Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Многие психические расстройства начинают развиваться в раннем детском возрасте, но диагностировать их можно лишь после того, как ребенку исполнится 5 лет. Диагноз СДВГ чаще всего, определяется в младшем дошкольном возрасте, хотя симптомы расстройства могут проявляться раньше. Это связано с тем, что постановка диагноза «синдром дефицита внимания и гиперактивности» требует оценки способности ребенка к обучению, его социальных функций, а также анализа поведения в разных условиях (дома и в школе). Синдром дефицита внимания является одним из самых спорных диагнозов. Среди многих обывателей бытует мнение, что это очередное «модное» расстройство, оправдывающее лень и плохое воспитание. Но это далеко не так. Еще в начале ХХ века появились научные труды, в которых описывались несколько детей с повышенной импульсивностью, гиперреактивностью и невнимательностью. На сегодняшний день СДВГ симптомы проявляются примерно у 6 % населения, но за квалифицированной медицинской помощью обращаются лишь 2% людей. Это психологическое расстройство чаще диагностируется у мальчиков. Среди девочек оно встречается реже, но его лечение требует более серьезного подхода. К тому же симптомы СДВГ у представительниц слабого пола менее выражены, а гиперактивность может отсутствовать вовсе.

Заниматься воспитанием и обучением детей, имеющих синдром, очень непросто. Многие родители не могут смириться с мыслью о том, что их ребенок может иметь психическое расстройство. Они винят в поведении своего чада окружающих, школу и, несколько реже, самих себя. Но если вовремя принять необходимые меры, то можно заметно улучшить состояние ребенка. Для этого, прежде всего, необходимо понять, что же такое синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Чем опасен СДВГ?

Нарушение внимания и гиперактивность у детей приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых. Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации). Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребенок с дефицитом внимания также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом периоде, когда у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивности.

Что такое СДВГ и почему его нельзя вылечить, но можно скорректировать

Синдром непоседы, модная болезнь, преувеличенная проблема – как только не называют синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ или ADHD). Но неврологи и психиатры предупреждают, что не стоит относиться к СДВГ легкомысленно: это диагноз, который не лечится, но требует определенной коррекции. Во всем мире растет число детей с этим синдромом. Важно правильно помочь им в детстве, чтобы болезнь не мешала полноценно жить во взрослом возрасте.

Особенности поведения

«Дети с СДВГ уже на первом году жизни особенные: они более подвижны, чаще совершают хаотичные движения руками и ногами. Как правило, эти дети задерживаются в речевом развитии, более неуклюжие, невнимательные. Где-то в полтора-два года можно говорить, что есть предпосылки к этому синдрому», – рассказывает невролог Тушинской детской больницы имени З.А. Башляевой Маргарита Самигулина. «Но поставить этот диагноз мы имеем право только к шести годам, когда можно объективно по шкалам оценить невнимательность, гиперактивность, неусидчивость. Мы работаем вместе с психологом, он примерно час играет с ребенком на коврике, задает вопросы, дает задания. А до этого мы предполагаем синдром, акцентируем родителей на том, что дети более неусидчивые, расторможенные».

Маленькие дети с СДВГ своим поведением часто напоминают обезьянок, перескакивающих с дерева на дерево. Дети активно хватают то одну игрушку, то другую, быстро теряют к ней интерес, не могут сосредоточиться на каком-то занятии. При этом они очень активные. Все дети разные, этот синдром у кого-то может проявиться раньше, у кого-то позже, но чаще всего родители замечают проблему в полтора-два года.

7 сенсорных игр, которые успокоят ребенка и снимут стресс

Рассказывает детский невролог Нина Московкина: «По нормативам, к полутора годам у ребенка должен созревать интерес, он должен уметь заниматься, строить домики из кубиков, собирать пирамидку, ему это должно быть интересно. А гиперактивный ребенок чуть-чуть позанимается и бросает. У таких детей снижен интерес, им ничего не интересно. Самое главное – не упустить тот момент, когда у ребенка появляется стремление к познанию мира. Мамы часто это пропускают, и так дети начинают входить в синдром гиперактивности с недостатком внимания. С ребенком все время нужно разговаривать, он должен слышать мамино слово. Даже когда вы идете просто по улице, обязательно что-то рассказывайте, еще лучше — читайте детские стихи, это хорошо развивает память и внимание. Мама должна объяснять, что вот это снег, а это – снежинки, они холодные, годовалый ребенок это поймет. Часто родители в этот ответственный период жизни малыша все свободное время тратят на гаджеты, им некогда привить ребенку устойчивый интерес. Что мы нередко видим? Идет мама с ребенком, что-то судорожно набирает в телефонн, а ребенок лишь бы не мешал».

Выдуманный синдром

Активный ребенок – это норма, и не стоит называть всех активных детей гиперактивными. «К сожалению, у нас есть проблема гипердиагностики, когда родители приходят на прием к неврологу, психологу, говорят, что ребенок гиперактивный, и ему ставится этот диагноз – СДВГ, без оценки этой гиперактивности», – предупреждает Маргарита Самигулина. «Вообще, СДВГ – это диагноз психиатра, это нарушение в эмоционально-волевой сфере, дети не могут контролировать свои эмоции и поведение. Бывают выдуманные синдромы гиперактивности, когда ребенок дома бегает по потолку, потому что мама готовит, а папа лежит на диване и смотрит телевизор, ребенку скучно, и он своей активностью пытается привлечь внимание родителей. Такое поведение многие родители называют гиперактивностью. А это всего лишь манипуляция взрослыми в желании привлечь их внимание».

Детей с СДВГ все больше

Число детей с СДВГ выросло во всем мире и в России тоже. По последним данным американских исследователей, в США 11% школьников страдают этим синдромом. Причины разные, но Маргарита Самигулина основными считает проблемную беременность и роды: «Мы стали больше выхаживать недоношенных детей, у них незрелая нервная система, и они имеют различные поражения перинатальной нервной системы, это тоже сказывается. Проблемы беременности сейчас у многих женщин. Есть генетически обусловленные факторы, они не доказаны, но считается, что если мама с папой имеют этот синдром, то у ребенка он тоже будет. Но больше всего сказывается, как мне кажется, недоношенность, преждевременные роды, стимуляция родового процесса».

Очень часто у детей с СДВГ имеются родовые травмы шейного отдела позвоночника и головы. Гипоксия, асфиксия, тазовое предлежание, стремительные роды, длительный безводный период могут быть причиной СДВГ. Поэтому если все эти проблемы были, обязательно нужно посетить невролога.

Невролог Нина Московкина отмечает, что курение мамы во время беременности тоже может спровоцировать этот синдром – никотин сужает сосуды, ребенок получает меньше кислорода. «К гиперактивности может привести и неправильное питание. В идеале ребенок должен получать материнское молоко. Мама, которая кормит ребенка грудью, должна получать в нормальном количестве жиры, белки, углеводы, витамины, не питаться фастфудом. Если у мамы нет молока, ребенка нужно правильно кормить».

Лечение

Лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью нет. Раньше неврологи назначали ноотропные, успокаивающие препараты, но это была, скорее, терапия отчаяния в помощь родителям, вспоминает Маргарита Самигулина. «Сегодня есть только один препарат, который реально оказывает воздействие на этот синдром – это Страттера. Он дорогой, и разрешен только с 6-7 лет. Мы его назначаем, когда ребенок идет в школу, чтобы помочь ему втянуться в обучение, привыкнуть к урокам, научиться себя контролировать, в средней школе этот препарат мы снимаем, и дети, как правило, учатся нормально. В детском саду этот синдром ребенку не мешает, он мешает окружающим, воспитателям, а ребенок чувствует себя замечательно. В школе другая ситуация – за счет своей невнимательности ученик не может обучаться, не может усваивать материал из-за своего синдрома, поэтому там уже требуется наша медикаментозная помощь».

Диагноз на всю жизнь

СДВГ – это диагноз на всю жизнь, он не лечится. Взрослые к нему приспосабливаются, но у них остается забывчивость, частая смена настроения. Такие взрослые нередко страдают заниженной самооценкой, повышенной самокритичностью, у них отсутствует мотивация, они забывчивы, несобранны, невнимательны. Рассказывает Маргарита Самигулина: «Но жить им это не мешает. Они так же ходят на работу, выполняют все, что нужно. Просто взрослые учатся жить с этим синдромом, приспосабливаются к нему. Но есть такая статистика, что большой процент людей с синдромом дефицита внимания становятся наркоманами, алкоголиками, ведут асоциальный образ жизни. Это так проявляется синдром. Они же активные, и если их чем-то в детстве не заинтересовали, их бешеную энергию не направили в правильное русло, то потом они находят выход только в асоциальных поступках. Их не принимает общество, если родители не смогли помочь им в детстве».

У взрослых синдром проявляется по-разному – некоторые грызут ногти, потому что не могут справиться со своей гиперактивностью. Им нужно постоянно искать занятие для рук, объясняет Нина Московкина: «Помогают мягкие игрушки с гранулами, их можно теребить в руках. Как правило, дети с СДВГ, когда вырастают, не идут на специальности, которые требуют усидчивости, а выбирают такие профессии, где руки работают, а голова при этом отвлекается. Хорошо подойдут ковка, лепка, резьба по дереву».

Спорт в помощь

Откорректировать излишнюю активность детям помогает спорт. Силовые виды спорта – не их вариант, рекомендован пеший, водный туризм, плавание, бег трусцой, катание на лыжах, коньках. Нагрузка должна быть умеренной, потому что дети могут перевозбудиться, а успокоиться самостоятельно им непросто. «Важно заниматься физкультурой, но противопоказаны профессиональные занятия спортом (школы олимпийского резерва). Важно, чтобы дополнительные занятия были интересны ребенку. Большая школьная нагрузка, обучение в специализированных школах, гимназиях, как правило, не по силам ребенку с СДВГ. Лучше, если ребенок будет учиться в обычной школе с адекватной нагрузкой. Если есть возможность, показано домашнее (семейное) обучение, хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми с СДВГ школы Монтессори», – рассказывает практикующий психолог, к.п.н., доцент кафедры психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена Юлия Гусева.

Помощь психолога

Параллельно с наблюдением у невролога или психиатра Юлия Гусева рекомендует детям с СДВГ пройти курс психотерапии: «Обычно психологи в работе с детьми, страдающими СДВГ, используют игровую терапию. Ребенок в игре учится взаимодействовать с другими и самим собой, учится выражать свои эмоции и чувства в социально приемлемой форме, кроме того, психолог в рамках терапии устанавливает границы, если они нарушены в реальной жизни. Постепенно ребенок переносит полученные навыки общения из кабинета психолога в реальную жизнь».

Родитель ребенка с СДВГ – это его самый главный помощник и сопровождающий, отмечает психолог. Одна из серьезных проблем такого ребенка – это самоконтроль, волевая саморегуляция. Он не может сосредоточиться на уроках, отвлекается, не может собрать портфель, не может сдержать себя, например, дерется с другими детьми. «В связи с этим функция контроля должна быть взята родителем на себя. Быть рядом, когда ребенок выполняет уроки, перепроверить вместе с ребенком, все ли собрано на следующий день, напомнить, что пора идти на кружок. Не нужно бояться, что ребенок из-за такой опеки сам никогда не будет ничего делать. Дело в том, что у детей с СДВГ обычно наблюдается дисфункция лобных долей головного мозга, которые, собственно, и отвечают за самоконтроль и саморегуляцию. По мере созревания головного мозга ребенок будет лучше контролировать себя. Обычно это происходит примерно в подростковом возрасте, если, конечно, проводилось соответствующее лечение».

Для ребенка с СДВГ очень важно соблюдение режима дня, спокойный ритм жизни и отсутствие переизбытка дополнительных занятий, в семье должны быть установлены рамки дозволенного поведения. «Эти дети не воспринимают критику, когда вы на них кричите, они, во-первых, не понимают, за что на них кричат, а, во-вторых, становятся более обозленными, стараются сделать что-то назло», – предупреждает невролог Маргарита Самигулина. «А когда к ним обращаются ласково, они слышат, и так от них можно добиться результата. Кричать, бить, наказывать детей с этим синдромом бесполезно».

Что почитать родителям ребенка с СДВГ

Рассел Баркли, Кристина Бентон «Ваш непослушный ребенок»

Многие родители детей с СДВГ отмечают, что эта книга, уже ставшая классикой, очень им помогла. Авторы объясняют причины непослушания, рассказывают, как его можно преодолеть, объясняют, что нужно говорить ребенку и как. Учат, как через систему похвал, наград и мягких наказаний откорректировать поведение ребенка. В книге есть практические схемы, опросник для родителей, проверочные листы.

Екатерина Мурашова «Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром»

Автор в увлекательной форме рассказывает, что же такое СДВГ, как часто этот синдром встречается, как выглядит на практике, как с ним борются врачи. Отвечает на наиболее частые вопросы, которые родители задают специалистам, рассказывает, что делать родителям дошкольника и школьника с СДВГ.

Людмила Ясюкова «Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций»

Людмила Ясюкова всю жизнь посвятила проблеме СДВГ не только как психолог, но и как мама детей с этим синдромом. Она подробно описывает психологические особенности и поведенческие проявления СДВГ, объясняет неврологические причины. Дает практические рекомендации и конкретные методы обучения таких детей.

Юлия Гусева «Особенности включения в образовательный процесс детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в среде Монтессори»

Детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности сложно обучаться в детских садах, непросто подчиняться дисциплинарным требованиям, у них бывают сложности в общении со сверстниками. Психолог Юлия Гусева рассказывает, как можно помочь таким детям.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

ЕЩЕ ПОЛЕЗНОЕ:

Почему брак – это не бизнес, или кто должен делать работу по дому

Как делать замечания чужим детям. 6 правил вежливости

Агрессия на площадке и туалетные разговоры. Психолог отвечает на вопросы родителей

Виды СДВГ у детей

Выделяют 3 вида течения синдрома дефицита внимания и гиперактивности в зависимости от симптомов:

  • Синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность
  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности
  • Синдром гиперактивности без дефицита внимания

Частота синдрома дефицита внимания и гиперактивности, по данным разных авторов, варьирует от 2,2 до 18% у детей школьного возраста. Практически в каждом школьном классе есть, по крайней мере, один ребенок с данным заболеванием.

Мальчики страдают СДВГ в 2 раза чаще девочек и для мальчиков более характерно наличие изолированной гиперактивности или гиперактивности в сочетании с нарушениями внимания.

Физические нагрузки

Один из самых простых и доступных способов борьбы с синдромом ДВГ – это физическая активность и спорт. В процессе выполнения физических упражнений организм активно продуцирует дофамин, серотонин, норэпинефрин. Эти гормоны способствуют концентрации внимания, улучшению памяти, повышению настроения и мотивационного настроя. То есть, принцип действия физических нагрузок в борьбе с симптомами СДВГ аналогичен медикаментозной терапии. Однако он не принесет массу побочных эффектов и поможет сэкономить деньги.

Чтобы физические упражнения благотворно влияли на концентрацию внимания и снижение гиперактивности, следуйте таким рекомендациям:

  • Регулярность тренировок – физические упражнения необходимо выполнять каждый день. В среднем достаточно 30-40 минут быстрой ходьбы. Ежедневные прогулки улучшают настроение, помогают сконцентрироваться на важных вопросах, высвобождают излишнюю энергию;
  • Приятная активность – выбирайте те виды, спорта, которые вам интересны. В этом случае, вы не только будете с пользой проводить время, но и быстро привыкнете к тренировкам. Отличным выбором станут командные игры, поскольку они помогают больным СДВГ адаптироваться в социуме;
  • Выезжайте на природу – научно доказано, что нетронутая природная среда (лес, горы, заповедники) успокаивает человека и уменьшает выраженность симптомов дефицита внимания. Можно совместить приятное с полезным, например, отправиться в горный поход, выехать на пикник с друзьями, устроить пробежку по лесу.

Симптомы и диагностика

Диагноз дефицита внимания может быть установлен при наличии, по крайней мере, 6 из описанных ниже симптомов.

Ребенок имеет дефицит внимания, если он:

  • Не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе
  • С трудом поддерживает внимание в работе и игре
  • Не слушает то, что ему говорят
  • Не в состоянии следовать инструкциям
  • Не может организовать игру или неигровую структурированную деятельность (например, выполнение домашнего задания)
  • Имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания
  • Часто теряет вещи
  • Часто и легко отвлекается
  • Бывает забывчив

Для диагностики гиперактивности необходимо наличие, по крайней мере, 5 из перечисленных ниже симптомов.

Ребенок гиперактивен, если он:

  • Совершает суетливые движения руками и ногами
  • Часто вскакивает со своего места
  • Гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема
  • Не может играть в «тихие» игры
  • Всегда находится в движении
  • Очень много говорит
  • Ребенок импульсивен, если он:
  • Отвечает на вопрос, не выслушав его
  • Не может дождаться своей очереди
  • Вмешивается в разговоры и игры других
  • Обязательными характеристиками СДВГ также являются:
  • Продолжительность:
  • симптомы отмечаются на протяжении не менее 6 месяцев
  • Постоянство, распространение на все сферы жизни: нарушения адаптации наблюдаются в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома)
  • Выраженность нарушений: существенные нарушения в обучении, социальных контактах, профессиональной деятельности
  • Исключаются другие психические расстройства: симптомы не могут быть связаны исключительно с течением другого заболевания

Ключевые характеристики СДВГ.

Важным аспектом диагностического критерия является временной фактор – нарушение поведения должно наблюдаться на протяжении не менее 6 месяцев. Это связано с тем, что с точки зрения сегодняшней медицины, нарушения функционирования головного мозга, лежащие в основе СДВГ, являются весьма продолжительными, часто пожизненными, в том числе и по причине частичной генетической обусловленности.

Ну и чтобы уж совсем диагноз о наличии СДВГ был надежным, клинические руководства требуют инвариантности в отношении наблюдателя, т.е. на основании использования описанных критериев к аналогичным выводам должны придти разные наблюдатели поведения ребенка – не только врач, но и педагог, родитель и любой другой незаинтересованный наблюдатель.

Также стоит упомянуть тот факт, что классификация симптомов и диагностические критерии СДВГ в своем современном виде оформились относительно недавно, в силу чего особенности поведения СДВГ-ребенка даже врачом-педиатром, не говоря уже о родителях и школьных педагогах, до недавнего времени оценивались неправильно – неусидчивость и невнимательность, неспособность самостоятельно справиться с заданием обычно списывались на плохое воспитание, недостаточное внимание со стороны родителей, капризность и разбалованность ребенка и другие подобные причины.

Именно поэтому при возникновении подозрений о наличии в поведении ребенка каких-то отклонений прежде всего следует обращаться к опытному специалисту, что позволит правильно оценить все нюансы и особенности нарушения поведения ребенка с диагностической точки зрения и выбрать правильный и наиболее эффективный способ коррекции его СДВГ-поведения.

В нашем Центре работают именно такие специалисты, которые не только разберутся во всех нюансах поведения ребенка с СДВГ, но и обеспечат максимально эффективное, безопасное и надежное лечение самым современным и перспективным нелекарственным методом – методом биологической обратной связи или БОС-терапии.

От чего возникает СДВГ?

В основе формирования СДВГ лежат нейробиологические факторы: генетические механизмы и перинатальное повреждение центральной нервной системы (поражение головного и спинного мозга, возникающее в процессе беременности, родов и раннего послеродового периода), которые могут сочетаться друг с другом. Именно они определяют изменения со стороны функционирования нервной системы и нарушения высших психических функций и поведения, соответствующие картине синдрома.

Во многих случаях дополнительное воздействие на детей с СДВГ оказывают негативные социально-психологические факторы (прежде всего — внутрисемейные), которые сами по себе не вызывают развития СДВГ, но всегда способствуют усилению отмечающихся у ребенка симптомов и трудностей адаптации.

Нарушения, сопутствующие СДВГ (так называемые, коморбидные расстройства).

Дополнительные сложности внутрисемейной, школьной и социальной адаптации у детей с СДВГ могут быть связаны с формированием сопутствующих нарушений, которые развиваются на фоне СДВГ как основного заболевания не менее чем у 70% пациентов. Коморбидные расстройства при СДВГ представлены следующими группами: оппозиционно-вызывающим поведением, тревожными расстройствами, расстройствами настроения, нарушения развития речи, трудностями обучения, недостаточностью координации, неловкостью, тиками). Другими сопутствующими СДВГ расстройствами могут быть нарушения сна, и непроизвольное мочеиспускание во сне.

Причины возникновения проблемы

Споры относительно природы синдрома длятся давно. Неврологи классифицируют СДВГ как неврологическое заболевание. Главным фактором его возникновения медики называют не внешние причины, а особенности работы головного мозга. Но помимо врождённой склонности к развитию гиперактивности, существует и ряд факторов, способствующих возникновению СДВГ.

Что может спровоцировать СДВГ:

  1. Тяжёлая беременность. Угроза выкидыша, недостаточное питание, вредные привычки и стрессы оказывают негативное влияние на развитие плода. Если во время беременности у эмбриона возникла гипоксия, вполне возможно, что патологии развития нервной системы приведут к СДВГ.
  2. Осложнения родов. Стремительные роды или затяжная родовая деятельность могут повлиять на последующее развитие малыша. Среди факторов риска также следует отметить стимуляцию родов или раннее их наступление.
  3. Атмосфера в доме. Может сказаться и обстановка в доме, где растёт малыш. Постоянное нервное напряжение, ссоры и излишне строгое воспитание могут стать причиной гиперактивности.
  4. Отравление токсическими веществами или плохое питание.
  5. Индивидуальные особенности развития головного мозга.

Как лечат СДВГ?

Наилучшие результаты в лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигается при сочетании различных методов, однако решать вопрос о комплексе необходимых лечебных мероприятий должен врач невролог.

Нашими врачами при лечении СДВГ используются уникальные метод Биофизической нейромодуляции, который запускает внутренние механизмы саморегуляции структур ЦНС и способен восстановить нормальное развитие ребенка, положительно влияя на познавательные функции (внимание, память, речь). Кроме того, наш метод положительно действуют на обменные процессы в нервной системе и способствует созреванию новых клеток мозга. В случаях сочетания СДВГ с деструктивным поведением, тревожными расстройствами, неврозами лечение комбинируют с микрополяризацией и интерактивными тренингами адаптивного нейро-биоуправления, которые усиливают синаптическую передачу в разных структурах мозга. Зачастую, сопутствующие СДВГ расстройства сна и поведения требуют дополнительных занятий с нейропсихологом. Еще одно направление терапии СДВГ заключается в контроле негативных факторов питания и окружающей среды, приводящих к поступлению в организм ребенка токсических веществ (свинец, пестициды, пищевые красители, консерванты). Среди микронутриентов с подтвержденным клиническим эффектом при СДВГ следует отметить препараты магния. Таким образом, лечение синдрома дефицита внимания/гиперактивности должно начинаться рано (сразу после постановки диагноза), быть комплексным, непрерывным и продолжительным.

Лабораторное подтверждение диагноза

Информация, предоставленная родителями, считается самой важной для постановки диагноза. Однако окончательный вердикт врач выносит лишь на основе результатов обследования. Ребёнку предстоит пройти некоторые несложные процедуры. Обследование включает такие этапы:

  1. Электроэнцефалография — исследование направлено на изучение биоэлектрической работы нервной системы. Активность мозга может оцениваться как в период сна, так и во время бодрствования.
  2. М-эхо — анализ ультразвукового сигнала различных областей мозга.
  3. Реоэнцефалография — обследование кровеносных сосудов головного мозга.
  4. МРТ — магнитное поле проектируется на экран в виде трёхмерного изображения исследуемой зоны мозга.

Насколько стимуляторы эффективны?

Вероятность того, что от лечения психостимуляторами состояние ребенка улучшится довольно высокая — положительный эффект наблюдается в 80% случаев. Обычно пользу приносят как метилфенидат, так и амфетамины, но бывают и случаи, когда организм ребенка реагирует только на один из этих препаратов.

Если лекарство неэффективно, поговорите со своим врачом об изменении дозировки или назначении другого класса стимуляторов. Также в подобной ситуации врач порекомендует сочетать прием лекарства с поведенческой психотерапией или одновременно принимать другой препарат, который не относится к психостимуляторам.

Психологическое консультирование

Помочь справиться с симптомами гиперактивности и расстройства внимания может психотерапевт. Разные психотерапевтические методики направлены на развитие новых навыков, борьбу с негативными установками, управление раздражительностью и гневом. Терапевтические сеансы позволяют добиться повышения стрессоустойчивости, контроля импульсивности, улучшения организационных способностей.

Выделяют такие типы психотерапии дефицита внимания у взрослых:

  • Личностная форма — предполагает борьбу с жизненными неудачами, учебными трудностями, проблемами с профессиональной самореализацией, конфликтами с окружающими. Индивидуальная проработка помогает справиться с чувством тревоги, стыда, раздражительности, низкой самооценкой, обидами и ощущением несправедливости;
  • Семейная форма – в первую очередь предполагает проработку проблем, которые возникают между супругами из-за симптомов СДВГ. Психотерапия поможет сконцентрироваться на конструктивном решении проблем в общении супругов, сгладить конфликты материального характера, избавиться от импульсивного поведения, принять семейные обязанности друг перед другом. Также семейная форма эффективна для нормализации отношений между взрослыми детьми и родителями.
  • Когнитивная форма — направлена на поиск и выявление негативных установок, убеждений, позиций, которые сопровождаются проблемами в социальной жизни.

Главная цель психологического консультирования поведенческим методом – формирование реалистичного взгляда на жизнь и обнадеживающего восприятия мира. Также когнитивная терапия помогает справиться с дезорганизованностью, повысить производительность труда, более эффективно планировать свое время.

Способы релаксации при СДВГ

Периодическое расслабление всего организма помогает сократить выраженность симптоматики дефицита внимания. Регулярная практика релаксации усиливает концентрацию внимания, помогает сосредоточиться, избавиться от чувства тревоги и депрессии. При СДВГ наиболее эффективно работают такие техники:

  • Медитация – абсолютно противоположное состояние синдрому гиперактивности и расстройства внимания. Ее главная цель – сосредоточение на достижении цели. Во время медитации человек расслабляется физически и эмоционально, что позволяет сфокусироваться на определенной мысли. Научно доказано, что во время медитации активизируется деятельность той части головного мозга, которая контролирует внимание, память, ответные реакции;
  • Йога – это сочетание медитации и физических нагрузок. Удерживание поз в йоге развивает равновесие, учит контролю над своим телом. Также йога учит правильно дышать, что способствует расслаблению и фокусировке на поставленных целях. Йога помогает восстановить душевное равновесие и улучшить настроение.

Также для сглаживания симптоматики СДВГ взрослые люди посещают разнообразные тренинги по тайм-менеджменту, самоорганизации, участвуют в тематических ролевых играх и арт-терапии, прибегают к помощи профильных коучей. Однако самым верным и эффективным решением станет запись к опытному психологу.

Нужна консультация психолога? Звоните и записывайтесь на консультацию в Москве 8 (999) 333-37-77 (с 10.00 до 22.00) ежедневно. Стоимость консультации — Услуги и цены. Адрес проведения консультации в разделе Контакты. Также вы можете задать вопрос онлайн или проконсультироваться бесплатно.

Правильное питание

Правильное питание важно не только для стройности фигуры, но и для стабильности эмоционального состояния. При борьбе с симптомами СДВГ важно не только, что ест человек, но и как он это делает. Многие люди с синдромом гиперактивности питаются беспорядочно, могут обходиться без еды весь день, а потом съесть суточную норму. Такое пищевое поведение – это результата отсутствия навыков планирования и импульсивности решений. Рекомендации по нормализации пищевого поведения:

  • Планируйте свое питание – основные приемы пищи и перекусы должны быть заготовлены заранее (обычно на 2-3 дня). Хаотичное питание усиливает симптомы гиперактивности, поэтому пища должна быть готовой, до появления чувства голода;
  • Контролируйте объем потребляемых микроэлементов, а именно цинка, магния, железа. Если потребление недостаточное – начинайте принимать поливитамины;
  • Белок и сложные углеводы необходимы для хорошего настроения, наполнения энергией, борьбы с раздражительностью;
  • Употребляйте продукты с повышенным содержанием омега-3. Эти жирные кислоты способствуют концентрации внимания и снижению гиперактивности.

Может ли ребенок стать зависимым от стимулятора?

Психостимуляторы классифицируются как наркотические вещества, вызывающие привыкание. Однако некоторые исследования показывают, что прием стимулятора в целях лечения СДВГ может фактически снизить риск злоупотребления психоактивными веществами в подростковом возрасте, а не увеличить его.

Но все же дети и подростки подвержены риску злоупотребления своими лекарствами. В случае злоупотребления они принимают его в более высоких дозах, чтобы достичь сильного эффекта. Чтобы избежать этих рисков, храните лекарство в безопасном месте, контролируйте прием препарата и по возможности попросите школьный персонал следить за тем, как ребенок принимает лекарство, находясь в школе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]