Дискалькулия у детей: причины, симптомы, особенности и советы

Каждый человек уникален – он обладает теми или иными талантами, но бывает, что простое для большинства людей действие, для некоторых становится настоящей проблемой. И не всегда это говорит о низком интеллекте или задержке в развитии. Так, в случае дискалькулии, причины кроются в сугубо биологическом происхождении.

Дискалькулия или «математическая дислексия» относится к ряду расстройств, которое связано с дисфункцией нейронных соединений мозга, что и вызывает дальнейшее развитие когнитивного расстройства и психопатологии дискалькулии.

Чем это может помешать ребенку в будущем?

  • В период обучения ученик будет демонстрировать неспособность обучения арифметике и математическим наукам в целом.
  • Таким людям сложно интерпретировать цифровые символы и проводить базовые вычисления сложения, вычитания, умножения или деления.
  • Ребёнок с дискалькулией путает цифры и знаки, не может считать в уме и работать с абстракцией. Ему сложно делать задания, основанные на математических вычислениях.
  • Во взрослом возрасте расстройство может проявиться в проблемах, связанных с контролем времени.
  • Наличие сложностей с координацией движений.

Однако подобный диагноз не является приговором. Большинство людей справляются с данной особенностью своего мозга и реализовываются в сферах, где необходимость вычислений сводится к минимуму. Часто они становятся деятелями искусства, актерами, языковедами или преуспевают на филологическом поприще.

Своевременно распознать дискалькулию и скорректировать образовательную программу ребенка поможет опытный врач-логопед. Специалист подтвердит или опровергнет диагноз и поможет справиться с ситуацией, как ребенку, так и его родителям.

Описание

Дискалькулия – нарушение способности к изучению арифметики при нормальном интеллекте. По МКБ-10 имеет код F81.2. Проявляется неспособностью к распознаванию цифровых символов, затруднениями при сложении, вычитании, умножении и делении. Сочетается с запоздалым появлением способности оценивать размеры объектов и распознавать геометрические фигуры. Сопровождается отставанием от школьной программы.
Дискалькулию необходимо отличать от акалькулии – вторичной потери способности к работе с цифрами у детей и взрослых людей после тяжелой ЧМТ, опухоли или кровоизлияния в мозг. Дискалькулия обнаруживается в детском возрасте в период обучения ребенка счету, относится к категории нарушений развития учебных навыков. В различной степени выявляется у 6% детей, одинаково часто встречается у пациентов обоих полов. Нередко сочетается с дефицитом внимания, дислексией.

Причины развития

Нарушение счета вызывается генетическими, психологическими или органическими причинами. На практике у большинства детей выявляется сочетание нескольких факторов.

  • Наследственная отягощенность. Дети часто имеют родителя или близкого родственника, который также страдает дискалькулией. Генетическая основа нарушения пока не установлена.
  • Негативный опыт обучения. Затруднения счета возникают под влиянием чрезмерных или не соответствующих возрасту требований, слишком строгого наказания за ошибки, сложностей в отношениях между ребенком и родителем или учителем.
  • Общие психологические факторы. Дискалькулия чаще развивается у детей из неблагополучных семей, формируется на фоне семейного физического или эмоционального насилия, гиперопеки, непоследовательного или жестко-авторитарного воспитания.
  • Органические поражения мозга. Причиной нарушения функции мозговых структур при дискалькулии органического генеза являются внутриутробные инфекции, интоксикации матери во время вынашивания ребенка, осложнения в период гестации и родов.

Патогенез

На начальной стадии обучения важную роль в развитии органической дискалькулии играет дисфункция внутрименной борозды теменной доли. В последующем препятствиями для обучения счету становятся поражения задней ассоциативной коры, лобных долей и подкорковых отделов, а также ухудшение межполушарных взаимодействий. Психогенные трудности в обучении возникают при психологической запущенности, страхе перед наказанием, неуверенности в себе.

Классификация

С учетом преобладания того или иного типа нарушений различают 6 видов дискалькулии:

  • Лексическая. Ребенок хорошо усваивает арифметические понятия на слух, но испытывает затруднения при работе с цифрами, уравнениями и примерами, когда видит их на бумаге.
  • Вербальная. Пациент нормально решает письменные задания, но затрудняется при попытке назвать математические категории или распознать их на слух.
  • Графическая. Ученик успешно использует математические символы в устной речи, но теряется при необходимости их написать.
  • Практогностическая. Ребенок испытывает трудности при попытке перевести конкретные примеры на уровень абстракций или абстракции на уровень конкретных примеров.
  • Идеогностическая. Пациент не может проводить математические расчеты в уме. Для решения ему нужна фактическая основа: использование предметов, рисование или записывание данных на бумаге.
  • Операциональная. Страдает символизация. Ученик успешно понимает числа, распознает «больше – меньше», но плохо запоминает цифры и специальные знаки.

На практике чистые типы дискалькулии практически не встречаются, преобладают смешанные формы.

Способы профилактики

Предупредительные меры по профилактике дискалькулии можно проводить ещё в раннем дошкольном детстве. Прежде всего, следует провести максимально полную коррекцию имеющихся неврологических патологий. В раннем возрасте можно начинать обучение элементарной математике в игровой форме.

Родители должны наглядно демонстрировать своему чаду, как пересчитывать предметы, фигуры и выполнять элементарные математические задания, например, во время плавания можно предложить малышу посчитать синие шарики или поймать три красных шарика сачком. Обучая ребёнка счету, необходимо тщательно проговаривать названия цифр, в дальнейшем арифметических действий. Показывать количество предметов ребёнку можно на пальцах или с использованием мелких игрушек, предметов. Постепенно нужно учить малыша тому, чтобы он соотносил количество предметов с конкретной цифрой.

Чтобы у ребёнка не развилась операциональная дискалькулия, его нужно обязательно обучить правилам счёта и порядку математических действий. Для профилактики вербальной и лексической формы необходимо просить малыша при подсчёте говорить название цифр, а при рассматривании разнообразных фигур и других предметов — их цвет и форму. Родители должны следить за правильностью употребления тех или иных обозначений и при совершении ребёнком ошибок спокойно их корректировать, не используя жёстких наказаний.

Чтобы предотвратить возникновение дискалькулии в графической форме, необходимо уделять особое внимание развитию у ребёнка зрительной памяти, мелкой моторики, координации движений посредством пальчиковых и подвижных игр, собирания разрезных картинок, кубиков, пазлов, играть с мелкими деталями конструктора, нанизывать бусинки на шнурок, определять их форму и цвет. Очень эффективна в этом отношении продуктивная деятельность малышей – лепка, рисование, аппликация, изготовление поделок, оригами.

Мамы и папы должны обязательно уделять внимание развитию мышления и памяти у ребёнка, и тогда, в будущем, возникновения дискалькулии можно будет избежать.

Симптомы

Фото: mel.fm
Проявления дискалькулии определяются типом расстройства и возрастом ребенка. Первые признаки обнаруживаются в дошкольном возрасте, когда малыш начинает постигать простейшие арифметические понятия. Клиническая картина наиболее ярко разворачивается в начальных классах, поскольку в этот период детям приходится интенсивно осваивать счетные навыки. При отсутствии коррекционных мероприятий нарушения сохраняются в старшей и средней школе, а затем наблюдаются в течение всей жизни.

Дошкольный возраст

Дети плохо понимают, что представляет собой число, не могут посчитать в пределах десятка. С трудом сравнивают размеры предметов, например, затрудняются при выборе шара меньшего размера. Не способны сосчитать предметы одного вида в числе разнородных объектов, например, яблоки в корзинке с яблоками и апельсинами.

При попытке научить распознавать записанные числа ребенок не может создать связь между изображением и словесным звучанием. У пациентов с дисграфической дискалькулией возникает много ошибок при записывании цифр, особенно – внешне напоминающих друг друга. Дети путают символы, при написании переворачивают их «вниз головой» или в зеркальном отражении.

Вербальная дискалькулия проявляется ошибками при узнавании похожих по звучанию цифр. Невозможность планировать и контролировать действия с числами характеризуется неспособностью следовать инструкции, начать считать с определенной цифры или закончить счет в определенный момент.

Младший школьный возраст

Дети не могут запомнить знаки «плюс» и «минус», «больше» и «меньше». Не понимают, как записать фразы, используемые для сравнения чисел (например, «меньше, чем»). Для подсчетов применяют практические пособия: палочки, пальцы, карандаши.

Не могут выучить таблицу умножения, порядок действий при последовательном проведении математических операций. Некоторые ученики читают примеры в обратном направлении, например, в задаче «10-2=» от двух отнимают десять. Теряются при изменении внешнего вида задачи (перестают понимать, что этот тот же пример, когда числа записывают не в строчку, а в столбик).

Средний и старший школьный возраст

Ученики плохо осваивают точные науки. Не понимают, в чем заключается суть задачи, не могут проанализировать условия, забывают информацию, даже когда текст задачи продолжает находиться перед глазами. Детям трудно различать важную и второстепенную информацию, если эта информация связана с цифрами и расчетами.

Таблицы и графики не облегчают, а еще больше затрудняют анализ цифровых данных. В обычной жизни пациенты затрудняются при определении даты, плохо рассчитывают время и ориентируются в незнакомых местах, не могут использовать карты, тяжело воспринимают информацию о графике движения автобусов и поездов на соответствующих табло.

Полезные советы детям с дискалькулией

  1. Решая математическую задачу, стремись ее зрительно представить, нарисуй ее содержание.
  2. Отведи максимум времени рассмотрению рисунков, чертежей, схем, которые иллюстрируют задачу.
  3. Громко прочитай задачу, пример или уравнение и прислушайся к звучанию, представляя все, что слышишь.
  4. Проси дать образец решения подобных заданий.
  5. Придумай жизненную ситуацию, где может быть применено такое решение. Или попроси взрослых помочь тебе.
  6. Больше и чаще пиши на листочках в клеточку. При выполнении заданий на отдельных рабочих листах выбирай те, на которых нет пометок, сделанных чужой рукой – это лишняя и ненужная зрительная информация.
  7. Отбрось страх перед цифрами, формулами, задачами и примерами. Более того, выдели много времени для того, чтобы выучить формулу или аксиому. Используй готовые или придумывай мнемонические фразы и системы запоминания.

Диагностика

Фото: emmaclinic.ru

Диагноз дискалькулии выставляется нейропсихологом или психиатром на основании нейропсихологического обследования и опроса ребенка для установления уровня математических представлений. При изучении анамнеза специалист выявляет возможные провоцирующие факторы: органические неврологические и психические нарушения у ребенка, дискалькулию у близких родственников, неблагоприятную учебную или семейную обстановку.

Для исключения других причин трудностей в обучении оценивают уровень интеллекта, память, внимание, эмоционально-волевые качества, развитие речи. Дискалькулию дифференцируют с педагогической запущенностью, задержкой психического развития, другими состояниями.

Главное о дискалькулии

Дискалькулия – это заболевание, которое требуется лечить. При этом состоянии часто у ребенка нет отставаний в учебе по предметам, в которых нет необходимости проводить вычисления.
У взрослых состояние может развиваться на фоне повреждений мозга. В зависимости от того какие из них имеют место, проводится терапия. Прогноз при своевременном начале лечения обычно благоприятный.

Столкнулись с дискалькулией? Поделитесь своим опытом лечения в комментариях.

Холод Виктория · 11 мар, 2019

Лечение

Фото: onnispb.ru

Лечение дискалькулии производится в ходе психокоррекционной работы. В программу занятий включают упражнения, которые стимулируют активацию старых и образование новых нейронных связей в зонах мозга, отвечающих за счет, восприятие и различение математических символов, оценку соотношений между объектами. В работе делают акцент на развитии следующих навыков:

  • Пространственные функции. Детей учат ориентироваться в пространстве, распознавать понятия, связанные с размером и направлением, определять, где находится левая и правая сторона. В ходе упражнений пациенты устанавливают соотношения между реальными предметами и изображениями предметов, усваивают расположение и направление движения объектов.
  • Речь. На начальном этапе детей обучают основным математическим терминам и понятиям, связанным с арифметическими действиями. Затем переходят к упражнениям по классификации объектов, изучению счета, свободному употреблению чисел в разговоре.
  • Основы арифметики. Ученики осваивают основные математические операции, учатся их воспроизводить в различных модальностях: в устной речи, в процессе письма, при использовании предметов. Специалист помогает им освоить все стадии решения, от понимания смысла задачи до выбора логики подсчетов и ее практической реализации. Изучается разделение целого на части и его обратная сборка из элементов. Закрепляется навык написания чисел и других математических символов.

Исторический аспект

Термин «дискалькулия» (англ. dyscalculia; ударение в слове падает на второй слог) восходит приблизительно к 1949 году. Он происходит от древнегреческого слова δυς, что значит «плохо» и латинского calculāre, в значении «считать». В 1974 года один чехословацкий ученый определил дискалькулию как «структурное нарушение математических способностей». Его исследования доказали, что неспособность к обучению была вызвана нарушениями в определенных частях мозга, которые контролируют математические вычисления, а не потому, что люди с такими симптомами были «умственно отсталыми». Сейчас же исследователи иногда используют термины «математическая дислексия» или «неспособность к обучению математике», когда упоминают об этом состоянии.

Термин часто используется для обозначения неспособности выполнять арифметические операции, но также определяется некоторыми педагогами и когнитивными психологами, такими как Станислас Дехен и Брайан Баттерворт, как более фундаментальная неспособность осмыслить числа как абстрактные понятия сравнительных величин. Это умение исследователи считают фундаментальным, таким, на котором строятся другие математические способности.

Чаще дискалькулия развивается как генетически обусловленная неспособность к обучению, которая влияет на возможность человека понимать, запоминать, манипулировать числами или числовыми фактами (например, таблицей умножения). Симптомы дискалькулии включают проблемы с простым подсчетом, неспособность запомнить простые арифметические факты, такие как сложение, вычитание и т. д. Но на сегодняшний день известно мало симптомов заболевания, поскольку было проведено небольшое количество исследований.

Народные средства

Народных методов лечения дискалькулии не существует. Возможна самостоятельная домашняя работа с детьми младшего возраста, помогающая предотвратить развитие легких форм или смягчить течение более выраженных нарушений. Для профилактики различных видов дискалькулии используют следующие методы:

  • Практогностическая. Решение простых задач с проговариванием арифметических действий и одновременным применением наглядных пособий: палочек, карандашей, пальцев.
  • Графическая. Тренировка мелкой моторики.
  • Вербальная. Запоминание названий чисел и арифметических действий, повторение материала в процессе разговора.
  • Дислексическая. Изучение размеров и форм, игры по узнаванию цифр и математических знаков.
  • Операциональная. Запоминание и воспроизведение счета, использование математических терминов во время беседы.

Информация носит справочный характер и не является руководством к действию. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.

Игры и советы при подтвержденном диагнозе

Важной составляющей успеха при обучении ребенка с подобным расстройством – это позитивная мотивация. И поддержка семьи играет в процессе обучения далеко не последнюю роль, ведь именно среди близких людей ребенок получает эмоциональную поддержку и учится трудолюбию. Главное правило – дайте время на понимание, даже если задача кажется вам очень простой.

  • Кулинар. Тренировка счета и «общение» с цифрами должно стать неотъемлемой частью жизни, поэтому важно применять ее в разных аспектах. Малышей можно привлекать к процессу готовки блюда по рецепту. Задача малыша будет заключаться в том, чтобы подготовить необходимое количество ингредиентов (3 морковки, 5 картошин). Это актуально и для похода в магазин. Позвольте ребенку самостоятельно посчитать и положить в корзину 2 пачки макарон, 5 йогуртов. Для детей постарше можно усложнять задачу путем добавления цен. Он должен выяснить, какой йогурт купить выгодней всего и пр. Попросите ребенка накрыть на стол с тем расчетом, что ему придется посчитать необходимое количество гостей, вилок, ложек и другой утвари на стол.
  • Часовщик. Старайтесь увлечь малыша часами, пусть в определенное время начинается просмотр мультика или угощений. Спрашивайте у него, который час или когда вам выходить из дома. Наградите ребенка должностью «ответственного за время» и поддерживайте важность этого события.
  • Счет нон-стоп. Отличной практикой станет подсчет окружающих вас предметов. Отправляясь на прогулку, ребенок может считать проходящих мимо людей, машины или подъезды. Продуктивной будет игра на поиск определенных чисел. Малыш может в течение прогулки отыскивать число 3, на всем что его окружает.

Таким не хитрым способом вы будете мотивировать ребенка обращать внимание на цифры и взаимодействовать с ними, что поможет снизить его уровень дискомфорта и напряжения. Но без профессиональной помощи сложно добиться необходимой корректировки, и чем быстрее вы обратитесь к специалисту логопеду, тем проще ребенку будет в дальнейшем.

Дата публикации: 17.08.2021. Последнее изменение: 17.08.2021.

Общая информация

Нарушения освоения математических операций и абстрактных понятий встречаются довольно часто — у 5-6% школьников. В большинстве случаев патология не диагностируется, так как воспринимается родителями в виде особенностей характера и склонности к гуманитарным предметам.

В каком возрасте можно говорить о дискалькулии?

Психологи рекомендуют выставлять диагноз не ранее 5-6 лет. Этот возраст соответствует дошкольному периоду, когда начинается обучение и формирование основных навыков и знаний по работе с абстрактными символами и действиями.

Важно различать понятия акалькулии и дискалькулии. Основные отличия между ними в том, что при дискалькулии у ребенка отмечается частичное нарушение освоения арифметики, в то время как при акалькулии способность к счету полностью отсутствует. Последнее нарушение отмечается при серьезном поражении головного мозга или педагогической запущенности в воспитании.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]