Лицевая агнозия, её симптоматика и последующее лечение


Локализация

Цветовая агнозия возникает в большинстве случаев при поражениях левой затылочной доли, которые распространяются на височную или теменную долю. Известны случаи цветовой агнозии при билатеральных затылочных поражениях. Функциональные и локализационные исследования указывают на то, что в обработке цвета участвуют области V4, V8 зрительной коры и лингвальная извилина. Так, исследования одиночных нейронов показали возможную роль в развитии данного синдрома области V4, которая отвечает за восприятие цвета . В этой области находится множество клеток, чувствительных к форме и цвету зрительного стимула. Предполагается, что цветовые свойства стимула могут интегрироваться с системой, описывающей контуры и формы, и их связь при развитии цветовой агнозии может разрушаться. Однако неясно, в каких условиях поражения области V4 приводят к развитию зрительной предметной агнозии, а в каких — цветовой. Вероятно, цветовая агнозия возникает в случае распространения поражения с медиальной затылочно-височной области на различные участки височной и теменной долей, участвующих в процессе распознания зрительного стимула с опорой на свойства формы, контура и пространственных отношений, которые в отдельных специфических областях интегрируются с результатами переработки цветовой информации. Данное предположение требует дополнительных исследований. В современных исследования сообщается о случаях скрытой переработки информации о цветах, когда испытуемые с цветовой агнозией успешно справлялись с задачами на неявное распознавание цветов. Это позволило авторам предположить, что цветовая агнозия возникает из-за отказа в доступе и извлечении хроматической информации. Данное исследование подтверждает участие множественных нейронных механизмов и различных нейроанатомических областей в процессах обработки цвета .

Агнозия – что такое, причины, виды, симптомы, лечение, прогноз

Агнозия является следствием определенных нарушений, которые часто отмечаются в головном мозгу. Восприятие искажается, что и становится симптомом агнозии, которая бывает нескольких видов. Причины ее кроются в заболеваниях, которые требуют лечения.

Человек воспринимает мир через органы чувств. Глаза видят, уши слышат, язык чувствует вкус, нос ощущает запахи и т. д. Данные анализаторы могут работать полноценно. Однако ошибка восприятия может происходить на уровне обработки информации в головном мозгу. Человек искаженно воспринимает все, что его окружает. Это может быть агнозия, о которой пойдет речь в интернет-журнале psytheater.com.

Симптомы агнозии

Симптомы агнозии распознаются по тем проявлениям, которые возникают. В зависимости от области поражения головного мозга, возникают те или иные виды агнозии, которые и рассматриваются.

К примеру, повреждение затылочно-теменной доли приводит к тому, что человек способен увидеть предмет, но не может его назвать.

А повреждение височного отдела приводит к неспособности воспринять знакомую речь (она слышится как набор звуков).

  1. Человек не способен ориентироваться в пространстве и по карте.
  2. Человек не может распознать предметы на ощупь.
  3. Человек не воспринимает наличие у себя дефектов, хотя они бесспорно имеются.
  4. Человек безразлично относится к тому, что у него имеются дефекты.
  5. Человек не может распознать звуки, их характера, источника происхождения и пр.
  6. Человек неправильно воспринимает собственное тело, которое кажется ему другой формы или с разным количеством.
  7. Человек не узнает знакомые лица, однако помнит данные об этих людях.
  8. Человек не видит картины в целом, хотя узнает отдельные предметы в ней.
  9. Человек видит лишь половину пространства.

перейти наверх

Причины агнозии

Естественным образом возникает вопрос, какие причины вызывают агнозию. Ни один человек не хотел бы сталкиваться с таким заболеванием. Избегание факторов может помочь в достижении данного желания.

Главной причиной агнозии являются повреждения отделов головного мозга, которые отвечают за обработку информации, поступающей через анализаторы. Факторами, которые приводят к повреждениям, являются:

  • Хроническое нарушение кровообращения в мозгу (инсульт), что приводит к слабоумию.
  • Болезнь Альцгеймера, которая сопровождается накоплением амилоида – белка, который в норме должен распадаться.
  • Воспалительные в головном мозгу процессы: энцефалит.
  • Болезнь Паркинсона.
  • Опухоли в мозгу.
  • Последствие черепно-мозговой травмы.

перейти наверх

Лечение агнозии

Агнозия зарождается достаточно редко, однако она значительно мешает обычному человеку, у которого работают все органы чувств и развита чувствительность, жить полноценно.

Снижается работоспособность и качество жизни, поскольку человек не может адекватно и полноценно воспринимать окружающий мир.

Лечение назначается после диагностики агнозии, где в первую очередь выявляется причина и месторасположение патологии.

Собираются жалобы (когда проявилась болезнь, как быстро развиваются симптомы, что предшествовало агнозии), после чего назначаются следующие меры:

  • Неврологический осмотр на выявление изменений и патологий в тканях. Проверяется острота анализатора.
  • Осмотр нейропсихологом, который проводит тесты и опросы.
  • КТ и МРТ для выявления поврежденного отдела в мозгу.
  • Консультация у психиатра, отоларинголога, кардиолога, офтальмолога по необходимости.

Конкретных методов лечения агнозии не существует. Врачи направляют все силы на устранение причины, которая спровоцировала повреждения в головном мозгу, после чего индивида направляют на дополнительные коррекционные работы в качестве реабилитации:

  1. Логопедические занятия, особенно при слуховой агнозии.
  2. Трудотерапия.
  3. Психотерапевтические сеансы.
  4. Работа с педагогами.

Лечение основной болезни назначается индивидуально. Здесь могут удаляться опухоли из головного мозга, проводиться контроль за артериальным давлением и назначаться препараты для улучшения кровообращения в мозгу, лекарства для устранения нейропсихологических патологий.

Реабилитационный период может длиться около 3 месяцев. При серьезных повреждениях участок мозга лечение может затянуться на 10 и более месяцев.

перейти наверх

Аутотопагнозия

А это второй тип расстройства, относящегося к соматоагнозии. О его наличии у человека можно узнать по игнорированию им половины своего тела. А еще многие пациенты просто не узнают некоторых отдельных его частей или неправильно оценивают их положение в пространстве.

К данному виду патологий относятся:

  • Гемисоматоагнозия. Человек игнорирует половину тела, но при этом ее функции частично сохранены. Пациент просто не пользуется ими. Он может «забыть» о том, что у него есть левая рука, нога и т. д.
  • Соматопарагнозия. Пациент воспринимает пораженную часть тела как чужеродную. Он может всерьез считать, что рядом с ним находится кто-то другой, и именно ему принадлежит его вторая нога, рука и т. п. В тяжелых случаях люди ощущают «раздельность» тела, словно оно распилено на две части.
  • Соматическая аллостезия. Пациент ощущает увеличение количества его конечностей. Он может думать, что у него две-три левые руки, например.
  • Аутотопагнозия позы. Человек не способен определить, в каком именно положении находятся его части тела. Он действительно не понимает, опущена его рука или поднята, сидит он или лежит.
  • Нарушение ориентирования. При данной патологии пациент не знает таких понятий, как «право» и «лево». Обычно причиной тому становится поражение левой теменной доли.
  • Пальцевая агнозия. Специфическая патология. При ее наличии человек не способен показать на своей руке тот палец, который демонстрирует врач у себя на кисти.

Также к нарушениям данного вида относится апрактоагнозия. Это особый случай. Людям с этим нарушением тяжело выполнять пространственно-ориентированные движения. Им трудно застелить кровать (кладут покрывало не вдоль, а поперек), найти дорогу в комнату или палату, попасть ногой в штанину или надеть футболку правильной стороной.

Как и в любом другом случае, при диагностике соматоагнозии задействуют нейропсихологические методы, пробы и тесты.

Лечение агнозий

Специфической терапии данного патологического состояния не существует. Базовое лечение агнозий направлено на терапию состояний приведших к повреждению корковых и подкорковых структур ГМ. В каждом индивидуальном случае, тактика терапевтического воздействия определяется выраженностью проявлений, тяжестью состояния и месторасположением патологических изменений, течением заболевания и наличием осложнений.

Для разработки плана адекватной терапевтической помощи необходимо проведение полноценного диагностического обследования:

— проведение полного осмотра пациента, сбора анамнеза, выяснение наличия наследственных заболеваний;

— диагностические манипуляции, нацеленные на выявление опухолевого процесса, наличия травмы, наличия сосудистых катастроф;

— консультации специалистов узкого профиля (офтальмолога, отоларинголога, кардиолога, психиатра) для исключения других возможных причин данной симптоматики;

— проведение диагностических тестов, выявляющих степень изменения восприятия;

— проведение диагностических процедур, направленных на определение участков поражения коры ГМ (КТ, МРТ).

Для коррекции, непосредственно, проявлений агнозии необходима работа с нейропсихологом, логопедом, применение трудотерапии.

Восстановительный период составляет около трех месяцев. Тяжелое течение заболевания, приведшего к агнозии и его осложнения, могут увеличивать длительность терапевтических процедур до года. При необходимости, лечение проводят повторно, но при устранении причины, и полной коррекции агнозии рецидивы, зачастую не возникают.

По последним статистическим данным, при грамотной и своевременной диагностике основного заболевания и его проявлений, адекватная и полноценная терапия и коррекционные мероприятия, выполненные полноценно, приведут к полному восстановлению работы анализаторов.

При несвоевременном обращении к врачу, игнорировании назначенных рекомендаций или их выполнении не в полном объеме, использовании самолечения, прогноз может быть неблагоприятным, возможно увеличение риска развития необратимых процессов в структуре коры ГМ. На неблагоприятный исход заболевания, может влиять возраст пациента, характер и тяжесть заболевания.

Влияние агнозии на качество жизни пациента зависит от разновидности данной патологии, к примеру, симультанная агнозия или расстройство пространственного восприятия, значительно ухудшают качество жизни больного, снижают трудовую активность, ухудшают коммуникативные навыки. Тогда как, тональная или пальцевая агнозия протекают, практически незаметно.

Первичная профилактика агнозий сводится к профилактике основных заболеваний, проявлениями которых могут быть агнозии – ведение здорового образа жизни, полноценное, здоровое питание, профилактика стрессовых состояний. При возникновении первых признаков патологии необходимо немедленно обращаться к специалистам.

Симптомы

Симптомы заболевания зависят от поражения того или иного анализатора и могут служить диагностическим критерием при дифферренцировке поражений отделов головного мозга. В зависимости от их проявления различаю следующие виды агнозии:

  • Прозопагнозия
    — нарушение запоминания и последующего узнавания лиц с сохранением мнемостических функций, касающихся предметов. В тяжёлых случаях пациенты не могут узнать собственное отражение в зеркале;
  • Предметная агнозия Лиссауэра
    — нарушение узнавания отдельных предметов;
  • Цветовая агнозия
    — невозможность определения принадлежности цвета определённым объектам, а также подбирать идентичные цвета или их оттенки;
  • Симультанная агнозия
    — ограничение зрительного поля только одним видимым объектом или возможность восприятия только одного объекта, вне зависимости от его формы, цвета и размера;
  • Слабость оптических представлений — невозможность составить описание какой-либо характеристик видимого объекта;
  • Синдром Балинта
    — невозможность направления взгляда в сторону объекта и последующей его фиксации, при сохранении возможности движения глазных яблок;
  • Односторонняя
    пространственная агнозия — выпадение из зрительного поля одной из сторон пространства;
  • Нарушение стереоскопичности зрения
    — невозможность сопоставления единого целого из зрительных образов, поступающий в каждый из глаз;
  • Глубинная агнозия
    — невозможность правильного определения локализации предметов, находящихся кпереди от пациента;
  • Нарушение топографической ориентировки
    — потеря ориентации в знакомых пациенту местах, при сохранении остальных когнитивных функций;
  • Слухоречевая агнозия
    — распознавание речи в качестве набора несвязанных звуков;
  • Простая слуховая агнозия
    — невозможность распознавания отдельных звуков;
  • Тональная агнозия
    — невозможность распознавания тембра, а также эмоциональной окраски речи, при сохранении остальных функций слухового анализатора;
  • Аутотопагнозия гемикарпа
    — полное игнорирование или отрицание наличия левой половины тела при полной или частичной сохранности её функционирования;
  • Соматическая алостезия
    — ощущение присутствия статических или динамических лишних конечностей;
  • Аутотопагнозия позы
    — невозможность определения положения тела или его отдельных частей в пространстве;
  • Синдром Претмана
    (пальцевая агнозия) — невозможность правильного указания на палец, показываемый собеседником;
  • Нарушение ориентировки «правое-левое» — невозможность указания на правые или левые части тела.

Виды

Заболевание имеет три основных вида: это зрительные агнозии, слуховые агнозии и тактильные агнозии. Помимо этого существует еще несколько менее распространенных типов болезни (пространственная агнозия и другие нарушения восприятия).

При зрительной агнозии поражения локализуются в затылочной доле головного мозга. Этот вид характеризуется неспособностью пациента узнавать предметы и изображения, несмотря на то, что у него сохраняется достаточная для этого острота зрения. Зрительная агнозия может выражаться по-разному и проявлять себя в виде следующих расстройств:

  • предметная агнозия (поражение конвекситальной поверхности левой части затылочной области): неспособность узнавать различные предметы, при которой больной может описать только отдельные признаки объекта, но не может сказать, что за предмет перед ним;
  • цветовая агнозия (поражение затылочной области левого доминантного полушария): неспособность классифицировать цвета, распознавать одинаковые цвета и оттенки, соотносить определенный цвет с конкретным предметом;
  • зрительная агнозия, проявляющаяся в слабости оптических представлений (двустороннее поражение затылочно-теменной области): неспособность представить какой-либо предмет и охарактеризовать его (назвать размер, цвет, форму и т.п.);
  • агнозия на лица, или прозопагнозия (поражение нижней затылочной области правого полушария): нарушение процесса распознавания лиц при сохранении способности различать предметы и изображения, которое в особенно тяжелых случаях может характеризоваться неспособностью больного опознать собственное лицо в зеркале;
  • симультанная агнозия (поражение передней части доминантной затылочной доли): резкое уменьшение количества одновременно воспринимаемых объектов, при котором больной зачастую способен видеть только один предмет;
  • синдром Балинта, или зрительная агнозия, вызванная оптико-моторными нарушениями (двустороннее поражение затылочно-теменной области): неспособность направлять взгляд в нужную сторону, фокусировать его на конкретном объекте, которая особенно выражено может проявляться при чтении – больной не может нормально читать, так как ему очень трудно переключиться с одного слова на другое.

Слуховые агнозии возникают при поражении височной коры правого полушария. Данный вид характеризуется неспособностью больного распознавать звуки и речь, при этом функция слухового анализатора не нарушена. В категории слуховых агнозий различают следующие нарушения:

  • простая слуховая агнозия, при которой больной не может распознавать простые, знакомые звуки (шум дождя, шелест бумаги, стуки, скрип двери и т.п.);
  • слухоречевая агнозия – невозможность различать речь (для человека, страдающего данным типом слуховой агнозии, родная речь представляется в виде набора незнакомых звуков);
  • тональная слуховая агнозия – больной не может улавливать тон, тембр, эмоциональную окраску речи, но при этом у него сохраняется способность нормально воспринимать слова и правильно распознавать грамматические конструкции.

При тактильных агнозиях у больного отсутствует возможность идентификации предметов на ощупь. Один из видов тактильной агнозии – неспособность больного распознавать части собственного тела и оценивать их расположение относительно друг друга. Этот тип тактильной агнозии называется соматоагнозией. Тактильная агнозия, при которой нарушается процесс распознавания предметов посредством осязания, носит название астереогнозия.

Существуют также пространственные агнозии, которые выражаются в виде нарушения идентификации различных параметров пространства. При поражениях левого полушария проявляет себя в виде нарушения стереоскопического зрения, при поражениях средних отделов теменно-затылочной области болезнь может выражаться в виде неспособности больного правильно локализовать объекты в трех координатах пространства, особенно в глубину, а также распознавать параметры дальше или ближе.

Существуют также такие виды агнозии, как односторонняя пространственная агнозия – невозможность распознавать одну из половин пространства (чаще левую), и пространственная агнозия, выражающаяся в нарушении топографической ориентировки, при котором больной может не узнавать знакомых мест, но при этом у него нет никаких нарушений памяти.

Одним из самых редких видов агнозии является нарушение восприятия времени и движения – состояние, при котором человек не может оценивать скорость течения времени и воспринимать движение объектов. Последнее нарушение (невозможность воспринимать движущиеся объекты) носит название акинетопсия.

Патогенез

Церебральная кора имеет три основные группы ассоциативных полей, обеспечивающих разноуровневый анализ поступающей в мозг информации. Первичные поля связаны с периферическими рецепторами, принимают идущую от них афферентную импульсацию. Вторичные ассоциативные зоны коры отвечают за анализ и обобщение информации, поступающей из первичных полей.

Далее информация передается в третичные поля, где осуществляется высший синтез и выработка задач поведения. Дисфункция вторичных полей приводит к нарушению указанной цепочки, что клинически проявляется утратой способности узнавать внешние раздражители, воспринимать целостные образы. При этом функция анализаторов (слухового, зрительного и т. д.) не нарушена.

Лечение

Первоначально лечение направлено на устранение основного заболевания, например, антибиотикотерапия при абсцессах головного мозга, хирургические вмешательства, лучевая терапия при опухолях головного мозга и т.д.

Эффективной может оказываться реабилитация логопедического лечения, коррекция расстройств у дефектологов, психологическая поддержка, консультации нейропсихолога, которые смогут помочь приспособиться к особенностям и проявлениям недуга.

Доктора

специализация: Нейропсихолог / Нейрохирург / Логопед / Психолог

Чеснова Татьяна Андреевна

10 отзывовЗаписаться

Подобрать врача и записаться на прием

Лекарства

Кавинтон Пикамилон Фезам Луцетам

Консервативное медикаментозное лечение осуществляется при помощи препаратов, улучающих метаболизм и мозговой кровоток. К ним относится:

  • Кавинтон – психостимулирующее ноотропное средство, помогающее уменьшить выраженность неврологических и психических расстройств. Предназначен для инфузиооного в/в введения со скоростью 80 капель/мин 20 мг в сутки.
  • Пикамилон – ноотропный препарат, расширяющий сосуды головного мозга с дополнительным транквилизирующим, психостимулирующим, антиагрегантным и антиоксидантным действием. Стандартная суточная доза 60-150 мг может быть разделена на 2-3 приема, длительность лечения – 1-2 мес., рекомендовано провести повторный курс спустя полгода.
  • Трентал – вазодилатирующее средство, способное уменьшить вязкость и улучшить реологические свойства крови, а также способствовать микроциркуляции в зонах нарушенного кровотока. Обычно врачи назначают принимать по 1-2 таблетки 3 раза в день, максимум – 15 табл.
  • Фезам — препарат, улучшающий метаболические и микроциркуляционные процессы в головном мозге. Рекомендуемая суточная доза: принимать по 1-2 капс. 3 раза в течение дня на протяжение 1-3 мес., повторять курс лечения 2-3 раза в год.
  • Луцетам — ноотропный препарат, способен повысить концентрацию внимания и улучшить когнитивные функции. Обычно суточная доза составляет 2,4-4,8 г/сут, её разделяют на 2-3 приема, но лучше всего чтобы схему лечения подбирал лечащий врач в зависимости от особенностей и силы выраженности нарушений.

Пациентам чаще всего рекомендованы сеансы индивидуальной психотерапии, занятия с дефектологами и логопедами.

Методы диагностики

В Клиническом Институте Мозга есть все условия для полноценной диагностики пациентов с агнозией. На начальном этапе важно определить, какие именно сложности с восприятием окружающей среды есть у больного. Для этого существуют специальные тесты, в ходе которых пациента просят описывать предметы, звуки, указывать на части тела. После определения типа расстройства важно провести визуализацию головного мозга, с помощью компьютерной либо магнито-резонансной томографии. Этот способ исследования позволит обнаружить новообразования, инфаркты, повреждения сосудов и другие аномалии, которые могут становиться причиной агнозии.

Виды агнозии

Описываемое нарушение характеризуется тремя основными разновидностями: тактильные, зрительные и слуховые нарушения перцепции. Кроме того, можно выделить ряд менее распространенных форм рассматриваемого недуга (например, пространственную агнозию).

Зрительная агнозия характеризуется наличием очага поражения в затылочной области мозга. Данная форма недуга проявляется в неспособности больных узнавать изображения и предметы при сохранении остроты зрения. Рассматриваемая разновидность патологии может проявляться по-разному. Выделяют следующие формы зрительной агнозии: предметная, цветовая, зрительная, симультанная агнозии, прозопагнозия и синдром Балинта.

Слуховые перцептивные дисфункции возникают вследствие повреждения коры височной зоны правого полушария. Эта разновидность агнозии представлена неспособностью индивидов распознавать речь и звуки на фоне нормальной работоспособности слухового анализатора. Слуховые агнозии, в свой черед, подразделяются на простое расстройство слухового восприятия, слухоречевую и тональную слуховую агнозии.

Простое нарушение слуховой перцепции характеризуется неспособностью людьми узнавать простые, ранее знакомые звуки, такие как шум дождя, шелест моря, стуки, дверной звонок, скрип и пр.

Слухоречевая агнозия заключается в невозможности распознавания речи. Человеку, страдающему описываемой формой агнозии, родная речь кажется набором незнакомых звуков.

Тональное расстройство слухового восприятия характеризуется неспособностью улавливать эмоциональную окраску, тон, тембр речи на фоне сохранения способности адекватно воспринимать слова и верно различать грамматические конструкции.

Тактильная агнозия заключается в отсутствии возможности идентификации предметов, вещей на ощупь. Выделяют следующие разновидности рассматриваемой разновидности агнозии: соматоагнозия, астереогнозия и нарушение пространственного восприятия. Неспособность больного узнавать части собственного организма и оценивать их месторасположение относительно друг друга именуется соматоагнозией. Нарушение тактильного восприятия, при котором процесс распознавания предметов и вещей через осязание называется астереогнозией.

Также существуют нарушения пространственного восприятия, выражающиеся в виде неправильной идентификации параметров пространства. Поражения средних участков затылочно-теменной области обнаруживаются в неспособности соизмерять величины ближе или дальше, а также верно размещать объекты в трехмерном пространстве, особенно в глубину, повреждения левого полушария влекут за собой пространственную агнозию, проявляющуюся нарушениями стереоскопического зрения. Кроме того, выделяют такие разновидности агнозии, как одностороннее нарушение пространственной перцепции и расстройство восприятия, заключающееся в неспособности топографически ориентироваться на местности. Одностороння пространственная агнозия представляет собой невозможность узнавать одну половину пространства. Нарушение топографического ориентирования выражается в неспособности узнавать знакомые места на фоне сохранности функции памяти.

Одной из наиболее редких разновидностей агнозии считается дисфункция восприятия движения и времени. Данный недуг проявляется в нарушении правильного понимания движение объектов и адекватного оценивания скорости течения времени. Невозможность воспринимать объекты в движении носит название акинетопсия.

Лечение заболевания

В медицине не существует единого протокола лечения агнозии, так как это зависит от первопричины болезни, ее вида и степени запущенности. Параллельно с лечением основного недуга проводится работа с психиатром, логопедом, нейропсихологом. Это нужно для того, чтобы помочь человеку адаптироваться к жизни при наличии таких патологий. Известны случаи, когда лечение приносило мгновенные результаты и когда оно тянулось долгими годами. Эффект зависит от того, как быстро больной обратился за профессиональной помощью. Чаще всего применяются препараты таких групп: сосудистые лекарства, нейропротекторы и ноотропы, витамины группы В.

Симптомы агнозии

Повреждение коры головного мозга, отвечающей за разбор и синтез информации, порождает агнозию. Поэтому и симптоматика будет зависеть от месторасположения пораженной области мозга. Так, например, вследствие поражения левой зоны затылочной области зарождается предметная агнозия, которая заключается в потери данных больным о предмете и его предназначении. Другими словами, индивид, страдающий этим нарушением восприятия, видит предмет, может его описать, но не в состоянии назвать его и рассказать о его назначении. При повреждении височной области возникает слухоречевое расстройство восприятия: больной воспринимает речь говорящего, словно это обычный набор звуков, воспринимать смысл фраз и различать отдельные слова он не способен. Статистические данные подтверждают, что рассматриваемое расстройство встречается довольно редко.

Причины агнозии заключаются в следующем: дисфункциях височных и теменных участков мозга, где сохраняются данные о применении знакомых предметов (чаще наступает внезапно после перенесенного инсульта, инфаркта или травмы головы, когда поражается кора и близлежащие подкорковые образования мозга, а также повреждение коры может вызвать опухолевый процесс). Кроме того, рассматриваемая патология может возникнуть как результат дегенерации участков мозга, которые отвечают за осуществление интеграции перцепции, процессов памяти и идентификации.

Таким образом, основные причины агнозии – это повреждения теменных и затылочных зон коры мозга, которые наступают, помимо вышеприведенных патологий, при следующих недугах:

— хроническом расстройстве кровообращения в мозге, в дальнейшем перерастающем в слабоумие;

— воспалительных процессах головного мозга (например, энцефалит);

— болезни Альцгеймера, которая имеет связь со скапливанием в мозге амилоида (специфического белка, который в норме обычно быстро распадается в мозге);

— болезни Паркинсона, характеризующейся возникновением прогрессирующей скованности мышц, дрожания и ряда нейропсихологических нарушений, включая и апраксию.

Можно выделить различные разновидности перцептивной дисфункции в зависимости от месторасположения в мозге пораженного участка. Например, при повреждении теменно-затылочной зоны возникает нарушение топографической ориентации, при поражении правого субдоминантного участка теменной доли – анозогнозия, представляющей собой отсутствие у больных критического оценивания собственного недуга либо дефекта. Так, например, люди, страдающие этой формой дисфункции, считают себя полностью здоровыми даже на фоне обездвиженности одной стороны туловища (состояние паралича).

Многие люди, далекие от медицины, задаются вопросом агнозия, что это такое, какие существуют симптомы этого недуга, как они проявляются?

Можно выделить такие проявления и симптомы агнозии:

— нарушение пространственной ориентации и способности «читать» по карте, то есть понимать расположение городов, районов и иных мест на карте;

— расстройство умения узнавать на ощупь предметы (больным людям сложно определить текстуру, конфигурацию и формы предмета;

— отрицание факта наличия у себя физического изъяна либо недуга (например, слепоты, глухоты), невзирая на бесспорность имеющихся дефектов;

— безразличие к наличествующему дефекту (человека может мало тревожить внезапно резвившаяся глухота, слепота или иные изъяны;

— нарушение способности распознавания звуков (больной не в состоянии разобрать характер звука, понять, откуда он идет, например, когда слышит звонок в собственном доме или голос родственника;

— дисфункция восприятия собственного тела (люди не способны верно определить количество своих конечностей или их длину);

— расстройство способности распознавать лица знакомых, наряду с этим больные в состоянии назвать их примерный возраст или половую принадлежность;

— нарушение распознавания сложных зрительных образов, при этом, у больных сохраняется способность узнавания отдельных составляющих этих образов, так, например, индивид, смотря на изображение, узнает кувшин на столе, но не в состоянии понять, что наличие кувшина, бокалов, тарелок, еды на столе, показывает, что на картине продемонстрирован пир;

— игнорирование части зримого пространства (например, больной в процессе вкушения пищи съедает еду только с правой части тарелки).

Анозогнозия

Это один из видов соматоагнозии – патологии, при которой человек не узнает части своего же тела. К заболеванию данного типа относят такие проявления:

  • Анозогнозия гемиплегии. Человек не осознает, что у него имеется односторонний парез или паралич, либо отрицает это.
  • Анозогнозия слепоты. Пациент отрицает или не осознает то, что он не является зрячим. Он воспринимает конфабуляторные образы как реальные.
  • Анозогнозия афазии. При этом расстройстве человек совершенно не замечает своих речевых ошибок, даже если он говорит максимально неразборчиво.

Выражаясь простым языком, под термином «анозогнозия» подразумевается отсутствие осознания своих недугов и болезней. Человек не то что отрицает их из принципа – он действительно искренне верит в то, что здоров.

Классификация нарушенного восприятия

В зависимости от локализации различаются и виды агнозий.

Агнозия бывает трех основных видов, каждый из которых в свою очередь делится на подвиды.

Зрительная агнозия

При данном виде нарушения поражение головного мозга локализуется в затылочной области. При зрительной агнозии пациент не может узнать предмет или картинку. У больного не отмечается нарушение зрительной функции.

Проявляется агнозия данного вида по-разному:

  1. Предметная. При поражении поверхности головного мозга, которая прилегает к левой части затылочной кости: неузнаваемость предметов (пациент описывает его в общих чертах).
  2. Цветовая. При поражениях области затылка левого полушария, которое считается доминантным: пациент сложно различает окраску и оттенки, не может сопоставить предмет и цвет.
  3. Зрительная, проявляющаяся в оптической слабости (оптико пространственная). При поражении затылочной и теменной области с двух сторон: больной не может представить предмет и описать его.
  4. Расстройство восприятия лица. При поражениях нижней области затылка правого полушария: пациент не может распознать лица, даже собственное отражение, но различает предметы и картинки.
  5. Симультанная. При поражениях передней части доминантной затылочной доли: пациент не может одновременно воспринимать несколько предметов. Аутотопагнозия характеризуется невозможностью распознать свое тело.
  6. Синдром Балинта. Отмечается при двустороннем поражении затылочно-теменной области: пациент не может смотреть в нужную сторону, сфокусировать взгляд, не может нормально читать.

Слуховая агнозия

При данном виде нарушения происходит поражение коры в височной области правого полушария.

Пациент при слуховой агнозии не может распознавать речь, звуки, но при этом не диагностируется нарушение слухового анализатора.

Этот вид патологии имеет такие нарушения, которые характеризует каждый подвид слуховой агнозии, как:

  1. Простая. Пациент не распознает простые звуки.
  2. Слухоречевая. Пациент не способен различать речь.
  3. Тональная. Пациент не улавливает тон, тембр, эмоциональность, но при этом нормально воспринимает фразы и слова.

Нарушения тактильных и пространственных ощущений

Тактильная агнозия характерна тем, что пациент не может распознать предмет на ощупь. Бывает такой, что больной даже не моет узнать часть собственного тела и оценить ее расположение (соматоагнозия). При астереогнозии больной не может узнать предмет при помощи осязания.

Пространственные агнозии:

  • поражение левого мозгового полушария: нарушение пространственного зрения (оптико пространственная), в этом случае зачастую идет пересечение со зрительной агнозией;
  • поражение среднего отдела теменной и затылочной области: пациент не может локализировать предмет в пространстве.

Также существует пространственное неврологическое расстройство:

  • которое выражается в нарушении одной из половин пространства;
  • которое выражается в нарушении топографической ориентировки.

Редким видом нарушения считается, когда пациент не воспринимает временные рамки и движения (акинетопсия).

Зрительная объектная агнозия при поражениях головного мозга (обзор)

Г.В. Тихомиров, И.О. Константинова, М.М. Циркова, Н.А. Буланов, В.Н. Григорьева

Ключевые слова: зрительная агнозия; теория двух потоков зрительной информации; стриарная и экстрастриарная кора; объектная агнозия; метод картирования очага поражения.

Нарушения зрительного гнозиса служат одной из возможных причин ограничений жизнедеятельности у больных с поражением головного мозга, однако их распространенность и клиническая значимость в неврологической клинике недооценены. В обзоре дается представление о зрительных объектных агнозиях как проявлении патологии головного мозга.

Изложены современные взгляды на нейроанатомические и нейрофизиологические основы зрительного объектного гнозиса. Описаны клинические варианты зрительных объектных агнозий, их морфологические субстраты, особенности нейропсихологической диагностики и основные подходы к реабилитации больных.

Представлены уникальные возможности компьютерных технологий для реализации принципов физических измерений, цифрового картирования и контролируемой оптимизации в диагностико-реабилитационном процессе и, в частности, при зрительной объектной агнозии.

Подчеркнута необходимость разработки стандартизированных валидных методик диагностики зрительных объектных агнозий для совершенствования путей их коррекции в неврологической практике.

Введение

Зрительный гнозис (узнавание, распознавание) — способность узнать увиденный объект, т.е. понять смысл ранее уже знакомого визуального стимула при восприятии его в целом или отдельных частей [1, 2]. Соответственно, под зрительной агнозией понимается неспособность человека распознать объект или часть объекта при помощи одного только зрения при сохранности у него элементарных зрительных функций (остроты зрения и полей зрения, чувствительности к пространственному контрасту, цветового зрения), речи, памяти и способности узнать предметы по звуковым или тактильным характеристикам [2–6].

Зрительная агнозия — мономодальное расстройство, поэтому клинические случаи, в которых пациенты наряду с нарушением зрительного гнозиса имеют признаки расстройства гностических функций других модальностей, по мнению ряда специалистов, не следует расценивать как случаи собственно зрительной агнозии [3]. Зрительные агнозии могут наблюдаться в клинике многих заболеваний и травм головного мозга, однако они до сих пор остаются одними из наименее изученных расстройств в неврологии [7]. Между тем актуальность своевременной диагностики нарушений зрительного гнозиса определяется их негативным влиянием на качество жизни больных и необходимостью ранней коррекции [8].

В настоящее время большинство авторов выделяют такие типы зрительной агнозии, как зрительная агнозия объектов и форм, лицевая агнозия, топографагнозия, агнозия букв [2, 8]. Наименее изученной остается зрительная агнозия объектов и форм (объектная агнозия), под которой понимают неспособность визуально распознавать сложные объекты или рисунки и дифференцировать классы стимулов, несмотря на интактность базовых зрительных функций [9]. Пациенты с объектной зрительной агнозией не узнают ранее знакомые предметы и не способны научиться опознавать новые объекты по одному только внешнему виду [10]. Кроме того, у таких больных снижен контроль за правильностью распознавания предмета [2]. Объектной зрительной агнозии может сопутствовать нарушение узнавания знакомых лиц (прозопагнозия), реже — букв и слов («чистая» алексия без аграфии) [3, 11].

Классификация зрительной объектной агнозии

Объектная агнозия разделяется на апперцептивную и ассоциативную формы [5, 10, 12, 13]. Апперцептивная объектная агнозия проявляется невозможностью скопировать предмет, а также найти сходство/различие между объектами [13–15], в то время как ассоциативная агнозия объектов характеризуется нарушением идентификации последних из-за утраты знаний об их значении: пациент способен нарисовать предмет, описать его части и найти сходство между разными предметами, однако не способен узнать объект, который только что предъявлялся и был зарисован [14, 15].

Апперцептивная зрительная агнозия. Подраз­деляется на агнозию формы, трансформационную агнозию и интегративную агнозию [5, 16, 17].

При апперцептивной агнозии формы пациенты не могут распознать простые геометрические формы и, следовательно, такие элементарные свойства предметов, как кривизна и объем. Они допускают ошибки в тестах на распознавание и сравнение объектов, а также не способны нарисовать или скопировать увиденный предмет [3]. Узнаванию помогает обведение контура предмета руками и его ощупывание, посредством чего зрительное восприятие переводится в кинестетическое [10, 12]. Ряд авторов полагают, что указанное расстройство не является чисто агностическим и его правильнее обозначать как «псевдоагнозия» [12].

Больной с апперцептивной интегративной зрительной агнозией не способен сложить детали объекта в единое целое и поэтому не может узнать предмет и отличить правильные и некорректные изображения реальных объектов, хотя может воспринимать их отдельные элементы и копировать изображения по частям [10, 12, 16, 18].

Апперцептивная трансформационная агнозия — невозможность распознавания трехмерных объектов в случаях, когда пациент смотрит на них с непривычных точек зрения и должен осуществить их «ментальный поворот» [10, 12, 19]. Некоторые авторы относят такой дефицит к пространственной агнозии. Другие исследователи полагают, что термин «пространственная агнозия» в данном контексте может породить путаницу, поскольку создает у специалиста впечатление, что в основе трансформационной агнозии лежат ошибки пространственной обработки информации, а не нарушения возможности воспринимать один и тот же предмет под разными углами зрения [12].

Ассоциативная агнозия объектов. Характе­ри­зуется тем, что пациент не способен идентифицировать объект и определить его семантическую категорию, хотя может анализировать структуру объекта [18]. Некоторые авторы ставят под сомнение возможность признания этого расстройства собственно агнозией, так как его механизмы тесно связаны с селективным нарушением зрительной памяти. Полагают, что у больных с ассоциативной предметной агнозией страдает не только ранее полученное знание об объектах, но и возможности приобретения нового визуального опыта [10, 15]. J.J. Barton [10] предложил выделять два варианта ассоциативной формы зрительной агнозии в зависимости от того, нарушается ли у больного доступ к сохраненным следам зрительного образа объекта (семантическая агнозия доступа) или же утрачивается сама зрительная репрезентация объекта в памяти (полная семантическая агнозия).

Наряду с двумя описанными формами ассоциативных зрительных объектных агнозий обсуждается существование категориально-специфичных агнозий — патологических состояний, при которых пациенты не способны узнать стимулы, относящиеся к конкретным специфическим категориям, в частности — к группе живых или неживых объектов [10].

Нейрофизиологические и морфологические основы зрительного объектного гнозиса

Объяснения природы зрительных агнозий в большинстве случаев основаны на представлениях о нормальных процессах формирования зрительных образов, которые условно разделяют на три уровня [4]. На первом (низшем) из них происходит обработка зрительного стимула и анализ информации о простейших физических свойствах объекта. Анатомической основой этих процессов служат структуры глаза, соответствующие проводящие пути, зрительные подкорковые центры и первичная (стриарная) зрительная кора. Второй (средний) уровень включает синтез зрительной информации о свойствах объекта, который осуществляется с участием экстрастриарной коры и на психологическом уровне соотносится с формированием образов [20–22]. На третьем (высшем) уровне происходит синтез полимодальной информации, необходимый для наделения образа объекта определенным смыслом; нейрофизиологической основой такого синтеза служит активность мультимодальных ассоциативных областей коры [4].

Для понимания природы предметного гнозиса важное значение имеет гипотеза Лесли Унгерлейдер и Мортимера Мишкина о двух потоках экстрастриарной зрительной импульсации, один из которых следует из первичной зрительной коры в теменную кору и связан с обработкой информации о положении и направлении движения объекта (путь «где?»), а второй идет в височную кору и имеет отношение к распознаванию и категоризации образов (путь «что»?). Позднее было высказано предположение, что указанные потоки имеют несколько иные функциональные различия: с участием вентрального пути обрабатывается информация, необходимая для восприятия стимулов и осознания окружающего мира (зрение для узнавания), а с участием дорсального пути — информация, важная для контроля и программирования действий (зрение для действия) [5, 22–26]. Вентральный путь задействует медиальные затылочно-височные структуры, а дорсальный — латеральные затылочно-теменные структуры [12, 25].

В настоящее время представления об изолированности потоков зрительной информации в экстрастриарной коре стали оспариваться, поскольку появились свидетельства того, что как узнавание объектов, так и действия с ними могут нарушаться вне зависимости от локализации поражения в структурах вентрального или дорсального пути [5, 27, 28]. В этой связи предложена модифицированная модель вышеописанной теории двух потоков, согласно которой параллельное и иерархическое кодирование информации об объекте в дорсальной и вентральной системах может постоянно модифицироваться в рамках взаимодействия двух потоков перед конвергенцией в префронтальной коре [14, 22, 28, 29].

Для верификации морфологических субстратов нарушений зрительного предметного гнозиса проводится сопоставление клинических данных и результатов нейровизуализационных исследований. Все большее распространение получает метод картирования очага (lesion-mapping), заключающийся в статистическом анализе зависимости клинической картины (в частности, проявлений зрительных агнозий) от локализации очагов по данным нейровизуализации [30].

Анатомическими зонами, критически значимыми для зрительного объектного гнозиса (объект-чувствительными), считаются латеральный затылочный комплекс, задние отделы височной коры, парагиппокампальная зона места и фузиформная область распознавания лиц [14]. Латеральный затылочный комплекс — это область на боковой поверхности затылочной доли [14]. Она активируется при предъявлении объекта с различных точек зрения, но не при изменении размера или локализации последнего [18]. Задние отделы височной коры составляют нейрофизиологическую основу связывания образа предмета с его семантическим значением, а парагиппокампальная зона «места» максимально активируется в ответ на зрительные стимулы в виде зданий и топографических ориентиров [14, 31]. Что касается фузиформной извилины, то эта зона активируется прежде всего в ответ на лица, а не предметы [14].

Зрительная объектная агнозия описана при отравлении монооксидом углерода, инсультах, синдроме задней обратимой лейкоэнцефалопатии, множественных метастазах в головной мозг, герпетическом энцефалите, задней кортикальной атрофии, болезни Крейтцфельдта–Якоба [2, 9, 12]. При локальных поражениях головного мозга объектная агнозия чаще отмечается в случаях двусторонних височно-затылочных очагов, хотя возможна и при изолированном поражении левого или правого полушария [2, 3, 12, 32].

Диагностика зрительной объектной агнозии

Сложность диагностики зрительной объектной агнозии определяется тем, что при поражениях головного мозга она нередко сочетается с другими выраженными нейропсихологическими и неврологическими расстройствами, маскирующими нарушение гнозиса [5, 33]. Другая проблема заключается в недостатке стандартизированных методик выявления нарушений гнозиса [12, 34]. В то же время своевременное клиническое выявление предметной агнозии имеет большое значение, поскольку она может быть ранним признаком таких нейродегенеративных заболеваний, в отношении которых нейровизуализационные методы диагностики обладают низкой чувствительностью [33]. Точное определение характера агнозии позволяет разработать индивидуальную стратегию реабилитации пациента, улучшающую прогноз его восстановления [12].

Начальный этап обследования пациента с подозрением на зрительную агнозию включает клинический осмотр с оценкой элементарных зрительных функций и восприятия простых визуальных стимулов. При их сохранности переходят к проверке способности распознавать предметы [3, 16]. Для этого пациенту показывают известные объекты, просят назвать их, а также описать их свойства. Последнее необходимо для дифференциальной диагностики агнозии с аномией: пациент с аномией не может назвать предмет, но правильно описывает его назначение [2, 3]. Широко применяются задания на узнавание перечеркнутых изображений и наложенных друг на друга фигур [1, 16].

У больных с апперцептивной зрительной агнозией объектов узнавание пересекающихся изображений резко ухудшено по сравнению с раздельно представленными изображениями [16]. Используются задания на различение изображений реальных и бессмысленных (созданных путем добавления или замены деталей) предметов, представляющие наибольшие трудности для больных со зрительной предметной апперцептивной интегративной агнозией [16]. Для диагностики зрительной предметной апперцептивной агнозии формы (сопровождающейся нарушением копирования) также предъявляются задания на срисовывание геометрических фигур и букв [12]. В диагностике зрительной объектной апперцептивной трансформационной агнозии применяются задачи на узнавание объектов, которые демонстрируются под необычными углами зрения и требуют для своего узнавания мысленных поворотов в пространстве [12, 19]. Зрительная объектная ассоциативная агнозия выявляется с помощью заданий на распознавание объектов из различных смысловых категорий и определение их видовых признаков [12, 16].

В настоящее время для выявления зрительной предметной агнозии стандартизированных тестов мало, что снижает надежность диагностики предметной агнозии [35].

Компьютерные технологии для диагностики и цифрового отображения объектной агнозии

Традиционные методы диагностики и реабилитации когнитивных функций адаптированы к когнитивно-аффективным ресурсам человека-эксперта. Достоинством этих методов является активный эмоционально-мотивационный компонент, обеспечивающий вовлечение человека в диагностико-реабилитационные процедуры (тренировки). Однако отмечается и ряд важных недостатков: ограниченное пространство признаков для описания структуры индивидуальной когнитивной системы; низкая точность детектирования; существенные искажения оценок, связанные с когнитивно-аффективным статусом эксперта. В рамках принятых клинических стратегий отсутствует возможность для объективного цифрового картирования и контролируемой оптимизации когнитивных функций.

Благодаря развитию компьютерных технологий, технологий виртуальной реальности и программного инструментария открылись уникальные возможности для объективизации диагностики и повышения эффективности коррекции когнитивных функций [36]. Созданы технологические предпосылки для реализации в отношении когнитивной системы человека базового принципа физических измерений: сравнение подобного с подобным, объекта с эталоном. В качестве эталонов для измерения свойств субъективного когнитивного пространства можно рассматривать информационные объекты и событийные контексты виртуальной компьютерной среды. В таком случае процедура измерения может быть сведена к формализованным оценкам ошибок распознавания, управления или воспроизведения виртуальных эталонов. Результатом измерений становятся цифровые когнитивные карты, дающие объективное отображение когнитивной системы конкретного человека в широком диапазоне параметров когнитивного процесса [37–39].

Существующие в настоящее время локальные и интернет-ориентированные программные ин­стру­менты для когнитивной диагностики и реабилитации (Lumosity.com, Cognifit.com, Wikium.ru, platform.apway.ru и др.) успешно обеспечивают измерение и тренировки восприятия, памяти, внимания, быстродействия, гибкости по отношению к визуальным объектам в разнообразных событийных контекстах [40–43].

Тестирование проводится по отношению к визуальным объектам разной семантики (предметные изображения, геометрические фигуры, буквы, слова, лица с разнообразной эмоциональной экспрессией) в ограниченном наборе событийных контекстов. Событийные контексты обеспечивают выполнение заданий по узнаванию, поиску и сравнению визуальных образов [44–51]. Измеряются разные типы ошибок распознавания, время реакции, психофизические пороги обнаружения и различения. В качестве базовых моделей для реализации тестов использованы методика Вундта (рис. 1, а), тест Струпа (рис. 1, б), тест «Фигуры Гот­тшальдта» (рис. 1, в) в разных модификациях.

Рис. 1. Примеры интернет-реализации базовых тестовых моделей (https://wikium.ru/science/techniques):
а — методика Вундта; б — тест Струпа; в — тест «Фигуры Готтшальдта»

В большинстве компьютерных диагностико-реабилитационных тренажеров тесты реализованы в форме увлекательных компьютерных игр. Обязательным элементом является обратная связь с цифровой оценкой тренируемых функций и отображением истории тренировок в форме временнóй диаграммы оценок. Игровой и спортивный азарт мотивирует к продолжительным занятиям на когнитивных тренажерах. Однако каждая игра актуализирует множество когнитивных процессов, затрудняя дифференциальную диагностику и коррекцию поврежденного когнитивного модуля.

Альтернативой когнитивным тренажерам, представленным в открытом интернет-пространстве, может служить экспертная система, расположенная на Web-платформе ApWay (platform.apway.ru), которая была разработана в Приволжском исследовательском медицинском университете (Н. Новгород). Она обеспечивает возможность для цифрового картирования когнитивных функций в широком пространстве признаков и предоставляет удобный интерфейс для конструирования оригинальных пользовательских тестов [52]. К настоящему времени на платформе размещено 350 сценариев, позволяющих проводить измерения отдельных когнитивных модулей в трех целевых контекстах: сенсомоторная активность по широкому набору визуальных признаков и объектов; поиск объекта; ассоциации разномодальных информационных образов.

В среде ApWay, на базе оригинальной модели теста «компьютерная кампиметрия» [53], создана уникальная инфраструктура для реализации тестирования функции выделения визуальных объектов из фона (рис. 2).

Рис. 2. Варианты семантики и локализации визуальных объектов на Web-платформе ApWay.ru

В сценариях тестов, построенных по этой модели, могут использоваться визуальные объекты с различной семантикой (предметные изображения, геометрические фигуры, буквы, слова), локализованные в разных зонах экрана. Перед пользователем ставится задача проявить фигуру на цветовом фоне, указать на пиктограмму этой фигуры, спрятать фигуру (рис. 3).

Рис. 3. Образцы объектных изображений в методе компьютерной кампиметрии

Одна и та же последовательность событий для разных оттенков фона позволяет построить психофизическую функцию цветоразличения (рис. 4), которая является цифровой картой субъективного цветового пространства и отображает особенности цветоразличения конкретного человека. Открывается возможность для инструментальной диагностики зрительной объектной агнозии независимо от речевых и мнестических функций.

Рис. 4. Пример диаграммы функции цветоразличения по итогам прохождения компьютерной кампиметрии

Каждый тест на когнитивной платформе ApWay может быть оптимизирован для актуализации отдельных когнитивных модулей и обеспечивать как построение персональных цифровых когнитивных карт, так и формирование на их основе индивидуальных программ когнитивных тренировок. Существенным недостатком этой технологии является отсутствие удобного пользовательского интерфейса для обратной связи и дистанционного мониторинга процесса реабилитации.

Интернет-платформы, предоставляющие когнитивные тренажеры, успешно опробованы для диагностики и реабилитации пациентов с деменцией, для постинсультной реабилитации [54], а также для улучшения когнитивных функций у онкологических больных после прохождения химиотерапии [55].

Таким образом, созданы технологические предпосылки для объективизации когнитивной диагностики и реабилитации. Разрабатываются шаблонные цифровые карты по базовым признакам информационных объектов (пространственные, временные, количественные, качественные) и базовым когнитивным процессам (выделение признаков, идентификация и классификация объектов, селективное внимание, принятие решений) для основных нейропсихологических нарушений, в том числе для зрительной объектной агнозии. Уникальные возможности по персонализированной цифровизации когнитивной системы пока слабо реализованы. Однако следует признать, что происходит активное движение в этом направлении.

Реабилитация пациентов со зрительной объектной агнозией

Спонтанное восстановление при зрительной объектной агнозии отмечается редко, что повышает важность проведения специальных занятий с больными [2, 8]. Между тем методикам восстановления или компенсации зрительного гнозиса уделяется очень мало внимания, существенно меньше, например, чем вопросам коррекции зрительного неглекта [7]. Так, J. Heutink и соавт. в 2021 г. обнаружили в научных публикациях всего семь работ, посвященных реабилитации пациентов со зрительной объектной агнозией [8]. Исследования в этой области основаны лишь на отдельных клинических наблюдениях, свидетельствующих о том, что индивидуальные занятия с больными со зрительной агнозией могут улучшить их способность узнавания объектов и привести к некоторой генерализации положительного эффекта [56].

Humphreys [16] на основании результатов 26-летнего наблюдения за больным со зрительной объектной апперцептивной интегративной агнозией пришел к выводу, что расстройства зрительного гнозиса со временем могут частично компенсироваться за счет вовлечения в распознавание сохраненных структур дорсального пути. Больных рекомендуется целенаправленно обучать использованию компенсаторных приемов, таких как осознанное применение контекстуальных, тактильных и слуховых подсказок и словесное описание предметов [2, 8].

Новые принципы формализованного описания индивидуальных когнитивных систем могут привести к пересмотру классификации когнитивных нарушений и созданию принципиально новых моделей когнитивной диагностики и реабилитации [57].

Заключение

Нарушения зрительного предметного гнозиса могут существенно ограничивать жизнедеятельность больных с поражениями головного мозга, однако на практике они часто недооцениваются врачами. Необходима разработка стандартизированных методик диагностики зрительных объектных агнозий и совершенствование подходов к реабилитации больных с этим расстройством.

Финансирование исследования и конфликт интересов. Исследование не финансировалось какими-либо источниками, и конфликты интересов, связанные с данным исследованием, отсутствуют.

  1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М: Изда­тельский ; 2013.
  2. Zihl J. Rehabilitation of visual disorders after brain injury. Psychology Press; 2010, https://doi.org/10.4324/9780203843253.
  3. Cooper S.A. Higher visual function: hats, wives and disconnections. Pract Neurol 2012; 12(6): 349–357, https://doi.org/10.1136/practneurol-2011-000153.
  4. Fundamental neuroscience. Squire L., Berg D., Bloom F.E., du Lac S., Ghosh A., Spitzer N.C. (editors). Elsevier; 2012.
  5. Haque S., Vaphiades M.S., Lueck C.J. The visual agnosias and related disorders. J Neuroophthalmol 2018; 38(3): 379–392, https://doi.org/10.1097/wno.0000000000000556.
  6. Martinaud O. Visual agnosia and focal brain injury. Rev Neurol (Paris) 2017; 173(7–8): 451–460, https://doi.org/10.1016/j.neurol.2017.07.009.
  7. Hanna K.L., Rowe F. Clinical versus evidence-based rehabilitation options for post-stroke visual impairment. Neuroophthalmology 2017; 41(6): 297–305, https://doi.org/10.1080/01658107.2017.1337159.
  8. Heutink J., Indorf D.L., Cordes C. The neuropsychological rehabilitation of visual agnosia and Balint’s syndrome. Neuropsychol Rehabil 2018; 1–20, https://doi.org/10.1080/09602011.2017.1422272.
  9. Barton J.J.S. Objects and faces, faces and objects…. Cogn Neuropsychol 2018; 35(1–2): 90–93, https://doi.org/10.1080/02643294.2017.1414693.
  10. Barton J.J. Disorders of higher visual processing. Handb Clin Neurol 2011; 102: 223–261, https://doi.org/10.1016/b978-0-444-52903-9.00015-7.
  11. Cavina-Pratesi C., Large M.E., Milner A.D. Visual processing of words in a patient with visual form agnosia: a behavioural and fMRI study. Cortex 2015; 64: 29–46, https://doi.org/10.1016/j.cortex.2014.09.017.
  12. Unzueta-Arce J., García-García R., Ladera-Fernández V., Perea-Bartolomé M.V., Mora-Simón S., Cacho-Gutiérrez J. Visual form-processing deficits: a global clinical classification. Neurologia 2014; 29(8): 482–489, https://doi.org/10.1016/j.nrleng.2012.03.023.
  13. Chechlacz M., Novick A., Rotshtein P., Bickerton W.L., Humphreys G.W., Demeyere N. The neural substrates of drawing: a voxel-based morphometry analysis of constructional, hierarchical, and spatial representation deficits. J Cogn Neurosci 2014; 26(12): 2701–2015, https://doi.org/10.1162/jocn_a_00664.
  14. Baars B.J., Gage N.M. Fundamentals of cognitive neuroscience: a beginner’s guide. Elsevier; 2013.
  15. Kolb B., Whishaw I.Q. Fundamentals of human neuropsychology. New York: Worth; 2015.
  16. Humphreys G. A reader in visual agnosia. Routledge; 2021, https://doi.org/10.4324/9781315668444.
  17. Strappini F., Pelli D.G., Di Pace E., Martelli M. Agnosic vision is like peripheral vision, which is limited by crowding. Cortex 2017; 89: 135–155, https://doi.org/10.1016/j.cortex.2017.01.012.
  18. Ptak R., Lazeyras F., Di Pietro M., Schnider A., Simon S.R. Visual object agnosia is associated with a breakdown of object-selective responses in the lateral occipital cortex. Neuropsychologia 2014; 60: 10–20, https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2014.05.009.
  19. Searle J.A., Hamm J.P. Mental rotation: an examination of assumptions. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci 2017; 8(6), https://doi.org/10.1002/wcs.1443.
  20. Angelucci A., Roe A.W., Sereno M.I. Controversial issues in visual cortex mapping: extrastriate cortex between areas V2 and MT in human and nonhuman primates. Vis Neurosci 2015; 32: E025, https://doi.org/10.1017/s0952523815000292.
  21. Kujovic M., Zilles K., Malikovic A., Schleicher A., Mohlberg H., Rottschy C., Eickhoff S.B., Amunts K. Cytoarchitectonic mapping of the human dorsal extrastriate cortex. Brain Struct Funct 2013; 218(1): 157–172, https://doi.org/10.1007/s00429-012-0390-9.
  22. Goodale M.A., Milner A.D. Two visual pathways — where have they taken us and where will they lead in future? Cortex 2018; 98: 283–292, https://doi.org/10.1016/j.cortex.2017.12.002.
  23. Merabet L.B., Mayer D.L., Bauer C.M., Wright D., Kran B.S. Disentangling how the brain is “wired” in cortical (cerebral) visual impairment. Semin Pediatr Neurol 2017; 24(2): 83–91, https://doi.org/10.1016/j.spen.2017.04.005.
  24. Goodale M.A. Separate visual systems for perception and action: a framework for understanding cortical visual impairment. Dev Med Child Neurol 2013; 55(Suppl 4): 9–12, https://doi.org/10.1111/dmcn.12299.
  25. Goodale M.A. How (and why) the visual control of action differs from visual perception. Proc Biol Sci 2014; 281(1785): 20140337, https://doi.org/10.1098/rspb.2014.0337.
  26. Foley R.T., Whitwell R.L., Goodale M.A. The two-visual-systems hypothesis and the perspectival features of visual experience. Conscious Cogn 2015; 35: 225–233, https://doi.org/10.1016/j.concog.2015.03.005.
  27. Rossetti Y., Pisella L., McIntosh R.D. Rise and fall of the two visual systems theory. Ann Phys Rehabil Med 2017; 60(3): 130–140, https://doi.org/10.1016/j.rehab.2017.02.002.
  28. Meichtry J.R., Cazzoli D., Chaves S., von Arx S., Pflugshaupt T., Kalla R., Bassetti C.L., Gutbrod K., Müri R.M. Pure optic ataxia and visual hemiagnosia — extending the dual visual hypothesis. J Neuropsychol 2018; 12(2): 271–290, https://doi.org/10.1111/jnp.12119.
  29. Takahashi E., Ohki K., Kim D.S. Dissociation and convergence of the dorsal and ventral visual working memory streams in the human prefrontal cortex. Neuroimage 2013; 65: 488–498, https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2012.10.002.
  30. Martinaud O., Pouliquen D., Gérardin E., Loubeyre M., Hirsbein D., Hannequin D., Cohen L. Visual agnosia and posterior cerebral artery infarcts: an anatomical-clinical study. PLoS One 2012; 7(1): e30433, https://doi.org/10.1371/journal.pone.0030433.
  31. Ishii K., Koide R., Mamada N., Tamaoka A. Topographical disorientation in a patient with right parahippocampal infarction. Neurol Sci 2017; 38(7): 1329–1332, https://doi.org/10.1007/s10072-017-2925-6.
  32. Rennig J., Cornelsen S., Wilhelm H., Himmelbach M., Karnath H.O. Preserved expert object recognition in a case of visual hemiagnosia. J Cogn Neurosci 2018; 30(2): 131–143, https://doi.org/10.1162/jocn_a_01193.
  33. Cooper S.A., O’Sullivan M. Here, there and everywhere: higher visual function and the dorsal visual stream. Pract Neurol 2016; 16(3): 176–183, https://doi.org/10.1136/practneurol-2015-001168.
  34. De Vries S.M., Heutink J., Melis-Dankers B.J.M., Vrijling A.C.L., Cornelissen F.W., Tucha O. Screening of visual perceptual disorders following acquired brain injury: a Delphi study. Appl Neuropsychol Adult 2018; 25(3): 197–209, https://doi.org/10.1080/23279095.2016.1275636.
  35. Chiu E.-C., Wu W.-C., Chou C.-X., Yu M.-Y., Hung J.-W. Test-retest reliability and minimal detectable change of the test of visual perceptual skills-third edition in patients with stroke. Arch Phys Med Rehabil 2016; 97(11): 1917–1923, https://doi.org/10.1016/j.apmr.2016.04.023.
  36. Величковский Б.М., Соловьев В.Д. Компьютеры, мозг, познание: успехи когнитивных наук. М: Наука; 2008. 293 с.
  37. Morrison G.E., Simone C.M., Ng N.F., Hardy J.L. Reliability and validity of the NeuroCognitive Performance Test, a web-based neuropsychological assessment. Front Psychol 2015; 6: 1652, https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.01652.
  38. Hardy J.L., Nelson R.A., Thomason M.E., Sternberg D.A., Katovich K., Farzin F., Scanlon M. Enhancing cognitive abilities with comprehensive training: a large, online, randomized, active-controlled trial. PLoS One 2015; 10(9): e0134467, https://doi.org/10.1371/journal.pone.0134467.
  39. Jiang T. Brainnetome: a new-ome to understand the brain and its disorders. Neuroimage 2013, 80: 263–272, https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2013.04.002.
  40. Feenstra H.E.M., Murre J.M.J., Vermeulen I.E., Kieffer J.M., Schagen S.B. Reliability and validity of a self-administered tool for online neuropsychological testing: the Amsterdam Cognition Scan. J Clin Exp Neuropsychol 2021 40(4): 253–273, https://doi.org/10.1080/13803395.2017.1339017.
  41. Fliessbach K., Hoppe C., Schlegel U., Elger C.E., Helmstaedter C. NeuroCogFX — a computer-based neuropsychological assessment battery for the follow-up examination of neurological patients. Fortschr Neurol Psychiatr 2006; 74(11): 643–650, https://doi.org/10.1055/s-2006-932162.
  42. Guimarães B., Ribeiro J., Cruz B., Ferreira A., Alves H., Cruz-Correia R., Madeira M.D., Ferreira M.A. Performance equivalency between computer-based and traditional pen-and-paper assessment: a case study in clinical anatomy. Anat Sci Educ 2018; 11(2): 124–136, https://doi.org/10.1002/ase.1720.
  43. Segalowitz S.J., Mahaney P., Santesso D.L., MacGregor L., Dywan J., Willer B. Retest reliability in adolescents of a computerized neuropsychological battery used to assess recovery from concussion. NeuroRehabilitation 2007; 22(3): 243–251.
  44. Tsotsos L.E., Roggeveen A.B., Sekuler A.B., Vrkljan B.H., Bennett P.J. The effects of practice in a useful field of view task on driving performance. Journal of Vision 2010; 10(7): 152–152, https://doi.org/10.1167/10.7.152.
  45. Crabb D.P., Fitzke F.W., Hitchings R.A., Viswanathan A.C. A practical approach to measuring the visual field component of fitness to drive. Br J Ophthalmol 2004; 88(9): 1191–1196, https://doi.org/10.1136/bjo.2003.035949.
  46. Edwards J.D., Vance D.E., Wadley V.G., Cissell G.M., Roenker D.L., Ball K.K. Reliability and validity of useful field of view test scores as administered by personal computer. J Clin Exp Neuropsychol 2005; 27(5): 529–543, https://doi.org/10.1080/13803390490515432.
  47. Tombaugh T.N. TOMM, Test of Memory Malingering. North Tonawanda, NY: Multi-Health Systems; 1996.
  48. Korkman M., Kirk U., Kemp S. NEPSY. A developmental neuropsychological assessment. San Antonio, TX: The Psychological Corporation; 1998.
  49. Hooper H.E. Hooper Visual Organization Test (VOT) manual. Los Angeles, CA: Western Psychological Services; 1983.
  50. Conners C.K. Conners’ Rating Scale manual. North Tonawanda, NY: Multi-Health Systems; 1989.
  51. Greenberg L.M., Kindschi C.L., Corman C.L. TOVA test of variables of attention: clinical guide. St. Paul, MN: TOVA Research Foundation; 1996.
  52. Полевая С.А., Мансурова (Ячмонина) Ю.О., Ве­тю­гов В.В., Федотчев А.И., Парин С.Б. Особенности ког­ни­тивных функций и их вегетативного обеспечения при нарушениях эндогенной опиоидной системы. В кн.: ХХ Международная научно-техническая конференция «Нейро­информатика–2018». М: НИЯУ МИФИ; 2018; 2: 162–170.
  53. Полевая С.А., Парин С.Б., Стромкова Е.Г. Психо­физическое картирование функциональных состояний человека. В кн.: Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. Под ред. Барабанщикова В.А. М: Изд-во «Институт психологии РАН»; 2010; c. 534–538.
  54. Shatil E., Mikulecká J., Bellotti F., Bureš V. Novel television-based cognitive training improves working memory and executive function. PLoS One 2014; 9(7): e101472, https://doi.org/10.1371/journal.pone.0101472.
  55. Bray V.J., Dhillon H.M., Bell M.L., Kabourakis M., Fiero M.H., Yip D., Boyle F., Price M.A., Vardy J.L. Evaluation of a web-based cognitive rehabilitation program in cancer survivors reporting cognitive symptoms after chemotherapy. J Clin Oncol 2017; 35(2): 217–225, https://doi.org/10.1200/jco.2016.67.8201.
  56. Behrmann M., Peterson M.A., Moscovitch M., Suzuki S. Independent representation of parts and the relations between them: evidence from integrative agnosia. J Exp Psychol Hum Percept Perform 2006; 32(5): 1169–1184, https://doi.org/10.1037/0096-1523.32.5.1169.
  57. Полевая С.А., Рунова Е.В., Некрасова М.М., Федо­това И.В., Бахчина А.В., Ковальчук А.В., Шишалов И.С., Парин С.Б. Телеметрические и информационные техно­логии в диагностике функционального состояния спорт­сменов. Современные технологии в медицине 2012; 4(4): 94–98.

Причины и симптомы

Согласно статистическим данным, агнозия – достаточно редкое заболевание. Основные причины – травмы головы, инсульт, опухоли головного мозга. Разновидность патологии зависит от зоны поражения коры головного мозга: при поражениях заднего теменного и переднего затылочного отдела коры головного мозга развивается зрительная агнозия, височной доли левого полушария – слуховая, теменно-затылочной доли – пространственная.

Зрительная агнозия представляет собой нарушение опознавания предметов при совершенно нормальном зрении. Выделяют следующие ее разновидности:

  • Симультанная – расстройство способности восприятия группы изображений, ограничение восприятия одним объектом.
  • Цветовая – нарушение способности различать цвета, хотя цветовое зрение при этом не нарушено, не нужно путать эту патологию с дальтонизмом.
  • Буквенная – расстройство распознавания букв. Речь при этом практически не страдает, но человек не различает букв и не способен читать и писать. Возникает при поражении доминантного полушария затылочного отдела коры головного мозга.
  • Лицевая – утрата способности различать лица знакомых людей, в тяжелых случаях человек не способен узнавать самого себя, глядя в зеркало. Возникает при поражениях нижне-затылочной области правого полушария.

Сущность тактильной агнозии заключается в нарушении распознавания предметов на ощупь. Бывает следующих видов:

  • Предметная – нарушение способности определить на ощупь форму предмета, его размеры и материал, из которого сделан предмет, хотя человек зрительно может описать предмет.
  • Пальцевая – нарушение, вследствие которого человек с закрытыми глазами не способен самостоятельно определить, к какому пальцу прикасается врач (или любой другой человек).
  • Соматоагнозия – расстройство распознавания частей тела, их расположения. Возникает при поражении различных отделов правого полушария.

Слуховая агнозия представляет собой нарушение восприятия звуков и речи, иногда полная потеря способности различать посторонний шум от полезной звуковой информации. Нередко сопровождается неспособностью писать текст под диктовку или читать вслух. Бывает следующих видов:

  • Простая слуховая агнозия – утрата способности распознавания самых простых звуков, например, скрипа, стука, шелеста листьев, щелчка и др.
  • Слухоречевая – неспособность распознавания человеческой речи, которая воспринимается как набор незнакомых звуков или шум.
  • Тональная – пациент не улавливает эмоционального оттенка речи, тембра голоса, тона, хотя смысл услышанного воспринимает четко.

Пространственная агнозия характеризуется потерей способности ориентации на местности, пациент не отличает где право, где лево, путает стрелки на циферблате часов, путает буквы и цифры при чтении. В некоторых случаях пациент видит только часть пространственного образа, например, только левую половину дороги, другая часть дороги не распознается.

Общие сведения

Гнозис в переводе с греческого означает «познание». Является высшей нервной функцией, обеспечивающей узнавание предметов, явлений, собственного тела. Агнозия — комплексное понятие, включающее все нарушения гностической функции. Расстройства гнозиса зачастую сопровождают дегенеративные процессы ЦНС, наблюдаются при многих органических поражениях мозга, возникающих вследствие травм, инсультов, инфекционных и опухолевых заболеваний.

Классическая агнозия редко диагностируется у детей младшего возраста, поскольку высшая нервная деятельность у них находится в стадии развития, дифференцировка корковых центров не завершена. Нарушения гнозиса чаще возникают у детей старше 7 лет и у взрослых. Женщины и мужчины заболевают одинаково часто.

Агнозия

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]