Далеко не все дети «неисправимые почемучки». Некоторые предпочитают больше молчать, поскольку стеснительны. И это нормально – когда ребенок раскрепощается и привыкает к окружающей обстановке, он без проблем общается со сверстниками и взрослыми. Но в ряде случаев полное молчание ребенка в той или иной ситуации – не следствие низкой самооценки. Это селективный мутизм.
Ребенок радостно лопочет дома, но в детском садике или школе не издает ни звука. Или наоборот — со сверстниками общается нормально, а при маме и папе замолкает, что слова не допросишься. Знакомые ситуации? Возможно, ребенку нужна помощь, чтобы заговорить.
Селективный мутизм: что это
Селективный мутизм еще называют избирательной немотой. Согласно медицинским справочникам, это расстройство, характеризующееся постоянной неспособностью говорить в определенных условиях, несмотря на сохраненную способность нормально говорить в прочих ситуациях. Селективный мутизм в МКБ-10 (Международная классификация болезней) имеет название элективный мутизм и включен в раздел «эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте».
Тема селективного мутизма не очень популярна. И зачастую дети с этим расстройством долгое время не могут получить качественную помощь — или родители не придают значение «странному» поведению ребенка, или врачи ставят ошибочные диагнозы.
О селективном мутизме заговорили громче благодаря экоактивистке Грете Тунберг. Этот диагноз вместе с синдром Аспергера и обсессивно-компульсивным расстройством ей поставили в 11 лет.
По словам Греты Тунберг, селективный мутизм для нее — повод говорить только в тех случаях, «когда это крайне необходимо». И действительно — за трибуной Грета довольно эмоциональна, а вот дома по большей части молчит.
Как проявляется селективный мутизм
У взрослых селективный мутизм проявляется крайне редко. Как правило, расстройство дает о себе знать в возрасте 2-5 лет. Однако оно часто остается нераспознанным до тех пор, пока ребенок не пойдет в детский сад или школу.
Основная жалоба родителей детей с селективным мутизмом: «мой ребенок очень способный, дома говорит и читает, а в школе на занятиях учитель и слова у него не может выпросить». При этом взрослые не могут точно обозначить возраст, когда у их малыша начались проблемы с общением. Часто родители говорят, что из ребенок «всегда таким был» —тревожным, замкнутым, стеснительным.
Главный симптом селективного мутизма у ребенка — его неспособность говорить в той или иной ситуации. Как правило, это большие скопления людей и общение со взрослыми. При этом речь малыша, когда он все же не молчит, может не иметь вообще никаких дефектов.
Согласно выводам Присциллы Вонг, педиатра из Департамента педиатрии в Вашингтоне, у детей с селективным мутизмом, помимо недостатка речи, часто проявляются и другие симптомы:
- застенчивость;
- страх перед большим скоплением людей;
- трудности в поддержании зрительного контакта;
- трудности в выражении своих чувств;
- чувствительность к шуму и толпе;
- нежелание улыбаться.
Дети с селективным мутизмом боятся совершать ошибки и не любят быть в центре внимания. Избирательная немота — своеобразный щит для малыша, который помогает ему оставаться невидимкой, чтобы вдруг не привлечь к себе внимание. Но психологи говорят, что дети с селективным мутизмом часто имеют высокие интеллектуальные способности, любят искусство. Но их развитие «тормозят» трудности в коммуникации.
Виды элективного мутизма
Как уже упоминалось, у детей такое расстройство может быть:
- проходящим (транзиторным) – спровоцированное психотравмой;
- постоянным (континуальным или непрерывным) – психологически обусловленным.
Существует и классификация по особенности теченияизбирательной немоты:
- Пассивно-агрессивная – «оружие» для воздействия на окружающих.
- Фобическая речевая. Молчание сопровождается ритуальными действиями, страхом услышать свой голос.
- Симбиотическая. Сильная связь с одним из родителей (родственником), к остальным отношение манипуляторное, подчиненное.
- Реактивная. Осложнение от стресса и полученной от него депрессии.
Причины развития селективного мутизма
Ученые пока воздерживаются от обозначения конкретных причин развития селективного мутизма. Но специалисты часто связывают появление расстройства с повышенной тревожностью ребенка. У детей с диагностированным селективным мутизмом анамнез в большинстве случаев отягощен различными тревожными состояниями и социальными фобиями.
Учеными были выявлены случаи, когда синдром селективного мутизма развивался после перенесенной ребенком психологической травмы. Маленькие пациенты замыкались в себе, переставали говорить в определенных ситуациях или вовсе постоянно молчали.
Психологи не отказываются и от другой теории, которая бы объяснила развитие селективного мутизма — наследственность. Есть мнение, что заболевание может появиться у детей, чьи родители имеют тревожные расстройства.
Около 20-30 % детей с диагностированным селективным мутизмом имеют нарушения речи, что только добавляет стресс к ситуациям, в которых ребенок должен говорить.
А вот связи между аутизмом и селективным мутизмом врачи пока не обнаружили. Ребенок может иметь оба диагноза, но ни один из них не провоцирует развитие другого.
Избирательный мутизм или просто очень стеснительный?
Отличить трудно, поскольку смущение — общая черта для таких детей, но безусловно, есть некоторые различия. Стеснительность не постоянна, обычно ребенок прячется за мамочку или молчит лишь непродолжительное время и позже, не отказывается от игры со сверстниками.
Другими словами, стеснительный ребенок быстро привыкает к ситуации и начинает общаться. Ребенок с избирательным мутизмом не будет говорить даже через час или два, он может кивать головой и на этом остановиться.
«Будто ком в горле»: как дети с селективным мутизмом объясняют невозможность говорить
В целях более глубокого изучения селективного мутизма детей с расстройством часто спрашивают, что мешает им говорить в той или иной ситуации.
Ответы самые разные. «Я не могу начать говорить, потому что тогда все сразу станут обращать внимание на то, что я делаю» — вот как объяснила свое состояние девочка-подросток на приеме у американского психолога, который занимался ее лечением.
Некоторые дети более старшего возраста описывают ощущение большого кома в горле, мешающего им говорить.
Лечение селективного мутизма
Когда родители списывают полное молчание ребенка в определенных ситуациях на стеснительность и замкнутость, они упускают возможность вовремя принять меры, чтобы помочь своему ребенку нормально общаться.
Клинический психолог и ABA-терапист Екатерина Олеговна Мацапура рассказывает, как проходит лечение селективного мутизма у детей.
«Если не корректировать расстройство, то селективный мутизм продолжит развиваться и во взрослом возрасте. Очень важно понимать: мутизм — это не временное явление, его нельзя «перерасти»!
Что же делать родителям в случае, если их ребенок вдруг перестал говорить в саду, школе или с некоторыми родственниками? В первую очередь нужно провести мини-диагностику для того, чтобы убедиться, что мы имеем дело именно с мутизмом, а не другим расстройством, схожим с ним. Понаблюдайте за поведением ребенка.
- Оцените, какая ситуация вызывает молчание, и является ли такое поведение постоянным для нее. Например, вы точно знаете, что дома ребенок учил этот стих и прекрасно рассказывал его вам, но в школе или саду он просто не может и слова проронить.
- Посмотрите, как ведет себя ребенок в комфортной ситуации, когда он один или с близкими людьми. Включается ли в игры, может ли поддержать и инициировать диалог?
- Неспособность говорить мешает нормальной адаптации ребенка в обществе?
- Неспособность говорить длится как минимум месяц и является постоянной для конкретной ситуации.
- Неспособность говорить не является следствием других нарушений психики и поведения — например расстройства аутистического спектра.
Если данные диагностические критерии являются отражением вашей ситуации, пора вмешиваться.
Помочь своему ребенку сможете только вы сами, ваш упорный труд, включение в терапию всецело и полностью. Ни в коем случае нельзя ждать волшебной пилюли. Даже самый квалифицированный специалист не «починит» ребенка без должной поддержки родителей.
В силу невыясненной природы возникновения расстройства к лечению селективного мутизма лучше всего подходить в рамках психотерапевтической модификации поведения. Например, ABA- терапия, когнитивно-поведенческая терапия и непосредственно поведенческая.
Упор в коррекции расстройства ставится именно на изменение поведения родителей и поддерживающей группы людей — педагогов, логопедов, воспитателей, нянь. Ребенок с селективным мутизмом чаще всего боится любого внимания к себе, поскольку это вызывает у него чувство сильной тревоги. Поэтому безболезненнее и эффективнее всего научить родителей новым стратегиям поведения.
Важно, чтобы близкие люди смогли вовремя и деликатно поощрять поведение ребенка и отступать тогда, когда это нужно. Основа поведенческой помощи — постепенное устранение нежелательного поведения с помощью подкрепления и обучения замещающим формам поведения.
При затяжном воздействии селективного мутизма могут возникать другие психические расстройства — тревога, депрессия, фобии. И поэтому следует обратится за медикаментозной помощью к психиатру. Это особенно важно для детей с запущенным видом мутизма, а также для взрослых с данным нарушением. Фармакотерапия помогает облегчить состояние, увеличивая шансы на успешную психотерапию.
Эффективность и результат помощи также будут зависеть от слаженности команды. В адаптации ребенка и научении его «говорить» должны участвовать все окружающие его взрослые.
Поставить диагноз — как это сделать правильно и быстро?
Явление мутизма чрезвычайно трудно отделить от другой психопатологии именно ввиду детского возраста, когда затруднение вызывает вопрос: истинное ли это заболевание, каприз упёртого – упрямого ребёнка либо отставание его в умственном развитии?
Переходу синдрома в затяжное и хроническое течение часто способствуют сами родители чада, ждущие, что оно «перерастёт» свою немоту, а пока «просто стесняется говорить».
Для установления истины необходим сбор сведений обо всей предшествующей жизни ребёнка, включая:
- особенности течения внутриутробного периода;
- перенесённые беременной матерью потрясения и сотрясения (психические и физические травмы);
- реакцию ребёнка на прививки;
- особенности динамики его развития.
Особое внимание уделяется страхам и фобиям, которые присущи конкретному ребенку: боязнь темноты, пребывания в одиночестве, паническому страху наказания за совершённую провинность, ибо чувство вины у такого ребёнка часто бывает совершенно несоизмеримо с применённым методом наказания.
Статья в тему: Травы для печени — самые эффективные для лечения болезней, очищения, восстановления и профилактики
В случае же наличия другой, сопутствующей патологии психики и личности, задача врача-диагноста ещё более усложняется – ошибка в диагнозе чревата потерей драгоценного времени и отсрочиванием лечения истинной причины мутизма.
Помимо наблюдения за психикой пациента, необходимо ещё и исследование органа, определяющего её стратегию и тактику – головного мозга. Не менее важное внимание должно быть уделено и изучению общего физического развития организма.
Поскольку речь идёт о диагностике невроза (либо психического расстройства), на помощь врачу должны прийти лабораторные и инструментальные методы исследования:
- краниограмма (рентгеновский снимок черепа), дающая представление об объёме мозга, особенностях его строения;
- МРТ и КТ, выполняющие ту же задачу более точно и послойно-прицельно;
- ЭЭГ, рассказывающая об уровне протекающих в мозге электрофизиологических процессов;
- анализы крови и мочи, позволяющие по уровню содержания гормонов в этих биологических жидкостях определить степень зрелости и развития организма.
Уместны и иные, приличествующие моменту методы «расследования», часто похожего на криминальную загадку случая и привлечение к нему других специалистов.
Как ребенку могут помочь родители
Не давите на ребенка, не заставляйте его говорить через силу!
Лучше поддерживать ребенка и говорить с ним о волнующих его темах, всячески показывая, что вы на его стороне.
Стимулируйте ребенка к общению посредством изменения среды. Чаще бывайте в тех местах, которые вызывают впечатления у ребенка. Сконцентрируйтесь на удовольствии. Пусть рассказывает взахлеб о просмотренном фильме или поездке в аквапарк.
Играйте с ребенком, научитесь получать положительные эмоции и давать их. Хвалите за общение и игру с другими детьми.
Хвалите деликатно! Селективный мутизм не терпит агрессивного поощрения. Лучше изменить привычную словесную похвалу на жетоны или наклейки. Создайте дома такую систему поощрения, которая будет наглядна для ребенка. Ответил сегодня в школе — держи фишку. Собрал 7 фишек за неделю? Держи мороженое! Обязательно спрашивайте у маленького человека, что бы ему хотелось в награду за собственный труд.
Создайте визуальное расписание, чтобы ребенку было понятно, что ждет его в течение дня. Распишите его максимально подробно, особенно уделяя внимание тем ситуациям, в которых ребенку сложно. Старайтесь в описании быть нейтральными, показывая только факты и давая ребенку способы совладания с ситуацией. Например: «если ты захотел выйти из класса, подними руку, дождись вопроса учителя и спроси, можно ли выйти». Эти меры позволят снизить тревогу.
Не удивляйтесь сильно эмоционально, когда ребенок все же заговорит. Пусть это будет нормой. Не делайте акцент на том, что с ним было что-то «не так».
Детям старшего возраста рекомендована индивидуальная поддержка и подход, поскольку мутизм в таком возрасте сильно опосредуется окружающим миром. В данном случаем необходимо обязательно обратиться к психологу».
— поделитесь с друзьями!
Эксперты: Екатерина Олеговна Мацапура