Развитие мозга ребенка. Что важно знать родителям?

Ребенок рождается с большинством мозговых клеток, которые этот орган должен иметь. В первые 12 месяцев жизни головной мозг (ГМ) становится более сложным, при достижении 2-летнего возраста имеет 75% веса взрослого мозга. В возрасте 3-х лет процент веса увеличивается до 90%. Почти 50% мозговых клеток, присутствующих при рождении, ослабевают или умирают в течение первых лет. Этот процесс организует и оптимизирует мозговую деятельность. События в жизни ребенка провоцируют электрические импульсы, создают нервные волокна. Чем больше волокон используется, тем стабильнее становится важный орган, тем меньше нейронов подвержено отмиранию. Аналогично мышцам, детский мозг работает по принципу «используйте или потеряйте».

Мозговые волны

Мозговые волны – это выражение частоты, в которой работает орган. В течение дня они меняются, что вызывает изменение состояния человека. Волны делятся на 5 типов:

  • дельта;
  • тета;
  • альфа;
  • бета;
  • гамма.

Все волны активные, на сознание влияет доминирующая мозговая волна. Каждый тип волны играет важную роль в формировании интеллекта в детстве.

Деятельность и возможности мозга описаны в ряде книг В.М. Бехтерева (их можно скачать на многих специализированных сайтах).

Ниже представлена диаграмма частот волн и соответствующие состояния ума.

Бета (14-30 Гц):

  • концентрация, волнение, бдительность, познание;
  • высокие уровни связаны с беспокойством, заболеваниями, чувством одиночества, спорами.

Альфа (8-13,9 Гц):

  • релаксация, бодрствование, легкий транс, увеличение производства серотонина;
  • сонливость, медитация, вход в подсознание.

Тета (4-7,9 Гц):

  • фаза сна REM;
  • увеличение производства катехоламинов (важно для обучения и памяти), повышение креативности;
  • интегративные, эмоциональные переживания, потенциальные изменения в поведении, повышенное сохранение знаний;
  • гипнотическое воображение, транс, глубокая медитация, проникновение в подсознание.

Дельта (0,1-3,9):

  • «бессонный сон»;
  • выпуск гормона роста;
  • глубокое, нефизическое состояние, транс;
  • вход в подсознание.

УЗИ головного мозга ребенку

УЗИ головного мозга у новорожденного ребенка также может называться нейросонографией

(НСГ). С помощью него специалист получает двухмерное изображение структуры мозга, информацию о состоянии тканей и головы. Метод основан на различных свойствах тканей отражать звуковые волны высокой частоты. Процедура не связана с использованием магнитных полей или ионизирующего излучения, поэтому УЗИ может использоваться для обследования головного мозга даже новорожденных детей.

Пренатальное развитие

Рассмотрение вопроса, как развивается мозг ребенка, следует начать уже со времени формирования эмбриона. Он формируется в утробе от передней части нервной трубки, возникающей на 3-й неделе (20-27 день развития). Нервная трубка образовывается первичной и вторичной нейруляцией. В головном конце нейронной трубки формируются 3 первичных церебральных кармана – передний, средний, задний. В то же время создается лобная, теменная, затылочная доля. Из нейроэктодермы возникает нейронный диск.

На 5-й неделе образуются вторичные мозговые подушечки, формирующие основные части взрослого органа. Передний мозг делится на промежуточный конечный, задний – на продолговатый, мост, мозжечок.

Гирификация полушарий происходят последовательно. Сначала образуется продольная щель (определено тем, что полушария растут отдельно), затем – латеральная борозда (отделяет височную долю), после нее – центральная борозда.

Особенности пренатального этапа развития мозга ребенка:

  • 3 неделя: создание медуллярной (спинальной) трубки;
  • 4 неделя: расширение проксимальной трубки на 3 первичных и 5 вторичных фолликулов;
  • 6 неделя: нейробласты начинают превращаться в зрелые нейроны;
  • 2-й месяц: развивается мозжечок, основа нейрогипофиза, ринэнцефалон (обонятельный центр), гиппокамп, базальные ганглии; на этом этапе начинают развиваться полушария большого мозга;
  • 3-й месяц: начинает формироваться мозолистое тело;
  • 4-й месяц: развитие головного мозга у детей продолжается интенсивным разделением полушарий (гирификацией), увеличением их поверхности;
  • далее детский головной мозг переживает пролиферацию, дифференциацию, миграцию, созревание нервных клеток, рост поддерживающих элементов; с конца внутриутробной жизни начинается миелинизация.

Коротко об главных элементах головного мозга

Головной мозг состоит из огромного количества нейронов, связанных между собой с помощью синапсов. Нейроны формируют различные крупные структуры: кору полушарий, ствол мозга, мозжечок, таламус, базальные ганглии — всё, что очень часто называется «серым веществом». А вот за соединение этих структур отвечают нервные волокна — «белое вещество». Белый цвет нервным волокнам придаёт миелин, электроизолирующее вещество, которое покрывает эти волокна.

Давайте посмотрим на особенности трёх китов, без которых невозможно развитие мозга, и нарушения в которых приводят к тяжёлым заболеваниям.

Нейроны:

  • Являются строительным материалом для мозга
  • Из них формируются различные участки мозга
  • Они обмениваются информацией внутри мозга

Синапсы:

  • Обеспечивают связь между каждой парой нейронов
  • Каждый нейрон окружён тысячами синапсов
  • Благодаря синапсам связываются участки из тысяч нейронов

Миелин:

  • Покрывает волокна взрослых нейронов
  • Необходим для эффективной передачи электрических импульсов
  • Повышает эффективность связей между нейронами в 3 000 раз

Неонатальное развитие ГМ

Люди – единственные млекопитающие, ГМ которых в первые 2 года жизни в 3 раза увеличивается в размерах. Если бы он был больше уже при рождении, голова младенца не смогла бы пройти через родовые пути. В случае маленького объема жизнь малыша была бы под угрозой.

Недостаточный размер ГМ наблюдается при микроцефалии, аномалии, сопровождающейся умственной недостаточностью.

Как развивается мозг ребенка до года:

  • при рождении он весит около 350 г, до 1 года – около 1 кг;
  • при рождении мозг имеет около 200 триллионов нейронов (нервных клеток) – примерно столько же, сколько во взрослом возрасте;
  • каждый нейрон реагирует на стимуляцию растущей системы дендритов (разветвленных нервных клеток) и синапсов (место передачи сигналов от одного нейрона к другому);
  • каждый нейрон заканчивается дендритами с примерно 15000 синапсов;
  • формирование дендрита со временем становится более сложным, с 3-4 ветвями в возрасте до 6 месяцев;
  • чем больше стимулов захватывает ГМ, тем лучше становятся дендриты;
  • передняя доля (часть, отвечающая за эмоции) становится метаболически активной с 6 месяцев (нервная основа эмоционального интеллекта формируется до 18 месяцев);
  • на протяжении 2-4 месяцев количество синапсов в зрительном центре увеличивается в 10 раз (примерно 20000 нейронов);
  • до 12 месяцев нейроны, отвечающие за идентификацию родного языка, находят свое постоянное место.

Как развивать мозг ребенка в раннем возрасте

Различие между разумом и образованием состоит в том, что именно разум способен обеспечить вам хорошую жизнь (А.В.Семенович)

Раннее развитие – это активная позиция взрослых по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный процесс, это кропотливый труд, требующий постоянной «включенности» в жизнь ребенка.

Созревание мозга — процесс длительный и неравномерный, по его зонам и уровням, в соответствии с возрастными этапами. Развитие мозга идет путем напластования и надстройки новых уровней над старыми, как отмечал Л.С. Выготский. Старый уровень переходит в новый, существует в нем, создавая его базис (фундамент). Наш мозг настолько тонко и сложно устроен, что лучше оберегать его от негативных воздействий в любом возрасте. Нейрофизиологи считают, что в детстве есть два периода, когда мозг ребенка заслуживает особенно бережного отношения: в период от года до трех и в подростковом возрасте.

Различные структуры мозга достигают зрелости на разных стадиях онтогенеза (индивидуального развития человека от зачатия до конца жизни), поэтому для каждого возрастного периода характерны специфические нейрофизиологические условия формирования и развития психических функций. В свою очередь, каждый ребенок имеет индивидуальные особенности развития и обучения.

«Есть нейрофизиологические законы развития мозга. Его энергетический потенциал ограничен в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть актуально направлена. Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики» (А.В. Семенович, кандидат психологических наук).

Ранний возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этот период у детей происходит становление всех видов восприятия (зрительного, тактильно-двигательного, слухового и т.д.).

В практической психологии и психотерапии хорошо известно, что раннее детство — это время установления базовых отношений ребенка с миром.

Периода от 1—3 летобеспечивает регуляцию тонуса тела и бодрствования. В это время мозг маленького ребенка выполняет фантастический объем работ по усвоению огромного количества информации, а второй год жизни является в этом смысле особенно сложным. Сначала ребенок распознает речь, затем начинаются попытки самостоятельно говорить – это сложная комплексная задача, которую приходится решать мозгу. Так же ребенку на втором году жизни приходится одновременно справляться и с еще одной труднейшей задачей. Он учится ходить. С точки зрения активности головного мозга это тоже более чем серьезно. По словамТары Суарт (врач- нейрофизиолог) освоение этих задач может сопровождаться серьезными эмоциональными перегрузками и чувством истощения. Раннее формирование положительных эмоций на основе установления социальных связей с взрослыми, а в дальнейшем со сверстниками – залог становления личности ребенка. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние и на формирование познавательных способностей детей. Доказано, что если дети ограничены в получении информации и переработке ее, в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития становится более замедленным.Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями.Сенсорные потребности вызывают высокую двигательную активность, а движение – естественное состояние малыша, способствующее его интеллектуальному развитию. Так как сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития, следует отдать предпочтение именно двигательным методам. Актуализация и закреплениелюбых телесных навыков предполагают развитие таких психических функций: как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции т.д.

Следовательно, в этом возрасте необходимо развивать:

1 Сенсорику и моторику (двигаться, учить цвета, складывать по размеру и цвету и т.д.)

2 Память (учить короткие стишки, пересказывать сказки, короткие рассказы)

3 Внимание (смотреть, наблюдать, повторять)

4 Изучать «мир» всеми органами чувств (разрешать ребенку трогать все руками: ощупывать, поглаживать, разглядывать делать вместе с мамой поделки из подручных материалов).

Помогайте ребенку развиваться, соблюдая правила работы мозга.

  1. Физическая активность стимулирует работу мозга.
  2. В мозге заложена программа выживания.
  3. Поддержание творческих способностей детей, самовыражения, установления контактов с людьми.
  4. Мозг каждого человека индивидуален.
  5. Эмоциональная среда ребенка должна быть положительной и безопасной.
  6. Все игры и занятия должны быть по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному». Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание.
  7. Мозг не реагирует на скучное.
  8. Не перегружайте ребенка.
  9. Человеческий организм может выдерживать стресс не более 30 секунд. Если стресс длится более 30 секунд, он мешает мозгу учиться.
  10. Зрение самый мощный из органов чувств. При обучении и запоминании используйте картинки.
  11. Поощряйте любопытство ребенка.
  12. Радуйтесь успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые.
  13. Проявляйте активность в жизни вашего малыша.
  14. Обеспечьте ребенку хороший сон.

Пусть ваш ребенок растет здоровым и счастливым!!!

Развитие ГМ в течение первых лет жизни

Мозг новорожденного анатомически и функционально незрелый. В грудной период он быстро растет, увеличивается количество глиальных клеток, уменьшается гидратация.

В конце 1-го года вес ГМ удваивается. Развитие мозга ребенка по годам происходит интенсивно, в процессе онтогенеза врожденные безусловные рефлексы заменяются условными.

В 3 года мозг весит примерно в 3 раза выше, чем при рождении. Используется способность абстракции, обучения, воспоминаний; ребенок осознает свою личность, становится социальным созданием.

Первые годы жизни – это стадия, имеющая решающее значение для развития мозга ребенка, создают неврологическую основу для интеллектуального развития в подростковом и взрослом возрасте.

В первые годы дети очень открыты для науки путем игры. Для маленьких детей игра – это способ подготовки к успешной дальнейшей жизни. Поэтому в этот период важна родительская любовь, достаток совместно проведенного времени.

В 6 лет вес ГМ почти равен весу взрослого человеческого мозга (1250 г). Полушария выразительно бороздчатые. Завершается ветвление нейронов, миелинизация (создание покрытия, защищающего большие нервные волокна от повреждения), улучшается память, способность воссоздавать воспоминания. В деятельности коры ГМ применяется способность внутреннего блокирования, ребенок различает то, что он говорит, думает, читает.

В течение первых 8 лет жизни (особенно первых 3 лет) существует несколько критических периодов для приобретения определенных видов интеллекта. Если эти «периоды возможностей» закрыты, обучение становится более сложным, иногда даже невозможным.

У подростков ГМ растет в основном в передних долях, его вес составляет около 1400 г.

Развитие лобных долей мозга у детей до 3 лет

Основоположник нейропсихологии Александр Романович Лурия выделил три блока мозга, которые участвуют в осуществлении высших психических функций:

  • 1 блок – регуляция тонуса и бодрствования, энергетический блок. Это ретикулярная формация, лимбическая система и другие подкорковые структуры. Как известно, даже самые умные компьютеры не работают без блока питания.
  • 2 блок – прием, переработка, хранение информации. Это корковые концы анализаторных систем, в первую очередь, слуховой, зрительной, кожно-кинестетической (там не так все однозначно, например, вестибулярная система не имеет своей отдельной коры, поэтому интегрируется со зрительной и кинестетической). Сюда относятся модально-специфические виды деятельности.
  • 3 блок – контроль, регуляция и программирование деятельности. Сюда относится моторная, премоторная и префронтальная кора, то есть весь лоб целиком (передний и задний).

«Передний» мозг создает и реализует программы различных видов деятельности. Он отвечает за праксис, в том числе и за моторную сторону речи, мышление, сознание, планирование, произвольность, инициативу, волю. Если глобально, то определяет личность человека.

Каждый отдел мозга имеет свое время созревания и включения в работу функциональных систем. Одни и те же психические функции на протяжении развития могут осуществляться разными «ансамблями» мозговых зон. То есть по мере взросления происходит перестройка функциональных систем.

Например, часто родители детей с ЗРР рассказывают, что у ребенка был откат в речи: до 1.5-2 лет от говорил простые слова, а потом замолчал. Это могло случиться именно на этапе перестройки речевой системы: в данном возрасте происходят глобальные изменения. Происходит специализация полушарий по речи, и функция переходит в левую гемисферу. То есть новые структуры, включающиеся в работу, должны быть готовы. Плюс любая перестройка – это критический период, в течение которого любые стрессы (болезнь, прививка, аллергическая реакция и т.д.) могут оказать сильное негативное влияние.

Лобные доли – это самый поздно созревающий отдел мозга. По разным данным, префронтальная кора созревает к 20-23 годам. Но это не значит, что до этого возраста она не работает.

Один известный на просторах интернета специалист недавно писал, мол, как так нейропсихологи в заключениях ребенку могут писать «несформированность префронтальной коры»! Она же созревает уже в сознательном возрасте!

Это не правда. Конечно, нельзя говорить о полной зрелости в 3, 7, 12, 18 лет. Но в данные возрастные этапы лобная кора уже работает и наращивает свои возможности. Префронтальная кора отнюдь не «спит» до 23 лет! Более того, в детском возрасте, по результатам аппаратных исследований, обменные процессы в данной зоне превышают по скорости взрослые в два раза.

Развитие ребенка:

2-6 мес. Ребенок уже не является реактивным существом. Он разворачивает коммуникативную, познавательную деятельность. Сообщает криком, если что-то не нравится. Использует мимику и гуление, движения для взаимодействия.

6-12 мес. Ребенок включается в предметно-манипулятивную деятельность совместно со взрослым. К 6-8 мес. существенно возрастает скорость метаболизма в лобных отделах (что свидетельствует об интенсивном созревании). Расширяется арсенал средств проявления инициативы и воли ребенка: использует лепет и первые слова, интонации, богатую мимику. Происходит интеграция различных психических функций. Развиваются зрительно-моторные координации. Малыш начинает понемногу понимать обращенную речь. Развиваются первые внутренние мотивы деятельности, внимание, отсроченные реакции. Возникают первые признаки речевой регуляции поведения ребенка: он становится способен выполнять простейшие инструкции взрослого (например, искать глазами требуемый предмет). Но, конечно, в этом возрасте внимание еще неустойчивое. Ребенок быстро переключается на яркие побочные стимулы. На данном этапе эмоции служат для саморегуляции и стимуляции ребенка к познанию и развитию речи. Интенсивно созревают связи префронтальной коры и лимбической системы (которая отвечает за эмоции). Таким образом, формируется мотивационная сфера ребенка.

Ближе к году внимание ребенка становится более устойчивым, меньше мешают отвлекающие яркие стимулы. Крепнет способность выполнять инструкции и просьбы взрослого. 1 год является переломным для развития мозга и его переднего отдела в частности. К началу второго года жизни становится возможным выполнение инструкции с отсрочкой во времени и сопротивление отвлекающим стимулам.

1-3 года. Появляются первые произвольные действия. При этом речь взрослого пока играет лишь побуждающую роль, но не тормозящую! Взрослые часто хотят, чтобы ребенок слушался и прекращал нежелательные действия. Но в таком возрасте словесные запреты не работают, экспериментально доказано. Поэтому лучше ребенка в подобных ситуациях отвлекать и переключать. При этом торможение в исследованиях удавалось «включить» при зрительном сопровождении соответствующей части инструкции.

С 2 лет ребенок уже может усвоить простую систему правил, задаваемых речью, но со зрительным подкреплением. Регулирующая функция речи еще недостаточно сформирована.

К 3 годам действие по словесной инструкции взрослого становится более стойким навыком. Трехлетка может решать конфликтные задачи (то есть ситуации, где два условия являются разнонаправленными), в отличие от двухлетнего ребенка.

В возрасте 2-3 лет происходит бурное морфологическое созревание лобной области: оформляются нейронные комплексы, образуются связи, число синапсов достигает максимума; растет объем одновременно обрабатываемых задач.

В 3 года мы можем говорить о произвольных предметных действиях у ребенка – праксисе. То есть созревает корковый уровень движений (теменно-премоторный).

В заключение скажу, что 3 года – действительно критический период в развитии ребенка. Важнейший. Часто родители неговорящих детей возраста, близкого к 3 годам, пытаются убеждать себя (и меня заодно на консультациях), что «ребенок имеет право не говорить до 3 лет». К сожалению, здесь дело не только в речи, а в том, что отсутствие речи лишь иллюстрирует, что в развитии что-то происходит не так, есть проблема.

В 3 года у ребенка уже есть внутренняя речь (которая развивается уже после внешней), с помощью которой он регулирует свое поведение, направляет внимание, осуществляет познание. Есть схема тела, образ «Я». Поэтому часто при задержке речи мы также наблюдаем у ребенка и проблемы с соответствующими процессами.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону или заполните форму на сайте.

Мозговые заболевания у детей

Поскольку мозг развивается во время внутриутробной жизни и относительно долго после рождения, его индивидуальные структуры более подвержены повреждению. С другой стороны, нервная система ребенка по сравнению с взрослой обладает лучшей пластичностью и способностью к регенерации, например, после удара, сотрясения, воспаления.

В педиатрической неврологии и нейропсихологии регистрируются следующие патологии:

  • церебральный паралич и другие расстройства нервной системы – врожденные пороки развития и различные генетические синдромы, задержка развития, аутизм, а также воспаления, опухоли, травмы;
  • гередодегенеративные заболевания, метаболические дефекты, способные (не обязательно) воздействовать на другие органы;
  • эпилепсия – в дополнение к идиопатическим эпилептическим синдромам (без видимых причин), приступы могут быть симптомом другого заболевания ГМ – рака, врожденных дефектов, дегенеративных, метаболических заболеваний; эпилепсия чаще встречается у детей с церебральным параличом.

Болезни у недоношенных детей

Недоношенные дети регулярно проходят исследование УЗИ. Из-за хрупких кровеносных сосудов, неспособных реагировать на изменения кровотока и внутричерепного давления, может возникать кровотечение в мозг. Это наиболее распространенная проблема в первые несколько дней после родов у детей из очень низкой весовой категории.

Другое специфическое мозговое заболевание недоношенных детей – кистозная перивентрикулярная лейкомаляция. Это расстройство белого вещества, приводящее к образованию кист. Основы этого заболевания возникают в ходе внутриутробного развития или сразу после рождения, но диагноз может быть определен только через несколько недель.

Дж.Стэмм, П.Спенсер. Умный малыш. Как развивать ребенка с рождения до 3 лет.

Издательство: Питер, 2010 г.

Покупатель выбирает книгу по одежке. По оформлению, названию. Сложные названия не приветствуются, у читателя должна быть мотивация: взять, полистать. Назови книгу «Функциональное отображение внутренней картины мозга, методики развития», и она будет пылиться на полке, несмотря на прекрасное содержимое. В результате рождаются бесконечные клоны «умного ребенка»: как развить ребенка, как воспитать правильно, как повысить интеллект… и так далее. Эти книги имеют разных авторов и выпущены в разных издательствах, но похожи друг на друга как близнецы. Трудно понять, под какой обложкой скрывается очередная халтура, а где спрятан клад. В данной книге определенно есть клад. Она очень хорошая. Несмотря на банальное название.

Дети рождаются в самых разных жизненных условиях и ситуациях. Там, где царствует арктический холод, их закутывают в одеяла из медвежьих шкур, а в тропических джунглях мать таскает голенького ребенка на простейших подвесках, прижимая к телу. Дети слышат разные языки, не говоря уж о бесчисленных диалектах. Эти родные голоса могут быть громкими, резкими и пьяными или мягкими, мелодичными и дружелюбными. Ребенка будут намеренно ограждать от суровых жизненных реалий или бросят его на произвол судьбы. И с самого начала детский мозг начинает приспосабливаться к тем обстоятельствам, в которых оказался. Не существует единой модели того, что требуется для выживания растущего мозга, так как вариантов окружающей среды – множество. Мозг начинает только с общего указания «наращивать связи по необходимости», и изменения в нем происходят именно таким образом исключительно в целях выживания! Оно зависит от постоянного приспособления к изменениям внешних условий и потокам входящей информации. Этот инстинкт выживания является бессознательным, но очень мощным. Скорость, с которой юный мозг адаптируется ко внешнему миру, позволяет малышу извлечь максимальное преимущество из тех семейных, культурных условий, в которых ему довелось родиться.

Книга начинается с душещипательной истории: у автора, доктора Джил Стэмм, родился ребенок весом 500 г. Несмотря на целый букет неутешительных диагнозов, девочку удалось выходить. Автор самым подробным образом освещает особенности развития мозга ребенка от рождения до трех лет – в том числе и у детей «особых». Здесь и физиологическое строение мозга и нервной системы, развитие внимания, страхи, стрессы, влияние эмоций, воспитание, уход… И, конечно же, полезные советы, методики, игры.

Яркая особенность книги: она очень приятно написана. Автор действительно трудился и пытался донести до читателей свою правду; не возникает никаких сомнений в том, что все написанное он пропустил через себя, пережил, прочувствовал.

«Малыш, смотрящий видео, на котором заснят, например, цветок, вне зависимости от того, насколько профессионально выполнена съемка, не испытывает ничего похожего на реальные ощущения, которые у него возникают при прикосновении к настоящему цветку. Чувствовать его мягкие, бархатистые лепестки и крепкий, гибкий стебель, сорвать цветок и ощутить на руках его кусочки, нюхать его аромат… Аналогичным образом, когда он смотрит видеозапись, на которой ребенок резвится под струями оросителя, это даже отдаленно не напоминает возникающие ощущения, когда на коже блестят капли холодной воды, а босые ноги касаются колючей и мокрой травы».

Образно, точно. Как будто смотришь фильм.

Сон и еда в одно и то же время, привычный подход к ребенку – важная часть обучения саморегуляции. Когда вы создаете такую поддержку, системы мозга и тела учатся осознавать эти ровные, предсказуемые модели и соответствующим образом приспосабливаться к спокойной и надежной уверенности. Со временем это помогает вашему ребенку лучше управлять собой. Так зарождается самодисциплина, обучающая самоконтролю или саморегуляции.

Разумные пределы: когда я говорю «разумные», то имею в виду «подходящие по возрасту». Любой годовалый ребенок «еще разок» потянется за пультом дистанционного управления телевизором после того, как вы скажете: «Нельзя», потому что его мозг нацелен на обучение путем повторной проверки. (Когда я это сделал, мама сказала «нельзя». А что будет, если я все-таки нажму хотя бы одну кнопочку?) У всех двухлетних детей наблюдаются вспышки гнева, частично потому, что в силу развития они хотят больше, чем физически способны сделать. Знание того, что является «нормальным поведением» для ребенка в данном возрасте, поможет вам направлять его поведение в конструктивное русло. Вместо того чтобы наказывать ребенка, который не может сопротивляться интересу к заинтриговавшему его предмету, лучше убрать этот предмет из зоны досягаемости или вывести малыша из сложившейся ситуации.

Здесь все, что хочется знать о детском мозге и развитии его связей. Эта важная информация поможет родителям детей с диагнозом СДВГ или другими неврологическими проблемами. Об этом автор тоже пишет. Как и о возрастных потребностях к исследованию мира и детских реакциях, которые порою выглядят странно и даже возмутительно. Мы многое теряем, не пытаясь узнать глубокую суть происходящего, мы не догадываемся, как непрост наш годовалый (двухлетний, пятилетний, но все равно маленький) ребенок. Также интересно узнать о влиянии на развитие мозга массажа, общения, чтения, прикосновений, и о правильном обучении малыша речевым навыкам, повышении IQ.

Книга на сайте издательства: https://www.piter.com/book.phtml?978549807238.

Как поспособствовать развитию детского ГМ?

Интеллектуальная основа человека в значительной степени формируется уже в пренатальный период. Поэтому, чтобы родить умного, физически здорового малыша, будущей маме важно сосредоточиться на своем образе жизни.

Так же, как кальций – это основной строительный блок костей, белок – составляющая часть мышц, одно из важнейших веществ для мозга – жир. На его долю приходится около 60% сухой части ГМ, около 1/3 – это ненасыщенные жирные кислоты, в частности, α-линоленовая и докозагексаеновая кислота, ответственные за правильное формирование нервной системы, психическое развитие детей. Важны также витамины B, особенно B1, B6, B12, B9 и другие вещества, такие как железо, йод, цинк, белок.

Факторы, влияющие на развитие мозга у подростков

Наиболее интересным с точки зрения развития мозга является подростковый период. Это означает, что в это время он поглощает почти все, с чем сталкивается – от позитивных отношений с друзьями или учителями до рисков, стресса. Поэтому эксперты побуждают родителей заботиться о том, как развить мозг ребенка, помочь детям избегать рисков подросткового возраста, способных негативно сказаться на их жизни.

  • Сотрясение. Очень опасная проблема подростков; может происходить при любом виде спорта, которым дети занимаются в этот период. Если возникает подобная ситуация, следует обратиться к врачу, предпочтительно к спортивному профессионалу.
  • Стресс. Хотя области мозга, отвечающие за рациональные аспекты вещей, у подростков часто «заклиниваются», в эмоциональном отношении их мозг работает на полную силу. Поэтому даже незначительная критика, банальная для взрослого человека, для подростка может быть важным фактором развития.
  • Наркотики и алкоголь. Чрезмерная активность мозга подростка делает его буквально «губкой», поглощающей всю информацию из окружающей среды. Мозг быстро реагирует на любые новые задачи, как на положительные, так и на отрицательные, такие как различные вещества, вызывающие привыкание.

Детям не рекомендуется гипноз. МРТ выявил значительные функциональные изменения в мозге после гипноза.

Развитие мозга ребенка. Что важно знать родителям?

Современная педагогика и психология обладает огромным арсеналом научных данных, среди которых особое место занимают нейронауки. Несмотря на то, что полного понимания процесса развития человеческого мозга у ученых пока нет, существует достаточное количество фактов, понимание которых может сильно облегчить жизнь родителей и специалистов, работающих с детьми. Сотрудники Монтессори подготовили обзор основных фактов о работе детского мозга.

Развитие мозга до и после рождения. Почему будущая мама должна хорошо питаться и избегать стрессов, а уже состоявшимся родителям стоит серьезнее относиться к досугу малыша

Развитие мозга начинается ещё до рождения крохи, а полностью взрослым учёные считают мозг людей старше двадцати лет. Самый сложноустроенный орган человека претерпевает множественные изменения, невероятно чувствителен к внешним воздействиям, а также во многом зависит от наследственных факторов. Как же развивается мозг человека?

Что происходит до рождения?

В момент, когда ваш малыш сделал первый вдох, его организм уже проделал огромную работу и заложил основу для всего будущего функционирования крохи. Несмотря на то, что размер его мозга увеличится ещё в 4 раза до своего полного созревания, основная масса нейронов в нём уже существует, а биохимия его уже отлажена.

Тот факт, что мозг, управляющий нашими чувствами, мыслями и способностями, формируется ещё в утробе матери, накладывает большую ответственность на беременных женщин. Нельзя недооценивать научные данные о том, что образ жизни, качество пищи и даже эмоциональное состояние женщины во время беременности имеет огромное влияние на развитие малыша.

Так, например, существуют явные доказательства, что стресс во время беременности нарушает формирование структуры трактов лимбической системы, которая, в свою очередь, ответственна за эмоциональные реакции будущего человека. Прием различных лекарств, в том числе безобидного на первый взгляд парацетамола, ученым удалось связать с гиперактивностью детей, а злоупотребление сахаром во время беременности сказалось на когнитивных способностях детей.

Мозг новорожденного. Какой он?

Уникальность человека в том, что его мозг огромен относительно остального тела, поэтому для прохождения родовых путей ребенок рождается слегка недоразвитым, а почти полного размера (около 80%) мозг достигает уже к трём годам. Вы наверняка знаете о родничке, мягкой зоне на голове новорожденного. Именно эта зона ответственна за возможность рождения человека естественным путём и того самого быстрого роста детского мозга.

Итак, ребенок рождается, а перед ним огромный мир и безумно сложно устроенное общество, в котором ему необходимо научиться жить самостоятельно как можно быстрее. Мозг малыша буквально создан для выучивания огромных объемов информации, ведь синапсы (соединения нервных клеток, которые являются основой всех знаний и умений) формируются гораздо быстрее, чем у взрослых и даже подростков.

Принцип формирования синапсов простой. Чем чаще определенная информация попадает к ребенку, тем более значимой считает её организм, соединение крепнет, а навык и память в этой сфере улучшается. Так жизненно важные навыки (например, речь и ходьба) остаются с малышом на всю жизнь, а случайные события с возрастом забываются. Тот же процесс характерен и для мозга взрослых, но скорость освоения информации у них существенно ниже.

Мозг ребенка жаждет новой информации и учится сортировать её по категориям важной и неважной. Именно поэтому дошкольникам важно регулярно и много контактировать с разнообразной средой. Благодаря балансу между различными активностями (творческими и развивающими занятиями, общением со старшими и сверстниками, игрой в одиночестве, нахождении в городе и на природе, на улице и в помещении и так далее) происходит гармоничное развитие малыша, ведь его мозг регулярно встречается с разнообразными ситуациями и учится адекватно реагировать на разные стимулы и решать разноплановые задачи.

Как растёт мозг?

Структура мозга меняется не только за счёт синапсов. Целые зоны мозга и нервные клетки новорожденного ещё не до конца сформировались к моменту появления малыша на свет.

Зрительная кора

Всем известно, что зоркие глаза малыши приобретают не сразу, а рождаясь едва различают границы предметов и цвета. Это происходит из-за того, что клетки зрительной коры развиваются и учатся распознавать образы перед собой в течения первых шести месяцев!

Удивительно, что даже с такой незрелой системой зрения (даже фокусироваться новорожденные почти не умеют), они уже умеют различать самый важный образ – человеческое лицо. Именно во время визуального контакта с мамой новорожденные тренируют свое зрение и учатся видеть мир.

Развитие органов зрения и зон мозга, отвечающих за зрительную информацию, начинается с визуального контакта с матерью. Специалисты по раннему развитию рекомендуют как можно больше смотреть на ребенка и разговаривать с ним, особенно во время кормления грудью, ведь этим несложным действием вы стимулируете развитие младенца.

Мозжечок

Еще со школьного курса биологии многие помнят, что мозжечок отвечает за развитие движений, к тому же участвует в работе памяти, внимания, освоении речи и даже формировании эмоций. Несложно догадаться, что гармоничное развитие этой важнейшей зоны мозга во многом зависит от достаточной физической активности ребенка. Начиная с переворачиваний и ползания и заканчивая спортивными кружками и занятиями танцами, умеренная физическая активность стимулирует активное развитие мозжечка. Чтобы понять, насколько необходимым является движение для благополучия ребенка, следует лишь упомянуть, что мозжечок увеличивается в три раза только за первый год жизни младенца.

Мозжечок, участвующий в огромном количестве мозговых процессов, развивается только в условиях адекватной физической нагрузки. Именно поэтому родителям младенцев важно давать своим детям возможность двигаться, ползать и хватать предметы вокруг, непременно пробуя их на зуб.

Миелинизация нейронов

Если представить, что нейроны – это провода организма, то миелинизация – это их качественная изоляция. Покрытие отростков клеток специальном веществом (миелином) позволяет нервной системе быстрее и точнее передавать сигналы. Именно из-за незавершенного процесса миелинизации младенцам сложнее обрабатывать информацию и быстро реагировать на изменения в окружении. По этой же причине они не могут совершать тонкие и сложные действия.

От простого к сложному

Решение всё более сложных задач становится по силам молодому мозгу благодаря достройке всё более сложных цепочек нейронов, а также настройке и автоматизации совместной работы этих цепочек. Правило простое: чем больше отдельных операций включает в себя задача, тем позже она станет доступна мозгу. Именно поэтому малыши сначала учатся переставлять ноги, а уже потом могут использовать ходьбу для того, чтобы добраться до нужного места или предмета.

Более подробную информацию о детском мозге можно послушать у заведующего лаборатории мозга и когнитивных исследований Сергея Киселёва:

Как создать оптимальные условия для гармоничного развития мозга ребенка?

Как вы уже поняли, несмотря на роль наследственности в развитии нервной системы детей, грамотно организованная среда имеет гораздо большее значение. В данном разделе мы бы хотели уделить внимание основным характеристикам по-настоящему развивающей среды, положительно воздействующей на гармоничное развитие мозга ребенка с рождения.

Социальное окружение

Стремление быть среди других людей заложено в нас на уровне инстинктов, поэтому неудивительно, что для нормального развития ребенку просто необходим контакт с другими людьми. Наш мозг претерпел множество изменений именно благодаря появлению культуры (например, у человека особенно развиты лобные доли, ответственные за произвольность и сложную обработку информации), поэтому и для его нормального развития ребенку просто необходимо общение с себе подобными. Широкий круг знакомств и возможность общаться со взрослыми и ровесниками в различных условиях стимулирует зоны мозга, ответственные за развитие речи, самоконтроль и эмоциональный интеллект.

Исследователи, изучающие работу мозга людей, которые в детстве были изолированы от общества, отметили, что даже во взрослом возрасте их мозг сильнее реагирует на стресс, более остро реагирует на критику, а также хуже поддаётся осознанному контролю.

Посещение развивающих занятий, вечера в кругу семьи, совместные прогулки с другими семьями и любые другие формы общения необходимы даже самым маленьким детям, ведь они стимулируют развитие мозга ребенка, вследствие чего улучшаются его коммуникативные и когнитивные способности.

Сбалансированное питание

Родителям важно помнить один очевидный факт: являясь органом человеческого организма, мозг нуждается в разнообразном и сбалансированном питании. Даже взрослый мозг очень сильно зависит от качества питания, а для детского мозга здоровая диета критически важна. Мы говорим как о достаточном количестве витаминов и минералов, так и о балансе белков, жиров и углеводов. В настоящий момент неврологи активно изучают влияние различного вида диет на развитие мозга детей, но уже сейчас есть доказательства связи повышенного потребления сахара и когнитивных нарушений у детей, а также пагубного влияния ожирения на работу мозга подростков.

Многие родители ударяются в крайности и вместо разнообразной диеты начинают кормить детей целыми горстями витаминных и минеральных добавок. Помните, что любые пищевые добавки и лекарства следует давать детям только после консультации с врачом и по результатам анализов. Здоровый рацион, включающий овощи, крупы, зелень, животный и растительный белок, растительные и животные жиры в умеренном количестве, а также максимальное исключение ненатуральных добавок и полуфабрикатов вполне достаточно для здорового питания.

Физическая активность

Мы уже писали, что физическая активность критически важна для здоровья детей. Старайтесь прививать у детей любовь к движению уже с первых месяцев жизни, используйте гимнастику для младенцев, позволяйте малышу ползать и трогать разные предметы, знакомьте его с разными поверхностями. Чуть позже смело включайте в распорядок дня физкультминутки, прогулки на свежем воздухе, игры в детских городках, занятия танцами, гимнастикой и интересным для малыша спортом. Старайтесь быть для ребенка примером и не снижайте и собственную физическую активность!

Новые впечатления – залог здоровья!

Мы много раз писали, что для ощущения стабильности, развития чувства времени и улучшения контроля детям важен достаточно жесткий распорядок дня. Тем не менее важно понимать, что содержание занятий должно меняться. Используйте разные виды творческих материалов, посещайте разные детские площадки и парки, ходите в гости, приглашайте другие семьи к себе, разучивайте новые песни и стихи. Новая информация стимулирует образование связей в мозге: чем больше у малыша было позитивного и разнообразного опыта в раннем возрасте, тем легче ему будет справляться с новыми задачами в более взрослом возрасте.

В каждой новой задаче наш мозг ищет сходства со своим прошлым опытом, этим он похож на поисковые системы в интернете. Представьте, что в детстве у каждого человека складывается своя база данных, и именно от её обширности зависит качество работы поисковой системы. Новые впечатления расширяют кругозор ребенка и делают его более успешным и адаптивным в старшем возрасте.

Избегайте травмирующих ситуаций

Несомненно, трудности и разочарования также необходимы ребенку, как и позитивные эмоции, но только проблемы, которые малыш способен решить сам или с помощью родителей не травмируют его психику. Согласитесь, одно дело застать малыша рыдающим из-за того, что шнурки на ботинках не хотят завязываться сами, другое же дело успокоить ребенка, который преждевременно столкнулся с насилием, болезнями или недостатком в семье.

Сотни исследований доказали, что последствия детских травм затрагивают целые зоны мозга, нарушая их связи с другими участками и препятствуя нормальному процессу переработки информации, приводя к посттравматическим расстройствам, депрессии и другим нарушениям.

Выводы

Человеческий мозг – это самый сложный орган организма, неудивительно, что для его развития требуется не один год, а качество его функционирования зависит не только от генетических факторов, но и от особенностей окружающей среды. Понимание принципов развития мозга родителями, позволяет создать для ребенка оптимальную среду.

Заключение

Развитие мозга – это сложнейший процесс, до сих пор не до конца изученный учеными. Тем не менее существует уже достаточно данных, которые позволяют специалистам по детскому развитию делать свои занятия максимально полезными для малышей. Педагоги и психологи детского Монтессори используют только проверенные методики, основанные на научных данных о развитии детей.

Посещение детьми дошкольных клубов и различных развивающих занятий имеет массу преимуществ: ребенок расширяет свой круг знакомств, становится самостоятельнее и увереннее, получает новый жизненный опыт и просто проводит время с пользой, а родители получают несколько часов свободного времени, которые бывают так необходимы. Специалисты наших детских клубов всегда стараются подобрать оптимальную программу для детей в соответствии с предпочтениями семьи. Приходите знакомиться с нашим детским центром на бесплатном пробном занятии, мы обязательно подберем подходящее расписание для вашего малыша!

Статью подготовила Монтессори-педагог Соколова Оксана

Как помочь детскому мозгу развиваться правильно

От чего зависит гармоничное развитие мозга ребенка?

Отвечая на этот вопрос, ученые называют целый комплекс факторов — от характера питания и безопасности социальной среды до перенесенных в младенчестве заболеваний и полученных травм. Огромное значение имеет, конечно, и протекание беременности.
Вообще говоря, заботу о здоровье мозга ребенка следует начинать еще на этапе планирования. Именно для того, чтобы предупредить возможные нарушения его — мозга — развития, врачи назначают будущим мамам фолиевую кислоту (принимать ее нужно еще до зачатия и продолжать после наступления беременности) и профилактические прививки: от гриппа, коклюша, краснухи. А также рекомендуют отказаться от курения и употребления алкоголя.

Как питание связано с развитием мозга?

Кажется, что постулат о важности полноценного питания ребенка усвоен всеми современными родителями. Но что за ним стоит? Как вообще питание связано с мозгом? А вот как: оказывается, развитие мозга может нарушиться, если ребенок недополучает необходимых питательных веществ. В результате мы можем столкнуться с неполноценным развитием оболочки нервных волокон (миелина) и/или недостаточным размером самого мозга.

Конечно, мы помним, что интеллектуальный потенциал зависит не только от размеров головного мозга. Но если размеры уменьшены из-за недоедания, это может привести к снижению способности ребенка усваивать знания и адекватно общаться.

При недостаточном поступлении питательных веществ рост головного мозга плода и новорожденного замедляется. А это имеет долгосрочные последствия: отрицательно сказывается на поведении ребенка, в том числе на его доброжелательности. Вот настолько еда связана с развитием мозга!

Впрочем, не пугайтесь: если кормящая мать и ее ребенок не находятся в условиях голодания — будь то по социальным причинам или же в силу какой-либо противоестественной диеты — вероятность дефицита массы головного мозга младенца минимальна.

Что происходит с мозгом ребенка во время и после беременности?

Как питательные вещества попадают в организм плода во время беременности? При попадании в желудок будущей мамы, пища под воздействием ферментов начинает распадаться до мельчайших частиц, которые всасываются ворсинками кишечника и попадают в кровь беременной женщины. Поскольку у матери и плода единый кровоток, то полезные вещества получает и организм плода. Поэтому так важно во время беременности включать в свой рацион сезонные овощи и фрукты, птицу, говядину, орехи и продукты с содержанием цельнозерновой муки. Добавьте во время беременности в свой ежедневный рацион 10-12 лишних граммов белка — например, в виде нежирного творога, сыра, молочнокислых продуктов, — и протеины станут “кирпичиками” для построения новых клеток формирующегося тела плода.

И если белки совершенно точно нужны и будущем ребенку, и матери, то такая важная составляющая здорового питания, как полиненасыщенные жирные кислоты, во время беременности необходимы главным образом женщине. Дело в том, что во время беременности они не оказывают существенного влияния на мозг плода и его будущий интеллектуальный потенциал, зато позволяют повысить эластичность родовых путей, что будет актуально во время родов.

Как питание влияет на мозг ребенка до шести месяцев?

Постарайтесь наладить грудное вскармливание — это оптимальный способ получения всех необходимых питательных веществ для младенца. К тому же у детей на грудном вскармливании более интенсивно происходят процессы формирования белого вещества головного мозга. Возможно, этому способствуют липиды грудного молока — арахидоновая (ARA) и докозагексаеновая (DHA) жирные кислоты. Они активно участвуют в раннем развитии нервной системы, образовании миелина (основного компонента белого вещества мозга) и формировании связей между нейронами.

Однако если грудное вскармливание невозможно, паниковать не нужно. Потребность ребенка (и его мозга!) в жирных кислотах можно удовлетворить с помощью заменителей грудного молока. Выбирая смесь, обратите внимание на те, что обогащены жирными кислотами. Чем больше длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислот (ищите на упаковке надписи ARA и DHA) в рационе ребенка, тем лучше: они благотворно влияют на развитие нервной системы и функций всего организма в целом.

Чем кормить ребенка, чтобы его мозг хорошо развивался?

Специалисты рекомендуют начинать давать малышу продукты прикорма (то есть новые виды пищи, кроме грудного молока и детской смеси), когда ему исполнится шесть месяцев. Это важно не только потому, что ребенку необходимо расти и набирать здоровый вес, но и для развития мозга: протеины, ненасыщенные жиры, углеводы, макро- и микроэлементы — нервные клетки используют все эти составляющие для своей функциональной активности и в качестве строительного материала.

Как понять, что пора вводить прикорм? Как правило, начинать можно тогда, когда малыш демонстрирует комплекс следующих навыков:

  • сидит практически без поддержки;
  • хорошо контролирует положение головы;
  • проявляет пищевой интерес, то есть открывает рот и наклоняется вперед, когда ему предлагают еду.

Существует множество схем введения прикорма, но классические рекомендации звучат так: стартовать следует с монокомпонентных каш или овощей. К семи-восьми месяцам рацион можно разнообразить: помимо овощей и злаковых каш предлагайте малышу мясо (или другие белки), фрукты, овощи, йогурты, сыр. Присмотритесь к новым видам каш — многокомпонентным: в них содержится достаточное количество ингредиентов, способствующих развитию головного мозга.

Несмотря на то, что рыба и зелень не самые любимые детьми продукты, все-таки следует постараться приучить к ним ребенка. Не только потому, что это поможет расширить меню и установить здоровые пищевые привычки. В рыбе и зелени содержатся фолиевая кислота и полиненасыщенные жирные кислоты, которые являются физическим фундаментом для формирования интеллекта.

Обратите внимание на растительное масло: если жирные кислоты из оливкового пойдут прямо к клеточкам мозга для их качественной работы, то компоненты подсолнечного масла могут быть задействованы в воспалительных процессах, которых хотелось бы избежать.

Что такое стимулирующая среда и при чем тут детский мозг?

Результаты многолетних исследований показывают: на первом году жизни на развитие головного мозга может воздействовать и социальное окружение ребенка. Под ее влиянием формируется такое свойство мозга, как нейронная пластичность — способность физически изменяться в ответ на приобретаемый опыт. Чем больше внимания и заботы получает ребенок, тем более цельной личностью он растет и тем лучше развивается его мозг. Напротив, недоедание и жестокое обращение в детстве на протяжении всей жизни снижают активность гена, защищающего головной мозг от воздействия гормонов стресса.

Что нужно сделать, чтобы создать вокруг ребенка правильную среду? Вот ее основные компоненты:

  • родительское внимание — зрительный контакт и ощущение безопасности способствуют формированию новых связей между нейронами мозга, которые позже будут задействованы в процессе обучения и установления контактов с новыми людьми;
  • общение с семьей — это первый опыт общения ребенка; если он положительный, то ребенок привыкает генерировать положительные эмоции, формирует позитивный эмоциональный интеллект; в свою очередь отрицательные эмоции, которые ребенок испытывает, если на него кричат, подвергают эмоциональному и физическому насилию, делают ребенка замкнутым, закрытым для новых знаний и реализации своего потенциала;
  • игры и общение — у ребенка должна быть возможность рассматривать картинки и предметы, слышать разнообразные звуки и речь, прикасаться к разным вещам; это стимулирует различные анализаторы, вовлекает в активное функционирование те или иные отделы коры головного мозга.

Как видите, развитие мозга ребенка — это комплексный процесс, который мы с вами можем контролировать, выполняя самые базовые родительские действия: кормить, заботиться, следить за здоровьем и создавать питающую среду. Это несложно, зато сколько пользы! А чтобы разбираться в вопросе еще лучше, читайте рекомендации на сайте #ПищаДляУма.

Узнать про продукты, полезные для мозга ребенка

Прочитать о пользе жирных кислот в рационе ребенка

Узнать про три главные компонента детского питания

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]