Препараты для улучшения памяти и работы мозга подросткам

Низкая успеваемость ребенка в школе и нежелание ходить на занятия – распространенная проблема во многих семьях. Причиной этому могут быть большие нагрузки школьных программ и неумение учителей подать информацию в интересном виде. Повысить концентрацию внимания, память и усидчивость можно с помощью разных методов.

Эйдетика – наука о развитии памяти. Она помогает человеку более эффективно воспринимать информацию. Основной принцип эйдетики состоит в следующем: любую информацию можно представить в виде картинок-образов. Такой способ обучения используется не просто для улучшения памяти, он делает учебный процесс игрой. При этом дети будут стремиться получить новые знания и не захотят уклоняться от выполнения домашних заданий. Эйдетика для детей — методика, подходящая школьникам любого возраста.

Как улучшить память подростку

Одной из причин недостаточно стабильной успеваемости подростка в школе часто называют плохую память. Действительно, память подростка нередко бывает расстроена по разным причинам. Но так ли это страшно? Возможно, есть средство как улучшить память подростку, тем самым, подняв его успеваемость?

Вполне возможны ситуации, когда подросток с огромным трудом запоминает формулы, даты событий истории, правила грамматики или строчки стихотворений и в то же время прекрасно знает год и историю создания группы «Led Zeppelin», год выхода первого альбома и состав «The Doors» или имена всех игроков Манчестер Юнайтед, технические характеристики Ламборджини или помнит наизусть кодовую таблицу ASCII. Разве можно в этом случае сказать, что у подростка плохая память?

Что значит «плохая память»

Давно замечено, что после безуспешных попыток вспомнить тему, заканчивающиеся двойкой у классной доски, тема урока вдруг сама по себе всплывает в памяти школьника всего лишь после одного утешающего слова и ласкового взгляда симпатичной одноклассницы. «Я же это знаю! Просто у доски растерялся…»

Так, собственно говоря, существует ли вообще понятие «плохая память»? Конечно, если это не связано с дурной наследственностью, заболеванием или недостатком гормонов щитовидной железы…

Пожалуй, здесь уместно провести некоторую параллель с миром вычислительной техники, где тоже есть понятие «память». Итак, компьютер тоже обладает памятью, причем она бывает оперативной (кратковременной) и постоянной. При работе компьютера необходимые данные загружаются в оперативную память из памяти постоянной, которая физически бывает расположена на жестком диске, а потом уже с ними производятся различные операции.

Доступ к данным в оперативной памяти намного быстрее, чем к тем же данным, хранящимся на жестком диске или на внешних запоминающих устройствах, причем доступ к дискам зависит от их скорости и качества связей.

А что будет, если нарушится соединение жесткого диска со схемой компьютера? Ухудшится или совсем прервется доступ к данным на диске.

Точно так же бывает и с памятью подростка, в которой на самом деле хранится вся информация, обо всем, что с ним происходило в течение какого-то периода. Просто в силу каких-то причин данные с «жесткого диска» подростка не поступают в его «оперативную память» или затруднен их поиск. Как же укрепить «связь»?

Учение с увлечением: верный путь

Итак, подросток, не запоминающий формулы и правила, но на лету запоминающий имена игроков любимой футбольной команды, ни в коей мере не может обладать плохой памятью. Просто этому молодому человеку или юной леди свойственны эмоциональность, они, возможно, имеют лирический и даже романтический склад ума, поэтому сухие факты их подсознание просто отвергает.

И, напротив, известно множество случаев из жизни, когда троечники становились отличниками, когда «сухой» школьный предмет начинал преподавать другой учитель, ведущий урок эмоционально и очень интересно, используя интереснейшие факты из истории предмета и о выдающихся деятелях науки, да так, что бывший троечник по литературе становится блестящим филологом.

Эмоции — положительные и отрицательные

Усвоение урока «проблемными» подростками происходит значительно быстрее и прочнее, если новые сведения преподносятся так, что подросток видит, что учитель сам очень увлечен своим предметом, любит его и является знатоком и хорошим специалистом.

Поможет усвоению, а, следовательно, улучшению памяти, если учитель будет о такого подростка и с удовлетворением и радостью обращать на это внимание других детей, а также его родителей.

Положительные эмоции, испытанные учеником, будут сильным мотивирующим фактором для успешной учебы. Напротив, отрицательные эмоции (ругает учитель, недовольны родители, смеются одноклассники) могут вызвать неуверенность в себе, замкнутость, нежелание учиться и плохое поведение.

Метки статьи:

улучшить память

  • Как пережить «чёрную полосу» в жизни
  • Выйти замуж за вдовца: растопить сердце любовью

Плохая память у ребенка: причины

Стоит отметить, что многие дети, а точнее их родители, не знают о плохой памяти ребенка до того, как он поступит в первый класс. Ведь именно в этот момент увеличивается количество заданий, поэтому ребенку очень сложно сосредоточиться и проявить себя как нельзя лучше. Существует несколько основных причин, по которым ребенок может страдать плохой памятью.


Первоклассник

Причины плохой памяти у ребенка:

Неправильный режим дня. Дело в том, чтобы активизировать все мозговые центры, сделать запоминание более простым, нет необходимости давить на ребенка и загружать его постоянной зубрежкой. Попытайтесь сделать нагрузки при помощи чередования. То есть чередовать физическую, а также умственную активности. Соответственно оптимальным вариантом будет заниматься около часа уроками, потом идти на прогулку или какую-то секцию, где ребенок может позаниматься физическими упражнениями, бегом, или силовыми тренировками. Это оптимальный распорядок

Обратите внимание на время засыпания, а также пробуждение вашего малыша. Очень часто плохая память может быть обусловлена тем, что ребенок плохо засыпает или поздно ложиться

Соответственно количества сна ему не хватает, из-за этого он не может сосредоточиться и продуктивно поработать в течение дня.

Недостаточное количество витаминов и минералов. Дело в том, что некоторые витамины, а также микроэлементы, способствуют улучшению памяти. Соответственно их недостаток может спровоцировать плохое запоминание. В таком случае необходимо периодически давать ребенку витамины, а также пересмотреть его питание, в сторону увеличения количества полезных продуктов. Отдавайте предпочтение свежим фруктам, овощам, рыбе и мясу. Не забудьте про молочные продукты. Нельзя ребенку давать разнообразный фастфуд и сладости. Хотя от двух конфет ничего плохого не будет. Ведь быстрые углеводы в виде сахара являются отличным источником питания мозга. Они будут как нельзя кстати, когда ребенок будет немного уставшим, и помогут включить мозговые центры в работу.

Недостаточная тренировка памяти. То есть ребенок педагогически запущенный. Чаще всего это проявляется у детей с плохой речью. Ведь действительно развитие речи говорит о том, насколько хорошо развивается память ребенка. Если ребенок плохо говорит, глотает слова, ему трудно выразить свои мысли, он долго думает, что хочет сказать. Вероятнее всего имеются какие-то проблемы с запоминанием и памятью.

Еще одной причины плохой памяти у ребенка могут быть неврологические нарушения. Чаще всего это связано с тяжелыми родами, кесаревым, а также недоношенностью ребенка. Чаще всего таких детей, сразу после рождения, ставят на учет у невропатолога, и дают препараты, которые стимулируют мозговую деятельность. Соответственно, если у вас особых проблем в родах не было, но ребенок страдает плохой памятью и все занятия не дают никакого результата, имеет смысл обратиться к неврологу. Действительно опытный специалист может назначить препараты, которые стимулируют работу головного мозга, и помогут вашему ребенку в обучении.


В школе

Подростковое внимание

Внимание — способность человека сконцентрировать свои познавательные процессы на конкретном объекте с целью его всестороннего изучения. [1]

Одна из главных особенностей развития ребенка в 10-12 лет — он, в отличие от младшего школьника, может управлять своим вниманием. Уровень концентрации подростка на каком-либо виде деятельности носит порой избирательный характер. Простой пример: ребенок очень внимателен и сосредоточен, когда занимается любимым хобби или играет с друзьями, но в школе на уроке он может постоянно отвлекаться, поскольку считает занятие скучным.

Именно невнимательность часто «тормозит» умственное развитие ребенка 13-15 лет и старше, а также становится причиной плохой дисциплины и успеваемости в школе. Но по мнению многих психологов, у этой проблемы скорее социальный характер, она не определяется какими-либо нарушениями в развитии познавательных процессов — ребенок всегда более внимателен к тем объектам, которые ему интересны. Задача родителей — помочь подростку развивать способность концентрироваться. Не менее важную функцию берут на себя учителя в школе — подача учебного материала должна быть интересной и соответствовать возрастной группе детей.

Развивать внимание у подростка крайне важно. Это учит его [2]:

  • длительное время быть сосредоточенным на конкретной деятельности;
  • вычленять из списка задач наиболее значимые для себя;
  • выполнять задачи, состоящие из многих операций;
  • быстро «переключаться» на выполнение других задач, если этого требуют внешние обстоятельства.

Травяные сборы

Для того чтобы улучшить свою память не обязательно сразу прибегать к медикаментозному лечению. Довольно много средств есть в народной медицине, которые оказывают, как профилактическое, так и лечебное воздействие.

Настойка из клевера

Для того чтобы приготовить данный настой, вам потребуется половина литровой банки головок клевера. Добавьте к ним ½ литра водки, накройте крышкой и спрячьте в темное место. Настаивайте в течение двух недель, помешивая при этом его ежедневно. Спустя обозначенное время перелейте полученную жидкость в темную емкость. Принимайте по 1 столовой ложке во второй половине дня на протяжении трех недель. Затем делаете такой же перерыв и повторяете процедуру. Курс лечения должен составить 3 месяца.

Кора рябины красной

На одну столовую ложки коры добавьте стакан кипятка и подержите на медленном огне минут 10. Затем перелейте все термос и оставьте настаиваться на 6 часов. Принимать нужно 3 раза в день на протяжении одного месяца. Данный курс должен повторяться дважды в год, желательно не в летнее время. Отвар поможет не только улучшить память, но и насытит организм витаминами и укрепит иммунитет.

Елена Малышева в своей передаче расскажет про травы и специи для улучшения памяти.

Травяной сбор

Перед тем, как начать готовить настой, смешайте травы в сухом виде: листья малины – 6 чайных ложек, бруснику – 6 чайных ложек, душицу – 2 чайных ложки и бадан – 8 чайных ложек. Затем из полученной смеси, возьмите одну столовую ложку и залейте сбор ½ литрами закипевшей воды. Подержите на огне 10 минут, после чего накройте посуду и оставьте на 2 часа. Пить данный сбор необходимо по два раза в день, минимум 3 недели. Курс проводится 2 раза в год.

Шалфей и мята

Возьмите по 2 чайные ложки сухой мяты и шалфея. Поместите травы в термос и залейте их 500 мл закипевшей воды. Перед тем, как начать пить настой, его необходимо процедить. Принимайте четыре раза в день по 50 гр минут за 30 до еды.

«Бабушкин» рецепт

Для приготовления настоя вам потребуется около пяти столовых иголок сосны, которые необходимо будет измельчить. Добавьте к ним луковую шелуху и плоды шиповника (по две столовых ложки). Полученную смесь заливаем литром холодной воды и кипятим около 10 минут. Оставьте настой на ночь в теплом месте. Курс длится две недели. Каждый день принимайте по 1 столовой ложки 5 раз.

Улучшение памяти и работы мозга

Попробуйте сосредоточиться на чем-то одном. Если вы сидите на лекции не отвлекайтесь от человека, который читает лекцию, не разговаривайте с друзьями, если даже вы их давно не видели, не переписывайтесь по телефону, не отвлекайтесь ни куда. Вечером в спокойной обстановке или по пути домой постарайтесь вспомнить и восстановить в памяти всю лекцию до мелочей, вспомните жесты или хождение преподавателя, о чем он рассказывал, одежду, которая была на нем

Для работы мозга очень важно правильное питание. Старайтесь избегать перекусов на ходу и не питайтесь фастфудами это вредно для работы мозга

Включите в свое правильное питание, следующие продукты: овощи, фрукты, мед, сухофрукты, молочные продукты, орехи, зелень. Не перенапрягайте свой мозг. Если вы почувствовали усталость не надо перенапрягать себя, дайте возможность отдохнуть своему организму. Усталый человек плохо воспринимает информацию или не воспринимает ее вообще. Загружайте свой мозг только полезной информацией. Лишнюю и ненужную информацию постарайтесь откидывать не зацикливайтесь на ней, надо уметь фильтровать информацию, которая вам поступает. Не нужная информация только засоряет ваш мозг. Не забывайте о прогулках на свежем воздухе. Активные прогулки на свежем воздухе, лучше за городом на природе нужны для правильной работы мозга, это могут быть различные виды спорта или просто активный отдых. Активные игры на свежем воздухе залог правильной работы вашего мозга и организма в целом. Занимайтесь развитием памяти и внимания с помощью специально разработанных упражнений по улучшению памяти и внимания для взрослых и детей.

Как заниматься развитием памяти и улучшать память?

Вывод один — память школьника имеет много возможностей. Осталось правильно их использовать.

Вот несколько советов:

Альтернативные способы запоминания.

Например, мнемотехника — создание ассоциативных образов для лучшего запоминания объектов.

Обучение структурированию информации.

Таких, как создание «интеллектуальных карт» или других.

Правильное питание и здоровый образ жизни.

Это залог здоровья и развития мозга.

Повышение мотивации и осознанности.

Нужно что-то запомнить? Начни с того, чтобы понять «зачем?»

Хобби.

Нужно, чтобы подростку было чем заняться помимо учебы. Это смена деятельности и ведущего типа мышления. Спорт, творческие занятия, альтернативное обучение — всё, где придётся мыслить иначе.

Плохая память у ребенка: виды лекарств и их действие

Изначально необходимо попытаться улучшить память ребенка при помощи тренировок. Для этого существуют целые комплексы. Самый простой вариант — это разучивать стихотворения с детьми. Лучше всего этот способ подходит для малышей, которые ходят в детский сад. К слову, это будет хорошая тренировка для дальнейшей подготовки к школе. Хорошо разучивая стихи, ребенок быстро запомнить алфавит и научиться читать.

Однако если такие способы не дают результата, и вы не сдвинулись с мертвой точки, малыш по-прежнему очень сложно запоминает стихи, а маленькое четверостишие разучивает на протяжении нескольких часов, то имеет смысл обратиться к лекарственным препаратам. Стоит отметить, что средств для улучшения памяти огромное количество, их действие может быть основано на разных веществах. Наиболее безопасными, безобидными, являются специальные витамины комплексы для памяти. Они содержат большое количество минералов, и микроэлементов, а также витаминов, которые способствуют запоминанию.


На учебе

Виды препаратов при плохой памяти у ребенка:

  • В улучшении памяти помогут успокоительные препараты, антидепрессанты. Вы спросите, какое отношение данные лекарства помогут в улучшении памяти? Дело в том, что ученые установили, люди, прибывающие в депрессии, действительно страдают ухудшением памяти. Такое состояние отрицательно сказывается на запоминании и ухудшается работа головного мозга, всех систем в организме в целом. Соответственно, если ребенок страдает депрессией, наблюдается буллинг или травля в школе, то, конечно, лучше всего давать ребенку антидепрессанты и устранить раздражающий фактор. Кроме того, такие препараты могут действовать несколько иначе. Сейчас с этой целью дают травяные настои, а также специальные растительные компоненты. Многие из них действительно способны существенно улучшить память.
  • Вещества, которые сказываются на работе головного мозга, улучшая его активность. Чаще всего такие препараты назначают при черепно-мозговых травмах, инсультах, ишемической болезни. Их часто дают при восстановлении после сотрясения мозга. Однако эти препараты пользуются популярностью у невропатолога в том случае, если плохая память у ребенка обусловлена каким-то заболеванием. В частности, это может быть повышенное внутричерепное давление, родовые травмы, а также какие-то органические поражения мозга. Возможно, ребенок пострадал и сильно ударился головой. В таком случае действительно эти препараты помогут улучшить кровообращение в головном мозге, из-за чего и память ребенка улучшится.
  • Стоит отметить, что лекарственные препараты, которые стимулируют работу головного мозга, продаются исключительно по рецепту врача. То есть, в свободной продаже их нет. Но их и не рекомендуется давать детям, которые не страдают неврологическими недугами, заболеваниями. Однако, если у ребенка есть какие-то показания к приему, то обязательно необходимо обратиться к невропатологу. Однако это чаще всего бывает в исключительных случаях, когда у ребенка действительно серьезные проблемы с запоминанием, и он в течении двух часов не может запомнить четверостишие. Действительно, в таком случае необходимо бить тревогу. Советуем для вашего ребенка, который абсолютно здоров, воспользоваться препаратами на основе лекарственных трав.


Домашнее задание

Прием медицинских препаратов

Добиться положительного результата в развитии памяти у подростков получится с помощью применения медицинских средств. В большинстве случаев можно обойтись без них, но для усиления эффекта тренировок рекомендуется воспользоваться наиболее безопасными медикаментами.

Самые популярные средства:

  • «Глицин» – повышает работоспособность, успокаивает нервную систему, нормализует работу мозга;
  • «Пирацетам» – стимулирует обменные процессы внутри мозга, улучшает усвоение нового материала, помогает запоминать даже неинтересную информацию;
  • «Фенибут» – улучшает мозговое кровообращение, повышает работоспособность, обеспечивает подростка крепкой памятью.

Дополнительно можно принимать:

  • «Биотредин»;
  • «Аминалон»;
  • «Пантогам»;
  • «Тенотен»;
  • «Нобен»;
  • «Билобил»;
  • «Интеллан»;
  • «Фезам».

Полезно будет приобрести и витаминные комплексы. Они положительно влияют на работу мозга и укрепляют человеческую память. Хороший эффект приносят витамин B и C.

Особенности приема тех или иных средств следует уточнять у врача.

Как улучшить процессы запоминания советы

Чтобы улучшить память и работу головного мозга ребенка, важно следовать общим рекомендациям врачей и психологов, в первую очередь это касается режима и образа жизни. Вредные привычки, неправильное питание, малоподвижный образ жизни ухудшают здоровье еще формирующегося организма ребенка, повышают вероятность возникновения заболеваний

Конечно, это не может не отражаться и на его успеваемости, ведь, для того чтобы справляться с учебными нагрузками и подготовкой к экзаменам, просто необходимо чувствовать себя хорошо.

Существует множество самых разных методик, чтобы развивать память подростков.

Одни из них направлены на то, чтобы тренировать восприятие информации на слух, другие на то, чтобы развить зрительную память. Заниматься можно и самостоятельно, на образовательных сайтах размещено множество примеров упражнений, направленных на улучшение мозговой деятельности. Однако, чтобы в достаточной мере развить память и внимательность, необходимо тренировать их последовательно, системно. Справиться с этой задачей самостоятельно не всегда удается, а ведь только в таком случае занятия, которые улучшают память, помогут ребенку легче усвоить материал школьной программы.

На помощь приходят различные центры дополнительного образования детей и подростков. В них проходят групповые занятия, которые направлены на улучшения памяти. При выборе такого учебного заведения надо обращать на то, по каким методикам проводится обучение. Не стоит отдавать предпочтение тем центрам, которые обещают достичь повышенных результатов за сжатые сроки.

Внимательно выбирайте те учебные заведения, в которых занятия по развитию памяти ведутся по проверенным временем программам. Они помогут подростковому интеллекту, который пока еще только развивается, улучшить свои способности, чтобы ребенок впоследствии хорошо учился и работал.

Методики развития памяти у детей

Разработано большое количество различных методик, помогающих развить когнитивную функцию, способствующих лучшему запоминанию информации. Больше всего положительных отзывов и рекомендаций получили 2 способа: разработанный Гленом Доманом и метод Монтессори.

Методика Глена Домана

Метод разрабатывался для работы с маленькими детьми, имеющими отклонения в работе памяти. Позже его адаптировали так, что стало возможно работать и со здоровыми детьми. Занятия следует начинать с раннего возраста. Важно радоваться всем успехам ребенка, поддерживать его и хвалить. Заниматься необходимо в комфортной обстановке, завершать занятие до наступления сильной усталости. Материал следует давать последовательно, начинать с простых занятий и переходить к более трудным лишь тогда, когда ребенок будет готов к этому.

Занятия должны быть регулярными. Проверять знания, устраивать контрольные и тесты нельзя: это создаст для ребенка лишний стресс. Заниматься, когда ребенок устал, находится в плохом настроении или по какой-либо еще причине не желает продолжать занятие, нельзя.

Методика Монтессори

В основе данного способа лежит игровая деятельность, в процессе которой дети могут повысить внимательность, память, логическое мышление, воображение. Родители могут выполнять лишь роль наблюдателя; обучать ребенка чему-либо против его желания запрещается. Дети выбирают желаемый вид деятельности самостоятельно. Самостоятельно ребенок может определить и длительность любого занятия. Важно создать условия, в которых ему комфортно будет заниматься.

Как поддерживать память в порядке

Правильно питайтесь

Краткие воспоминания и длительные хранятся в разных частях мозга. Память работает без сбоев, если ничего не мешает переходу кратковременной памяти в долговременную — этот процесс называется консолидацией. Гиппокамп, область мозга, отвечающая за ориентирование на местности и перевод кратковременной памяти в долговременную, «питается» глюкозой. Её высокая концентрация в крови при употреблении рафинированного сахара и сладких напитков изматывает гиппокамп и угнетает его функции. Но и полный отказ от сладкого, даже фруктов, приведёт к ослаблению памяти.

Вывод: важно разумное потребление. Зелёный чай содержит антиоксидант EGCG — галлат эпигаллокатехина, который способствует генерации клеток головного мозга и помогает предотвратить дегенеративные возрастные заболевания

Исследование, проведённое в Японии, показало, что у пожилых японцев, которые пили более 2 чашек зелёного чая в день, риск расстройств памяти и внимания был на 50 процентов ниже, чем у тех, кто пил менее 2 чашек или пил другие напитки

Зелёный чай содержит антиоксидант EGCG — галлат эпигаллокатехина, который способствует генерации клеток головного мозга и помогает предотвратить дегенеративные возрастные заболевания. Исследование, проведённое в Японии, показало, что у пожилых японцев, которые пили более 2 чашек зелёного чая в день, риск расстройств памяти и внимания был на 50 процентов ниже, чем у тех, кто пил менее 2 чашек или пил другие напитки.

Магний, содержащийся в орехах, тёмно-зелёных листовых овощах и бобовых растениях, бананах, инжирах и рыбе, улучшает память. Эксперименты на мышах показали, что увеличение магния в мозге усиливает функции различных форм обучения и памяти, способствуя пластичности клеток. Лично подтверждаю — работает. Порция инжира перед экзаменом однажды спасла меня и помогла вспомнить ответ на вопрос по давно, казалось бы, забытой теме.


Зелёный чай с тёмным шоколад — перекус для отличной памяти

Наладьте режим

Здоровый сон играет ключевую роль в поддержании и улучшении памяти и даже одна ночь недосыпа приводит к потери клеток мозга. Именно во время отдыха происходит так называемая консолидация памяти — перевод кратковременных воспоминаний в долговременные

Кстати, именно поэтому важно хорошо выспаться в ночь перед экзаменом, особенно если процесс подготовки затянулся до последнего. Вам нужно не меньше 8 часов сна каждую ночь

Если опираться на рекомендации Национального фонда сна, только после 64 лет человеку требуется меньше времени на сон:

Избавьтесь от стресса

Кратковременное напряжение может быть полезным для памяти, поэтому шанс вспомнить суть давно забытой дипломной работы на важном собеседовании есть. Но вот длительный избыток кортизола — гормона стресса, буквально уменьшает мозг в размерах и ухудшает память

Воздействие гормона разрушает связи между нейронами и изменяет размер префронтальной коры мозга, которая отвечает за концентрацию и принятие решений. Исследования показывают, что заметнее всего этот эффект проявляется у женщин и людей старше 40.

Поддерживайте здоровый образ жизни

Избыточный вес приводит к проблемам с сердцем и сосудами, и кровь хуже снабжает мозг питательными веществами, ухудшая память. Наоборот, упражнения и физическая активность могут приводить к росту и развитию нейронов, что благотворно влияет на память и функции мозга в целом. Особенно хорошо работают те виды активности, где нужна координация зрения с движениями тела и социальное взаимодействие: настольный теннис, бадминтон и танцы.

Принимайте витамины

Желательно после сдачи анализов и под контролем врачей. В первую очередь, вам нужен магний и витамины B.


Купить витаминные добавки без рецепта можно в любой аптеке

Перезаряжайте мозг

Как компьютеру, вам иногда нужна перезагрузка, чтобы избавиться от зависших в памяти лишних «файлов». Попробуйте, например, принять душ с закрытыми глазами: ощущения будут интереснее, запах геля для душа приятнее, а мозг получит полезный импульс к перезагрузке.

Активируйте новые разделы мозга, переложив вилку из правой руки в левую, или наоборот, если вы левша. Попробуйте новый вид деятельности: верховая езда, новый иностранный язык или новая техника вязания могут стать отличной разминкой для мозга, создающей новые нейронные связи, улучшающей координацию и укрепляющей в итоге память.

Отдыхайте

Периодические перерывы без активности помогают лучше запоминать информацию. Главное — не переключаться на новую активность, а позволить мыслям бесцельно бродить в течение 10–15 минут.

Если здоровье в порядке, память можно улучшить, используя те же принципы, что и в фитнесе: периодическое напряжение, снабжение питательными веществами и регулярный отдых

Расширяем возможности запоминания

Предлагаем действенные способы развить мыслительные процессы дома и совершенно бесплатно.

Соощущения

Метод соощущений позволяет строить запоминающиеся ассоциации. Для этого нужно научиться подключать все пять органов чувств. К примеру, создайте ассоциации к слову «самолет». Каким вы его видите? Что слышите? Что ощущаете после прикосновения? Какой вкус чувствуете? Какой запах?

Таким образом, можно научиться более остро воспринимать и надежно запоминать новые данные. Сложно забыть то, что вызвало активность сразу нескольких органов чувств.

Тренируем внимание

Внимательность – это то, без чего невозможно добиться максимального запоминания. В эру информационной перегрузки просто необходимо уметь сосредотачиваться на главном

Следующее упражнение подходит для тех, кто ищет, как тренировать память и внимание по одной минуте в день

Поставьте на секундомере 60 секунд. Делайте отметки в фигурах так, как показано на примере, строго по очереди. Повторяйте упражнение каждый день, пока не сможете зачеркнуть все правильно и вложиться в сроки. При желании можете сделать повышение уровня сложности и увеличить количество фигурок. Распечатайте сколько угодно копий и доведите действия до автоматизма.

Запоминаем тексты с помощью пиктограмм

Пиктограммы окружают нас повсюду. Это и иконки в смартфоне, и дорожные знаки, и логотипы торговых марок

Пиктограммы – прекрасное средство запоминания любого текста, который требуется сохранить в памяти дословно, неважно стих это, цитата или определение термина

Наглядный пример использования этого приема есть в книге Е. Додоновой «100% память».

Итак, на первой картинке видим отрывок из стиха Е. Евтушенко «Третий снег».

Вот как автор книги изобразила эти строчки с помощью пиктограмм.

Таким образом, каждый человек, молодой и пожилой, может обучаться быстрому запоминанию, рисуя пиктограммы так, как подсказывает собственная фантазия.

Mind maps

Этот метод еще называют «ментальными картами», «интеллект-картами» или «картами памяти». Как и в случае с пиктограммами их необходимо рисовать. Но дело того стоит: mind maps дают долговременный эффект, если нужно полностью запомнить книгу, организовать бизнес-проект или набросать план отпуска.

Пошаговая инструкция по рисованию ментальных карт выглядит так.

  • В центре изображаем образ задания, проблемы или области знания.
  • Отводим в стороны в виде толстых ветвей основные разделы карты (подписываем их по минимуму и нумеруем).
  • С помощью ключевых слов, цветов и пиктограмм раскрываем детали на тонких ветках.

Напомним: упражнения для памяти дадут результат только при многократном повторении.

Классификация видов памяти

Человеческая память до конца не изучена. Но сейчас можно с уверенностью сказать, как работает её механизм:

  1. Запоминание;
  2. Сохранение;
  3. Воспроизведение при узнавании;
  4. Забывание.

Существуют два вида запоминания информации: произвольное и непроизвольное. Произвольное запоминание — это специальное. К нему можно отнести зубрёжку стихов, исторических дат, математических формул. В этом случае большую роль играет мотивация. Непроизвольное запоминание довольно непредсказуемо. Ребёнок запоминает то, что увидел, услышал, потрогал. Какая-то информация попадает в раздел долговременной памяти, а другая уничтожается, потому что не нужна, ребёнок ей не пользуется. При запоминании материал определяется особенным устройством головного мозга – энграммами.

Существуют два вида сохранения информации: динамическое и статическое. Динамическое сохранение относится к кратковременной памяти, статическое – к долговременной. Последний вид важен для учёбы ребёнка. Потому что ему нужно запомнить важный материал на уроках, потом вернутся к нему на экзаменах, дополнить при выполнении домашнего задания.

Забывать ненужную информацию так же необходимо, как запоминать важную. Забывание – это процедура уничтожения нейронных связей. Она нужна психике малыша, чтобы избежать перегрузки.

По мере напряжения психических процессов память делится на: эмоциональную, двигательную, образную и словесно-логическую. Первый вид памяти, который начинает развиваться у ребёнка, – это двигательная. С её помощью младенец учится управлять своим телом. Дальше возникает эмоциональная память. Благодаря ней малыш начинает узнавать родителей по лицу и голосу. Незнакомцам кроха улыбаться не станет. Образная память появляется ещё позже. К ней относится запоминание вкуса, осязаний, образов. Кроме этого, формируются ассоциации, с помощью которых процесс запоминания проходит легче. Самой последней развивается словесно-логическая память. Она помогает ребёнку формулировать свои мысли и превращать их в слова.

У детской памяти есть свои особенности. Например, у девочек быстрее и лучше развивается зрительная память и долговременная. А у мальчиков – двигательная. К тому же мальчишки лучше запоминают числа.

Упражнение Целлюлярный токинг

Это странное, на первый взгляд, упражнение действует так:

  • увеличивает скорость мышления;
  • показывает, насколько умеет напрягаться ваша память.

Задание заключается в следующем — необходимо называть все предметы, которые вы видите в комнате перед собой. Например, стол, стул, монитор, цветок, диван, ковер. Предметы можно называть с описательными характеристиками и без конкретики. Интересно выполнять упражнение, когда в комнате находится наблюдатель. Он будет оценивать скорость вашей работы, через какое время вы «сдуетесь». Со временем паузы между словами возрастут, вы будете путаться в словах и помогать себе жестами. Это упражнение — прекрасный способ активизировать свою мозговую деятельность.

После регулярного выполнения этого упражнения нейроны начинают работать не вполсилы, а в полную силу. Такая тренировка для мозга избавит от рассеянности и забывчивости, повысит реакцию в стрессовых ситуациях.

Игры

Помимо упражнений, также существуют различные игры, способствующие улучшению детской памяти. В качестве примера можно привести несколько игровых форм, которые помогают развить процесс запоминания. Сюда относится следующее:

  1. Игра в слова и картинки – в данном случае необходимо назвать несколько разных слов (10-15 штук). Затем нужно попросить ребенка повторить все сказанные слова. Такая игра позволит развить словесно-логическую память. Для улучшения зрительной памяти, ребенку можно показать несколько картинок, попросить закрыть глаза, после чего убрать некоторые из них. В дальнейшем он должен сказать, каких изображений не хватает.
  2. Игра «отгадай слово» — в данном случае родитель должен загадать определенное слово, но не озвучивать его. В это время ребенок называет наводящие вопросы и тем самым пытается узнать, какое слово было загадано. Например, могут звучать следующие вопросы: съедобен ли этот предмет? Какого цвета? Какой формы? и т.д.
  3. Игра «Посмотри и назови» — родитель просит ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, которые он видит. К примеру, звучать это может следующим образом: «Назови все предметы, которые окрашены в зеленый цвет». Далее ребенок должен осмотреть вокруг, потом закрыть глаза и по памяти перечислить все вещи зеленого цвета, которые он успел запомнить.

Отдельно стоит отметить, что для улучшения памяти необходимо сделать традицией семейное чтение, в ходе которого можно читать ребенку интересные сказки и рассказы, а потом подробно пересказать прочитанное. Также к данному способу развития памяти можно отнести ежедневное заучивание детских стихотворений. Пусть это будет всего лишь 4 строчки, но важно, чтобы школьник заучивал их ежедневно.

Какой объем нашей памяти

Кажется, что «короткая память» и мгновенно вылетающая из головы информация — это норма. Но современные исследования доказывают, что долгосрочная человеческая память может вместить 1 млн Гб. информации. И это много, очень много места.

Хранилище данныхОбъём, Гб.
1 фильм в отличном качестве10,00
1 сезон сериала в отличном качестве100,00
iPhone 7256,00
iCloud1000,00
Жёсткий диск компьютера2000,00
Память 1 человека1000000,00
Трафик интернета в секунду5000000000,00

В памяти каждый человек хранит не только факты, лица и цифры, но и функции: умение говорить и движение, чувственное восприятие и выражение эмоций.

Наша память вовсе не адаптируется к новым информационным условиям, уменьшаясь в объёме. Мы просто перестали её тренировать и использовать, поэтому она расслабилась, как мускулы без нагрузки. Да, существуют смартфоны и сервисы для запоминания паролей, электронные телефонные книги и энциклопедии в цифровом формате. Но в мире точно есть вещи, которые вы не захотите забыть. Значит, придётся приложить усилия.


Побывав в Нью-Йорке, я активно фотографировала виды, чтобы было чем «подпитывать» приятные воспоминания

Рано или поздно неспособность запомнить полезную информацию или вспомнить важную вовремя начинает негативно влиять на производительность, рабочую эффективность, приятность общения и ваше душевное спокойствие в целом.

Объём памяти человека больше, чем у самых продвинутых компьютеров, поэтому её совершенно точно можно улучшить

Способ 9. Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка. Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.

Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Также интересно: Как улучшить память — простые рекомендации восточной медицины​

Нужные книги: что почитать детям от 10 до 13 лет​

Лайфхаки для отличной памяти

Используйте техники запоминания, чтобы зафиксировать в памяти нужную информацию:

Визуализируйте. Читая книгу, представляйте героев и обстановку. Имя нового знакомого мысленно привязывайте к его внешности. Маша — высокая брюнетка, у Пети татуировка со Спайдерменом на шее. Цифры в номере телефона описывайте при помощи простых образов: 7 — кочерга, 2 — лебедь, 0 — пончик.

Подбирайте ассоциации. Рифмуйте информацию, чтобы лучше её запомнить. С детства я знаю, что «Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит их пополам». После школы мне ни разу не пришлось делить пополам угол, но информация осела в мозге навсегда.

Организуйте информацию. Наведите порядок в почте, заведите отдельные папки для важных адресатов. Составляя список покупок, разбивайте его на категории: напитки, еда, бытовая химия. Определитесь с местом для важных в быту предметов — ключница для ключей, очки на тумбочке у кровати, пульт у телевизора.


Простая ключница очень облегчает жизнь и экономит время панических поисков ключей перед выходом

Упорядочивайте важные вещи. Когда-то этот метод был известен, как «техника Цицерона» или «метод римской комнаты», но знаменитый сериал про Шерлока Холмса навсегда закрепил в общественном сознании название «дворец памяти». Всё просто: в воображении создаётся комната, или дом, дорога, да хоть волшебный лес. Вещи, события или понятия, которые надо запомнить, ассоциируются с определёнными элементами этого пространства и предметами в нём. Например, день рождения друга — воздушный шар, ежемесячная выплата кредита — бездонная яма. После этого достаточно представить эту комнату или мысленно пройтись по дороге, вспоминая ассоциированную информацию. Кстати, если вспоминая задачи на неделю, вы мысленно представляете записи на странице ежедневника или даже в школьном дневнике, вы уже пользуетесь этой техникой.


Мысленно представив страницу дневника, можно быстро сориентироваться в днях недели и спланировать дела на будущую или вспомнить прошлую

Хитрости и трюки не ухудшают эффективность памяти, как короткий и быстрый путь до цели не ухудшает качество дороги. Вы просто облегчаете себе задачу и избавляете от стресса, наводя порядок в голове и жизни.

Формирование памяти с 3 до 6 лет

Родителям нужно знать, как развить память у детей. В данный периол времени идет продуктивное развитие внимания. Малыш эффективно и легко усваивает важный для него материал, маленькие стихотворения. Он старается сам поставить задачу и достигает ее. Это отличный возраст для того, чтобы улучшить тактильную память и начать изучение иностранных языков. Так как же улучшить работу памяти у малыша 6 лет?

Предложите игры, развивающие память. Например, положите на столешнице различные предметы, скажите сыну или дочери, что он должен запомнить порядок их расположения и количество, а затем переставьте их местами и что-то совсем уберите. В это время ребенок закрывает глаза, а после ваших перемещений открывает и пытается отгадать, что же изменилось. Начните учить слова иностранного языка, сопоставляя им различные образы и слова родного языка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]