Когнитивные нарушения у детей: причины, признаки и симптомы, диагностика

Пожалуй, каждый согласится с тем, что неприятно отмечать у близких и родных людей снижение интеллекта, сложности с запоминанием информации. А уж тем более дикий ужас охватывает родителей, когда те понимают, что с ребенком что-то не так. Что делать, когда в работе головного мозга начались подобные нарушения? Мы говорим про когнитивные нарушения — неспособность воспринимать, усваивать информацию, придумывать идеи.

Главное, не стоит бросаться в панику. Своевременно начатое лечение когнитивных нарушений позволяет добиться отличных результатов, стабильной ремиссии. Благодаря современной медицине, адекватной терапией можно справиться с недугом.

Когнитивные нарушения у детей: причины, признаки и симптомы, диагностика

К возникновению когнитивных нарушений могут привести такие моменты в анамнезе как:

  1. внутриутробная гипоксия;
  2. гипоксия в родах;
  3. родовые травмы;
  4. инфекционные заболевания Центральной нервной системы;
  5. недостаток витаминов в раннем возрасте;
  6. травмы головного мозга.

Очень внимательно к развитию когнитивных функций своего ребёнка следует подойти, если у него уже диагностированы серьёзные заболевания или ранее имелась черепно-мозговая травма или необследованная травма головы.

К травмам головы у детей нужно подходить очень-очень внимательно, даже если они на первый взгляд кажутся незначительными. Такие травмы у детей очень распространены и составляют до 30–50% от всех травм. Ежегодно их количество возрастает примерно на 2%. В общей массе травм головы очень часто (до 30% – 45% случаев) встречается черепно-мозговая. Последствия черепно-мозговой травмы зависят от её тяжести, своевременно оказанной помощи, а также возраста ребёнка.

Самостоятельно диагностировать наличие или предрасположенность к когнитивным нарушениям можно с большой долей осторожности. Заключение о наличии нарушений может выносить только специалист.

Коррекция когнитивных нарушений у детей. Практические советы

Коррекция когнитивных нарушений у детей происходит с помощью комплекса мероприятий. Это, прежде всего, медикаментозное лечение и психолого-педагогическое сопровождение. Ребёнку необходимо обеспечить сбалансированное питание и получение полного набора витаминов (особенно группы В), необходимых для развития и функционирования нервной системы.

Медикаментозное лечение назначает врач на основании результатов осмотра, обследования и после сбора анамнеза. Задача родителей и педагогов – помочь ребёнку в коррекции с помощью специальных занятий.

Итак, что же можно и нужно, делать дома вместе с ребёнком для нивелирования когнитивных нарушений:

  1. Учите стихи, новые иностранные слова, развивайте память.
  2. Развивайте эмоциональный интеллект – играйте в игры на узнавание эмоций.
  3. Пересказывайте небольшие тексты и находите мотивы поведения главных героев, находите причинно-следственные связи.
  4. Составляйте рассказы по картинкам.
  5. Находите отличия в одинаковых картинках, в т.ч. на скорость.
  6. Считайте устно, проводите вычисления различного рода без помощи вспомогательных средств.
  7. Играйте в слова наоборот: читайте слова задом наперед. Эта игра и поднимет настроение и поможет когнитивному развитию.
  8. Собирайте пазлы.
  9. Составляете последовательности (например – собирайте бусы по определённой схеме, это развитие и мелкой моторики, и логики мышления).
  10. С маленькими детьми играйте в игры с переливанием воды, разбором гороха/крупы/фасоли/пуговиц по разным ёмкостям, пальчиковые игры и пр.

Классификация УО

Существует несколько степеней такой патологии, определяющихся коэффициентом интеллекта:

  • легкая (дебилизм) – IQ 69–50. Данная форма характеризуется незначительной отсталостью развития, которая дает возможность человеку социализироваться в окружающем обществе;
  • умеренная (не резко выраженная имбецильность) – IQ 49–35. Такие больные обладают элементарными навыками общения, способны понимать жесты, отвечать на них, но их тяжело их понять, когда они волнуются;
  • тяжелая (имбецильность выраженная) – IQ 34–20;
  • глубокая (идиотия) – IQ менее 20. Ей свойственны практически неразвитая речь, отсутствие инстинктов и примитивных реакций. Среди дополнительных проявлений можно заметить такие – низкий показатель или полное отсутствие координации движений, апатия, неоправданная злобность, гнев и т.п.

Дебилизм подразделяется, в свою очередь, еще на три формы (в зависимости от IQ):

  • легкая – 69–65;
  • умеренная –64–60;
  • тяжёлая – 59–50.

Умственная отсталость, характеризующаяся снижением интеллекта, нарушениями речевого и моторного развития, эмоционально-волевой сферы –весьма распространенное заболевание. В мире насчитывается от 1 до 3 % людей, страдающих таким заболеванием. «Успокоить» может тот факт, что из них 75% имеют легкую форму.

Довольно часто данная патология сочетается с другими довольно серьезными психическими и соматическими заболеваниями: болезнью Дауна, ДЦП, эпилепсией, аутистическими расстройствами, слепотой, глухотой и т.д.

Прогрессировать УО не может, но при легкой степени вовремя принятые меры воспитания и методики обучения позволяют даже повысить интеллект.

Возможные осложнения

Прогрессирующее ЛКР без своевременной эффективной терапии способно перейти в деменцию, которая приводит к утрате навыков самообслуживания и способности решать бытовые задачи. Это порождает проблемы социализации – круг общения сужается, теряется трудоспособность, пропадает желание посещать общественные мероприятия. При флюктуирующим течении у больных возникают сложности с выполнением интенсивных задач умственного плана, при этом правильная коррекция режима дня и уменьшение нагрузок позволяет сохранять привычный образ жизни.

Характерная симптоматическая картина

Симптоматика сходна с проявлениями церебрастении:

  • У больных сохраняется способность к критике;
  • Отсутствуют грубые нарушения интеллекта;
  • Внешне пациенты сохранны;
  • Определяется легкое аттентивно-мнестическое снижение;
  • Появляется стремительная утомляемость;
  • Жалобы на рассеянность, забывчивость;
  • Трудности при освоении нового материала;
  • Сложности в сосредоточении и удержании внимания.
  • Если причиной легкого когнитивного расстройства являются сосудистые нарушения, то в качестве дебюта присутствуют:

    • Аффективная неустойчивость;
    • Нарушения поведения и эмоций;
    • Повышенная тревожность;
    • Суетливость и рассеянность.

    Уже позже присоединяются мнемонические симптомы. При дегенеративных поражениях проблемы с памятью наоборот появляются в первую очередь.

    Часто больные жалуются на:

    • Чувство тяжести в голове;
    • Головные боли;
    • Сонливость;
    • Бессонницу:
    • Тошноту;
    • Отсутствие аппетита;
    • Головокружения;
    • Прерывистый сон;
    • Неустойчивость при ходьбе.

    Нарушения не являются системными, их интенсивность меняется в течение суток, усиливаясь при умственных и физических нагрузках.

    Общие сведения о заболевании

    В переводе с латыни «когнитивный» означает «ознакомительный, познавательный». Следовательно, легкое когнитивное расстройство (ЛКР) — это незначительное ухудшения целого комплекса интеллектуальных способностей: концентрации внимания, памяти, воспроизведения и обработки информации, умения абстрагироваться и решать логические задачи. При этом такое нарушение не достигает уровня деменции, умственной отсталости или амнестического синдрома. Провоцирует его развитие органическое или инфекционное заболевание, причем ЛКР может наступать до, во время или после основного заболевания. Наиболее часто оно возникает у людей с низким уровнем образования. Среди пациентов около 10% составляют пожилые люди старше 65 лет, стоит отметить, что у большинства в течение года начинает развиваться симптоматическая картина, характерная для Альцгеймера.

    Симптомы

    Указанные признаки должны наблюдаться длительное время (не менее полугода):

    • Неустойчивое настроение, быстрая смена эмоций (от слез до смеха за мгновение), приступы тоскливо-злобного настроения (дисфория), склонность к повышенному дурашливо-благостному настроению (эйфория) без внешних на это причин.
    • Утрата или снижение способности предвидеть последствия своих поступков. Несдержанность влечений и потребностей.
    • Затрудненная способность обучаться.
    • Снижение памяти и внимания.
    • Обстоятельно мышление (застревание на мелочах).

    Заболеваемость (на 100 000 человек)

    МужчиныЖенщины
    Возраст, лет0-11-33-1414-2525-4040-6060 +0-11-33-1414-2525-4040-6060 +
    Кол-во заболевших1010021521021025621410100205188188210214

    Результаты

    Средний возраст в группе детей с хроническими тиками составил 6,8±0,8 года. В данной группе было 43 (86,0%) мальчика и 7 (14,0%) девочек.

    Средний возраст в группе детей с преходящими тиками составил 7,2±0,9 года. Число мальчиков в данной группе составило 23 (76,7%), а девочек — 7 (23,3%).

    Наиболее частыми гиперкинезами являлись моргание, его наблюдали у 36 (72,0%) детей, поднятие бровей — у 12 (24,0%), нахмуривание лба — у 10 (20,7%). В 31 (62,0%) случае у пациента отмечены сразу несколько тиков.

    Средняя частота тиков в группе детей с преходящими тиками составила 3,4±1,5 балла, в группе детей с хроническими тиками — 3,5±1,3 балла. Таким образом, достоверных различий по частоте гиперкинезов в исследуемых группах не отмечено (p

    >0,05).

    У 33 (66,0%) детей с хроническими тиками и 8 (26,7%) детей с преходящими тиками имели место жалобы на утомляемость, общую слабость, истощаемость, вялость, дневную сонливость. Необходимо отметить, что соответствующие жалобы возникали во время учебного дня и не проходили после отдыха. В группе больных с преходящими тиками средние показатели астении были близки к норме. Наибольшая выраженность астении отмечена по субшкалам «общая астения», «психическая астения» в группе пациентов с хроническими тиками.

    Достоверных различий между показателями кратковременной памяти в исследуемых группах не было. Показатели долговременной памяти у детей с хроническими тиками оказались достоверно ниже, чем в контрольной группе и группе детей с преходящими тиками (табл. 1).


    Таблица 1. Клинико-психологические показатели в исследуемых группах Примечание. * — р<0,05 — достоверность различий по сравнению с соответствующим показателем в контрольной группе; # — p<0,05 — достоверные различия по сравнению с группой детей с преходящими тиками.

    Результаты теста TOVA показали, что у детей с тиками были достоверно снижены показатели внимания (пропуски реакций), более выраженные во II половине теста. При этом у детей с хроническими тиками уровень невнимательности оказался достоверно выше. Кроме этого, дети с тиками имели более высокий уровень ложных тревог (ошибочное нажатие кнопки), сопряженный с импульсивностью, по сравнению с детьми из контрольной группы, при этом отмеченные изменения значительно увеличивались во II половине теста. Следует отметить, что второй показатель оказался достоверно выше у детей с преходящими тиками (рис. 1).


    Рис. 1. Показатели теста TOVA у детей с преходящими и хроническими тиками до лечения.

    Анализ ЭЭГ пациентов исследуемых групп (рис. 2)


    Рис. 2. Спектры мощности ЭЭГ у детей с преходящими и хроническими тиками до лечения. показал, что в группе с преходящими тиками мощность тета-диапазона в затылочно-теменных отведениях обоих полушарий статистически значимо больше (
    р
    <0,05) как по сравнению со здоровыми детьми, так и по сравнению с детьми с хроническими тиками (
    р
    <0,05). У многих детей этой группы в 6—7-летнем возрасте отмечается субдоминирование тета-активности в затылочных отведениях обоих полушарий, тогда как у детей с хроническими тиками присутствуют единичные (реже групповые) тета-волны.

    При анализе альфа-диапазона в затылочных отведениях у детей с хроническими тиками наблюдали статистически значимое (р

    <0,05) снижение мощности по сравнению со здоровыми детьми (см. рис. 2). Также можно отметить более высокую амплитуду альфа-ритма в задних отделах обоих полушарий по сравнению со здоровыми детьми и детьми с преходящими тиками. У большинства испытуемых этой группы зарегистрированы более высокие значения пиковой частоты альфа-ритма (9—10 кол/с) по сравнению с показателями группы детей с преходящими тиками (7—7,5 кол/с).

    У детей с преходящими тиками отмечено статистически значимое снижение мощности альфа-диапазона по сравнению со здоровыми детьми и детьми с хроническими тиками (р

    <0,05) (см. рис. 2). У большинства детей амплитуда альфа-ритма по сравнению со здоровыми детьми не увеличена.

    В лобно-височных отведениях обоих полушарий у детей с хроническими тиками наблюдали статистически значимое (р

    <0,05) увеличение мощности альфа-диапазона по сравнению со здоровыми детьми. У многих отмечена тенденция к распространению альфа-активности в передние отделы коры больших полушарий, эпизоды синхронизации ритмики в альфа-диапазоне.

    В подгруппе 1 после окончания лечения хронические тики уменьшились у 12 (60,0%) пациентов. Средняя частота тиков по 5-балльной шкале TSGS после проведения курса составила 2,7±1,5 балла (при максимальной частоте 5 баллов), что свидетельствует о достоверном улучшении (р

    <0,05) (табл. 2).


    Таблица 2. Средние клинико-психологические показатели в подгруппах до и после лечения Примечание. # — p<0,05 — достоверность различий по сравнению с соответствующим показателем до лечения; ## — p<0,01 — достоверность различий по сравнению с соответствующим показателем до лечения; * — р<0,05 — достоверность различий по сравнению с соответствующим показателем в группе 1. После курса лечения уменьшилась астеническая симптоматика. Достоверных изменений показателей памяти зарегистрировано не было (см. табл. 2).
    Повторное исследование по тесту TOVA после лечения выявило статистически достоверное cнижение показателей невнимательности и ложных тревог во II половине теста (рис. 3).


    Рис. 3. Показатели теста TOVA после лечения в подгруппах детей с хроническими тиками.

    Согласно данным анализа ЭЭГ, после проведенного лечения в подгруппе 1 статистически значимо увеличилась мощность волн альфа-диапазона в затылочных отведениях обоих полушарий по сравнению с показателями до лечения (р

    <0,05) (рис. 4).


    Рис. 4. Спектры мощности ЭЭГ после лечения в подгруппах детей с хроническими тиками. Также можно отметить у многих пациентов снижение амплитуды в затылочных отведениях, уменьшение представленности альфа- и тета-волн в передних отделах коры больших полушарий (см. рис. 4).
    Переносимость терапии можно охарактеризовать как хорошую. Побочное действие в виде преходящей дневной сонливости отмечено у 2 детей, еще в 1 случае родители отметили повышение двигательной активности. Эти нежелательные симптомы появились в начале курса и прошли через 2 нед в ходе лечения. Необходимо отметить, что данные явления не привели к прерыванию терапии. Других побочных действий выявлено не было.

    В подгруппе 2 после окончания лечения Л.П. Фенибут в комбинации с Л.П. Кортексин уменьшение хронических тиков отмечено у 25 (83,3%) пациентов, страдающих данным расстройством. Средняя частота тиков по шкале TSGS после проведения курса составила 2,0±1,4 балла (при максимальной частоте 5 баллов), что свидетельствует о достоверном улучшении (р

    <0,01). Кроме этого, следует отметить выраженное уменьшение астенической симптоматики (см. табл. 2).

    Результаты повторного психологического исследования показали выраженное улучшение показателей памяти: после курса лечения достоверно увеличились объем слов и прочность мнестических следов при проверке слухоречевой памяти (см. табл. 2).

    При повторном психофизиологическом исследовании (тест TOVA) после курса лечения в подгруппе 2 выявлено выраженное снижение показателей невнимательности и ложных тревог, особенно во II половине теста, как по сравнению с показателями до лечения, так и по сравнению с показателями подгруппы 1 (см. рис. 1, 3).

    При анализе данных ЭЭГ пациентов в подгруппе 2 после курса лечения мы также увидели статистически значимое (р

    <0,05) увеличение мощности волн альфа-диапазона в затылочных отведениях обоих полушарий при достоверном снижении мощности в лобно-височных отделах (
    р
    <0,05). В лобно-височных отделах коры больших полушарий отмечено статистически значимое снижение мощности как по сравнению с показателями до лечения (
    р
    <0,05), так и при сравнении мощности этого диапазона с показателями подгруппы 1 (рис. 4). Кроме этого, можно отметить увеличение градиента между лобными и затылочными отделами обоих полушарий. При визуальной оценке отмечены следующие положительные изменения: снижение амплитуды фоновой ЭЭГ, уменьшение эпизодов синхронизации ритмики в альфа-диапазоне, уменьшение в затылочных отведениях заостренных волн, полифазных потенциалов.

    Переносимость терапии можно охарактеризовать как хорошую. В 2 случаях зарегистрировано повышение двигательной активности. Эти нежелательные симптомы появились в начале курса и прошли через 2 нед в ходе лечения. Необходимо отметить, что данные проявления не привели к прерыванию терапии. Других побочных явлений не выявлено.

    Методы диагностики


    Для постановки диагноза требуется консультация психиатра, невролога, клинического психолога. При этом применяются критерии с учетом акцента состояния познавательной сферы, памяти. Различать легкое когнитивное расстройство необходимо с олигофренией, деменцией и психоорганическим синдромом. Для этого используют:

    • Психологическое тестирование, оно может включать патопсихологическое или нейропсихологическое обследование. Отмечается легкая степень нарушения кратковременной памяти, небольшая неустойчивость внимания, колебания динамической психической деятельности. Возможно, но не обязательно снижение абстрактно-логической функции. Результат определяется с учетом уровня образования, возраста, сферы деятельности пациента;
    • Беседа с психиатром и неврологом позволяет установить анамнез и выявить симптоматику. Характерными являются жалобы на общую растерянность, повышенную утомляемость, трудности концентрации внимания и запоминания. Больными, работающими в умственной сфере, отмечается сложность при формулировке логических выводов и абстрактных идей;
    • Физиакльный осмотр у невролога призван установит причины, и дифференцировать заболевания от других патологий. Могут отмечаться небольшие, но стойкие неврологические расстройства: дискоординаторные явления, анизорефлексия, симптомы орального автоматизма и глазодвигательная недостаточность. При этом отчетливых синдромов не прослеживается.

    Признаки УО легкой степени

    Недоразвитие психики со снижением интеллекта, врожденное или приобретенное, можно заметить у совсем маленьких детей, трех лет от роду. Однако диагноз ставится не ранее достижения малышом семи лет.

    Признаки умственной отсталости у новорожденных обнаружить почти невозможно, особенно ее легкую форму. Но далее это будет проявляться в задержке развития, трудности адаптации в садике. Ребенку тяжело общаться со сверстниками, находить с ними общий язык, соблюдать режим дня, овладевать новыми навыками, усваивать знания. Он не может усидеть на одном месте, быстро утомляется, не проявляет стремления к познанию мира, невнимателен.

    У ребенка может быть похожая, но проходящая проблема – задержка психического развития. Разница состоит в том, что малыш с УО не всегда способен усвоить новый навык, а с ЗПР после нескольких повторений все-таки ему обучается.

    Поэтому так важно обнаружить симптомы УО на раннем этапе, чтобы незамедлительно начинать коррекционные мероприятия. Вот они:

    1. Аномальное развитие моторики. Малыш поздно начинает держать головку, пытаться сесть, встать, ходить. У него нарушен хватательный рефлекс, он не в состоянии удержать игрушку, а чуть позже – ложку.
    2. Процессы возбуждения и торможения неуравновешенны – малыш чрезмерно импульсивен, раздражим или излишне вял и медлителен.
    3. Запоздалый лепет. Говорить начинает со значительным опозданием или речь вообще отсутствует. Говорить связно ребенок не в состоянии, так как ему тяжело построить фразу. Он не понимает, что ему говорят, поэтому не может выполнить даже элементарные просьбы.
    4. Бедная эмоционально-волевая сфера, замкнутость в себе, отсутствует интерес к происходящему вокруг.
    5. Нет интереса к игрушкам, превалирует неправильное их использование, отдается предпочтение примитивным играм.
    6. Отсутствует абстрактное мышление, то есть логика, математические и творческие способности.


    Несколько слов стоит сказать об эмоциях: дитя испытывает горе и радость, неприязнь и симпатию, печалится и веселится, но выражено это все очень слабо, не разносторонне.

    Внешне такое чадо ничем не отличается от сверстников. Но его невозможность должным образом сконцентрироваться приводит к сложностям обучения.

    Дети с легкой степенью УО боятся смены обстановки, сильно зависят от родителей и воспитателей. Трудности с распознаванием эмоций создают проблемы с общением, поэтому малыши замыкаются в себе. Но возможно и так, что они разными способами, часто весьма несуразными, привлекают внимание к своей персоне.

    Такие индивиды прекрасно понимают, что они отличаются от здоровых, поэтому принимают меры к утаиванию своей проблемы. Многим удается получить навыки ухода за собой, хотя происходит это медленнее, чем у сверстников. Особенно тяжело дается им школьный период, так как письмо, чтение и математика им дается с большим трудом.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]