СДВГ у взрослых: что это, симптомы, диагностика, лечение


СДВГ у взрослых: что это, симптомы, диагностика, лечение

By: Администратор | Tags: Диагностика СДВГ, Лечение СДВГ, Причины СДВГ, СДВГ, Синдром дефицита внимания и гиперактивности | Comments: | 21 июля, 2021
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — это состояние, которое влияет на концентрацию, память и поведение. Когда-то считалось, что дети с этим заболеванием перерастают это состояние, но сейчас признано, что у многих патология остается на всю жизнь.

По статистике, данное расстройство поражает примерно одного из 20 взрослых, в основном мужчин. Диагностируется болезнь обычно в детстве, но некоторые люди не имеют диагноза. Трудоспособным людям гораздо сложнее преодолеть расстройство, так как управление повседневными делами затрудняется, особенно задачами, которые требуют организации, планирования и сосредоточенности. Помимо прочего, многие начинают пить, курить и употреблять психотропные вещества.

Особенности СДВГ у взрослых

Недостаток сосредоточенности и концентрации является неврологическим состоянием. Исследования сканирования мозга показывают, что люди с этой патологией имеют нейронные цепи, которые немного другие, чем у обычных людей. Физические и химические различия в мозге влияют на исполнительное функционирование. Это означает, что людям с синдромом гиперактивности гораздо сложнее сконцентрироваться и отрегулировать свое поведение.

Основными особенностями являются:

  • трудности с заинтересованностью (например, на работе во время разговоров или личных отношений);
  • гиперактивность (например, ерзание или неспособность сидеть неподвижно, много говорить, чересчур активно жестикулировать);
  • импульсивность (например, прерывание разговора, неспособность ждать в очереди).

Коррекция гиперактивности

Родителям важно контролировать с первых дней жизни малыша его развитие. Особенно в случае присутствия негативных факторов, сопровождавших вынашивание ребенка и его появление на свет.

Исключить СДВГ поможет бережное отношение к малышу в семье. В доме должна быть спокойная и благоприятная обстановка. Родителям не рекомендуется повышать на кроху голос, относиться к нему избыточно требовательно.

Важно с самых ранних лет формировать у малыша адекватную самооценку, хваля за мелкие успешно выполненные действия и спокойно обращая внимание на возможные совершенные ошибки. Они неизбежны, но на них не стоит избыточно акцентировать внимание, вызывая у малыша чувство вины. Ребенку важна поддержка старших во всех начинаниях. У него должен быть спокойный режим дня с соблюдением требований обязательного присутствия ежедневных прогулок с активными играми, помощь в контроле над гиперактивностью помогает формирование привычек в области правильного питания.

Такое бережное отношения требуется в отношении любого малыша, но исполнение таких коррекционных правил обязательно в семьях с гиперактивным крохой. Родителям важно регулярно обращаться к врачу для поведения диагностики. В случае наступления острых состояний, врач назначает комплекс корректирующих лекарственных средств. Назначать любые медицинские препараты могут только специалисты. Самостоятельная терапия в выборе курса лечения запрещена.

Причины возникновения расстройства

СДВГ не вызвано плохим воспитанием, большим количеством сахара, пищевых добавок, отсутствием отцов или вакцинами. Это все мифы. Чаще всего, синдром дефицита внимания — это генетическое заболевание. Шанс, что ребенок унаследует болезнь от одного родителя, у которого есть генетическая предрасположенность — 70–80%.

Но есть еще ряд других факторов, которые способствуют развитию паталогии:

  • черепно-мозговая травма или инфекция;
  • недостаток кислорода или влияние алкоголя или никотина до рождения;
  • преждевременные роды;
  • тяжелые переживания в раннем детстве.

Синдром гиперактивности у детей

Предположить наличие такого диагноза у ребенка можно уже в самом раннем возрасте. Уже в первые месяцы ребенок плохо спит. У него избыточно бурная реакция на шум, яркий свет. Он бурно реагирует на гигиенические процедуры и слишком перевозбуждается во время самых простых игр. Отмечается незначительное отставание от нормы психомоторных навыков.

Определить наличие болезни можно в возрасте трех лет. Психологи отмечают этот возраст как первый переломный. Капризными и требовательными становятся все малыши. У детей с гиперактивностью отмечается задержка развития речи, движения отличаются суетливостью и хаотичностью.

Синдром сопровождается физиологическими нарушениями. У крохи часто возникают головные боли, отмечается повышенная усталость, диагностируется энурез и нервные тики.

В дошкольные годы малыши с синдром медленнее сверстников усваивают новый материал, что объясняется недостаточной способностью к концентрации внимания. Такое положение сохраняется и после поступления в школу. Отставание в усвоении знаний вызвано не низкими умственными задатками, а отсутствием возможность сконцентрировать внимание и полноценно запомнить весь новый материал.

Возникающие проблемы провоцируют у ребенка повышенную обидчивость и агрессивность. Он становится тревожным и плаксивым, развиваются фобии. По мере взросления у ребенка с СДВГ снижается самооценка, возникают комплексы. При отсутствии терапии они могут сохраниться на всю жизнь.

Как определить симптомы СДВГ у взрослых

Ключевые симптомы этой болезни — невнимательность, гиперактивность, импульсивность, но это весьма ограниченный перечень. Стоит рассмотреть детально, как проявляются симптомы диагноза.

Примеры симптомов невнимательности:

  • неспособность сосредоточиться на задаче в течение длительного времени;
  • дезорганизация (например, не получается регулярно пользоваться дневниками или календарями);
  • постоянная забывчивость (вещей, что произошло сегодня днем и т.д.);
  • легкая отвлекаемость человека и его невозможность вернуться к предыдущей задаче;
  • задержка в выполнении заданий и постоянная неорганизованность;
  • чрезмерная неуклюжесть;
  • засыпание на уроках или собраниях;
  • плохое управление временем.

Некоторые люди с СДВГ могут контролировать себя и сосредоточиться, когда им действительно что-то нравится. Но потеря концентрации происходит также тогда, когда им становится скучно. В этом случае проявляется гиперактивность, которую сложно контролировать.

Примеры симптомов гиперактивности:

  • больной кажется все время взволнованным или нервным — на работе это может проявиться в любой день: как в день сдачи отчета руководителю, так и в самый обычный день или во время корпоратива;
  • быть неспособным сидеть неподвижно и концентрироваться — мысли рассеиваются и человек берется за множество задач, не доводя до конца;
  • говорить без перерыва, не замечая окружающих;
  • быстрый поток мыслей или быть не в состоянии перестать думать — один из не явных симптомов;
  • постоянные проблемы со сном.

Стоит также упомянуть отдельную симптоматику диагноза СДВГ у взрослых — чрезмерная импульсивность:

  • человек не учитывает последствия своих действий;
  • постоянно перебивает других людей;
  • берет на себя то, что делает кто-то другой;
  • часто меняет работу;
  • употребляет наркотические вещества и алкоголь в больших дозах;
  • слишком вспыльчивый и раздражительный.

Лечение больных с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является одной из актуальных проблем детской неврологии и психиатрии. Он встречается у 5-9% детей в общей популяции [1, 2, 7, 23]. Дети и подростки, страдающие СДВГ, отличаются неусидчивостью, отвлекаемостью, чрезмерной подвижностью, импульсивностью, низкой успеваемостью и утомляемостью. Несмотря на то что в 30-50% случаев симптомы СДВГ, развившиеся в детском возрасте, в той или иной степени переходят и во взрослый возраст [6]. Клиническим проявлениям данного расстройства у взрослых уделяется гораздо меньше внимания. СДВГ встречается у 3-6% в популяции взрослых [15, 17, 20].

В настоящее время СДВГ рассматривается как проявление нарушения развития нервной системы. Поэтому предполагается, что в зрелом возрасте первичное развитие СДВГ невозможно.

Для оценки СДВГ у взрослых были разработаны специальные критерии [6]. Согласно этим данным, поведение взрослого пациента в детском возрасте (ретроспективно) должно соответствовать критериям DSM-IV для СДВГ детского возраста, а у взрослых оно должно соответствовать следующим ниже признакам 1 и 2, а также не менее чем двум из признаков 3-7: 1. Постоянная двигательная активность. 2. Нарушения внимания. 3. Эмоциональная лабильность. 4. Неспособность до конца выполнить задание. 5. Вспыльчивость. 6. Непереносимость стресса. 7. Импульсивность.

Перечисленные признаки обусловливают особенности поведения взрослых пациентов с СДВГ в социальной и личной жизни. Несмотря на то что у таких больных не обнаруживаются когнитивные нарушения, у них страдают и академические достижения и образование. Пациенты с СДВГ реже получают высшее образование и занимают более низкие профессиональные должности. Такие люди характеризуются снижением способности к планированию времени, слабой организацией труда, очень частыми переменами мест работы и увольнениями. Однако уровень безработицы среди них значимо не отличается от уровня контрольной группы. Они значительно чаще становятся виновниками автомобильных катастроф [10], страдают от несчастных случаев. При выполнении психофизиологических проб на стоп-сигнал они дают худшие результаты, что свидетельствует о повышенной импульсивности [21]. Определенные трудности возникают у взрослых с СДВГ и в личной жизни: большое количество партнеров при меньшей продолжительности сексуальных отношений, частые разводы, отсутствие последовательности в применении контрацептивных средств. Они также часто страдают аддиктивными расстройствами.

При лечении СДВГ за рубежом чаще всего используются психостимуляторы и атомоксетин. Исследований, посвященных диагностике и лечению СДВГ у взрослых в России, мы не нашли.

Цель настоящего исследования — уточнение клинических проявлений СДВГ у взрослых и оценка эффективности и безопасности применения препарата адаптол в его лечении.

Материал и методы

Обследовали 34 пациента в возрасте от 18 до 30 лет (средний — 23,4±4,09 года), предъявлявших жалобы на повышенную двигательную активность и невнимательность.

Обязательным условием для включения больных в исследование являлось указание пациентов и/или их родителей на наличие этих расстройств в детском возрасте. Критериями исключения являлось наличие церебровас­кулярных заболеваний, выраженных проявлений депрессии, тяжелых черепно-мозговых травм в анамнезе.

Диагноз СВДГ ставился на основании приведенных выше критериев [6], которые соответствуют рубрике F90.0 по МКБ-10.

Неврологическое обследование проводилось по общепринятой схеме. Для объективизации степени выраженности астенических расстройств и их динамики в процессе лечения использовалась субъективная шкала оценки астении — MFI-20 c 5 подшкалами. Состояние больных оценивалось и по визуальной аналоговой шкале (ВАШ). Применялся 10-балльный вариант. С помощью ВАШ проводилась субъективная оценка самими пациентами астении и ведущих симптомов СДВГ — невнимательности, гиперактивности и импульсивности.

Диагностика имевшихся у больных сопутствующих цефалгий осуществлялась в соответствии с классификацией Международного общества по изучению головной боли. Оценка интенсивности цефалгий производилась с помощью ВАШ.

Психологическое исследование включало использование шкалы тревоги Спилбергера-Ханина. Степень нарушения внимания оценивалась при помощи теста непрерывной деятельности TOVA (Test of Variables of Attention), позволяющего определить состояние внимания и уровень импульсивности по отношению к нормативным данным.

Контрольную группу составили 35 практически здоровых человек в возрасте от 18 до 35 лет (средний — 22,6±3,7 года).

Для лечения пациентов с СДВГ был проведен курс терапии небензодиазепиновым анксиолитиком — адаптолом.

Известно, что адаптол оказывает выраженный вегетостабилизирующий и умеренный анксиолитический эффект без снижения скорости реакций, а также умеренный ноотропный на фоне физического и психического пере­утомления и антигипоксический. Это приводит к увеличению адаптогенной активности, антистрессовому и стресс­протективному действию, улучшению умственной и физической работоспособности. При этом адаптол, в отличие от препаратов бензодиазепинового ряда, не оказывает миорелаксирующего эффекта, не угнетает сократительную функцию миокарда, не вызывает нежелательных центральных явлений: подавленности, вялости, сонливости, эмоционального безразличия.

Пациентам был назначен адаптол в течение 8 нед в суточной дозе 1500 мг, разделенной на 3 приема. Другой терапии в течение этого времени и за месяц до обследования пациенты не получали.

Результаты

Основными проявлениями СДВГ у наблюдавшихся больных являлись невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Результаты самооценки больными этих явлений приведены в табл. 1

.

В соответствии с DSM-IV из наблюдаемой группы были выделены пациенты со следующими типами СДВГ: с преобладанием невнимательности (СДВГ-Н) — у 17 (50,0%) человек; с преобладанием гиперактивности и импульсивности (СДВГ-ГИ) — у 4 (11,7%); комбинированный тип (СДВГ-К) — у 13 (38,3%).

Очаговая неврологическая симптоматика при обследовании больных не была выявлена. По данным анализа результатов анкетирования с помощью шкалы MFI-20, астенический синдром был диагностирован у 26 (76,5%) пациентов. Количественная оценка выраженности астенического синдрома показала достоверное повышение показателей по шкалам общей и, особенно, психической астении (см. табл. 1)

.

У пациентов из исследуемой группы часто отмечались головные боли — у 30 (88,3%) человек. При этом головные боли напряжения (ГБН) отмечались у 22 (64,7%), из них у 18 пациентов наблюдались частые ГБН. Частота их приступов составляла 3-10 раз в месяц. Диагноз «хронические ГБН» был поставлен в 4 случаях. Мигренозные боли были у 13 (38,2%). Из них мигрень без ауры отмечалась в 11 случаях, мигрень с типичной аурой — в 2 случаях; у 5 пациентов отмечались как мигренозные боли, так и ГБН. Средняя интенсивность головной боли по ВАШ в исследуемой группе составила 6,4±3,1 балла.

Проявления вегетативной дисфункции (по критериям А.М. Вейна) отмечались у 33 (97,1%) пациентов. Комплексный балл оценки тяжести вегетативных нарушений составил 39,1±10,7 (норма — 20-25 баллов).

При психологическом исследовании у 29 (85,3%) пациентов с СДВГ было отмечено повышение (иногда значительное) уровня как реактивной, так и личностной тревожности.

Психофизиологическое исследование TOVA показало, что у пациентов с СДВГ выявлялось достоверное повышение показателей невнимательности, импульсивности и времени реакции по сравнению с контрольной группой (табл. 2)

.

После лечения адаптолом улучшение состояния отмечено у 22 (64,7%) пациентов. У больных существенно в лучшую сторону изменились показатели самооценки внимания, гиперактивности и импульсивности (см. табл. 1)

. Пациенты сообщали о том, что стали усидчивее во время занятий, быстрее справлялись с производственными заданиями. Кроме этого, улучшились взаимоотношения с близкими и коллегами в ситуациях, где раньше часто возникали конфликты.

Количественная оценка выраженности астенического синдрома после лечения достоверно снизилась по шкалам общей и, особенно, психической астении (см. табл. 1)

. При оценке болевого синдрома по ВАШ средняя интенсивность головной боли после лечения составила 3,2±1,4 балла. Наибольшее снижение интенсивности цефалгии отмечалось у пациентов с ГБН.

После лечения адаптолом отмечалось также существенное уменьшение проявлений вегетативной дисфункции. Комплексный балл оценки тяжести вегетативных нарушений после лечения составил 27,8±9,1 (p

<0,05).

Результаты психологического исследования после терапии показали достоверное уменьшение тревоги (см. табл. 1)

.

Нежелательных побочных явлений и осложнений не отмечалось, что свидетельствует о безопасности адаптола.

Обсуждение

СДВГ, являясь заболеванием, которое традиционно изучается детскими психиатрами и неврологами, представляет большую социальную проблему и для взрослых пациентов, так как негативно влияет на процесс общей адаптации. Выше уже указывалось, что взрослые пациенты с СДВГ имеют низкий уровень образования и проблемы с трудоустройством [11, 13]. Среди причин СДВГ в первую очередь выделяют генетические и перинатальные факторы, при этом, по мнению З. Тржесоглавы [5], всегда следует иметь в виду возможность действия нескольких факторов.

Ранее нами [8] были представлены данные по клинической гетерогенности СДВГ у детей. Как показали наблюдения, при СДВГ у взрослых значительно чаще встречается форма с преобладанием невнимательности и реже комбинированная форма и форма с преобладанием гипер­активности.

Многие авторы [22] отмечали высокую тревожность детей с СДВГ. В данной работе отмечался высокий уровень тревожности, сочетавшейся с выраженной астенией.

Кроме этого, частыми спутниками СДВГ являются как у детей, так и у взрослых вегетативные дисфункции, нарушения сна и головные боли. Однако у детей значительно реже встречались мигренозные цефалгии.

Психофизиологическое исследование с применением теста TOVA показало, что у пациентов с СДВГ выявляется достоверное повышение показателей невнимательности и импульсивности по сравнению с контрольной группой (см. табл. 2)

.

Ранее нами было проведено исследование, показавшее эффективность адаптола в лечении СДВГ у детей.

В ходе лечения уменьшились гиперактивность и импульсивность, что привело к улучшению их поведения в школе и дома [9]. Известно, что адаптол проявляет антагонистическую активность по отношению к возбуждающей адрен­ергической и глутаматергической системам и усиливает функционирование тормозных серотонин- и ГАМК-ергических механизмов мозга. Кроме того, препарат обладает дофаминпозитивным влиянием, что клинически проявляется в его активирующем компоненте действия [3]. Последний компонент действия очень важен, учитывая роль нарушений дофаминового обмена в патогенезе СДВГ [18, 24]. Так, большое значение придается гену рецептора дофамина D4 (DRD4

) и «гену переносчику дофамина» (
DAT1
). Показана роль гена дофаминовых рецепторов
D4
, при этом известно, что дофаминовые рецепторы
D4
подавляют функцию префронтальной коры и 7-кратное повторение аллели гена
D4
модерирует взаимосвязь между СДВГ и когнитивными расстройствами. Данные изменения определяют снижение функционирования дофаминергической нейромедиаторной системы головного мозга [12, 14, 16, 19].

Результаты нашего исследования показали, что применение адаптола позволяет достигнуть существенного уменьшения выраженности проявлений СДВГ почти у 65% взрослых пациентов. Так, отмечается выраженное уменьшение невнимательности и импульсивности. Кроме этого, достигнуты выраженное уменьшение тревожности, уменьшение интенсивности сопутствующих цефалгий, нормализация вегетативного баланса, что объясняется анксиолитическим и вегетостабилизирующим эффектом препарата.

С.А. Живолупов и соавт. [4] показали, что прием адаптола статистически значимо повышал концентрацию нейротрофического фактора мозга (BDNF) в сыворотке крови, который является маркером нейропластичности. Это свидетельствует о том, что в основе позитивного действия адаптола лежит модуляция нейропластичности за счет усиления экспрессии BDNF.

Необходимо отметить, что прием адаптола не ограничивает профессиональную и социальную деятельность, связанную с повышенной концентрацией внимания, не вызывает привыкания и развития синдрома отмены.

Таким образом, адаптол является высокоэффективным и безопасным средством лечения клинических проявлений СДВГ как у детей, так и у взрослых.

Методы диагностики СДВГ

Диагноз должен быть поставлен специалистом по психическому здоровью с опытом лечения, но также необходимо дополнительные обследования, среди них:

  • консультации психотерапевта и психиатра;
  • электроэнцефалография (ЭЭГ);
  • сканирования мозга (МРТ);
  • ультразвуковая допплерография сосудов (УЗДГ).

Как правило, взрослые имеют этот диагноз, только если есть доказательства того, что у них были симптомы в детстве. Признаки также должны присутствовать в более чем одной ситуации (например, на работе и дома) и влиять на повседневную жизнь. Показательно наличие от 5 симптомов в пределах полугода. Если вы обнаружили такое количество симптомов следует обязательно обратиться к врачу.

Симптомы гиперактивности

Медики рекомендуют проводить исследования для подтверждения диагноза в возрасте 5-12 лет. Ребенок уже прошел первые переходные периоды и его характер сформировался. Но первые признаки этого неврологического заболевания проявляются существенно раньше. Родителям рекомендуется обращаться внимание:

  • малыш начинает держать головку, ползать, ходить, сидеть раньше сверстников;
  • спит меньше нормы и плохо засыпает;
  • отличаются высокой чувствительностью в резким звукам, яркому свету и другими неожиданным факторам.

Малышей с СДВГ часто беспокоят вегетативные нарушения. Могут быть частые расстройства желудка, поносы. Часто возникают аллергические реакции.

В числе неврологических симптомов основным становится нарушение концентрации внимания. Кроха с трудом готов концентрироваться на одном занятии или предмете. Он избегает цикличных дел. Стать внимательным малыш способен только во время занятий один на один с педагогом. Движения отличаются хаотичностью. Мимика малыша отличается выразительностью. Он быстро говорит, часто проглатывая слова и перескакивая с одной темы на другую. Кроха импульсивен и при выборе направления действий руководствуется только своими желаниями. Показательным симптомов становится частая смена настроения, склонность к риску.

Все проявления связаны с уязвимостью нервной системы ребенка с СДВГ, которой сложно перерабатывать большой объем поступающей из внешнего мира информации.

Дополнительными симптомами становится:

  • нарушение общения со сверстниками;
  • возникновение проблем в обучении при нормальном уровне интеллекта;
  • отставание в эмоциональном развитии;
  • формирующаяся в раннем возрасте заниженная самооценка.

Гиперактивность имеет и положительные стороны. Дети отличаются активностью, они подвижны и деятельны. Прекрасно «считывают» настроение собеседника и ради людей

Лечение расстройства дефицита внимания у взрослых

Лечение проводится у психиатра с опытом лечения СДВГ. Оно включает следующее:

  • вносить изменения в образ жизни и разрабатывать системы для улучшения управления временем и способности выполнять задачи;
  • решение любых проблем с наркоманией или алкоголизмом;
  • научить вас направлять своей концентрацией в нужном русле;
  • помочь вам получить поддержку от друзей или семьи.

Лекарства могут помочь лучше сконцентрироваться, быть менее импульсивными, чувствовать себя спокойнее, учиться и практиковать новые навыки. Обычно врачи при синдроме дефицита внимания и гиперактивности назначают принимать антидепрессанты, ингибиторы, нейролептики, а также витамины и пищевые добавки.

Среди популярных препаратов для лечения следующие:

  • метилфенидат (концерта, риталин);
  • дексамфетамин (декседрин);
  • атомоксетин (страттера).

Что делать если у ребенка гиперактивность

СДВГ чаще всего диагностируется в детском возрасте. Чаще всего к специалистам обращаются родители непоседливого крохи или педагогический персонал детских образовательных учреждений. Ребенок прекрасно понимает окружающих. Он слышит и исполняет просьбы взрослых, но слишком импульсивен для точного исполнения полученных инструкций.

Взрослые часто пытаются все шалости ребенка обосновать этим диагнозом. В реальности он подтверждается не более, чем у 3-5% крох. Большая часть из них мальчики. Отличается течение болезни:

  • мальчики проявляют склонность к агрессии, отличаются гипертрофированным непослушанием;
  • девочки страдают невнимательностью, способной привести к появлению проблем с обучением.

У трети детей СДВГ в переходном возрасте проходит самостоятельно, без использования специализированных медицинских практик и препаратов.

Родители придерживаются двух полярных точек зрения на лечение СДВГ. Примерно половина считает возможность присутствия такой патологии надуманной и отказываются от терапии, считая, что нарушение пройдет само с возрастом. Многие родители наоборот преувеличивают опасность этой болезни для развития ребенка. Гиперактивность требует обязательного контроля медиками и соответствующей корректировки, в большинстве случаев патология успешно вылечивается. Родителям требуется:

  • пройти комплексное обследование для точной установки диагноза;
  • исполнять рекомендации специалиста по созданию для ребенка максимально комфортных условий, тщательно следить за состоянием малыша;
  • исполнять все требования, проходить все необходимые процедуры;
  • посетить консультацию у семейного психолога.

Ребенок с СДВГ отличается повышенным уровнем эмоциональности. Его требуется часто хвалить, повышая самооценку и уверенность в себе. В играх рекомендуется исключить соревновательные моменты, которые могут приводить к негативному воздействию на психику. Требуется обязательно ставить малышу рамки поведения. Например, давать простые и исполнимые поручения (вынести мусор, вымыть после себя чашку и другие мелкие задания). Малыш должен расти в режиме максимального благоприятствования, но четком понимать рамки поведения, чтобы не сделаться избыточно избалованным.

Проводить диагностику желательно в специализированном медицинском центре. Только в такой ситуации можно подтвердить неврологическое нарушение, исключив простую повышенную активность или плохое воспитание. Предварительная оценка состояния может проводиться в районной поликлинике.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

СДВГ у детей, которые еще не достигли школьного возраста, отличается определенными особенностями. Гиперактивность у пациентов отмечается с самого раннего возраста, что говорит о фактически врожденной предрасположенности к потенциальным нарушениям. При этом медики не рекомендуют ставить диагноз, подтверждающие неврологическое нарушение, ранее возраста в 5-12 лет.

Это связано с особенностями формирования психики маленького ребенка. Многие дети отличаются повышенной эмоциональностью, что не говорит о присутствии патологии. Дополнительно на поведении сказываются первые кризисы переходного возраста, которые человек переживает с разной степенью тяжести в период примерно трех и семи лет. В это время каждый ребенок становится капризным, начинает привлекать к себе внимание взрослых, становясь или слишком пассивным или гипервозбудимым.

В дошкольном возрасте родители или педагоги могут только обратить внимание на некоторую предрасположенность малыша к будущему развитию патологии. Если симптомы на протяжении месяцев и лет сохраняются, родители должны тщательно следить за поведением ребенка, обращать внимание на его общение со сверстниками, успехи в обучении. Подтверждение диагноза проводится только после минимум пятилетнего возраста.

Синдром гиперактивности является патологией, способной без должной терапии существенно ухудшить качество жизни пациента в любом возрасте. Контроль этого неврологического диагноза выполнятся опытными специалистами. Помощь врачей и родственников обеспечивает должную корректировку поведения людей, страдающих СДВГ.

Гиперактивность у школьников

В школьные годы СДВГ становится причиной возникновения проблем с освоением образовательной программы. Низкий уровень умения сохранять внимание во время уроков, отсутствие готовности концентрироваться во время выполнения домашних заданий становится причиной значительного снижения успеваемости. Отсутствие контроля со стороны медиков приводит к повышенной тревожности.

Школьники, страдающие гиперактивностью, попадают в разряд неуспешных учеников, несмотря на идеальное состояние интеллектуальных способностей. Ребенок становится нервным и вспыльчивым. У него снижается самооценка.

Причина № 3. Искаженное видение реальности

Еще одна причина, которой грешат многие женщины — поведение, не соответствующее ожиданиям. Они занимают позицию, которую можно назвать «принцесса в башне»: я вся такая закрытая, таинственная, жду прекрасного принца, который будет стремиться ко мне, преодолевать опасности и завоюет мое сердце. Но современные мужчины очень фрустрированы и размышляют иначе. Они избалованы большой доступностью женщин, легким сексом без обязательств и искренне не видят причин «подкатывать» к Снежной королеве. Они выберут ту, которая изначально настроена благосклонно и сама проявит инициативу. А «принцесса» так и останется сидеть в своей башне. Одинокая, зато в короне.

Абсурд, но такая линия поведения популярна среди женщин. Этому способствуют многочисленные тренинги, прокачки женственности, онлайн-марафоны, которые обещают, что через три дня вы выйдете замуж за самого лучшего и прекрасного мужчину на свете. Там пропагандируются идеи женского достоинства, которые часто полностью извращаются и садятся на головы прекрасного пола «короной», оставляя всех в иллюзии, что они невероятные и мужчины ради них должны разбиться в лепешку.

Задача любой такой «короны» скрыть правду, что другому человеку вы по каким-то причинам просто можете не нравиться. Она как бы шепчет вам: «Он понял, что ты слишком для него хороша и достойна большего». Или, например, заставляет вас усомниться в его сексуальной ориентации. Согласитесь, так думать приятней, чем осознать, что вы не интересны?

У современного мужчины нет цели холить, лелеять, оберегать, финансово обеспечивать, потакать капризам, полностью удовлетворять социальные и физические нужды женщины, которая просто позволяет это делать. Когда на тренингах пропагандируется такая концепция, как бы привлекательно она ни выглядела, это утопия.

Правда в том, что единственная работающая в современном мире модель отношений — партнерство. Не бывает такого, что вы забираете себе всю власть, а на другого человека спихиваете всю ответственность. Если мужчина заберет ответственность, то вместе с ней он заберет и власть тоже, начнет диктовать, как вам жить, с кем общаться, что носить. И такой вариант не каждой понравится.


Запасные. Почему мы попадаем в отношения, где нас держат «на всякий случай» Подробнее

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]