Основными методами диагностики эпилепсии являются магнитно-резонансная томография и электроэнцефалограмма. В статье пойдет речь о ЭЭГ головного мозга: что это такое, расшифровка у детей.
Энцефалограммой называют метод исследования биоэлектрической активности головного мозга. Это исследование позволяет определить активность нейронов различных участков головного мозга, наличие патологических паттернов (разрядов), которые указывают на патологию. Безобидность диагностики позволяет широко использовать ее в детском возрасте. По результатам исследования определяется эпилептиформная активность, показания для проведения МРТ и направление курса дальнейшего лечения.
Эпилептиформная активность на ЭЭГ у ребенка – что это значит? Под термином эпилептиформная активность понимают электрические колебания, регистрирующиеся на ЭЭГ в виде острых волн и пиков, отличающихся от общей активности более чем на 50%. Наличие эпилептиформной активности на ЭЭГ может свидетельствовать о наличии эпилепсии.
Причины корковой дизартрии у детей
Дефект развивается вследствие поражения тех областей коры головного мозга, которые регулируют тонус и сокращений мышц щеки, глотки, челюсти, мягкого неба, губ и языка.
Причиной расстройства могут быть:
- перинатальная патология — основная причина повреждения головного мозга в детстве. Имеют значение гипоксия, внутриутробная инфекция, асфиксия новорожденного. Вероятность этих состояний повышают отягощенный акушерский анамнез, маловодие, гестоз, стремительные роды;
- черепно-мозговые травмы — у детей большую роль играют родовые травмы, которые случаются при неадекватно выбранной тактике ведения родов. Опасны травмы в раннем возрасте при падении, ударах. Повреждения головного мозга у более старших детей, подростков также могут спровоцировать речевые расстройства;
- объемные образования приводят к сдавлению коры головного мозга, иногда к прорастанию и деструкции, то есть разрушению;
- нейроинфекции — последствия ОРВИ, краснухи, герпеса, кори, синусита, гайморита, отита, абсцесса, сифилиса, туберкулеза.
Механизм развития корковой формы дизартрии связан с повреждением передней центральной извилины или области позади нее. В первом случае развивается центральный парез артикуляционных мышц. Во втором — нарушается обработка информации о состоянии органов артикуляции, из-за чего не происходит коррекции движений мышц, участвующих в речи. Так возникает апраксия — сбой в последовательности сокращений мышц.
БРТ в комплексном лечении детей с синдромом нарушения активности и внимания (СДВГ)
25.12.2018 14:33 Автор: Врач рефлексотерапевт Маматова Вера Александровна
Актуальность проблемы.
В настоящее время синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СДВГ) (МКБ-10)
входит в число важнейших проблем детской неврологии. Широкая распространенность заболевания, которая составляет 5-10% детской популяции, высокая коморбидность с различными расстройствами детского возраста, рост встречаемости данной патологии привлекает внимание широкий круг специалистов для разработки новых и адекватных лечебных методов, направленных на повышение эффективности реабилитационных мероприятий.
Учитывая наличие различных специалистов в нашем Центре, участвующих в реабилитационном процессе, аппаратуру с помощью, которой возможна диагностика и лечение пациентов, неоднократные курсы реабилитации, дающие возможность качественно отслеживать динамику в лечении детей – все это вместе является хорошей базой для поиска и эксперимента новых методов в лечении детей с СДВГ.
Этиологические факторы СДВГ.
1. Перинатальные факторы
Это полиморфный синдром. Возникновение СДВГ обусловлено незрелостью формирующегося организма, и в особенности центральной нервной системы (ЦНС), наиболее чувствительной к вредным воздействиям. Повреждениям мозга на ранних этапах развития могут предшествовать нарушения, основными из которых являются: недоношенность, морфофункциональная незрелость, гипоксически-ишемическая энцефалопатия, недостаточный вес ребенка, преждевременные роды, физические и эмоциональные травмы матери во время беременности и родов.
2.Генетические факторы
Отмечена высокая частота встречаемости симптомов СДВГ в детстве у родителей детей, страдающих данным заболеванием. Гиперактивность является врожденной характеристикой наравне с особенностями темперамента.
3.Социально-психологические факторы
Наряду с незрелостью центральной нервной системы (ЦНС) существуют социально-психологический фактор, ведущий к СДВГ, например, недостаточное образование родителей, неполная семья, деформация материнского ухода, алкоголизм, наркомания, депрессия.,
4.Пищевые факторы
Особый интерес привлекает влияние пищевых факторов и несбалансированного питания на проявления симптомов СДВГ. Дефицит магния, цинка, йода, железа способствуют возникновению или усилению симптомов СДВГ.
Диагностика СДВГ
Диагностика основывается на международных критериях, включающих перечни наиболее характерных и четко прослеживаемых признаков данного расстройства.
1. Возникают до 8 лет
2. Выявлены в двух сферах деятельности или более (в школе, дома, в труде, в играх)
3. Не обусловлено психотическими, тревожными, аффективными расстройствами
4. Вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию
5. Наличие невнимательности, гиперактивности и импульсивности, не соответствующих возрастной норме
6. Расстройство школьных навыков ( письма, счета, чтения)
7. Расстройство чаще встречается у мальчиков.
Относительная распространенность среди мальчиков и девочек от 3:1 до 9:1.
В 30-70% случаев синдромы расстройства переходят во взрослый возраст, высок риск развития асоциальной психопатии, алкоголизма и наркомании.
Первые признаки СДВГ проявляются уже в период новорожденности нарушением ритма сна и бодрствования, повышенная возбудимость, общее беспокойство. В возрасте 3 лет, когда происходит активное развитие речи, памяти и внимания, проявляется отставание в нервно-психическом развитии. В характере детей с СДВГ появляется непослушание, упрямство. К 5 годам разворачивается клинический полиморфизм структуры синдрома. Главными проявлениями синдрома СДВГ являются нарушение способности ребёнка контролировать своё поведение, повышенная отвлекаемость, неустойчивость внимания, импульсивность и гиперактивность. При нормальном уровне интеллектуального развития присоединяются когнитивные нарушения, тревожные расстройства, страхи, утомляемость, двигательные расстройства по типу тикозных гиперкинезов. Часто наблюдается энурез, энкопрез. В возрасте 6-9 лет проявляется заниженной самооценкой, вспыльчивостью, агрессивностью. Всё это существенно влияет на процессы обучения и адаптации ребёнка в коллективе.
Цель работы.
Определить эффективность экзогенной БРТ для лечения детей с СДВГ.
Основная идея применения резонанса в медицине заключается в том, что при правильном подборе частоты лечебного воздействия можно усиливать физиологические или ослаблять патологические колебания в биологической системе.
В методе экзогенной БРТ лечение осуществляется воздействием одной или набором определенных частот, значения которых подобраны экспериментально и апробированы в лабораторных и клинических условиях. В экзогенной БРТ преимущественно используются переменные или импульсные магнитные поля
БРТ в отличие от большинства известных методов физиотерапии, не связан с нагревом тканей, что позволяет отнести этот метод к «лечебным факторам малой интенсивности».
Воздействие на пациента может осуществляться электрическим током (контактно) с помощью металлических электродов или магнитным полем (бесконтактно) с помощью индукторов, петель, поясов.
Механизм лечебного действия экзогенной БРТ обусловлено внесением внешнего сигнала электрической или электромагнитной природы в организм, который вызывает в нем ответную реакцию. При этом частота внешнего сигнала вызывает в организме ответную реакцию в том случае, если внешний сигнал обладает тенденцией к взаимодействию с большим числом ритмических процессов, т.е. к синхронизации.
Частота внешнего сигнала (синхронизирующая) влияет на частоту организма (синхронизируемую), осуществляется кодирование, перенос информации, что способствует формированию лечебного эффекта.
Методы и оборудование:
В лечении данной группы пациентов мы использовали терапевтические возможности аппаратуры : «МИНИ-ЭКСПРЕС-ДТ» с программным обеспечением. Метод вегетативно-резонансного тестирования (ВРТ).
Собственные исследования.
Под наблюдением и лечением находилось 215 детей дошкольного и школьного возраста с синдромом СДВГ.
Из них девочек 56 (26%), мальчиков 159 (74%),
детей от 3 до 7 лет девочек 51 мальчиков 144
старше 7 лет 20 детей девочек 5, мальчиков 15
Все дети имели отягощённый анамнез внутриутробного развития и наблюдались с диагнозом перинатальная энцефалопатия на первом году жизни. В момент поступления на реабилитацию, в большинстве случаев, это последствия перинатальной энцефалопатии в виде синдромов гипервозбудимости, нарушение активности и внимания, гиперкинетического синдрома, вегето-сосудистой дистонии, синдрома внутричерепной гипертензии, энуреза, энкопреза.
Помимо консультации невролога, всем детям было проведено комплексное обследование, которое включало в себя:
1. Электроэнцефалография (ЭЭГ)
2. Диагностика по методу вегетативного резонансного теста «ИМЕДИС»
3. Психологическое исследование, направленное на оценку интеллекта и эмоционально-волевой сферы
4. Логопедическое обследование у детей с нарушением в развитии речи
5. Психиатр
6. Сурдолог
На момент начала лечения все дети получали медикаментозное лечение в виде ноотропной и седативной терапии, посещали логопедические занятия, групповые или индивидуальные занятия психолога.
В неврологическом статусе у 191 ребенка (89%) отмечалась рассеянная очаговая микросимптоматика; оживление сухожильных рефлексов с расширением рефлексогенных зон, гипергидроз ладоней и стоп, похолодание кистей рук и стоп, «мраморность» кожи. У 13 (6%) мальчиков наблюдались тикозные гиперкинезы по типу моргания, подёргивания плечами, покашливания. Нарушение речи выявлено у 157(73%) детей в виде общего недоразвития речи, дизартрии. 23 (11%) ребенка страдали энурезом, у 3 из них отмечался энкопрез.
В ходе психологического тестирования выявлены значимые конфликтные переживания и нарушения в эмоционально-волевой сфере, нарушения в позновательной сфере, трудности в приобретении учебных навыков, расстройства памяти, слабость мыслительных процессов при нормальном уровне развития интеллекта, нарушение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Все дети прошли тестирование по методу ВРТ «ИМЕДИС-ТЕСТ».
В 87% случаев у детей тестировались психовегетативные нагрузки III-IV степени, психические нагрузки II-III-IV ст, у 27 (13%) детей психические нагрузки тестировались 6-8ст. Психическая нагрузка или психовегетативная — это результат длительного воздействия психотравмирующего фактора на организм ребенка, приводящего к возникновению патологических расстройств со стороны различных органов и систем.
В 81% случаев тестировалось напряжение вегетативной нервной системы, что подтверждается отягощенным перинатальным анамнезом.
Более чем у половины детей (76%) выявлены указания на напряжение I-IV cт. или истощение I-III иммунной и эндокринной систем, а в анамнезе у таких детей имелись различные соматические нарушения: аллергические реакции, дискинезия желчных путей, хронический тонзиллит, бронхиальня астма, экзема и др.
Всем детям проводилось диагностическое электроэнцефалографическое исследование с визуальной оценкой ЭЭГ и спектрального анализа до или в начале лечения БРТ и после лечения, через 3-4 месяца,
Регистрация электроэнцефалограммы осуществлялась с помощью 19-канального электроэнцефалографа «Нейрон-Спектр-3».
Анализировались 10 пятисекундных отрезков ЭЭГ, где для каждого из основных ритмов вычислялись средние величины по частоте, амплитуде и индексу.
В 15% случаев не выявлены отклонения от нормы.
В 85% случаев в динамике учитывались изменения биоэлектрической активности головного мозга в фоновой записи, при фотостимуляции и гипервентиляции, при открывании и закрывании глаз.
В результате анализа ЭЭГ до лечения обнаружилось преобладание бета-ритма в лобно-центральных и височных отведениях, альфа-ритм представлен слабо модулированным, несколько деформированными и высокоамплитудными участками.
Региональные отличия стерты, искажены наслоениями быстрой и, в большей степени, медленной активности.
На фоне ритмической фотостимуляции усвоение ритма на предлагаемых частотах оказалось нечетким.
В ряде случаев регистрировались вспышки волн альфа и тета-диапазона с генерализованными пароксизмами высокоамплитудных медленных волн на фоне гипервентиляции (7%).
Все эти изменения биоэлектрической активности головного мозга, регистрируемой до лечения, свидетельствовали о незрелости функционального состояния нейронов коры головного мозга и наличии явлений раздражения.
У детей младшего возраста (до 7лет) обращает на себя внимание заключение о незрелости коры головного мозга при отсутствии очаговых изменений, типичных форм эпилептической и пароксизмальной активности. Результаты ЭЭГ в возрасте старше 7 лет демонстрируют в большинстве случаев наряду с диффузными изменениями БАМ признаки дисфункции срединно-стволовых структур.
Применялись терапевтические воздействия:
Основное направление применения терапевтического воздействия — это снятие психических и психовегетативных нагрузок.
Для этого использовалась:
1.Экзогенная биорезонансная индукционная терапия.
Одним из видов экзогенной БРТ является индукционная терапия — воздействие физиологическим частотным спектром, который представлен: Бета-ритмом, Альфа-ритмом, Тета-ритмом, Дельта-ритмом на электромагнитные поля головного мозга и служит стимулом для их нормализации и восстановления.
Применялись в лечении устройства для магнитной терапии (УМТ) «петля» с фиксацией на голове, интенсивность во время сеанса от 10ед. до30 ед. учитывая возраст ребенка. Чаще по результатам тестирования использовались программы: альфа-ритм (Р1), покоя (Р5), детская программа (Р7), церебральная (Р15), обучения (Р16), запоминания (Р17), мышечной релаксации (Р20), волны Шумана (Р22), стресса (Р8), программа сна (Р6, Р18).
2.Экзогенная биорезонансная терапия фиксированными частотами.
Применялась бесконтактная терапия переменным магнитным полем при помощи (УМТ) «петля» с фиксацией в области головы от 10ед. до 30ед. Использовались программы заболеваний центральной нервной системы и психики: (Е97) асоциальное поведение, (Е2) бессонница, (Е58) заикание, (Е34) страх, (Е22) церебрастенический синдром, (Е29) депрессии и т.д.
Полученные результаты:
1.Положительная динамика была выявлена у 206(96%) детей.
Не отмечалось провоцирование гипервозбудимости действием индукционных программ.
2.Наилучшие результаты были достигнуты в группе детей прошедших 3-4 курса лечения с интервалом между курсами 2-3 месяца
3.При контрольном тестировании отмечалось снижение психической и психовегетативной нагрузки до I-II степени.
4.Положительный эффект терапии подтверждался улучшением показателей биоэлектрической активности мозга: После лечения на ЭЭГ в 100% случаев отмечалось улучшение в виде снижения индекса бета-ритма в теменных и височных отведениях, увеличения индекса альфа-ритма в затылочных отведениях. Альфа-ритм стал белее регулярным, более модулированным с меньшим числом наслоений в виде быстрой и медленной активности. Также наблюдалось ослабление явлений раздражения коры головного мозга.
5.Эффективность терапии отмечали и родители детей: снижение гиперактивности и импульсивности, уменьшение страхов, улучшение внимания, настроения, сна, снижене нарушения игровой деятельности, повышение работоспособности.
Выводы:
Из всего изложенного можно сделать выводы, что использование метода экзогенной терапии, программы индукционной терапии частотами ритмов головного мозга значительно повышает эффективность медико-психолого-педагогической реабилитации детей с СДВГ.
Процесс реабилитации детей с СДВГ длительный, трудный для всех специалистов, и, не всегда завершенный. Однако значительная положительная динамика позволяет сделать большой шаг к социальной адаптации этих детей.
Пластичность нервной системы ребенка и способность к компенсации нарушенных функция обуславливают важность раннего начала комплексной реабилитации детей с СДВГ, что позволит предупреждать возникновение отклонений в развитии.
БРТ позволяет ускорять процессы реабилитации детей с СДВГ.
Результаты анализа ЭЭГ в динамике на фоне лечения детей позволяют предположить возможность воздействия данного метода как на корковые структуры (снижение ирритации, индекса медленноволновой активности), так и на подкорковые структуры (генерализованные разряды высокоамплитудных медленных волн).
Таким образом, данные проведенного исследования свидетельствуют об изменении биоэлектрической активности головного мозга у детей с СДВГ на фоне БРТ.
Электроэнцефалографическое исследование позволяет установить положительный эффект и при необходимости в зависимости от изменений корректировать лечение.
Классификация корковой дизартрии у детей
В зависимости от локализации патологического очага и механизма развития выделяют два вида патологии:
- Корковая кинетическая дизартрия (эфферентная) связана с поражением центральной зоны передней области коры. Из-за близости зоны, которая контролирует движения кисти, может быть гемипарез. Характерна медлительность речи, отсутствие ритма. Некоторые дети говорят слогами;
- Кинестетическая (афферентная) дизартрия связана с поражением постцентральных зон. Характеризуется дискоординированной работой органов артикуляции, движений мышц кисти с противоположной стороны.
По степени тяжести выделяют 4 формы дефекта. При первой степени нет яркой клинической картины, далее их выраженность нарастает. 4 степень может сопровождаться полной анартрией, то есть отсутствием речи.
Возможно смешанные варианты заболевания, например, корково-подкорковая дизартрия, когда помимо корковой части, поражаются и подкорковые отделы головного мозга.
Подготовка детей к проведению ЭЭГ
Ключевым моментом в подготовке ребенка любого возраста является необходимость пребывать в максимально спокойном состоянии в ходе исследования с целью получения наиболее достоверного результата.
Следует учитывать, что проведение ЭЭГ (как и любого другого диагностического метода) для ребенка любого возраста может быть связано с переживаниями и стрессом. Поэтому ряд неврологов советует брать с собой любимые вещи ребенка, которые могут его обрадовать, отвлечь и успокоить, также рекомендуется проводить с ним “подготовительные” игры и беседы за несколько дней до исследования. Игра будет наиболее актуальной для детей дошкольного возраста, и при этом обязательно должна включать надевание “волшебной шапки”. Для новорожденных возможно назначение исследования на время кормления, при этом электроды накладываются до начала кормления. Это объясняется более легким засыпанием новорожденного после кормления, что значимо в виду большого количества артефактов при записи в состоянии бодрствования. Не рекомендуется отмена и назначение новых препаратов без консультации врача, что связано с возможным искажением результатов. Также необходимо постараться не дать ребенку уснуть в ожидании процедуры и воздержаться от длительного сидения в ожидании исследования. Необходимо, чтобы волосы ребенка были заранее вымыты, при этом косы (при наличии) должны быть расчесаны, а различные зажимы, заколки и металлические украшения должны отсутствовать. Необходимо также избежать излишнего волнения и воздержаться от продуктов питания, способных вызвать расстройства пищеварения. 23
Только в случае соблюдения всех правил и рекомендаций врача по подготовке пациента, удастся получить диагностически значимый и достоверный результат исследования.4
Симптомы корковой дизартрии у детей
Характерной симптоматикой корковой дизартрии являются нарушения темпо-ритмической составляющей речи: наблюдается медленный темп экспрессивной речи, отсутствует плавность и автоматизм. Со стороны кажется, что ребенку трудно шевелить языком и губами.
Труднее всего даются переднеязычные звуки. Малыш заменяет или пропускает проблемные звуки. Речь из-за этого смазанная, невнятная. А вот со смысловой частью проблем нет, то есть словарный запас достаточный, дети правильно используют слова в предложении и грамотно выражают свои мысли.
Для корково-подкорковой дизартрии характерны насильственные непроизвольные движения в покое и во время разговора.
Афферентная корковая дизартрия
Признаками этого варианта корковой дизартрии являются поиск правильной артикуляционной укладки при произношении звуков, из-за чего появляются паузы. Голос вследствие напряжения при разговоре громкий со снижением при звонких согласных. Из-за замедленности в речи появляются вставочные звуки.
Малыш произносит аффрикаты (согласные из двух звуков) по отдельности или произносит только отдельную часть. Например, «т» или «с» или протяжное «тс»от вместо звука «ц». Он также заменяет одни звуки другими: щелевые согласные на смычные. Ребенок не может назвать место на лице, к которому прикасается логопед.
Эфферентная корковая дизартрия
Корковая кинетическая дизартрия характеризуется замедленностью речи вследствие проблематичного перехода между звуками. Ударные гласные удлиняются, согласные, если они находятся в начале и конце слова — тоже. Страдает произношение «л», «ш», «р», «ж»: для этого нужно участие языка, а движения языка у ребенка затруднены. Их он может заменить на «д» или «т».
Ребенку сложно зафиксировать нужную артикуляционную позу, поэтому появляются лишние вставки и пропуски звуков. Дети могут морщить лоб, высовывать язык, зажмуривать глаза, облизывать губы при разговоре.
Электроэнцефалограмма при аутизме: отзывы
Положительные | Отрицательные |
Мы чтобы не травмировать ребенка, попросили провести нам КТ и МРТ головного мозга, хоть и с анестезией, зато быстро, точно и без каких-либо проблем. Единственный минус – данные исследования намного дороже по цене, чем электроэнцефалография. Если бы с сыном можно было бы договорится, проходили бы то, что назначили, но… увы. (Нина) | Для нас все эти присоски к голове – это общий кошмар, дочь ни в какую не дает их прикрепить, а еще и сидеть необходимо длительное время неподвижно. Нам ЭЭГ назначил невропатолог, пошли к психиатру, чтобы узнать, как справится со страхом, так он нам сказал, что все эти исследования при аутизме полностью бесполезны, так как аутизм ставится исключительно по поведенческим показателям. Вот теперь вообще не знаю, как быть. (Аня) |
Нам проводили электроэнцефалограмму в возрасте 1,5 года. Нам повезло, что спим мы крепко, поэтому час по городу колесили на машине, чтобы убаюкать, потом аккуратненько перенесли в кабинет, и все сделали. Как нам объяснила невропатолог, необходимо исключить факторы, которые могли давать схожую с аутизмом симптоматику. Диагноз подтвердился, назначено соответствующее лечение, которое, кстати, уже демонстрирует положительные результаты. (Софья) | Категорически против таких пыток для детей-аутистов! Это невероятный для них стресс. Особенно, когда их заворачивают в полотенце или пеленку и держат несколько врачей – это просто мрак! (Тая) |
Нам назначили данный тест в возрасте 8 лет, с сыном можно было договориться и занять его на полчаса. Так что для нас проблем не составило диагностирование. Что касается целесообразности, так я думаю, все, что касается головы, нужно исследовать в полной степени, чтобы точно понимать, что с вашей крохой происходит. (Яна) | |
МРТ не может показать нейронную проходимость мозга, следовательно, ЭЭГ – это единственный вариант посмотреть, как импульсы двигаются по мозгу, и какие существуют нарушения. Нам проводили тест перед монитором с яркими картинками и мультиками. Мы так можем часами «залипать», при этом мозг был в активном состоянии, и нарисовалась картина в полной мере. | |
Хорошее исследование, вот только пока мы его прошли, намучались, в результате сыну сделали какой-то укол, который полностью затормозил его и превратил в «овощ» – сказать, что я испугалась, это ничего не сказать. Но, слава Богу, через 30 минут сын стал вести себя как обычно, и диагностику мы прошли. Диагноз подтвердили «Аутизм на фоне повреждения затылочной части ГМ». (Рита) |
Осложнения у детей
Дефект речи влияет на развитие речи в целом, состояние нервной системы и когнитивные функции. Дети плохо наращивают словарный запас, у них наблюдается общее недоразвитие речи. Ухудшается внимание и память. Дефект произношения становится причиной ухудшения восприятия фонем. Такие нарушения чреваты проблемами с обучением: страдает письменная речь, чтение.
В более старшем возраст высока вероятность психологических проблем. Дети школьного возраста тяжело переживают расстройства речи, становятся замкнутыми, могут проявлять агрессию, раздражительность. Возможно развитие депрессии. Ситуация усложняется, если отсутствует понимание и помощь со стороны родителей.
Показывает ли ЭЭГ аутизм?
Почему часто рекомендуются электроэнцефалограмму для людей с неврологическими состояниями, такими как аутизм, нарушениями интеллектуального развития или глобальной задержкой развития?
Возникновение припадков у лиц с нарушениями нервной системы значительно выше, чем у типично развивающегося населения. Например, эпилепсия встречается у 1-2% населения в целом, но у 20-40% пациентов с аутизмом. Аномальная ЭЭГ встречается у примерно 2-4% общей популяции, но у 50-80% пациентов с аутизмом.
Почему судороги происходят так часто при аутизме и других нарушениях нервной системы? Нарушение работы мозга, которое приводит к задержкам развития, также предрасполагает к развитию судорог. Таким образом, ЭЭГ показывает не аутизм, а наличие или отсутствие эпилептической активности, а уже по этому и другим показателям специалист может поставить точный диагноз.
Диагностика корковой дизартрии у детей
Диагноз ставится на основе осмотра невролога, логопеда и результатов инструментальных методов исследования:
- Неврологическое обследование позволяет выявить парез мимической и артикуляционной мускулатуры, асимметрию лица, отклонение языка в одну сторону. Определяются также сложности при выполнении последовательных действий по просьбе врача;
- Логопед выявляет на только симптоматику корковой дизартрии, но и его характеристики и причины. Определяет степень нарушения, наличие его составляющих: замену звуков, замедленность и неравномерность речи;
- Аппаратные методы исследования дают возможность оценить структуры головного мозга, выявить патологические очаги: объемные образования, гематомы, последствия черепно-мозговых травм. В зависимости от ситуации могут назначить МРТ или КТ;
- Люмбальная пункция проводится при подозрении на нейроинфекцию. Этот метод позволяет оценить свойства и количество ликвора, выявить возбудителя.
При необходимости пациента могут осмотреть и другие специалисты. Например, при объемном образовании — онколог и нейрохирург, при нейроинфекции — инфекционист, фтизиатр.
Как делают МРТ головного мозга детям?
Малыша при необходимости переодевают в больничную рубашку (если выбранная вами одежда не подходит по требованиям) и кладут на выдвижной стол.
После этого стол задвигают в магнитную капсулу и начинают диагностику. Если процедура проходит без медикаментозного погружения в сон, то во время её проведения рекомендуется говорить с ребенком, чтобы он не нервничал.
Если ребёнок начнёт себя плохо чувствовать, заметит тошноту, головокружение, у него возникнут другие странные ощущения, то он сможет незамедлительно сообщить об этом врачу по встроенному переговорному устройству, чтобы остановить работу томографа.
Во время проведения процедуры устройство сканирует организм и передаёт все данные на специальное компьютеризированное устройство. После проведения томографии и получения изображения, врачом-радиологом производится расшифровка снимка. Если пациент был под воздействием медикаментов, то после томографии он ещё около получаса должен находиться в больнице под наблюдением врачей, чтобы они могли проконтролировать его состояние после наркоза.
Расшифровка МРТ головы ребёнка займёт некоторое время, результат и заключение вам выдадут на руки либо в тот же день, либо на следующий день.
Лечение корковой дизартрии у детей
Коррекция корковой дизартрии начинается с патогенетического лечения заболевания, которое привело к речевому дефекту. Без этого шага никакая логопедическая помощь не поможет восстановить речь.
Комплексное лечение включает:
- медикаментозную терапию, направленную на стимуляцию метаболизма в головном мозге и восстановление его функций. Назначают ноотропные лекарственные средства, витамины, метаболиты. В сложных случаях могут понадобиться успокоительные препараты, транквилизаторы, антидепрессанты;
- логопедическую коррекцию корковой дизартрии — логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, развитие мелкой моторики рук, постановку звуков. Если нужно, в лечебный процесс подключается психолог;
- физиотерапевтические процедуры, рефлексотерапия, массаж, лечебная физкультура помогают устранить парез мышц, наладить кровоток во всем организме;
- методики релаксации — арт-терапия, ароматерапия, музыкотерапия помогают снять стресс, улучшить эмоциональный фон.
Обычное лечение длительное. Специалисты назначают несколько курсов терапии, по ходу которых могут проводить коррекцию программы с учетом ответа организма на лечебные мероприятия.
Как проводится исследование?
На кожу головы в проекции различных участков головного мозга устанавливаются электроды, всего обычно их бывает 19, они крепятся симметрично с двух сторон головы и по центру, может сразу быть одета «шапочка», без необходимости прикреплять каждый электрод отдельно. Также на область груди крепится датчик ЭКГ, часто бывают необходимы дополнительные датчики (миографические). При этом ребенок ведет обычный образ жизни: гуляет, кушает, играется в малоподвижные игры (мозаика, куклы и другие), а умная техника фиксирует активность головного мозга малыша.
Накануне маме необходимо подготовить ребенка к обследованию:
- Помыть голову, так как избыток кожного сала нарушает плотный контакт электрода с кожей головы и искажает результат обследования.
- Снять украшения (серьги, заколки, пирсинги).
- Если ребенок совсем маленький или проявляет агрессию, слишком непоседлив, то рекомендовано провести премедикацию, в качестве которой выступают седативные препараты.
- Иногда рекомендована депривация сна, которая проводится с целью увеличения информативности исследования.
- Не рекомендуется кормить ребенка продуктами-энергетиками накануне исследования: шоколад, крепкий чай, кофе, энергетические напитки и так далее.
- Предупредить врача функциональной диагностики обо всех лекарственных средствах, которые получает ребенок в подробных дозировках и кратности применения.
Прогноз и профилактика
Своевременное начало терапии с использованием комплексного индивидуального подхода, отсутствие сложной неврологической патологии являются основным условием полного восстановления речи. Ребенок преодолевает дефект речи и в будущем ведет нормальную жизнь, свойственную для его возраста. Он может обучаться в обычной школе и успешно осваивать школьную программу.
Если присутствует ДЦП или другое неврологическое заболевание, есть объемное образование — прогноз сложный. В любом случае при грамотном подходе возможно добиться улучшения речи и уменьшения выраженности дефекта.
Профилактика корковой формы дизартрии заключается в планировании беременности, отказе во время вынашивания плода от вредных привычек, своевременном лечении возникающих проблем, предупреждении осложнений беременности и родов. Важно выбрать способ родоразрешения заранее, чтобы предотвратить родовые травмы.
Оценка результатов
Активность клеток головного мозга отражается на дисплее. Это позволяет врачу распечатать данные и расшифровать показатели более точно. Полученные данные значительно облегчают и ускоряют постановку диагноза пациенту.
Не пытайтесь разобраться в результатах энцефалограммы самостоятельно. У каждого человека скорость импульсов отличается, особенно это распространяется на детей.
При постановке диагноза врач-невропатолог будет также учитывать данные анамнеза ребенка, результаты дополнительных исследований.
Оценка колебаний
На основании данных обследования на энцефалограмме отображаются ритмы работы головного мозга:
- Основной ритм или альфа ритм регистрируется в затылочных отделах.
- Бета колебания максимально определяются в лобной области.
- Тета и дельта ритмы максимально регистрируются во время сна ребенка.