Тренажер Гросса — необходимый элемент для реабилитации детей с ДЦП

Очень часто упражнения для улучшения состояния опорно-двигательного аппарата делаются в положении сидя или лежа. Такие позиции тела не позволяют полностью раскрыть функциональность детского организма. К сожалению, очень часто нагрузка не дается в вертикальном положении, что снижает эффективность таких тренировок в несколько раз. Ведь ребенок получает низкий уровень активности, а это плохо сказывается на состоянии всего организма. Именно поэтому и был разработан тренажер Гросса, позволяющий решить проблемы с нарушенной функциональностью опорно-двигательной системы у детей.

В чем особенность

Тренажер Гросса для детей с ДЦП – это отличная помощь для реабилитации растущего организма. Это современное и уникальное устройство, позволяющее передвигаться не только по всему пространству, но и вокруг своей оси, что тоже немаловажно. Тренажер построен таким образом, чтобы не сковывать движения верхних и нижних конечностей, а специальная страховка обладает максимальным уровнем безопасности и защищает от падений.

Тренажер Гросса дает возможность выполнять различные упражнения, которые при регулярном выполнении позволят максимально улучшить качество жизни детей с ДЦП. Методика использования тренажера проверена и эффективно применяется при нарушениях опорно-двигательного аппарат не только у детей, но и у взрослых.

Что касается детей с ДЦП, то проведение занятий при постепенном увеличении нагрузки может сформировать у них хорошие двигательные навыки. Появляется возможность не только удерживать положение тела в вертикальном состоянии, но также ходить и выполнять различные движения.

ЛФК на растяжку

Повысить гибкость также помогает комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП на растяжку. Он позволяет снизить уровень выраженности патологичного состояния спины и позвоночника, улучшает состояние пораженного спинного мозга, а также его нервных окончаний. Более того, подобного рода занятия ЛФК для детей с ДЦП позволяют укрепить мышцы конечностей, что, безусловно, влияет на более уверенные движения руками и ногами.

  • Ребенка нужно усадить в исходное положение на пол таким образом, чтобы ноги были выпрямлены, а туловище наряду с ними создавало прямой угол и было перпендикулярно полу. Выдыхая, малыш должен постараться нагнуться так, чтобы иметь возможность дотянуться пальцами рук до пальцев ног. При этом помощь инструктора ЛФК для детей с ДЦП в данном упражнении заключается в том, что он помогает опустить корпус еще ниже, производя плавные надавливания на спину так, чтобы лоб ребенка тоже коснулся ног.
  • Будучи в положении лежа на животе, ребенок вытягивает руки вдоль тела. Затем он разворачивает кисти рук к полу и делает на них упор. Постепенно упираясь на руки и поднимая грудную клетку над уровнем пола, малыш тренирует растяжку мышц бицепса, имитируя отжимания здорового человека. Взрослый должен следить за тем, чтобы ребенок не запрокидывал голову, и чтобы его дыхание было спокойным, ровным.
  • Следующее упражнение напоминает жим нижнего пресса с запрокидыванием ног в комплексе занятий здорового человека. Исходное положение – ребенок с церебральным параличом лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела. На счет «раз» он медленно и плавно поднимает прямые ноги над головой и заводит их вверх за голову, касаясь пальцами ног пола над своей макушкой и не сгибая их в коленях, на счет «два» возвращает их так же медленно в исходное положение. На протяжении всего упражнения взрослый контролирует процесс и следит за тем, чтобы руки от пола не отрывались.
  • Исходная позиция – сидя на полу с расставленными в стороны ногами. Первое движение – сгибание правой ноги так, чтобы ее пятка касалась внутренней бедренной части левой ноги, второе движение – приближение стопы левой ноги к коленному суставу правой ноги. После проведения этих манипуляций осуществляется движение правой руки к левому колену в обхват с поддержанием левой ноги, а движение левой руки перемещает ее на противоположную сторону талии за спину. Взрослый поворачивает голову ребенка в левую сторону и наклоняет ее так, чтобы подбородок касался левого плеча. При этом правое колено постоянно остается в положении прижатого к полу.

Такой комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП при регулярном его выполнении изо дня в день способствует значительному улучшению состояния маленького пациента. Особенно действенна такая лечебная гимнастика в том случае, когда осуществляется она на раннем этапе взросления ребенка. И чем раньше – тем лучше.

Зачем использовать тренажер Гросса

Данное устройство предназначено не только для детей с видимыми признаками ДЦП, но также и для малышей с проблемами в опорно-двигательной системе. С его помощью появилась отличная возможность решить несколько очень важных задач:

  • Хорошо развивается координация. С помощью обычных упражнений на коврике такое сделать очень сложно.
  • Расслабление мышц, если в этом есть необходимость, а другие методы являются труднодоступными.
  • Осуществляется отличная тренировка всего тела. В работу включаются мышцы и суставы. При этом проводится динамическая, статическая и пространственная нагрузка.

Тренажер Гросса помогает эффективно восстановить двигательные навыки после получения спинномозговых травм, инсульта, детского церебрального паралича и при различных проблемах опорно-двигательной системы.

Научная деятельность

В Центре проводится многолетняя научно-исследовательская работа по разработке новых реабилитационных технологий и реализации методических программ с приоритетным использованием физической культуры как формы двигательной деятельности для детей-инвалидов с различными двигательными нарушениями с учетом их индивидуальных особенностей, физического и функционального развития. Научные исследования проводятся в области функциональной диагностики, педагогики и биомеханики.

Целью исследования является:

обоснование необходимости непрерывной физической реабилитации ребенка – инвалида с раннего возраста;

разработка индивидуальных программ реабилитационных занятий и способов их коррекции для повышения эффективности процесса физической реабилитации;

апробация и внедрение новых методов диагностики двигательного и функционального состояния детей-инвалидов и совершенствование способов реабилитации;

апробация и внедрение новых тренажерных устройств в реабилитационный процесс детей-инвалидов с различными двигательными нарушениями;

определение особенности реакции (адаптации) организма детей-инвалидов к физическим нагрузкам;

разработка функциональных норм и тестов по оценке двигательных и функциональных возможностей детей – инвалидов.

Научная деятельность проводится в рамках научно-исследовательских работ Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научный центр физической культуры и спорта Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры» (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК) с 1996 года по настоящее время. С 2011 по 2015 год проводилась долгосрочная программа по теме: «Разработка эффективных методов развития статокинетической устойчивости и координации движений у детей с двигательными нарушениями». С 2021 года — «Изучение влияния физических упражнений, выполняемых с применением тренажерных устройств, на показатели опороспособности при развитии двигательных навыков детей-инвалидов».

Научные кадры. В настоящее время в Центре работают 14 инструкторов-методистов с высшим образованием, из которых 5 — кандидаты педагогических наук, 2 специалиста, сдавших кандидатские экзамены для написания диссертационных работ. За время существования Центра защищено 6 кандидатских диссертаций, из них — 4 — под руководством к.п.н., доцента — Гросс Н.А. Темы диссертационных работ отражают проблемы реабилитации детей — инвалидов.Основные результаты деятельности обсуждаются в коллективе сотрудников, докладываются на научно-методических конференциях, отражены в книгах, научных статьях, методических пособиях, написанных сотрудниками Центра.

Сотрудниками Центра опубликованы книги: 1. «Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» Под общей редакцией Н.А. Гросс. М. Советский спорт. 2000. 2. «Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» Под общей редакцией Н.А. Гросс. М. Советский спорт. 2005. Выпущено 6 Методических пособий для родителей детей-инвалидов и в помощь семьям, имеющим детей с особыми потребностями. Статьи, написанные сотрудниками Центра, публикуются в журналах:

«Вестник спортивной науки» — научно-теоретический журнал по проблемам науки о спорте (ВНИИФК, Министерство спорта РФ);

«Ученые записки» — научно-теоретический журнал Университета им. П.Ф.Лесгафта;

«Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения» — информационно – практический журнал;

«Курортные ведомости»;

других научно-популярных журналах, а также в Сборниках статей Всероссийских научно — практических конференций и Всероссийских конференций с международным участием.

Всего за двадцатилетний период существования Центра опубликовано более 90 научных и научно-популярных статей. Результаты научно-исследовательских работ докладываются на Всесоюзных и Международных научно — практических конференциях, из которых:

5 докладов сделаны на совещаниях правительственного уровня;

Возможности тренажера

Тренажер Гросса для детей обеспечивает возможность малышам выполнять любые телодвижения и при этом регулировать их нагрузку. Стоит отметить, что в работу включатся все мышцы тела. С помощью упражнений лежа на полу это сделать практически нереально.

Обратите внимание на тот факт, что для детей с ДЦП разработан не только тренажер, но и специальная методика, которая сделает занятия максимально эффективными. Специалисты рекомендуют записывать в ежедневнике все результаты, чтобы была возможность делать сравнительный анализ и корректировать уровень нагрузок при регулярных тренировках.

Начинать работу стоит только под присмотром специально обученных людей. И только после того как первые результаты будут достигнуты, можно начинать это делать самостоятельно. Система упражнений построена таким образом, чтобы у малыша с ДЦП пропадал страх перед существующими препятствиями и окружающим пространством.

Важные рекомендации

Тренажер Гросса, фото которого вы сможете увидеть в данной статье, будет очень эффективен при условии, что вы соблюдаете несколько важных правил:

  • Перед каждым занятием проверяйте устройство на исправность. Не должно быть видимых дефектов и неисправностей, иначе существует риск получения травм.
  • На начальных этапах не оставляйте ребенка без присмотра, старайтесь научить его выполнять все движения максимально правильно и постепенно сведите эту помощь к минимуму.
  • Тренажер Гросса собирается индивидуально под каждого клиента, учитывая все поставленные задачи.

Результаты после применения

В это трудно поверить, но при регулярных тренировках значительно улучшится функциональность всего организма. В большинстве случаев дети с диагнозом ДЦП научились самостоятельно передвигаться. Многие из них улучшили свои речевые навыки, что поспособствовало возможности пойти в общеобразовательные или специализированные школы. У большинства детей улучшилось психоэмоциональное состояние.

Эффективность доказанная практикой

На сегодняшний день можно отметить следующие показатели при использования тренажера детьми с ДЦП:

  • 20 % детей с диагнозом ДЦП приобрели способность самостоятельно передвигаться;
  • 30 % смогли пойти в общеобразовательные учебные заведения;
  • 40 % отправились в специализированные школы;
  • 50 % после занятий активизировали речевое и эмоциональное общение;
  • 70 % смогли улучшить психическое состояние;
  • 75 % благодаря занятиям снизили патологическую активность тонических рефлексов;
  • 85 % откорректировали и улучшили координацию движений;
  • 90 % активизировали возможность самостоятельного движения, признаки которого ранее отсутствовали.

Преимущества механизма перед другими

  • Возможность подкорректировать состояние опорно-двигательного аппарата после получения травм или ДЦП.
  • Возможность точно подобрать упражнения, нагрузку, а также саму структуру их выполнения.
  • В процессе тренировки примут участие практически все мышцы, чего не скажешь об использовании других устройств и упражнений.
  • Тренажер можно использовать при различных поражениях мышц, что даст возможность сформировать правильно функционирующую мышечную систему.

  • Очень важным преимуществом является возможность заниматься в вертикальном положении без посторонней помощи. И это не говорит о том, что данное устройство не позволяет выполнять упражнения горизонтально.
  • Любое движение будет страховаться с помощью страховочного пояса, поэтому тренажер является абсолютно безопасным.

Основные типы упражнений

Тренажер Гросса своими руками делать не рекомендуется. Лучше пользоваться устройством, сделанным под заказ. Освоить его не сложно. Важно учитывать правильность креплений, назначение и безопасность конструкции. Упражнения можно делать стоя, лежа, сидя на стуле или даже в воздухе. Начинать нужно с самых элементарных упражнений. Выполнять их нужно с помощью специально обученных специалистов. На начальных этапах их помощь крайне необходима. Со временем ребенок сможет выполнять такие движения самостоятельно.

Цель самых простых упражнений – дать ребенку понять, что во время тренировки он в безопасности, и его никто не бросит. Он научится сохранять правильное положение тела, улучшится его координация и речевые возможности.

Когда первый этап пройден, и у малыша отсутствуют отрицательные эмоции касательно данного тренажера, можно усложнить задачу и приступить к передвижению. Начинать стоит с разминки, активно-пассивных упражнений, продолжить можно прыжками и отталкиванием от поверхности двумя ногами. Чтобы научить ребенка отталкиваться, нужно проводить принудительное сгибание обеих ног с маленькой амплитудой движений. Проделывая такое упражнение в тренажере много раз, малыш выработает способность отталкиваться. Постепенно можно увеличивать нагрузку в зависимости от результатов. Со временем можно учиться делать шаги. Ребенок должен быть обязательно подстрахован от падений.

Такое устройство не является редкостью. Однако тренажер Гросса рекомендуется заказывать у производителя, а не брать с рук. Только качественно выполненное изделие, созданное специально для клиента, поможет правильно сформировать осанку и держать голову.

Главное, что должны иметь родители — это терпение и желание помочь своему ребенку. Не стоит рассчитывать на очень быстрые результаты. Специалисты рекомендуют фиксировать даже самые минимальные улучшения. Только таким образом можно правильно подобрать программу лечения и ускорить его. Не забудьте и об эмоциональной составляющей. У малыша будет получаться намного лучше, если он будет делать упражнения в хорошем настроении.

Велотренажеры

Особой эффективностью в коррекции дцп славятся велотренажеры. На них можно заниматься в спортзале или в специальном центре.

Многих интересует вопрос, можно ли дома заниматься на подобном тренажере ребенку дцп. Конечно можно, даже нужно.

Эти приспособления помогают довести до совершенства навыки ходьбы. На них видно, сколько времени занимается ребенок, его пульс, километраж.

В будущем вы сможете использовать обычные велосипеды для езды на уличных площадках, ведь свежий воздух является неотъемлемой частью лечения болезни.

Все дети с удовольствием занимаются на велотренажерах и получают от них массу позитивных эмоций. В ходе эксплуатации у малыша стремительно разрабатывается осанка, формируются мышцы.

Подобные приспособления оснащены специальными конструкциями и крепежами для педалей, что позволяет заниматься с безопасностью.

На велотренажере можно практиковаться независимо от погоды, укреплять состояние своего здоровья. За счет таких манипуляций вы существенно сможете укрепить состояние здоровья своего малыша.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]