Дети с ослабленной функцией правого полушария обычно хорошо успевают в учебе, но могут испытывать трудности в социальном и поведенческом плане. Наш мозг состоит из двух полушарий. Дети с поведенческими, академическими, социальными или другими проблемами часто имеют дисбаланс, когда они преимущественно используют одну часть мозга. Это приводит к тому, что одна сторона мозга становится сильнее, а другая развивается медленнее.
Хотя исследования показали, что мы используем весь наш мозг для обработки информации, дети, как правило, демонстрируют характеристики, связанные с «доминирования» разных полушарий мозга. Когда-то считалось, что мозг статичен, не может расти или меняться. Но обширные исследования и глубокое изучение эпигенетики показали, что мозг замечательно адаптируется, способен создавать новые нейронные связи в ответ на стимулы в окружающей среде. Это раздел науки, называемый нейропластичностью.
Понимание различных реакций мозга может сильно повлиять на то, как ваши дети учатся. Проблемы, о которых чаще всего сообщают дети и подростки, связанные я явным доминированием одного из полушарий при обработке информации, включают:
- Склонность отвлекаться и проблемы с концентрацией внимания
- Неравномерное внимание к детали
- Проблемы с тайм-менеджментом
- Проблемы с организацией
- Импульсивность
- Перепады настроения и колебания поведения
- Проблемы с сенсорной обработкой
«Баланс мозга» (Brain Balance) не требует, чтобы у ребенка был медицинский диагноз, и мы не говорим о клинической диагностике заболеваний. В этой статье мы сосредоточены на понимании проблем, с которыми сталкиваются эти дети, и на помощи им в развитии и укреплении нейронных связей. Исследование показало, что уникальные проблемы, с которыми сталкивается ваш ребенок, могут быть связаны со слабыми связями в разных областях мозга. К счастью, у школьников учащихся дома (сегодня, это практически каждый школьник) есть бесконечные возможности для творчества, индивидуализации и эффективности в удовлетворении потребностей детей с доминирующими характеристиками правого полушария.
Что если у вашего ребенка доминирует правое полушарие?
Ученые доказали, что дети с сильным левым полушарием, любят структуру, сосредотачиваются на деталях, любят организованность и логику. Они с легкостью могут выражать свои чувства и мысли словами. Запоминание дается им легко, и учащиеся с доминирующим левым полушарием, как правило, лучше всего учатся повторяя. Эти дети работают эффективно, применяя поэтапный последовательный подход, любят работать независимо, хорошо чувствуют время и объективны.
Письмо и правописание, как правило, дается этим учащимся легко, и они, как правило, хорошо учатся «по инструкциям». Арифметика с ее логическими последовательными шагами также является предметом, в котором дети с доминирующим левым полушарием часто преуспевают, хотя концептуальные математические предметы, такие как геометрия или химия, могут даваться им сложнее. Дети с сильным левым полушарием, как правило, извлекают пользу из обучения «на слух» и часто рано демонстрируют академические способности.
С другой стороны, учащиеся, ориентированные на правое полушарие, обладают визуальными способностями. Они фокусируются на целостных концепциях, а не на деталях, имеют тенденцию быть неструктурированными и импульсивными и творческими. Они часто демонстрируют мастерство в искусстве или музыке. Этим детям не нравится работать самостоятельно; лучше всего они учатся в ходе обсуждения, взаимодействия, сотрудничества и активного участия в том, что они изучают.
Дети с доминирующим правым полушарием думают картинками, а не словами, обычно имеют хорошее чувство пространственной ориентации (но плохое чувство времени) и настроены на эмоции. Эти дети предпочитают основную идею деталям и часто учатся скачкообразно, а не в постоянной последовательности. Учащиеся, ориентированные на правое полушарие, часто приходят к выводам интуитивно, не зная, по каким шагам они пришли к ответу, и часто предпочитают визуальный или кинестетический стиль обучения. Дети с ориентацией на правое полушарие нередко «поздно расцветают» в учебе.
Что если у вашего ребенка доминирует левое полушарие?
В другом исследовании ученые сфокусировались на «супер силах» детей, у которых левой полушарие очевидно доминирует в поведенческих паттернах. Левое полушарие мозга контролирует обучение и обработку информации. Дети со слабым правым полушарием, как правило, более аналитичны в своем мышлении и обычно хорошо успевают в учебе. Они лучше запоминают большие объемы данных, имеют большой словарный запас и ориентированы на детали.
Если у вашего ребенка доминирует левое полушарие, вы заметите, что он или она проявляет определенные черты дома. Например, он или она может придерживаться одного и того же распорядка, например, есть одни и те же продукты на завтрак, обед и ужин. Дети с доминантным левым полушарием также хорошо следуют указаниям.
Одна из самых заметных характеристик доминирования левого полушария — аккуратная комната. Если вы редко говорите своему ребенку, чтобы он убирался, возможно, у него или нее доминирует левое полушарие. Каким бы полезным это ни было дома, вы можете заметить, что многие дети с мощным левым полушарием не очень эмоциональны и нежны. Вместо этого они склонны к логическому мышлению и, согласно Funderstanding, часто любят проводить время в одиночестве.
Тренировки для синхронизации мозговых полушарий
Гимнастика, способствующая синхронизации (объединению функций) полушарий мозга, улучшает координацию движений, повышает концентрацию внимания, интеллект, способность к обучению. Ее польза также состоит в устранении беспокойства и агрессии.
Перекрестные движения
Локоть левой руки касается колена правой ноги, локоть правой руки – колена левой ноги (учитывайте тот факт, что сначала может не получиться). Повторите 20 раз. Хорошо делать это упражнение ежедневно. С перекрестными движениями может справиться даже ребенок, но целесообразно комбинировать их с однонаправленными движениями (правая рука – правая нога, левая рука – левая нога, повтор – 10 раз). Заканчивать занятие следует всегда перекрестным движением.
Соединенные пальцы
Поместите пальцы обеих рук друг к другу верхними суставами и в течение минуты представляйте букву X (большой палец левой руки с большим пальцем правой руки, указательный палец правой руки с указательным пальцем левой руки и т.д.). Левая рука представляет правое полушарие, правая – левое. Использование метода X заставляет полушария сотрудничать.
Хлопанье в ладони
Занятие подходит для детей и взрослых. В парах или каждый сам (например, напротив стены) следует хлопать в ладони перекрестно и параллельно. Заканчивается упражнение всегда перекрестным хлопаньем.
Лежачая восьмерка
Карандашом или фломастером нарисуйте максимально большую восьмерку на бумаге A3 или A4. Чем большую восьмерку нарисуете, тем лучше; в ходе работы используйте следующий путь:
- 3 раза обведите правой рукой, начните с центра, продолжите влево или вправо вверх;
- 3 раза то же самое повторите левой рукой;
- 3 раза обеими руками обведите восьмерку в одном направлении (обе руки удерживают один карандаш или по одному карандашу в каждой руке);
- 3 раза обеими руками обведите восьмерку в противоположных направлениях; начните с середины: левая рука налево вверх, правая – направо вверх, затем руки перекрещиваются, заканчивают восьмерку.
Во время тренировки не наклоняйте голову, совершайте глазами вращения, повторяющие движения рук. Упражнение помогает улучшить координацию рук, глаз, синхронизировать оба полушария мозга.
Игривое рисование (двойной рисунок)
В каждой руке держите по карандашу или фломастеру (фломастер лучше скользит по бумаге), обеими руками одновременно рисуйте фигуры, лица, символы – любые рисунки (дом, солнце, дерево).
Слон (восьмерки ушами)
Слегка расставьте ноги, согните их, вытяните одну руку в сторону, наклоните к ней голову (ухо прикасается к плечу этой руки). Глазами следите за протянутыми пальцами вытянутой руки. Пишите в воздухе максимально большие лежачие восьмерки. Начинайте от центра, продолжайте вправо или влево вверх. Поменяйте руки, повторите 10 раз в каждую сторону. Альтернатива: вместо восьмерки пишите буквы (слова).
Кобра
Лягте на живот, согнутые руки лежат ладонями на полу под плечами, ноги вытянутые. При выдохе поднимите голову, упритесь в вытянутые руки (положение кобры). Дышите свободно. Через 5-10 секунд медленно вернитесь в начальную позицию. Положите лоб на пол, некоторое время отдохните. Повторите 4 раза.
Сова
Поместите правую (левую) руку на левое (правое) плечо над лопаткой, вдохните. При выдохе поверните голову влево (вправо), оглянитесь назад через плечо, поверните голову назад. При следующем выдохе поворачивайте голову на другую сторону плеча, с вдохом вернитесь в начальную позицию. Затем голову наклоните к груди, оказывая нагрузку на мышцы шеи. Повторите 4 раза.
«Колпак мышления»
Это упражнение для синхронизации полушарий мозга можно выполнять 2-мя способами.
- Поместите большой палец в середину уха, двумя пальцами возьмите мочку сзади, массируйте (как будто хотите вывернуть ухо). Повторите 3 раза снизу вверх. Одновременно массируйте оба уха.
- Массируйте от верхней части до мочки (3 раза).
Жонглирование 3-мя шарами
При жонглировании посмотрите мимо шаров, не концентрируйте на них внимание, иначе не поймаете. При этом упражнении работают два полушария мозга, преодолевается хватательный рефлекс, тем самым, освобождается ум. Тренировка устраняет блокировки тела.
Параллелизм
Возьмите лист бумаги, в каждую руку карандаш. Обеими руками одновременно рисуйте зеркальные фигуры – цифры, буквы, фигуры… Если поначалу трудно, помогайте себе инструкциями вслух – рисую вниз, рисую вправо…
Барабаньте обеими руками, каждой рукой создавая разный ритм.
Поглаживание живота, постукивание на темени
Правой рукой поглаживайте живот по часовой стрелке, левой рукой постукивайте по верхней части головы (при легких постукиваниях усиливается мышление, активируется синхронизация мозга). Поменяйте руки, повторите.
Описывание кругов
Поднятой правой ногой описывайте круги по часовой стрелке. Левой рукой описывайте круги против часовой стрелки. Оба движения делайте одновременно.
Дети со слабым правым полушарием в школе
Родители не единственные люди, которые могут заметить особенности доминирования левого полушария у детей. Учителя также часто замечают характеристики, основанные на том, как дети с сильным левым полушарием ведут себя в школе. Хорошая новость заключается в том, что согласно Psychology Today, школы обычно обслуживают детей со слабым правым полушарием, поскольку большинство классов требуют хороших аналитических навыков. Дети со слабыми характеристиками правого полушария обычно преуспевают в:
- Науке
- Математике
- Чтении
- Запоминании
- Постановке целей
Многие из этих детей предпочитают учиться в одиночестве, поэтому убедитесь, что у вашего ребенка есть тихое место для выполнения домашних заданий. Кроме того, поскольку многие дети со слабостью правого полушария, как правило, хорошо справляются со списками, дайте ребенку возможность составить как можно больше списков, предоставив ему доску, бумагу и письменные принадлежности. Ваш ребенок не только будет благодарен за помощь, но и, вероятно, добьется успехов в школе и дома.
Факты об амбидекстрах
- Амбидекстры быстрее принимают решения.
- Такие люди могут легко выполнять многозадачные дела.
- Уровень IQ амбидекстров выше, чем у левшей и правшей.
- Среди известных и самых выдающихся амбидекстров можно выделить Леонардо да Винси, Джимми Хендрикса и Марию Шарапову.
- Амбидекстрия может быть врождённой (1% детей) или приобретённой, развитой самостоятельно.
- Амбидекстры гиперактивы.
- Амбидекстры могут писать одно и то же слово или рисовать одну и ту же фигуру двумя руками одновременно.
Как использовать эту информацию, чтобы помочь своему ребенку?
Если у ребенка слабое правое полушарие, он может быть социально незрелым и мало интересоваться спортом или активным отдыхом. Вместо того чтобы заставлять ребенка ходить на карате и балет, помогите ему развить свои супер силы. Отдайте ребенка в СТЕМ школу, на курсы программирования, купите ему вспомогательную литература по физике, биологии или даже иностранному языку.
Ученые, занимающиеся нейропластикой мозга, рекомендуют родителям не стремиться к «абсолютному балансу мозга». (Например, пытаться компенсировать любовь к науке, спортивными начинаниями.) Развитие способностей вашего ребенка, если оно не имеет клинических предпосылок (Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD), Oppositional Defiant Disorder (ODD), Processing Disorders (APD), Visual, Sensory Disorders (SPD) , Learning Disorders (Dyslexia, Dysgraphia, Dyscalculia, Dyspraxia) не требуют вмешательства со стороны.
Работа с левым полушарием может помочь ребенку с предрасположенностью к искусству, так же как и ребенку, который любит физику. Мало того, развитие левого полушария устраняет проблемы концентрации и рассеянного внимания, вне зависимости от того, какое полушарие у него доминирует. Наша команда готова помочь вам. Уделите секунду, чтобы заполнить нашу форму.