Первые месяцы и годы ребенка — время удивительных открытий и важных событий как для него самого, так и для его близких. Отслеживается каждый этап в развитии — звуки, эмоции, слова, шаги. Иногда кажется, что другие дети развиваются быстрее, умеют больше. И тревожные родители бегут по врачам, ищут информацию в книгах и интернете.
Чаще всего через какое-то время малыш все наверстывает и после 2-3 лет уже ничем не отличается от сверстников, когда-то опережающих его по нормам развития.
И если некоторые эмоционально-поведенческие особенности можно списать на детский возраст, то в период подготовки к школе и в начале обучения отставание становится явным.
А ведь симптомы задержки психического развития даже у крошечного малыша говорят о наличии каких-либо неполадок в его внутреннем или внешнем мире.
Что вызывает ЗПР – причины
Примерно в 75% случаев точная причина заболевания неизвестна. Можно лишь предположить, что дело в дефектах в генах (или хромосомах), травмах или состояниях, которые развиваются у плода в утробе матери, заболеваниях раннего возраста и влиянии окружающей среды.
Роль генетики
Если у одного или обоих родителей есть умственная отсталость, гораздо больше шансов, что у их детей также будет это состояние. Существует много генетических (унаследованных) причин ЗПР, которые возникают из-за недостатков или упущений в генетическом материале, переданном от родителя к ребенку. Иногда умственная отсталость вызвана аномалиями в хромосомах, а не отдельными генами. Синдром Дауна, одна из наиболее распространенных причин задержки психического развития, вызван дополнительной хромосомой в клетках. Другой довольно распространенный хромосомный дефект, называемый хрупким синдромом Х, вызывает ЗПР в основном у мальчиков.
* Гены — это химические вещества в организме, которые помогают определить характеристики человека, такие как цвет волос или глаз, и унаследованы от его родителей. Они расположены на хромосомах, обнаруженных в клетках тела. * Хромосомы (KRO-mo-somes) являются нитевидной структурой внутри ядра клеток, на которых расположены гены.
Проблемы во время беременности
Инфекции у беременных женщин, таких как краснуха или токсоплазмоз, также являются причиной задержки психического развития у детей. Несмотря на то, что мать может не пострадать от инфекции, развивающийся плод заражается через материнский организм и у него наблюдается поражение определенных участков ЦНС и иных органов и систем. Беременные женщины, которые употребляют алкогольные напитки, рискуют иметь умственно отсталого ребенка через состояние, известное как синдром фетального алкоголя (ФАС). Это распространенная и предотвратимая причина ЗПР. Некоторые препараты (например, кокаин или амфетамины), когда они принимаются во время беременности, могут нанести вред психическому развитию ребенка. Недостаточное питание матери и облучение во время беременности также могут вызывать подобные нарушения в развитии.
Родовые травмы
Кислородное голодание у плода во время родов также является причиной ЗПР. Младенцы, рожденные преждевременно, обычно умственно отстают, особенно, если ребенок весит менее 1,5 кг.
Нарушения, возникающие после рождения
ЗПР может быть вызвана такими проблемами, как отравление свинцом или ртутью, серьезное недоедание, несчастные случаи, которые вызывают тяжелые травмы головы, прерывание подачи кислорода в мозг (например, почти утопление) или заболевания, такие как энцефалит, менингит и необработанный гипотиреоз у младенцев.
Важно понимать: прежде, чем приступить к лечению и коррекции состояния ребенка, необходимо определить корни проблемы.
Что такое ЗПРР
Задержка психического речевого развития ребенка — это заболевание, при котором он отстает в своем психоэмоциональном развитии от возрастных норм. Характеризуется дисфункцией речи, поведенческими нарушениями, эмоциональными расстройствами — ригидностью или лабильностью. У некоторых деток отмечаются и двигательные дисфункции.
Развивается на фоне заболеваний головного мозга или центральной нервной системы. С одной стороны, особый неврологический статус может стать причиной задержки развития психики и речи, с другой же сама патология негативно влияет на психическое развитие.
Основные виды ЗПР
Задержка психического развития классифицируется по четырем основным видам.
ЗПР конституционального характера
Причины: генетика. Симптомы: игровое настроение вне зависимости от возраста, привязанности нестойкого проявления, нарушение эмоционально волевой сферы, частые перепады настроения.
ЗПР соматогенного характера
Причины: тяжелые заболевания с осложнениями работы мозга. Патологию могут спровоцировать перенесенные хирургические вмешательства, заболевания сердечно-сосудистой системы, дистрофии разного генеза и степени тяжести, аллергические проявления. Симптомы: беспричинные капризы, повышенная нервозность, излишняя закомплексованность.
ЗПР психогенного характера
Причины: дефицит родительского внимания и любви, ошибки в воспитании, неблагоприятные условия жизни. Симптомы: психозы, приступы нервозности, нарушение интеллектуальной сферы, что в результате приводит к общей психологической незрелости.
ЗПР церебрально-органического характера
Причины: внутриутробные нарушения, которые могут возникнуть из-за приема женщиной в период беременности алкогольных, токсических и наркотических веществ. Иногда причиной развития именно данного вида патологии могут быть родовые травмы и кислородное голодание мозга в период родов. Симптомы: неустойчивость психического состояния.
Лечение
Практика показывает, что дети с задержкой психического развития вполне могут стать учениками обычной общеобразовательной школы, а не специальной коррекционной. Педагоги и родители должны понимать, что трудности обучения таких детей в самом начале школьной жизни — вовсе не результат их лени или нерадивости: они имеют объективные, достаточно серьёзные причины, которые должны быть совместно преодолены. Родителям трудно принять тот факт, что их ребёнок в силу особенностей своего развития будет обучаться медленнее остальных детей. Но это нужно сделать, чтобы помочь маленькому школьнику.
Работа с детьми с ЗПР требует комплексного подхода и участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.
Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ или группы, школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.
Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии и др. современных методов. Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий. Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги.
Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.
Симптомы задержки психического развития у детей в разных возрастных промежутках
Иногда признаки расстройства можно наблюдать у детей сразу после рождения, а в некоторых случаях, проблемы начинают проявляться уже в школьном возрасте и позже. Важно научится вовремя разглядеть особенности вашего малыша.
Рассмотрим основные тревожные симптомы для разных возрастных категорий детей:
- ЗПР до года: поздно начинает держать головку, ползать, ходить, говорить, пользоваться столовыми приборами.
- Признаки ЗПР в год – тихий, неэмоциональный ребенок, с ограниченным или отсутствующим набором простых слов, не проявляет реакции на обращение к нему.
- ЗПР 2 годат– нет желания познавать что-то новое за счет повторения за окружающими, примитивный набор слов (до 20), нет умения составлять логические фразы и предложения, ограниченные навыки памяти.
- Симптомы ЗПР у детей 3 лет – быстрая неосознанная речь с проглатыванием звуков, слогов или окончаний слов, при ответе на вопрос может долго размышлять и повторять сам вопрос, движения замедленные или проявляется гиперактивность, познавать окружающий мир желания нет, агрессивность, повышенное слюноотделение, узкий спектр эмоций, могут проявляться признаки ДЦП.
- ЗПР 4 года – плаксивость, агрессивность, эмоциональная нестабильность, беспричинный смех или истерика, слаборазвитая речь, игнорирование просьб взрослых, сложность в контактировании с окружающими.
- ЗПР у дошкольника 5 лет – игнорирование сверстников, агрессивность или полная пассивность, резкие перепады настроения, речевые сложности, особенно в построении даже простого диалога, сложности с памятью, отсутствие простых бытовых навыков.
- ЗПР 6 лет – поведенческие нарушения, сложности в концентрации внимания, выполнении элементарных бытовых навыков, заметное отставание от сверстников в речевом, эмоциональном и интеллектуальном развитии.
- ЗПР у детей симптомы 7 лет – сложности с чтением, проблемы с логическими задачами и математическими вычислениями, отсутствие эмоционального контакта со сверстниками, скупой речевой запас, сложности в озвучивании своих мыслей и просьб, проблемы поведенческого характера (агрессия, плаксивость, нытье, замкнутость в себе, безосновательный смех и т.д.).
- Особенности ЗПР у подростков – психическая неустойчивость, не развита самооценка, нет устойчивости к критике, старается избегать коллектив, психомоторная расторможенность и возбудимость, подавленная познавательная активность, ограниченная память (чаще кратковременная), нарушение словесно-образного, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, речевые нарушения, отсутствие мотивации, развитие инфантилизма. Характерным симптомом психофизического инфантилизма – истероидная психопатия и депрессивные состояния.
В раннем возрасте проблематично диагностировать ЗПР. Максимально выраженные симптомы можно наблюдать в дошкольном возрасте, когда уже должны быть сформированы навыки самообслуживания, ориентации в пространстве, коммуникабельности, полноценно развитая память и сформированная речь. В независимости от возраста, в котором была диагностирована задержка психического развития, к коррекции данного состояния необходимо приступить незамедлительно.
Особенности детского слабоумия
Дошкольный возраст только формирует личность, которую характеризуют много факторов: особенности развития, темперамент, индивидуальность личности.
Только после того, как ребенок идет в школу, родители могут определить нарушение развития. Такие детки практически не усваивают программу. Привлечь внимание олигофренов и зафиксировать его на чем то, не представляется возможным. Возникают трудности с запоминанием, пересказом –страдающие УО дети неспособны продолжительное время удерживать в памяти полученную информацию.
«Особый» ученик обычно не понимает сути задания, не улавливает связей вещей и явлений. Запугать его в такой ситуации очень легко: стоит лишь крикнуть, и последующая за стрессом психологическая травма неминуема.
В зависимости от окружения из такого чада может вырастить два совершенно разных типа личности:
- добрые и отзывчивые, готовы прийти на помощь в любую минуту, ранимые и сердечные;
- озлобленные и агрессивные, которые, не имея собственных желаний и чувств, подвергаются чужому негативному влиянию.
Практикующий врач-психотерапевт поделился историей мальчика, который был обречен на умственное заболевание, находясь еще во внутриутробном развитии. Неблагополучная мать вынашивала ребенка с нарушениями всех допустимых правил: курила, употребляла алкогольные напитки, принимала психотропные средства. После рождения ребенка он был лишен должного внимания.
Через некоторое время патронажная медсестра заметила некоторую психическую недоразвитость малыша: он не мог самостоятельно держать головку, не произносил никаких звуков. Благодаря оперативной и слаженной работе медицинских работников мальчика удалось спасти. И на данный момент он практически адаптировался к современным условиям жизни.
Предрасположенность к психическим заболеваниям, недопустимое поведение беременной женщины – повод предупредить ее о возможном слабоумии будущего ребенка.
Однако и любящая и заботливая мама, которая ведет здоровый образ жизни, и не имела абсолютно никаких предпосылок для возникновения психических патологий, также может столкнуться с проблемой слабоумия у своего чада.
Заметив первые тревожные звоночки, являющиеся несомненным поводом для проведения консультации, необходимо незамедлительно обратиться к квалифицированному специалисту. Это даст возможность успеть глубоко адаптировать своего малыша в обществе до момента его социализации.
Скрининг и тесты
Диагностика ЗПР может быть выполнена только сертифицированным психологом, способным управлять, подсчитывать и интерпретировать тест интеллекта или познания. Скрининг заболевания включает тесты для анализа интеллектуального и адаптивного развития ребенка, в том числе аномального теста на развитие Денвера и тестирования IQ (эти тесты проводятся с детьми и подростками до 18 лет.)
Дети с IQ менее 70 и с ограничениями в двух или более областях адаптивного поведения (например, двигательные навыки, коммуникативные способности, самопомощь и независимые жизненные навыки и другие повседневные навыки), как правило, могут считаться интеллектуально ограниченными.
Профилактика и прогноз развития
Для предотвращения ЗПР можно предпринять ряд мер.
При планировании и во время беременности
До зачатия и при вынашивании ребенка в целях профилактики заболевания следует отнестись к беременности с большой ответственностью. Избегать неблагоприятных воздействий на плод, соблюдать правильный образ жизни и следить за своим здоровьем. Нельзя принимать лекарства без согласования с врачом, употреблять алкоголь и наркотические вещества, посещать места с неблагоприятным экологическим фоном.
После рождения
Главная задача родителя, желающего уберечь психику ребенка от болезней – обеспечить ему оптимальные условия для проживания. Нужно позаботиться о том, чтобы отношения в семье не доставляли малышу дискомфорта и стресса. Также важно следить за его здоровьем и интеллектуальными навыками, чтобы из него вырос самостоятельный человек.
Если вы заметили любые отклонения у ребенка, необходимо своевременно принять действия для корректировки ЗПР. Нужно уделять внимание его развитию. Эффективны игровые формы обучения при помощи сказок или рисунков. Также нельзя забывать стимулировать речь ребенка, например, путем пересказа или составления историй по рисункам.
Также при подозрении на развитие патологии следует проконсультироваться со специалистом. При своевременном обращении можно предотвратить усугубление болезни и полностью от нее избавиться. Однако в некоторых случаях от проблему удается устранить лишь частично. Итог лечения зависит от методов коррекции и происхождения патологии.
Осложнения и последствия
Несвоевременная диагностика детей с ЗПР и коррекция данного сложного психического состояния может навсегда отпечататься на жизни ребенка. Подростковый возраст у полноценного ребенка проходит со сложностями, а для ребенка с ЗПР могут дополнительно развиться комплексы неполноценности, которые провоцируют ряд трудностей в общении с противоположным полом и со сверстниками. Низкая самооценка оставляет негативный отпечаток на успеваемости, стремлении, как результат появляется повышенная конфликтность в коллективе и семье. Запущенные ситуации могут повлечь за собой необратимые последствия – тяжелую форму депрессии и суицид. ЗПР может спровоцировать развитие хронических и неизлечимых пороков: разнообразных психических расстройств, нарушение письменных, речевых, бытовых навыков. В зрелом возрасте могут наблюдаться проблемы с адаптацией, работой в коллективе, созданием семьи.
Аутизм
Аутизм — это нарушение развития нервной системы многофункционального характера, которое влияет на интеллектуальные и социальные навыки. Распространённость аутизма, по данным ВОЗ от 2016г., составляет 1 на 160 детей, мальчики при этом больше подвержены риску (в результате лучшему развитию защиты к генетическим повреждениям, ответственным за развитие аутизма, у девочек).
За последние 50 лет отмечено увеличение распространённости случаев аутизма, при этом зависимости от развития страны на данный момент не выявлено. Возможно, что увеличилось не само количество случаев, а количество их регистрации вследствие развития диагностики и повышения отчётности о заболеваемости.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
В процессе возникновения аутизма влияние оказывают как генетические факторы, так и факторы окружающей среды, однако ключевая причина развития аутизма заключается в генетических отклонениях, из-за которых происходят изменения в работе определённых участков головного мозга, провоцирующих поведение при аутизме. Под действием генетических мутаций, большая часть разновидностей которых на данный момент уже выявлена, нарушается формирование нейронов поверхностного слоя коры головного мозга, а также, что играет особую роль, нейронов, отвечающих за связи участков головного мозга, тем самым вызывая типичное для аутизма поведение.
В развитии аутизма большую роль играет и окружающая среда: провокатором может послужить психическая травма, после которой поведение ребенка меняется и теряются некоторые приобретённые навыки, появляется раздражительность, стереотипные движения. На данный момент известны некоторые факторы, которые могут профилактировать появление аутизма: например, доказано, что приём фолиевой кислоты во время беременности помогает нормальному благополучному развитию нервной системы ребенка и достоверно снижает риск появления неврологических расстройств, в том числе, аутизма.
ПРОЯВЛЕНИЯ АУТИЗМА
Не всегда удаётся распознать заболевание с самого начала, так как проявляется оно разнообразно (существует 7 вариантов аутизма), а также иногда симптомы могут напоминать развитие других заболеваний, сопровождающихся расстройством поведения. Однако уже с рождения наблюдаются некие тенденции: ребёнок мало кричит, двигается не слишком активно, не воспринимает речь (что иногда может быть ошибочно принято за нарушение слуха). Ребёнку не нравится быть на руках и играть, при этом иногда наблюдаются определённые повторяющиеся действия: перекладывание один и тот же предмет с места на место, фиксация взора на одной точке.
Также таким детям не нравится есть твёрдую пищу, не имея при этом никаких физиологических проблем, связанных с глотанием и перевариванием. Когда ребёнок вырастает, он становится замкнутым в себе, ему не нравятся творческие виды деятельности.
В общении с людьми такие дети не проявляют особенного интереса, стараются избегать зрительного контакта. Для такого ребенка всё воспринимается слишком сильно, слишком ярко, что вызывает раздражение и желание отдалиться, при этом они хотят быть понятыми даже больше, чем обычные люди. В их поведении прослеживается набор стереотипных движений (потирание ладоней, закидывание головы), особенности ходьбы (хождение на носочках, раскачивание), усиливающиеся в ситуации даже небольшого стресса, которым для таких детей может стать даже обычная смена обстановки.
В общении с людьми себя аутист воспринимает как третье лицо, не шутит и не понимает шуток, иногда не понимает смысл прочитанного, при этом механически способен читать очень быстро. Развитие интеллекта может быть непредсказуемым: от задержки развития до высочайших умственных способностей.
Ещё одним подводным камнем в развитии аутизма является возможное сочетание с другими нарушениями неврологического характера (эпилепсия, депрессия, дефицит внимания, гиперактивное расстройство), поэтому важно наблюдаться не только у врача- невролога общего профиля, но и проходить обследования у врача-эпилептолога.
ДИАГНОСТИКА АУТИЗМА
Своевременная диагностика играет ключевую роль в прогнозе заболевания. Для родителей важно вовремя обратиться к врачу при наличии симптомов, характерных для аутизма. На консультации детского невролога уже по симптомам определяется диагноз при наличии заболевания. Для того, чтобы понять степень вовлечённости структур головного мозга и нарушения его активности, как правило, назначается электроэнцефалография, результаты которой должны отслеживаться в динамике, то есть проходить её нужно регулярно.
ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ
Развитие ребенка с аутизмом зависит полностью от времени и степени принятие коррекционных мер, которые помогают остаться состоянию ребёнка стабильным. Стоит отметить, что в большинстве случаев встречаются лёгкие формы аутизма. Ребенок может стать полноценной частью социума, если вовремя начать занятия с психотерапевтом, детским неврологом и т. д., продолжая иметь лишь некоторые особенности поведения в виде отсутствия чувства юмора, необщительности, замкнутости в себе и непонимания эмоций окружающих. Социальное поведение при этом формируется адекватное.
В некоторых случаях состояние может ухудшиться, что проявляется в последующем нарушением слуха и речи, именно от того, что ребёнок не воспринимает и не понимает, о чём идёт речь и перестаёт вслушиваться и пытаться понять. По причине недостаточного функционирования органы чувств постепенно теряют свою функцию. На данный момент научные исследования нацелены на расширение возможностей ранней диагностики, а следовательно, и раннего вмешательства.
Так например, выявлено, что сниженный зрительный контакт или его снижение в динамике развития в возрасте 2–6 месяцев может помочь заподозрить наличие аутизма уже в начале его развития. Симптомы аутизма начинаются в первые 5 лет жизни, поэтому очень важно проводить регулярный осмотр детским неврологом уже в младенчестве.
Врач может помочь сохранить приобретённые навыки, остановить их регресс и таким образом способствовать относительно нормальному развитию ребенка, применяя поведенческую и, при необходимости, лекарственную терапию.
ЛЕЧЕНИЕ
Ведущую роль в лечении аутизма занимают реабилитация пациентов, обеспечение комфортных для них условия существования в обществе и развитие их взаимоотношений с людьми, делая их более доступными для таких детей. Всё это достигается при помощи плотного контакта с лечащим врачом-неврологом и психологом.
Ведущий врач предоставляет семье ребенка необходимую информацию, направляет на нужные в конкретном случае исследования и консультации специалистов. Стимулирующий эффект играет важную роль в лечении аутизма. Данный эффект возможен при физическом воздействии с помощью транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС). Положительным стимулирующим эффектом обладают предметотерапия, направленная на стимуляцию органов чувств, лечение с помощью песка, лошадей, дельфинов и физической активности.
Также используется методика обучения ребёнка, при которой создаётся комфортная атмосфера без каких-либо раздражающих факторов, с полным отсутствием изменения местоположения окружающих предметов. Обучение должно происходить в любом случае в очень мягкой форме без побуждений к действию и с постепенным медленным повышением сложности изучаемых действий.
Для более сложных форм аутизма используется методика обучения ребёнка каждому элементарному действию в быту, которые постепенно складываются в ряд стереотипных действий. Наука на данный момент, благодаря высокому развитию генетики, предоставляет новые методы лечения, находящиеся пока ещё только на стадии разработок. Исследования осложняются тем, что для апробации лечения сложно подобрать схожую модель устройства головного мозга: даже у животных, имеющих все аналогичные структуры, поведенческий аспект, который затрагивается аутизмом, не представлен ни у кого так выражено, как у человека.
Выявлено, что развитие аутизма имеет связь с нарушением обмена холестерола, нормализация его обмена применение препаратов, снижающих холестерин (статинов), призвана снизить развивающиеся расстройства поведения при аутизме.
Таким образом, в развитии подходов к лечению аутизма на первый план выходят генетическая терапия и лечение избытка холестерина, хотя самой важной и незаменимой составляющей любой терапии аутизма являются общение и обучение, которые позволяют ребёнку внедриться в общество. Со стороны социальной сферы, ВОЗ делает упор на проведение в разных странах санитарно-просветительских работ (2 апреля признан Всемирным Днём распространения информации об аутизме), на работы, направленные на улучшение психического состояния пациентов, на повышение качества оказания помощи инвалидам, а также на повышение отчётности по результатам социальных и реабилитационных мероприятий, которые направлены на улучшение положение пациента с аутизмом в обществе.
Лечение аутизма в Перми возможно при помощи транскраниальной магнитной стимуляции в лечебно-диагностическом по специально разработанной методике при аутизме. Курс включает 20 сеансов и должен повторяться в зависимости от показаний. Предварительно необходимо записаться на консультацию к неврологу и по показаниям пройти нужные инструментальные исследования: как правило, достаточно сделать электроэнцефалографию. Узнать о возможности проведения транскраниальной магнитной стимуляции, консультации невролога и лечения в Перми можно здесь.
Правила воспитания ребенка с ЗПР
Каждый родитель после услышанного диагноза, в первую очередь, должен эмоционально собраться и подготовится к сложной борьбе за полноценное будущее ребенка. Ведь в медицинской практике есть достаточно много примеров, когда дети после диагностирования ЗПР учились в обычных школах и демонстрировали пусть не высокие, но среднестатистические образовательные успехи. Второе, что нужно понять, — у ребенка что-то не получается не по причине его лени, ему просто все дается немного сложнее и медленнее. Не нужно самостоятельно развивать у своего крохи чувство неполноценности постоянными упреками и руганью. Основная задача родителей – поддержать, мотивировать, помочь, продемонстрировать понимание и любовь.
Методы диагностики патологии
К диагностике подходят комплексно. Это значит, что маленького пациента осматривают разные специалисты — педиатр, отоларинголог, невролог, логопед. Кроме сбора анамнеза, осмотра и оценки состояния здоровья ребенка, его направляют на аппаратную диагностику. Это необходимо, поскольку на фоне ЗПРР изменяется органика, в частности нарушается работа левого полушария головного мозга, которое отвечает за развитие речи. Поэтому окончательный диагноз ставят на основании результатов обследований — ЭЭГ, компьютерной томографии, методики вызванных потенциалов.
После постановки диагноза начинают комплексное лечение. В нем принимают участие невролог, психолог, логопед, рефлексотерапевт. Огромную роль отводят родителям — без них добиться успехов невозможно.
Можно ли предотвратить ЗПР?
Не существует определенного способа предотвратить задержку психического развития. Улучшение медицинского обслуживания, пренатальное тестирование и просвещение в области общественного здравоохранения позволяют избежать некоторых случаев ЗПР. Люди, которые хотят стать родителями, могут получить генетическое консультирование, чтобы определить вероятность умственной отсталости от наследственного расстройства. Медицинские тесты, такие как амниоцентез, выбор хорионической ворсинки и ультрасонография, могут помочь выявить наследственные нарушения обмена веществ и хромосом связанных с умственной отсталостью. Прививки могут защищать беременных женщин от инфекций, которые наносят вред плоду. Скрининг анализов крови для новорожденных может выявить некоторые расстройства при рождении, что позволяет проводить более раннее лечение. Также важно защитить детей от отравления свинцом и травм головы.
* Амниоцентез (am-nee-o-sen-TEE-sis) — это тест, в котором длинная тонкая игла вводится в матку матери, чтобы получить образец амниотической околоплодной жидкости. Фетальные клетки в жидкости исследуются на предмет генетических дефектов. * Отбор проб хорионических ворсинок (выборка VOR-lus KOR-ee-on-ik) — это тест, в котором маленькая пробирка вводится через шейку матки, а небольшой фрагмент плаценты, поддерживающей плод, удаляется для генетического тестирования. * Ультрасонография (ul-tra-so-NOG-ra-fee) — это безболезненный тест, в котором используются высокочастотные звуковые волны для записи и отображения формы плода в матке матери.
Стадии умственной отсталости
Совсем недавно был пересмотрен традиционный взгляд на разновидности олигофрении.
Ранее выделялись:
- Дебильность – самый лёгкий вариант интеллектуальной инвалидности.
- Имбецильность – случаи средней формы нарушения развития.
- Идиотия – запущенная стадия.
Каждый из перечисленных видов в свою очередь подразделялся на три степени тяжести.
Современная медицинская классификация исключила эти термины по ряду причин. Наиболее существенная – проникновение терминологии в разговорный язык с явным уничижительным оттенком.
На современном этапе состояния психиатрии выделяют 4 типа умственной отсталости:
- Лёгкий, соответствующей дебильности.
- Умеренный, с клинической точки зрения являющийся неосложнённой имбецильностью.
- Тяжёлый, проявляющейся запущенной имбецильной клиникой.
- Глубокий, по своей сути являющийся идиотией.
Особенности диагностирование ЗПР у детей – отзывы
Положительные | Отрицательные |
У нас у дочери ЗПР по причине обширного кислородного голодания в утробе матери и в период родов (у меня была приросшая плацента к матке по всему периметру, чего на УЗИ не увидели). Но, я благодарю Господа, что мы попали к грамотному доктору, которая координировала все мои дальнейшие действия, подобрала медикаментозное лечение, и мы, пусть и не совсем такие, как сверстники, зато многое понимаем, и стремимся к обучению. Нам скоро в садик, важно верить, что все будет хорошо, мамочки, не отчаивайтесь, все у вас получится! (Юлия Сергеевна) | Меня в последнее время просто разрывает, наверное, осенняя депрессия. Сыну практически 2 года, нам поставили диагноз ЗПР, но по развитию он даже на полугодовалого не тянет, кроме того, что умеет ходить. Что-то мне подсказывает, что дело не только в психической задержке, а врачи даже не пытаются «рыть» и «копать» дальше. (Соня) |
Нам диагностировали ЗПР средней тяжести в возрасте 5 лет. Проходили занятия с логопедом, психиатром, катались на лошадях, проходили дельфинотерапию, и знаете, дочь менялась с каждым днем на глазах. Мы продолжаем бороться за здоровое будущее самой дорогой в жизни девочки! (Светлана) | Диагностировать ЗПР в раннем возрасте невозможно, как ни крути, так как все организмы индивидуальны. Так что не стоит пичкать малышей лекарствами с самого рождения только потому, что он развивается не совсем так, как вам бы хотелось!)Ольга) |
У нас были проблемы с развитием речи и поведением, занятия с логопедом и психиатром, всего за полгода решили все нюансы. А все почему, потому что мы начали бить во все колокола, когда в полтора года так и не услышали от сына ни единого слова, только несвязный лепет. Сейчас нам 2, и мы разговариваем уже предложениями, осознанными, да и с поведением картина наладилась. Правду говорят, ранняя диагностика – поможет решить многие проблемы! (Елизавета) | Как по мне, каждый человек индивидуальный, а критерии, которые приписывают ЗПР, можно приписать каждому второму. Как по мне очень сомнительный диагноз. (Лиля) |
Я переболела краснухой беременная на 6 месяце, и рискнула родить, несмотря на все уговоры медиков провести искусственные роды. И знаете, да, нам все дается сложнее, каждый навык мы оттачиваем повторениями, но все поддается корректировке, если сильно любить свою кроху. (Милена) |
Причины появления
Как уже говорилось выше, в недоразвитости мозга виноваты его повреждения и структурные дефекты. Существуют такие основные группы, обуславливающие наличие УО:
- наследственные заболевания (хромосомные и генные);
- внутриутробные инфекции – токсоплазмос, краснуха и другие, негативно воздействующие на плод;
- употребление матерью токсичных веществ, спиртных напитков, сильных препаратов, облучение, курение;
- недоношенность плода;
- проблемы в процессе родов и в первые месяцы жизни ребенка – кислородное голодание, механические травмы головы, инфекционные заболевания;
- отсутствие нормального воспитания, обучения и социализации, невозможность полноценной работы мозга вследствие этого;
- невыясненная этиология.