Левое полушарие мозга отвечает за что? Как развить левое полушарие мозга?

Основная информация

В самом начале стоит сказать о том, что мозг человека состоит из двух полушарий – правого и левого. Эти части разделены корой головного мозга, однако обмен информацией происходит через так называемое мозолистое тело. Для наглядности работы обеих полушарий можно провести довольно-таки простую аналогию с компьютером. Так, в данном случае левая часть мозга отвечает за последовательное выполнение задач, т. е. является основным процессором. Правое же полушарие может выполнять несколько задач одновременно, и его можно сравнить с дополнительным процессором, который не является ведущим.

Удивительные способности мозга

Однако это не первый удивительный случай. В литературе описано множество других случаев о способности мозга к адаптации в неожиданных ситуациях. Так, у одного мальчика была удалена треть правого полушария, включая часть мозга, ответственную за зрение. Но через несколько лет после операции нейробиологи обнаружили, что левая сторона его мозга начала выполнять зрительные функции отсутствующей левой стороны, и он по-прежнему все прекрасно видит, как сообщает издание Live Science. Еще одно исследование, опубликованное в журнале Neron, посвящено небольшой группе женщин, которые могут чувствовать запахи, несмотря на отсутствие обонятельных луковиц и области в передней части мозга, которая обрабатывает информацию о запахах. Хотя до сих пор остается загадкой как именно это происходит, неясно, исследователи полагают, что, возможно, другая часть мозга взяла на себя задачу обработки запахов.

Авторы нового исследования надеются, что смогут лучше понять, как мозг реорганизует себя после травмы или инсульта и как некоторые области мозга компенсируют утраченные или поврежденные. Возможно, в конечном итоге, благодаря этой работе ученые смогут помочь большому количеству людей, страдающими от последствий травм и различных заболеваний головного мозга.

Работа полушарий

Если говорить кратко, то левое полушарие мозга отвечает за анализ и логику, в то время как правое полушарие – за образы, мечты, фантазии, интуицию. У каждого человека обе части данного органа должны функционировать равномерно, однако всегда одно из полушарий будет работать более активно, а другое – как вспомогательный элемент. Из этого можно сделать простой вывод, что у творческих личностей более развито правое полушарие мозга, в то время как у людей деловых – левое. Разберемся подробнее в том, какие функции выполняет левое полушарие мозга.

Отличие левого и правого полушария головного мозга

Функции головного мозга разделяются примечательным образом. К примеру, приблизительно 95% всех взрослых людей используют левое полушарие в языке (устной речи, письме и понимании). Вдобавок левое полушарие обладает превосходством в математике, определении времени и ритма, координировании порядка сложных движений, таких, которые требуются для осуществления речи.

Напротив, правое полушарие реагирует только на простейший язык и счет. Работа с правой стороной мозга подобна разговору с ребенком, который понимает лишь с десяток слов. Чтобы ответить на вопросы, правое полушарие должно использовать невербальные реакции, например указание рукой на объекты.

Хотя правая сторона мозга и слаба в языке, она обладает собственными талантами, прежде всего перцептивными навыками. Во время теста правое полушарие лучше распознает узоры, лица и мелодии, решает конструкторские задачи или рисует картинку. Оно также участвует в распознавании и выражении ЭМОЦИЙ.

О людях

Что можно в общем сказать о людях, у которых более активно и развито именно левое полушарие мозга? Так, подобные личности организованы, они любят порядок, всегда соблюдают все сроки и графики. Они легко воспринимают информацию на слух и почти всегда приходят к своей цели, так как их поступки подчинены здравому смыслу, а не порывам души. Однако нельзя о таких личностях сказать, что им чуждо искусство. Вовсе нет, однако в творческой деятельности эти люди выберут то, что имеет форму и смысл, отказываясь от абстракции и недосказанности.

Необходимые условия для развития мозга ребенка

Природа снабдила человеческий мозг огромным количеством нейронов, составляющих его ядро. Их многообразные связи обеспечивают сознание, мышление, память, координацию и функционирование всего организма. Именно их формирование и обеспечивает развитие мозга.

Активный процесс происходит до трехлетнего возраста ребенка, после которого темп развития значительно снижается. Полное физиологическое формирование завершается к 6-7 годам, когда человек полностью готов к восприятию информации, ее анализу и сознательной мыслительной деятельности.

Исследователи выделяют такие важные факторы, влияющие на развитие мозга:

  1. Речь. Словесная информация, поступающая ребенку, становится главным стимулятором. Чем раньше и больше младенец получает языковое окружение, тем быстрее развивается мозг. Словесная информация стимулирует образования связей для обработки поступающей информации. Важно понимать, что невозможно произнести какое-либо слово, не услышав его, хотя бы один раз. Родительская речь закладывает словарный запас и навыки общения в первые 2-3 года после рождения.
  2. Стабильность и стресс. Мозг младенца мгновенно реагирует на любые внешние раздражители. Стабильная, спокойная обстановка обеспечивает нормальные условия для развития. Угнетающими факторами для него становятся стрессы, порождающие внутренние раздражители. Мозг ребенка полностью переключается на такие воздействия. Длительные стрессовые ситуации ведут к выработке кортизола и иных опасных гормонов, изменяющих всю мозговую структуру.
  3. Эмоции. Положительные эмоции у ребенка способствуют нормальному развитию мозга. Заботливое отношение родителей и благоприятная внешняя обстановка создают базу для формирования ответной реакции на будущее обучение. Оно устанавливает доверие и необходимые взаимоотношения малыша с взрослыми людьми.
  4. Похвала. Исследования показали, что похвалы за старания ребенка в возрасте 1-3 года стимулируют тягу к расширению кругозора и в будущем. Важно понимать, что положительный эффект дает поощрение усердия, а не похвалы за врожденные таланты.
  5. Плач. Установлено, что отсутствие реакции на плач младенца нарушает нормальное развитие мозга, усиливая влияние вредных стрессов. Внимание родителей к детскому плачу закладывают основу доверия и привязанности.

Серьезные споры ведутся по поводу влияния телевизора на развитие мозга ребенка. Большинство психологов сходятся на том, что его нельзя считать помощником в этом важном процессе. Телевизионная информация практически не откладывается в младенческом мозге. В то же время, та же информация, прозвучавшая из уст матери усваивается хорошо.

О развитии

Нередко людей интересует вопрос, как развить левое полушарие мозга. Стоит сказать о том, что сделать это возможно. Достаточно просто периодически тренировать свой «компьютер». Так, для этого могут быть полезными следующие упражнения:

  1. Физические нагрузки на организм тесно связаны с работой мозга. Если больше времени уделять развитию правой половины тела, соответственно, более активно будет работать левое полушарие мозга.
  2. Так как левое полушарие мозга отвечает за логику и решение математических задач, нужно больше времени уделять именно этому занятию. Начинать нужно с более простых математических упражнений, постепенно повышая планку. Активность данного полушария, несомненно, приведет к его дальнейшему развитию.
  3. Довольно-таки простой совет, как развить левое полушарие мозга, заключается в необходимости разгадывать кроссворды. В таком случае человек чаще всего действует аналитически. А это приводит к активизации именно левой половины мозга.
  4. Ну и, конечно же, можно подобрать специализированные, разработанные психологами тесты, которые помогают активизировать и развить желаемое полушарие мозга человека.

Сферы влияния полушарий мозга

Основными функциями левого полушария являются логическое мышление и речь. Левое полушарие ориентировано на работу с цифрами и буквами.

Левое полушарие определяет такие способности человека:

  • логическая обработка информации;
  • аналитическое мышление: анализ фактов, распознавание письменных знаков и символов;
  • математические способности: решение математических задач, распознавание математических символов и чисел;
  • способность к чтению: распознание букв, понимание буквального смысла слов;
  • способность к письму;

  • речь и контроль над ней;

  • способность изучать иностранные языки.

Основными функциями правого полушария являются образное мышление и интуиция. Правое полушарие ориентируется на образы и эмоции.

Правое полушарие определяет такие способности человека:

  • образное восприятие и обработка всей информации сразу, целиком, способность воспринимать совокупность чего-либо как единый образ;
  • обработка невербальных сигналов: понимание невербальной информации, поступающей в виде образов и символов, сигналов тела как извне, так и изнутри человеческого организма;
  • ориентация в пространстве: способность определить свое местонахождение и положение предметов в пространстве;
  • творческие способности: к музыке, рисованию, стихосложению и другие;
  • понимание смысла слов и метафор;
  • воображение: способность представлять, мечтать, фантазировать и понимать результаты работы воображения другого человека;
  • эмоциональное восприятие (хотя за эмоциональную сферу человека отвечает другой отдел мозга, правое полушарие подключает ее к процессу восприятия мира);
  • способность воспринимать и верить в иррациональные явления.

Слаженная работа

Следует упомянуть и о том, что оба полушария мозга нужно развивать одновременно. Ведь только разносторонне развитый человек является талантливым, более конкурентоспособным на рынке труда и уникальным по своим возможностям. Более того, существуют люди, которых называют амбидекстры. Оба полушария мозга у них развиты одинаково. Они могут все действия выполнять в равной степени хорошо как правой, так и левой рукой. У таких людей нет выраженного, ведущего полушария, в работу задействованы обе части мозга в равной степени. Достичь такого состояния можно упорным трудом и тренировками.

Гармония прежде всего

В раннем детском возрасте оба полушария обычно развиты одинаково, но впоследствии почти у всех, кроме левшей, доминирует левое. Поэтому развитие левого полушария не столь актуально, как правого. Тем более что и в детских садах, и в школах обращают внимание на развитие у детей аналитических способностей.

Задача родителей — приложить усилия по гармоничному развитию у ребенка обоих полушарий, развивая их параллельно, чтобы он мог в будущем в соответствии с той или иной ситуацией активировать нужное.

Чрезмерное же развитие левого приводит к отсутствию у человека креативных и творческих способностей, а правого — к трудностям с концентрацией внимания, последовательностью действий, целеустремленностью и реализацией идей.

Однако при нарушениях функции левого полушария особое внимание нужно уделить именно ему.

Причина болей

Бывает так, что у человека левое полушарие мозга болит. Почему так происходит? Наиболее распространенная причина – это мигрень. В таком случае болевые ощущения локализируются именно в левой части головы. Длительность данного состояния также бывает разной – от нескольких часов до пары суток. Среди основных причин возникновения данного состояния ученые выделяют следующие:

  1. Физическая усталость.
  2. Стрессы.
  3. Жара и обезвоживание организма.
  4. Натяжение серповидной перегородки головного мозга.
  5. Заболевания тройничного нерва, его воспаления.
  6. Бессонница.

Однако если у человека периодически болит левое полушарие головного мозга, все-таки стоит обратиться за врачебной консультацией. Ведь далеко не всегда этот симптом является безобидным. Нередко головные боли в определенной части головы свидетельствуют об опухолях, тромбозе или иных тяжелых проблемах, которые могут угрожать не только здоровью, но и жизни пациента.

Развитие мышления – главное условие успеха

В первую очередь чтобы стать человеком мыслящим и благодаря этому преуспеть в жизни, необходимо менять свое мышление. Как мыслят успешные люди? Они считают, что изменение мышления необходимо для достижения целей. Изменяя мышление, делая его более плодотворным, избавляясь от стереотипов и находя новые подходы, человек последовательно меняет:

  • Убеждения;
  • Ожидания;
  • Жизненную позицию;
  • Поведение;
  • Работоспособность;
  • Жизнь.

Начать изменять мышление можно с гармоничного развития полушарий мозга. Психологи разработали для этого комплекс упражнений. Большинство из них направлены на разработку рук. Рекомендованы занятия музыкой (пианисты вынужденно развивают обе руки одинаково), спортивные асинхронные упражнения (правой рукой рисуем в воздухе круг, левой – квадрат, или обеими руками пытаемся нарисовать одинаковые картинки синхронно), техники нейро-лингвистического программирования.

Если «проседает» левое полушарие, поможет решение кроссвордов, изучение иностранных языков, игра в шахматы. Если не хватает активности правого полушария, правшам следует начать выполнять повседневные дела левой рукой, развивать визуализацию, тренировать тактильные ощущения. Как видите, развить способности мозга можно самостоятельно, но для этого требуется усидчивость и терпение.

Если вы хотите, чтобы ваши дети умели мыслить более продуктивно, нужно приложить достаточно много усилий для развития паттернов их мышления. От этого обязательно будет толк, рано или поздно вы заметите, что их мыслительный процесс изменился, и это помогает вам менять свою жизнь. Развитое мышление в современном обществе является определяющим фактором успеха. Almamat, как первая в России онлайн школа STEM может предложить вашим детям практичный и нескучный подход к тренировке и развитии «левого полушария. Модульный индивидуальный подход к формированию эффективных программ по развитие мышления направлен на ускорение мыслительного процесса, улучшение аналитических способностей, развитие критического мышления. Мы стремимся увести ваших детей от шаблонов и стереотипов к навыкам и профессиям будущего. Всё это поможет вашему ребенку стать человеком мыслящим и успешным!

Геморрагический инсульт

Геморрагический инсульт – это внутримозговое кровоизлияние. Что же в таком случае происходит с человеком? К каким последствиям может привести кровоизлияние в левое полушарие мозга?

  1. Нарушения двигательной активности. Если кровоизлияние произошло в левой части мозга, пострадает, в первую очередь правая сторона тела пациента. Могут возникнуть трудности при ходьбе, координации. Односторонние нарушения движения в медицине называют гемипарезом.
  2. Нарушение речи. Как уже было выше сказано, именно левое полушарие мозга отвечает за восприятие символов и чисел, а также за чтение и письмо. Когда же происходит кровоизлияние именно в эту часть мозга, человек с трудом начинает не только говорить, но и воспринимать слова окружающих. Также возникают проблемы с письмом и чтением.
  3. Переработка информации. В случае кровоизлияния в левую часть головы человек перестает логически мыслить, обрабатывать информацию. Понимание становится заторможенным.
  4. Иные симптомы, не связанные с деятельностью именно левого полушария. Это могут быть болевые ощущения, психологические нарушения (раздражительность, депрессия, колебание настроения), проблемы с дефекацией и мочеиспусканием.

Инвалидизация после кровоизлияния высока и составляет примерно 75% всех случаев. Если же вовремя не определиться с причиной данной проблемы, возможно повторное кровоизлияние, которое может привести даже к смерти больного.

Лингва Бона®

СОСТОЯНИЕ ВНУТРИ- И МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

У ДЕТЕЙ С МОТОРНОЙ ДИСФАЗИЕЙ

ПО ДАННЫМ КОГЕРЕНТНОГО АНАЛИЗА ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ

АнисимовГ.В., СавельеваН.А. CONDITION OF COMMUNICATIONS IN HEMISPHERES AND BETWEEN HEMISPHERES OF THE BRAIN AT CHILDREN WITH THE MOTOR DYSPHASIA ACCORDING TO ELEKTROENTSEFALOGRAFIYA’S COHERENT ANALYSIS Anisimov G. V., Savelyevа N. A. Пермская государственная медицинская академия, кафедра неврологии педиатрического факультета, г. Пермь Первый медико-педагогический , г. Пермь.
Речь занимает особое положение в ряду когнитивных функций, которая служит средством «оречевление» произвольной психической деятельности, а с другой, сама является базой для развития познавательной сферы. Поэтому задержка темпов становления речи, в частности моторная дисфазия (МД), может приводить к дизонтогенезу высших психических функций [1,2,5,6,7].

Одним из аспектов патогенеза МД рассматривается морфофункциональная незрелость связей и разобщенность между зонами мозга, участвующими в формировании у ребенка речи [2,8]. Наряду с клиническими, нейропсихологическими и логопедическими методами обследования детей с МД внедрение в клиническую практику современных количественных способов оценки электроэнцефалографии (ЭЭГ) позволит прояснить мозговые механизмы расстройств речи и объективно оценить эффективность лечебно-коррекционных мероприятий.

Одним из методов количественной обработки ЭЭГ является когерентный анализ. Когерентность является мерой синхронизации между двумя различными скальповыми отведениями, с функциональной точки зрения отражает степень пространственно-временных отношений или состояние функциональной интеграции нейронов в анатомически связанных структурах, генерирующих разряды синхронно [4]. К сожалению, метод до сегодняшнего дня не нашел должного клинического применения. Имеется недостаточно исследований, посвященных сопоставлению клинических и нейропсихологических синдромов с результатами когерентного анализа ЭЭГ. Это обусловливает сложность интерпретации полученных результатов для ежедневной врачебной практики и активного использования метода.

Целью нашего исследования явилось изучение функциональной интеграции различных зон мозга у детей с моторной дисфазией методом когерентного анализа ЭЭГ.

Под нашим наблюдением находились 18 детей, из них 6 девочек (33,3%) и 12 мальчиков, в возрасте 2 года 9 месяцев – 3 года 6 месяцев (средний возраст 3 года 2 месяца) с диагнозом моторнаядисфазия. Диагноз устанавливали на основании данных анамнеза, неврологического и нейропсихологического статуса и осмотра логопедом. Фразовая речь отсутствовала, имелись звукоподражание и лепетные слова, дети применяли невербальных средства общения при выполнении инструкций.

Ведущими нейропсихологическими синдромами у детей были кинестетическая и динамическая диспраксия, нарушение реципрокной координации, парциальное левшество.

Регистрацию ЭЭГ осуществляли с использованием программно- аппаратного комплекса Нейронспектр – 4/ВП. Электрода на голове размещали по стандартной схеме 10-20. Определяли среднюю когерентность (СК) в диапазоне от 2 до 20 Гц, которая выражается в величинах коэффициента от 0 до 1. Чем выше значение когерентности, тем существеннее связь данной точки мозга с другой, выбранной для измерения. Для оценки уровня внутриполушарной интеграции по средним кортико- кортикальным путям мы использовали пары отведений со средним расстоянием (FP1-C3, FP2-C4, C3-O1, C4-O2, FP1-T3, FP2-T4, T3-O1, T4-O2). Межполушарные пары включали короткие (FP1-FP2, F3-F4, C3-C4, P3-P4, O1-O2) и длинные (F7-F8 T3-T4 T5-T6). Помимо анализа уровня пространственно-временных отношений (интеграции) по данным СК, определяли переднезаднее соотношение значений когерентности в обоих полушариях Fp-C/C-O и Fp-T/T-O, а также степень асимметрии когерентности в лобно-височных парах (FP1-T3, FP2-T4). Полученные результаты сравнивали с показателями СК здоровых детей того же возраста, представленными в монографии Иванова Л.Б. [4]. Расчет СК у здоровых детей проводился в том же диапазоне и по тем же парам электродов.

В онтогенезе ребенка к трехлетнему возрасту формируются типичные пространственно-временные отношения по данным когерентного анализа ЭЭГ характерные для возрастных групп 4-15 лет [4]. Отмечается достоверно высокая функциональная интеграция полюсов лобных долей (максимум в паре FP1-FP2) с минимумом в межзатылочных, межвисочных и межтеменных парах (табл.1)

Анализ результатов СК по межполушарным парам электродов свидетельствует о высоких значениях СК в целом в группе детей с МД по сравнению со здоровыми детьми. Показатели носили маловариабельный, монотонный характер. По сравнению с параметрами здоровых детей отмечалось значимое увеличение СК в центральных, теменных и затылочных областях (табл. 1).

При анализе величин СК в длинных межполушарных парах в группе наблюдения выявлен избыточный уровень межвисочной интеграции (увеличение показателя в 2 раза по сравнению со здоровыми детьми). Повышение межтеменной интеграции, по мнению некоторых исследователей, может сочетаться с двигательной расторможенностью, которая часто сопутствует клинической картине детей с МД, а высокая межвисочная когерентность свидетельствует о эмоциональных дисфункциях [3, 4].

Внутриполушарная функциональная интеграция зон коры в норме предполагает максимальное значение СК в лобных отделах с убыванием показателя к окципитальным парам электродов.

При анализе внутриполушарных пространственно-временных отношений у детей с речевымдезонтгенезом выявлено достоверное увеличение уровня когерентности в центрально-окципитальных и височно-окципитальных парах обоих полушарий при нормальной интеграции в лобно-центральных и лобно-височных парах (табл.2). Данное обстоятельство можно сопоставить с особенностями развития детей с МД. У таких пациентов на фоне расстройства формирования моторной речи часто имеется раннее овладение навыками сопоставления фонемы с соответствующим оптическим образов буквы. Этот феномен можно рассматривать как развитие компенсации/гиперкомпенсации в теменно-височно-затылочной

области (угловая извилина) на фоне имеющего речевого дефекта, а нормальная интеграция в лобно-височных и лобно-центральных парах (дугообразный пучок) может служить благоприятным признаком появления экспрессивной речи при соответствующей медико-педагогической коррекции.

Таблица 2. Показатели средней когерентности по внутриполушарным парам (М±м)

Таблица 3. Переднезаднее соотношение показателей средней когерентности ЭЭГ по внутриполушарным парам

Показатели переднезаднего соотношения значений СК детей с МД, как показало сравнение с показателями здоровых, оказались наиболее показательными , чем сами межполушарные и внутриполушарные параметры

СК(табл.3). Переднезаднее соотношение через височные отделы оказался наиболее низким показателем 1,1 при норме 3,1. Данное соотношение (Fp-T/T-O) может быть использовано в динамике заболевания для оценки эффективности проводимой терапии.

По данным Иванова Л.Б. в первые два года у здоровых детей имеется асимметрия когерентности с доминированием пар отведений правого полушария с периодами отсутствия асимметрии. С трех лет степень асимметрии по парам лобно-височным (FP1-T3, FP2-T4) латерализуется в сторону левых пар и может достигать 20 %. В группе наблюдения асимметрия по когерентности в лобно-височных парах имела тенденцию в сторону правых отведений (FP1-T3/FP2-T4 = 0,502/0,515= 2,5), что согласуется с нейропсихологическими данными преобладания у детей с МД правополушарной функциональной асимметрии (скрытое левшество или амбидекстрия) на фоне недостаточной функциональной активности левого полушария, имеющего в норме определяющее значение в реализации речевых функций [2,5,6].

Когерентный анализ позволяет определить временно-пространственые взаимоотношения между разными областями головного мозга и может использоваться как объективный критерий адекватности проводимой терапии. У детей с моторной дисфазией отмечены: смещение максимальных межполушарных интеграций в центральные и особенно межтеменные, межвисочные отведения; снижение индекса переднезаднего отношения особенно через височные области; смещение асимметрии когерентности в правые отведения или избыточная асимметрия левого полушария. Нарушение межзональных связей височной (формирование фонемы) с теменно-лобными (формирование артикулемы) областями не позволяет ребенку приобрести интегративное слово. С другой стороны имеется гиперкомпенсация в теменно-височно-затылочной области и межтеменной интеграции, проявляющиеся гипердинамическим синдромом, невербальными средствами общения, опережающее овладение письменной речью, являющиеся защитными (компенсаторными) реакциями головного мозга, сохраняющие нормальное интеллектуальное развитие ребенка.

Выявленные особенности, в сопоставлении с клинической картиной, не только отражают уровни дезинтеграции деятельности разнообразных зон коры больших полушарий, но могут помочь выделить электрофизиологические маркеры определяющие прогноз заболевания. В основе развития ребенка лежит пластичность мозга, обеспечивающаяся большим объемом и подвижностью межзональных мозговых связей, что позволяет использовать метод количественной ЭЭГ в качестве мониторинга клинических симптомов, правильности и адекватности комплекс проводимых лечебно-коррекционных мероприятий.

Литература

1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М.: Астрель, 2005.

2. Визель Т.Г. Значение процессов полушарного взаимодействия в патогенезе нарушений речи // Асимметрия — 2010. — №4. – С. 9-21.

3. Дахаева Л.Н. Компьютерное нейрокартирование головного мозга при синдроме Жиль де ла Туретта у детей: автореф. … канд. мед.наук. – М., 1998. – 19 с.

4. Иванов Л.Б. Прикладная компьютерная электроэнцефалография. – М: Антидор, 2004. – 256 с.

5. Когнитивные нарушения у детей: учебное пособие / Ю.И. Кравцов [и др.] // ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава. – Пермь, 2010. – 122 с.

6. Лохов М.И., Фесенко Ю.А., Рубин М.Ю. Плохой хороший ребенок. Проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма и речи. – Спб.: ЭЛБИ-СПб, 2003. – 320 с.

7. Лукашевич И.П., Парцалис Е.М., Шкловский В.М. Перинатальные факторы риска формирования патологии речи у детей // Журн.

Российский вестник перинаталогии и педиатрии. – 2008. – Т. 53, № 4. – С.19-22

8. Шеповальников А.Н., Цицерошин М.Н. Формирование межрегионального взаимодействия кортикальных полей при речемыслительной деятельности // Журн. Эволюционной биохимии и физиологии. – 2004. — №5. – С.411-422.

АННОТАЦИЯ

По данным когерентного анализа электроэнцефалографии проанализирована степень функциональной интеграции различных зон мозга у детей с моторной дисфазией.Продемонстрировано смещение максимальных межполушарных показателей средней когерентности в центральные и особенно межтеменные, межвисочные отделы; снижение индекса переднезаднего отношения в височных областях; смещение асимметрии в правые отведения или избыточная асимметрия левого полушария. Полученные результаты свидетельствуют, что нарушение межзональных связей височной и теменно-лобныхобластей является нейрофизиологической основой развития моторной дисфазии. С другой стороны имеется гиперкомпенсация теменно-височно-затылочной и межтеменной областей, что клинически проявляется гипердинамическим синдромом, использованием невербальных средств общения, опережающим овладением письменной речью.

Ключевые слова: электроэнцефалография, моторная дисфазия, когерентный анализ, задержка речевого развития

Кeywords:elektroentsefalografiya, motor dysphasia, coherent analysis, delay of speech development

Сведения об авторах

1. Анисимов Григорий Владимирович (AnisimovGrigory) кандидат медицинских наук, ассистент кафедры неврологии педиатрического факультета Пермской государственной медицинской академии, директор Адрес места работы 614 017. Г. Пермь, ул. 25 Октября, д. 42, e-mail:[email protected] контактный телефон 8 964 190 1903

2. Савельева Наталья Александровна (SavelyevаNatalia), аспирант кафедры неврологии педиатрического факультета Пермской государственной медицинской академии, Адрес места работы 614 017. Г. Пермь, ул. 25 Октября, д. 42, e-mail, контактный телефон6

Отключение левого полушария

Иногда люди интересуются, как отключить левое полушарие мозга, можно ли это вообще сделать? Ответ прост: можно. Более того, каждый человек делает это ежедневно, ложась спать. Во время сна активизируется именно правое полушарие, а левое затухает. Если же говорить о периоде бодрствования, то левое полушарие всегда находится в работе и помогает людям логически мыслить и анализировать полученную информацию. Стоит сказать о том, что полностью отключить работу левого полушария во время его активной деятельности нельзя (без вмешательства специальных инструментов и специалистов-психиатров). Да и делать этого вообще не нужно. Лучше всего установить баланс между правым и левым полушарием, что и сделает жизнь отдельного человека качественнее и лучше.

Развитие мозга: полезные советы и упражнения

Что делает человека человеком? Ответов на этот вопрос можно отыскать немало, но один из самых распространенных и верных заключается в том, что человек обладает высоким самосознанием, способен мыслить и имеет мозг, многократно превосходящий по своему развитию мозг любого другого известного науке живого существа. За тысячи лет эволюции разум и мозг человека претерпели огромное количество существенных изменений, а сам этот прогресс основывается на способности к развитию. Именно по этой причине люди перешли в своем мышлении на качественно новый уровень.

Но несложно догадаться, что и человечество в целом, и каждый из нас в отдельности еще не пришел к вершине своих возможностей. А это значит, что мозг до сих пор постоянно развивается. Но более интересно то, что на развитие своего главного органа мы в состоянии повлиять самостоятельно. Мало того – это еще и обязанность каждого, ведь в первую очередь от степени развития мозга зависят личные жизненные результаты, эффективность работы, успехи в обучении, овладении новыми навыками и общении с другими.

Беря во внимание все вышесказанное, сегодня мы хотим побеседовать на тему развития мозга. Далее вы узнаете интересную информацию о мозге человека, его функции и особенности развития, полезные советы, упражнения и способы тренировки. Из всего этого может сложиться эффективная система развития мышления, которая может применяться вами каждый день. И для начала мы скажем несколько слов о мозге человека в целом, чтобы лучше понять, как развить его максимально.

Коротко о мозге человека

Мозг человека – самый загадочный и таинственный орган, и многие проводят аналогию между ним и компьютером. На протяжении всей своей жизни человек что-то узнает и учится чему-то новому, а вся информация, обладающая для него той или иной полезностью, переходит в его память и хранится там, пока ему это нужно. Если же какие-то данные становятся неактуальными, мозг просто-напросто стирает их.

Функции мозга можно перечислять очень и очень долго, но главное – это то, что от него зависит мышление, память, воображение, речь, чувства, восприятие, самосознание. Естественно, этот список намного больше, и если вам хочется узнать о мозге человека и его развитии еще, вы можете найти и почитать специализированные книги (Роджер Сайп, Джон Медина, Дмитрий Чернышев и другие авторы).

Мозг представляют правое и левое полушария, связанные друг с другом мозолистым веществом, служащим для передачи информации между ними. Если повреждается одно полушарие, как правило, повреждается и второе. Но известны случаи, когда, например, при разрушении левого полушария его функции брало на себя правое, и наоборот, благодаря чему человек мог продолжать жить полноценной жизнью. Что же касается этих самых функций, они различны.

Левое полушарие отвечает за логическое мышление и работу с числами. Оно обрабатывает и анализирует информацию в конкретной, строгой последовательности. А правое полушарие ответственно за чувственное восприятие и творческое мышление – с его помощью воспринимается музыка, запахи, цвета, искусство и т.д. Это же полушарие помогает человеку ориентироваться в окружающем его пространстве. А благодаря его свойству синтезировать имеющуюся информацию, человек получает возможность креативно мыслить, находить нестандартные решения, решать головоломки, выполнять всевозможные упражнения и играть в игры на развитие мышления и воображения (кстати, говоря о развитии мышления, не будет лишним упомянуть про курс по когнитивистике, пройдя который вы сможете овладеть двенадцатью различными мыслительными техниками).

В принципе, рассмотренной информации более-менее достаточно для приблизительного понимания устройства работы мозга человека. И остается лишь заметить, что благодаря специальным упражнениям мозг можно развивать и делать более мощным. Однако очень важно обратить внимание на так называемые подготовительные мероприятия, ведь неважно, будет тренироваться мозг ребенка или мозг взрослого, он в любом случае должен быть подготовлен к этому.

Как подготовить мозг к тренировкам

Существует три основных правила, которые следует принять во внимание, чтобы сделать свой мозг более эластичным, податливым и готовым к восприятию и усвоению новой информации, а также последующему ее воспроизведению и грамотному применению.

К этим правилам относятся:

  • Устранение гиподинамии. Это означает, что вы должны обеспечивать себя необходимым количеством физической активности. Гиподинамия свойственна людям, ведущим пассивный образ жизни или просто мало двигающимся, например, тем, чья деятельность предполагает провождение большого количества времени в сидячем положении, к примеру, школьникам и студентам, любителям часами играть в компьютерные игры или обожателям телевизора. А негативные последствия гиподинамии выражаются в том, что она не дает расщепляться жировым кислотам, находящимся в организме, что приводит к возникновению холестериновых бляшек на сосудах, препятствующих нормальному кровообращению. Кровь же обеспечивает органы, в том числе и мозг человека, нужным им количеством кислорода, и, если этот процесс нарушен, функции мозга тоже нарушаются, вследствие чего ухудшается и эффективность его работы (в особенности гиподинамия отрицательно воздействует на мозг ребенка и пожилого человека).
  • Обеспечение организма фосфатами и углеводами. Здесь мы скажем лишь о том, что, во-первых, нужно включить в свой рацион продукты, богатые фосфором (тыква, зародыши пшеницы, мак, соевые бобы, кунжут, плавленый сыр, орехи, овес, фасоль и другие), а также продукты с высоким содержанием полезных углеводов (рис, кукурузные хлопья, отруби, макароны, кефир, молоко, креветки, рыба и другие). Кстати, здесь вы можете почитать о правильном питании. А во-вторых, вам следует минимизировать или полностью отказаться от употребления алкоголя, губительно воздействующего на нейроны головного мозга. Помимо зловредного спирта, в состав алкоголя входит углекислый газ, и вместе со спиртом он оказывает на клетки мозга очень мощное разрушающее влияние.
  • Употребление воды. Подробно о пользе воды мы уже писали, а сейчас только напомним, что чистая вода помогает организму очищаться от токсинов и шлаков, а также способствует развитию когнитивных способностей, поддерживая нейронную связь. Чтобы обеспечить себя оптимальным количеством воды, вы должны выпивать литр воды в сутки в расчете на 30 кг собственного веса. Если же вы подвержены чрезмерному воздействию стрессов, то количество употребляемой воды желательно увеличить еще больше.

Следуя этим трем правилам, вы создадите серьезный фундамент для тренировки мозга. И любая система развития должна основываться на них – мозг ребенка и мозг человека взрослого требует особого «ухода» и внимания к себе. А еще немало полезной информации на представленную тему содержат в себе тематические книги (Роджер Сайп, Марк Уильямс и Денни Пенман, Алекс Ликерман и другие авторы).

Развитие обоих полушарий мозга

Вспомним: левым полушарием обрабатывается речевая и численная информация, логика, выводы, анализ, линейность и т.п. Правое полушарие обеспечивает пространственную ориентацию, цветовое восприятие, восприятие форм, звуков, цветов, ритмов, сновидений и т.д. Вообще, конечно, данные воспринимаются обоими полушариями, но каждое из них преобладает именно в своей области (о функциональной асимметрии вы можете почитать в этой статье).

Отсюда вывод: развивая какое-то одно полушарие, можно, например, «поднатаскаться» в способности воспринимать образы и стать суперкреативным, но в то же время испытывать серьезные трудности с решением арифметических задач. Или, наоборот, можно стать профи в аналитике, но быть неспособным видеть красоту в картинах или не уметь составить банальный стишок из четырех строк.

Поэтому в учебных заведениях зачастую преподаются не только профилирующие дисциплины, но и те, что совершенно не связаны со специальностью. Вспомните тех же математиков, изучающих литературу, историю и другие гуманитарные предметы, или филологов, в расписании которых есть технические дисциплины. Это служит еще одним доказательством того, что развития требуют оба полушария. И для этого вы можете прибегнуть к выполнению следующих упражнений:

Упражнение 1

Для выполнения первого упражнения вам понадобится напарник. Пусть он чем-то завяжет вам глаза. Как только это будет сделано, прогуляйтесь немного по помещению или территории, где вы находитесь в данный момент. После этого дайте ответы на следующие вопросы:

  • Увеличилась ли активность ваших органов чувств, и если да, то как?
  • Что помогало вам преодолевать неуверенность из-за невозможности видеть?
  • Какие звуки вы успели запомнить?
  • Было ли что-то, что вас настораживало?
  • Было ли что-то, что вас успокаивало?

Основываясь на этих ответах, вы поймете, как реагирует организм на отключение одного из органов чувств. А само упражнение поможет вам активизировать дополнительные ресурсы обоих полушарий.

Упражнение 2

Посредством второго упражнения вы научитесь синхронизировать работу обоих полушарий своего мозга. Выполняется оно так:

  • Встаньте прямо и вытяните вперед или вверх обе руки;
  • Нарисуйте в воздухе левой рукой круг, а правой – квадрат;
  • Выполняйте упражнение, пока не добьетесь успеха, а затем поменяйте руки.

Также это упражнение можно усложнить, рисуя в воздухе руками более сложные фигуры. А на основе идеи этого же упражнения есть даже специальная система развития обоих полушарий. Смысл ее состоит в том, чтобы выполнять привычные вещи нестандартными способами. Можно, к примеру, мыть посуду, чистить зубы или кушать другой рукой, держать телефон у другого уха, носить сумку или рюкзак на другом плече (под словом «другой» понимается для правшей – левая сторона, а для левшей – правая).

Упражнение 3

Банальное и простое на первый взгляд упражнение, но в действительности оно отлично помогает синхронизировать работу правого и левого полушарий. Выполняется следующим образом:

  • Поглаживайте правой рукой живот по часовой стрелке;
  • Теперь левой рукой легонько постукивайте по голове вертикальными движениями;
  • Немного потренировавшись, выполняйте указанные движения одновременно.

Интересно, что очень часто руки как бы сами начинают путать движения: левая рука делает то, что должна правая, а правая – то, что должна левая. Упражнение очень интересно, а после того как первый вариант будет освоен, просто поменяйте руки.

Очень эффективно использовать три этих упражнения, когда требуется оказать воздействие на мозг ребенка. Но и для взрослых они будут крайне полезны – при кажущейся простоте, они прекрасно тренируют мозг, вследствие чего улучшается мышление, память, воображение и т.д. Но будет еще лучше, если вы совместите свои тренировки с развитием мышления, например, с прохождением курса по когнитивистике.

Упражнения двух последующих групп можно выполнять отдельно и совместно друг с другом, а также в комплексе с уже рассмотренными. Зависит этот ваших личных потребностей и предпочтений.

Развитие левого полушария мозга

Здесь мы также рассмотрим три упражнения:

Упражнение 1

Смысл очень прост – всего лишь нужно выполнять все действия и манипуляции с объектами окружающего мира при помощи правой руки. Несмотря на то, что для правшей это естественно, даже для них это будет крайне необычно, а левши получат превосходную практику.

Упражнение 2

Это упражнение не намного сложнее предыдущего – для развития левого полушария ежедневно уделяйте немного времени на логические игры и решение арифметических задач.

Упражнение 3

Опять же очень простое упражнение – каждый день по 30-40 минут разгадывайте кроссворды и сканворды. Их разгадывание считается по большей части аналитическим, нежели интуитивным процессом, а значит, и задействовано в нем левое полушарие.

Развитие правого полушария мозга

В этой группе представлено четыре упражнения:

Упражнение 1

Систематически прослушивайте любимую музыку, способствующую релаксации и фантазированию, т.к. именно за это отвечает правое полушарие мозга. Чем раскованнее вы будете себя чувствовать, тем лучше.

Упражнение 2

Для развития правого полушария выполняйте все действия и манипуляции с объектами окружающего мира левой рукой. Если в предыдущем блоке неудобства испытывали левши, то в этом случае постараться придется правшам. Кстати, будет классно, если и читать и писать вы будете учиться справа налево, для чего очень эффективно заниматься арабским письмом. Заодно вы будете изучать иностранный язык и тренировать память.

Упражнение 3

Т.к. правому полушарию в больше степени свойственно синтезировать, а не анализировать данные, уделяйте время рисованию, ведь именно во время рисования развивается абстрактное мышление. Выделяйте ежедневно по 30 минут для этого. Кроме того, рисование можно заменить или совместить с дизайном интерьера или одежды. Дополнительным плюсом это упражнения можно назвать развитие интуиции.

Упражнение 4

Развивайте в себе эмпатию. Это означает, что нужно развивать в себе способность к сопереживанию и восприятию мира глазами других людей. Учитывая это, правое полушарие развивается просто прекрасно, а подробно о развитии эмпатии вы можете узнать, перейдя по этой ссылке.

Все упражнения, о которых мы поговорили, при регулярном выполнении сделают ваш ум более острым и гибким, а мозг – натренированным и способным на серьезные достижения. Самое главное – это не забывать уделять внимание обоим полушариям.

И напоследок еще несколько хороших советов для развития мозга:

  • Занимайтесь спортом (делайте зарядку, ходите в бассейн, совершайте пробежки и т.д.);
  • Общайтесь с окружающими людьми на интересные темы;
  • Обеспечивайте себя полноценным сном и хорошими условиями для отдыха;
  • Правильно питайтесь и ешьте больше витаминных продуктов;
  • Развивайте стрессоустойчивость и позитивное мышление;
  • Играйте в развивающие игры и шахматы;
  • Читайте познавательную литературу и развивающие книги (Роджер Сайп, Кэрол Дуэк, Артур Думчев и т.д.);
  • Занимайтесь самообразованием и проходите курсы по развитию мышления (курс по когнитивистике вот здесь).

Такая система развития позволит вам всегда личностно расти, тренировать интеллект и иметь активный, здоровый и сильный мозг. Желаем вам успехов и возможности использовать свой потенциал по максимуму!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Логика vs интуиция
  • Тренировка мозга: полезные советы и онлайн-игры
  • Развитие интеллекта: эффективные способы на каждый день
  • Ментальная арифметика
  • Интеллект и его развитие: несколько рекомендаций
  • Книги о развитии и для развития
  • Что такое когнитивные способности
  • «Вы в своем уме?» или 32 упражнения для развития мозга
  • Творчество и логика: миф о функциональной асимметрии полушарий головного мозга
  • Структура головного мозга

Ключевые слова:1Когнитивистика

Простые упражнения

Разобравшись, почему болит левое полушарие мозга и за что оно отвечает, нужно привести пример нескольких простых упражнений, которые помогут тренировать мозг человека равномерно.

  1. Нужно удобно сесть и сосредоточиться на одной точке. Через минуту следует попробовать рассмотреть те предметы, которые расположены слева от выбранной цели. Периферическим зрением нужно рассмотреть как можно больше деталей. Далее следует изучить предметы, расположенные справа. Если хочется тренировать только левую сторону мозга, нужно рассматривать предметы, которые находятся по правую руку от выбранной точки.
  2. Чтобы активизировать оба полушария, нужно попеременно правым и левым коленом касаться противоположного локтя. Если же выполнять упражнение медленно, так можно тренировать еще и вестибулярный аппарат.
  3. Чтобы активизировать обе части мозга, нужно просто помассировать свои уши. Делать это нужно сверху вниз. Проделывать манипуляции необходимо примерно 5 раз. Если же вы хотите тренировать только левое полушарие, массировать следует правое ушко.

Художник или мыслитель

В зависимости от того, какое полушарие преимущественно доминирует, выделяют два типа личности:

  1. Мыслитель, человек с техническим складом ума – левополушарный тип.
  2. Художник, человек с гуманитарным складом ума – правополушарный тип.

Как определить доминирующее полушарие? Есть несколько методик, самая простая и наиболее популярная – тест «Ведущее полушарие мозга».

Чтобы определить доминирующее полушарие нужно:

  1. Соединить кисти рук в замок, переплетя пальцы. Посмотреть и записать на бумаге большой палец, какой руки оказался сверху.
  2. Сделать небольшое отверстие в листе бумаги (можно карандашом), посмотреть через него двумя глазам на любой предмет. Затем поочередно закрывать то левый, то правый глаз. Обратить внимание предмет смещается, когда закрыт правый или левый глаз. Зафиксировать ответ на листе бумаги.
  3. Скрестить руки на груди так, чтобы ладони оказались на предплечьях. Отметить какая рука оказалась сверху.
  4. Похлопать в ладоши. Записать какая ладонь оказалась сверху.

Если ответов «правая рука» будет больше – правополушарный тип, «левая рука» — левополушарный.

Интересным фактом является то, что правое полушарие мозга контролирует левую половину тела, направляя туда сигналы в виде электрических импульсов, а левое полушарие – правую часть человеческого тела.

Правосторонний инсульт и его последствия

Инсульт, при котором поражена правая сторона мозга может иметь серьёзные последствия и определять сколько живут пострадавшие после перенесённого острого нарушения мозгового кровообращения. От своевременно начатого лечения, и его полноценности зависит судьба пациента. При адекватной терапии можно избежать таких осложнений, как:

  • Стойкие нарушения когнитивных функций и коммуникабельности человека.
  • Глубокая инвалидизация в результате парезов или параличей конечностей.
  • Присоединение различных тяжёлых инфекционных заболеваний.

Правильная топическая диагностика, вовремя начатое лечение и полноценное восстановление после инсульта – 3 основных звена в эффективной борьбе за восстановление пациента.

Клинический институт мозга Рейтинг: 2/5 — 12 голосов

Поделиться статьей в социальных сетях

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]