Резидуально-органическое поражение ЦНС: причины, симптомы, лечение и прогноз

Органическое поражение центральной нервной системы (ЦНС) – это диагноз, который указывает на то, что человеческий мозг находится в нестабильном состоянии и считается неполноценным.

В результате таких поражений в мозгу происходят дистрофические расстройства, разрушение и отмирание мозговых клеток или их некротизация. Органическое поражение делится на несколько степеней развития. Первая стадия является присущей большинству обычных людей, что считается нормой. Но вторая и третья – требует врачебного вмешательства.

Резидуальное поражение ЦНС – это такой же диагноз, который показывает, что болезнь появилась и сохранилась у человека в перинатальный период. Чаще всего этим страдают младенцы.

Отсюда можно сделать очевидный вывод. Резидуально-органическое поражение ЦНС – это нарушения головного или спинного мозга, которые были получены в период, когда ребенок находится еще в утробе (не менее 154 дней со дня зачатия) или в течение недели после его появления на свет.

Механизм повреждения

Одной из всех «не состыковок» болезни является тот факт, что нарушение такого типа относится к невропатологии, но его симптоматика может относиться к другим ответвлениям медицины.
Из-за внешнего фактора у матери появляются сбои при формировании фенотипа клеток, которые отвечают за полноценность перечня функций центральной нервной системы. Вследствие этого появляется задержка развития плода. Именно такой процесс может становиться последним звеном на пути к нарушениям ЦНС.

Касательно спинного мозга (так он тоже входит в ЦНС), соответствующие поражения могут появиться в результате неправильного акушерского пособия или при неаккуратных поворотах головки при выведении ребенка.

Причины и факторы риска

Перинатальный период также можно назвать «хрупким периодом», потому что в это время буквально любой неблагоприятный фактор может служить причиной развития пороков ЦНС младенца или плода.

К примеру, врачебная практика имеет случаи, которые показывают, что органическое поражение центральной нервной системы вызывают следующие причины:

  • наследственные болезни, которые характеризуются патологией хромосом;
  • заболевания будущей мамы;
  • нарушение родового календаря (долгие и тяжелые роды, преждевременные роды);
  • развитие патологии во время беременности;
  • нарушенное питание, недостаток витаминов;
  • экологические факторы;
  • принятие медикаментов во время беременности;
  • стрессовое состояние мамы во время беременности;
  • асфиксия при родах;
  • атония матки;
  • инфекционные заболевания (и в период лактации);
  • незрелость беременной девушки.

Кроме этого, на развитие патологических изменений может влиять употребление различных биодобавок или спортивного питания. Их состав может пагубно сказываться на человеке, с определенными особенностями организма.

Разновидности органических поражений и их причины

пример органических изменений в мозге на МРТ

Органические изменения головного мозга разнообразны не только клинически, но и по морфологическому выражению. Это может быть очаг некроза с исходом в кисту после инфаркта мозга или гематомы, обызвествление после перенесенной инфекции или очаги пролиферации нейроглии — глиоз. Иногда такие изменения никак не проявляются и случайно обнаруживаются при проведении МРТ, и тогда невролог скорее всего не будет ничего изобретать и ставить диагноз, дабы не усложнить жизнь по большому счету здорового человека.

Заключение об органическом поражении имеет право на существование лишь при сочетании морфологического субстрата и соответствующей симптоматики, которая говорила бы о том, что очаги повреждения действительно нарушают межнейронные связи и функцию нервной ткани. Желательно, чтобы диагноз был подтвержден посредством КТ или МРТ.

Исключение может составлять длительная кома, до 30 и более дней, когда на МРТ явных признаков «органики» нет, однако длительность метаболических и гипоксических изменений позволяет говорить о диффузном органическом поражении нервной ткани.

Причинами органического поражения головного мозга могут стать:

  • Острые сосудистые расстройства с обструкцией кровяного русла или разрывом питающих сосудов — внутримозговые гематома, инфаркт (инсульты), субарахноидальное кровоизлияние — чаще всего завершаются формированием единственной или нескольких кист, заполненных ликвором, а симптоматика обусловлена локализацией и размерами кистозной полости;
  • Внутриутробные инфекции и интоксикации, пороки развития мозга, родовые травмы и глубокая перинатальная гипоксия — причины органического поражения в раннем детском возрасте;
  • Болезнь Паркинсона, при которой происходит поражение подкорковых структур с характерной симптоматикой двигательных расстройств;
  • Органическое поражение на фоне паразитарных инвазий, травмы мозга с нарушением его целостности, опухоли, постинсультной кисты, сопровождающееся судорогами и психиатрической симптоматикой;
  • Воспалительные процессы в мозге и его оболочках — менингит, вентрикулит, энцефалит менингококковой и пневмококковой этиологии, особенно у детей — на фоне воспаления и образования спаек в межоболочечном пространстве нарушается циркуляция ликвора, в веществе мозга появляются очаги глиоза в исходе альтеративных изменений при энцефалите;
  • Специфические инфекции и инвазии — туберкулезное или сифилитическое поражение головного мозга, криптококкоз, цистицеркоз, преоновые инфекции и др.
  • Полиомиелит, сыпной тиф, герпетическое поражение ЦНС;
  • Вовлечение головного мозга при системных соединительнотканных заболеваниях — ревматическая хорея с образованием своеобразных гранулем, например;
  • Новообразования головного мозга и оболочек, вызывающие сдавление, атрофию, некроз, кровоизлияния в нервной ткани с последующим глиозом;
  • Травматические повреждения — ушиб мозга всех степеней, открытые черепно-мозговые травмы, огнестрельные ранения и т. п.;
  • Сильные интоксикации — алкогольная энцефалопатия, отравление свинцом, ртутью и др.
  • Патологическое течение беременности, влияние неблагоприятных факторов и заболеваний матери на растущий плод, прием некоторых лекарств во время беременности.

Помимо перечисленных, тяжелый церебральный атеросклероз тоже может стать причиной органического поражения ЦНС, если возникнут характерные атрофические и рубцовые изменения в мозге в сочетании со слабоумием, однако такие тяжелые процессы как рассеянный склероз и боковой амиотрофический склероз в группу органических изменений не относят. Для этих заболеваний, в отличие от органического поражения, есть свои рубрики в МКБ-10.

В перинатальном периоде выделены четыре основные группы органических поражений мозга:

  1. Травматическое повреждение;
  2. Гипоксическое;
  3. Дисметаболическое и токсическое;
  4. Инфекционно обусловленное (обычно вирусы).


гипоксия мозга (внутриутробная или в родах) – основная причина диагноза у новорожденных

Такие распространенные заболевания, как остеохондроз с поражением корешков спинного мозга, компрессия периферических нервов и другие нарушения со стороны периферической нервной системы никак не могут способствовать органическому повреждению мозга.

Классификация поражений ЦНС

Перинатальное поражение ЦНС делится на несколько типов:

  1. Гипоксически-ишемические. Характеризуется интернатальными или постанальными поражениями ГМ. Появляется в результате проявления хронической асфиксии. Проще говоря, главной причиной такого поражения является дефицит кислорода в организме плода (гипоксия).
  2. Травматическое. Это тип повреждения, которое получено новорожденным в процессе родов.
  3. Гипоксически-травматические. Это сочетание кислородной недостаточности с травмой спинного мозга и шейного участка позвоночника.
  4. Гипоксически-геморрагическое. Такое повреждение характеризуется травмой при родах в сопровождении сбоя кровообращения мозга с последующими кровоизлияниями.

Симптомы в зависимости от тяжести

У детей резидуально-органические повреждения трудно увидеть невооруженным глазом, но опытный невролог, уже на первом осмотре малыша сможет определить, внешние признаки болезни.

Зачастую это бывает непроизвольное дрожание подбородка и ручек, беспокойной состояние младенца, синдром тонусных нарушений (отсутствие напряжений в мышцах скелета).

А, если поражение тяжелого характера, то оно может проявляться неврологическими симптомами:

  • паралич любой конечности;
  • нарушение движений глаз;
  • рефлекторные сбои;
  • потеря зрения.

В некоторых случаях симптоматику можно заметить только пройдя определенные диагностические процедуры. Такая особенность называется немым протеканием болезни.

Общие симптомы резидуально-органического поражения центральной нервной системы:

  • безосновательное утомление;
  • раздражительность;
  • агрессия;
  • психическая неустойчивость;
  • переменчивое настроение;
  • снижение интеллектуальных способностей;
  • постоянное душевное волнение;
  • заторможенность действий;
  • ярко выраженная рассеянность.

Кроме этого, больному свойственны симптомы психического инфантилизма, мозговой дисфункции и нарушения личности. При прогрессировании заболевания, комплекс симптомов может пополняться новыми патологиями, что при отсутствии лечения может привести к инвалидности, а в худшем случае – летальному исходу.

Особенности течения патологии в детском возрасте

Развитие малышей с органическим поражением головного мозга имеет некоторые особенности и отличается от такового у сверстников. Специалисты и родители детей практически всегда сталкиваются с трудностями воспитания и обучения, поскольку часть функций может соответствовать возрастному периоду или даже его опережать, тогда как другие серьезно отстают. В этой связи поведение ребенка может казаться не совсем правильным — он не слушается, создает впечатление невоспитанного и неуправляемого, быстро устает, может быть чересчур упрям, невнимателен, раздражителен и т. д.

Своевременная диагностика органического поражения мозга дает возможность работать с такими детьми целенаправленно, оказывая не только психолого-педагогическую, но и медикаментозную поддержку. Если же диагноза как такового нет, то задача психолога состоит в исключении органической патологии как причины поведенческих особенностей или трудностей с обучением.

Дети с органическим поражением мозга имеют так называемое поврежденное психическое развитие, в которое включают относительно легкие изменения и нарушения умеренной степени тяжести (минимальную мозговую дисфункцию, расстройство межполушарных взаимосвязей), а также состояния, говорящие о тяжелой мозговой патологии — эпилепсия, прогрессирующее нарушение ЦНС с глубоким нарушением психо-речевого и моторного развития.

Минимальной мозговой дисфункцией называют легкую степень нарушения работы мозга, когда снижены способности к учебе и имеются некоторые поведенческие отклонения. Предпосылками для формирования этой патологии у детей считаются:

  1. Воздействие вредных факторов на беременную (гестозы, инфекции, интоксикации, этанол, медикаменты и др.);
  2. Родовые травмы;
  3. Заболевания, особенно, инфекционные, в первые 3 года жизни малыша.

Перечисленные факторы могут вызвать очаговые изменения в коре и подкорке, которые отличаются чрезвычайным разнообразием симптоматики и определяются локализацией очага поражения. Самыми характерными признаками минимальной мозговой дисфункции считают моторные нарушения:

  • Неловкие или избыточные движения;
  • Тик;
  • Двигательная гиперактивность или сильная медлительность;
  • Гримасы;
  • Неуправляемое поведение.

Эти симптомы по мере роста ребенка постепенно уменьшаются, а при правильном подходе к воспитательно-обучающей деятельности и терапии у подростка могут быть совсем незаметны, разве что обнаружатся в ходе обследования у нейрофизиолога, анализе ЭЭГ.

В случае неблагоприятных обстоятельств, как, например, травмы, операции, болезни внутренних органов, инфекции, переутомление, неблагополучный психологический климат в семье, признаки мозгового поражения углубляются, и тогда минимальные изменения перейдут в психопатию, неврозы, судорожный синдром, выраженное нарушение речевого развития, аутизм.

По причине риска усугубления мозговых дисфункций при органическом поражении даже слабой степени специалистам важно вовремя выявить малышей с отклонениями и направить их для наблюдения и лечения у невролога, на консультацию психолога, логопеда, дефектолога.

Другие проявления органического поражения головного мозга по типу минимальной дисфункции, церебрастении выявляются путем стандартного психиатрического обследования. У пациентов бывают:

  1. Быстрая психическая утомляемость и истощаемость;
  2. Сниженное внимание;
  3. Трудности с запоминанием;
  4. Неравномерное развитие умственных способностей при выполнении специальных проб (свидетельствует против олигофрении);
  5. Эмоциональная нестабильность;
  6. Чувствительность к оценке тестирующего педагога или врача.

Некоторые пациенты с минимальными нарушениями имеют соответствующее возрасту развитие личностных качеств, тогда как интеллектуальные возможности, память, обучаемость несколько запаздывают. Такие дети переживают по поводу своей несостоятельности, склонны к заиканию, фобиям, нарушениям сна, тикам, страдают сниженной самооценкой и очень реагируют на отношение и оценку со стороны значимых для них людей.

Если нарушается развитие волевой сферы, эмоций, то со временем может сформироваться психопатоподобное расстройство, которое проявится в избыточной возбудимости, эмоциональной лабильности, обидчивости, вспыльчивости. Пациенты с психопатоподобными синдромами склонны к таким нарушениям поведения как бродяжничество, агрессия, избыточное половое влечение и попытки его реализации. Критика к себе и поступкам снижена, самооценка неадекватна.

Отличие психопатоподобного синдрома от типичной психопатии состоит в расстройстве психики и неравномерности недоразвития интеллекта. При исследованиях можно установить точное месторасположение участка органического поражения мозга, что особенно актуально после повреждений черепа и ЦНС.

Межполушарная дисфункция — это расстройство развития какой-то из гемисфер мозга или взаимодействия между полушариями. Пациент с преобладанием активности правой гемисферы может быть левшой с необычным восприятием окружающего, образным и символическим мышлением, тогда как логические конструкции, абстракции, точные данные воспринимаются нелегко. В первых классах появляются сложности с математикой, лексическим и грамматическим анализом предложений.

«Правополушарные» дети имеют нормальные память, внимание, они работоспособны, хорошо запоминают зрительные образы во всех деталях, мыслят как бы картинками, однако построение логики и поиск закономерностей сильно страдают. Применение зрительных образов и ассоциаций может значительно облегчить обучающий процесс, поэтому в начальной школе педагогу важно не концентрироваться на стандартной программе, а максимально использовать наглядные пособия, рисовать и стимулировать самостоятельное рисование схем, таблиц и т. д.

«Левополушарные» дети, напротив, плохо справляются с заданиями, которые предполагают применение зрительного анализа. Они имеют правильную речь, прекрасно читают и пишут, обладают логикой, но могут страдать от недоразвития в эмоционально-чувствительной сфере.

Тяжелые формы органического поражения головного мозга сопровождаются глубокими расстройствами речи, письма, чтения, которые препятствуют обучению в школе. Таких пациентов важно научить распознавать эмоции других и выражать свои, анализировать поступки окружающих. Благоприятно действуют на развитие психики занятия музыкой, рисованием, специальные тренинги. В подростковом возрасте могут возникнуть трудности, когда общение с ровесниками уступит место компьютеру или домашнему времяпрепровождению.

Необходимый комплекс мер

Далеко не секрет, что заболевания такой степени опасности трудно вылечить одиночными методами. А уж тем более для устранения резидуально-органического поражения ЦНС и подавно необходимо назначение комплексного лечения. Даже при сочетании нескольких методов терапии процесс выздоровления будет длиться довольно долго.

Для правильного подбора комплекса, строго-настрого необходимо обращаться к лечащему врачу. Обычно в комплекс назначенной терапии входит следующий комплекс мер.

Лечение с помощью препаратов разного направления:

  • успокоительные;
  • психотропные препараты;
  • ноотропы;
  • антипсихотические средства;
  • витамины и минералы для улучшение работы мозга.

Внешняя коррекция (лечение внешней стимуляцией):

  • массаж;
  • лечение специальными нагрузками (кинезотерапия);
  • физиотерапия (лазеротерапия, миостимуляция, электрофорез и др);
  • рефлексотерапия и иглотерапия.

Методы нейрокоррекции

Нейрокоррекция – психологические методики, которые используют для восстановления нарушенных и потерянных функций ГМ.

При наличии дефектов речи или нервно-психических нарушений, специалисты подключают к лечению психолога или логопеда. А в случае проявления слабоумия, рекомендуется обратиться за помощью к педагогам образовательных учреждений.

Кроме того, пациент стоит на учете у невролога. Он должен проходить регулярное обследование у врача, который ведет его лечение. Доктор может назначать новые лекарства и другие лечебные мероприятия с появлением такой потребности. В зависимости от степени тяжести болезни, пациент может нуждаться в постоянном наблюдении родных и близких.

Подчеркнем, лечение резидуально-органического поражения ЦНС в период острого проявления ведется только в условиях стационара, и только под присмотром квалифицированного специалиста.

Помните! Своевременное лечение органического поражения ЦНС сможет остановить развитие осложнений, уменьшить последствия заболевания, устранить симптоматику и полностью реабилитировать нервную систему человека.

Классификация перинатальных поражений нервной системы у новорожденных

Методические рекомендации

Москва, 1999

Проект классификации обсужден на II съезде Российской ассоциации специалистов перинатальной медицины. Москва 1997 г.

В методических рекомендациях представлены принципиальные подходы к диагностике перинатальных поражений нервной системы, базирующихся на современных научных достижениях и терминологии, используемой в Международной Классификации Болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра (МКБ 10).

Методические рекомендации предназначены для врачей-педиатров, неонатологов и невропатологов родильных домов, специализированных стационаров для новорожденных и поликлиник.

Основной разработчик — Российская Ассоциация Специалистов Перинатальной Медицины.

В работе над подготовкой проекта классификации принимали участие ведущие специалисты

  • Российского Государственного Медицинского Университета
  • Научного Центра Акушерства Гинекологии и перинатологии РАМН
  • Российской Медицинской Академии Постдипломного Образования
  • Московского НИИ Педиатрии и детской хирургии
  • Московского Областного НИИ Акушерства и Гинекологии
  • С-Петербургской Государственной Педиатрической Медицинской Академии

Основная группа разработчиков:

К.м.н. А.С. Буркова, д.м.н. Н.Н. Володин, к.м.н. Л.Т. Журба, д.м.н. М.И. Медведев, к.м.н. С.О. Рогаткин, к.м.н. О.В. Тимонина.

В работе по подготовке проекта классификации принимали участие:

Д.м.н. А.Г. Антонов, к.м.н. Е.Н. Байбарина, д.м.н. Ю.И. Барашнев, к.м.н. А.М. Большакова, к.м.н. К.В. Ватолин, к.м.н. В.П. Гераськина, к.м.н. А.В. Горбунов, д.м.н. Г.М. Дементьева, д.м.н. М.С. Ефимов, д.м.н. А.С. Петрухин, д.м.н. Г.М. Савельева, д.м.н. Л.Г. Сичинава, академик РАМН, д.м.н. В.А. Таболин, д.м.н. М.В. Федорова, д.м.н. Н.П. Шабалов.

Введение

Отклонения в развитии нервно-психических функций у детей раннего возраста в большинстве случаев своими корнями уходят в перинатальный период и привлекают в настоящее время все большее внимание исследователей.

Появились новые возможности в изучении истоков многих заболеваний, патологических состояний и предупреждении необратимых последствий, нередко приводящих к тяжелой детской неврологической инвалидности.

В связи с этим в мировой литературе последнего десятилетия «перинатальная неврология» выделилась в самостоятельную область медицины, в которой нашли отражение достижения специалистов различного профиля — акушеров, неонатологов, педиатров, невропатологов, нейрофизиологов и др.

В клиническую практику акушерства и неонатологии широко внедрены современные методы диагностики состояния нервной системы плода и новорожденного: (нейросонография НСГ, доплеровская энцефалография ДЭГ, компьютерная томография КТ, магниторезонансная томография МРТ, позитронно-эмиссионная томография ПЭТ, церебральная сцинтиграфия ЦСГ, электроэнцефалография ЭЭГ, нейро-иммунохимическое идентификация церебральных белков и др.).

Использование этих передовых технологий в перинатальной практике позволило уточнить этиологию, патогенетические механизмы, клиническую и морфологическую структуру, а также типичную для различного гестационного возраста локализацию церебральных нарушений, выработать единые подходы к терминологии и разработать новую классификацию перинатальных повреждений нервной системы новорожденных.

Настоящая классификация, в отличие от ранее используемого термина «перинатальная энцефалопатия», отражающего только лишь период воздействия патологических факторов и общее понятие о мозговой дисфункции, предусматривает подразделение неврологических нарушений периода новорожденности на 4 основные группы в зависимости от ведущего механизма повреждения: I гипоксические, II травматические, III токсико-метаболические и IV инфекционные.

Помимо ведущего повреждающего фактора, в каждой из этих групп выделяются: нозологическая форма, степень тяжести повреждения и основные неврологические симптомы и синдромы.

Принципиально новым в классификации является разделение гипоксических повреждений мозга на церебральную ишемию и внутричерепные кровоизлияния.

В рубрике «Внутричерепная родовая травма», по сравнению с прежней классификацией, расширено число нозологических форм: в этот блок теперь включены субарахноидальное и внутрижелудочковое кровоизлияния.

Проект настоящей классификации составлен с учетом терминологических подходов, использованных в МКБ 10, что позволит получать наиболее достоверные статистические данные, сопоставимые с мировыми стандартами, проводить анализ объективных причин заболеваемости и смертности, разрабатывать эффективные методы лечения и профилактики ранних неврологических нарушений у детей.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У НОВОРОЖДЕННЫХ

I. Гипоксические поражения ЦНС

Патогенетическая характеристика Нозологическая форма Основные клинические симптомы и синдромы
I. А) P 91.0

Церебральная ишемия

  1. Церебральная ишемия I степени (легкая)
  1. Возбуждение и/или угнетение ЦНС (Не более 5-7 суток)
  1. Церебральная ишемия II степени (средней тяжести)
  1. Угнетение ЦНС и/или возбуждение (более 7 дней)
  2. Судороги
  3. Внутричерепная гипертензия
  4. Вегетативно висцеральные нарушения
  1. Церебральная ишемия III степени (тяжелая)
  1. Прогрессирующая потеря церебральной активности свыше 10 дней Угнетение-> кома Угнетение -> возбуждение -> судороги Угнетение-> судороги-> кома
  2. Судороги (возможен эпистатус)
  3. Дисфункция стволовых отделов мозга
  4. Декортикация
  5. Децеребрация
  6. Вегетативно-висцеральные нарушения
  7. Прогрессирующая внутричерепная гипертензия
I. Б) P 52

Внутричерепные кровоизлияния гипоксического генеза

  1. Внутрижелудочковое кровоизлияние I-й степени (субэпендимальное) {характерны для недоношенных}
Отсутствие специфических неврологических симптомов
  1. Внутрижелудочковое кровоизлияние II-й степени (субэпендимальное+ интравентрикулярное) {характерны для недоношенных}
  1. Шок
  2. Апноэ
  3. Угнетение-> кома
  4. Судороги
  5. Внутричерепная гипертензия (быстро или медленно прогрессирующая)
  1. Внутрижелудочковое кровоизлияние III-й степени (субэпендимальное+ интравентрикулярное + перивентрикулярное) {характерны для недоношенных}
  1. Шок
  2. Апноэ
  3. Глубокое угнетение-> кома
  4. Судороги (чаще тонические)
  5. Внутричерепная гипертензия (быстро или медленно прогрессирующая с дисфункцией каудальных отделов ствола)
  • Первичное субарахноидальное кровоизлияние {чаще у недоношенных}
  1. Гипервозбудимость ЦНС
  2. Гиперестезия
  3. Парциальные (фокальные) клонические судороги
  4. Внутричерепная гипертензия (острая гидроцефалия)
  • Кровоизлияние в вещество головного мозга (паренхиматозное) {чаще у недоношенных}
Клиническая картина зависит от локализации и объема кровоизлияния
  1. Возможно бессимптомное течение
  2. Гипервозбудимость-> судороги
  3. Глубокое угнетение-> кома
  4. Парциальные (фокальные) судороги
  5. Внутричерепная гипертензия
I. В) Сочетанные ишемические и геморрагические поражения ЦНС (нетравматические) Клиническая картина и тяжесть состояния определяются ведущим типом поражения и локализацией

II. Травматические повреждения нервной системы

Патогенетическая характеристика Нозологическая форма Основные клинические симптомы и синдромы
II. A) Р 10

Внутричерепная родовая травма

  1. Эпидуральное кровоизлияние
  1. Ранняя внутричерепная гипертензия
  2. Гипервозбудимость
  3. Судороги
  4. Иногда расширение зрачка на стороне кровоизлияния.
  • Субдуральное кровоизлияние
  • Супратенториальное
  1. Бессимптомное течение
  2. Гемипарез
  3. Парциальные судороги
  4. Расширение зрачка на стороне очага (непостоянно!)
  5. Внутричерепная гипертензия (прогрессирующая)
  • Субтенториальное (инфратенториальное)
  1. Острая внутричерепная гипертензия
  2. Тонические судороги
  3. Бульбарные нарушения
  4. Угнетение-> кома
  5. Прогрессирующие нарушения дыхания и сердечной деятельности
  • Внутрижелудочковое кровоизлияние
  1. Гипервозбудимость -> угнетение
  2. Судороги (фокальные, мультифокальные)
  3. Прогрессирующая внутричерепная гипертензия -> гидроцефалия
  4. Нарушения дыхания и сердечной деятельности
  • Паренхиматозное кровоизлияние (геморрагический инфаркт)
  1. Гипервозбудимость
  2. Угнетение -> кома
  3. Судороги
  4. Прогрессирующая внутричерепная гипертензия
  5. Очаговые нарушения (зависят от локализации и объема гематомы)
  6. Возможно бессимптомное течение
  • Субарахноидальное кровоизлияние
  1. Гипервозбудимость
  2. Гиперестезия
  3. Острая наружная гидроцефалия
  4. Судороги
  5. Угнетение -> «бодрствующая» кома»
II. Б) Р 11.5

Родовая травма спинного мозга

  1. Кровоизлияние в спинной мозг (растяжение, разрыв, надрыв) (с травмой или без травмы позвоночника)
  1. Спинальный шок
  2. Дыхательные нарушения
  3. Двигательные и чувствительные нарушения
  4. Нарушения функции сфинктеров
  5. Синдром Клода Бернара-Горнера
II. В) Р 14

Родовая травма периферической нервной системы

  1. Травматическое повреждение плечевого сплетения

Проксимальный тип Эрба-Дюшена (С 5-С 6)

Вялый парез проксимального отдела руки (рук)
  • Дистальный тип Дежерина-Клюмпке (С 7-Т 1)
Вялый парез дистального отдела руки (рук) Синдром Клода Бернара-Горнера
  • Тотальный паралич (С 5-Т 1)
Вялый тотальный парез руки (рук) Синдром Клода Бернара-Горнера Дыхательные нарушения редко
  • Повреждение диафрагмального нерва (C 3-C 5).
Дыхательные нарушения («парадоксальное» дыхание, тахипноэ) Возможно бессимптомное течение
  • Травматическое повреждение лицевого нерва
На стороне поражения:
  1. Лагофтальм
  2. Сглаженность носогубной складки
  3. При крике рот перетягивается в здоровую сторону
  • Травматическое повреждение других периферических нервов

III. Дисметаболические и токсико-метаболические нарушения функций ЦНС

Патогенетическая характеристика Нозологическая форма Основные клинические симптомы и синдромы
III. A) Р 70-Р 71

Преходящие нарушения обмена веществ

  1. Ядерная желтуха (билирубиновая энцефалопатия)
  1. Угнетение
  2. Апноэ
  3. Судороги
  4. Опистонус
  5. Повторные дистонические атаки
  6. Симптом «заходящего солнца»
  • Гипогликемия
  1. Бессимптомное
  2. Угнетение « возбуждение
  3. Судороги
  • Гипомагнеземия
  1. Гипервозбудимость
  2. Судороги
  • Гипермагнеземия
  1. Угнетение -> кома
  2. Апноэ
  • Гипокальциемия
  1. Гипервозбудимость
  2. Судороги
  3. Тетанические мышечные спазмы
  4. Артериальная гипотензия
  5. Тахикардия
  • Гипонатриемия
  1. Бессимптомно
  2. Угнетение
  3. Артериальная гипотензия
  4. Судороги
  5. Кома
  • Гипернатриемия
  1. Гипервозбудимость
  2. Артериальная гипертензия
  3. Тахикардия
III. Б) P 04

Токсико-метаболические нарушения функций ЦНС

  1. Состояния, обусловленные приемом во время беременности алкоголя, табакокурение, употребление наркотиков и медикаментов, вызывающих зависимость.
  2. Состояния, обусловленные действием на ЦНС токсинов (вирусных бактериальных).
  3. Состояния, обусловленные действием на ЦНС лекарственных препаратов (или их сочетание) введенных плоду и новорожденному
  1. Гипервозбудимость
  2. Судороги
  3. Гиперкаузия
  4. Угнетение
  5. Кома

IV. Поражение ЦНС при инфекционных заболеваниях перинатального периода

Патогенетическая характеристика Нозологическая форма Основные клинические симптомы и синдромы
IV. A) Р 35 — Р 37

Поражение ЦНС при внутриутробных инфекциях (TORCH-синдром) Энцефалит Менингит Менингоэнцефалит

  1. Цитомегаловирусная инфекция,
  2. Герпетическая инфекция
  3. Токсоплазмоз,
  4. Врожденная краснуха
  5. ECHO-вирусы и др.
  6. Сифилис
IV. Б)

Поражение ЦНС при неонатальном сепсисе Менингит Менингоэнцефалит Вентрикулит Энцефалит

  1. Стрептококковая инфекция
  2. Стафилококковая инфекция
  3. Коли-бактериальная инфекция
  4. Клебсиеллезная инфекция
  5. Синегнойная инфекция
  6. Листериоз,
  7. Кандидоз
  1. Менингеальный
  2. Внутричерепная гипертензия
  3. Судороги
  4. Кома
  5. Гидроцефалия
  6. Очаговые нарушения

Комментарии

к проекту «Классификации перинатальных поражений нервной системы у новорожденных»

В первые дни жизни ребенка нозологическая диагностика поражений нервной системы часто затруднена в связи со сходством клинических неврологических проявлений при различных патологических состояниях. Поэтому в классификации приведены наиболее часто встречающиеся клинические симптомокомплексы, характерные для тех или иных нозологических форм.

В первые дни жизни допускается постановка синдромологического диагноза, но в дальнейшем он должен быть уточнен. Очевидно, что точность диагноза возрастает по мере прохождения новорожденным различных этапов выхаживания и зависит от получения дополнительных анамнестических данных, клинических и лабораторных исследований.

Определяющим условием точной диагностики является накопление, сохранение и открытый обмен получаемой стандартизированной информацией на различных этапах медицинской помощи новорожденным детям.

Использование синдромологического подхода при постановке первичного диагноза позволяет неонатологам более полно отражать динамику клинической картины при дефиците дополнительной информации и является оправданным в условиях родовспомогательных учреждений.

Примеры синдромального диагноза: Р 90 — судороги новорожденного (судорожный синдром); Р 91.3 — церебральная возбудимость новорожденного (синдром гипервозбудимости); Р 91.4 — церебральная депрессия новорожденного (синдром угнетения); Р 91.5 — неонатальная кома; Р 91.8 — другие уточненные нарушения со стороны мозга у новорожденного (гидроцефалия приобретенная, гипертензия внутричерепная, вегетативно-висцеральные расстройства); P 28.4 Другие типы апноэ у новорожденного и т.д.

В проекте данной классификации впервые представлены различия в клинических неврологических симптомах и синдромах, а также наиболее типичные виды церебральных повреждений у преждевременно рожденных и доношенных детей, что обусловлено особенностями кровоснабжения головного мозга у новорожденных различного гестационного срока. В комментариях приведены наиболее часто встречающиеся клинические симптомы и синдромы в зависимости от степени зрелости.

В предложенной классификации приведены индексы МКБ-10, соответствующие определенным синдромам и нозологическим формам.

Основные принципы построения диагноза перинатальных поражений нервной системы у новорожденных должны базироваться на тщательном анализе

  1. анамнестических сведений;
  2. клинических симптомов и синдромов;
  3. результатов дополнительных обследований

Логика построения диагноза для отдельных нозологических форм представлена ниже.

Продолжение >>

Реабилитация — все в руках матери и медиков

Реабилитационные мероприятия при данном заболевании, как и при его лечении, должен назначать лечащий врач. Они направлены на устранение сформировавшихся осложнений в соответствии с возрастом больного.

При оставшихся двигательных расстройствах, обычно назначают физические методы воздействия. В первую очередь рекомендуется делать лечебную гимнастику, основная идея которой, будет направлена на «оживление» пораженных областей. Дополнительно физиотерапия снимает отеки нервных тканей и возвращают тонус мышц.

Задержки психического развития устраняют с помощью специальных препаратов, которые обладают ноотропным эффектом. Кроме таблеток также проводят занятия с логопедом.

Для снижения активности эпилепсии используют противосудорожные средства. Дозирование и сам препарат должен выписывать лечащий врач.

Повышенное внутричерепное давление должно устраняться постоянным контролем ликворной жидкости. Назначаются аптечные препараты, которые повышают и ускоряют ее отток.

Очень важно искоренить болезнь при первых тревожных звоночках. Это даст возможность человеку в дальнейшем вести нормальный образ жизни.

Осложнения, последствия и прогноз

Согласно опыту медиков, органическое поражение ЦНС у детей может вызвать такие последствия:

  • нарушения психического развития;
  • дефекты речи;
  • задержку речевого развития;
  • отсутствие самоконтроля;
  • приступы истерики;
  • нарушение нормального развития ГМ;
  • посттравматическое стрессовое расстройство;
  • приступы эпилепсии;
  • вегето-висцериальный синдром;
  • невротические расстройства;
  • неврастению.

У детей довольно часто такие нарушения сказываются на адаптации к условиям окружающей среды, проявлениями гиперактивности или, напротив, синдромом хронической усталости.
На сегодня диагноз «резидуально-органическое поражение ЦНС» ставится довольно часто. По этой причины медики стараются улучшить свои диагностические и лечебные способности.

Точные характеристики и особенности определенного типа поражения дают возможность просчитать дальнейшее развитие болезни и предупредить его. В лучшем случае можно вовсе снять подозрения на заболевание.

Резидуально-органические пограничные нервно-психические расстройства

7. Резидуальноорганические пограничные нервнопсихические расстройства

Резидуально-органическими считаются разнообразные нервно-психические расстройства у детей и подростков, вызванные относительно стойкими последствиями перенесенных ранее органических повреждений головного мозга (Ковалев В.В., 1979).

Основное место среди резидуально-органических нервно-психических расстройств занимают последствия ранних органических повреждений головного мозга, имевших место в дородовом периоде, родах и в первые 3 года жизни (гипоксия, ишемия, кровоизлияния, интоксикации, нейроинфекции, гемолитическая болезнь новорожденных). В отношении того, какой период постнатального развития следует считать ранним, существуют разные мнения. Некоторые исследователи полагают, что таким периодом является возраст до 1 года (Lempp R., 1974). Если принять, что дифференциация слоев коры большого мозга завершается к 7 годам (Филимонов Н.Н., 1922), то ранним следовало бы, вероятно, считать возраст до 7 лет.

Речь идет не о схоластической, а о конкретной и очень сложной проблеме. Она сводится в основном к технологии определения удельного веса дизонтогенетических и дефицитарно-органических расстройств, возникших у ребенка после окончания органического процесса. Очевидно, чем раньше оно возникло, тем более значительным будет удельный вес проявлений психического дизонтогенеза. Кроме того, его проявления будут, скорее всего, разнообразными. Например, у маленьких детей могут быть такие варианты: умственная отсталость, инфантилизм, преходящая или стойкая задержка психического развития, задержка развития отдельных психологических функций, органический аутизм.

У детей постарше число вариантов и тяжесть проявлений собственно дизонтогенеза по мере взросления, теоретически, постепенно сокращаются, а собственно резидуальная симптоматика ограничивается в основном слабоумием, психоорганическим и церебрастеническим синдромами. Считается установленным, что резидуально-органическая недостаточность ЦНС обнаруживает зависимость от возраста, в котором имело место органическое заболевание: чем раньше оно произошло, тем более тяжелой, при прочих равных условиях, является резидуальная симптоматика.

В целом же число комбинаций проявлений дизонтогеза, с одной стороны, и симптомов органического психического дефицита – с другой, не поддается точному определению, тем более что в симптомообразовании принимают участие и другие факторы, такие как наследственность, наследственное и конституциональное предрасположение к развитию патологии, внешние механические, физические, химические и психотравмирующие факторы, воспитание, обучение и др.

Термин «резидуальный» не означает, что остаточные явления являются сугубо статическими. Они могут претерпевать определенную динамику – это прежде всего регредиентная динамика, при которой преобладают процессы репарации и поступательного развития. Так, по данным катамнестического исследования (Аксентьев С.Б., Барабаш М.Н. с соавт., 1965), 39,4% пациентов с ранее установленным диагнозом «резидуально-органическая недостаточность ЦНС» спустя несколько лет оказались практически здоровыми. Состояние может быть относительно стационарным и в той или иной степени компенсируемым. Чем более хрупкой является компенсация, тем легче возникают состояния декомпенсации с разной клинической картиной. Динамика может быть негативной, если пациент часто или постоянно подвергается влиянию других неблагоприятных обстоятельств. Наконец, при участии резидуально-церебральной недостаточности и дополнительных воздействий в том или ином возрасте может проявиться наследственная, конституциональная и/или приобретенная предрасположенность к развитию определенного психического, неврологического или соматического заболевания. Важно учесть также, что, накладываясь на резидуальный фон, повторные органические повреждения могут приводить к более серьезным последствиям.

Распространенность резидуальной недостаточности ЦНС у детей и подростков представляют по-разному, в зависимости от различий в подходах к их распознаванию. Так, в книге «Заболеваемость городского населения и нормативы лечебно-профилактической помощи» (1967) приводятся такие сведения (на 1000 детей и подростков). У мальчиков: в возрасте 1–2 лет – 3,2; от 3 до 6 лет – 2,9; от 7 до 12 лет – 7,2; от 13 до 15 лет – 7,6; от 16 до 19 лет – 4,9. У девочек: в возрасте от 3 до 6 лет – 1,4; от 7 до 12 лет – 3,6; от 13 до 15 лет – 8,1; от 16 до 19 лет – 4,9. Эти данные указывают на недостаточную выявляемость данной патологии у детей раннего возраста и о преобладании ее у мальчиков.

Зарубежные исследователи приводят более высокие показатели. По F. Enke (1955), распространенность данной патологии в общей популяции составляет 6,5%, по R. Lempp (1974) – 17,9% (у детей школьного возраста). У детей с трудностями школьной адаптации и невротическими реакциями резидуальная патология выявляется чаще – от 32 до 93%. В.В. Ковалев указывает, что такие показатели – результат гипердиагностики, возникающей из-за переоценки диагностического значения отдельных показателей (неврологических микросимптомов, данных ЭЭГ, проявлений недостаточности общей или речевой моторики, данных анамнеза), которые почти с такой же частотой встречаются в контрольных исследованиях здоровых детей.

Существуют разные систематики резидуально-органических нервно-психических расстройств у детей и подростков. Далее кратко представлены клинические варианты таких расстройств согласно патогенетической систематике В.В. Ковалева (1979):

  1. преимущественно дизонтогенетические формы;
  2. преимущественно энцефалопатические формы;
  3. формы смешанного патогенеза (энцефалопатически-дизонтогенетического).

Подробные описания ряда упоминаемых далее расстройств приводятся во 2-й и 3-й частях настоящей книги (см. оглавление). Некоторые расстройства представлены в настоящем разделе вслед за систематикой резидуально-органической недостаточности ЦНС.

Вернуться к Содержанию

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]