявления фазы:
- сильно пониженное настроение;
- замедление мыслительного процесса;
- замедление речедвигательной активности;
- снижение или полное отсутствие аппетита, извращенная вкусовая чувствительность;
- утрата веса;
- упадок сил;
- у женщин — проблемы с менструацией;
- у матерей — проблемы с материнским инстинктом;
- отсутствие сексуальных влечений;
- тоска, которая ощущается физически как тяжесть в грудной области;
- приступы тахикардии, запоры, мидриаз (расширенные зрачки глаз);
- самобичевание, чувство вины;
- повышенная тревожность;
- когнитивные нарушения.
Депрессия иногда приобретает эндогенную форму — из-за биологического характера расстройства возникают не только психические, но и соматические, эндокринные нарушения.
Иногда формируется «атипичный» характер течения депрессии — усиленный аппетит, гиперсомния. Существует также ипохондрическая разновидность расстройства – в этом случае отмечаются навязчивые ипохондрические убеждения с аффективной окраской. При бредовом типе протекания присутствует «синдром Котара» — помимо тревожности наблюдаются бредовые убеждения фантастического характера. При агитационной депрессии присутствует заметное нервное перевозбуждение. При астеническом варианте протекания у пациента отмечается утрата способности что-либо чувствовать.
Немотивированная грусть и ощущение безнадежности пациенты переживают особо остро — от нескольких часов до нескольких дней без возможности отвлечься на что-либо другое. Человек замыкается в себе, перестает контактировать с членами семьи, друзьями. Полностью утрачивается заинтересованность в тех занятиях и вещах, которые ранее были интересы. Низкая способность обучаться новому. Аппетит может быть неконтролируемым или отсутствовать.
Усталость, нехватка энергии ощущается круглосуточно. Сон прерывистый, часто случаются эпизоды пробуждения, особенно в раннее утреннее время. После сна человек не ощущает себя отдохнувшим. Возникают проблемы с памятью, концентрация внимания плохая. Появляются мысли о самоубийстве — человек переживает четкое убеждение в том, что жизнь не имеет смысла и никогда не принесет удовольствия. При парасуицидальном поведении отмечается синдром «туннельного мышления».
Депрессивная фаза очень опасна из-за высокого уровня суицидальных тенденций, парасуицидов, аутоагрессивных актов. Рекомендуется госпитализировать человека для последующей терапии в условиях стационара. Важен круглосуточный надзор за состоянием и показателями организма пациента.
Диагностические критерии и методы
Не смотря на предложенный перечень признаков психоза наверняка и точно диагностировать его самостоятельно не сможет ни один родитель. Прежде всего, родители должны показать свое чадо психотерапевту. Но даже после первого приема у профессионала говорить о психических расстройствах личности рано. Маленького пациента должны обследовать следующие врачи:
- невропатолог;
- лор;
- логопед;
- психиатр;
- доктор, который специализируется на болезнях развития.
Иногда пациента определяют в стационар для обследования и проведения необходимых процедур и анализов.
Оказание профессиональной помощи
Кратковременные припадки психоза у ребенка проходят сразу же после исчезновения их причины. Более тяжелые заболевания требуют длительной терапии, часто в стационарных условиях больницы. Специалисты для лечения детских психозов используют те же препараты, что и для взрослых, только в подходящих дозах.
Лечение психозов и расстройств психотического спектра у детей предполагает:
- назначение антипсихотиков, антидепрессантов, стимуляторов и т.д.;
- консультации профильных специалистов;
- семейную терапию;
- групповую и индивидуальную психотерапию;
- внимание и любовь родителей.
Если родители смогли выявить сбой психи у своего чада вовремя, то для улучшения состояния обычно достаточно нескольких консультаций с врачом-психиатром, психологом. Но встречаются случаи, которые требуют длительного лечения и нахождения под наблюдением докторов.
Психологический сбой у ребенка, который связан с его физическим состоянием, излечиваются сразу же после исчезновения основного заболевания. Если болезнь была спровоцирована пережитой стрессовой ситуацией, то даже после улучшения состояния малыш требует к себе особого отношения и консультаций психотерапевта.
В крайних случаях при проявлениях сильной агрессии малышу могут прописывать транквилизаторы. Но для лечения детей использование тяжелых психотропных препаратов применяется только в крайних случаях.
В большинстве случаев, психозы, перенесенные в детстве, не возвращаются во взрослой жизни при отсутствии провоцирующих ситуаций. Родители выздоравливающих детей должны полностью соблюдать режим дня, не забывать о ежедневных прогулках, сбалансированном питании и, при необходимости, заботиться о приеме препаратов своевременно.
Малыша нельзя оставлять без внимания. При малейших нарушениях его психического состояния необходимо обращаться за помощью к специалисту, который поможет справиться с возникшей проблемой.
Для лечения и избежания последствий для психики ребенка в будущем необходимо соблюдать все рекомендации специалистов.
Рекомендации родителям
Каждый родитель, беспокоящийся о психическом здоровье своего ребенка должен помнить:
- не забывать, что психоз – это заболевание, которое нуждается в лечении;
- лечение нужно начинать своевременно, не затягивать поход к специалистам;
- необходимо проконсультироваться с несколькими специалистами, потому что правильное лечение – залог успеха;
- для лечения и профилактики болезни важна поддержка родных и близких;
- доброжелательность по отношению к больному ускоряет процесс лечения и обеспечивает стойкий результат после излечения;
- после лечения малыша необходимо вернуть в нормальную среду, строить планы на будущее;
- необходимо создавать спокойную атмосферу в семье: не кричать, не практиковать физическое или моральное насилие;
- заботиться о физическом здоровье малыша;
- не допускать стрессы.
Любовь и забота — то, что необходимо любому человеку, тем более маленькому и беззащитному.
Последствия
Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:
- сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
- обрести новые эмоциональные навыки;
- осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
- найти новые увлечения и интересы.
Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:
- потерять интерес к учебе;
- слишком остро воспринимать любую критику;
- занизить самооценку;
- развить в себе комплексы;
- проявлять агрессию, жестокость;
- замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
- потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.
Важно помнить, что кризисное состояние – это закономерность, которая открывает новые перспективы роста и развития. Главная задача взрослых – помочь ребенку справиться со сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание. Только так новоиспеченный школьник сможет преодолеть все сложности и совершить важный скачок психического роста.