Псевдобульбарная дизартрия у детей — симптомы и лечение


Причины псевдобульбарной дизартрии у детей

Непосредственной причиной дефекта является поражение проводящих путей, то есть нервных волокон, соединяющих ядра бульбарных нервов в продолговатом мозге с корой головного мозга. Бульбарные нервы — это блуждающий, языкоглоточный и подъязычный. По названиям понятно, какие мышцы иннервируют эти нервы.

При патологии взаимодействие нарушается. Активность ядер повышается, из-за чего возникает гипертонус артикуляционных мышц. Это затрудняет колебания мышц при разговоре, снижает способность совершать активные движения, мешает процессу глотания и пережевывания пищи. При этом характеристикой псевдобульбарной дисплазии является сохранность рефлекторных актов, которые не требуют контроля со стороны коры — например, облизывание губ при попадании пищи.

К таким нарушениям приводят:

  • черепно-мозговые травмы — сотрясение, ушиб, которые сопровождаются повреждением мозгового вещества, образованием гематом. Они в свою очередь вызывают расстройство кровотока, сдавливание проводящих путей. Травмы дети могут получить также во время родов в результате неадекватного ведения родов;
  • перинатальная патология — внутриутробные инфекции, асфиксия и гипоксия, обвитие пуповины, родовые травмы, осложненное течение беременности и родов чреваты повреждением вещества головного мозга;
  • нейроинфекции — энцефалит, сифилитическое поражение головного мозга, туберкулез приводит к воспалительному процессу в перечисленных структурах;
  • нейродегенеративные заболевания — боковой амиотрофический склероз, лейкодистрофия приводит к постепенной гибели нервных волокон, связывающих кору головного мозга и бульбарные ядра;
  • цереброваскулярные нарушения — инсульты (у детей они редко, но встречаются), энцефалопатии (перинатальная, диабетическая), ангиопатии.

Тест — проверьте, все ли в порядке с вашим малышом

Понять, что нужно срочно обратиться к специалисту, помогут две небольших проверки, которые родители могут провести в домашних условиях.

Первый тест. Все движения нужно выполнять перед зеркалом, сначала проделайте их сами, потом попросите малыша их повторить.

  • Улыбнитесь, а затем вытяните губы трубочкой, при этом подбородок оставьте неподвижным, а челюсти сомкнутыми, двигайте только губами.
  • Покажите язык и спрячьте его.
  • Приоткройте рот, расплющите язык на нижней губе и удерживайте его в течение 3-5 секунд.
  • Широко открывайте и закрывайте рот, шлепайте губами.
  • Открывайте и закрывайте рот, вытягивайте губы в трубочку.
  • Откройте рот и коснитесь уголков рта кончиком языка, поводите им в разные в стороны, как будто это маятник часов.

Второй тест. Сложите руки в замок, а затем попросите это сделать малыша. Разомкните пальцы и поиграйте в такую игру: по очереди соединяйте большой палец с остальными, как будто пальцы здороваются.

Если ребенок правильно понял, что от него требуется, но у него никак не получаются эти движения, он не может удержать язык в нужном положении, улыбка выглядит кривой, а пальцы никак не соединяются, то это серьезный повод для беспокойства. Следует как можно быстрее обратиться к детскому неврологу и логопеду.

Степени и формы псевдобульбарной дизартрии у детей

Выделяют 3 степени псевдобульбарной дизартрии:

  1. Легкая степень характеризуется отсутствием грубых нарушений. Движения артикуляционных органов замедлены. Речь понятна, но немного смазана и невыразительна. Возможны редкие поперхивания;
  2. При средней тяжести признаки псевдобульбарной дизартрии более выражены, речь практические непонятна окружающим. Присутствуют проблемы с жеванием, глотанием, мимикой, слюнотечение;
  3. Особенностью тяжелой псевдобульбарной дизартрии является полная анартрия, то есть отсутствие речи. Рот постоянно открыт, нижняя челюсть «висит», слюнотечение обильное, язык неподвижен. Резко нарушены жевание и глотание пищи.

По другой классификации логопеды учитывают спастическую форму псевдобульбарной дизартрии, паретическую и смешанную. Спастическая характеризуется спазмом мышц, паретическая — парезом, смешанная имеет признаки двух форм.

Симптомы псевдобульбарной дизартрии у детей

Спазм мышц приводит к затруднениею произношения согласных, а в тяжелых случаях и гласных. Какие-то недоступны абсолютно, какие-то заменяются более простыми или искажаются. Ребенок говорит медленно, нечленораздельно, обрывочно, короткими предложениями, без интонации. Голос хриплый, осипший, через нос. Слова нечеткие, звуки в словах смазанные.

При легкой степени дети не способны четко произнести «ж», «ш», «ч», «ц», «р»: это самые сложные для артикуляции звуки. Недостаточно силы голоса для звонких звуков. Также тяжело даются мягкие звуки вследствие проблем с поднятием языка к небу. Нарушено письмо: дети вместо «т» пишут «д», а вместо «ч» пишут букву «ц». В целом правильно понимают структуру слова, грамматику и лексику.

Симптомами псевдобульбарной дизартрии средней тяжести является проблемы с выговариванием гласных. Малыш непонятно говорит звуки «а», «у», «и», «ы». Одни звук смешивается с другим. Расширяется список проблемных согласных: «ч», «ц», «л», «р». Их произносят на выдохе носом с хлюпаньем.

Еще одной особенностью псевдобульбарной дизартрии является нарушение глотания, насильственный смех или плач. Малыш не может контролировать смыкание рта, из-за чего слюна вытекает из углов рта.

Страдает и мимика. Она застывшая, не поддается контролю. Характерны и другие неврологические проблемы: снижение интеллекта, плохая память, нарушение походки, гемипарез.

У детей до года признаками псевдобульбарной дизартрии являются проблемы с сосанием. Возможны затрудненное глотание, из-за чего ребенок поперхивается, кашляет. Родители обычно начинают обращать внимание на отставание речевого развития в 2 – 3 года. Детям тяжело говорить, поэтому они обычно молчат. Отсутствие нормального общения обедняет словарный запас, ухудшает грамматику.

Характерны и психологические нарушения: дети ведут себя обособленно, стараются уединиться.

При грубой неврологической патологии на первый план выходят симптомы основного заболевания. При ДЦП это — парезы, параличи, нарушения тонуса, гиперкинезы, нарушения психомоторного развития, шаткость походки.

Симптомы заболевания

Симптомы псевдобульбарной дизартрии зависят от степени тяжести, которых существует всего четрые:

  • 1-ая степень – отсутствую выраженные дефекты речи, выявить которые может логопед.
  • 2-ая степень – речь ребенка понятна, но заметны некоторые речевые расстройства.
  • 3-яя степень – речь непонятна окружающим людям, в том числе близким.
  • 4-ая степень – речь пациента не понятна абсолютно.

Общая симптоматика этой формы дизартрии имеет некоторые составляющие:

  • искаженные слоги, звуки;
  • гипертонус лицевых мышц;
  • ограниченность подвижности языка, губ;
  • повышенное слюнотечение;
  • слабый тихий голос;
  • аритмичность дыхания.

Поставить диагноз «псевдобульбарная дизартрия» может исключительно специалист логопед или невролог на основании определенных результатов исследований.

Диагностика псевдобульбарной дизартрии у ребенка

Диагностируется дефект путем тщательного неврологического и логопедического обследования, оценки церебрального кровоснабжения ультразвуковым исследованием, нейровизуализацией. Перед врачами стоит задача не только постановки правильного диагноза, вида псевдобульбарной дизартрии, но и выявления причины, то есть основной патологии головного мозга и его распространенности.

Проводят:

  1. Неврологическое обследование — включает в себя осмотр врача-невролога, оценку моторики артикуляционных и мимических мышц. На этом этапе обнаруживают ограничение мимики, нарушение речи, глотания, голоса, мышечный гипертонус. Выявляют патологические симптомы — сосательный, хоботковый, усиление глоточного и небного рефлекса. Невролог по наличию очаговой неврологической симптоматики может определить расположение патологического процесса;
  2. Логопедическое обследование — специалист проводит опрос, собирает подробный анамнез о течении беременности и родов, характере раннего физического и нервно-психического развития. Оценивает состояние органов речи, уровень письма и устной речи;
  3. Инструментальные методы исследования — позволяют определить наличие патологических очагов в головном мозге: дегенеративных, воспалительных, опухолевых, а также посттравматических образований. Проводят МРТ, КТ;
  4. Спинно-мозговая пункция помогает диагностировать нейроинфекции, выявить возбудителя, провести ПЦР и ИФА (иммунологические тесты для определения возбудителя);
  5. Исследование функции сосудов мозга может понадобиться при подозрении на нарушение кровотока.

Если возникает необходимость, ребенка осматривают и другие специалисты. Например, при подозрении на нейроинфекцию — инфекционист, на туберкулезное поражение — фтизиатр.

После того, как выставят точный диагноз, выявят причину дефекта, приступают к следующему этапу — подбору тактики лечения псевдобульбарной дизартрии.

Причины возникновения и признаки

Болезнь провоцируется рядом вредных факторов:

  • вирусные заболевания будущей матери;
  • патологии плаценты на стадии внутриутробного развития;
  • резус-конфликт;
  • гипоксия плода;
  • очень быстрые или замедленные роды с мозговым кровоизлиянием у ребенка;
  • некоторые родовые травмы;
  • недоношенность;
  • инфекции мозга и его оболочек, например менингит;
  • ДЦП (до 85% случаев дизартрии);
  • ЧМТ;
  • гидроцефалия;
  • интоксикации в тяжелой форме;
  • энцефалит. Источник: Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова Диагностика речевых нарушений //Дефектология, 2007

Коррекция и лечение псевдобульбарной дизартрии у детей

Терапия комплексная и включает в себя работу с логопедом, неврологом, нейрохирургом, врачом лечебной физкультуры, физиотерапевтом, массажистом. Логопедическая коррекция псевдобульбарной дизартрии у детей проводится с одновременным лечением патологии, которая привела к дефекту речи, и реабилитационной программой.

В комплексное лечение включают:

  1. Устранение причины, которое у каждого пациента разное. При нейроинфекции проводится антибактериальная терапия, при гематомах, объемных образованиях — хирургическая операция с удалением патологического очага, при энцефалопатиях — восстановление кровотока;
  2. Логопед применяет логопедический массаж для устранения повышенного тонуса артикуляционных мышц. С целью усиления эффекта проводится дыхательная и артикуляционная гимнастика, занятия по коррекции произношения проблемных звуков. После устранения дефектов специалист работает над тем, чтобы ребенок начал говорить не только правильно, но и выразительно. Это длительный процесс;
  3. Реабилитационная программа направлена на закрепление результата основного лечения и предотвращение рецидива болезни. Включает в себя лечебную физкультуру, массаж, рефлексотерапию. При необходимости дети наблюдаются и психологом. Чаще всего во время восстановительного лечения назначают ноотропы, витамины, нейропротекторы.

Сроки лечения, его продолжительность определяет логопед в зависимости от имеющихся нарушений при псевдобульбарной дизартрии, их степени тяжести. Обычно проводят несколько курсов.

Прогноз и профилактика

На прогноз влияют причины, форма и степень псевдобульбарной дизартрии. При легкой степени, при своевременном начале коррекционной работы, отсутствии грубой неврологической симптоматики возможно значительно улучшить речь. Значит — ребенок будет в дальнейшем расти и развиваться практически наравне со сверстниками. Он сможет обучаться в обычной школе, но возможно понадобиться помощь специалистов (логопеда, психолога), чтобы процесс обучения проходил с максимальной пользой и комфортом.

При средней и тяжелой формах болезни показано обучение в специализированной школе, где с ним постоянно будут заниматься специалисты.

Если опоздать с началом коррекции псевдобульбарной дизартрии у детей, высока вероятность грубых интеллектуальных расстройств, задержки речевого развития. У ребенка будут и невротические проблемы, вплоть до депрессии. Это приводит к недоразвитию речи в различных формах, грозит проблемами чтения и письма.

Как мы говорили, псевдобульбарная дизартрия у детей часто сопутствует ДЦП. В такой ситуации прогноз серьезный и зависит от тяжести нарушений. Адекватная патогенетическая терапия способна намного улучшить речь. Наиболее тяжелый прогноз при дегенеративных процессах центральной нервной системы.

Профилактика псевдобульбарной дизартрии у детей заключается в предупреждении заболеваний, вследствие которых развивается псевдобульбарная дизартрия. Важным пунктом является планирование беременности, исключение вредных привычек во время вынашивания плода, влияния вредных веществ, исключение контакта с инфекционными больными, эмоциональных и физических перегрузок, травм, интоксикаций. Недопустима работа во вредных условиях труда, контакт с опасными веществами.

Следует регулярно наблюдаться у акушер-гинеколога, проходить все диагностические процедуры. Если возникнут проблемы — выполняйте рекомендации врача по лечению. Всегда советуйтесь с доктором, когда собираетесь принять какое-либо лекарство.

Необходимо ответственно подойти к выбору способа родоразрешения: если есть показания к кесареву сечению, не отказывайтесь от операции. Так вы убережете себя и малыша от травм, сохраните ему здоровье, обеспечите нормальное развитие в будущем.

Советы родителям

Если вы заметили у вашего малыша затруднение глотания, приема пищи в раннем возрасте, обратите внимание врача на эти симптомы. Возможно, нужно будет пройти обследование и исключить неврологическое проблемы. А если они подтвердятся, вы сможете своевременно начать лечение, тем самым избежите прогрессирования патологии.

В более старшем возрасте следите за тем, как ребенок разговаривает. Как он произносит звуки, слоги, слова, понятна ли его речь окружающим: эти моменты очень важны. Помните, что самое главное — не упустить болезнь. А современные методы коррекции помогут максимально адаптировать и подготовить пациента к обучению в школе и к жизни в целом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]