Это приступы, при которых после воздействия чрезмерного для нервной системы эмоционального или физического раздражителя у ребенка задерживается дыхание, возникает кратковременное апноэ (остановка дыхания), иногда присоединяются судороги и потеря сознания. Такие приступы проходят обычно без последствий, но требуют наблюдения невролога и кардиолога.
Аффективно-респираторные приступы возникают у детей в возрасте от 6 месяцев до полутора лет. Иногда они появляются и у ребенка 2-3-летнего возраста. Новорожденные не страдают, до 6 месяцев приступов практически не бывает из-за выраженной незрелости нервной системы, а с возрастом ребенок их «перерастает». Частота приступов – до 5% от численности всех малышей. Такой ребенок требует особого внимания при воспитании, потому что детские приступы эквивалентны истерическим припадкам у взрослых.
Общие сведения
Аффективно-респираторные приступы являются приступами спазматического плача или выраженного беспокойства ребенка с «закатом» в условиях отрицательной эмоциональной реакции. Наиболее часто наблюдаются у детей с полугода до полутора лет и проявляются в виде эпизодической кратковременной задержки дыхания (апноэ), которая может сопровождаться апноэтическими судорогами и потерей сознания. Несмотря на пугающие проявления, припадки не опасны для жизни ребенка, и в последствие по достижении трех-пятилетнего возраста проходят самопроизвольно, поэтому не требуют лечения.
От аффективно-респираторных приступов страдает не более 5% населения вне зависимости от пола ребенка. Положительный семейный анамнез был выявлен в 25% случаев.
Как выставляется диагноз?
Вначале врач всесторонне обследует ребенка. По необходимости назначаются УЗИ головы (нейросонография) и ЭЭГ, иногда обследование сердца (ЭКГ, УЗИ). Диагноз АРП выставляется только тогда, когда никаких органических расстройств не обнаружено.
Лечение начинается с правильной организации жизни ребенка. Рекомендации простейшие – режим, диета, прогулки, занятия по возрасту. Но без выполнения этих рекомендаций никакое лечение не поможет, потому что размеренный, упорядоченный образ жизни – главное, что нужно ребенку.
Некоторым родителям нужны занятия с семейным психологом, чтобы они научились понимать собственных детей. Медикаментозное лечение требуется редко, и в этом случае чаще всего ограничивается нейропротекторами и ноотропными препаратами, а также витаминами.
Лучшая профилактика – спокойная доброжелательная обстановка в семье без ссор и длительных выяснений отношений.
Патогенез
Аффективно-респираторные проявления возникают в условиях повышенной нервной рефлекторной возбудимости и склонности к истероидным реакциям. Когда ребенок плачет или кричит возникает спазм гортани и может наступить задержка дыхания на этапе вдоха, которая вызывает бледность либо синюшность как кожных покровов, так и слизистых рта. Результатом развивавшейся гипоксии становится нарушение регуляции автономной вегетативной нервной системы, развитие тонических судорог, кратковременные обмороки, которые длятся от нескольких секунд до нескольких минут.
Какие меры предпринимать в случае наличия у ребенка заболевания?
Исправлением дислексии у младших школьников занимается логопед. В соответствии с типом нарушения используются определенные методы терапии дислексии.
Однако, в конце стоит отметить, что несмотря на все негативные последствия, упомянутые последствия не мешают людям находить свое призвание в других сферах жизнедеятельности. Как правило, такие пациенты впоследствии становятся творческими личностями. Многим родителям кажется, что данный недуг может свести на «нет» дальнейшее развитие ребенка, но в качестве примера хотим привести вам знаменитых людей, которые страдают дисграфией и дислексией: Альберт Энштейн, Ганс Христиан Андерсен, Монро, Том Круз, Кира Найтли и другие.
Самое важное — это принять заболевание и предоставить ребенку качественную помощь для дальнейшего становления его специалистом в определенной области.
Классификация
В зависимости от патогенеза и полноты клинической картины эффективно-респираторные приступы у детей бывают разного типа:
- Обычный тип – классическое проявление аффективно-респираторного припадка — задержка дыхания на вдохе, которая возникает в результате травмы либо фрустрации — невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, внешне напоминает ларингоспазм.
- Синий тип – невротические или неврозоподобные приступы становятся следствием гнева, фрустрации, иногда — боли, в процессе плача ребенок может делать форсированный выдох, происходит задержка дыхания, которая вызывает вегетативно-сосудистые нарушения: цианоз (синюшность кожных покровов), потерю мышечного тонуса, расширение зрачков и синкопальное состояние, чаще всего дети сами приходят в сознание или засыпают на несколько часов; для этого типа аффективно-респираторных припадков характерно отсутствие постиктальной фазы и нормальная ЭЭГ.
- Бледный или белый тип (аффективно-респираторные синкопы) – в отличие от синего типа вызывает бледность кожных покровов, асистолию и возникает во время плача или его отсутствия, также при нормальной ЭЭГ приводит к обмороку и не имеет пост-иктальной фазы.
- Аффективно провоцируемые эпилептические припадки или так называемый осложненный тип – считается более выраженной и тяжелой формой вышеописанных типов приступов, которые начинаются как «синий» либо «бледный» и переходят в псевдо эпилептический припадок, ЭЭГ вне приступов обычно нормальная.
Что делать во время приступа?
Прежде всего, не впадать в панику самим. Эмоциональное состояние окружающих взрослых передается малышу, и если растерянность и страх «подогревать», то будет только хуже. Сделайте задержку дыхания сами. Почувствуйте, что с вами и малышом от временной задержки дыхательных движений не произошло ничего страшного. Подуйте на носик малыша, похлопайте его по щекам, пощекочите. Любое такое воздействие поможет ему быстрее прийти в себя и задышать.
При длительном приступе, особенно с судорогами, положите малыша на ровную постель и поверните его голову набок. Так он не захлебнется рвотными массами, если его стошнит. Брызните на него холодной водой, оботрите лицо, осторожно пощекочите.
Если во время приступа родители «рвут на себе волосы», то состояние малыша утяжеляется. После приступа, даже если были судороги, дайте малышу отдохнуть. Не будите его, если он уснул. Важно после приступа сохранять спокойствие, говорить негромко, не шуметь. При нервозной обстановке приступ может повториться.
При любом приступе с судорогами нужно проконсультироваться с неврологом. Только врач сможет отличить АРП от эпилепсии или других неврологических расстройств.
Договоритесь с врачом о консультации, если это случилось впервые. Нужно отграничить болезнь и аффективную реакцию. Если приступ был уже не раз, а болезни нет, нужно подумать о воспитании малыша.
Если с малышом такое случилось впервые, следует вызвать детскую «скорую помощь», особенно в том случае, если возникли судороги. Педиатр оценит тяжесть состояния и решит вопрос, требуется ли госпитализация. Ведь не всегда родители могут в полной мере уследить за малышом, и так могут проявиться последствия черепно-мозговой травмы, отравления или острого заболевания.
Простые правила для родителей
Задача родителей – научить малыша распоряжаться своим гневом и яростью так, чтобы это не мешало жить остальным членам семьи.
Недовольство, гнев и ярость – естественные человеческие эмоции, никто от них не застрахован. Однако для малыша должны быть созданы границы, которые переходить он не вправе. Для этого нужно вот что:
- Родители и все взрослые, живущие с ребенком, должны быть едины в своих требованиях. Нет ничего пагубнее для ребенка, когда один разрешает, а другой запрещает. Ребенок вырастает отчаянным манипулятором, от которого потом страдают все.
- Определить в детский коллектив. Там иерархия выстраивается естественным образом, ребенок научается «знать свое место в стае». Если приступы происходят по дороге в сад, нужна консультация детского психолога, который конкретно укажет, что нужно делать.
- Избегать ситуаций, когда возникновение приступа вероятно. Утренняя спешка, очередь в супермаркете, долгая прогулка на пустой желудок – все это провоцирующие моменты. Нужно так распланировать день, чтобы малыш был сыт, имел достаточный отдых и свободное время.
- Переключать внимание. Если ребенок расплакался и плач усиливается, нужно постараться отвлечь чем-нибудь – проезжающей машиной, цветком, бабочкой, снегопадом – чем угодно. Нужно не дать эмоциональной реакции «разгореться».
- Четко обозначить границы. Если ребенок точно знает, что он не получит игрушку (конфету, гаджет) ни от бабушки, ни от тети, если запретили папа или мама, то после самого отчаянного плача он все равно успокоится. Все происходящее нужно проговаривать спокойным тоном. Объяснить, почему плач бесполезен. «Посмотри, никто в магазине не плачет и не кричит. Нельзя – значит нельзя». Чувствительным детям нужно добавить, что мама или папа его очень любят, он хороший, но есть правила, которые не позволено нарушать никому.
- Называть вещи своими именами и проговаривать последствия капризов. «Ты сердишься, и я это вижу. Но если ты будешь продолжать плакать, то успокаиваться тебе придется одному в своей комнате». С детьми нужно быть честными.
Причины
Как проявление повышенно-эмоционального состояния аффективно-респираторные припадки являются наиболее ранним проявлением истерических пароксизмов и обычно возникают в ответ на:
- чувство разочарования, гнева, испуга, радости и другие сильные эмоциональные потрясения;
- насильственное кормление;
- сильную боль, например, при падении с высоты в результате рефлекторной асистолии возникают «бледные синкопы», что особенно опасно для детей с заболеваниями сердца.
Способствовать развитию приступов аномального дыхания может нервное напряжение, голод, усталость, неврастения и невроз, гиперопека, нарушения обмена витамина Д, гипокальциемия и гипогемоглобинемия.
Симптомы
В зависимости от типа аффективно-респираторного припадка симптоматика может отличаться, но в целом она состоит из следующих реакций:
- остановки дыхания, вызванной криком или плачем;
- посинения или побледнения;
- резкой гипотонии (ребенок обмякает);
- кратковременной потери сознания, за которой может последовать несколько часовой сон;
- непроизвольное мочеиспускание;
- возникновение судорог.
Если вовремя не купировать аффективно-респираторные пароксизмы, то впоследствии гипоксии у ребенка может наблюдаться:
- кратковременная утрата сознания;
- клонико-тонические либо тонические судороги;
- послеприступная вялость и сонливость;
- энурез.
Типы дислексии
- Фонематическая. Как правило, с такой формой сталкиваются дети начальной школой. Развитие болезни связано с непроизвольным смешением ребенком похожих звуков. Данная разновидность находит свое отражение в чтении по буквам.
- Механическое чтение (семантическая дислексия). Ребенок обладает техникой чтения, однако не может уловить смысл текста. Причиной развития такого типа заболевания может стать бессвязность слов для ребенка.
- Аграмматическая дислексия, как и аграмматическая дисграфия, взаимосвязана с трудностями согласования разных частей речи. В качестве примера можно привести следующее: «розовая цветок», «интересный книга» и т.д.
- Оптическая. Все буквы составлены из одинаковых значков: палочки, круги и т.д. Данная дислексия находит свое отражение в том, что дети смешивают подобные по написанию буквы, что препятствует качественному развитию их когнитивных и иных способностей.
- Мнестическая. Взаимосвязана с тем, что дети не могут уловить связь между наименованиями букв и звуков.
Комаровский об аффективно-респираторных приступах у детей
Лучше всего разъясняет, что такое аффективно-респираторный приступ популярный и любимый всеми мамочками доктор Комаровский. В своей телепередаче «Спросите у доктора Комаровского» он говорит о том, что припадок обычно начинается с ситуации, когда ребенок под действием каких-то неприятных внешних факторов, например, страха или отказа выполнить то, что он хотел, а также боли и испуга.
Ребенок начинает истерически плакать, при этом у него останавливается дыхание на какое-то время – так сказать чадо «заходится в плаче». В медицинской науке такое состояние называется аффективно-респираторный приступ, то есть в состоянии неконтролируемой отрицательной сильной эмоции — в состоянии аффекта происходит внезапная остановка дыхания.
Как правило, эти пароксизмы могут начинаться уже после 6 месяцев жизни и без всякого лечения рано или поздно заканчиваются. Обычно максимум в 4, крайне редко — в 4,5-5 лет аффективно-респираторные приступы перерастаются и они являются неким этапом развития нервной системы. Они, чаще всего, не нуждаются ни в каком лечении, хотя рекомендуется показать ребенка врачу, ведь все-таки может быть опасной для здоровья ситуация, когда:
- остановка дыхания длится более минуты, бывает это крайне редко;
- у ребенка тяжелые рефлекторные аноксические припадки с остановками дыхания более 30 секунд возникают чаще, чем 2-3 раза в неделю.
Что делать при аффективно-респираторных приступах?
Главная задача – не допустить падения ребенка, и соответственно — травматизации, поэтому лучше всего спокойно подойти к малышу, обнять его, тем самым предотвратив падение. Важно при этом не истерить самому родителю и не меняться в лице. Помимо этого, можно положить на лицо ребенка что-то холодное или даже смочить руку холодной водой и брызнуть на ребенка. Главное, относиться к этому спокойно, ребенок всегда это перерастает, если синдром не является поводом для личных истерик и паники родителей и родственников.
Если припадок был спровоцирован невыполнением желания ребенка, то нужно понимать, что, после того как чадо пришло в себя, нельзя поддаваться на провокацию – не выполнять то, что хотел малыш, не обсуждать происшедшее и не наказывать. Хорошо, если мать или отец сделают вид, что ничего не произошло. Ведь в противном случае вы подсказываете неправильный механизм решения проблем и способствуете развитию неврастении в будущем.
Лечение
Определённого лечения в этом случае нет, тем более что это не смертельно и после 3-4 лет все это уходит. Очень важно для родителей – быть проинформированными, чтобы не пугаться и не наделать из-за этого ребёнку бед. Существует, конечно, два направления по лечению – медикаментозное и не медикаментозное. Причём второй способ является основным. Семье необходимо проконсультироваться с психологом, который даст ценные рекомендации по воспитанию ребёнка, действиях во время приступа ребёнка и предотвращению его повторного проявления, а также налаживанию в семье взаимопонимания.
Только лишь в том случае, когда родители не могут помочь ребёнку сами, необходимо использование лекарств, основной функцией которых является лечение повышенной возбудимости и невропатии. Лечение для ребёнка должен подбирать только специалист-невролог, и не нужно слушать советы фармацевта в аптеке. Лекарства подбираются индивидуально для каждого ребёнка.