Приходилось ли вам долгое время лежать в больнице или находиться в другом государственном учреждении вдали от родных и друзей? Что вы при этом чувствовали? Вероятно, вам не хватало душевных разговоров, объятий, тепла. Из-за этого вас одолевала тоска, мучила подавленность. Это и есть легкие проявления госпитализма. В более тяжелых случаях синдром госпитализма проявляется целым рядом соматических и психических нарушений. Особенно опасен госпитализм для детей из интерната и неблагополучных семей. Предлагаю разобраться во всем по порядку: какого происхождение феномена госпитализма и что это значит, как проявляется и как лечится.
Что такое госпитализм
Название образовано от латинского слова hospitalis, что означает «гостеприимный», «госпиталь». Госпитализм – это синдром, при котором у человека возникают психосоматические нарушения из-за длительного пребывания в больнице, вдали от дома и друзей. В то же время под этим подразумевается отставание в психическом и физическом развитии у детей, с младенчества выросших в интернате или лишенных родительского внимания и любви. Близкое, теплое общение с матерью и другими значимыми взрослыми – ведущая потребность младенчества. Депривация (неудовлетворение потребности) приводит к психофизическим и интеллектуальным нарушениям, задержке в развитии.
Рассмотрим более подробно определения госпитализма в психологии и психиатрии.
В психологии
Госпитализм – это в психологии психосоматические изменения личности в результате дефицита общения с близкими. Психологи рассматривают госпитализм с двух сторон: у детей и у взрослых. В первом случае под этим подразумевается психофизическая отсталость ребенка из-за дефицита общения в первые годы жизни. Во втором случае речь идет о психосоматических расстройствах, вызванных длительным нахождением в больнице. Однако стоит отметить, что госпитализм, возникший в детстве, может преследовать ребенка всю жизнь. В то же время дети, как и взрослые, подвержены больничному госпитализму.
В психиатрии
Это ухудшение психофизического состояния из-за длительного нахождения в больнице. Альтернативное название – синдром отрыва от дома. Проявляется социальной дезадаптацией, утратой трудовых навыков, потерей интересов, обострением хронических заболеваний, ослаблением потребности в общении и рядом других изменений.
Детская депривация
У детей в ответ на разлуку с матерью или при отсутствии внимания и любви развивается госпитализм, который проявляется в глубокой умственной отсталости, дефиците массы тела и роста, отклонениях в психическом развитии.
Младенцы не реагируют на звук или движение предмета, на протяжении долгого времени беспричинно плачут. Дети более старшего возраста намеренно бьются головой о стену, поздно овладевают навыками опрятности – обычно только после 3-5 лет.
У них нередко наблюдается недержание мочи – как ночное, так и дневное, каломазание. Сон у таких детей поверхностный. У них недостаточно положительных эмоций, они отказываются от контактов, не тянутся к людям. Процесс формирования личности у них нарушен.
Все эти явления приводят к тяжелым психическим расстройствам, например, — к аутизму, умственной отсталости.
Иногда госпитализм может становиться причиной смерти ребенка, особенно при присоединении инфекции, с которой не способен бороться ослабленный организм.
История открытия феномена
Явление госпитализма в психологии было открыто психоаналитиком Р. Спитсом (1945 г.). Он исследовал явление госпитализма у детей и младенцев, вынужденных долгое время находиться в больнице, и у детей, проживающих в интернате. Психоаналитик выяснил, что все происходящие изменения связаны с отлучением ребенка от матери. В основе учения Шпица лежит психоаналитическая теория Фрейда, в частности положение о сепарации ребенка от матери.
Спитс изучал состояние детей, которые находились в благоприятных с точки зрения гигиены условиях (питание, уход, чистота), но без должной материнской поддержки. И вот что он заметил:
- на третьем месяце жизни у детей возникли физические ухудшения, ослаб иммунитет, возросла смертность;
- чуть позже стали заметны психические изменения, в частности депрессивность, пассивность, заторможенность;
- на втором году жизни стали заметны признаки глубокой психофизической отсталости во всех областях (ходьба, речь, способность стоять и сидеть).
В результате своего исследования Шпитс (Спитс, Спиц) заключил, что детям необходима забота и любовь матери. Она важна для жизни и развития ребенка.
Психоаналитик выявил две формы синдрома:
- госпитализм, связанный с полной депривацией материнской заботы;
- анаклитическая депрессия, которая возникает в том случае, если сначала ребенок нормально общался с матерью, а потом его изолировали.
Позже Крейслер пересмотрел концепцию Шпица и пришел к выводу, что любая депривация приводит к госпитализму. В том числе ненадлежащий уход за ребенком в условиях семьи. Этой же точки зрения придерживаются современные исследователи.
Основные идеи теории Спитса и современный взгляд
Американский психолог Рене Спитс (Шпиц), изучая особенности поведения воспитанников учреждений интернатного типа, объяснил явление госпитализма следующим образом: даже в благоприятной санитарно-гигиенической обстановке, при условиях удовлетворительного питания и ухода у детей, лишенных возможности общаться с родителями, наблюдается отставание в развитии – замедление развития мышления и речи.
При этом ранее психолог считал, что важным условием развития синдрома госпитализма является недостаток витаминов в рационе и малочисленность персонала, призванного обеспечивать уход за детьми.
Рене Шпиц
Последователи Спица, далее изучая феномен, несколько расширили понятие термина «госпитализм». С точки зрения современных исследователей, подобный синдром возникает не только при разлуке ребенка с матерью, но и в том случае, если близкие люди, находясь рядом с ребенком, не проявляют заинтересованности к нему и не принимают участия в процессе его развития, становления.
Госпитализм особенно опасен для детей, так как существенно тормозит их развитие. Некоторые психические и физические отклонения могут сохраниться на всю жизнь.
Причины госпитализма
Феномен госпитализма возникает в условиях длительного нахождения человека в стационаре, жизни ребенка в интернате, нахождении ребенка в неблагополучной семье, в том числе в семье с холодной, безэмоциональной матерью.
В психологии существует такое понятие: «диада мать-дитя». Это означает, что до года мать и ребенок неразрывны, их рассматривают как единый организм. Ранняя сепарация до года (равнодушие и холодность матери или отсутствие матери в жизни ребенка) приводит к госпитализму.
Синдром возникает в тех условиях, когда полностью или частично отсутствует забота матери о ребенке (нелюбовь, невнимание). К сожалению, такое случается даже в семьях, притом благополучных на первый взгляд семьях. Например, где родители заняты построением карьеры.
Таким образом, госпитализм у детей и взрослых возникает по следующим причинам:
- длительная изоляция в медицинском учреждении;
- дефицит общения с семьей, родными, близкими;
- пассивность родственников (ближайшие родственники не интересуются жизнью индивида).
К факторам риска относится следующее:
- наличие хронических заболеваний, из-за которых человек часто оказывается в больнице;
- пожилой возраст;
- жизнь в одиночестве (нет семьи, друзей);
- жизнь в интернате, доме малютки, приюте;
- младенческий и детский возраст;
- пребывание в пансионате, оздоровительном центре.
Психологи отмечают, что большинство современных семей входят в группу риска. Родители вынуждены много работать, матери рано выходят из декрета. Из-за этого ребенку не хватает внимания, заботы, ласки, общения. Кроме этого, психологи отмечают, что все чаще матери отличаются холодностью, нежеланием общаться с ребенком. Они не знают потребностей, интересов малыша, не хотят развивать его способности, не учитывают его возможности. Многим современным детям не хватает близости с мамой. Отсюда и позднее развитие, и проблемы с поведением, и позднее развитие речи или речевые нарушения, и многие другие проблемы.
Феномен госпитализма в младенчестве
В младенческом возрасте общее состояние детишек, брошенных своими матерями, либо страдающих от недостатка их заботы и внимания, отличается следующими показателями:
- отказ от еды, быстрая потеря веса;
- ребенок постоянно пребывает в сонном состоянии, не подает никаких признаков активности;
- мышцы лишены тонуса, конечности безвольные и вялые;
- отсутствует обратная реакция на контакты.
Младенцы с таким синдромом позже начинают держать голову, ползать, самостоятельно садиться и ходить. Их движения менее координированы, неустойчивые и неуверенные.
Симптомы и признаки
Проявления госпитализма у детей и взрослых неодинаковы. Рассмотрим оба случая подробнее.
Синдром госпитализма у детей
У детей госпитализм проявляет себя следующим образом:
- недоразвитость рефлексов и инстинктов у младенцев;
- недержание мочи и кала;
- задержка речевого развития;
- задержка двигательного развития;
- эмоциональная холодность, алекситимия (неспособность выражать эмоции);
- навязчивые действия, например, покачивания взад-вперед;
- рахит;
- отставание в физическом развитии;
- низкий уровень адаптации;
- отставание в освоении своего тела, языка;
- болезненность;
- вялость;
- апатичность;
- бледность;
- пассивность;
- истощение;
- плохой аппетит;
- проблемы со сном;
- лихорадка;
- сонливость;
- гипотонус мышц;
- отсутствие реакций на сигналы окружающих (не отвечает на ласку, не реагирует на голос, не концентрирует взгляд).
Дети, глубоко переживающие нехватку взаимодействия с матерью, выглядят несчастными. Их состояние сложно не заметить, проблему видно невооруженным глазом. Однако если ребенка как можно раньше вернуть к матери или другому человеку, который полноценно заменит ее, то через 2–3 недели все симптомы и признаки госпитализации исчезнут.
Малыши, лишенные взаимодействия со взрослыми, поздно начинают ходить, говорить, читать и т.д. Если с ними совсем никто и никак не занимается, то они вырастают детьми-маугли (дикие дети).
Синдром госпитализма у взрослых и пожилых
Характерны следующие проявления:
- социальная дезадаптация;
- потеря интереса к работе и труду как таковому;
- ослабление профессиональных навыков;
- оскудение круга общения, снижение качества контактов;
- обострение хронических заболеваний и трансформация острых патологий в хронические;
- потеря аппетита;
- снижение иммунитета;
- снижение адаптационных возможностей;
- флегматичность;
- оскудение мимики;
- замедленная моторика;
- когнитивные ухудшения (память, мышление, восприятие);
- беспечность;
- малоподвижность;
- монотонность.
У пожилых людей госпитализм проявляется деградацией. Развивается из-за нахождения в домах престарелых, больницах или в случае, когда пожилой человек оказывается брошенным в квартире, живет в одиночестве.
Вместе с этим госпитализм у взрослых проявляется синдромом хронического заболевшего. Человек настолько привыкает лежать на больничной койке, что не может жить в других условиях. Выйдя из больницы, он делает все возможное, чтобы снова попасть туда. Дело в том, что при длительном стационарном лечении у человека искажается мировосприятие. Он не воспринимает себя в другой среде, привыкает к болезни. Особенно часто это случается у пенсионеров. Это проявляется при лечении в больнице на протяжении 10–15 месяцев (в среднем).
При столь длительном пребывании в больнице у человека возникают психические деформации. Возможны несколько вариантов (подвиды госпитализма):
- Деприватизационная десоциализация. Это потеря способности адаптироваться, утрата социальных навыков. Развивается медленно.
- Патерналистская подвластность. Это и есть навязчивая идея быть больным. Возникает из-за чрезмерной опеки.
- Фармакогенный психолого-эмоциональный и социальный личностный регресс. Развивается очень быстро из-за неправильного лечения.
- Смешанный вариант.
Симптоматика
Младенцы в первые полгода жизни развиваются правильно и своевременно, если не имеют врожденных патологий. Начиная с шестимесячного возраста, формирование замедляется, возникает феномен угасания. Поскольку госпитализм затрагивает физическое и личностное развитие, у детей возникают проявления психомоторных нарушений. У больных отмечается психофизическая недоразвитость, которая зарождается в младенчестве и прогрессирует по мере взросления ребенка.
Симптомы госпитального синдрома у детей:
- Позднее формирование комплексной реакции оживления – отсутствие улыбки, вскрикиваний, гуления, лепетания при появлении знакомых лиц, неспособность зафиксировать взгляд на предмете, плаксивость;
- Нарушение моторного развития – отсутствие навыков сосания, недоразвитость рефлексов, позднее удерживание головы и переворачивания туловища, дискоординация движений, неустойчивые и неуверенные действия, неумение брать игрушку и перекладывать ее из руки в руку;
- Вегетативные нарушения — подъем температуры тела без явных причин, слабость, апатия, снижение тонуса мышц, сонливость или бессонница, отказ от еды, низкий рост и малый вес, недоразвитие костно-мышечного аппарата, недержание мочи и кала, снижение общей резистентности организма к инфекциям, хроническое течение имеющихся заболеваний;
- Задержка речевого развития и прогрессирующая речевая дисфункция – неразборчивость речи, лишение ее интонации;
- Эмоционально-личностные расстройства – плач и агрессия в ответ на обращение взрослых, безразличие ко всему происходящему вокруг, недоразвитие высших эмоций, отсутствие интереса к общению, апатия, замкнутость или эмоциональная вспыльчивость с плачем, криком, драками, расторможенность, асоциальное поведение, отсутствие сострадания, жалости, стыда, вины, послушность, молчаливость, безучастность;
- Появление стереотипных движений и навязчивых действий – раскачивание тела, мотание головой, сосание пальца, хаотичные движения руками и ногами;
- Интеллектуальные расстройства – неспособность овладеть элементарными навыками, преобладание процессов торможения над возбуждением, снижение адаптации в социуме, отсутствие ролевых игр, тяжелая умственная отсталость;
- Изменения со стороны ЦНС – неврастения, психозы, признаки, напоминающие аутизм, боязнь игрушек, прикосновений и взглядов, отсутствие своего Я, неуверенность, скованность движений и медлительность, постоянная тревога, частые конфликты, признаки депрессии, перепады настроения.
Клинические признаки патологии у взрослых:
- Отсутствие заинтересованности к профессиональной деятельности и желание бездельничать,
- Апатия, пассивность, безучастие,
- Страх перед выпиской из стационара,
- Нежелание общаться с людьми, замкнутость,
- Постоянный конфликты с окружающими,
- Бессмысленные и однообразные, часто повторяющиеся, навязчивые движения,
- Эмоциональная обедненность.
Пожилые лица с госпитализмом страдают от прогрессирующей мозговой дисфункции. У них возникают мнестические расстройства, проявляющиеся провалами в памяти; мышление становится неадекватным — больные искаженно воспринимают реальные события. К общим признакам патологии относятся: вялость, апатия, слабость, кахексия, скованность движений, ригидность мышц, отсутствие инициативы, беспечность. У больных отсутствуют планы и надежды, они становятся заторможенными, безынициативными, манерными, истощенными, бездеятельными. Большинство пациентов негативно относится к возвращению после выписки к работе. Они не читают, не смотрят телевизор, редко выходят из дома. Их взгляд становится застывшим и отрешенным, конечности слегка подергиваются. Со временем появляются признаки дисфункции вестибулярного аппарата, нарастает беспомощность в вопросах самообслуживания и поведения в обычной жизни, развивается личностный регресс и эмоциональная опустошенность.
Лечение госпитализма
Лечение синдрома у детей и взрослых отличается. Рассмотрим подробнее каждую из категорий.
У детей
Лечение подразумевает не только устранение негативного фактора, то есть восстановление теплого общения с мамой, но и системную работу с разными специалистами:
- педагогическая коррекция;
- психологическая коррекция;
- расширение круга общения;
- увеличение интенсивности общения.
Вместе с этим проводится симптоматическая терапия, то есть психологическое и медицинское лечение для устранения признаков истощения и отсталости. Программа мероприятий подбирается индивидуально.
У взрослых
Прежде всего, нужно устранить негативный фактор: вылечить хроническое заболевание, перейти на амбулаторное лечение. Но важнее всего вернуть человеку поддержку близких, общение с ними. Показано комплексное лечение у терапевта, психотерапевта (психиатра). Желательно избегать консультаций в стенах медицинского учреждения, рекомендуется приглашать специалиста на дом.
Главное правило профилактики госпитализма – это общение.
Как это выглядит во взрослом возрасте?
У взрослых подобный синдром возникает обычно в пожилом возрасте, особенно, если человек одинок и ему не хватает заботы, внимания и любви со стороны близких людей.
Характерными симптомами в данном случае являются:
- потеря аппетита;
- развитие апатии;
- личностный регресс;
- ухудшение памяти;
- потеря возможности адекватно мыслить и осознавать происходящее;
- эмоциональное обеднение;
- снижение общительности;
- ухудшение отношений с окружающими людьми;
- утрата интереса к трудовой деятельности.
У взрослых подобный феномен может стать причиной личностного опустошения, утраты интереса к жизни.
Чем опасен госпитализм
Каждый случай требует частного рассмотрения, но можно абсолютно точно сказать, что иногда эффекты госпитализма имеют необратимый характер и даже приводят к смерти. Среди людей с синдромом госпитализма выше риск развитии психических расстройств, асоциальных наклонностей.
Детский госпитализм опасен тем, что ребенок станет диким и уже никогда не сможет вернуться к нормальной, человеческой жизни. Виктор Каспар, Джени из Калифорнии – яркие примеры детей-маугли из прошлого. Но пугает, что это происходит и в наше время. Не так давно все телеканалы пестрили шокирующей новостью: «В московской квартире нашли пятилетнюю девочку-маугли». Таких историй очень много. Кому-то удается стать человеком, кто-то так и остается «диким животным», живущими инстинктами и рефлексами. К сожалению, даже на современном уровне развития педагогика, психология и другие социальные науки не всегда способны помочь таким детям.
Феномен госпитализма в психиатрии
Отдельно необходимо отметить, что условия пребывания в психиатрическом стационаре создают риск фармакогенного регресса личности, что является тяжелейшей формой госпитализма.
Это явление развивается очень быстро, при этом ситуация усугубляется тем, что пациенты за короткое время привыкают к психотропным препаратам. У таких людей пропадает желание учиться или работать, существовать вообще вне больничной жизни.
После снижения дозировки психотропных препаратов у больного частично восстанавливается интерес к окружающему.
Профилактика госпитализма
В качестве профилактики психологи рекомендует родителям или другим близким взрослым общаться с ребенком как можно больше, а начинать общение как можно раньше. Это должно быть очень теплое, эмоциональное взаимодействие. Играйте, занимайтесь с ребенком. Старайтесь не оставлять ребенка одного в больнице, не оставляйте его с эмоционально холодным человеком. Изучайте возрастную психологию, чтобы корректно ухаживать за малышом.
Профилактика госпитализма среди взрослых подразумевает максимальное сохранение контактов с внешним миром: общение по телефону, скайпу, чату, личные визиты. Не бросайте своих бабушек и дедушек, не замыкайтесь в себе, если сами оказались в больнице.
Если бы в больницах, интернатах и других учреждениях рядом с больным (воспитанником) всегда был человек, который 24 часа 7 дней в неделю уделял бы внимание только ему, то, вероятно, синдром госпитализма не проявится. Но мы понимаем, что это невозможно, по крайней мере, в государственных учреждениях. В быту же можно нанять няню, сиделку.
Возможные осложнения
При отсутствии тщательного ухода за ребенком, медицинского наблюдения, психолого-педагогического сопровождения, госпитализм может дать следующие осложнения:
- задержка физического развития: дефицит массы, роста, недоразвитие костно-мышечного аппарата;
- плохой уход, несоблюдение гигиенических норм, сниженный иммунитет приводят к развитию инфекций;
- расстройства психической сферы: умственная отсталость, неврозы, псевдоаутистические симптомы, депрессии, психопатии;
- психологические проблемы: затруднения коммуникации, агрессивность, повышенная тревожность, неуверенность в себе, конфликтность.
Диагностика
Основаниями для постановки диагноза служат тщательный сбор анамнеза, данные медицинского осмотра, патопсихологическое обследование и постоянное наблюдение за пациентом. Диагноз госпитализм у детей ставится на основе заключения специальной комиссии, в которую входят педиатр, детский невролог и психиатр, клинический психолог.
Дифференциальная диагностика проводится:
- у детей после года — с умственной отсталостью, аутизмом;
- у более старших – с другими психическими нарушениями: неврозами, расстройствами личности, отклонениями в поведении.
Главное отличие патологий при госпитализме – причины, вызвавшие их.
Как действовать при диагностированном синдроме?
Госпитализм в психологии – это явление, которое поддается корректировке, при условии своевременно оказанной помощи, когда процессы регресса и стагнации личности не стали чрезмерно глубокими. Идеальным вариантом для устранения негативной симптоматики является возвращение ребенка в родное окружение к матери.
Такая терапия при условии адекватного благоприятного климата в семье лучше всего способна излечить детские травмы, полученные в результате вынужденного сепарирования.
Однако такой позитивный вариант развития событий зачастую невозможен в реалиях современного социального сиротства, когда лишь малый процент детей оказывается в детских домах по причине гибели родителей, а большинство попадает туда в результате асоциального образа жизни ближайшего окружения.
Именно поэтому в домах ребенка с детьми работают специалисты-психологи, психотерапевты и педагоги, которые стараются при помощи занятий корректировать данные состояния. Аналогичную помощь могут получать и взрослые люди, страдающие госпитализмом в условиях стационаров.
В основе лечения у детей лежит системная психолого-педагогическая коррекция, социальная адаптация, у взрослых – психологическая помощь, позволяющая вернуть утраченные социальные навыки.
Игры-упражнения для детей
При планировании занятий с детьми, имеющими симптомы госпитализма, специалисты включают в работу развивающие и тренирующие игры:
- внимание;
- мышление;
- память.
Это могут быть сюжетно-ролевые игры, в которых нужно работать в парах, взаимодействовать и соревноваться. Через игры ребенок проходит активную социализацию, учиться оперировать навыками, знаниями и умениями.
В случае детей находящихся в детских домах игра помогает им лучше понять, как устроен предметный и социальный мир. Важным моментом является организация таких занятий. Для достижения лучшего результата с детьми работают индивидуально, а также организуя их в небольшие группы.
Лечение нервных и депрессионных состояний
Нередко итогом длительного пребывания в институциональных заведениях становится развитие, как у детей, так и у взрослых пограничных состояний – различных неврозов, депрессий. На фоне пережитого горя (болезни, сепарации с близкими родственниками) все эти состояния лишь усиливаются, у человека нарастает тревога, страхи и напряженность.
Для коррекции подобных состояний с детьми или пожилыми людьми проводят работу психотерапевты, задача которых состоит в формировании положительного эмоционального состояния. В случае тяжелых форм депрессии могут назначаться специальные препараты, позволяющие пациентам выйти из этого состояния.
Педагогическая поддержка
Педагоги, работающие с детьми с госпитализмом, стараются развивать в них социальные коммуникационные навыки. Они оказывают им активную поддержку, помогая включаться в детские коллективы, проводя реабилитационные мероприятия. Они способствуют сохранению отношений между ребенком и матерью.
Помимо занятий в учреждениях дети могут передаваться на воспитание в дома семейного типа, где женщина-педагог выступает в роли матери для 5-8 ребят. Такие формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей приобретают все большую популярность и являются более предпочтительными в сравнении с воспитанием в детских домах.
В домах семейного типа обычно трудятся семейные пары, которые замещают детям мать и отца. Положительная динамика развития и воспитания детей в таких семьях свидетельствует об эффективности данных форм устройства детей и снижения нагрузки на их психику в сравнении с пребыванием в домах ребенка и интернатах.
Дети, устроенные в подобные семьи, видят распределение ролей между мужем и женой и в целом организацию семейной жизни, что способствует их лучшей последующей адаптации в жизни и минимизации последствий госпитализма.
Препараты для коррекции эмоциональной нестабильности
Психотропные средства могут назначаться специалистами, когда госпитализм проявляется в тяжелой форме. Лечение подбирается индивидуально с учетом анамнеза и возраста пациентов.
Задача такой медикаментозной поддержки:
- остановить регресс в развитии;
- корректировка эмоциональной неустойчивости;
- стимуляция когнитивных функций.
Tenoten
Медикаменты могут применяться для лечения, как взрослых, так и детей. Это могут быть легкие средства (Тенотен, Ноофен) и более серьезные препараты, назначаемые при расстройствах аутического спектра, тяжелых депрессиях (Кортизон).
Средства для стимуляции развития познавательных функций
Одной из проблем госпитализма у детей является снижение когнитивных способностей, вследствие чего у них снижается тяга к познанию нового, обучаемость. Задача психологов и педагогов восстановить этот механизм.
Специалистам приходится порой заново обучать детей выстраивать коммуникации, стимулировать эмоциональную сферу. Занятия проводятся индивидуально, или же, при наметившейся положительной динамике, в небольших группах.
Для мотивации пациентов с госпитализмом к познавательной деятельности применяют:
- занятия, развивающие мелкую моторику (пальчиковые игры с детьми младшего возраста);
- музыкотерапию;
- арт-терапию;
- телесно-ориентированную психотерапию (массаж или контактные упражнения, направленные на расслабление зажимов, возникающих при неврозах и депрессиях);
- тренинги, помогающие восстановить коммуникативные навыки;
- семейные консультации для больного человека и его близких.