Когнитивные нарушения у детей: причины, признаки и симптомы, диагностика


Что такое когнитивные функции?

Когнитивные функции — это не только память. К ним относят множество других свойств головного мозга, на которые мы обычно не обращаем внимание. Но стоит лишиться хотя бы одного из них, и качество жизни резко падает.

Когнитивные функции — это:

  • память;
  • речь;
  • умение концентрировать внимание;
  • умение узнавать объекты (взглядом, на слух, на ощупь);
  • умение совершать целенаправленные движения.

Нередко страдает какая-то одна сфера когнитивных функций при сохранности других. Такое состояние не сильно мешает адаптации и самостоятельной жизни человека, — в этом случае речь идет о когнитивных расстройствах. Когда же нарушение происходит в нескольких сферах, а человек становится социально дезадаптированным и зависимым от окружения, стоит говорить о деменции.

Легкое когнитивное расстройство

Додементное состояние представляет собой легкое расстройство когнитивных функций. Другими словами легкие нарушения когнитивных функций представляют собой патологии высших функций мозга, которые характеризуются, прежде всего, сосудистым слабоумием, проходящим ряд ступеней в своем развитии, определяющихся последовательным нарастанием симптоматики – начиная легкими нарушениями функций когнитивной сферы, главным образом памяти, и завершая тяжелыми нарушениями – деменциями.

Согласно с рекомендациями международной классификации болезней, диагностирование легкого когнитивного расстройства возможно при наличии следующей симптоматики: ухудшение функции памяти, внимания или снижение способности к учебе,

при совершении умственной работы наблюдается высокая утомляемость. При этом расстройство функции памяти и нарушение работы других мозговых функций не ведет к атрофической деменции и не несет связи с делирием. Перечисленные нарушения имеют цереброваскулярное происхождение.

Клинические проявления данного нарушения соответствуют устойчивому церебрастеническому синдрому, который по сути относится к психопатологическим состояниям, отражающим нарушение различных областей психики, включающих и когнитивные функции. Однако, несмотря на это церебрастенический синдром характеризуется внешней сохранностью пациентов, отсутствием тяжелых нарушений умственных, критических и прогностических процессов, иллюзией неустойчивости, проходимости астенических нарушений.

Диагностика данного нарушения основана на результатах клинических обследований и выводах экспериментально-психологического исследования.

Легкое когнитивное расстройство дифференцируются от органических расстройств тем, что нарушения в работе познавательной сферы не проистекают в связке с эмоциональными (аффективная неустойчивость), продуктивными (!паранойя) и поведенческими расстройствами (неадекватность).

Чем опасна деменция?

Помимо крайне неприятного факта снижения интеллектуальных способностей человека, это состояние опасно изменением его поведения, которое может стать угрожающим как для самого пациента, так и для окружающих. Более того, по мере прогрессирования заболевания, пациенты становятся зависимыми от ухаживающих лиц, и именно качество ухода определяет продолжительность их жизни.

Собственно, дефицит питания, движений и гигиены зачастую служит причиной гибели людей с деменцией.

Когнитивные искажения (диссонанс)

Когнитивный диссонанс – это не просто мудреное словосочетание, которое имеет отношение только к учёным и профессорам. Мы сами в повседневной жизни часто с этим сталкиваемся.

Это состояние, при котором возникают противоречия:

  1. знаний;
  2. мнений;
  3. убеждений.

Во время когнитивного искажения человек испытывает смятение, тревогу, неловкость, стресс, чувство стыда и вины, или даже злость – психологический дискомфорт. Например, в пешеходном переходе сидит попрошайка, которой вы дали немного денег. Она тянется за ними, а на руке показываются дорогие часы.

Вы сначала сбиты с толку, поскольку думали, что человек нуждается в финансовой поддержке. А выходит, что он может быть богаче, чем вы сами. Сначала оказываетесь в ступоре, который потом может перейти в агрессию, поскольку вас одурачили.

Диссонанс (что это такое?) возникает по таким причинам:

  1. несоответствие между знанием человека о предмете, явлении, других людях и действительно тем, что они собой представляют;
  2. несовпадение между обретённым опытом и ситуаций, которая повторилась, только по-другому;
  3. несоответствие личного мнения с точкой зрения окружающих, которое всплывает случайным образом;
  4. поддерживание традиций и верований, если сам их искренне не почитаешь и не веришь;
  5. логическое несоответствие фактов.

Что делать, если с вами произошёл этот непонятный когнитивный диссонанс? Для начала нужно уменьшить значимость этого состояния. Ведь всему есть объяснение, которое просто на данный момент вам недоступно.

Для этого нужно поискать новую информацию о предмете когнитивного искажения. Изучить более детально, или поговорить об этом с другими людьми. Возможно, у вас просто был небольшой кусочек познаний, и выпала отличная возможность его расширить.

Не стоить иметь очень скованных убеждений. Вы должны впитывать и замечать информацию различного формата, изучать всё вокруг. При таком подходе к жизни вряд ли что-то сможет удивить или сильно задеть. Просто наткнётесь на новые знания, которые тут же возьмете себе на заметку.

Признаки надвигающейся деменции

Как и любое другое заболевание, когнитивные расстройства куда проще предотвратить или замедлить на ранних стадиях. На что следует обратить внимание и когда стоит обратиться за медицинской помощью:

  • забывчивость, сложности при удержании внимания;
  • сужение круга интересов и круга общения;
  • раздражительность, плаксивость либо эйфория;
  • неряшливость и неопрятность во внешнем виде, дома, на работе;
  • сложности в ориентации — как во времени, так и в месте;
  • снижение критики к собственному состоянию.

Как развивать когнитивное мышление

Сразу после рождения ребенок начинает воспринимать и изучать мир. Но делает это на своём уровне в зависимости от возраста и того, занимаются ли с ним родители.

Различают такие виды когнитивного мышления:

  1. Наглядно-действенное (до 3 лет) – ребёнок рассматривает всё вокруг, пробует на ощупь, иногда даже пытается лизнуть. То есть, использует все простейшие способы узнать об объектах вокруг. Роль мамы и папы на данном этапе заключается в том, чтобы показывать чаду разные интересные предметы, называть их, рассказывать доступным языком об их свойствах и способе применения, давать изучать самому.
  2. Наглядно-образное (до 7 лет) – ребёнок учится выполнять поставленные задачи, решать задания с помощью логики. Родители должны играть с ним в развивающие игры на мелкую моторику, память, внимание и воображение. Также учить правилам поведения, что тоже развивает когнитивное мышление.
  3. Отвлечённое (после 7) – школьник учится понимать, представлять абстрактные вещи (что это такое?), которые невозможно увидеть или потрогать.

Но что делать взрослому человеку? Неужели тот уровень развития памяти или мышления, который есть на данный момент – это предел? Нет, даже в 40 или 60 лет можно продолжать заниматься своими когнитивными способностями.

Любовь к познанию окружающего мира и себя способствуют усовершенствованию этих функций головного мозга.

Некоторые рекомендации, которые прямо направлены на развитие мышления:

  1. Изучайте иностранный язык.
  2. Выберите другую дорогу, чтобы добраться на работу или учёбу.
  3. Делайте привычные вещи другой рукой (для правшей – левой, для левшей – правой).
  4. Разгадывайте кроссворды.
  5. Рисуйте, даже если не умеете. Усложните: возьмите карандаши в обе руки и продолжайте что-то изображать.
  6. Произносите в голос или про себя разные слова наоборот.
  7. Если нужно посчитать несложные уравнения, делайте это в голове, без помощи калькулятора и бумаги.
  8. Для того чтобы тренировать память, нужно перед тем, как лечь спать, вспомнить по деталям, как прошёл весь день. Также можно воспроизвести автобиографию от самого детства. Или же в обратном порядке: от сегодняшнего дня до момента, как ползали по полу за игрушкой. Вспоминать можно как просто в голове, так и рассказывая кому-то, или записывая в тетради.
  9. Смотрите различные фильмы и читайте книги, конечно же.
  10. Существует много приложений в наших смартфонах, которые прямо направлены на развитие тех, или иных когнитивных функций.

К какому специалисту стоит обратиться?

Причин, вызывающих когнитивные нарушения, много. Среди основных стоит выделить, конечно, сосудистую деменцию и болезнь Альцгеймера. Однако и многие другие неврологические состояния сопровождаются снижением когнитивных функций: болезнь Паркинсона, болезнь Гентингтона, прионные заболевания, редкие формы деменций — деменция с тельцами Леви, лобно-височная деменция. Эти состояния пограничные, в основном ими занимается невролог, однако в случае появления депрессии, неадекватности поведения, психопродуктивной симптоматики может потребоваться помощь психиатра.

Бывает и обратная ситуация.

Порой психические расстройства могут имитировать когнитивные нарушения.

Так, депрессия очень часто имитирует когнитивные расстройства, ведь при депрессии существенно снижается работоспособность, способность усваивать новую информацию, пропадает желание общаться с людьми и следить за собой. В ситуации «псевдодеменции» лечение депрессии приводит к восстановлению когнитивных способностей.

Три стадии нарушений познания

Подобные нарушения принято классифицировать по степени тяжести последствий. Познавательные расстройства могут носить следующий характер:

  1. При легких нарушениях наблюдаются незначительные изменения, которые укладываются в пределах установленных норм для конкретной возрастной группы. Подобные расстройства не создают проблем для человека в повседневной жизни. При этом сами люди или окружающие могут замечать такие изменения.
  2. Для умеренных нарушений характерны изменения когнитивных функций, которые выходят за пределы существующих норм. Однако такие нарушения не сказываются на состоянии человека и не вызывают у него дезадаптации в повседневной жизни. Умеренные расстройства обычно проявляют себя в виде проблем, возникающих при выполнении сложных интеллектуальных задач.
  3. Наиболее опасным типом когнитивных расстройств личности является деменция, или слабоумие. Это состояние сопровождается существенными изменениями памяти и других функций головного мозга. Такие расстройства имеют ярко выраженный характер и оказывают непосредственное влияние на повседневную жизнь человека.

Обратимые деменции

Некоторые неврологические и соматические заболевания могут приводить к деменции. При своевременной диагностике и лечении — прогноз положительный.

Потенциально обратимая деменция может развиваться в следующих случаях:

  • опухоли головного мозга;
  • паранеопластический процесс, при самой различной локализации первичного заболевания;
  • тяжелая форма сахарного диабета;
  • тяжелый гипотиреоз;
  • тяжелые формы соматических заболеваний;
  • нормотензивная гидроцефалия;
  • хронический алкоголизм;
  • наркомания;
  • тяжелый дефицит витамина В12 (цианокабаламина) и фолиевой кислоты (витамин В9), витамина В1 (тиамина);
  • длительный прием больших доз препаратов, способствующих когнитивному снижению;
  • ВИЧ и сифилис.

Влияние современных технологий на когнитивное развитие ребёнка

Нельзя утверждать, что в случае злоупотребления «виртуальной» информацией абстрактное мышление полностью атрофируется. Но ребёнку становится труднее им пользоваться, строить собственные или понимать чужие логические взаимосвязи. А ведь реальная жизнь, где ему понадобятся эти качества, протекает за пределами экрана смартфона и компьютера.

Качественное общение, среди прочего, подразумевает, например, ответы на бесконечные детские вопросы, которые ребёнок задаёт по ходу своего развития.

С развитием интернет-технологий дети получили широкий доступ ко всей информации, которую человечество накопило за десятки тысяч лет своего существования. Но станут ли они от этого умнее? Индивидуальный уровень знаний, по наблюдениям специалистов, снижается, во многом благодаря тому, что у нового поколения нет необходимости аккумулировать и интерпретировать информацию самостоятельно, когда для этого есть интернет-технологии. Но не будем забывать, что технологии — лишь средство, полезный инструмент для тех, кто умеет им пользоваться, то есть воспринимать, сравнивать и обрабатывать полученную информацию в нужных ему целях. Получается, что дети получают технологию, которая позволяет им обходиться без абстрактного мышления и аналитических способностей, но в то же время лишает их возможности пользоваться её преимуществами. Таким детям сложно создавать ассоциативные связи, их кругозор сужен, поэтому вскоре начинается общее отставание в развитии. Трудно сказать, какими причинами оно обусловлено в первую очередь, органическими (не развились определённые участки мозга) или культурными, но, исходя из очевидного, можно сделать предположение в пользу последних. Поэтому родители должны уделять внимание качественному общению со своим ребёнком, а не подменять его техническими суррогатами. Качественное общение, среди прочего, подразумевает, например, ответы на бесконечные детские вопросы, которые ребёнок задаёт по ходу своего развития. В данном случае важны не достоверные ответы, а сам факт обратной связи со своим ребёнком.

Диагностика деменции

По тяжести симптомов когнитивные нарушения разделяют на:

  • умеренные когнитивные нарушения (самообслуживание сохранено, нейропсихологическое тестирование выявляет значимые нарушения);
  • деменция — легкой, умеренной или тяжелой степени (самообслуживание нарушено, нейропсихологическое тестирование выявляет значимые нарушения).

Некоторые исследователи выделяют стадию мягких (легких или субъективных) когнитивных нарушений (MCI), когда пациент активно предъявляет жалобы на забывчивость, невнимательность, неспособность с чем-то справиться, но при нейропсихологическом тестировании определяются нормативные показатели высших мозговых функций (ВМФ) либо отдельные незначительные затруднения в 1-2 когнитивных сферах, не нарушающие общий когнитивный статус. Подобные состояния могут быть проявлением депрессии, повышенной тревоги, результатом ситуационного переутомления либо первыми доклиническими признаками нейродегенеративного заболевания головного мозга (например болезни Альцгеймера).

При жалобах на снижение памяти клиническое обследование пациентов направлено на:

  • установление факта и оценку тяжести и характера когнитивных нарушений: нейропсихологическое тестирование — прицельная оценка блоков высших мозговых функций, определение так называемого паттерна когнитивных нарушений, имеющего свои особенности при различных заболеваниях;
  • выявление других симптомов поражения нервной системы: — тщательный неврологический осмотр; — подробный анализ истории жизни пациента, в том числе наследственного анамнеза, данных об образовании, профессиональной деятельности, вредных привычках, перенесенных травмах и заболеваниях; — инструментальное и лабораторное обследование с целью оценки состояния головного мозга и факторов риска поражения нервной системы и исключения причин потенциально обратимой деменции.

До визита к неврологу, при наличии у пациента жалоб на память, можно провести ряд обследований:

  • ОАК;
  • КАМ;
  • развернутый биохимический анализ крови (общий белок, креатинин, глюкоза, гликированный (гликозилированный) гемоглобин, билирубин общий и прямой, ферменты печени (АСТ, АЛТ, КФК, ЩФ, ГГТ), общий холестерин, липидный спектр, калий, натрий, кальций, витамин Д, витамин В12, фолиевая кислота, ТТГ);
  • МРТ головного мозга без контрастирования на аппарате мощностью не менее 1,5 Тл, с обязательным выполнением коронарных срезов для оценки объема гиппокампов (результаты лучше представлять на диске в формате DICOM);
  • ЭКГ;
  • УЗДС БЦА.

Также полезно проанализировать такие данные пациента:

  • вредные привычки;
  • список регулярно принимаемых препаратов;
  • список привычных продуктов питания;
  • питьевой дневник;
  • дневник физической активности, распорядок дня.

Даже при тяжелом хроническом заболевании максимально ранняя диагностика болезни и комплексный подход к лечению значительно улучшают прогноз пациентов и увеличивают продолжительность их жизни.

Причины когнитивных расстройств

Когнитивные нарушения по своей природе бывают функциональными и органическими. Функциональные нарушения в познавательной сфере формируются в отсутствии прямого поражения головного мозга. Переутомление, стрессы и постоянное перенапряжение, отрицательные эмоции – все это может являться причиной функциональных познавательных расстройств. Функциональные нарушения познавательной сферы могут развиться в любом возрасте. Такие расстройства не считаются опасными и всегда исчезают или существенно уменьшаются их проявления после ликвидации причины нарушений. Однако в отдельных случаях может потребоваться применение медикаментозной терапии.

Органические состояния в когнитивной сфере возникают вследствие повреждения головного мозга в результате заболеваний. Они чаще наблюдаются у людей старшего возраста и носят обычно более устойчивые черты. Однако правильная терапия даже в этих случаях помогает добиться улучшения в состоянии и препятствует нарастанию нарушений в дальнейшем.

Наиболее частыми причинами органических патологий в когнитивной сфере считаются: недостаточность кровоснабжения мозга и возрастное понижение массы мозга или атрофия.

Недостаточность кровоснабжения мозга может наступать вследствие гипертонической болезни, сердечнососудистой патологии и инсультов. Поэтому очень важным является своевременное диагностирование перечисленных заболеваний и правильное их лечение. В противном случае могут возникнуть серьезные осложнения. Артериальному давлению, поддержанию уровня сахара в норме и холестерина в крови следует уделять особое внимание. Выделяют также сосудистые когнитивные расстройства, которые развиваются вследствие хронической ишемии головного мозга, повторных инсультов или их сочетания. Такие патологии делятся на два варианта: расстройства, возникающие как результат патологии мелких сосудов, и нарушения вследствие патологии крупных сосудов. Нейропсихологические особенности обнаруженных состояний, отражающие их взаимосвязь с нарушением в работе лобных долей мозга, будут свидетельствовать о сосудистой этиологии когнитивных расстройств.

Сосудистые когнитивные расстройства личности сегодня довольно распространенны в практике неврологических патологий.

При атрофии головного мозга, вследствие возрастных изменений, формируются более выраженные патологии когнитивных функций. Такое патологическое состояние именуется болезнью Альцгеймера и считается прогрессирующим заболеванием. Однако темпы нарастания патологий в когнитивной сфере могут значительно варьироваться. Преимущественно, симптомы характеризуются медленным нарастанием, вследствие чего больные могут на протяжении многих лет сохранять независимость и самостоятельность. Огромным значением для таких больных обладает адекватная терапия. Современные методы терапии помогают добиться улучшения в состоянии больного и длительной стабилизации проявлений.

Также причинами патологий в когнитивной сфере могут быть другие заболевания головного мозга, сердечнососудистая недостаточность, заболевания внутренних органов, нарушение в обмене веществ, злоупотребление алкогольными напитками или другие отравления.

Как происходит лечение деменции в клинике Рассвет?

В клинике Рассвет приветствуется мультидисциплинарный подход к данной проблеме. Тщательный осмотр врачом, длительная беседа, тестирование по ряду шкал и совместная работа невролога и психиатра помогают поставить верный диагноз, а дополнительные обследования позволяют выявить конкретную причину когнитивного снижения. Именно это помогает разработать дальнейшую эффективную тактику лечения и реабилитации.

Медикаментозная терапия деменции может снизить темп прогрессирования заболевания и продлить жизнь пациенту. Принципиальное значение в лечении деменции — особенно на этапе умеренных когнитивных нарушений — также имеет активное освоение новых навыков, постоянная тренировка памяти (когнитивное стимулирование) и эмоциональная поддержка близких.

Как улучшить состояние пациента?

Подбирая схему лечения пациента, важно предварительно установить причину развития когнитивного расстройства. Поэтому после оценки психического статуса проводится всестороннее обследование больного.

Тактика лечения расстройств определяется на основании тяжести заболевания и причины, спровоцировавшей нарушение мозговых функций. В терапии легкой и умеренной деменции, вызванной болезнью Альцгеймера или сосудистыми патологиями, применяются ингибиторы ацетилхолинэстеразы либо Мемантин. Однако эффективность этих препаратов пока не доказана. Их назначают в основном с целью предупреждения дальнейшего прогрессирования патологического процесса и развития деменции.

В случае диагностирования сосудистых патологий, спровоцировавших сбой мозговой деятельности, применяются:

  • ингибиторы фосфодиэстеразы способствуют расширению сосудов, что приводит к нормализации кровообращения;
  • блокаторы а2-адренорецепторов подавляют действия симпатического отдела нервной системы, которые привели к сужению кровеносных сосудов.

Для восстановления нейрометаболических процессом применяет Актовегин. Препарат повышает пластичность нейронов головного мозга, что оказывает положительное влияние на функции познания.

Помимо указанных лекарств при наличии неврологических расстройств применяются различные терапевтические тактики, направленные на коррекцию поведения пациента. На выполнение этой задачи уходит немало времени, так как подобное лечение предполагает последовательную трансформацию психики человека.

Тактика ведения пациента с нарушением когнитивных функций:

Профилактика и лечение

При сосудистых и нейродегенеративных патологиях интеллектуальные нарушения необратимы. Однако обратимы при нарушении обмена веществ и метаболических болезнях. Так, выясняется причина патологии обмена веществ и проводится симптоматическая и патогенетическая терапия.

Психологических подход к тревожным и диссоциативным расстройствам заключается в попытках объединить все психические процессы воедино и воссоздать целостность сознания. Это делается при помощи психотерапии: когнитивно-поведенческой терапии, гипноза, методы психодинамической терапии.

Для облегчения симптомов депрессии и тревоги пациенту назначаются антидепрессанты и анксиолитики. Это симптоматическая терапия. Нет ни одного лекарственного средства, которое смогло бы воссоздать единый и непрерывный поток сознания и целостность психических функций.

Профилактика когнитивным и диссоциативным нарушениям неспецифична

Следует взять во внимание каждую причину развития болезней (инсульт, нейродегенерация, демиелинизация, хронически недостаток кровообращения) и предотвращать их

Не нашли подходящий ответ?Найдите врача и задайте ему вопрос!

Лечи больного, а не болезнь

Этот совет дал нам отец медицины Гиппократ, поэтому по-другому не поступаем. В рекомендациях пациенту и врачебных вмешательствах первыми всегда стоят мероприятия по гармонизации образа жизни с возможным увеличением физической активности, планированием трудовой деятельности и отдыха, отказом от вредных привычек, сбалансированным по качеству и калорийности пищевых продуктов питанием. В особенности, что касается ограничений поваренной соли, рафинированных углеводов и животных жиров. Важное место принадлежит санаторно-курортному лечению.

Пациентам с атеросклерозом обязательно рекомендуются статины. При артериальной гипертензии назначаются ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента, блокаторы бета-адренергических рецепторов, ретардные формы блокаторов кальциевых каналов, диуретики, другие средства. При атеросклерозе важно достичь рекомендуемых уровней липидов крови, а при артериальной гипертензии нормальных цифр артериального давления с восстановлением его суточной периодичности. При высоком риске тромбоэмболических осложнений (фибрилляция предсердий, др.) используются ацетилсалициловая кислота, тиенопиридины, низкомолекулярные декстраны и антикоагулянты.

При сосудистой энцефалопатии и болезни Альцгеймера эта терапия дополняется антиоксидантами, холина альфасцератом — донором для биосинтеза ацетилхолина в пресинаптических мембранах холинергических нейронов, участвующих в осуществлении когнитивных функций, аналогами фрагмента АКТГ без гормональных свойств, но с нейропротекторным эффектом, другими препаратами, улучшающими мозговое кровообращение.

Если в основе сосудистых нарушений лежат анатомические причины, связанные с атеросклеротической бляшкой, стенозом, другими образованиями, рекомендуются оперативные вмешательства. Этим врачебные вмешательства, однако, не ограничиваются. Потому что не сказано о самом главном — непременной необходимости если не восстановления, то улучшения когнитивных функций мозга. Всегда, когда диагностируются когнитивные нарушения, используют ноотропные препараты (ноотропы). Ноотропы повышают энергетический метаболизм мозга, оказывают нейротрофическое, нейропротекторное и нейтротрансмиттерное действие, улучшают память, внимание и способность к обучению.

Многокомпонентность действия этих препаратов, регулирующих множество метаболических, нейромедиаторных и других сдвигов в организме, расширяет компенсаторные возможности и повышает устойчивость мозга к вредным воздействиям. В последнее время на фармацевтическом рынке появляются новые генерации препаратов с комбинированным ноотропным, вазоактивным, полинейромедиаторным, нейропротекторным, антиоксидантным и иным позитивным действием. С их использованием удается достичь не просто улучшения когнитивных функций, но и достоверного повышения продолжительности и качества жизни пациентов.

Особенно показаны эти препараты при транзиторных ишемических атаках, для профилактики и в восстановительном периоде после острого нарушения мозгового кровообращения, перенесенного мозгового инсульта, во всех случаях диабетической ангиоэнцефалопатии. Используют их при токсической, посттравматической, пострадиационной, дисметаболической и других формах энцефалопатий.

Показаны они при болезни Паркинсона, всех формах деменции, мигрени, вестибулярных нарушениях, нарушениях слуха сосудистого генеза, ишемическом поражении зрительного нерва, многих других подобных состояниях. Используют их с целью коррекции задержки умственного развития детей, для усиления умственной деятельности в пожилом и старческом возрасте.

Такие препараты с комбинированным ноотропным, вазоактивным и другими положительными эффектами являются средствами ургентной и плановой стационарной и амбулаторной терапии в педиатрической, взрослой и гериатрической клинике. Одинаково, неврологической, психиатрической и терапевтической. Они, и это важно запомнить, отличные помощники при синдромах хронической усталости и эмоционального выгорания, вообще во всех случаях психического перенапряжения, когда существует потребность улучшения памяти, внимания и его концентрации.

Лечение когнитивных нарушений

Выбор лечебной тактики зависит от причины появления (конкретного заболевания) и выраженности когнитивных нарушений.

Необходимо (по возможности) проводить лечение, направленное на коррекцию патологических механизмов, происходящих в организме. Например, при сосудистых изменениях в головном мозге необходима гиполипидемическая терапия (чтобы приостановить течение атеросклероза), улучшить кровообращение в сосудах головного мозга помогают актовегин, мексидол, ницерголин.

Для лечения собственно когнитивных нарушений применяют такие препараты как донепезил, ривастигмин, галантамин, мемантин.

Деменция сосудистая и атрофическая

Поражения мозга, договорились, могут иметь сосудистый генез, а могут быть связаны с патологическим процессом в самом веществе мозга, как, например, при болезни Альцгеймера. Поэтому все разнообразие поражений, сплошь и рядом в жизни обыденной пересекающихся, условно классифицируют на сосудистые и атрофические. Как будто сосудистые поражения не влекут атрофических изменений мозга. В соответствии с этим деменцию тоже классифицируют на сосудистую и атрофическую. Дифференцирование осуществляют с использованием шкалы Хачинского.

Для этого у пациента определяют признаки деменции и в соответствии со шкалой подсчитывают суммарное число баллов. Критерий атрофической деменции — сумма баллов не превышает 4, сосудистой — больше 7. Шкала шкалой, но сосудистую деменцию, как и атрофическую тоже, необходимо подтверждать компьютерной рентгеновской (КТ) или магнитнорезонансной томографией (МРТ).

Клиническая картина

Синдром когнитивных нарушений проявляется в виде набора определенных симптомов. Специалисты, занимающиеся исследованием этого заболевания, говорят о том, что клиническая картина этого заболевания взаимосвязана с состоянием определенных отделов головного мозга.

Поражение левого полушария приводит к тому, что больной испытывает трудности с чтением, письмом и счетом. На определенных этапах развития заболевания проявляются трудности с логическим мышлением, вычислительными способностями и проведением анализа. Поражение правого полушария приводит к трудностям с ориентацией в пространстве. Помимо этого, у больного наблюдаются проблемы с творческими способностями. Отсутствие способности мечтать, фантазировать и проявлять собственные эмоции, приводит к тому, что человек полностью запирается в собственном мире.

Подобные нарушения могут привести к проблемам, связанным с восприятием звуков и запахов. Также лобные доли головного мозга отвечают за эмоциональное восприятие окружающей реальности и за воспоминания. В той ситуации, когда болезнь сопровождается поражением теменной доли, больной испытывает трудность с ориентацией в направлении, чтением и письмом. Затылочные доли несут ответственность за зрительное восприятие, умение анализировать, распознавать людей и окружающие объекты. При поражении мозжечка, больной страдает от нарушения речи и часто проявляет неадекватное поведение.


Симптомы заболевания нарастают при интенсивных интеллектуальных нагрузках

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]